Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по информатике - файл 1.doc


Шпоры по информатике
скачать (275 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc275kb.25.11.2011 11:56скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.Понятие информатики, информации, история развития.

Информатика – технич. наука, систематизир. процессы создания, хранения, воспроизводства, обработки, защиты и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Основной задачей информатики является систематизация приёмов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Слово информатика происходит от французского слова, образованного в результате объединения терминов «информация» и «автоматика», что выражает её суть науки об автоматической обработке информации.

Информация – продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информация существует только в момент протекания информационного процесса. Всё остальное время она содержится в виде данных.

В кач-ве источников информатики обычно называют две науки – документалистику и кибернетику. История развития ЭВМ:

Компьютер – электронное устройство, предназнач. Для автоматизации, создания, хранения, обработки, транспортировки данных по программе.

Программа – последовательность команд и операций для обработки данных, реализующих данный алгоритм.

Алгоритм – последовательность действий, приводящих к однозначному решению задач.

0 поколение – не им.прогр. обеспеч. Выполн. от движения. Арифмометры.

I поколение – Появ. в 1946 г. применение вакуумно-ламповой технологии. Для ввода-вывода данных использовались перфоленты и перфокарты , магнитные ленты и печатающие устройства. концепция хранимой программы. 10 тыс оп/сек. ( БЭСМ, УРАЛ)

^ II поколение 100 тыс. оп/сек. (СМ «Минск» МИР IBM 360) Появ. в 1955 г.вместо ламп исп. транзисторы. более надежными, быстродействие их повысилось, потребление энергии уменьшилось. С появлением памяти на магнитных сердечниках цикл ее работы уменьшился до десятков микросекунд. Главный принцип структуры - централизация.

3 поколение микросхемы (инт.схемы нач.) 1 млн. оп/сек (Искра, УС 1040, IBM PCXT 286.386) 4 поколение Интегральные микросхемы Появ. опер. системы , кот. стали брать на себя задачи управления памятью , устройствами ввода-вывода и другими ресурсами ; стало возможным мультипрограммирование. 10 млн. оп./сек (IBM 486)

5 поколение Появ. в 1975 г. с изобр. больших и сверхбольших интегральных схем. Вып. 100 млн.оп/сек. (Pentium 3,4,pro)
^ 2. Логические операции и логические выражения.

В основе вычислительной техники лежит логическая система Джорджа Буля. Правила этой системы применимы к самым разнообразным объектам и их группам. Результатом формального расчёта логического выражения явл-ся одно из двух логических значений: истина (True) или ложь (False). Четыре основные операции, которые были использованы при создании электронных вычислительных машин: И(and) (пересечение), ИЛИ (or) (объединение), НЕ(not) (отрицание) и ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ-лежат в основе работы всех видов процессоров современных компьютеров. Логическая операция НЕ ставиться перед логическим выражением. Инвертирует (меняет на противоположное) значение логического выражения. Операция И объединяет два логических выражения. Результат получившегося выражения будет истинным, если истинны оба выражения, составляющие данное выражения. В противном случае выражение ложно. Операция ИЛИ объединяет два логических выражения. Результат получившегося выражения будет истинным, если хотя бы одно истинным является хотя бы одно из выражений. В противном случае выражение ложно. Операция ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ (хor) объединяет два логических выражения. Результат будет истинным, если значения этих выражений различны. В противном случае выражение ложно.

Логические операции, операции отношения и арифметические операции часто встречаются в одном выражении. При этом отношения, стоящие слева и справа от знака логической операции, должны быть заключены в скобки, поскольку логические операции имеют более высокий приоритет. Вообще принят следующий приоритет операций:

not

and, *, /, div, mod

or, +, -

операции отношения..

Логическую операцию and еще называют логическим умножением, а логическую операцию or - логическим сложением. Кроме того, порядок выполнения операций может изменяться скобками. Например, в логическом выражении расставим порядок действийй

A or B and not (A or B)

Сначала выполняется заключенная в скобки операция or, а затем операции not, and, or. Если подставить вместо переменных А и В значения True и False, то, используя уже рассмотренный порядок действий, получим значение всего выражения равное True.

A

B

Not A

A and B

A or B

A xor B

True

True

False

True

True

False

True

False

False

False

True

True

False

True

True

False

True

True

False

False

True

False

False

False


^ 3. Основные структуры данных.

Данные – диалектическая составная часть информации. Они представляют собой зарегистрированные сигналы. Существует три основных типа данных: линейная (разорванную книгу собрать странички в правильной последовательности), иерархическая (книгу разбивают на части, разделы, графы и т.д.) и табличная (например, оглавление или содержание в книге).

^ Линейные структуры – это списки. Список – простейшая структура данных, отличающаяся тем, что каждый элемент данных однозначно определяется своим номером в массиве. Разделителем может быть какой-нибудь спец символ или пробел. Т.о. линейные структуры данных (списки) – упорядоченные структуры, в кот адрес элем-та однозначно определяется его номером.

^ Табличные структуры отличаются от списочных тем, что элем-ты данных определяются адресом ячейки, который состоит не из одного параметра, как в списках, а из нескольких. Для таблицы умножения, например, адрес ячейки опредл-ся номерами строки и столбца. Кол-во разделителей должно быть больше, чем для данных, имеющих структуру списка. Например, когда печатают таблицы строки и столбы разделяют графическими элем-ми – линиями разметки. Одним из видов табличной структуры явл-ся матрицы. В данном случае разделители не нужны, поскольку все элем-ты имеют равную длину и кол-во их известно. Т.о., табличные структуры данных (матрицы) – упорядоченные структуры, в кот адрес элем-та определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых находится ячейка, содержащая искомый элем-т.

Нерегулярные данные, кот трудно представить в виде списка или таблицы часто представляют в виде иерархических структур. В иерархической структуре адрес каждого элем-та определяется путём доступа (маршрутом), ведущим от вершины структуры к данному элементу. (например, Пуск>Программы>Стандартные>Калькулятор.)

В информатике применяют методы для регуляризации иерархических структур с тем, чтобы сделать путь доступа компактным. Один из методов получил название дихотомии.
^ 4. Организация данных оперативной памяти и на внешних носителях.

Существует множество систем представления данных. Наименьшей частицей представления данных явл-ся бит (двоичный разряд). В настоящее время в кач-ве таких форм используются группы из восьми битов, которые называются байтами. Во многих случаях целесообразно использовать не восьми разрядное кодирование, а 16-разрядное, 24-разрядное, 32-разрядное и 64-разрядное. Группа из 16 взаимосвязанных бит (2-х взаимосвязанных байтов) в инф-ке называется словом.

При хранении данных главное – сохранить данные в наиболее компактном виде и обеспечить к ним удобный и быстрый доступ. Поскольку адресные данные имеют размер и тоже подлежат хранению, хранить данные в виде мелких единиц, таких как байты, и в более крупных единицах, неудобно. В кач-ве единицы хранения данных принят объект переменной длины, называемый файлом. Файл – последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем. Хранение файлов организуется в иерархической структуре, которая в данном случае называется файловой структурой. В кач-ве вершины структуры служит имя носителя, на котором сохраняются файлы. Далее файлы группируются в каталоги (папки), внутри которых могут быть созданы вложенные каталоги (папки). Путь доступа к

файлу начинается с имени устройства и включает все имена каталогов (папок), через которые проходит.
^ 5. Архитектура ПК, периферийное оборудование и его назначение.

Персональный компьютер – универсальная техническая система. Существует понятие базовой конфигурации, в виде которой компьютер обычно поставляется: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

Системный блок представляет собой основной узел, внутри которого установлены наиболее важные компоненты. Устр-ва, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устр-ва, находящиеся снаружи – внешние. Для корпуса важен форм-фактор, форма и мощность блока питания. От форм-фактора компьютера зависят требования к размещаемым устройствам. Он должен быть согласован с форм-фактором материнской платы.

Монитор – устройство визуального представления данных. Это не единственно возможное, но главное устройство вывода. Его основными потребительскими параметрами явл-ся: тип, размер и шаг маски экрана, максимальная частота регенерации изображения, класс защиты.

Клавиатура – клавишное устр-во управления ПК. Служит для ввода алфавитно-цифровых(знаковых) данных, а также команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. С помощью клавиатуры управляют компьютерной системой, а с помощью монитора получают от неё отклик. Клавиатура относится к стандартным средствам ПК.

Мышь – устр-во управления манипуляторного типа. Представляет собой плоскую коробочку с двумя-тремя кнопками. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта. На экране монитора. Мышь не явл-ся стандартным органом управления, и ПК не имеет для неё выделенного порта.

Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода и длительного хранения данных, называют периферийными. Они подключаются к его интерфейсам и предназначены для выполнения вспомогательных операций. По назначению можно выделить: устр-ва ввода данных; устр-ва вывода данных; устр-ва хранения данных; устр-ва обмена данными. Состав системного блока: материнская плата; блок питания; жёсткий диск - микросхемы, доп память для длит хранения; дисковод; дисковод гибких дисков; видеокарта; звуковая карта.
^ 6. Файловая структура диска.

Файловая система — часть операционной системы, управляющая размещением и доступом к файлам и каталогам на диске.
С понятием файловой системы тесно связано понятие файловой структуры диска, под которой понимают, как размещаются на диске: главный каталог, подкаталоги, файлы, операционная система, а также какие для них выделены объемы секторов, кластеров, дорожек.В операционной системе MS DOS принята иерархическая структураорганизации каталогов. На каждом диске всегда имеется единственный главный (корневой) каталог. Он находится на 0-м уровне иерархической структуры. Корневой каталог создается при форматировании (инициализации, разметке) диска, имеет ограниченный размер и не может быть удален средствами DOS. В главный каталог могут входить другие каталоги и файлы, которые создаются командами операционной системы и могут быть удалены соответствующими командами.
Родительский каталог — каталог, имеющий подкаталоги. Подкаталог— каталог, который входит в другой каталог.Таким образом, любой каталог, содержащий каталоги нижнего уровня, может быть, с одной стороны, по отношению к ним родительским, а с другой стороны, подчиненным по отношению к каталогу верхнего уровня. Как правило, если это не вызывает путаницы, употребляют термин "каталог", подразумевая или подкаталог, или родительский каталог в зависимости от контекста.
Каталоги на дисках организованы как системные файлы. Единственное исключение — корневой каталог, для которого отведено фиксированное место на диске. Доступ к каталогам можно получить, как к обыкновенному файлу.

Принцип организации файловой системы – табличный. Поверхность жёсткого диска рассматривается как трёхмерная матрица, измерениями которой явл-ся номера поверхности, цилиндра и сектора. Под цилиндром понимается совокупность всех дорожек, принадлежащих разным поверхностям и находящихся на равном удалении от оси вращения. Данные о том, в каком месте диска записан тот или иной файл, хранятся в системной области диска. Наименьшей физической единицей хранения данных явл-ся сектор. Размер сектора=512 байт. Для дисков большого объёма адресация для каждого сектора неэффективна, в связи с этим группы секторов объединяются в кластеры. Кластер явл-ся наименьшей единицей адресации при обращении к данным. Размера кластера строго не фиксирован. Операционный системы MS-DOS, OS/2, Windows 95 и др используют файловую системы на основе таблиц размещения файлов, состоящих из 16 разрядных полей.(FAT16) Такая файловая система позволяет разместить в FAT-таблицах не более 216 записей. Для дисков объёмом от 1 до 2 Гбайт длина кластера составляет 32 Кбайт(64 сектора). Это не вполне рациональный подход, поскольку любой файл полностью оккупирует весь кластер, которому соответствует одна адресная запись в таблице размещения файлов. Новые операционной системы поддерживают более совершенную версию файловой структуры на основе FAT-таблиц с 32 зарядными полями в таблице размещения файлов. При формировании файловой структуры диска операционная система MS DOS соблюдает ряд правил:
• файл или каталог могут быть зарегистрированы с одним и тем же именем в разных каталогах, но в одном и том же каталоге только один раз;
• порядок следования имен файлов и подкаталогов в родительском каталоге произвольный;
• файл может быть разбит на несколько частей, для которых выделяются участки дискового пространства одинакового объема на разных дорожках и секторах.

^ 7. Преобразование чисел из одной системы в другую.

Преобразование чисел из одной системы счисл. в др.

-Чтобы перевести целое десятичное число в другую СС (двоичную, шестнадцатеричную, восьмеричную), необходимо сначала само число, а затем и все последующие частные разделить на основание СС, т.е. на число 2 или 8 или 16. Тогда цифры остатков, записанные в обратном порядке, будут представлять собой (двоичное шестнадцатеричное, восьмеричное) число.

- Чтобы перевести десятичную дробь в число другой СС, необходимо сначала саму дробь, а затем дробные части всех последующих произведений умножать на основание, т.е. на число 2, 16 или 8. Тогда цифры, представляющие целые части всех последующих произведений, записанные в прямом порядке, будут представлять собой дробь в необходимой СС.

При переводе в шестнадцатеричную (восьмеричную) СС целые части последующих произведений должны быть представлены шестнадцатеричными (восьмеричными) цифрами.

^ Перевод двоичных чисел.

-- Перевод в десятичную СС. Для перевода каждую цифру двоичного числа умножаем на основание 2 в степени на единицу меньше количества цифр в числе. Полученные результаты складываем, а сумма будет являться числом в десятичной СС.

^ Перевод в шестнадцатеричную СС. Чтобы перевести смешанное двоичное число в шестнадцатеричную СС, нужно, начиная от запятой, разделить целую (влево) и дробную (вправо) части числа на тетрады (4 значка двоичной системы), дополнить крайние тетрады (если они неполные) нулями, а затем каждую тетраду заменить соответствующей шестнадцатеричной цифрой (см.табл.1). Число читается слева направо

^ Перевод в восьмеричную СС. Чтобы перевести число в восьмеричную СС, нужно, начиная от запятой, разделить целую (влево) и дробную (вправо) части числа на триады (три двоичные цифры), дополнить крайние триады (если они неполные) нулями, а затем каждую группу заменить соответствующей восьмеричной цифрой (см.табл.1). Число читается слева направо.

Пример 2. 110101112 = 65710

Перевод шестнадцатеричных чисел.

^ Перевод в десятичную СС. Для перевода каждую цифру числа умножаем на основание 16 в степени на единицу меньше количества цифр в числе. Полученные результаты складываем, а сумма будет являться числом в десятичной СС.

Пример 1. Перевести шестнадцатеричное число Е7,F6 в десятичную СС.

Е7,F6 = Е · 161 + 7 · 160 + F · 16-1 + 6 · 16-2 = 14 · 16 + 7 · 1 + 15 · 1 : 16 + 6 · 1 : 256 = = 224 + 7 + 15 : 16 + 6 : 256 = 231,246 : 256 = 231,96

Ответ: Е7,F616 = 231,9710

^ Перевод в двоичную СС. Чтобы перевести смешанное число в двоичную СС, нужно каждую шестнадцатеричную цифру заменить четырьмя знаками двоичной СС, то есть тетрадой (см. табл.1). Число читается слева направо.

Пример 2. Перевести шестнадцатеричное число Е7,F6 в двоичную СС.

Е 7 , F 6

1110 0111 , 1111 0110

Ответ: Е7,F616 = 11100111,11110110.

1.5 Перевод восьмеричных чисел.

Перевод в десятичную СС. Для перевода каждую цифру умножаем на основание 8 в степени на единицу меньше количества цифр в числе. Полученные результаты складываем, а сумма будет являться числом в десятичной СС.

Пример 1. Перевести восьмеричное число 531 в десятичную СС.

531 = 5 · 82 + 3 · 81 + 1 · 80 = 5 · 64 + 24 + 1 = 345

Ответ: 5318 = 34510

^ Перевод в двоичную СС. Для перевода каждая цифра числа в восьмеричной СС заменяется тремя знаками двоичной СС (см.табл.1). Число читается слева направо.

Пример 2. 5738 = 1011110112
^ Представление чисел в различных СС.

Таблица 1.

Десятеричная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

0

000

0

0

1

001

1

1

2

010

2

2

3

011

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

А

11

1011

13

В

12

1100

14

С

13

1101

5

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F



^ 8. Устр-ва вывода данных.

Существует довольно большое кол-во устр-в вывода данных. Главным из них является монитор. Монитор – устр-во визуального представления данных. Его основными параметрами явл-ся: тип, размер и шаг маски экрана, макс частота регенерации изображения, класс защиты. Сейчас, наиболее распространённые мониторы 2-х основных типов: ЖК и ЭЛТ (электронно-лучевая трубка). Размер монитора измеряется между противоположными углами видимой части экрана по диагонали (дюймы). Изображение на экране ЭЛТ-монитора получается в рез-те облучения люминофорного покрытия остронаправленным пучком электронов, разогнанных в вакуумной колбе. Для получения цветного изображения люминофорное покрытие имеет точки или полоски 3х типов, светящиеся красным, зелёным и синим цветом. Чтобы на экране все 3 луча сходились строго в одну точку и изображение было чётким, перед люминофором ставят маску – панель с регулярно расположенными отверстиями или щелями. Чем меньше шаг между отверстиями или щелями (шаг маски), тем чётче и точнее полученное изображение. В основном, шаг маски от 0,24 до 0,26 мм. Частота регенерации(обновления) изображения показывает, сколько раз в течение секунды монитор может полностью сменить изображение. Измеряют в герцах (Гц). Чем она выше, тем чётче и устойчивее изображение, тем меньше утомление глаз. Класс защиты монитора определяется стандартом, которому соответствует монитор с точки зрения требований техники безопасности. Международные стандарты: MPR-II(ограничил уровни электромагнитного излучения), TCO-92(эти нормы сохранены), NCO-95(ужесточены; впервые появились эргономические и экологические нормы), NCO-99(ужесточены и те др нормы).

В кач-ве устр-в данных дополнительных к монитору используют печатающие устр-ва( принтеры). Бывают матричные, лазерные, струйные, светодиодные. Матричные – самые простые печатающие устр-ва. Данные выводятся на бумагу в виде оттиска, образующегося при ударе цилиндрических стержней(иголок) через красящую ленту. Кач-во зависит от кол-ва иголок. Лазерные принтеры обеспечивают высокое кач-во печати, высокая скорость печати.(стр в сек) Лазерная головка испускает световые импульсы, которые попадают на светочувствительный барабан; барабан получает статистический заряд; барабан при вращении проходит через контейнер, наполненный красящим составом(тонером), и тонер закрепляется на участках, имеющих статистич заряд; далее барабан контактирует с бумагой, в рез-те чего происходит перенос тонера на бумагу. Светодиодные принтеры имеют тот же принцип действия, только источник света не лазерная головка, а линейка светодиодов. Струйные принтеры. В них изображение на бумаге формируется из пятен, образующихся при попадании капель красителя на бумагу.
^ 9. Основные операции с данными.

Данные – диалектическая составная часть информации. Они представляют собой зарегистрированные сигналы.

Обработка данных включает в себя множество различных операций. В структуре возможных операции с данными можно выделить следующие основные:

-сбор данных – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;

-формализация данных – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, т.е. повысить их уровень доступности;

-сортировка данных – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации;

-архивация данных – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надёжность информационного процесса в целом;

-Защита данных – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;

-Транспортировка данных – приём и передача данных между удалёнными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом;

-преобразование данных - перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую. Преобразование данных часто связано с изменением типа носителя: например, книги можно хранить в обычной бумажной форме, но можно использовать для этого и электронную форму, и микрофотоплёнку. Необходимость в многократном преобразовании данных возникает также при их транспортировке, особенно если она осуществляется средствами, не предназначенными для транспортировки данного вида данных. В кач-ве примера можно упомянуть, что для транспортировки цифровых потоков данных по каналам телефонных сетей необходимо преобразование цифровых данных в некое подобие звуковых сигналов, чем и занимаются специальные устройства – телефонные модемы.
^ 10. Перечислимые и интервальные типы данных

При написании программ часто возникает потребность определить несколько связанных между собой именованных констант, имеющих различные значения. Для этого удобно воспользоваться перечислимым типом данных, все возможные значения которого задаются непосредственно перечислением всех значений, которые может принимать переменная данного типа. Отдельные значения указываются через запятую, а весь список заключается в круглые скобки.

^ Type имя_типа = (список имен констант)

Переменная типа "перечисление" задается перечислением значений, которые она может принимать. Описание этих переменных имеет вид:

1) var имя_переменной: (список_значений);

Пример: type God = (Zima, Vesna, Leto, Osen); var A1, A2: God;

или

var A1, A2: (Zima, Vesna, Leto, Osen);

Здесь A1, A2 - переменные типа "перечисление", которые могут принимать любые из заданных значений. Описание типа перечисляемой переменной одновременно упорядочивает ее значения.

Пример: type Gaz = (C, O, N, F);

Metall = (Fe, Co, Na, Cu, Zn);

var G1, G2, G3 : Gaz;

Met1, Met2 : Metall;

Season : (Winter, Spring, Summer, Autumn);

В данном примере приведены два явно описанных типа данных пользователя - Gaz и Metall. Определены их значения - обозначения некоторых газов и металлов периодической таблицы Д.И.Менделеева. Переменные G1, G2, G3 и Met1, Met2 могут принимать только одно из перечисленных значений. Попытка присвоить им любое другое значение вызовет программное прерывание.

Третий тип перечисления анонимный (не имеет имени) и задается перечислением значений в разделе Var. Season является переменной этого типа и может принимать значения Winter, Spring, Summer и Autumn. Таким образом может быть задан любой тип, но это не всегда приемлемо.

Пример: Для разработки программы управления уличным светофором можно использовать описание света, которое принимает три значения: красный, желтый и зеленый. Это можно описать так:

type Lights = (Red, Yellow, Green);

var Color: Lights;

Имена из списка перечисляемого типа (внутри круглых скобок) являются константами соответствующего типа перечисления и соответствуют обычным правилам для констант. Недопустимы описания двух и более перечислимых типов с совпадающими константами.

Интервальный тип позволяет задавать две константы, определяющие границы диапазона значений для данной переменной. Компилятор при каждой операции с переменной интервального типа проверяет, остается ли значение переменной внутри установленного для нее диапазона. Обе константы должны принадлежать одному из стандартных типов (тип real здесь недопустим). Значение первой константы должно быть обязательно меньше значения второй.

Описание этих переменных имеет вид:

1) var имя_переменной: Min..Max;

Здесь Min, Max - константы, определяющие левую и правую границы значений, которые может принимать ограниченная переменная. Эти константы могут быть целого, символьного или перечисляемого типа.

Пример: type DayMonth = 1 .. 31;

var WorkDay, BolnDay : DayMonth;

В этом примере переменные WorkDay, BolnDay имеют тип DayMonth и могут принимать любые значения из диапазона 1..31. Выход из диапазона вызывает программное прерывание.

Можно определить интервальный тип и более универсальным способом, задав границы диапазона не значениями констант, а их именами.
^ 11. Основы алгоритмизации, виды алгоритмов

Алгоритм – последовательность действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи.

Осн. Типы алгоритмов: 1)последовательность действий, 2)ветвления, 3) циклический.

Алгоритмизация – техника разработки (составления) алгоритма для решения задач на ЭВМ.

Для записи алгоритма решения задачи применяются следующие изобразительные способы их представления:

• Словесно- формульное описание

• Блок-схема (схема графических символов)

• Алгоритмические языки

• Операторные схемы

Для записи алгоритма существует общая методика:

• Каждый алгоритм должен иметь имя, которое раскрывает его смысл.

• Необходимо обозначить начало и конец алгоритма.

• Описать входные и выходные данные.

• Указать команды, которые позволяют выполнять определенные действия над выделенными данными

Общий вид алгоритма

Алгоритм: Название алгоритма

Описание данных

Начало

Команды

Конец

Формульно-словесный способ записи алгоритма характеризуется тем, что описание осуществляется с помощью слов и формул. Содержание последовательности этапов выполнения алгоритмов записывается на естественном профессиональном языке предметной области в произвольной форме.

Графический способ описания алгоритма (блок - схема) получил самое широкое распространение. Для графического описания алгоритмов используются схемы алгоритмов или блочные символы (блоки), которые соединяются между собой линиями связи.

Каждый этап вычислительного процесса представляется геометрическими фигурами (блоками). Они делятся на арифметические или вычислительные (прямоугольник), логические (ромб) и блоки ввода-вывода данных (параллелограмм).

Порядок выполнения этапов указывается стрелками, соединяющими блоки.

Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, выполняется по строгим правилам этого конкретного языка.

Операторные схемы алгоритмов. Суть этого способа описания алгоритма заключается в том, что каждый оператор обозначается буквой (например, А – арифметический оператор, Р – логический оператор и т.д.).

Операторы записываются слева направо в последовательности их выполнения, причем, каждый оператор имеет индекс, указывающий порядковый номер оператора. Алгоритм записывается в одну строку в виде последовательности операторов.
^ 12. Кодирование числовых и символьных данных.

В вычислительной технике для кодирования данных применяется система двоичного кодирования, основанная на представлении данных последовательностью двух знаков:0 и 1. Эти знаки назыв. двоичными цифрами или Bit (бит). Одним битом можно выразить два понятия, двумя битами – 4 значения.

Для кодирования текстовых данных - система ASCII (American standard code of information interchange) В системе закреплены 2 таблицы кодирования – базовая и расширенная. Базовая : 0-127, расширенная 128-255. Первые 32 кода отданы производителья аппаратных средств. С 32-127 размещены коды символов английского алфавита, цифр, арифметич. действий С 128-255 – региональные – кириллица.

Международный стандарт, в котором предусмотрена кодировка символов русского алфавита - ISO

Универсальная система, основанная на 16-разрядном кодировании символов – UNICODE. Позволяет обеспечить коды для 65 536 символов.
^ 13. Внутреннее устройство персонального компьютера.

Материнская плата – основная плата персонального компьютера. На ней размещаются:

процессор – основная микросхема, выполняющая большинство математических и логических операций;

микропроцессорный комплект (чипсет) – набор микросхем, управляющих работой внутренних устройств компьютера и определяющих основные функциональные возможности материнской платы;

шины – наборы проводников, по кот происходит обмен сигналами между внутренними устройствами компа;

оперативная память (ОЗУ) – набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включён;

^ ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) – микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе и когда компьютер выключен;

•Разъёмы для подключения дополнительных устройств (слоты).

^ Жёсткий диск – основное устройство для долговременного хранения больших объёмов данных и программ. На самом деле это не один диск, а группа дисков, имеющих магнитное покрытие и вращающихся с высокой скоростью. Т.о. этот «диск» имеет 2n поверхностей, где n – число отдельных дисков в группе. Над каждой поверхностью располагается головка, предназначенная для чтения-записи данных.

^ Дисковод гибких дисков. Иногда информацию требуется переносить с одного компьютера на другой. Жёсткий диск – весьма хрупкий прибор, чувствительный к перегрузкам, ударам и толчкам. Для оперативного переноса небольших объёмов информации используют так называемые гибкие магнитные диски (дискеты), которые вставляют в специальный накопитель – дисковод. Сегодня такие диски имеют ёмкость 1440 Кбайт.

^ Дисковод компакт-дисков CD-ROM. CD-ROM (Compact Disc Read Only Memory) – постоянное запоминающее устройство на основе компакт-диска. Принцип действия состоит в считывании числовых данных с помощью лазерного луча, отражающегося от поверхности диска. Цифровая запись на компакт-диске отличается от записи на магнитных дисках очень высокой плотностью, и стандартный компакт-диск может хранить примерно 650 Мбайт данных. Для перезаписи данных используется CD-RW диск.

Видеокарта – видеоадаптер, выполненный в виде отдельной дочерней платы, которая вставляется в один из слотов материнской платы и называется видеокартой. В настоящее время применяются видеоадаптеры SVGA, обеспечивающие по выбору до 16, 7 миллионов цветов с возможностью произвольного выбора разрешения экрана из стандартного ряда значений (640х480, 800х600, 1024х768, 1152х864, 1280х1024 и т.д.).

Максимально возможное цветовое разрешение зависит от св-в видеоадаптера, и от кол-ва установленных на нём видео памяти. Также оно зависит и от установленного разрешения экрана. P=m*n*b/8, где Р – необходимый объём памяти видеоадаптера, m – горизонтальное разрешение экрана; n – вертикальное разрешение экрана; b – разрядность кодирования (бит).

Видеоускорение – одно из св-в видеоадаптера, которое заключается в том, что часть операций по построению изображений может происходить без выполнения математических вычислений в основном процессоре компьютера, а чисто аппаратным путём – преобразованием данных в микросхемах видеоускорителя. (2 вида видеоускорителей: 2D и 3D).

^ Звуковая карта – устанавливается в один из разъёмов материнской платы в виде дочерней карты и выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки. Основным параметром явл-ся разрядность, определяющая кол-во битов, используемых при преобразовании сигналов из аналоговой в цифровую форму и наоборот. Чем выше разрядность, тем выше кач-во звучания.
^ 14. Кодирование графических данных

Изображение, состоящее из мельчайших точек, образующих характерный узор, называется растром. Растровое кодирование позволяет использовать двоичный код для представления графических данных. Представление черно-белых иллюстраций в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета, и, т.о., для кодирования яркости любой точки обычно достаточно восьмиразрядного двоичного числа. Для кодирования графических изображений применяется принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. В кач-ве таких составляющих используют три цвета: красный, зелёный, синий. (RGB система). Если для кодирования яркости каждой из основных составляющих использовать по 256 значений (восемь двоичных разрядов), то на кодирование цвета одной точки надо затратить 24 разряда. При этом система кодирования обеспечивает однозначное определение 16,5 млн различных цветов, что на самом деле близко к чувствительности человеческого глаза – полноцветный режим 24 двоичных разрядов (True color). 32 двоичных разряд – полноцветный режим. Создаётся 4-мя цветами: голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный. Вся суть системы в том, что принцип декомпозиции произвольного цвета на составляющие компоненты можно применить не только для основных цветов, но и для дополнительных, т.е. любой цвет можно представить в виде суммы голубой, пурпурный и жёлтой составляющей. (CMYK). Кодирование цветной графики 16-разрядными двоичными числами называется режимом High Color. При кодировании информации о цвете с помощью 8 бит данных можно передать только 256 цветовых оттенков. Такой метод кодирования цвета называется индексным. Так названо, т.к. 256 значений совершенно недостаточно, чтобы передать весь диапазон цветов, доступный человеческому глазу, код каждой точки растра выражает не цвет сам по себе, а только его номер (индекс) в справочной таблице, называемой палитрой. Эта палитра должна прикладываться к графическим объектам, иначе отображение информации будет неверным.
^ 15. Правило построения схем алгоритмов.

Алгоритм – последовательность действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи. Схемой алгоритма называется такое графическое представление алгоритма, в котором этапы процесса обработки информации и носители информации представлены в виде геометрических символов из заданного ограниченного набора, а последовательность процесса отражена направлением линий.

Осн. символы:

Пуск-остановка – начало, конец программы или модуля.

Процесс (прямоугольник, стороны а и 2а)-выполнение операции или группы операций. Внутри элемента или в комментариях к нему указывают действия. (Операторы, процедуры, ф-ции)

^ Предопределенный процесс (прямоугольник с черточкой)-указывает на отдельно описанный модуль. Внутри эл-та или в комментариях указывают имя модуля.

Ввод-вывод (параллелограмм, стороны а и 2а, угол 60 градусов) – обмен данными между устройствами. Внутри эл-та или в комментариях к нему указывают эти данные, при необходимости указывают устройства ввода-вывода.

Решение (ромб)-выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от условия. Внутри эл-та указывают условие, выходные направления помечают словами «true» и «false».

^ Линии потока (прямые или стрелки) – указание последовательности связей между элементами. Линии, соединяющие блоки и указывающие последовательность связей между ними, должны проводиться параллельно линиям рамки. Стрелка в конце линии может не ставится, если линия направлена слева направо или сверху вниз. В блок может входить несколько линий, т.е. блок может являться преемником любого числа блоков. Из блока (кроме логического) может выходить только одна линия. Логический блок может иметь в кач-ве продолжения один из 2ух блоков, и из него выходят 2 линии. Если на схеме имеет место слияние линий, то место пересечения выделяется точкой. В случае, когда одна линия подходит к другой и слияние их явно выражено, точку можно не ставить.

Схему алгоритма следует выполнять как единое целое, однако в случае необходимости допускается обрывать линии, соединяющие блоки.

Если при обрыве линии продолжение схемы находится на этом же листе, на одном и другом конце линии изображается спец. символ соединитель – окружность диаметром 0,5а. Внутри парных окружностей указывается один и тот же идентификатор. В кач-ве идентификатора, как правило, используется порядковый номер блока, к которому направлена соединительная линия. Если схема занимает более одной страницы, то в случае разрыва линии вместо окружности используется межстрочный соединитель. Внутри каждого соединителя указывается адрес – откуда и куда направлена соединительная линия. Адрес строки в первой указывается номер листа, во второй – порядковый номер блока. Эл-ты обоих видов соединителей всегда парные.

Блок-схема должна содержать все разветвления, циклы и обращения к подпрограммам, содержащиеся в программа.

^ 16. Этапы решения задач на ЭВМ. Цикл отладки программы.

Этапы решения задач на ЭВМ.

1.Постановка задачи. При постановке задачи выясняется конечная цель и вырабатывается общий подход к решению задачи. Выясняется сколько решений имеет задача и имеет ли их вообще.

2.Формализация (математическая постановка). Выбор существующего или разработка нового метода решения (очень важен и, в то же время личностный этап).

3.Выбор (или разработка) метода решения. На этом этапе метод решения записывается применительно к данной задаче на одном из алгоритмических языков (чаще на графическом).

4.Разработка алгоритма. Переводим решение задачи на язык, понятный машине.

5.Составление программы. Программа и исходные данные тестовой задачи вводятся в оперативную память компьютера. Результаты решения сравниваются с полученными расчетами значениями.

6.Отладка программы. Проведение расчетов и анализ результатов

7.Вычисление и обработка результатов

Отладка программы.

1.Редактирование исходного текста программы (набор текста)

2.Компиляция программы (синтаксис, выявление ошибок и устранение)

3.Компановки, если есть ошибки возврат в (1) и их устранение

4.Запуск программы на выполнение. Если есть ошибки, то их исправление; программа готова к эксплуатации.
^ 17. Одномерные и многомерные массивы.

Массивом называется ограниченная упорядоченная совокупность однотипных величин, объединенных под общим именем. Название регулярный тип массивы получили за то, что в них объединены однородные элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элементы в массиве.

Массиву присваивается имя, посредством которого можно ссылаться на него, как на единое целое. Элементы, образующие массив, упорядочены так, что каждому элементу соответствует совокупность номеров (индексов), определяющих его место в общей последовательности. Индексы представляют собой выражения простого типа. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется обращением к имени массива с указанием индекса нужного элемента: <имя массива>[<индекс>].

Описание массива определяет его имя, размер массива и тип данных. Общий вид описания массива:

Type <имя нового типа данных>=array[<тип индекса>] of <тип компонентов>;

Далее, в перечне переменных указывается имя массива, и через двоеточие указывается имя нового типа данных. Массив может быть описан и без представления типа в разделе описания типов данных:

Var <имя массива>: array [<тип индекса>] of <тип компонентов>;

Чаще всего в качестве типа индекса используется интервальный целый тип.

Одномерные массивы

Линейный (одномерный) массив – массив, у которого в описании задан только один индекс, если два индекса – то это двумерный массив и т.д. Одномерные массивы часто называют векторами, т.е. они представляют собой конечную последовательность пронумерованных элементов.

Присваивание начальных значений (заполнение массива) заключается в присваивании каждому элементу массива некоторого значения, заданного типа. Наиболее эффективно эта операция осуществляется при помощи оператора for. Ввод данных может осуществляться : с клавиатуры, при помощи различных формул, в том числе и датчика случайных чисел.

Индексированные элементы массива называются индексированными переменными и могут быть использованы так же, как и простые переменные. Например, они могут находиться в выражениях в качестве операндов, им можно присваивать любые значения, соответствующие их типу и т.д.

Алгоритм решения задач с использованием массивов:
· Описание массива
· Заполнение массива
· Вывод (распечатка) массива
· Выполнение условий задачи
· Вывод результата
Пример 1. Задан одномерный массив В(10), заполненный произвольным образом. Подсчитать количество элементов массива, больших заданного числа k.

Program massiv;

Uses crt;

Var b:array [1..10] of integer;

I, k, s : integer;

Begin

Clrscr; S:=0;

For i:=1 to 10 do

Begin

Write(‘Введите’, i, ‘-й элемент массива ’);

Readln (B[i]);

Write(b[i], ‘ ‘);

End;

Write(‘Введите число k’);

Readln(k);

For i:=1 to 10 do

If b[i]>k then s:=s+1;

Write(‘Количество элементов’, s);

End.

Массивы бывают одномерные и многомерные. Из многомерных наиболее часто приходится иметь дело с двумерными.

Двумерный массив – структура данных, хранящая прямоугольную матрицу. В матрице каждый элемент определяется номером строки и номером столбца, на пересечении которых он расположен. В Паскале двумерный массив представляется массивом, элементами которого являются одномерные массивы. Два следующих описания двумерных массивов тождественны:

Var a: array [1..10] of array [1.. 20] of real;

Var a: array [1..10, 1..20] of real;

Чаще всего при описании двумерного массива используют второй способ. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется обращением к имени массива с указанием индексов (первый индекс – номер строки, второй индекс – номер столбца). Все действия над элементами двумерного массива идентичны действиям над элементами линейного массива. Только для инициализации двумерного массива используется вложенный цикл for.

Например, For i:= 1 to 10 do

For j:= 1 to 20 do

A[i, j] := 0;


^ 18. Основные функции операционной системы.

Операционная система представляет собой комплекс системных и служебных программных средств. Основные функции операционных систем:

1) Обеспечение интерфейса пользователя:

Существуют два режима работы с пользователем: пакетный и диалоговый. В пакетном режиме операционная система автоматически выполняет заданную последовательность команд; в диалоговом режиме операционная система находится в ожидании команд пользователя, получив её, приступает к исполнению, а исполнив, возвращает отклик и ждёт очередной команды.

2) Организация файловой системы:

В зависимости от ёмкости жёсткого диска, операционные системы имеют различные файловые системы, т.к. они основаны на различных FAT-таблицах (FAT8, FAT16, FAT32)

3)Обслуживание файловой структуры:

Операционная система создаёт файлы и присваивает имена; создаёт каталоги (папки) и присваивает им имена; переименовывает файлы и папки; копирует и перемещает файлы между дисками компа и между каталогами (папками) одного диска; удаляет файлы и папки; производит навигацию по файловой структуре с целью доступа к заданному файлу, папке; управляет атрибутами файлов.

4)Управление установкой, исполнением и удалением приложений:

Операционные системы управляют распределением ресурсов вычислительной системы между задачами и обеспечивают: возможность одновременной или поочерёдной работы нескольких приложений; возможность обмена данными между приложениями; возможность совместного использования программных, аппаратных, сетевых и прочих ресурсов вычислительной системы несколькими приложениями

5) Взаимодействие с аппаратным обеспечением

Многие оборудования используются на компьютере за счёт специальных программных средств управления – драйверами. Операционная система работает с устройством благодаря драйверу.

6) Обслуживание компьютера:

Предоставление основных средств обслуживания компьютера – одна из функций операционной системы.
^ 19. Система исчисления, арифметические операции.

Система счисления – совокупность правил наименования и обозначения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами. СС делятся на позиционные и непозиционные. Позиционные - СС, у кот. величина цифры в числе зависит от места (позиции), непозиционные – у кот. число получается как разность или сумма цифр в этом числе (римская СС). Любая СС характеризуется базисом и основанием. Базис – цифры, кот. Используются для записи чисел. Основание – кол-во цифр, используемых в данной СС. Все позиционные системы счисления равноправны. Во всех них арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам, согласно выписанным таблицам сложения и умножения. Для всех систем счисления справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный, ассоциативный, дистрибутивный, а также правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.

Наиболее простыми являются таблицы сложения в двоичной и троичной системах счисления.

Очевидно, что любая таблица сложения (умножения) в силу закона коммутативности симметрична относительно главной диагонали (линии, проведенной из левого верхнего угла таблицы в ее правый нижний угол).

В определённой таблице сложения можно осуществлять действия сложения и вычитания столбиком в любой Р-ичной ситеме.

Для выполнения умножения двух многозначных чисел в Р-ичной системе надо иметь таблицу умножения в этой системе.

Вычисление элементов такой таблицы представляет собой прибавление базовой цифры столбца к числу, стоящему на одну клетку выше. При этом неопределенными оказываются лишь элементы первой строки, однако, первая строка соответствует умножению базовой цифры строки на 0, результат такого умножения в любой системе счисления равен 0.

При делении столбиком в P-ичной системе счисления приходится в качестве промежуточных вычислений выполнять действия умножения и вычитания, а, следовательно, использовать как таблицу умножения, так и сложения в Р-ичной системе счисления. Наиболее просто деление организовать в двоичной системе, так как в ней необходимо лишь сравнивать два числа между собой и вычитать из большего числа меньшее.

Сложнее дело обстоит, если результат деления не является конечной Р-ичной дробью (или целым числом). Тогда при осуществлении операции деления обычно требуется выделить непериодическую часть дроби и ее период.

^ 20. Строковые типы данных.

Строка — это последовательность символов. Каждый символ занимает 1 байт памяти (код ASCII). Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки может находиться в диапазоне от 0 до 255. Строковые величины могут быть константами и переменными. Строковая константа есть последовательность символов, заключенная в апострофы. Например: 'это строковая константа', ‘272’. Строковая переменная описывается в разделе описания переменных следующим образом:

Var <идентификатор> : string[<максимальная длина строки>];

Например:

Var Name : string[20].

Параметр длины может и не указываться в описании. В таком случае подразумевается, что он равен максимальной величине — 255.

Строковая переменная занимает в памяти на 1 байт больше, чем указанная в описании длина. Символы внутри строки индексируются (нумеруются) от единицы. Каждый отдельный символ идентифицируется именем строки с индексом, заключенным в квадратные скобки. Например: N[5], S[i], slovo[k+l]. Индекс может быть положительной константой, переменной, выражением целого типа. Значение индекса не должно выходить за границы описания.

Строковые выражения строятся из строковых констант, переменных, функций и знаков операций. Над строковыми данными допустимы операции сцепления и операции отношения.

Операция сцепления (конкатенации) (+) применяется для соединения нескольких строк в одну результирующую строку. Сцеплять можно как строковые константы, так и переменные.

Пример: 'Мама ' + 'мыла ' + 'раму'. В результате получится строка: 'Мама мыла раму'. Длина результирующей строки не должна превышать 255.

Операции отношения: =, <, >, <=, >=, <>. Позволяют произвести сравнение двух строк, в результате чего получается логическое значение (true или false). Операция отношения имеет приоритет более низкий, чем операция сцепления. Сравнение строк производится слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символьной кодировки. Если строки имеют различную длину, но в общей части символы совпадают, считается, что более короткая строка меньше, чем более длинная. Строки равны, если они полностью совпадают по длине и содержат одни и те же символы.

Функция Copy(S, Pozition, N) выделяет из строки S подстроку длиной N символов, начиная с позиции Pozition. Здесь N и Pozition — целочисленные выражения.

Пример:Значение S Выражение Результат

‘Мама мыла раму’ Copy(S, 6, 4) ‘мыла’

‘Маша ела кашу’ Copy(S, 1, 8) ‘Маша ела’
Функция Concat(S1, S2, …, SN) выполняет сцепление (конкатенацию) строк S1, S2, …, SN в одну строку.

^ 21. Оператор присваивания. Выражения.

Самым простым действием над переменной является занесение в нее величины соответствующего типа. Иногда говорят об этом, как о присвоении переменной конкретного значения. Такая команда (оператор) в общем виде выглядит на языке Паскаль следующим образом:
     <Имя переменной>:=<Выражение>;

     Выражение, указанное справа от знака ":=", должно приводить к значению того же типа, какого и сама переменная, или типа, совместимого с переменной относительно команды присваивания. Например, переменной типа Real можно присвоить значение типа Integer или Word Выражение будет сначала вычислено, затем, его результат будет положен в ячейки памяти, отведенные для переменной.

     В состав арифметического выражения на языке Паскаль могут входить:




числовые константы;




имена переменных;




знаки математических операций;




математические функции и функции, возвращающие число;




открывающиеся и закрывающиеся круглые скобки.

     Правила построения выражений напоминают математические с некоторыми уточнениями. Выражение записывается в одну строку, между операндами обязательно должен стоять знак операции Знаки некоторых операций и названия некоторых функций отличны от привычных.

     Операции:




+     сложение;




-     вычитание;




/     деление;




*     умножение;




^ MOD     остаток от деления (записывается так: A MOD B; читается: остаток от деления A на B); эта операция применима только к целым числам;




^ DIV     целочисленное деление (записывается так A DIV B; читается: результат деления A на B без дробной части); эта операция тоже применяется только для целых операндов.

 

     Аргументы функций всегда записываются в круглых скобках:




SIN(X)     sin x;




COS(X)    cos x;




ARCTAN(X)     arctg x;




ABS(X)     абсолютное значение x (в математике - |x|);




SQR(X)     возведение x в квадрат;




SQRT(X)     извлечение квадратного корня;




TRUNC(X)     отбрасывание дробной части х;




ROUND(X)     округление х до ближайшего целого числа;


^ 22. Классификация прикладного программного обеспечения.

Прикладные программы- программы с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию.

^ 1. Текстовые редакторы. Основные функции - это ввод и редактирование текстовых данных. Для операций ввода, вывода и хранения данных текстовые редакторы используют системное программное обеспечение. С этого класса прикладных программ начинают знакомство с программным обеспечением и на нем приобретают первые привычки работы с компьютером.(Word Pad, Word)

^ 2. Текстовые процессоры. Разрешают форматировать, то есть оформлять текст. Основными средствами текстовых процессоров являются средства обеспечения взаимодействия текста, графики, таблиц и других объектов, составляющих готовый документ, а также средства автоматизации процессов редактирования и форматирования. Современный стиль работы с документами имеет два подхода: работа с бумажными документами и работа с электронными документами. Приемы и методы форматирования таких документов различаются между собой, но текстовые процессоры способны эффективно обрабатывать оба вида документов.

^ 3. Графические редакторы. Широкий класс программ, предназначенных для создания и обработки графических изображений. Различают три категории:

растровые редакторы;

векторные редакторы;

3-D редакторы (трехмерная графика).

В растровых редакторах графический объект представлен в виде комбинации точек (растров), которые имеют свою яркость и цвет. Такой подход эффективный, когда графическое изображение имеет много цветов и информация про цвет элементов намного важнее, чем информация про их форму.

Векторные редакторы отличаются способом представления данных изображения. Объектом является не точка, а линия. Каждая линия рассматривается, как математическая кривая ІІІ порядка и представлена формулой.

Редакторы трехмерной графики используют для создания объемных композиций. Имеют две особенности: разрешают руководить свойствами поверхности в зависимости от свойств освещения, а также разрешают создавать объемную анимацию.

^ 4. Системы управления базами данных (СУБД). Базой данных называют большие массивы данных, организованные в табличные структуры. Основные функции СУБД:

создание пустой структуры базы данных;

наличие средств ее заполнения или импорта данных из таблиц другой базы;

возможность доступа к данных, наличие средств поиска и фильтраци.

^ 5. Электронные таблицы. Предоставляют комплексные средства для хранения разных типов данных и их обработки. Основная особенность электронных таблиц состоит в автоматическом изменении содержимого всех ячеек при изменении отношений, заданных математическими или логическими формулами.

^ 6. Системы автоматизированного проектирования (CAD-системы). Предназначены для автоматизации проектно-конструкторских работ.

Особенность CAD-систем состоит в автоматическом обеспечении на всех этапах проектирования технических условий, норм и правил. САПР являются необходимым компонентом для гибких производственных систем (ГВС) и автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП).

^ 7. Настольные издательские системы. Автоматизируют процесс верстки полиграфических изданий. Их целесообразно применять к документам, которые предварительно обработаны в текстовых процессорах и графических редакторах.

^ 8. Редакторы HTML (Web-редакторы). Особый класс редакторов, объединяющих в себе возможности текстовых и графических редакторов. Предназначены для создания и редактирования Web-страниц Интернета.

^ 9. Браузеры (средства просмотра Web-документов). Программные средства предназначены для просмотра электронных документов, созданных в формате HTML. Воспроизводят, кроме текста и графики, музыку, человеческий язык, радиопередачи, видеоконференции и разрешают работать с электронной почтой.

10. Интегрированные системы делопроизводства.

11.Системы видеомонтажа.

12.Финансовые аналитические системы..

13.Геоинформационные системы (ГИС).

14.Бухгалтерские системы.

15. Переводчики
^ 23. Методы классификации компьютеров.

Существует достаточно много система классификации компьютеров.

Классификация по назначению:

Классификация по назначению – один из наиболее ранних методов классификации. Он связан с тем, как компьютер применяется. По этому принципу различают большие ЭВМ (самые мощные компьютеры. Их применяют для обслуживания очень крупных организаций и даже целых отраслей народного хоз-ва. На базе таких суперкомпьютеров создают вычислительные центры, включающие в себя несколько отделов или групп), мини-ЭВМ (более маленькие и дешёвые по сравнению с большими ЭВМ. Такие компьютеры используются крупными предприятиями, научными учреждениями и некоторыми высшими учебными заведениями; часто используют для управления производственными процессами), микро-ЭВМ (невысокая производительность по сравнению с большими ЭВМ. Для обслуживания такого компьютера достаточно небольшой вычислительной лаборатории в составе нескольких человек. Микро-ЭВМ выполняют вспомогательные операции, например, предварительную подготовку данных) и персональные компьютеры (предназначены для обслуживания одного рабочего места. Несмотря на небольшие размеры и невысокую стоимость, современные ПК обладают немалой производительностью.).

Классификации по уровню специализации:

По уровню специализации компьютеры делят на: универсальные и специализированные. На базе универсальных компьютеров можно собирать вычислительные системы произвольного состав (состав компьютерной системы называется конфигурацией). Специализированные компы предназначены для решения конкретного круга задач. К таким компьютерам относятся, например, бортовые компы. Они управляют средствами ориентации и навигации, выполняют некоторые функции управления систем.

Классификация по типоразмерам:

ПК можно классифицировать по типоразмерам. Так различают настольные, портативные и карманные. Настольные модели распространены наиболее широко. Эти модели отличаются простотой изменения конфигурации за счёт несложного подключения дополнительных внешних приборов. Портативные модели удобны для транспортировки. С ним можно работать при отсутствии рабочего места. Карманные модели выполняют функции «интеллектуальных записных книжек». Мобильные вычислительные устр-ва сочетают в себе функции карманных моделей и средств мобильной связи.

Классификация по совместимости:

От совместимости зависит взаимозаменяемость узлов и приборов, предназначенных для разных компьютеров, возможность переноса программ с одного компьютера на другой и возможность совместной работы разных типов компьютеров с одними и теми же данными.

-аппаратн. совместимость (IBM PC и Apple Macintosh)

-совместимость на уровне ОС

-совместимость на уровне данных

Классификация по типу используемого процессора:

Процессор – основной компонент любого компьютера. Даже если компьютеры принадлежат одной аппаратной платформе, они могут различаться по типу используемого процессора.(Intel и AMD)
^ 24. Оператор циклов с параметрами

Оператор цикла с параметром (счетчиком) For используется в тех случаях, когда заранее известно, сколько раз должна повторяться циклическая часть программы.

Если параметр цикла при выполнении цикла наращивает свое значение, то

For Счетчик:= Начальное Значение параметра цикла to Конечное знач. Парам.ц.

Do оператор;

Блок-схема:
Счетчик – переменная порядковых типов, к которым относят целые, символьные, перечисляемые (Integer). Счётчик последовательно принимает значения от Н.З.до К.З.с шагом +1. Для счётчика обязательно выполнимо условие: Н З<=К З.

Н З и К З – константы, переменные, элементы массива, арифметич.выражения.

Если в цикле необходимо выполнить не один, а несколько операторов, то используют вложенный оператор Begin…end:

For J:= 1 to 10

Do begin ……….

Оператор 1 ;

……………..

End.

Если Н З > = К З, то запись оператора имеет вид:

For Счётчик := Нач. Знач. Downto Конечн. Знач.

Do Оператор;
(Или For П.Ц:= Н.З. To К.З. Do St; Н З<= К З

For ПЦ:= Н.З. Downto К.З. do St; НЗ>= К З,

Параметр цикла, определяющий кол-во повторений операторов циклич.части программы может быть только типа Integer. )

^ 25. Классификация программного обеспечения.

Программы – упорядоченные последовательности команд. ПО – совокупность программ, процедур и правил, а также документации, касающихся функционирования системы обработки данных. ПО подразделяется на несколько уровней.

Базовый уровень. Базовое ПО отвечает за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами. Базовые программные средства хранятся в микросхемах ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). Программы и данные записываются в ПЗУ на этапе производства и не могут быть изменены во время эксплуатации.

Системный уровеньявляется переходным. Программы этого уровня обеспечивают взаимодействие других программ компьютера с программами базового уровня и непосредственно с аппаратным обеспечением. От программ этого уровня зависят эксплуатационные показатели всей вычислительной системы. При подсоединении к компьютеру нового оборудования, на системном уровне должна быть установлена программа, обеспечивающая для остальных программ взаимосвязь с устройством. Конкретные программы, предназначенные для взаимодействия с конкретными устройствами, называют драйверами. Совокупность программного обеспечения системного уровня образует ядро операционной системы компьютера.

Служебный уровень. Программы этого уровня взаимодействуют как с программами базового уровня, так и с программами системного уровня. Назначение служебных программ (утилит) состоит в автоматизации работ по проверке и настройки компьютерной системы, а также для улучшения функций системных программ.

Прикладной уровень. Программное обеспечение этого уровня представляет собой комплекс прикладных программ, с помощью которых выполняются конкретные задачи. Между прикладным и системным программным обеспечением существует тесная взаимосвязь.
^ 26. Типовые операции, действия с массивами

Массив – упорядоченная по номерам совокупность значений, объединенных общим типом и именем.

Операции с массивами:

1)А=В, True – если все элементы А совпад.с эл-ми массива В, -если одинак.

2) А< >В,

- если 2 различных массива

- если хотя бы один из элементов А не совпад.с В

3) А:=В – операция присваивания, Аи В – массивы одинак.типа
Типичные действия с массивами:

  1. Ввод/вывод значений элементов массивов. Все действия идут по элементам. (Используют стандартн.оператор вводы/вывода Read(A[I]). )

  2. Поиск в массиве max/min значений (иногда его номер)

  3. Поиск в массиве заданного значения

  4. Сортировка элементов массива (сортируется по каким-то критериям, порядок возр/убывания ).


^ 27.Форматированный вывод

Как вы уже знаете, вывод информации на экран монитора осуществляется с помощью операторов Write и Writeln. Параметрами данных процедур могут быть текстовые сообщения (строки заключённые в кавычки), и/или имена переменных, содержимое которых выводится на экран монитора. При этом имена переменных могут быть записаны в следующем виде: E

E:m

E:m:n

где E - переменная, значение которoй выводится на экран.m,n - выражения тип integer, необязательные параметры, указывающие соответственно ширину выводимого поля и количество дробных цифр.Конструкция вида E:m:n может использоваться только для вещественных чисел. Для остальных типов употребляется конструкция вида E:m.Если выводимое данное имеет меньше знаков, чем m то оно дополняется слева пробелами. Если больше, то выводится столько знаков, сколько необходимо для корректного представления результата. Если параметры m и n опущены, то подразумевается их некоторые, зависящие от реализации, значения.Если для данных вещественного типа отсутствует параметр n, то выводимое данное представляется с плавающей запятой и показателем степени. В противном случае при выводе используется представление числа с фиксированной точкой, причём после точки запишется n цифр (общая длина

поля - m символов).
Writeln(i:4) i=5 ___5

Writeln(i:4,j:4) i=-5, j=297 __-5_297

Writeln(i:6) i=345.6 _345.6

Writeln(i) i=345.6 3.45600000E+02

^ 28. Алгоритм сортировки элементов массива

Сортировка массива – расположение его элементов в возрастающем или убывающем по величине порядке. Сортировка символьного массива – это расположение элементов массива в алфавитном или обратно алфавитном порядке, или по длине строк.

сортировка методом пузырька

сортировка по возрастанию

сравниваются соседние эл-ты и если предыдущий Эл-т больше, то они меняются местами и так пока не пройдет круг без единой замены местами

^ Алгоритм сортировки выбором.

Очевидно, что первое место в массиве должен занять минимальный элемент массива, второе - наименьший из всех остальных, третий - наименьший из оставшихся и т.д. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Определить минимальный элемент массива;

2. Поменять его местами с первым элементом;

3. Определить минимальный элемент среди оставшихся;

4. Поменять его местами со вторым элементом и т.д.;

Эта последовательность действий должна выполняться до тех пор, пока не будет определён последний минимальный элемент.
^ 29. Операторы цикла while and repeat.

Оператор while.. do
Оператор цикла while (пока, в то время как) имеет вид:
While <логическое выражение> do <тело цикла>;
Цикл While обеспечивает выполнение тела цикла, следующего за словом do до тех пор, пока условие имеет значение true (истина). В качестве тела цикла может использоваться простой или сложный оператор. Условие проверяется перед началом каждого выполнения тела цикла, поэтому, если до первого выполнения цикла условие имеет значение false (ложь), оператор не выполняется ни одного раза.
Пример. Необходимо преобразовать значение угла в градусах к стандартному диапазону ±180° путем исключения полных оборотов окружности ±360°. Эта процедура может быть выполнена с помощью оператора цикла
While abs(Angle) > 180 do
if Angle > 0 then Angle := Angle — 360
else Angle := Angle + 360;
Оператор while в начале цикла проверяет, превышает ли угол по абсолютному значению 180 градусов. Если это не справедливо, тело цикла не выполняется. Если угол больше допустимого, начинается выполнение цикла.
Цикл состоит из оператора if. Допустим, угол равен —700. Тогда условие Angle > 0 в операторе if имеет значение false, при этом выполняется часть else оператора if, и угол получит значение —340. Снова происходит проверка условия выполнения цикла, и цикл выполняется второй раз, после чего угол равен 20. При третьей проверке условия выполнения цикла он заканчивается, поскольку условие его выполнения Abs(20)>180 приняло значение false.
Оператор repeat... until...
Оператор цикла repeat... until... (повторять до тех пор, пока) имеет вид Repeat <тело цикла> until -<логическое выражение>;
Принципиальное отличие оператора repeat...until от оператора while...do в том, что проверка условия производится не перед началом выполнения оператора, а в его конце, когда решается вопрос, повторить ли еще раз действия. Поэтому тело этого цикла всегда выполняется по крайней мере один раз. Это важное отличие: приведенный для цикла while... do пример реализовать с оператором цикла repeat... until невозможно без дополнительных проверок и усложнений.
Второе отличие от оператора while...do — в логике завершения цикла. Цикл оператора repeat...until выполняется до тех пор, пока не станет истинным логическое выражение, следующее за словом until. Таким образом, использование логического выражения здесь имеет противоположный оператору while...do смысл. Здесь при истинности логического выражения (условия) цикл прекращается, а у оператора while...do при истинности логического выражения цикл продолжается.
Третье отличие в том, что оператор repeat...until имеет две части:
начальную и завершающую, которые охватывают группу операторов, составляющих тело цикла. Оператор while...do не имеет завершающей части и требует для организации тела цикла из нескольких операторов программных скобок begin-end. Для оператора repeat...until таких скобок не требуется — их роль выполняют составные части оператора.

^ 30. Алгоритм поиска в массиве заданного значения.

Дан массив вещественных чисел A состоящий из n элементов. Определить, содержит ли данный массив число B, и если содержит, то определить номер (индекс) данного элемента в массиве.

для упорядоченного массива:

Предположим, что в массиве A имеется элемент, равный B, т.е. существует такой индекс p, что A[p]=B. По результату любого сравнения A[s]<B (1<s<n) мы сразу определяем, лежит ли p в диапазоне от 1 до s, или же в диапазоне от s+1 до n: второе будет иметь место, если неравенство A[s]<B справедливо, а первое - если не справедливо. Это свойство данного сравнения используется в алгоритме деления пополам. Алгоритм деления пополам.

Первоначально номера крайних элементов массива 1 и n берут в качестве границ поиска элемента; далее, до тех пор, пока границы не совпадут, шаг за шагом сдвигают эти границы следующим образом: сравнить B с A[s], где s - целая часть среднего арифметического границ; если A[s]<B, то заменить прежнюю нижнюю границу на s+1, оставив верхнюю границу без изменения, иначе оставить без изменения нижнюю границу, а верхнюю границу заменить на s. Поиск закончится когда границы совпадут.Сказанное можно записать в виде последовательности операторов TP.В этом фрагменте p и q обозначают упомянутые верхнюю и нижнюю границы. p:=1; q:=n;while p<q do begin s:=(p+q) div 2; if a[s]<b then p:=s+1 else q:=s; end;

для любого массива:

Programm Poisk;

Const n=10;

Type Mas=array[1..n] of real;

Var Flag: Boolean;

I,Value:Integer;

Begin

Ввод элементов массива

Write(‘искомое значение:’); readln(Value);

I:=1 ; Flag=False;

Repeat

If Mas[i]=Value then Flag=True;

Else i=i+1;

Until I>n or flag;

If flag then write(i:количество знаков в числе:количество знаков после запятой);

Else write(‘значений нет’);

End.

Сравниваем по очереди нужное значение, с каждым элементом массива пока не будет найдено это значение или пока не будет превышена длина массива, далее выводим номер найденного элемента, а если его не нашлось то пишем что такого значения нет .


^ 31. Оператор условного, безусловного перехода

Условные операторы:

  1. If

  • Неполная форма: if выражение then st;

  • Полная форма: if выражение then st1

Else st 2;

Блок схема:


St – это оператор

Если логическое выражение принимает значение True, то выполняется st (в 1-ом случае) и st1 (во 2-ом случ.), если же логическое выражение принимает значение False, то программа продолжает выполняться далее без выполнения каких-либо действий (в 1-ом случ.), а во 2-ом случае выполняется st2.
2^ Условный оператор выбора СSE

Оператор Саse используется при большом кол-ве условий, он позволяет выбрать одно из нескольких действий в зависимости от значения переключателя.

Case Переключатель of Блок-схема:

Список констант 1: Оператор 1;

Список констант 2: оператор 2;

…………………………………….

Список констант N: Оператор N;

Else Оператор Е;

End.

Где, переключатель – переменная или выражение порядкового типа, список констант – константы порядковых типов, оператор – любой оператор Pascal (Case, if), составной оператор Begin….end; при неполной форме оператора Case ветвь Else отсутствует.

^ Оператор безусловного перехода:

GoTo Метка;

Осуществляется переход к инструкции, перед которой указана метка, объявленная в разделе label. (метка м.б.от1 до 99999)

Label метка 1, 45; Begin метка 1:B:=1; 45:A:=10; goto метка 1; …


^ 32. Арифметические и логические операции.

В основе вычислительной техники лежит логическая система Джорджа Буля. Правила этой системы применимы к самым разнообразным объектам и их группам. Результатом формального расчёта логического выражения явл-ся одно из двух логических значений: истина или ложь. Четыре основные операции, которые были использованы при создании электронных вычислительных машин: И (пересечение), ИЛИ (объединение), НЕ (отрицание) и ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ-лежат в основе работы всех видов процессоров современных компьютеров. Логическая операция НЕ ставиться перед логическим выражением. Инвертирует (меняет на противоположное) значение логического выражения. Операция И объединяет два логических выражения. Результат получившегося выражения будет истинным, если истинны оба выражения, составляющие данное выражения. В противном случае выражение ложно. Операция ИЛИ объединяет два логических выражения. Результат получившегося выражения будет истинным, если хотя бы одно истинным является хотя бы одно из выражений. В противном случае выражение ложно. Операция ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ объединяет два логических выражения. Результат будет истинным, если значения этих выражений различны. В противном случае выражение ложно.В языке Турбо Паскаль имеются логические операции, применяемые к переменным логического типа. Это операции not, and, or и хor. Логические операции, операции отношения и арифметические операции часто встречаются в одном выражении. При этом отношения, стоящие слева и справа от знака логической операции, должны быть заключены в скобки, поскольку логические операции имеют более высокий приоритет. Вообще принят следующий приоритет операций:

not

and, *, /, div, mod

or, +, -

операции отношения..

Логическую операцию and еще называют логическим умножением, а логическую операцию or - логическим сложением. Кроме того, порядок выполнения операций может изменяться скобками. Например, в логическом выражении расставим порядок действиййA or B and not (A or B)Сначала выполняется заключенная в скобки операция or, а затем операции not, and, or. Если подставить вместо переменных А и В значения True и False, то, используя уже рассмотренный порядок действий, получим значение всего выражения равное True.

A

B

Not A

A and B

A or B

A xor B

True

True

False

True

True

False

True

False

False

False

True

True

False

True

True

False

True

True

False

False

True

False

False

False


Арифметические операции:

(+)(-) (*)- для целых и веществ (/)-для веществ.div-частное двух целых чисел без остатка(целое число) mod-остаток от деления целых чисел (целое число) exp(x) sqr(x) квадрат sqrt(x) корень

Sin(x) cos(x) round(x)-округление по правилам до целого числа trune(x)-отбрасывание десятичной части add(x) определяет чётность числа (true не чётное false-чётное) dec(x,[i]) увелич х на I

Inc(x,[i]) уменьшает х на i. Операции отношения: >, <, =, <=,>=,<>, in-пренадлежность множеству.приоритет: вычисление функций; операции в скобках, логические операции, возведение в степень…
^ 33. .Структура программы

[Заголовок программы] program_имя

[Раздел используемых модулей] uses_имя1, имя2

Раздел описаний:

1.раздел объявления меток;

2.раздел объявления констант;

3.раздел объявления типов;

4.раздел объявления переменных;

5.раздел объявления процедур и функций;

6.раздел оператооров.

Структура программы в общем виде выглядит следующим образом:

Program_имя; (имя программы)

Uses имя1; (имена подключаемых библиотек)

label
{ объявления меток }
const
{ объявления констант )
type
{ объявления типов }
var
{ объявления переменных }
{ объявления процедур и функций программиста }
begin
{ инструкции основной программы}

end.

+ программа может содержать комментарии - {надпись между такими скобками}

Пример программы:

Program triang;{вычисление площади треугольника}

Var a,b,c,p,s:real;

Begin

read(a,b,c);

writeln(a,b,c);

p=(a+b+c)/2;

s=Sqrt((p-a)*(p-b)*(p-c)*p);

writeln(‘s=’,s:8:3);

end.
^ 34. Оператор выбора «case».

Оператор выбора case
Общий вид этого оператора:
case <селектор> of < альтернатива 1 > : < оператор 1>;
< альтернатива 2>:< оператор 2 >;
< альтернатива N >: < оператор N > else < оператор части Else> end;
Case и of — зарезервированные слова, которые являются отличительным признаком оператора множественного ветвления. Селектор — это переменная или выражение порядкового типа. В зависимости от значения данного выражения или переменной происходит ветвление программы. После заголовка оператора идет перечисление различных альтернатив, по которым может выполняться программа. Альтернативы отделяются друг от друга точкой с запятой. Используемая в операторе case метка может состоять из констант и диапазонов. Диапазоны значений в Паскале — это два крайних значения, написанные через двоеточие. Такая запись эквивалентна перечислению всех целых чисел в данном диапазоне.
Часть оператора case, состоящая из слова else и последнего альтернативного варианта, является необязательной, она выполняется в том случае, если вычисленный в программе селектор не соответствует ни одной из перечисленных выше альтернатив. Если эта часть оператора case отсутствует, а селектор не подходит ни под одну из альтернатив, то оператор case не выполнит никаких действий. Завершается оператор case обязательным словом end;

Пример использования оператора case:
program number; { Определение времени года по номеру месяца}
var
month: integer; {номер месяца}
begin
write (’Введите номер месяца:’);
readln (month);
writeln (‘Время года:’);
case month of
1, 2, 12: writeln (’зима’);
3..5: writeln (’весна’);
6..8: writeln (’лето’);
9..11: writeln (’осень’);
else writeln (’число должно быть от 1 до 12’);
end;
end.
35.=17.

^ 36. Операторы ввода/вывода данных.

Для ввода данных с клавиатуры используется оператор Read([F],S) , ReadLn([F],S) ,

Где [F] – файловая переменная, а S – список переменных (м.б. несколько). Операторы позволяют водить значения с клавиатуры в переменные S. При выполнении этого оператора на экране монитора возникнет курсор.После этого Вы должны набрать на клавиатуре нужное число и нажать клавишу Enter.

ReadLn(S) – выравнивание курсором, каждое значение выводится на новой строке: 4

7

12

Read(S) – ввод с клавиатуры, курсор остается в той же строке: 4; 7; 12.

Для вывода информации на экран используют оператор Write([F],S), WriteLn ([F],S),

где [F] – файловая переменная, а S – список переменных (м.б. несколько).
Для того, чтобы вывести текстовое сообщение на экран, его необходимо ограничить специальными кавычками, роль которых играет знак апострофа. Например: Write('Эта строка, от апострофа до апострофа, будет выведена.');

Можно вывести значение, объявленной раннее переменной. Для этого необходимо просто указать её имя. Например:

Write(a);Выводить можно и текстовые сообщения и значения переменных одновременно. Например:

Write('Значение переменной а равно ',a);

Элементы выводимой информации отделяются друг от друга запятыми. Выражения в тексте программы взятые в фигурные скобки, являются комментариями и компилятором игнорируются.

^ 37. Интегрированная среда программирования. Turbo Pascal. Системы команд.

Интегрированная система Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования.

Слова «интегрированная среда» означают, что из одной программы имеется доступ к набору встроенных программ:

  1. Текстовый редактор

  2. Компилятор (транслятор)

  3. Компоновщик (редактор связей)

  4. Библиотеки функций

  5. Стройный отладчик – пошаговый контроль выполнения операций

  6. Запуск программы

  7. Просмотр результатов

  8. Справочная система

  9. Настройка параметров системы

Процесс компиляции обычно демонстрируется на экране: показывается, сколько строк исходного текста откомпилировано или выдаются сообщения о найденных ошибках.

Turbo Pascal – интегрированная система (самостоятельный файл), есть свой интерфейс
Системы команд:

  1. Команды для работ с файлами

  2. Команды редактирования

  3. К. для продолжения работы – компиляторы

  4. Запуск программ на выполнение

  5. Настройки (опции) задающ.изменения внешнего вида

  6. Системы команд помощи

  7. Команды выбора различных окон

File. Позволяет выполнять все основные действия с файлами (создание, открытие, сохранение ..)

Edit. Позволяет выполнять все основные операции редактирования текста (копирование, вставка, удаление фрагментов, отмена последних изменений ..)

Search. Позволяет осуществлять поиск и замену фрагментов текста.

Run. Позволяет запускать программу, в том числе в пошаговом режиме.

Compile. Позволяет осуществлять компиляцию программы.

Debug. Содержит команды, облегчающие процесс поиска ошибок в программе.

Tools. Содержит некоторые дополнительные средства Турбо Паскаль.

Options. Позволяет установить необходимые для работы параметры компилятора и среды разработчика.

Window. Позволяет выполнять все основные операции с окнами (открывать, закрывать, перемещать, изменять размер).

Help. Позволяет получить имеющуюся в системе справочную информацию.
^ 38. Системы программирования.


Скачать файл (275 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru