Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции по транспортному праву - файл Транспортное право.doc


Лекции по транспортному праву
скачать (3108.7 kb.)

Доступные файлы (1):

Транспортное право.doc3976kb.26.06.2010 17:32скачать

содержание

Транспортное право.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
ОГЛАВЛЕНИЕ

ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО 1

Введение 1

Глава 1. Основы транспортного права 9

  1. Нормы права и законодательство 2

  2. Становление транспортного права как комплексной отрасли 8

  3. Правовые особенности транспортной деятельности 11

  4. Концепция и структура, транспортного права 14

Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21

  1. Транспортные отношения в государственном праве 21

  2. Транспортные отношения в административном праве 25

  3. Транспортные отношения в муниципальном праве 34

  4. Транспортные отношения в гражданском праве 37

  5. Транспортные отношения в трудовом праве 45

  6. Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51

  7. Транспортные отношения в международном праве 54

  8. Транспорт и экологическое право 59

Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61

3.1. Дорожный транспорт 61

Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71

4.!. Транспортные услуги 71

  1. Перевозки пассажиров и багажа 72

  2. Перевозки грузов 75

  3. Перевозки почты 79

  4. Транспортно-экспедиторские услуги 80

  5. Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82

  6. Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84

  7. Правовая защита потребителей транспортных услуг 87

  8. Допуск к транспортной деятельности 88




  1. Конкуренция и транспортные монополии 94

  2. Транспортная деятельность граждан в личных целях 99

  3. Страхование на транспорте 99

Глава 5. Развитие транспортного права 103

  1. Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103

  2. Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации

и совершенствование управления транспортом 106

5.3. Законодательная техника транспортного права 107

Приложение. Административные правонарушения, имеющие отношения к

осуществлению транспортной деятельностью (извлечения из КоАП РФ) 108


^ ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО ВВЕДЕНИЕ

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы права часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.

«Твердая государственная власть зиждется на уважении к закону; как бы хороши ни были законы, но там, где власть . . . сама будет относиться к ним поверхностно, где представители ее вместо осуществления закона будут действовать по своему произволу и злоупотреблять . . . властью, где гражданин будет знать, что норма деятельности определяется не законом . . ., а усмотрением лиц «власть имущих», там не может быть . . . истинного порядка и того, что составляет поддержку всякого общества - уважения к закону.»2

Стройная и функционально достаточная система права - основной признак правового государства. В современной России созданы только отдельные фрагменты правового пространства. Верховенство закона, как регулятора отношений, закрепленное в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция), должно найти конкретное воплощение в законодательстве, регулирующем все стороны жизни общества, в том числе и в области транспортных отношений. Но главное - право должно проникнуть в сознание людей, стать регулятором их поведения.

Сказанное в полной мере применимо к разнообразным, специфичным и до конца не исследованным отношениям, возникающим в транспортной отрасли, а также к отношениям, связанным с транспортной деятельностью физических лиц. Законодательное урегулирование таких отношений - актуальная задача. За годы реформ принято и введено в действие много новых нормативных правовых актов. Оценивая нормативно - правовую базу транспортного комплекса можно констатировать, что она, несмотря на ее незавершенность, коренным образом отличается от нормативно-правовой базы советского периода. Осуществление транспортной деятельности в новом правовом пространстве требует соответствующей подготовки руководителей и специалистов организаций транспортного комплекса.

При изучении транспортного права следует обратить внимание на особые роль и значение этой дисциплины в системе профессиональной подготовки руководителей и специалистов. Общеизвестно, какое значение в бывшем СССР придавали идеологической компоненте образования, занимавшей до трети учебного времени в вузах и техникумах. Объяснение этому факту очевидно - прежняя Россия была идеологическим государством советского социалистического типа. Нынешняя Россия - государство, прежде всего, правовое. Отсюда следует вывод о том, что ныне правовые знания по своей роли в жизни

1 Из Тронной речи Императора Николая II во время открытия Первой Государственной Думы
Российской Империи 27.04.1906 (по ст. стилю).

2 А.Ф. Кони. Избранные произведения. М.: Юриздат, 1956. С.4.

общества имеют то же функциональное назначение, какое ранее имело овладение официальной идеологией.

Если ранее любой вопрос увязывался с установками съездов и пленумов, то теперь в каждом случае прежде всего следует четко установить правовые возможности и последствия принимаемых управленческих решений и совершаемых действий. Без овладения правовыми знаниями невозможно осуществление успешной хозяйственной деятельности. Управленец, в совершенстве овладевший методами менеджмента, экономического анализа, маркетинга и прочих специальных дисциплин, но не владеющий правовыми знаниями, неизбежно приведет корабль своего предприятия на рифы. Поэтому правовые знания служат фундаментом образования администратора и хозяйственника. Правовые знания -необходимое условие для успешной работы транспортной организации или индивидуального предпринимателя на рынке (разумеется, далеко не достаточное).

Глава I. ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

^ 1.1. НОРМЫ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Право - совокупность общеобразовательных правил поведения (иначе: норм права или правовых норм), установленных или санкционированных государством. Обеспечение правового режима является одной из обязательных функций государства.

Норма (от лат. погта - руководящее начало, правило, образец) - установленная, гласная и общепризнанная мера в определенной области деятельности или знаний, имеющая конкретное выражение.

Само понятие нормы не следует отождествлять исключительно с юридической практикой - это понятие гораздо шире. По областям действия нормы подразделяются на: идеологические, моральные, этические, правовые, экономические, технические, технологические, политические, физические, математические, биологические, санитарные, транспортные, архитектурные и т.д. Прогресс и развитие общества приводят к возникновению все новых и новых видов деятельности и соответствующих им норм. Гораздо лаконичнее выглядит классификация норм по источнику их происхождения (рис. 1.1):



Рис. 1.1. Классификация норм по источнику происхождения

нормы канонические (религиозные), имеющие Божественное происхождение и являющиеся общеобязательными в случае объединения религии и государства. Такие нормы широко применялись в средние века и формировали каноническое право. Элементы канонического права имелись в законодательстве Российской Империи. В светском государстве, к которому относится современная Россия, канонические нормы не имеют прямой связи с правовыми нормами. Религиозные каноны добровольно принимаются верующими в качестве обязательных для себя норм поведения и формируют

2

преобладающую в обществе идеологию и мораль. Канонические нормы исторически сформировали многие нормы права (например, заповеди «неубий!», «не укради! »}\

нормы естественно-природного характера (например, физические, биологические, математические), имеющие абсолютное действие и не зависящие от воли людей. Например, действие закона сохранения материи академика М.В. Ломоносова, или правила арифметики никак нельзя отменить, изменить или игнорировать. Естественно-природные нормы являются общеобязательными в силу неотвратимости их действия, гарантируемого Природой. Поэтому естественно-природные нормы не могут быть предметом их регулирования человеком.

нормы условные, происходящие из сложившихся обычаев, традиций, опыта, желаний и определяемые волей людей, их договоренностью. Условные нормы создаются человеком в процессе его деятельности. К таким нормам относятся и правовые нормы, поскольку право создается человеческим обществом. Примером условных норм, имеющих правовое значение, является введение в России правостороннего дорожного движения транспортных средств, хотя в ряде стран введено левостороннее движение, что как раз и подтверждает условный характер такой нормы.

Важнейшей гарантией обязательности условных норм является обеспечение их действия соответствующими нормами права. Например, для того чтобы действовали санитарные нормы, определяющие опасные концентрации микроорганизмов и вредных веществ, или технические нормы, определяющие допустимые деформации кузова автомобиля при столкновениях, необходимо создать правовые гарантии обязательности применения таких норм. Это достигается введением соответствующих норм права. Так, при нарушении указанных санитарных норм наступают правовые последствия для нарушителей, принуждающие их к исполнению предписанных требований. При невыполнении норм, установленных для прочности кузова, автомобиль не получит сертификат одобрения типа транспортного средства и не будет допущен к государственной регистрации, а значит, и к эксплуатации на дорожной сети общего пользования.

Условные нормы, в отношении которых не установлены соответствующие обеспечивающие их действие нормы права, не могут быть признаны обществом обязательными. Такие нормы будут иметь применение в добровольном порядке. Примерами подобных норм являются требования систем добровольной сертификации услуг, добровольного страхования.

Обязательность действия различных условных норм (назовем их специальными нормами) устанавливают нормы права, обеспечивающие функции организации применения и действия специальных норм. Действительно, именно благодаря нормам права в транспортном комплексе действуют и выполняются различные нормативные требования. Примерами экономических норм являются ставки амортизационных отчислений. Технические нормы устанавливают требуемое давление воздуха в шинах колес, уже упомянутые допустимые деформации кузова автомобиля при ударах. Нормы здравоохранения определяют значения медицинских параметров, при которых водитель не может быть допущен к работе. Образовательные нормы устанавливают образовательные цензы для персонала, чья деятельность связана с эксплуатацией источников повышенной опасности. К лингвистическим нормам следует отнести, например, приведенные в Правилах дорожного движения Российской Федерации определения понятий «дорога», «участник дорожного движения», «механическое транспортное средство» и др. Все эти специальные нормы являются обязательными, поскольку они подкреплены соответствующими нормами права, обязывающими использовать соответствующие специальные нормы на практике.

В самой природе условных норм заложена потенциальная возможность их нарушения, объясняющаяся договорным характером происхождения этих норм. Ведь далеко не для всех людей договор дороже денег. Поэтому необходимо предусматривать надежные механизмы обеспечения исполнения условных норм.

Для этого следует стремиться к тому, чтобы исполнение условных норм обеспечивалось естественно-природными нормами. Широко известен случай, связанный с разработкой так называемого «кодекса Наполеона» (гражданский кодекс Франции, основные

3

положения которого действуют и поныне). При разработке кодекса была поставлена задача обеспечить правовые гарантии от загрязнения рек сточными водами предприятий. Наполеон, лично руководивший разработкой кодекса, был недоволен предлагавшимися способами решения этой задачи. Юристы исписали горы бумаги, предлагая различные запреты, регламенты, надзоры, меры ответственности и проч. Но все эти запреты и возможные кары отнюдь не гарантировали от нарушений экологического режима. Ведь даже если к каждому месту на реке приставить санитарного инспектора или полицейского, это еще не означает, что чиновник не будет, например, брать взятки.

Наполеон отказался от всех этих мер. Вместо них он предложил следующее простое правило: место сброса сточных вод должно располагаться выше по течению реки и непосредственно перед водозабором. Если на предприятии работают умные руководители, они живо сообразят, что, сбрасывая плохо очищенную воду, они сами же будут ее употреблять, что приведет к порче оборудования и остановке предприятия, а то и к отравлению и смерти незадачливого хозяйственника. Если же предприятием руководит человек с ограниченными умственными способностями, то, как говорится, это его трудности. Таким образом, вместо сонма чиновников все решили законы природы.

Принцип Наполеона используется и в обеспечении действия норм права в транспортном комплексе. Например, в Европе широкое распространение приобрели «лежачие полицейские», принудительно снижающие скорость движения автомобилей. Подобные меры начинают применяться и у нас. Принято решение оборудовать все железнодорожные переезды выдвижными гребенками, препятствующими неконтролируемому выезду на переезд автомобилей. Таким образом, безопасность движения на переездах будет обеспечиваться не только «законами людей», но и законами физики. К сожалению далеко не всегда удается применить принцип Наполеона для создания гарантий непреложного действия установленных норм права.

Нормы права адресуются лицам (физическим и юридическим), органам государственного и муниципального управления, поэтому органически связаны с правами и обязанностями этих лиц и органов. Прочие специальные нормы касаются не лиц, а различных явлений экономического, технологического и иного характера. Помимо обеспечения обязательности действия специальных норм, нормы права часто имеют самостоятельное значение, когда речь идет о регулировании непосредственно правоотношений людей с обществом или с другими людьми. Примером таких норм являются нормы гражданского, уголовного, административного права. Рассмотрим содержательное описание категории «норма права» и ряда связанных с нормами права иных категорий, имеющих важное значение для последующего изложения.

Норма права (правовая норма) - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Правовая норма содержит предписания общего характера, т.е. распространяется на все отношения и всех лиц, подпадающих под ее действие. Важное свойство правовой нормы - адресация к лицу (физическому или юридическому). Именно это отличает ее от декларации или иной, специальной нормы. Правовая норма имеет длительное, многократное применение, является постоянным, а не разовым регулятором общественных отношений. Правовые нормы классифицируют по различным признакам и основаниям, существенным для введения и применения этих норм.

^ По Форме поведения субъектов права нормы права подразделяют на:

обязывающие - предписывающие субъектам правоотношений совершение определенных действий с юридическими последствиями;

запрещающие - указывающие субъекту правоотношений на недопустимость определенных действий с юридическими последствиями;

уполномочивающие - представляющие субъектам правоотношений возможность совершения определенных действий с юридическими последствиями.

^ По Форме предписания нормы права подразделяются на:

императивные (категорические) - содержащие обязательные предписания или запреты;

4

диспозитивные - представляющие возможность установления таких отношений сторон, являющихся субъектами права, которые могут отличаться от зафиксированных N8 этой норме. Тем самым, диспозитивная норма действует «по умолчанию» и может изменяться сторонами, вступающими в правоотношения, урегулированные данной нормой;

рекомендательные - не устанавливающие жестких ограничений и лишь рекомендующие определенные правила поведения. Такие нормы часто используют в различных нормативно-технических документах (типа методических рекомендаций, типовых положений), имеющих правовое значение.

^ По целевому назначению нормы права подразделяют на:

регулятивные - устанавливают права и обязанности участников правоотношений;

охранительные - устанавливают отношения, связанные с юридической ответственностью и применением государственного принуждения.

^ По субъекту-издателю различают нормы права:

конституционные - устанавливаемые непосредственно в Конституции;

законодательные - вводимые законом;

подзаконные — вводимые подзаконными актами;

делегированные - вводимые посредством реализации полномочий, делегированных законом определенному издающему органу, либо утвержденными в установленном законом порядке уставом, положением об этом органе.

^ По территории действия нормы прав различают на:

внутренние или национальные с подразделением на федеральные, действующие на всей территории Российской Федерации, субъектов федерации, действующие (на территории конкретного субъекта Российской Федерации, местные, действующие в пределах конкретного муниципального образования;

международные, распространяющиеся на государства, являющиеся участниками соответствующих международных договоров, конвенций и международных организаций, и экстерриториальные объекты (Открытое море, Антарктида, Космос, Луна и проч.);

локальные, распространяющиеся только на работников конкретной организации при осуществлении ими должностных действий.

^ По характеру действия различают нормы права:

прямого действия, действующие непосредственно. Примером таких норм являются нормы, приведенные в Конституции, все положения которой, в соответствии со ст. 15, имеют прямое действие;

непрямого действия, содержащие указания о конкретизации правил поведения в иных документах.

^ По степени определенности нормы права различают на:

бланкетные - действие, которых базируется на содержании отдельных правил (например, уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации);

отсылочные - с непосредственным указанием на другие нормы права, как обязательное условие своего действия. Например, ст. 265 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации, предусматривающая уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия, содержит отсылку к ст. 264 УК.

В правовой норме различают три элемента:

гипотезу - указание на обстоятельства, при наступлении которых норма действует;

диспозицию - предписываемое нормой поведения (указание на обязательное действие либо запрет какого-либо действия);

санкцию - последствия, наступающие при нарушении требований, изложенных в диспозиции.

Отношения, урегулированные посредством норм права, принято называть правоотношениями. В правоотношениях также различают три элемента:

субъект правоотношении (субъект права) - участник правоотношений, физическое или юридическое лицо, орган государственного управления, орган местного

-.

5

самоуправления, наделенные по закону способностью иметь и принимать на себя юридические обязанности;

объект правоотношений - предметы и явления, в отношении которых складываются рассматриваемые правоотношения (имущество, договор перевозки, услуги и проч.);

содержание правоотношений - совокупность установленных в правовых нормах прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Из самих норм права еще не следуют правоотношения. Для возникновения правоотношений необходимо наличие определенных юридических фактов, т.е. наступление обстоятельств, служащих как бы питательной средой для возникновения и развития правоотношений. Так, для возникновения договорных отношений необходимы проявление доброй воли договаривающихся сторон, взаимная информированность о желательных условиях вступления в договорные отношения.

Нормы формулируются и доводятся до сведения посредством нормативных актов.

Нормативный акт - документ, изданный в соответствии с установленным порядком и содержащий какие-либо нормы. Разновидностью нормативного акта, нормы которого имеют правовой характер, является нормативно-правовой (нормативный правовой) акт.

^ Нормативно-правовой акт - разновидность нормативного акта, устанавливающего нормы права. Совокупность нормативно-правовых актов образует законодательство.

В узком смысле под законодательством понимают только нормативные акты, исходящие от законодателя (Конституция, законы, нормативные постановления и другие подобные акты органов законодательной власти). В расширенном толковании в состав законодательства включают также нормативные правовые акты органов исполнительной власти (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации). Однако следует помнить, что эти акты исходят не от законодательной, а от исполнительной власти.

Правовое значение имеют различные нормативные акты органов исполнительной власти, непосредственно не входящие в состав законодательства, но регламентирующие определенные вопросы деятельности различных лиц:

подзаконные акты, изданные в соответствии с законами;

делегированные нормативные акты, изданные органами государственного управления в порядке реализации законно делегированных им полномочий.

Очень часто в практической деятельности подзаконные и делегированные нормативные акты также включают в состав законодательства (рис. 1.2), что представляется не совсем верным с методической и терминологической точек зрения.

Поэтому в конкретных случаях следует четко оговаривать состав законодательства. Например, в Воздушном кодексе Российской Федерации (ст.2) указано, что «воздушное законодательство российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Следует различать понятия право, как совокупность норм права, и законодательство, как совокупность нормативно-правовых актов, содержащих эти нормы права. Вообще говоря, теоретически право и законодательство в идеале должны взаимно совпадать. В таком случае обеспечивается удобство использования нормативно-правовых актов, регулирующих определенную область деятельности - определенному разделу соответствует «собственное» законодательство. Однако на практике между правом и законодательством нет полного совпадения.

Например, конкретный нормативно-правовой акт может содержать нормы права, относящиеся к различным областям деятельности. Так, Федеральным законом «О связи», который вроде бы не имеет отношения к транспорту, в ст. 26 установлено, что «никакое транспортное предприятие не может отказать в заключение договора на перевозку почты по регулярным междугородным и международным маршрутам следования его транспортных средств». Поэтому возникает проблема определения состава нормативно-правовых актов, регулирующих те или^ иные отношения. В полной мере это относится и к

6

транспортному законодательству, где помимо специальных транспортных нормативно-правовых актов, действуют и общие нормы права из гражданского, административного, уголовного и иного законодательства.



Рис. 1.2. Состав документов, охватываемых различными толкованиями понятия

«законодательство»

Право подразделяют по отраслям, выделяя тем самым нормы права, относящиеся к какой-либо определенной достаточно обособленной сфере деятельности. Четкое обоснование критериев выделения отраслей права не установлено и законодательно не закреплено, однако в большинстве случаев такими критериями выступают предмет и (или) метод правового регулирования. Отрасли права в самом общем виде можно подразделить на фундаментальные и комплексные. Исторически сформировались такие фундаментальные отрасли права, как: государственное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, семейное и проч. Возникают новые отрасли права - космическое, экологическое и др. В трудах юристов постоянно проводится дискуссия о составе отраслей права, в первую очередь комплексных.

Это происходит ввиду того, что развитие законодательства в некоторых областях деятельности приводит к появлению большого числа норм права и нормативно-правовых актов. Как результат, возникает возможность обособить эти нормативно-правовые акты по признаку вида отношений в особую отрасль. С другой стороны возникают и новые отношения. Например, в связи с интенсификацией техногенной деятельности в последнее время быстро развивается природоохранное (экологическое) право. В связи со становлением и развитием федерализма и местного самоуправления возникло право субъектов федерации и муниципальное право России.

Часто нормы фундаментальных отраслей права кодифицированы (полностью либо частично), т.е. сведены в единый законодательный акт типа кодекса. Классическим примером полной кодификации отрасли права служит уголовное право, целиком сведенное в один документ - Уголовный кодекс Российской Федерации. Данный кодекс содержит запрет устанавливать иные уголовные законы, не включенные в кодекс. В современном

V

7

российском законодательстве термином «кодекс» обозначают не особый вид нормативного правового акта, а лишь разновидность закона.

Транспортные отношения обладают настолько выраженной спецификой, что в фундаментальных отраслях права они, в отличие отношений, складывающихся в других комплексных отраслях права, как правило, выделены особо. Такое выделение производится либо путем введения «транспортной» главы (раздела) в соответствующем нормативном правовом акте, либо путем отсылки к подзаконным актам или самостоятельным законам, регулирующим транспортные отношения. Сопоставление уровня и объема законодательного регулирования транспортной деятельности в фундаментальных отраслях права с прочими областями хозяйственной деятельности (промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых) позволяет сделать вывод о том, что законодатель уделяет транспортным отношениям повышенное внимание.

Однако норм права, содержащихся только в его фундаментальных отраслях, недостаточно для регулирования всего многообразия транспортных отношений. Ведь многие транспортные отношения строятся на органичном сочетании правовых норм со специальными нормами (технико-технологическими, экономическими, социальными и иными), непосредственно не носящими правового характера, но повсеместно используемыми на практике в качестве общеобязательных норм. Именно такое сочетание, правильнее сказать - полное слияние специальных норм с нормами права, и является одной из причин возникновения комплексных отраслей права, к числу которых относится транспортное право. Другой причиной служит потребность в регулировании достаточно часто повторяющихся правоотношений, характерных для специфичных видов производственной и иной деятельности.

^ 1.2. СТАНОВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА КАК КОМПЛЕКСНОЙ ОТРАСЛИ

Вопрос о возможности или невозможности построения комплексных отраслей права остается открытым и является предметом дискуссий среди правоведов. Однако, на фоне происходящей дискуссии, сама жизнь формирует комплексные отрасли права, как бы не замечая теоретических разногласий, а руководствуясь практической потребностью в комплексных отраслях права. Сам факт возникновения и продолжения дискуссии о возможности признания комплексных отраслей права свидетельствует: во- первых, о наличии самого предмета дискуссии (нельзя спорить о том, чего нет); во-вторых, о потребности введения такого термина и упорядочения соответствующего этому термину предмета. С практических позиций введение понятия «комплексная отрасль права» позволяет удобным образом систематизировать и описывать нормы права, регулирующие разнообразные специфические (например, транспортные) отношения.

^ Под транспортными отношениями понимаются такие общественные отношения, которые возникают и складываются между участниками транспортной деятельности и предметом которых является эта транспортная деятельность. В этой связи необходимо определить также понятия транспортной деятельности и ее участника.

Транспортная деятельность - деятельность, предметом которой являются:

оказание услуг и выполнение работ по перевозке транспортными средствами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как в коммерческих, так и в некоммерческих целях;

выполнение различных иных функций с использованием транспортных средств;

эксплуатация путей сообщения общего пользования, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

эксплуатация гражданами в личных целях на путях сообщения общего пользования транспортных средств, находящихся в их пользовании.

Участник (субъект) транспортной деятельности - лицо, осуществляющее транспортную деятельность или намеревающееся приступить к осуществлению

8

транспортной деятельности. Участник транспортной деятельности может действовать по

собственному интересу, в интересах своего партнера или доверителя, либо осуществлять

такую деятельность в порядке выполнения возложенных на него обязанностей и

полномочий.

Формирование отраслей права является вторичным процессом по отношению к

формированию отраслей законодательства. Возникновению отрасли права предшествует

накопление определенного правового потенциала и общественное осознание появления

комплексной отрасли, выражающееся в таких факторах, как:

общественная значимость регулируемой отрасли отношений, формирующая потребность

четкого отраслевого структурирования норм права;

достаточная распространенность (частота возникновения) соответствующих отношений при

их организационном обособлении от иных отношений, делающая выделение отрасли права

целесообразным с практической точки зрения;

наличие четко выраженной отраслевой специфики, требующее создания значительного по составу и объему комплекса соответствующих нормативных правовых актов, как специфических регуляторов рассматриваемых отношений;

появление значительного числа комплексных норм права;

обособление в фундаментальных отраслях права комплекса норм права, регулирующих специфические отношения;

возникновение специализированного законодательства.

На транспорте действие указанных факторов проявляется в полной мере.

По уровню общественной значимости транспорт занимает одно из ведущих мест в системе общественных отношений, обеспечивая материальную составляющую общей коммуникативной системы общества. Транспортом пользуется практически все население и все хозяйствующие субъекты, перевозятся все грузы. Как инфраструктурная отрасль народного хозяйства, транспорт, наряду со связью, объединяет отдельные регионы страны в единое политическое и экономическое пространство. Учитывая пространственные масштабы территории России, можно говорить о том, что именно транспорт физически формирует единое государство. Жизнь современных городов (а в них проживает свыше 70% россиян) также невозможна без внутригородского транспорта. Транспортная доступность, согласно принципу Ле Корбюзье1, лимитирует предельные размеры населенных пунктов.

По распространенности транспортные отношения самые частые. Население и различные предприятия вступают в транспортные отношения, как правило, многократно в течение одних суток и, в большинстве случаев, ежедневно. О частоте транспортных отношений в области одного только автомобильного транспорта говорит такой факт: путевые листы автомобилей и товарно-транспортные накладные на груз являются самыми распространенными документами производственного назначения, среди всех таковых документов. Деятельность коммерческих перевозчиков осуществляется на уникальной профессиональной основе и в этой связи обособлена от прочей деятельности, не может быть диверсифицирована без потери профессиональной ориентации. Наряду с профессиональной транспортная деятельность осуществляется многими гражданами в личных интересах путем эксплуатации принадлежащих им транспортных средств на путях сообщения рбщего пользования. В любом случае лицо, управляющее транспортным средством, должно получить специальное право на управление автомобилем, судном, воздушным судном, локомотивом и т.п.

К транспортному законодательству следует отнести соответствующие части нормативных правовых актов, входящих в состав фундаментальных отраслей права, и содержащие нормы права, регулирующие транспортные отношения. В ряде фундаментальных отраслей права транспортные отношения занимают исключительные позиции по частоте их упоминания в текстах нормативных правовых актов. Это в первую очередь относится к административному, гражданскому и уголовному праву.

1 Ле Корбюзье (Ье СогЫшег) (настоящая фамилия Жаннере, 1еагшеге1) Шарль Эдуар (1887 - 1965 гг.), выдающийся французский архитектор и теоретик архитектуры и урбанистики. Определил основной принцип городского транспорта: «Ни один город не может развиваться быстрее, чем развивается его транспорт».

9

Естественно, что, прежде всего в состав транспортного права входят нормы права, установленные нормативно-правовыми актами специального транспортного законодательства. К таким нормативным правовым актам относятся Воздушный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О федеральном железнодорожном транспорте», «О безопасности дорожного движения», «О дорожном фонде Российской Федерации», различные международные конвенции по вопросам работы транспорта с участием России и другие акты законодательства, в том числе акты формируемого субъектами федерации их собственного законодательства.

Таким образом, формирование транспортного права происходит как за счет разработки и введения актов транспортного законодательства, так и за счет отражения отдельных транспортных отношений в нормативных правовых актах фундаментальных отраслей права (рис. 1.3). Наряду с использованием норм из фундаментальных отраслей права, транспортное право использует также нормы и других комплексных отраслей права - экологического, информационного и др.

Распространенной ошибкой является отождествление транспортного права с
коммерческим (хозяйственным) правом, вернее с его «транспортным» разделом.
Коммерческое право применительно к транспортной деятельности рассматривает только
коммерческие транспортные отношения. Дополнительно к ним транспортное право
рассматривает транспортные отношения, не имеющие коммерческих целей (перевозки для
государственных и муниципальных нужд или в личных целях граждан), коммерческие
перевозки организаций для их собственных нужд без оказания услуг, а также «внутренние»
транспортные отношения, связанные с организацией движения, технической

эксплуатацией, технологией перевозок и безопасностью движения транспортных средств, подготовкой персонала, допуска подвижного состава к эксплуатации и т.п. Транспортное право также рассматривает отношения, связанные с эксплуатацией путей



Рис.1.3. Графическая интерпретация образования транспортного права как комплексной отрасли

сообщения общего пользования.

Использование понятий «транспортное право» и «транспортное законодательство» требует их определения.

10

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Реклама:





Скачать файл (3108.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru