Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Планирование учебного процесса по курсу информатики - файл 1.doc


Курсовая работа - Планирование учебного процесса по курсу информатики
скачать (144 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc144kb.25.11.2011 12:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина.
Курсовая работа

«Планирование учебного процесса по курсу информатики»

Выполнила:

Елец – 2009 г.

Оглавление

Введение.

1.Планирование учебного процесса по курсу информатики.

1.1 Методические особенности изучения темы.

1.2 Подготовка учителя к работе над темой.

1.3 Подготовка учителя к уроку.

2. Планирование учебного процесса в МОУ Никитовской средней общеобразовательной школе им. А.С.Макаренко

Красногвардейского района Белгородской области.
Заключение.

Список литературы.


Введение.

Учебный процесс – это система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой – органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся. Основной формой организации учебно- воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе. Использование новых информационных технологий образования в школе открывает широкие перспективы не только в области совершенствования методов, средств и организационных форм обучения, но предполагает изменение сложившейся практики планирования учебного процесса на разных его уровнях. В научных исследованиях по педагогике вопросы оптимизации процесса обучения, связанные с использованием новых информационных технологий образования, представляют повышенный интерес. В профессиональной подготовке будущего учителя совершенствование планирования учебно-воспитательного процесса и проектирования педагогических технологий становится необходимым звеном и требует его научно-методического обеспечения.
Актуальностью нашего исследования является недостаточно разработанная проблема управления, важнейшей составляющей которого является планирование. Важно выйти на новый уровень управления процессом планирования с использованием новых информационных технологий образования.
Процесс организации системы образования требует в первую очередь совершенствования сложившейся системы планирования учебной деятельности на всех её уровнях, создания организационной, психологической, дидактической и методической поддержки этого процесса. Объектом данного исследования является процесс обучения информатике в 10 классе. Предметом является процесс планирования учебного материала в 10 классе. Цель – ознакомиться с основными идеями школьного курса информатики, со структурой программ по информатике, с принципами построения учебников по информатике для средней школы, с основ­ными приемами организации классной и внеклассной работы по предмету, а также с требованиями, предъяв­ляемыми к школьному кабинету информатики.

Исходя из цели сформируем задачи: изучить основную и дополнительную литературу; принципы построения учебников по информатике; в ходе наблюдения выявить основные приемы организации классной и внеклассной работы по информатике; изучить требования к школьному кабинету информатики. Мы выдвигаем следующую гипотезу: если обеспечить тщательное научно обоснованное планирование учебного процесса то можно добиться необходимого условия успешного преподавания. Планирование основывается на нормативных документах на основании этих документов каждый учитель разрабатывает календарно-тематический план, в которой указывается количество часов, отведенных на раздел, на тему; в какой форме будет изучаться материал, виды контроля, использование литературы. Поурочное планирование является первоначальным и самым главным этапом в практической работе любого преподавателя информатики. Как показывает опыт, многие преподаватели разрабатывают поурочные планы накануне проведения занятия. При таком подходе к поурочному планированию очень трудно выдержать в течение всего учебного года стройную систему педагогически обоснованных мер по формировании у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения ,так как само планирование носит эпизодический характер и не позволяет весь учебно-воспитательный комплекс осуществить систематически. Хорошо продуманное планирование всего курса и каждого занятия в отдельности, как правило, обеспечивает высокую эффективность и ритмичность учебной работы. Согласно современным представлениям, методы обучения -это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных задач, а методический прием - часть метода, его элемент, выражающий лишь отдельные действия преподавателя и учащихся в процессе обучения. Выбор оптимального сочетания различных методов обучения способствует глубокому и прочному усвоению учащимися программного материала, а также творческому использованию приобретенных знаний в практической деятельности.
^ Глава 1. Планирование учебного процесса по курсу информатики.

Основной формой организации учебно- воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся.Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе. Планирование основывается на нормативных документах, которые носят регламентирующий характер.
     1. Базисный учебный план регламентирует распределение учебного времени на изучение конкретных дисциплин, в частности информатики. В настоящее время изучению информатики отводится 1 час в неделю для 10-11 классов за счет инвариантной части.
    2. На основании базисного учебного плана и проекта стандарта разработан «Обязательный минимум содержания образования по информатике для двух уровней А и В. Уровень А предполагает изучение курса за 68 часов (2 года по 1 часу), уровень В предполагает 136 часов и соответствует требованию вступительных экзаменов в ВУЗы. В ближайшее время планируется разработка курса С для углубленного изучения курса информатики.
     На основании нормативных документов создаются документы, носящие рекомендательный характер:
     1. Примерная учебная программа по предмету. Она является образцом, по которому разрабатываются рабочие программы.
    2. Экзаменационные материалы, итоговые, аттестационные тесты для выпускников.
    3. Учебники, рекомендованные Министерством образования, которые собраны в каталоге-справочнике «Российский учебник» (газета «Информатика» – приложение к газете «1 сентября». – Семакин, Кушниренко, Гейн). На основании данных документов каждый учитель разрабатывает календарно-тематический план (рабочая программа), в которой указывается количество часов, отведенных на раздел, на тему; в какой форме будет изучаться материал, виды контроля, использование литературы.

    1. ^ Методические особенности изучения темы.

Важным условием правильной организации учебного процесса является выбор учителем рациональной системы мето­дов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом воз­раста учащихся, уровня их подготов­ки, специфики решаемых образовательных задач. Деятельность учителя должна быть направлена на достижение основной цели обучения: овладение все­ми учениками программным материалом. Поэтому для учителя важно прежде всего ознакомиться с основными идеями, заложенными в школьном курсе информатики, тщательно изучить все разделы программы. Формированию у учащихся устойчивого интереса к информатике способствует практическая направленность обучения, четкая организация самостоятельной дея­тельности учащихся при выполнении разнообразных учебных задач как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Внеклассная работа с учащимися может идти как по пути расширения знаний, т. е. изучения вопросов, не включенных в обязательную программу, так и по пути углубления программного материала, т. е. развития мыслительной деятельности учащихся, умения приме­нять полученные знания в нестандартных ситуациях. Обучение информатике в школе невозможно без со­вершенствования методики обучения, комплексного использования учебного оборудования. Опыт показывает, что применение разнообразных средств обучения повышает эффективность коллектив­ной и индивидуальной учебной деятельности учащихся. Поэтому особенно важно ознакомиться с основными, требованиями, предъявляемыми к современному каби­нету информатики, ролью ТСО на каждом этапе учеб­но-познавательной деятельности, применением и изго­товлением ППС, некоторых видов наглядных пособий и ТСО.

    1. ^ Подготовка учителя к работе над темой.

Цели изучения. Формирование умения рабо­тать с нормативными и учебно-методическими мате­риалами; ознакомиться с различными подходами к составлению тематического плана; ознакомиться с ме­тодами и приемами введения новых знаний и их прочно­го усвоения учащимися, с прикладными аспектами информатики и возможностями реализации межпредмет­ных связей, воспитания интереса к предмету, активиза­ции познавательной деятельности учащихся, воспитания потребности в углублении своих знаний, рассмот­реть различные формы организации самостоятельной работы учащихся на уроке.

Методические особенности изучения темы. Органи­зующим моментом в деятельности учителя является планирование им учебного процесса. Тщательно про­думанное тематическое планирование нормализует нагрузку учащихся, дает учителю перспективу, пол­ное представление о материале всего годового курса, о расстановке смысловых акцентов и распределении материала по урокам, обеспечивает ритмичность учеб­ного процесса, предупреждает неоправданную затрату времени на изучение одних вопросов или даже тем в ущерб другим. Органической частью тематического планирования является выделение времени на систематизацию и за­крепление знаний по всему курсу. Нельзя допускать, чтобы повторение учебного материала большого объема сосредоточилось в конце учебного года и проводилось в ущерб изучению нового. Значительная часть мате­риала должна быть повторена в течение учебного года одновременно с овладением новым и при его обобщении по завершении изучения определенного раздела курса. Продумывая план проведения уроков по той или иной теме, необходимо предусмотреть объем и содержа­ние заданий на повторение, используемых при введении нового и составляющих прочную базу для усвоения последующего материала; точно спланировать содер­жание работы на уроке и домашнего задания. При разработке содержания каждого урока темы необходимо тщательно продумывать методы изучения учебного материала и форму организации работы уча­щихся на уроке. В организации учебного процесса важную роль игра­ет решение задач. Они являются и целью, и средством обучения информатике, так как теоре­тический материал осознается и усваивается пре­имущественно в процессе решения задач. При этом не­обходимо использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся создает основу для их разгрузки, обеспечивает их посильной работой и формирует положительное отно­шение к учебе. Продумывая план проведения уроков по теме, учи­тель должен предусмотреть комплексное применение пособий, выявить связь между ними, работать только с теми из них, которые позволяют экономить время и дают необходимый педагогический эффект. Работая над тематическим планом, целесообразно ставить перед собой и решать специальные задачи — использовать изучаемый материал для развития приладных умений учащихся, показать взаимное проник­новение и использование знаний, полученных при изу­чении смежных предметов. Это надо делать постепенно и систематически в течение всех лет обучения, чтобы у учащихся не создалось впечатление разобщенности знаний. По окончании изучения темы учитель подводит итог. Анализирует полученные результаты, выявляет затруд­нения, типичные ошибки, намечает пути их устране­ния при проведении итоговых повторений. Все перечисленные выше составные части работы над тематическим планом тщательно анализируются учителем с тем, чтобы учесть все положительные и отри­цательные моменты при составлении нового плана.

    1. ^ Подготовка учителя к уроку.

Цели изучения. Ознакомиться с основными требованиями к уроку, с понятием «дидактическая структура урока»; рассмотреть различные формы дея­тельности учителя при подготовке к уроку; при его проведении ознакомиться с различными видами кон­спектов урока; рассмотреть различные схемы анализа урока.

Методические особенности изучения темы. Понятие урока трактуется как важнейшая категория дидакти­ки. Урок рассматривается как система, все элементы ко­торой отражают основные положения дидактики и направлены на воспитание учащихся и формирование их познавательной самостоятельности. Знание преподавателем общих закономерностей, принципов и правил дидактики, содержания и сущности урока как формы организации учебно-воспитательного процесса может быть гарантией достижения необходимого качества; и эффективности обучения и воспитания. Прежде всего должны быть четко определены конкретные цели обучения на каждом уроке, которые непосредственно следуют из программных требований. Решение любой задачи, любой вопрос учителя, любые его действия должны отвечать достижению этих целей. При составлении плана урока, кроме его цели, опре­деляются методы, соответствующая литература, типы самостоятельных работ, возможности использования межпредметных связей, ТСО и др. Все это вкладывает­ся в структуру урока. Понятие структуры урока вклю­чает в себя следующие компоненты: актуализацию прежних знаний и способов действий, формирование новых знаний, их применение (формирование умений и навыков). Дидактическая наука требует комплексного подхода к анализу урока с точки зрения и результата, и самого процесса. С одной стороны, определяется уровень актуа­лизации, формирование новых понятий и способов дей­ствий. С другой стороны, соответствие урока требова­ниям дидактических целей урока, осуществление свя­зи обучения с жизнью. Основным критерием анализа урока считается ко­нечный результат: достижение пели урока (что и как усвоили учащиеся). Четко следовать замыслу плана урока и одновре­менно быть в постоянной готовности гибко перестраи­вать его ход при изменении учебных ситуаций, пере­ходить к реализации запасных методических вариан­тов — вот в чем сущность подготовки учителя к уроку. 

Схема.

А. Требования к современному уроку

  1. Четкость определения учебных задач.

  2. Единство образовательных и воспитательных задач.

  3. Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с уровнем подготов­ки учащихся.

  4. Выбор соответствующих методов и приемов обу­чения.

  5. Установление связей с предыдущим и последующим материалом, с другими предметами, с жизнью и практической деятельностью людей.

  6. Организационная четкость урока.

Б. Формы деятельности учителя при подготовке к уроку и его проведении

  1. Творчески подходить к выполнению программно-методических требований к уроку, видеть особенности каждого урока, его место в теме.

  2. Учитывать реальные учебные возможности уча­щихся разных возрастов, уровень сформированности классного коллектива, принимать во внимание инте­ресы и потребности учащихся.

  3. Продумывать и решать в единстве задачи обра­зования, воспитания и развития. Выделять важней­шие задачи урока, конкретизировать их с учетом осо­бенностей и возможностей классного коллектива.

  4. Выбирать рациональную структуру и темп урока.

  5. Обеспечивать практическую направленность учебного процесса, создавать возможности примене­ния учащимися полученных знаний, умений и навы­ков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

  6. Использовать на уроке оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обуче­ния, в наибольшей степени активизировать познава­тельную деятельность учащихся.

  7. Рационально использовать различные средства обучения (учебники, наглядные пособия, ТСО, средства информатики).

  8. Сочетать общеклассные, групповые и индиви­дуальные формы работы на уроке, добиваясь орга­низации учебного труда как коллективной деятель­ности.

  9. Стремиться к тому, чтобы обучение осуществля­лось преимущественно на уроке, а объем домашнего] задания там, где это возможно, сокращался.

  10. Четко следовать замыслу плана урока и одновременно быть готовыми перестроить его ход при изме­нении учебных ситуаций.

  11. В ходе самоанализа урока выявлять полученные на уроке результаты образования, воспитания, разви­тия; находить важнейшие причины недостатков, учи­тывать результаты самоанализа при планировании сле­дующих уроков.

Схема анализа урока.

  1. Сообщение даты и темы урока.

  2. Использование дополнительной литературы.

  3. Структура и общая организация урока. Распре­деление времени на различных этапах. Содержание урока на каждом этапе.

  4. Произошло ли изменение плана урока по срав­нению с конспектом? Причины изменения. Умение пере­страиваться в измененной учебной ситуации.

  5. Темп урока. Активность класса, подготовленность к уроку. Дисциплина на уроке.

  6. Оптимальное сочетание различных форм и мето­дов работы.

  7. Контроль за усвоением знаний. Содержание воп­росов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний, их использование для стимулирования ответственного отношения к учению. Организация повторения.

  8. Роль, место и характер самостоятельной работы. Индивидуальные методы обучения. Воспитание интере­са к предмету. Развитие познавательной активности учащихся.

  9. Постановка цели и подведение итога урока. По­нята ли тема? Какие затруднения обнаружены на уроке, пути их преодоления. Объем домашнего задания (необходимые к нему пояснения).

  10. Использование средств наглядности, ТСО. Вид классной доски.

  11. Владение учителем материалом, педагогический такт, речь.

  12. Учет ранее высказанных замечаний.

  13. Выявить значение самоанализа урока в систе­ме работы учителя.

Памятка для самоанализа урока

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, кур­се? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Каков его тип?

  2. Какие задачи решались на уроке? Была ли обес­печена их взаимосвязь? Как учтены в задачах урока особенности класса, отдельных групп учащихся?

  3. Почему выбранная структура урока была рацио­нальна для решения этих задач? Национально ли выде­лено место для опроса, изучения нового материала, закрепления и т. д.? Правильно ли распределено вре­мя на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами?

  4. На каком содержании (понятиях, идеях, фактах и т. д.) сделан главный акцент урока и почему?

  5. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбо­ра методов обучения.

  6. Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?

  7. Как организован контроль усвоения знаний, уме­ний и навыков? В каких формах и методах он осуществ­лялся? Почему?

  8. Какие средства обучения использовались?

  9. За счет чего обеспечивалась высокая работо­способность учащихся в течение всего урока; предуп­реждалась ли их перегрузка?

  10. Какие были продуманы запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?

  11. Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?

Чтобы планирование учебного процесса по информатике было реальным и отвечало поставленным целям по подготовке высококвалифицированных специалистов и организаторов первичных звеньев производства, здравоохранения, культуры и сферы обслуживания, оно должно быть целевым. Основные образовательные цели (формирование глубоких и прочных знаний),воспитательные цели(формирование диалектико-материалистического мировоззрения) и цели развития мыслительной деятельности учащихся (умение приобретать знания и применять их на практике в процессе будущей трудовой деятельности) определены и сформулированы в учебной программе по информатике. Между общими дидактическими целями обучения - образованием, воспитанием и развитием учащихся - нет четких границ ни по содержанию, ни по методам реализации, но для более четкого планирования учебного процесса по информатике цели обучения можно разделить на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательные цели обучения информатике.

  1. Ознакомление с основами информатики как науки, ее основными понятиями.

  2. Формирование в сознании учащихся естественно-научной картины окружающего нас мира.

  3. Овладение (или ознакомление) основными методами естественно-научного исследования.

  4. Политехническое образование.

  5. Создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана вуза.

  6. Создание теоретической и психологической базы для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации производства.

Воспитательные цели обучения информатике.

  1. Формирование диалектико - материалистического мировоззрения.

  2. Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

  3. Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Воспитательные цели не являются обособленными, поскольку процесс обучения и воспитания человека един. Он лишь решается специфически в каждом учебном предмете на его материале и его методами.

Развивающие цели обучения информатике.

  1. Развитие логического мышления учащихся, умения пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии.

  2. Формирование понимания структуры информатики как науки.

  3. Формирование знаний о моделях.

  4. Развитие умений решать задачи, пользуясь известными теоретическими положениями , математическим аппаратом, графическими средствами, справочной литературой, вычислительной техникой и т.п.

  5. Развитие умений экспериментировать, включая знание устройств и принципа действия ЭВМ, пользоваться ими, обрабатывать результаты измерений и определять погрешности измерений, делать выводы на основе полученных экспериментальных данных.

  6. Развитие простейших технических умений.

Развивающие цели включают в себя как общеучебные, так и специальные знания и умения для курса информатики. Рассмотренные выше общие цели обучения служат тем фундаментом, на основе которого строится весь процесс обучения информатике. Эти цели в определенной мере могут служить и отборочным фактором, позволяющим оценить значимость того или иного учебного материала, спланировать уровень обученности учащихся (т.е. определить объем формируемых знаний и умений),установить преимущественный характер формирования стиля мышления(эмпирического или аналитического),выбрать оптимальные сочетания методов, приемов, способствующих достижению конечных целей обучения информатике. Педагогическое руководство должно заключаться в четком определении задач мыслительной деятельности, постановке проблемных заданий или эвристических вопросов, создании проблемных ситуаций, вооружении учащихся соответствующими приемами мыслительных операций. При таком подходе и будет реализовываться развивающая функция обучения планируемая заранее.
^ Глава 2. Планирование учебного процесса в МОУ Никитовской средней общеобразовательной школе им. А.С.Макаренко

Красногвардейского района Белгородской области.

В период с 1 октября по 1 ноября 2009 года я проходила педагогическую практику в МОУ СОШ имени А.С. Макаренко с.Никитовка Красногвардейского района, Белгородской области. В школе имеется один компьютерный класс на 7 рабочих мест ( Intel® Celeron®, 2.5 ГГц, 256 Мб , 80 Гб, 01.05.2006 г.) и 1 место преподавателя (Intel® PENTIUM® 4, 3 ГГц, 500 Мб, 80 Гб, 01.05.2006г.), объединенный в локальную сеть, есть сканер Genius - 1200XE,05.09.07г.; спутниковая антенна – Crosna, 01.01.03г.; блок.интернет - ПОРТАЛ 204В 11.09.07г.; интерактивная доска - 11.09.07г.; проектор – Optoma 11.09.07г.;проектор – Panasonic 15.06.06г… Имеется выход в Internet. На персональных компьютерах установлена ОС Windows XP Professional. Программное обеспечение компьютерного класса:

  1. Microsoft Office 2003

  2. Microsoft Eхcel

  3. Visual Basic 5.0

  4. Photo Impression 4

  5. Win RAR, Win Zip

  6. Teach pro ОБЖ 10 класс

  7. HTML Compiler Pro and Pro + 2.12

Информатика преподаётся в 2 – 11 классах. Количество часов в 10 классе всего: 35 ч.; в неделю – 1 ч.

количество часов по четвертям: 1 четверть - 9 ч., 2 четверть – 7 ч.,

3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 8 ч.

количество практических работ - 24

количество контрольных работ – 3

Изменения, внесенные в программу: в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

Учитель информатики, Цыбуля Сергей Николаевич, при разработке планирования учебного материала по информатике опирался на методические требования к планированию учебного процесса по информатике:

  1. Планируемый учебный материал должен полностью соответствовать содержанию действующей программе по информатике.

  2. Планирование учебного материала должно исходить из общих целей образования, воспитания, реализуемых через учебно-воспитательные задачи отдельного занятия, темы, раздела и курса информатики в целом.

  3. Обучение информатике должно вооружить учащихся знаниями, необходимыми для работы по избранной специальности и дальнейшего продолжения образования и формирования диалектико-материалистического мировоззрения.

  4. При определении воспитательных целей необходимо:

а)показывать роль отечественных и зарубежных ученых в развитии информатики и техники

б)знакомить с ролью информатики в создании материально-технической базы народного хозяйства

в)раскрывать основные достижения и перспективы науки и техники

г)развивать трудовые навыки и воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда.

  1. Устанавливать и планировать, какие основные знания, умения и навыки должны приобрести на данном занятии учащиеся.

  2. В соответствии с идеей оптимизации учебно-воспитательного процесса четко определить объем предъявляемой учебной информации в каждой учебной группе исходя из уровня ее обученности, познавательных возможностей и других факторов. Иначе говоря, уровень изложения нового материала, его объем и доступность должны соответствовать возрастным возможностям учащихся, их умственному развитию.

  3. Учитывать внутрипредметные и межпредметные связи. Выполнение этого требования позволит достаточно убедительно проводить мотивацию познавательной деятельности учащихся и осуществить принцип системности знаний по курсу информатики.

  4. Учитывать прикладную направленность учебного материала. Реализация требования прикладной направленности курса информатики тесно связана с осуществлением принципа политехнизма, который находит свое отражение при изучении соответствующих предметов общетехнического и специального циклов.

  5. При построении очередного занятия следует намечать, а при проведении занятия применять различные методы и приемы обучения, с помощью которых можно разнообразить познавательную деятельность учащихся, прививать им интерес к изучению информатики и любовь к избранной специальности.

  6. Каждое занятие по информатике должно завершаться выдачей домашнего задания, выполнение которого зависит от многих факторов: степени трудности учебного материала, уровня подготовленности учащихся, их интереса к учебному предмету и других, но в любом случае при его планировании преподаватель должен исходить из общей загруженности учащихся при обучении по данной специальности. Учащиеся 10 «А» обучаются по учебнику Угриновича Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Основное содержание курса информатики 10 класс.
Введение. Информация и информационные процессы.

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. Вероятностный подход к измерению информации. Алфавитный подход к измерению информации.

Информационные технологии.

Кодирование текстовой информации. Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая графика.

Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Коммуникационные технологии.

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта.

Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Тематическое планирование 10 класс.





п/п.



Раздел



Кол-во

часов



Введение. Информация и информационные процессы

4



Информационные технологии

16



Коммуникационные технологии

12



Повторение

3



ИТОГО

35


Знания и умения, которые должны получить учащиеся 10-х классов.

Должны знать:

  • требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

  • способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • функции языка как способа представления информации;

  • принципы кодирования информации;

  • о существовании различных форматов текстовых файлов и кодировок русских букв;

  • особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

  • основные единицы измерения количества информации;

  • общую функциональную схему компьютера;

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;

  • состав и назначение программного обеспечения компьютера;

  • основные возможности текстовых редакторов;

  • основные возможности графических редакторов;

  • свойства алгоритмов;

  • основные алгоритмические конструкции;

Должны уметь:

  • организовать рабочее место;

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • представлять высказывания, используя логические операции;

  • объяснять принципы кодирования информации;

  • решать задачи на определение количества информации;

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • работать с носителями информации;

  • вводить и выводить данные;

  • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

  • записывать в учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений.

Сергей Николаевич все уроки проводит по плану в соответствии с тематическим планированием. Структура уроков соответствует целям урока и его типу. Этапы урока логически связаны. Проверка знаний учащихся служит основой для дальнейшего изучения темы. Закрепление теоретического материала способствует его лучшему усвоению. Время уроков распределено рационально по этапам. Уроки проводятся в компьютерном классе, компьютеры используются. Для обеспечения экономичного использования времени на уроках учащиеся отвечают на вопросы с места. Принимают активное участие в диалоге. Перед началом урока подготавливается доска, записывается дата проведения и тема урока, выписываются основные понятия. В конце урока подводятся его итоги, активно работающим ученикам выставляются оценки, задается домашнее задание. Содержание уроков очень хорошо подходит для формирования мышления и активной учебной деятельности, для развития логического мышления школьников и повышения интереса к предмету. На уроках использовались различные методические приемы, методы и средства: письменный опрос, конспектирование, беседа. Методические приемы соответствовали возрастным особенностям учащихся, целям, поставленным в начале урока. Видно было, что детям интересно, они внимательно слушали и все конспектировали. Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы учителя дети, хотя и не всегда правильно, но пытались отвечать, при использовании вспомогательных наводящих вопросов быстро исправляли свой ответ. Учащиеся в ходе уроков проявили умение выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным жизненным ситуациям. Большинство учащихся имеют навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся знаний. По окончании изучения темы учитель подводит итог. Анализирует полученные результаты, выявляет затруд­нения, типичные ошибки, намечает пути их устране­ния при проведении итоговых повторений. У каждого учителя - предметника в своем кабинете имеется персональный компьютер, для подготовки наглядных пособий и раздаточного материала, для проведения интегрированных уроков. В библиотеке школы также установлен компьютер с базой данных литературы. Компьютер установлен в администрации школы для работы секретаря. Во время прохождения практики я познакомилась с различными нормативными документами, Федеральным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям, тематическим и поурочным планированием. Сергей Николаевич при организации деятельности детей на уроке информатики особый упор делал на их активное участие в учебном процессе, на формирование их стремления к самообразованию, получению дополнительных знаний. Своеобразие урока информатики в систематическом использовании средств новых информационных технологий (СНИТ – компьютеры и программное обеспечение). При использовании компьютера на уроке целесообразно предусмотреть применение демонстрационного компьютера (экраны, проекторы) прежде чем учащиеся начнут работать с техникой самостоятельно. Успешное изучение учащимися программного материала по информатике в значительной степени зависит от умелого использования преподавателем широкого арсенала методов и приемов обучения. Согласно современным представлениям, методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных задач, а методический прием - часть метода, его элемент, выражающий лишь отдельные действия преподавателя и учащихся в процессе обучения.

В заключение хочется отметить, что тщательное научно обоснованное планирование учебного процесса является необходимым условием успешного преподавания.

Заключение.

Поставленные перед нами цели и задачи были достигнуты. Мы выяснили, что важным условием правильной организации учебного процесса является выбор учителем рациональной системы мето­дов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом воз­раста учащихся, уровня их подготов­ки, специфики решаемых образовательных задач.

Деятельность учителя должна быть направлена на достижение основной цели обучения: овладение все­ми учениками программным материалом. Поэтому для учителя важно прежде всего ознакомиться с основными идеями, заложенными в школьном курсе информатики, тщательно изучить все разделы программы. Формированию у учащихся устойчивого интереса к информатике способствует практическая направленность обучения, четкая организация самостоятельной дея­тельности учащихся при выполнении разнообразных учебных задач как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Обучение информатике в школе невозможно без со­вершенствования методики обучения, комплексного использования учебного оборудования. Опыт показывает, что применение разнообразных средств обучения повышает эффективность коллектив­ной и индивидуальной учебной деятельности учащихся. Поэтому особенно важно ознакомиться с основными, требованиями, предъявляемыми к современному каби­нету информатики, ролью ТСО на каждом этапе учеб­но-познавательной деятельности, применением и изго­товлением ППС, некоторых видов наглядных пособий и ТСО. Органи­зующим моментом в деятельности учителя является планирование им учебного процесса. Тщательно про­думанное тематическое планирование нормализует нагрузку учащихся, дает учителю перспективу, пол­ное представление о материале всего годового курса, о расстановке смысловых акцентов и распределении материала по урокам, обеспечивает ритмичность учеб­ного процесса, предупреждает неоправданную затрату времени на изучение одних вопросов или даже тем в ущерб другим.

Органической частью тематического планирования является выделение времени на систематизацию и за­крепление знаний по всему курсу. Нельзя допускать, чтобы повторение учебного материала большого объема сосредоточилось в конце учебного года и проводилось в ущерб изучению нового. Значительная часть мате­риала должна быть повторена в течение учебного года одновременно с овладением новым и при его обобщении по завершении изучения определенного раздела курса. При разработке содержания каждого урока темы необходимо тщательно продумывать методы изучения учебного материала и форму организации работы уча­щихся на уроке. В организации учебного процесса важную роль игра­ет решение задач. Они являются и целью, и средством обучения информатике, так как теоре­тический материал осознается и усваивается пре­имущественно в процессе решения задач. При этом не­обходимо использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся создает основу для их разгрузки, обеспечивает их посильной работой и формирует положительное отно­шение к учебе. Продумывая план проведения уроков по теме, учи­тель должен предусмотреть комплексное применение пособий, выявить связь между ними, работать только с теми из них, которые позволяют экономить время и дают необходимый педагогический эффект.
Используемая литература.

  1. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс/ Под редакцией А.П.Ершова. – М.: Мир, 1999.

  2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск, 1998.

  3. Леднев В.С., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе //ИНФО. – 1998. -№ 3. – С. 76 -78.

  4. Лапчик М.Л. Методика преподавания информатики.

  5. Семенов А.Л. Школьная информатика: от истоков к будущему// ИНФО. – 1998. - № 3. – С. 79 -84.

  6. Угринович Н.Т. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // ИНФО. – 1993. - № 1.

  7. Уваров А.Ю. Учебные компьютерные сети // ИНФО. – 1993. - № 3. – С. 41 – 55.

  8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  9. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

  10. Школьная информатика в России. Круглый стол // Информатика: «Первое сентября». – 1998. - № 16.



Скачать файл (144 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru