Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Управление инновационным производством - файл 1.doc


Лекции - Управление инновационным производством
скачать (204.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc205kb.15.11.2011 20:17скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

  1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ


Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности и приведены на рисунке 1.




Рис. 1.Схема инновационной деятельности


Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.


^ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

В литературе приведен ряд классификаций инноваций.

1) по типу новшества:

  • материально-технические;

  • экономические;

  • организационно-управленческие;

  • правовые;

  • педагогические

2) С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают:

  • инновации-продукты;

  • инновации-процессы.

Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: - совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции.

Развитие каждой базовой технологии характеризуется S-образной логической кривой. Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее использование данной технологии экономически нецелесообразно


3) ^ По степени радикальности (новизны):

  • базисные инновации, которые реализуют крупные изобре­тения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

  • улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на” сказах распростра­нения и стабильного развития научно-технического цикла;

  • псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.


4) По характеру применения:

  • продуктивные инновации, ориентированные на производ­ство и использование новых продуктов;

  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:

  • социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

  • комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

  • рыночные, позволяющие реализовать потребности в про­дуктах, услугах на новых рынках.


5) По стимулу появления (источнику):


  • инновации, вызванные развитием наукой и техники;

  • инновации, вызванные потребностями производства;

  • инновации, вызванные потребностями ]рынка.

6) По роли в воспроизводственном процессе:

  • инновации потребительские;

  • инновации инвестиционные.

7). По масштабу:

  • инновации сложные (синтетические);

  • инновации простые.


Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их органи­зации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Побудительным механизмом развития инноваций в пер­вую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей тех­ники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют воз­можность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следст­вии чего является укрепление своих позиций в конкурент­ной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).


^

3. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


В середине XX в. сложилось современное понимание пред­принимателя как новатора: “Задача предпринимателей — ре­формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле — че­рез использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, бла­годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции— вплоть до реорганизации прежней и со­здания новой отрасли промышленности...”1

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предприниматель­ства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требу­ется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив­шейся обстановке.

Необходимость формирования инновационного предпринимательства обусловлена:

  • усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического про­гресса во всех сферах экономической деятельности;

  • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

  • необходимостью существенного сокращения сроков созда­ния, освоения новой техники: повышением технического уровня производства: необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

  • спецификой процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная много вариантность исследований, риск и возмож­ность отрицательных результатов:

  • увеличением затрат и ухудшением экономических показа­телей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений.

Как правило, в основе пред­принимательской деятельности лежит нововведение в облас­ти продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специ­фическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.


Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осу­ществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и со­циальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и тех­нологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1)инновация продукции:

2)инновация технологии;

3)социальные инновации.

  1. инновация продукции

представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выжива­емость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, рас­ширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание но­вых рабочих мест и т. д.

  1. инновация технологии

это процесс обновления производственного потенциала, на­правленный на повышение производительности труда и эко­номию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершен­ствовать технику безопасности, провести мероприятия по за­щите окружающей среды, эффективно использовать внутри­фирменные информационные системы.

  1. социальные инновации

представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций та­кого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мо­билизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред­приятия перед сотрудниками и обществом в целом.



  1. ^ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


На основе способа организации инновационного процес­са в фирме можно выделить три модели инновационного пред­принимательства:

1) инновационное предпринимательство на основе внут­ренней организации, когда инновация создается и (или) осва­ивается внутри фирмы ее специализированными подразделе­ниями на базе планирования и мониторинга их взаимодейст­вия по инновационному проекту:

2) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи контрактов, когда заказ на со­здание и (или) освоение инновации размещается между сто­ронними организациями:

3) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи венчуров, когда фирма для реа­лизации инновационного проекта учреждает дочерние венчур­ные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние сред­ства.

Наиболее часто используемой является вторая модель ин­новационного предпринимательства — фирма размещает за­каз на разработку новшеств, а осваивает их собственными си­лами (не на основе размещения комплексных заказов типа “под ключ”). Относительная редкость использования нерпой моде­ли объясняется недостаточным потенциалом “заводской на­уки”.

В основе всех видов инновационного предпринимательст­ва лежит создание и освоение новых видов продукции (това­ров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и опре­деляющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.


Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии:


  1. поиск новой идеи и ее оценка;

  2. составление бизнес-плана;

  3. поиск необходимых ресурсов;

  4. управление созданным предприятием.


Для инновационного предпринимательства основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие.

На рис. 1 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке това­ра-новинки.


Формирование инновационных идей



Отбор наиболее перспективных идей



Детальная разработка замысла и его экспертная оценка



Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей



Экспертная оценка бизнес-плана



Экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка



Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке



Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы


Рис. 1 Схема основных этапов разработки товара-новинки



  1. ^ ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ

Для пред­принимателя является важным выделить для себя информацион­ные источники, которые помогут ему найти какую-то опреде­ленную инновационную идею.

Такими источниками могут быть конкретные знания:

  • о рынке и его потребностях;

  • о появ­лении новых технологий, материалов, способов производст­ва;

  • о существующих структурных или географических разры­вах в обеспеченности каким-то определенным товаром.


Кон­кретными источниками инновационных идей могут выступать:

  • потребители, т. е. изучение потребительского спроса; ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенст­вованных вариантов товарной продукции, услуг;

  • конкуренты, в некоторых случаях их деятельность, направ­ленная на изучение потребительского спроса, может подтолк­нуть предпринимателя к формированию собственной инно­вационной идеи:

  • торговые агенты, дилеры и прочие посредники; консультанты предпринимателя по каким-то определен­ным элементам инновационной деятельности; непосредственно работники предприятия.

Наиболее активно в некоторых фирмах как источник ин­новационных идей используется именно персонал предприя­тия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекают­ся рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении на­коплен японскими фирмами, где используются специально разработанные карточки для предложений:

Предложение по разработке товара (ассортимента новой продукции)

1. Автор предложения

2. Название отдела

3. Наименование предлагаемого товара

4. Мотивация предложения

5. Содержание предложения

6. Эскиз

7. Мнение автора предложения по перспективам сбыта пред­лагаемого товара или ассортимента, возможной конкурен­ции его с подобными товарами других предприятий на рын­ке сбыта и др.


Известный ученый экономист Питер Дракер выделя­ет семь источников инновационных идей:

  • неожиданное событие (для предприятия или отрасли — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);

  • не конгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (“такая, какой она должна быть”);

  • нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и “слабые места”, которые могут и должны быть устранены); внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения;

  • изменения в восприятия, настроениях и ценностных ус­тановках;

  • новые знания (как научные, так и ненаучные).2



^ 6. КРИТЕРИИ ПРИ ОТБОРЕ ИДЕЙ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кроме этого, даже очень перспективная идея сама по себе не гарантирует предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и полу­чить монопольную сверхприбыль от инновационной деятель­ности, предпринимательской фирме необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.

1. Необходимо четко представлять объем спроса потенци­альных потребителей на новшество, его экономически выра­женные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходи­мо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т. г. важно пра­вильно составить всесторонний прогноз экономического по­тенциала новшества.

2. Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием является соответствие персонала пред­приятия определенным требованиям. Значительную роль для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность, ком­муникабельность, целеустремленность, компетентность.

3. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации и управления. В связи с этим именно малые инновационные Предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

^

7. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.



Разработка инновационного проекта – длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1).

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки.

Таблица 1.

Содержание фаз жизненного цикла проекта.

Прединвестиционная фаза

проекта

Инвестиционная фаза

проекта

Прединвестиционные исследования и планирование проекта

Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение торгов и заключение контрактов

Реализация проекта

Завершение проекта

1. Изучение прогнозов

1. Разработка плана проектно-изыскательских работ

1. Заключение контрактов

1. Разработка плана реализации проекта

1.Пусконаладочные работы

2. Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта.

2. Задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО.

2. Договор на поставку оборудования.

2. Разработка графиков.

2. Пуск объекта.

3. Предпроектное обоснование инвестиций.

3.Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО.

3.Договор на подрядные работы.

3. Выполнение работ.

3. Демобилизация ресурсов, анализ результатов.

4. Выбор и согласование места размещения.

4. Выдача задания на проектирование.

4. Разработка планов.

4. Мониторинг и контроль.

4. Эксплуатация.

5. Экологическое обоснование.

5. Разработка, согласование и утверждение.




5. Корректировка плана проекта.

5. Ремонт и развитие производства.

6. Экспертиза.

6. Принятие окончательного решения об инвестировании.




6. Оплата выполненных работ.

6. Закрытие проекта, демонтаж оборудования.

7. Предварительное инвестиционное решение.














Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

  • формирование инновационного замысла (идеи);

  • исследование инновационных возможностей;

  • подготовка контрактной документации;

  • подготовка проектной документации;

  • строительно-монтажные работы;

  • эксплуатация объекта;

  • мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инновационного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены:

  • Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

  • Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа – производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

В инновационном проекте используются следующие формы инвестиций:

  • Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.п.)

  • Земля.

  • Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью

  • Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом

Основным источников инвестиций являются:

  • Собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства.

  • Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов.

  • Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций.

  • Различные формы заемных средств.

Этап – исследование инновационных возможностей – предусматривает:

  • Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта

  • Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги)

  • Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников

  • Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности

  • Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта

  • Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы

Цель исследования инновационных возможностей – подготовка предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап – ТЭО проекта – в полном объеме предусматривает:

  • Проведение полномасштабного маркетингового исследования

  • Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг)

  • Разработку технических решений, в том числе генерального плана

  • Инженерное обеспечение

  • Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне

  • Описание организации строительства

  • Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве

  • Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих

  • Формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения.

  • Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта

  • Планирование сроков осуществления проекта

  • Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций)

  • Формирование условий прекращения реализации проекта
^

8. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.



Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов. Ниже приведена классификация инновационных проектов.

По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на:

  • исследовательские;

  • научно-технические;

  • связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;

  • проекты системного обновления предприятия.

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:

  • федеральные;

  • президентские;

  • региональные;

  • отраслевые отдельного предприятия.

По характеру целей проекта подразделяются на:

  • конечные;

  • промежуточные.

По периоду реализации подразделяются на:

  • долгосрочные;

  • среднесрочные;

  • краткосрочные.

По типу инноваций подразделяются на:

  • новый продукт;

  • новый метод производства;

  • новый рынок;

  • новый источник сырья;

  • новая структура управления.
^

9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА



Методическими рекомендациями по оценке инновационных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:

  • Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников

  • Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов

  • Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):

Фi(t) = Пi(t) - Оi(t),

где i = 1, 2, 3.

Приток реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельностью в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета)

Ф(t) = [П1(t) - О1(t)] + [П2(t) - О2(t)] = Ф1(t) – Ф’(t)

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов Осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта

Bt = Dt - Pt

Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами(Pинт).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

  • Конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта

  • Социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах

  • Прямые финансовые результаты

  • Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию и ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому не включаются в расчет:

  • затраты организаций - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта

  • амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками

  • все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении

  • проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта

  • затраты иностранных участников.
^

10. РИСКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ


Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Предпринимательство связано с неопределенностью эко­номической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производст­ва, из много вариантности сфер приложения капиталов и раз­нообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком­мерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение предпринимателя при рыноч­ных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник ры­ночных отношений изначально лишен заранее известных, од­нозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспечен­ной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель­ной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.

Инновационная деятельность в большей степени, чем дру­гие направления предпринимательской деятельности, сопря­жена с риском, так как полная гарантия благополучного ре­зультата в инновационном предпринимательстве практичес­ки отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Об уровне риска инновационной деятельности свидетель­ствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одно-два. Высокий риск, од­нако, сопровождается, как правило, и высокой его компенса­цией: возможная норма прибыли от внедрения инновацион­ных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуще­ствлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и веро­ятность успеха инновационного предпринимательства возра­стает. При этом прибыль от реализации успешных инноваци­онных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производ­ство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех­нологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленче­ских инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий в инновационном предпри­нимательстве, включает в себя следующие основные виды ри­сков:

  1. риски ошибочного выбора инновационного проекта; риски не обеспечения инновационного проекта достаточ­ным уровнем финансирования;

  2. маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта:

    • маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;

    • риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак­тов);




  1. риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов: риски усиления конкуренции:

  • риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес­печения;

  • риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.



^ 11. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИСКА


  1. ошибочный выбор инновационного проекта, то есть необоснованное опре­деление приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих при­оритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.

  2. Специалисты также могут ошибиться в оценке современ­ного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение предприятия может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Поэтому целью реализации иннова­ционного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Однако предприятием уже могут быть про­изведены определенные расходы для осуществления первона­чальной цели проекта и при изменении характера инноваци­онного проекта эти расходы окажутся излишними, и кроме этого возникнет потребность в дополнительных, ранее не пре­дусматривавшихся расходах.

  3. Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибоч­ная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых “авторских” инновационных проектов, разрабатываемых учеными.



^ 12. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕДОСТАТКОМ ФИНАНСИРОВАНИЯ


1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуа­ций, когда инновационный проект требует больших финан­совых средств, а предприятие не смогло их получить. Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет при­влечь инвесторов для финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности иннова­ционного проекта.

2. При выборе источника финансирования инновационно­го проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод— самофинансирование про­екта, второй — опора делается на внешние источники финан­сирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ­ванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.
^

13. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Избежать полностью риска в инновационном предприни­мательстве не возможно, поскольку инновации и риск — дне взаимосвязанные категории. Нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Поэтому инновацион­ным предприятиям в первую очередь следует тщательно ана­лизировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии — стадии отбора проектов.


  1. диверсификация инновационной предприниматель­ской деятельности, состоящая в распределении усилий разра­ботчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществ­ления разнообразных инновационных проектов, непосредст­венно не связанных друг с другом.

Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов — следующий метод минимизации риска инновационной дея­тельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможно­го риска неприемлема для инновационного предприятия, оно может передать эти риски другой организации. Выделяют три причины, в результате действия которых передача риска вы­годна как для стороны передающей (трансфера), так и для при­нимающей (трансфери):

— потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя прини­мающей;

— трансфери может находиться в лучшей позиции для со­кращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

Передача риска инновационной деятельности, как прави­ло, производится путем заключения нижеприведенных типов контрактов.

  • Строительные контракты.

  • Аренда машин и оборудования (лизинг).

  • Контракты па хранение и перевозку грузов.

  • Контракты продажи, обслуживания, снабжения.

  • К этой же группе контрактов относятся: соглашение о снаб­жении предприятия материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях полдержа­ния неснижаемого остатка на складе, аренда оборудования. используемого для осуществления инновационного проекта. с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта; гарантия полдержания производительности (определенных технических характеристик) используемого оборудования: до­говора на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности.

2. ^ Прямые уп­равленческие воздействия на возможные управляемые факто­ры риска. Такие, как:

анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту;

планирование и прогнозирование инновационной деятель­ности:

подбор персонала, участвующего в осуществлении инно­вационной деятельности, и др.

3. ^ Создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих партнерах. В качестве образца в этом случае можно использо­вать систему Dul-Diligence — “должного внимания”, практи­куемую защиту от разного рода мошенничеств. Один из основ­ных инструментов этой системы — анкета, включающая во­просы о названии компании-контрагента и адресах ее офисов за последние два-три года; о видах бизнеса, ею осуществляе­мых. Анкета может содержать вопросы о партнерах компании и их адресах, вопросы о ее финансовом состоянии и предпо­лагаемом обороте или будущем среднем остатке на счете. На­иболее сложные вопросы анкеты связаны с происхождением капитала компании. Подобная анкета дает предварительную информацию о клиенте, и в том случае, если что-то в его отве­тах настораживает, следует проводить дополнительное иссле­дование, включающее поиск подтверждений (или опроверже­ний) полученных данных, поиск фактов, о которых партнер умолчал, а также проверку сведений с помощью других орга­низаций. По итогам анкетирования готовится заключение о целесообразности сотрудничества с данной компанией.

4. ^ Планиро­вание и прогнозирование инновационной деятельности пред­принимательской фирмы. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предпринимателю предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или из­менениям конъюнктуры рынка, снизив таким образом уровень риска. Любая предпринимательская структура более устойчи­ва, когда внутренний порядок позволяет ей сопротивляться внешним негативным воздействиям.

5. ^ Тщательный подбор работников (персонала) фирмы. Чем больше людей работает в предпри­нимательской фирме, тем больше риск от принятого каждым из них решения, поэтому руководителю организации следует постоянно уделять внимание кадровым вопросам. Не имеет значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается фирма, — в любом деле необходим хороший пер­сонал. Следует подбирать компетентных способных работни­ков, иначе фирма будет ненадежна, неэффективна. Подбор ко­манды — это искусство, необходимое руководителю, для того чтобы деятельность его фирмы была эффективна. Штат сотруд­ников должен формироваться по принципу компетентности и заинтересованности в работе. В большей степени это касается инновационных фирм, так как почти 50% всех ошибок при реализации инновационного проекта происходят из-за не­брежности, невнимательности, низкой квалификации испол­нителей проекта.

6. ^ Организация защиты коммерческой тайны на предпри­ятии. Эта необходимость обусловлена тем, что в некоторых случаях техническая и коммерчес­кая информация о разрабатываемом на фирме инновацион­ном проекте может “подтолкнуть” конкурентов к параллель­ным разработкам.

Кроме этого, при заключении контракта между руководи­телем предпринимательской фирмы и сотрудником необходи­мо вносить обязательства последнего по неразглашению ком­мерческой тайны. Наличие подобного документа позволяет предпринимателю—собственнику фирмы применять различ­ные санкции к работникам, виновным в утечке конфиденци­альной информации. Важнейшим направлением защиты ком­мерческой тайны предприятия является стабильность кадро­вого состава. Если состав квалифицированных специалистов меняется из-за высокой текучести, бесценные разработки фирмы могут становиться бесплатным достоянием конкурентов.


^ 14. СТРАХОВАНИЕ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Страхование — система экономических отношений, вклю­чающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределения и перераспреде­ления) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховы­ми случаями) путем выплаты страхового возмещения и стра­ховых сумм. В страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использо­ванием соответствующего фонда, — страховщика и юридиче­ских и физических лиц, вносящих в фонд установленные пла­тежи, — страхователей, взаимные обязательства которых рег­ламентируются договором страхования в соответствии с усло­виями страхования. Из всех форм передачи риска страхова­ние наиболее полно отвечает идеальным условиям, предъявляемым к трансферу риска, так как ресурсы для покрытия по­терь инновационной фирмы получаются от страховых орга­низаций быстрее, чем из любого другого источника.

Решив обратиться в страховую компанию, инновационной предпринимательской фирме следует иметь в виду, что лучший метод страхования — это заключение не одного страхового контракта от всех предполагаемых рисков, а комплексная си­стема защиты организации. Эта система зависит от специфи­ки работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:

1) страхование движимого и недвижимого имущества, то есть зданий, сооружений, оборудования, готовой продукции на складах и т.п. от всех возможных потерь, предусмотренных страховым договором:

2) страхование грузопотоков, то есть всех получаемых и от­правляемых предприятием грузов:

3) страхование ответственности, включающей общеграж­данскую ответственность работодателя перед работниками (риск получения работником увечья при несчастном случае на производстве):

4) страхование персонала, то есть страхование компанией жизни сотрудников, страхование на случай временной нетру­доспособности иди инвалидности работников.


  1. ^ Основы государственного регулирования инновационной деятельности


«Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций». Таким образом орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия, которые изменяют экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом. Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, не изменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целей организации. С другой стороны, организация может и не изменять свое поведение в результате принятых мер, а может и выполнять желаемые органами государственного управления действия, а может и «обойти» установленные препятствия, изменив методы или сферу деятельности.

Вероятные реакции инновационных организаций на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие:

  • освоение новых рынков;

  • кооперация с другими организациями;

  • улучшение качества продукции;

  • поиск партнеров и кредитов и т.д.

При уменьшении возможностей реакции организации будут следующие:

  • сокращение ресурсного потенциала;

  • свертывание деятельности;

  • снижение уровня рисков ости;

  • отказ от заказов с низкой эффективностью;

  • свертывание инвестиций;

  • банкротство или самоликвидация;


В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана у краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.

В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок в том числе на внешнем рынке.

Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются следующие:

  • аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

  • координация инновационной деятельности;

  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

  • создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;

  • формирование инновационной инфраструктуры;

  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;

  • региональное регулирование инновационных процессов;

  • регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.

Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. В Германии и Японии, где традиционно придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.

«Государство формирует цели и принципы в области своей политики и собственные приоритеты в инновационной и научной сферах.» При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности.

Рассмотрим механизм формирования государственной инновационной политики.



1 Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование пред­принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1982 г. — С. 72.


2


Реклама:





Скачать файл (204.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru