Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовой проект - Франция в годы четвертой республики - файл 1.docx


Курсовой проект - Франция в годы четвертой республики
скачать (74.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx75kb.25.11.2011 12:35скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Бирская государственная социально-педагогическая академия

Исторический факультет
Курсовая работа
Франция в годы Четвертой республики

Бирск

2010



Оглавление


Введение ………………………………………………………………. 3

Глава 1. Временный режим и образование

Четвертой республики ……………………………………. 7
Глава 2. Наступление реакции, раскол рабочего и

демократического движения ……………………………. 19
Глава 3. Подъём рабочего и крестьянского движения.

Выборы 1956 г. Падение Четвёртой республики …….. 29

Заключение …………………………………………………………. 39
Список использованных источников и литературы ……………42



Введение
Франция принадлежит к числу тех стран, которые внесли большой вклад в историю человечества и развитие мировой культуры. Заселенная людьми со времен палеолита, часть Римской империи в эпоху античности, средоточие феодализма в средние века, позднее - великая европейская держава, Франция всегда была и до сих пор остается крупным центром европейской цивилизации.

Особенность исторического развития Франции состоит в том, что свойственные многим странам исторические процессы происходили в ней в особенно ясной, отчетливой, «классической» форме. Во Франции в наиболее чистом виде сформировался европейский тип феодализма, она являлась образцовой страной Просвещения, в ней произошли крупнейшие европейские революции, в том числе самая грандиозная из них -- Великая французская революция конца XVIII в. Во Франции раньше, чем в других европейских странах, были признаны права человека и гражданина, возникла республика, сложилась многопартийная система. По богатству и разнообразию форм государственного устройства Франция не имеет себе равных. Сословная монархия, абсолютная монархия и три конституционные монархии, консулат, две империи и пять республик, однопалатный, двухпалатный и даже трех- и четырехпалатный парламент (при Наполеоне I и Наполеоне III) -- в общей сложности 17 конституций. Такого не знала ни одна другая страна.

В течение нескольких веков Франция находилась в авангарде исторического развития: в ней рождались такие идеи и начинались такие общественные преобразования, которые потом распространялись и в других странах. В общественном мнении Франция приобрела репутацию своеобразной социальной лаборатории, где испытывались новые формы государственного и общественного устройства. Даже если какие-либо идеи 

впервые высказывались в других странах, они зачастую получали мировое признание, проходя через Францию. Французы придавали им ясную, законченную, отточенную, литературную форму, и именно в такой форме они завоевывали мир. Так было, например, с идеями Просвещения, естественных и неотъемлемых прав человека, лозунгами свободы, равенства, братства и многими другими идеями, которые ныне вошли в обиход всего цивилизованного человечества.

Огромный вклад внесла Франция в развитие культуры. Французская литература, музыка, живопись, архитектура получили всемирную известность, а французский язык долгое время являлся языком международного общения.

Одним из важнейших и наиболее драматичных периодов истории Франции был XX век. За 100 лет Франция пережила две мировые войны, тяжелейшее поражение и четырехлетнюю иностранную оккупацию, колониальные войны, продолжавшиеся в общей сложности более 15 лет. Несколько раз менялся ее политический строй, господствующая идеология, образ жизни.

Важный период в истории Франции занимает период Четвертой республики 1946 – 1958 гг.

История Франции вообще и ее история в новейшее время постоянно привлекала внимание ученых. Новейшей истории Франции посвящено свыше 90 специальных монографий, десятки диссертаций и сотни статей. Текущая библиография по истории Франции регулярно публикуется во «Французском ежегоднике» (выходит с 1959 г.). Она освещалась во всех советских учебниках по новейшей истории для средней и высшей школы.1 Однако работ, охватывающие весь период новейшей истории Франции, пока немногочисленны. В 1966 г. Ю. В. Борисов опубликовал пособие для 

учителей «Новейшая история Франции. 1917--1964».2 В 1973 г. под редакцией А. 3. Манфреда вышел в свет третий том фундаментального коллективного труда «История Франции». 3 Советскими историками изданы «Очерки истории профсоюзного движения во Франции»4, а также «Очерки рабочего движения во Франции»5. Постоянное внимание историков привлекали проблемы внешней политики Франции, и особенно франко-советских отношений.6

Особый интерес для нас представила работа Молочанова Н.Н. «Четвертая республика»,7 где освещаются в основном все вопросы нашей темы. Непосредственно к нашей теме относятся такие работы как Макаренкова Е.М. Французская социалистическая партия в годы IV республики,8 Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции. 1944-1958,9 Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики.10 и др.

Большой интерес к новейшей истории проявляют французские историки. Ж-Брюа и М. Пиоло опубликовали очерки истории крупнейшего профсоюзного объединения -- Всеобщей конфедерации труда.11 Среди общих исторических работ наиболее известны 7-томная «История Третьей республики», написанная академиком Шастене, и 5-томная «Политическая 

история Третьей республики», публикуемая отцом и сыном Боннефу. Обе они написаны с позиций буржуазного либерализма.

Помимо специальных исторических исследований во Франции опубликованы сотни публицистических произведений и воспоминаний государственных и общественных деятелей, которые оказали большое влияние па развитие историографии новейшей истории. Вышли в свет мемуары президентов Франции: А. Пуанкаре, В. Ориоля, Ш. де Голля; премьер-министров - Ж. Клемансо, Э. Эррио, П. Рейно, М. Кув де Мюрвиля и др., многих министров, дипломатов и генералов. Некоторые из них полностью или частично переведены на русский язык.

^ Целью нашей работы является рассмотрение истории Франции в годы Четвертой республики.

Задачи работы:

- показать создание временного режима после второй мировой войны и образование во Франции Четвёртой республики;

- рассмотреть наступление реакции и раскол в рабочем и демократическом движении;

- изучить рост крестьянского движения, выборы 1956 г.;

- выяснить причины падения Четвёртой республики во Франции.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.



Глава 1. Временный режим и образование Четвертой республики
В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944г. власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Политическая обстановка в освобожденной Франции определялась огромным влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Правые партии, дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с оккупантами, а также радикальная партия, которая в годы войны распалась и не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влияние. На первый план выдвинулись антифашистские, демократические группировки. Самой крупной политической партией Франции стала Коммунистическая партия - активный боец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее входило более 900 тыс. человек, в два с половиной раза больше, чем до войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе Франции - Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достигла наивысшего в ее истории уровня - 5,5 млн. членов. Она была в 7 раз больше, чем численность второго общенационального профсоюзного центра - Французской конфедерации христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.12



Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую наказание вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся, частичную национализацию промышленности и банков, установление "подлинной экономической и социальной демократии, предлагающей устранение финансовых и экономических олигархий от руководства экономикой".

В движении Сопротивления сумела укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов, больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС, входили в состав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению капитализма и ликвидации классов. Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления.

В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала новую партию - Народно-республиканское движение (МРП). Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали необходимость "структурных реформ": частичной национализации банков и промышленности, а также "реформы предприятия" в духе классового сотрудничества, при "участии" рабочих в управлении. Партия МРП выражала интересы буржуазии, 

считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения: с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся, привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой - католики (особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций. Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, "спасителем" и "освободителем Франции". Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особую политическую партию. Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и "дирижизму", которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ. Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники «дирижизма», выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения защищали созданная в 1946 г. правая "Республиканская партия свободы" (ПРЛ) и отчасти Радикальная партия.

Историк Смирнов В.П. отмечает, что политический строй, существовавший во Франции с момента ее освобождения осенью 1944 г. до принятия конституции Четвертой республики осенью 1946 г, вошел в историю под названием Временного режима. Это был непродолжительный, 

но очень важный период в истории Франции, когда демократические и антифашистские силы добились значительных успехов.13

Политическая атмосфера освобожденной Франции характеризовалась стремительным подъемом демократических сил, огромным влиянием движения Сопротивления, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу. Широчайшие массы населения, освобожденные из-под гнета оккупантов и вишистов, жаждали новой жизни. Они больше не доверяли буржуазным политикам, которые привели Францию к поражению или сотрудничали с оккупантами.

Наринский М.М. в книге «Борьба классов и партий во Франции» говорит о том, что на первый план выдвинулись левые антифашистские, демократические группировки Особенно большой авторитет среди трудящихся завоевала Французская коммунистическая партия. Важное место в общественной жизни заняли профсоюзы. Возросло влияние Французской конфедерации христианских трудящихся (ФКХТ), насчитывающей в первые послевоенные годы до 500 тыс. человек.14

Наряду с рабочими и демократическими организациями сохранила и даже увеличила свое влияние в массах та часть французской буржуазии, которая принимала участие в Сопротивлении Высоким личным авторитетом пользовался генерал де Голль, возглавлявший Временное правительство Его поддерживали все буржуазно-патриотические группировки Сопротивления и Социалистическая партия. Коммунистическая партия также считала, что неотложные задачи, стоявшие перед освобожденной Францией,-- восстановление экономики, наказание предателей, обеспечение демократических прав и свобод, выработка новой конституции -- требуют сплочения всех сил нации и поддержки Временного правительства.



Большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. Еще в годы войны де Голль пришел к выводу, что возрождение довоенных порядков невозможно, а поэтому необходимы серьезные изменения в руководстве экономикой и политикой. Суть своих главных идей де Голль резюмировал в словах «нация», «сильное государство», «величие Франции», «социальные реформы». Исходным пунктом доктрины де Голля была старая идея «нации», использовавшаяся всеми идеологами правого лагеря. В соответствии с националистической традицией де Голль считал главной силой исторического развития не классы, а нации. Классовые интересы, с его точки зрения, носят частный характер и поэтому должны подчиняться общенациональным интересам, выразителем которых является государство. Чтобы государство могло успешно отстаивать общенациональные интересы, оно должно быть «сильным», т. е. располагать широкими полномочиями и по возможности меньше зависеть от партий. Борьба партий и классов подрывает стабильность и авторитет правительства, ослабляет «нацию» и, следовательно, вредна. Лишь сильное государство, пользующееся поддержкой всей нации, может направить Францию к ее высшей цели - «величию».15

По мнению генерала де Голля, «Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Поэтому главная задача всех французских патриотов состоит в том, чтобы вернуть своей стране «ранг» великой державы, оказывающей определяющее влияние на судьбы мира.

Важным элементом политики, направленной к созданию «сильного государства», сплочению «нации» и достижению величия, де Голль считал социальные реформы. В военных мемуарах де Голль говорит: «Чувство и размышления давно убедили меня, что освобождение страны должно сопровождаться глубокими социальными преобразованиями,-- писал он в 

своих мемуарах.- Или мы сверху и быстро осуществим заметное изменение положения рабочих и частичное сокращение привилегий денег, или страдающая и разочарованная масса прудящихся вызовет потрясения, в которых Франция может потерять все, что у нее осталось».16 К числу необходимых реформ де Голль относил не только восстановление основных демократических свобод, но и частичную национализацию промышленности, госконтроль над экономикой, систему социального страхования и условий труда, которая могла бы смягчить недовольство трудящихся.

Внешнеполитическая программа де Голля ставила вo главу угла проблему национальной независимости. В отличие от многих руководителей буржуазно-патриотических группировок Сопротивления, де Голль твердо отстаивал принцип национального суверенитета. Он выступал за союзные отношения с Англией и США, но вместе с тем указывал на необходимость союза с СССР, который де Голль со времен войны рассматривал как «некоторый противовес по отношению к англосаксонским странам», гарантирующий независимость Франции.17

Взгляды де Голля во многом напоминали идеи традиционного правого национализма, но вместе с тем заключали в себе существенный новый элемент. Раньше правые националисты были консерваторами, противниками социальных реформ, сторонниками невмешательства государства в управление экономикой. Де Голль, напротив, выступал с позиций «дирижизма» и буржуазного реформизма, порывая с консерваторами.

Историк Наумова Н.Н. отмечает, что возникновение голлизма и деятельность МРП показывали, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционных консервативных взглядов к доктринам буржуазного реформизма и «дирижизма».18



Важнейшим событием внутриполитической жизни освобожденной Франции стали выборы в Учредительное собрание, которому предстояло подготовить новую конституцию. Содержание будущей конституции, а также вопрос о правах и полномочиях Учредительного собрания явились предметом упорной борьбы.

Коммунистическая партия и ВКТ предлагали предоставить Учредительному собранию широкие полномочия, в частности поручить ему наряду с подготовкой проекта конституции контролировать деятельность правительства. Партия радикалов требовала вообще не созывать Учредительного собрания, а восстановить действие ликвидированной правительством Виши конституции 1875г. Генерал де Голль рекомендовал ограничить полномочия Учредительного собрания и сделать вопрос о его созыве предметом всенародного опроса (референдума).

От имени Временного правительства де Голль внес проект, по которому будущее Учредительное собрание лишалось права контролировать текущую деятельность правительства, а срок его работы ограничивался семью месяцами. МРП, Социалистическая партия и правые группировки Сопротивления поддержали этот проект.

21 октября 1945 г. во Франции состоялись первые после освобождения всеобщие выборы и одновременно референдум по вопросу об Учредительном собрании. Выборы проводились в один тур до пропорциональной избирательной системе, в (соответствии с которой число депутатских мест, получаемых той или иной партией, должно быть прямо пропорционально числу собранных ею голосов. Возрастной ценз составлял 20 лет. Впервые право избирать и быть избранными получили женщины и военнослужащие. 96,4% избирателей высказались за отмену конституции 1875 г. и созыв Учредительного собрания. 66,3% избирателей согласились с проектом организации власти, предложенным де Голлем.



Таким образом, в отличие от довоенной системы, при которой голоса избирателей распылялись среди многих партий, три главные партии Учредительного собрания - коммунисты, социалисты и МРП - собрали почти 75% голосов.19

С этого времени и до мая 1947 г трехпартийная система (т. е. сотрудничество трех основных партий) почти неизменно являлась основой для формирования многочисленных французских правительств.

Соглашение трех партий не распространялось на конституционные вопросы. МРП выдвинула свой собственный проект конституции, тогда как коммунисты и социалисты решили выступать совместно.

Благодаря участию коммунистов в правительстве французские трудящиеся добились немаловажных результатов в области социального законодательства. По инициативе министра труда А. Круаза был принят закон о восстановлении 40-часовой рабочей недели. Работа свыше 40 часов в неделю считалась сверхурочной и оплачивалась по повышенным расценкам. Вновь вводились 2-недельные оплачиваемые отпуска для рабочих и 3-недельные - для служащих. Под руководством М. Тореза был разработан статут шахтеров, а затем статут государственных служащих, охранявший интересы лиц этих профессий. Номинальная заработная плата работников промышленности и торговли к лету 1946 г. выросла на 80%, сельскохозяйственных рабочих - на 25%. Размеры пенсий и семейных пособий увеличились от 80% до 130%, хотя и продолжали отставать от роста цен. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех лиц наемного труда (кроме занятых в сельском хозяйстве). За ними закреплялось право на пенсии по старости (с 65 лет) и по инвалидности; право на пособия по болезни и по безработице. С целью стимулирования рождаемости вводилась система семейных пособий. Средства социального страхования составлялись, с одной стороны, из 

взносов рабочих и служащих (6% от заработка) и, с другой -- из отчислений капиталистов (10% от суммы фонда заработной платы). Этими средствами распоряжались страховые кассы, правление которых избиралось теми, кто пользовался системой социального страхования.20

Канинская Г.Н. и Наумова Н.Н. в книге «Борьба классов и партий во Франции в годы IV республики» говорят о том, что борьба вокруг конституционных вопросов особенно обострилась, когда в нее включился генерал де Голль. В июне 1946 г. он выступил в г. Байе с речью, в которой потребовал создания «сильной власти». Де Голль предлагал учредить пост неподотчетного парламенту президента - главы государства, обладающего самыми широкими полномочиями. Президент должен был возглавлять правительство, назначать и смещать министров, (командовать вооруженными силами, руководить внешней политикой, иметь право роспуска Национального собрания и служить арбитром в политических разногласиях.21

Проект «сильной власти» вызвал резкую критику со стороны демократических сил. После длительных дискуссий второе Учредительное собрание отвергло эту идею. Пойдя навстречу требованиям МРП, оно внесло в новый проект конституции положение о двухпалатном парламенте, но подтвердило светский характер государства и сохранило контроль Национального собрания над деятельностью президента и правительства. Новый проект поддержали все партии трехпартийной коалиции.

13 октября 1946 г. состоялся второй референдум, в результате которого большинство избирателей одобрило этот проект. В декабре 1946 г. новая конституция официально вступила в силу Текст конституции 1946 г. опубликован в сборнике «Конституции буржуазных государств Европы». 

Французская конституция 1946 г. воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов».

По настоянию левых сил в конституцию 1946 г. были включены статьи, предусматривавшие возможность серьезных социально-экономических преобразований. В частности, указывалось, что всякое имущество или предприятие, эксплуатация которого приобретает черты фактической монополии, должно стать коллективной собственностью. Согласно конституции Франция обязывалась избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе», обещала «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных и зависимых стран, входивших в этот союз.

Высшим органам государственной власти по конституции 1946 г. являлся парламент, состоявший из Национального собрания и Совета 

республики. Только Национальное собрание, избираемое всеобщим, прямым и равным голосованием, могло издавать законы. Совет республики, избираемый косвенным голосованием, мог лишь отсрочить принятие закона и направить его на повторное рассмотрение в Национальное собрание. Правительство несло ответственность перед Национальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Президент республики избирался парламентом, и все его акты нуждались в утверждении правительством.22

Таким образом, в целом конституция 1946 г. носила буржуазно-демократический характер. Провозглашенные в ней свободы ничем не гарантировались и на деле нередко не соблюдались. Тем не менее, провозглашение этих прав создавало известную преграду для произвола властей и облегчало борьбу рабочего класса. Сохранение контроля выборного Национального собрания над президентом и правительством также создавало препятствия для злоупотреблений государственной властью.

Большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. Конституция 1946 г. воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на 

отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов». Но на деле интересы личности в деятельности государства не соблюдались, а именно реальное обеспечение прав и свобод личности, что является фундаментальным принципом правовой государственности.




Глава 2. Наступление реакции, раскол рабочего и

демократического движения
С вступлением в силу Конституции 1946 г. закончился Временный режим. Начался 12-летний период Четвертой республики. В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Четвертой республики, а в декабре - выборы в Совет Республики. Они ознаменовались новым успехом ФКП.

После избрания в январе 1947 г. президентом социалиста Венсана Ориоля однопартийное правительство Блюма уступило место коалиционному правительству социалиста Рамадье, в которое вновь вошли коммунисты, социалисты, члены МРП, а также представители радикалов и близких к ним групп. Председателем Национального собрания стал Эррио, Формирование предусмотренных Конституцией высших органов власти завершилось.23

Первые годы Четвертой республики совпали с распадом антифашистской коалиции и резким обострением международных отношений, получившим название «холодной войны».

В ходе «холодной войны» окончательно сложилась биполярная (двухполюсная) система мира. Ее главной чертой было противостояние СССР и США, в которое оказались втянуты и многие другие государства, в том числе Франция. В обстановке «холодной войны» перешли в наступление французские правые, которые потребовали устранить коммунистов из правительства и проводить жесткий курс по отношению к СССР. Часть бывших участников движения Сопротивления продолжала сотрудничать с коммунистами, но другая, гораздо более многочисленная, - заняла антикоммунистические позиции и начала сближаться с бывшими вишистами.



Арзаканян М.Ц. в своей книге «Де Голль и голлисты на пути к власти» пишет: «В апреле 1947 г. генерал де Голль объявил о создании новой политической организации - «Объединения французского народа» (РПФ). Руководители РПФ - де Голль и его соратники военного времени, которых прозвали «баронами голлизма» (Жак Сустель, Мишель Дебре, Жак Шабан-Дельмас и др.), - утверждали, что их организация не является обычной политической партией, а представляет собой широкое народное объединение, созданное в соответствии с традициями Сопротивления. Они обвиняли все другие политические партии в том, что их борьба «парализовала государство», требовали отмены Конституции 1946 г. и создания «сильной власти» в лице независимого от партий президента».24

С началом «холодной войны» обострились разногласия внутри трехпартийной коалиции. Несмотря на возражения министров-коммунистов, правительство Рамадье шаг за шагом отступало от программы трехпартийной коалиции и склонялось на сторону англо-американского блока. 4 марта 1947 г. в Дюнкерке был подписан англо-французский договор о взаимной помощи сроком на 50 лет. Формально договор был направлен против угрозы агрессии со стороны Германии, но фактически он стал важным шагом на пути присоединения Франции к англо-американскому блоку.

"Холодная война", раскол демократического движения, чувство разочарования, вызванное тем, что обещанные программой НСС глубокие социальные преобразования в полной мере не осуществились, сказались на настроениях народных масс. Общественный подъем послевоенных лет сменился снижением политической активности. Численность политических и профсоюзных организаций рабочего класса значительно сократилась. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы потеряли больше половины своих членов. Численность Коммунистической партии упала до 500 тыс., а численность ВКТ до 2 млн. членов. Расколов трехпартийную 

коалицию, лидеры Социалистической партии и МРП повели яростную борьбу против коммунистов. Вместе с тем они не хотели уступать партии РПФ, которая безуспешно требовала проведения досрочных парламентских выборов. В ноябре 1947 г., в разгар всеобщей стачек, социалистическая партия и МРП образовали совместно с радикалами и частью "независимых" коалицию так называемой третьей силы, которая официально поставила своей целью бороться как против коммунизма, так и против голлизма. Фактически политика "третьей силы", означавшая союз между социал-реформистами и частью буржуазии, была рассчитана, прежде всего, на борьбу против компартии и на удержание власти партиями "третьей силы". В ожидании очередных парламентских выборов1951 г. коалиция "третьей силы" приняла выгодный для себя избирательный закон, который заменил пропорциональное представительство мажоритарной системой. Если пропорциональное представительство обеспечивало каждой партии количество депутатских мест, пропорциональное числу собранных ею голосов, то при мажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовало больше половины избирателей, получали все депутатские мандаты данного округа. Французские коммунисты сразу же подвергли новую систему голосования резкой критике: "Главная цель этой реформы, - подчеркивала ФКП, - отстранить Коммунистическую партию от парламентской деятельности". В результате выборов 1951 г. Коммунистическая партия утратила часть избирателей, но осталась на первом месте, собрав более 26 голосов. Зато партии "третьей силы" - социалисты и МРП - потеряли 40 - 50 своих прежних избирателей, которые перешли главным образом к РПФ. Влияние РПФ, "независимых" и других правых партий возросло, но все же ни одна из политических группировок не добилась абсолютного большинства. Если в Национальном собрании 1946 г. три главные партии получили 75 депутатских мандатов, то теперь 6 политических группировок - коммунисты, социалисты, МРП, "независимые" 

и РПФ - имели крупные фракции в Национальном собрании, прозванном поэтому шестигранным. Разногласие меду партиями обрекали на неустойчивость любое правительство. За пятилетний период существования избранного в 1951 г. Национального собрания во Франции сменилось 12 правительств. Социалистическая партия, увидев, что ее влияние падает, перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский блок, состоявший из правых ("независимых") и центристов (МРП и радикалов).

Конфликт между партиями трехпартийной коалиции достиг апогея весной 1947 г., когда к разногласиям по вопросам внешней и колониальной политики добавились разногласия по социально-экономическим вопросам. 25 апреля 1947 г. рабочие национализированного автомобильного завода «Рено» объявили забастовку с требованием повысить заработную плату. Министры-коммунисты поддержали рабочих, а остальные партии правительственной коалиции, сославшись на необходимость борьбы с инфляцией, выступили против повышения зарплаты. Нормальным способом разрешения разногласий была бы отставка правительства, но Рамадье избрал другой путь. 5 мая 1947 г. он опубликовал декрет об исключении из правительства министров-коммунистов, обвинив их в нарушении «министерской солидарности». Национальное собрание большинством голосов одобрило его решение. Таким образом, ФКП -- самая крупная партия Франции -- была отстранена от участия в правительстве. Трехпартийная коалиция, на основе которой осуществлялось управление страной после ее освобождения, распалась.

Устранение коммунистов из правительства повлекло за собой обострение классовой борьбы и глубокий раскол левых сил. Предметом ожесточенных споров стал план американской помощи Европе, предложенный государственным секретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.



Во Франции все партии, за исключением коммунистов, приветствовали «план Маршалла» как «акт величайшего великодушия». Коммунисты, напротив, утверждали, что он создает угрозу независимости Франции и служит интересам американского империализма.

Разногласия между коммунистами и другими левыми группировками усилились в связи с бурным ростом забастовочного движения. После исключения коммунистов из правительства ФКП и ВКТ перестали сдерживать забастовочное движение, и оно приобрело небывалый размах. 12 ноября 1947 г. в ответ на повышение стоимости проезда на городском транспорте вспыхнула стачка в Марселе. Через несколько дней она переросла во всеобщую стачку огромных масштабов. Бастующие выдвигали только экономические требования, но, поскольку забастовкой руководили стачечные комитеты, в которых преобладали коммунисты, их обвинили в подготовке «мятежей» по приказу Коминформа и СССР.25

Осенью 1948 г. Франция пережила еще одну крупнейшую стачку - всеобщую забастовку шахтеров, которые требовали отменить декрет об увольнении части персонала угольных шахт. В ходе забастовок 1947--1948 гг. произошел новый раскол профсоюзного движения.

Массовые стачки, руководимые коммунистами, и антикоммунистическая кампания в средствах массовой информации привели к росту популярности партии РПФ, которая выступала за сохранение «порядка» и яростно атаковала коммунистов.

В это время де Голль потребовал распустить Национальное собрание, которое, по его мнению, уже не выражало волю нации, провести досрочные парламентские выборы и пересмотреть Конституцию 1946 г. Такие требования вызвали тревогу не только у коммунистов, но и у социалистов и у членов МРП, которые не хотели уступать власть голлистам, но, порвав с коммунистами, оказались в меньшинстве в Национальном собрании. 

Руководство социалистов во главе с Блюмом предложило создать коалицию «третьей силы», в которую вошли бы разные партии, желающие, по выражению Блюма, бороться «против двойной опасности: коммунизма и голлизма».26

Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В тоже время усиление влияния компартии и рабочего класса встревожило широкие слои мелкой и средней буржуазии, опасавшейся за свою собственность, вызвало рост консервативных настроений. Французская буржуазия, сохранив власть и сдержав первый натиск демократических сил, перешла в контрнаступление. В обстановке обострения международной напряженности и "холодной войны" она, пользуясь поддержкой правящих кругов США, развернула широкую антисоветскую и антикоммунистическую кампанию. Лидеры Социалистической партии отказались от единства действий с коммунистами и развернули борьбу против них. Движение Сопротивления раскололось. Одни его участники продолжали сотрудничать с коммунистами и добиваться осуществления программы НСС, другие перешли на антикоммунистические позиции и стали сближаться с бывшими вишистами. Судебные процессы против сторонников Виши прекратились. Осужденных ранее вишистов амнистировали или досрочно освобождали. Демократическое движение ослабевало, росло влияние правых сил. В апреле 1947 г. генерал де Голль и близкие к нему буржуазные деятели Сопротивления основали новую политическую партию правого толка - "Объединение французского народа" (РПФ). Руководители РПФ резко нападали на компартию и на все остальные политические партии, борьба которых якобы "парализует государство". Они требовали отмены конституции 1946 г. и создания "сильной власти" в лице 

независимого от партий президента, обладающего широкими полномочиями. Внешнеполитическая линия РПФ предусматривала объединение западноевропейских стран в экономический и политический блок, который мог бы противостоять СССР, но в то же время обеспечивал бы Западной Европе независимость от США.

На выборах в местные органы самоуправления в октябре 1947 г. партия РПФ вышла на первое место, собрав более 38 ( голосов. Ссылаясь на эти результаты, она потребовала роспуска Национального собрания (уже не отражающего по ее мнению, настроений избирателей) и проведения досрочных выборов, которые привели бы РПФ к власти. Оживилась деятельность и других правых группировок. ПРЛ и остатки довоенных правых партий объединились в группировку "независимых". Руководители "независимых" (П. Рейно, А. Пине, Ж. Ланьель и др.) стояли на консервативных позициях. Они возражали против расширения социального законодательства и государственного вмешательства в экономику. Обострились разногласия в правительстве трехпартийной коалиции. Вопреки обещанию сохранять дружественные отношения как с Советским Союзом, так и с Великобританией и США, руководство МРП и Социалистической партии стало поддерживать Соединенные Штаты Америки и Англию против СССР. Несмотря на содержавшиеся в конституции 1946 г. обязательства "никогда не употреблять своих сил против какого-либо народа", французское правительство в декабре 1946 г. начало колониальную войну во Вьетнаме. Ссылаясь на необходимость борьбы с ростом цен, Социалистическая партия и МРП возражали против повышения заработной платы трудящихся, за немедленное прекращение колониальных войн, за дружбу с Советским Союзом, но, не имея большинства ни в правительстве, ни в Национальном собрании, не могла добиться осуществления своих требований.

Когда министры-коммунисты поддержали бастующих завода Рено, требовавших повышения заработной платы, остальные партии 

правительственной коалиции отказались удовлетворить требования трудящихся. Используя этот повод, глава правительства Рамадье обвинил коммунистов в нарушении правительственной солидарности и 5 мая 1947 г. издал декрет об их исключении из правительства. Национальное собрание большинством голосов утвердило это решение. Трехпартийная коалиция распалась. Самая крупная партия Франции была отстранена от участия в правительстве. Вскоре коммунистов начали изгонять из государственного аппарата и армии. Во Франции, как и в некоторых других западноевропейских странах, произошел поворот вправо. Контрнаступление буржуазии привело к обострению классовой борьбы. Во Франции вспыхнули массовые забастовки. В ноябре 1947 г. по призыву ВКТ началась всеобщая стачка, в которой приняли участие около 3 млн. человек. Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление топлива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие занимали шахты и заводы, вступали в столкновение с полицией и войсками. Хотя основным требованием бастующих было повышение заработной платы, буржуазная печать запугивала население угрозой "повстанческой забастовки", гражданской войны и "коммунистической диктатуры". Правительство направило против бастующих войска. В самый разгар забастовки социал-реформисты, входившие в состав ВКТ, осуществили раскол профсоюзов. Обвинив руководство ВКТ во главе с коммунистами в том, что оно придает профсоюзному движению политический характер, социал-реформисты вышли из ВКТ и основали новое профсоюзное объединение "Форс увриер" ("Рабочая сила"). Лидеры Форс-увриер призвали прекратить стачку. В результате она закончилась лишь частичным удовлетворением требований трудящихся.

Важнейшим направлением внутренней политики правительств «третьей силы» стала борьба против коммунистов. Правительственная пропаганда изображала их в виде заговорщиков и агентов иностранной державы, 

предающих национальные интересы Франции. Коммунистов изгоняли из государственного аппарата, армии, администрации национализированных предприятий.

Большое внимание правительство «третьей силы» уделяло поддержанию «социального мира», сочетая репрессии против стачечников (в том числе применение войск и полиции) с разного рода уступками и «согласительными процедурами», имевшими целью предотвращение забастовок. В феврале 1950 г. по инициативе социалистов был принят закон о коллективных договорах и урегулировании трудовых конфликтов. Он запрещал дискриминацию в оплате труда женщин, молодежи, иностранцев и впервые в истории Франции устанавливал гарантированный государством минимум заработной платы (СМИГ). Размеры СМИГ определялись на основе типового бюджета, учитывавшего 213 (позднее 259, затем 295) статей самых необходимых расходов рабочего-холостяка. Первоначально СМИГ был установлен в размере 12 480 франков в месяц при 40-часовой рабочей неделе (приблизительно 125 современных франков) и составлял около половины средней заработной платы. Впоследствии СМИГ много раз увеличивался в связи с ростом цен.

Летом 1951 г. в обстановке «холодной войны» и раскола антифашистских сил состоялись очередные выборы в Национальное собрание.

Соотношение сил в Национальном собрании существенно изменилось. Если в 1946 г. три главные партии располагали примерно 3/4 депутатских мандатов, то теперь шесть партий - коммунисты, социалисты, МРП, радикалы, «независимые» и РПФ - имели крупные фракции в Национальном собрании, получившем по этой причине название «шестигранное собрание». Ни одна из них не имела абсолютного большинства и не могла создать однопартийного правительства. Формирование коалиционного правительства также наталкивалось на серьезные трудности.



Оставшаяся после выборов у власти коалиция «третьей силы» не располагала абсолютным большинством. Кроме того, внутри нее имелись серьезные противоречия. Радикалы выступали против государственного вмешательства в экономику, а социалисты и МРП отстаивали принципы «дирижизма». Члены МРП добивались выделения государственных субсидий частным религиозным школам, тогда как социалисты и радикалы были сторонниками светского характера образования.

Все это предопределяло неустойчивость любого возможного правительства и в конце концов привело к распаду коалиции «третьей силы». В сентябре 1951 г. социалисты вышли из правительства в знак протеста против закона о государственных субсидиях для частных религиозных школ, принятого по инициативе МРП.27

После перехода социалистов в оппозицию ось политической жизни Франции сместилась вправо. Ведущую роль стала играть группировка «независимых».



Глава 3. Подъём рабочего и крестьянского движения.

Выборы 1956 г. Падение Четвёртой республики
Историк Салмин А.М. отмечает: «Летом 1953 г в ответ на попытку правительства увеличить пенсионный возраст и изменить условия труда мелких служащих забастовали почтовые работники. Затем в движение включились железнодорожники, шахтеры, труженики газовой и электрической промышленности, потребовавшие отмены правительственных декретов и повышения заработной платы. Впервые после раскола 1947г. все профсоюзные центры приняли участие в стачке, хотя и не заключали официального соглашения о единстве действий. В течение трех недель августа 1953 г во Франции не ходили поезда, не работали почта, телефон, телеграф, почти прекратилось снабжение газом и электроэнергией, значительно сократилась добыча угля и железной руды. В забастовочном движении, охватившем, главным образом, предприятия государственною сектора, участвовало около 4 млн. человек. По количеству участников августовские забастовки превзошли даже стачечные бои 1947 и 1948 гг., однако они проходили в более спокойной обстановке, ибо правительство не решилось направить против стачечников полицию или войска».28

Летом и осенью 1953 г. после долгого перерыва вновь началось массовое крестьянскoe движение. Крестьяне требовали снижения налогов и установления справедливых закупочных цен на сельскохозяйственные продукты. Чтобы привлечь внимание к своим требованиям, они созывали массовые митинги и демонстрации, воздвигали заграждения на дорогах, останавливали движение транспорта.



Особенно активно действовали мелкие и средние виноделы и животноводы, ставшие главными жертвами роста налогов и снижения закупочных цен.

На юге и в центре Франции возникло движение лавочников и ремесленников, лидером которого стал бывший вышист, владелец писчебумажной лавки Пьер Пужад. Это движение отражало протест массы мелкой буржуазии против монополий, налогового гнета и давления бюрократического государственного аппарата, но оно было использовано реакционными силами Пужадисты осуждали вмешательство государства в экономику, нападали на правительство, на все политические партии, но особенно яростно на Коммунистическую партию. Они требовали разогнать парламент, ограничить демократические свободы, беспощадно подавлять движение колониальных народов.29

Непосредственные результаты массового движения 1953 г свелись к небольшому повышению заработной платы (на 4%), по «августовский социальный взрыв» оказал глубокое воздействие на весь ход классовой и политической борьбы.

Подготовка к выборам проходила в атмосфере начавшейся разрядки международной напряженности и активизации демократических сил.

Потерпев поражение в Корее и Индокитае, империализм был вынужден отступить. Миролюбивая внешняя политика СССР находила все более и более широкий отклик. В июле 1955 г. в Женеве состоялось первое после окончания второй мировой воины совещание глав правительств четырех великих держав СССР, США, Великобритании и Франции, которое высказалось за развитие контактов между странами Востока и Запада между ними начались переговоры о разоружении, расширении экономических и культурных связей. В ряде капиталистических стран шел подъем рабочего 

движения, наметился поворот части социалистов к сближению с коммунистами.30

При первых признаках смягчения международной напряженности, а также изменений в политике СФИО и других левых группировок, Французская коммунистическая партия приложила все усилия для того, чтобы преодолеть раскол рабочего и демократического движения.

После досрочного роспуска парламента она обратилась к социалистам с предложением создать избирательный блок, к которому могли бы присоединиться «все республиканцы». Руководство Социалистической партии отклонило это предложение Социалисты и большинство радикалов решили выступать на выборах совместно, в рамках так называемого «Республиканского фронта», который, в соответствии с традициями «третьей силы», провозглашал свое намерение бороться и против правых и против коммунистов. Кроме радикалов и социалистов в «Республиканский фронт» вошли «социальные республиканцы» (бывшие деголлевцы) во главе с Шабан-Дельмасом и близкая к радикалам группа «Демократический и социалистический союз Сопротивления» (ЮДСР), одним из лидеров которой был участник Сопротивления, левый политический деятель Франсуа Миттеран.

В итоге на выборах в январе 1956 г. выступили три крупные политические- силы: Коммунистическая партия, «Республиканский фронт» и правые во главе с МРП и «независимыми». Кроме того, в выборах приняли участие пужадисты, организовавшие «Союз защиты ремесленников и торговцев».

Коммунистическая партия предложила избирателям демократическую программу, отвечавшую интересам широких масс населения. Она требовала вывода французских войск из Алжира, Марокко, Туниса и проведения 

переговоров с полномочными представителями народов этих стран. Коммунисты отстаивали принцип мирного сосуществования, боролись за дружеские отношения с социалистическими странами, выступали за всеобщее разоружение и запрещение атомного оружия. Внутриполитические требования включали повышение заработной платы, пенсий и пособий; увеличение продолжительности отпусков, снижение налогов и предоставление кредитов мелким крестьянским хозяйствам и ремесленникам.31

Внутриполитические требования «Республиканского фронта» предусматривали улучшение социального законодательства, повышение национального дохода и жизненного уровня трудящихся, обеспечение полной занятости и государственную помощь «средним классам».

Результаты выборов показали, что в настроениях масс произошел сдвиг влево. В конечном итоге ни одна группировка по-прежнему не имела абсолютного большинства в Национальном собрании. Единственная возможность для формирования устойчивого правительства, способного провести в жизнь демократическую программу, заключалась в союзе левых партий: компартии и «Республиканского фронта». Компартия предложила социалистам и радикалам совместно рассмотреть вопрос о формировании правительства всех левых сил, но партии «Республиканского фронта» отклонили это предложение и предпочли создать правительство меньшинства. Откат от сотрудничества с компартией предопределил хроническую неустойчивость всех последующих правительств Четвертой республики.

Историк Молочанов Н.Н. в книге «Четвёртая республика» говорит о том, что в апреле 1958 г. во Франции начался очередной правительственный кризис. Поскольку «Республиканский фронт» к этому времени развалится, а 

все буржуазные партии были расколоты на ультраколониалистoв и нео-колониалистов, правительственный кризис затянулся почти на месяц. Этим решили воспользоваться ультраколониалисты в Алжире. Утверждая, что французские правящие круги якобы готовы «отказаться от Алжира» (т. е. предоставить Алжиру независимость), они подняли мятеж.

При первом известии о мятеже Коммунистическая партия призвала трудящихся к стачкам и демонстрациям. Она вновь предложила единство действий всем Левым силам. Тем временем президент Франции Р. Коти и другие политические деятели установили тайные контакты с де Голлем и готовили его возвращение к власти. 15 мая 1958 г де Голль впервые после 1953 г. выступил перед журналистами. Он заявил: «Сегодня, перед лицом вновь возникающих испытаний, пусть страна знает, что я готов облечь себя властью республики». В качестве предварительных условий де Голль требовал предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г.

Коммунистическая партия решительно выступила в защиту конституции и демократических свобод, но другие левые группировки не поддержали ее. Партии «новой левой» раскололись. Мендес-Франс и Миттеран выступали против передачи власти де Голлю, а Ги Молле вступил с ним в негласные переговоры.32

Ги Молле и его сторонники утверждали, будто единство с коммунистами неизбежно приведет к гражданской войне с мятежниками, тогда как передача власти де Голлю может избавить Францию от этой участи. Социалистическая партия, «Форс увриер», ФКХТ отказались принять участие в забастовке в защиту республики, организованной Коммунистической партией и Всеобщей конфедерацией труда. В демонстрации протеста против мятежников, устроенной по инициативе компартии в Париже, участвовали социалисты и радикалы, однако 

официальное руководство этих партий категорически отказалось от дальнейших совместных действий с коммунистами.

28 мая 1958 г. Пфлимлен, заранее договорившись с де Голлем, подал в отставку. Президент республики Коти объявил, что он решил обратиться «к самому знаменитому из французов», генералу де Голлю - с предложением сформировать правительство «национального спасения». Коти угрожал подать в отставку, если парламент не утвердит полномочия де Голля. Все главные партии, за исключением коммунистов, поддержали де Голля. В состав его правительства согласились войти «независимые», члены МРП, несколько радикалов и два социалиста, и том числе генеральный секретарь СФИО Ги Молле.33

1 июня 1958 г. генерал де Голль представил Национальному собранию программноую декларацию своего правительства «Своеобразный человек, которому предстояло возглавить правительство, пожелал и необычной процедуры для вступления в свои новые обязанности». Он прибыл в Национальное собрание один, без сопровождения министров, огласил краткую декларацию (чтение которой заняло всего 8 минут), и немедленно покинул заседание, предоставив депутатам решать вопрос в его отсутствие.

Все это подчеркивало, что речь идет не об обычной смене правительства, а о серьезных переменах в политике. В программной декларации де Голль, сославшись на «деградацию государства», угрозу «раскола и, может быть, гражданской войны», обещал «попытаться еще раз привести к спасению страну, государство, Республику». Он требовал предоставить ему чрезвычайные полномочия и дать мандат на реформу конституции, которая сохранит «основу республиканского режима».

Большинством в 329 голосов против 224 Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля. Его поддержали «независимые», 

члены МРП и РПФ, примерно две трети радикалов и около половины социалистов, последовавших за Ги Молле. Против голосовали коммунисты, половина социалистов, треть радикалов во главе с Мендес-Франсом и отдельные политические деятели, в том числе Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение разработать проект новой конституции. После этого Национальное собрание было распущено «на каникулы» и более не собиралось.34

Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий серьезно улучшить положение народных масс, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения и даже части буржуазии.

Основные буржуазные партии Четвертой республики оказались расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма и неоколониализма, "атлантисты" и их противники, приверженцы "интеграции Европы" и национальной независимости. Сложившаяся ранее партийно-политическая система претерпела серьезные изменения. Партия РПФ, так и не умевшая прийти к власти, потерпела поражение на муниципальных выборах 1953 г. и прекратила политическую деятельность. Партия МРП, отказавшаяся от программы НСС и социальных реформ, быстро теряла влияние, превращаясь в сравнительно небольшую группировку, сделавшую основой своей политики "атлантизм" и "интеграцию Европы". В 1955 г. произошел раскол в партии радикалов. Правые радикалы продолжали сотрудничать с МРП и "независимыми", а 

левое крыло во главе с Мендес-Франсом взяло курс на разрыв с ними. Социалистическая партия также отказалась от союза с МРП и "независимыми" и стала сближаться с левыми радикалами.

Парламентские выборы, состоявшиеся в январе 1956 г., показали, что в стране происходит сдвиг влево. Несмотря на атаки реакции, первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в "республиканский фронт". Правые партии потеряли значительную часть имевшихся у них ранее депутатских мандатов. Отклонив предложение коммунистов о совместных действиях, социалисты и левые радикалы образовали правительство "республиканского фронта". Главой правительства стал генеральный секретарь Социалистической партии Ги Молле, а его заместителем - лидер левых радикалов Мендес-Франс. Осенью 1956 г. правительство Ги Молле приняло решение об участии Франции в агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-коммунистов, но не получив прочной поддержки правых, правительство Ги Молле в мае 1957 г. вынуждено было уйти в отставку. После отставки Ги Молле политическая обстановка во Франции еще более осложнилась. Массы населения устали от министерской чехарды. Они потеряли доверие к левым силам, которые не выполнили своих обещаний. Война в Алжире превратилась, по выражению Тореза, "в язву на теле страны". Расходы на нее в 4 раза превысили расходы на войну в Индокитае. В Алжир была направлена громадная Французская армия общей численностью в 500 тыс. человек, но она не могла справиться с освободительным движением. Командный состав этой армии глубоко проникся ультраколонистсикими настроениями, широко применял пытки и массовые репрессии против мирного населения. Генералы и офицеры - ультраколонисты не скрывали своего презрения к "слабым" и неустойчивым правительствам Четвертой республики, которые, по их мнению, не вели войну с достаточной энергией и будто бы были готовы 

"отказаться от Алжира" (то есть признать его независимость). Они требовали продолжать войну до победного конца.

К началу 1958 г. среди ультраколонистов сложился заговор, имевший целью создание "сильной власти", способной победоносно завершить войну в Алжире. Заговорщики установили связь с окружением генерала де Голля, который был известен как сторонник сильной власти, и стали добиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находила отклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связь с движением Сопротивления и демократическими реформами Временного правительства. 13 мая 1958 г. ультраколонисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов "взять на себя власть Республики" при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. Над Францией нависла угроза военного переворота. Коммунистическая партия призвала трудящихся к забастовкам и демонстрациям протеста. Она предложила всем левым силам совместно выступить в защиту республики против мятежников. Однако лидеры социалистов и других левых групп не поддержали компартию, утверждая, будто союз с коммунистами против мятежников неизбежно вызовет гражданскую войну. Социалистическая партия и реформистские профсоюзы отказались принять участие в забастовке протеста, организованной компартией и ВКТ. Охваченные смятением, напуганные с одной стороны мятежниками, а с другой, возможностью роста народных сил во главе с коммунистами, ведущие деятели буржуазных партий при поддержке руководства Социалистической партии предпочли передать власть де Голлю.

1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие правительству де Голля, в которое вошли представители всех главных буржуазных партий, а также два социалиста, включая Ги Молле. 

Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции. Затем Национальное собрание разошлось "на каникулы" и более не собиралось. Период Четвертой республики закончился.


Заключение

В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944г. власть перешла к возглавляемому генералом Де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Начался 12-летний период Четвертой республики. В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание Четвертой республики, а в декабре - выборы в Совет Республики.

Первые годы Четвертой республики совпали с распадом антифашистской коалиции и резким обострением международных отношений, получившим название «холодной войны».
В ходе «холодной войны» окончательно сложилась биполярная (двухполюсная) система мира. Ее главной чертой было противостояние СССР и США, в которое оказались втянуты и многие другие государства, в том числе Франция. В обстановке «холодной войны» перешли в наступление французские правые, которые потребовали устранить коммунистов из правительства и проводить жесткий курс по отношению к СССР.

Летом 1951 г. в обстановке «холодной войны» и раскола антифашистских сил состоялись очередные выборы в Национальное собрание.

Соотношение сил в Национальном собрании существенно изменилось. Если в 1946 г. три главные партии располагали примерно 3/4 депутатских мандатов, то теперь шесть партий - коммунисты, социалисты, МРП, радикалы, «независимые» и РПФ - имели крупные фракции в Национальном собрании, получившем по этой причине название «шестигранное собрание». Ни одна из них не имела абсолютного большинства и не могла создать 

однопартийного правительства. Формирование коалиционного правительства также наталкивалось на серьезные трудности.

На выборах в январе 1956 г. выступили три крупные политические- силы: Коммунистическая партия, «Республиканский фронт» и правые во главе с МРП и «независимыми». Кроме того, в выборах приняли участие пужадисты, организовавшие «Союз защиты ремесленников и торговцев».

Коммунистическая партия предложила избирателям демократическую программу, отвечавшую интересам широких масс населения. Она требовала вывода французских войск из Алжира, Марокко, Туниса и проведения переговоров с полномочными представителями народов этих стран. Коммунисты отстаивали принцип мирного сосуществования, боролись за дружеские отношения с социалистическими странами, выступали за всеобщее разоружение и запрещение атомного оружия. Внутриполитические требования включали повышение заработной платы, пенсий и пособий; увеличение продолжительности отпусков, снижение налогов и предоставление кредитов мелким крестьянским хозяйствам и ремесленникам.35

Внутриполитические требования «Республиканского фронта» предусматривали улучшение социального законодательства, повышение национального дохода и жизненного уровня трудящихся, обеспечение полной занятости и государственную помощь «средним классам».

В апреле 1958 г. во Франции начался очередной правительственный кризис. Поскольку «Республиканский фронт» к этому времени развалился, а все буржуазные партии были расколоты на ультраколониалистoв и нео-колониалистов, правительственный кризис затянулся почти на месяц. Этим решили воспользоваться ультраколониалисты в Алжире. Утверждая, что 

французские правящие круги якобы готовы «отказаться от Алжира» (т. е. предоставить Алжиру независимость).

Среди ультраколонистов сложился заговор, имевший целью создание "сильной власти", способной победоносно завершить войну в Алжире. Заговорщики установили связь с окружением генерала де Голля, который был известен как сторонник сильной власти, и стали добиваться его возвращения к управлению государством. Эта кампания находила отклик среди народных масс, для которых имя де Голля символизировало связь с движением Сопротивления и демократическими реформами Временного правительства. 13 мая 1958 г. ультраколонисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов "взять на себя власть Республики" при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Неспособность правящих партий серьезно улучшить положение народных масс, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения и даже части буржуазии.

1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие правительству де Голля, в которое вошли представители всех главных буржуазных партий, а также два социалиста, включая Ги Молле. Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции. Затем Национальное собрание разошлось "на каникулы" и более не собиралось. Период Четвертой республики закончился.
^

Список использованных источников и литературы
  1. Источники


Голль Ш. Мемуары надежд: обновление 1958 -1960 гг. - М., 2000.

Конституция и законодательные акты Французской республики. М.:Госюриздат, 1958.

Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция. Германия, Италия, Япония, Канада. -М.:БЕК, 1997.

Конституции зарубежных государств / Под ред. В. В. Маклакова. - М., 2000.

Ш.де Голль. Военные мемуары, т I.- М., 2001.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб пособ. /Под ред. З.М.Черниловского.--М.:Гардарика,1996.

2.Литература


Антюхина-Московченко В.И. Шарль де Голль и Советский Союз. - М., 1990.

Арзаканян М.Ц. Генераль де Голль на пути к власти. - М.: Дрофа, 2001.

Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен.- М.: "Политиздат", 1984.

Арсеньев Э.А. Франция: проблемы и политика: Очерки о социально--политической жизни. М.: Политиздат, 1978.

Арзаканян М.У. Де Голль и голлисты на пути к власти.- М.: Высшая школа, 1980.

Глебов В. Государственный строй Франции.- М.: Госюриздат, 1958.



Дунаевский В. А. История Франции в советской послевоенной научной литературе (1945--1959 гг.). -- В кн : Французский ежегодник. 1959. - М., 2001.

Ефимова А. Л. Франция 1939--1949 годов. - М., 1980.

История Франции. В трех томах / Отв. ред А. 3. Манфред. - М, 1973.

Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. Борьба классов и партий во Франции в годы IV республики. - Ярославль, 1989.

Крутоголов М.А. Государственный строй Франции по конституции 1958 года. - М., 2000.

Молчанов Н. Н. Парижские соглашения - угроза миру. - М., 2005.

Молочанов Н.Н. Четвёртая республика. - М., 2003.

Макаренкова Е.М. Французская социалистическая партия в годы IV республики. - М., 1973.

Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции. 1944-1958. - М.: Наука, 2003.

Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики. - М., 1991.

Пушкарева Т.В. Проблема власти во Французской политической науке // Вестник МГУ, серия 12 - Политологические науки. 1996.

Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975 - М.: Высш. Школа, 1979.

Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М.: Дрофа, 2001.

Трунский Ю.Г. Французская деревня в XIX-XX веках. Тенденции развития. - М.,1986.

Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья-Пятая республики. - М., 1987.

Червяков А. Институты власти во Франции // МЭиМО.- 1994.- № 8-9.


1 Ефимова А.Л. Франция 1939--1949 годов. - М., 1980.


2 Борисов Ю. В. Новейшая история Франции. 1917—1964.- М., 1966.


3 История Франции. В трех томах/Отв. ред А. 3 Манфред. - М, 1973, т. 3.


4 Морозов Г., Сабсович Р. Очерки истории профсоюзного движения во Франции. - М., 1961.


5 Очерки рабочего движения во Франции (1917-- 1967)/Отв. ред. В. В. Любимов а. - М., 1968.


6 Дунаевский В. А. История Франции в советской послевоенной научной литературе (1945--1959 гг.). -- В кн : Французский ежегодник. 1959. - М., 2001. - С. 115.


7 Молочанов Н.Н. Четвёртая республика. - М., 2003.


8 Макаренкова Е.М. Французская социалистическая партия в годы IV республики. - М., 1973.


9 Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции. 1944-1958. - М.: Наука, 2003.


10 Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики. - М., 1991.


11 Брюа Ж., Пиоло М. Очерки истории Всеобщей конфедерации труда Франции. - М., 2004. - С. 66.


12 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 225.


13 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 227.


14 Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции. 1944-1958. - М.: Наука, 2003. - С. 47.


15 Арзаканян М.Ц. Генераль де Голль на пути к власти. - М.: Дрофа, 2001. - С. 126.


16 Ш.де Голль. Военные мемуары, т I, - С. 252.


17 Антюхина-Московченко В.И. Шарль де Голль и Советский Союз. - М., 1990. - С. 97.


18 Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики. - М., 1991. - С. 122.


19 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975 - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 239.


20 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 243.


21 Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. Борьба классов и партий во Франции в годы IV республики. Ярославль, 1989. - С. 211.


22 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 247.


23 Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М.: Дрофа, 2001. - С. 199.


24 Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. - М., 1990. - С. 136.


25 Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М.: Дрофа, 2001. - С. 204.


26 Макаренкова Е.М. Французская социалистическая партия в годы IV республики. - М., 1973. - С. 104.


27 Макаренкова Е.М. Французская социалистическая партия в годы IV республики. - М., 2003. - С. 214.


28 Салмин А.М. Промышленные рабочие Франции: К изучению сдвигов в политическом поведении. - М., 1984. - С. 133.


29 Трунский Ю.Г. Французская деревня в XIX-XX веках. Тенденции развития. - М.,1986. - С. 195.


30 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 292.


31 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 294.


32 Молочанов Н.Н. Четвёртая республика. - М., 2003. - С. 173.


33 Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья-Пятая республики. - М., 1987. - С. 153.


34 Смирнов В.П. Франция в XX веке. - М.: Дрофа, 2001. - с. 238.


35 Смирнов В.П. Новейшая история Франции. 1918-1975. - М.: Высш. Школа, 1979. - С. 294.





Скачать файл (74.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru