Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Социологический опрос: психологическая готовность студентов к созданию семьи - файл 1.doc


Социологический опрос: психологическая готовность студентов к созданию семьи
скачать (57 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc57kb.25.11.2011 12:36скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Проблема исследования.

Молодежь определяет будущее общества. В связи с этим тенденции и перспективы развития молодежи представляют для общества большой интерес и практическое значение. Особенно важным является отношение молодежи к браку и семье.

Крепкая, здоровая семья - залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Устойчивость брачно-семейных отношений в современном мире приобретает особое значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях. В связи с этим готовность к браку, все чаще становится предметом исследовании психологов (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер и др.), педагогов (А.В. Мудрик, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Т.А Куликова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, О.С. Газман, С.Д. Поляков, И. П. Подласый и др.), социологов (А.С. Власенко, В.И. Добрынина, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, А.И. Ковалева, В.Т. Лисовский, Л.В. Топчий и др.).

У современной молодежи недостаточно развиты навыки жизненного самоопределения. В настоящее время в России отсутствуют общественные институты, готовые поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. В психолого-педагогической литературе отмечается относительная скудность теоретических и практических разработок по формированию готовности к браку и семье. Все это делает тему исследования актуальной.

^ Объект исследования – студенческая молодежь.

Предмет исследования - психологическая готовность студентов к созданию семьи.

Цель исследования: определение психологической готовности

студенческой молодежи к созданию семьи.

^ Задачи исследования:

- проанализировать психологические особенности студенческого возраста и проблемы психологической готовности студентов к семейной жизни;

- составить диагностическую программу по исследованию психологической готовности к созданию семьи у студентов;

- проанализировать результаты исследования, сформулировать основные выводы и рекомендации;

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой готовность студентов к семейной жизни зависит от мотивации и ценностных ориентации студентов; индивидуальных качеств и психологических установок личности, физической и социальной зрелости и особенностей семейной структуры родительской семьи. Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме психологической готовности студентов к браку;

2. Эмпирические методы: опросники;

3. Представление результатов исследования в процентном соотношении. Базой эмпирического исследования явились студенты факультета психологии из 20 человек психологического факультета ТГПУ.


^ Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнды Цель: оценка готовности к семейной жизни, прогнозирование семейное благополучие в отношениях между супругами: определение перспектив благополучия семейных отношений и готовности будущих супругов выполнять семейные функции, создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно - бытового режима и. т.д.

В тесте приводятся типичные ситуации, возникающие в семье. Респондентам предлагается выбрать в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из трех вариантов ответа и оценить варианты поведения, отметив в тест-карте:

«правильно» - П

«возможно» - В

«неверно» - Н.

^ Типичные ситуации, варианты поведения.

П

В

Н

I. У юноши (девушки) неприятности на работе:

1) недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы;

2) спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения;

3) сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.

^ II. Встреча гостей - родителей, родственников и друзей:

1) прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей;

2) прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;

3) прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно развлекательной программой

^ III. Совместные покупки, заготовка продуктов:

1) дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;

2) единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их;

3) безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

^ IV. «Мне некогда, я работаю»:

1) рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время - семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы;

2) отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии;

3) уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

^ V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов:

1) рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме - моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»;

2) предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;

3) рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме — хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)».

^ VI. Сексуальные отношения:

1) сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения;

2) сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение;

3) половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

^ VII. Забота о потомстве:

1) рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».

2) Желание иметь как можно больше детей;

3) Желание иметь двоих-троих детей.

^ VIII. Забота о воспитании детей:

1) предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий;

2) стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка;

3) противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей.

^ IX. Самосовершенствование в рамках семьи:

1) забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции;

2) развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности;

3) досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

^ X. Выбор и развитие коммуникабельности:

1) импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции;

2) главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»;

3) стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.












^ Ключ к тесту:

Сумма баллов свидетельствует:

70 до 120 - о достаточной подготовленности к семейной жизни,

22-70 баллов - об удовлетворительной и

ниже 22 баллов - о недостаточной подготовленности.

^ Шкала оценок вариантов


Типичные ситуации


Выбранный вариант поведения, баллы

Повышенная

Высокая

Низкая




готовность

готовность

готовность

I

-5

10

15

II

5

-3

10

III

10

5

-3

IV

-3

5

10

V

10

15

-5

VI

10

5

-3

VII

-5

15

10

VIII

-5

15

10

IX

10

5

-3

X

5

-3

10



Скачать файл (57 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru