Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Государственное регулирование экономики - файл 1.doc


Государственное регулирование экономики
скачать (81.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc82kb.25.11.2011 12:40скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Содержание.

Введение………………………………………………………………3

Причины и условия возникновения монополий и

монополистического капитализма…………………………………..4

Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в США и в современной России……8

Заключение……………………………………………………………13

Задача………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………………..15
Введение.

Перед современной Россией сегодня стоит первоочередная задача ускоренного развития, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, что требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – это необходимыми условиями гармоничного развития и стабильности.

Однако из-за отсутствия современной материальной базы, информации, глубокого понимания и осмысления происходящих процессов руководство России не рассматривало в своей практической деятельности в качестве первоочередного вопрос антимонопольного регулирования экономики. Многие отечественные компании, реально работающие на рынке, часто не могут успешно развивать свой бизнес, тем более стать мировыми лидерами только лишь по причине засилий монополистов. Такое положение не соответствует их возросшим опыту, активам, деловой репутации и требует изменений, а также изучения мирового опыта.

В связи с этим актуальной, в том числе и в практическом плане, является изучение антимонопольного регулирования за рубежом, разработка подходов, новаций в постановке и выполнении задач по созданию условий нормального развития экономики страны путём уменьшения ущерба, связанного с неурегулированной деятельностью монополий противоречащей интересам общества.
^ Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма.

Для того, чтобы говорить об антимонопольной политике, обратимся к истории создания монополий. В конце XIX столетия рынок столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции, так как на её пути возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г.

Что представляют собой монополистические образования того времени? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие прибыли. Следовательно, главным признаком монополий является доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение является желанным и позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, возможность навязывать свои условия.

С возникновением Советского Союза возник термин монополистический капитализм. В. И. Ленин дал глубокий анализ этого явления. Ему принадлежит и сам термин — "государственно-монополистический капитализм" ( “Империализм, как высшая стадия капитализма” (1916). Ленин подчёркивал, что характерная черта государственно-монополистического капитализма — сращивание монополий с государством. Его развитие ускорила I Мировая война. Необходимость создания централизованной военной экономики привела к усиленному прямому вмешательству государства в экономическую жизнь воюющих стран. Государство ограничило производство товаров мирного потребления, стремилось регулировать производство вцелом, ввело прямой контроль над внешней торговлей. После окончания войны был отменен контроль государства над предпринимательством.

Но II Мировая война 1939—1945 в ещё большей степени развила и умножила формы государственно-монополистического капитализма: возрастали правительственные капиталовложения в промышленность, государство строило военные заводы, часть из которых оно само эксплуатировало, предоставляло налоговые льготы монополистам, устанавливало различные виды экономического контроля с целью обеспечения выпуска военной продукции. Произошло ещё большее переплетение государственного аппарата с монополистическими группами буржуазии. Сложилась разветвленная система государственного регулирования экономики. В таких случаях получалась обратное регулирование: монополии регулировали государство, так как все более или менее важные правительственные решения принимаются, как правило, только после рассмотрения и одобрения их в организациях монополистов.

Развитие государственно-монополистического капитала привело к резкому усилению социальной поляризации капиталистического общества, а именно, "вымывание" средних слоёв города и деревни, рост численности рабочего класса и всех работающих по найму при уменьшении удельного веса капиталистических собственников, ограничение инноваций в науке и технике. В нашей стране, в силу особенностей экономического развития в СССР, монополизация подавляющего большинства отраслей народного хозяйства достигла недопустимого, абсурдного размера, которая может проявляться в различных формах.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути: успешное развитие предприятия (постоянное увеличение его масштабов путем концентрации капитала) и процесс централизации капиталов (добровольное объединение или поглощение победителями банкротов). Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке ( В.Я.Иохин. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000 – С. 56).

Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий.

Отличительная особенность таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах России, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя, то есть и эффективность таких видов монополий.

Но эта лишь малая толика положительного эффекта монополистической деятельности. Рассмотрим, как на уровне государства идет контроль над монопольным захватом рынка.

^ Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в США и в современной России.

Комплекс государственных мер, составляющих антимонопольную политику США, представляет собой наивысшее благосостояние граждан, свободно обменивающиеся производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское законодательство», которое базируется на таких законодательных актах: Закон Шермана (1890 год).

Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами» ( Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003, С.- 89).

В1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили: запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике; накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом; запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу; запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Финансы и статистика, 1993, С.-158).

Что касается нашей страны, то правовое регулирование конкуренции - новое явление для России. Отношения, связанные с процессами конкуренции - одна из наиболее сложных сфер правового регулирования. Задачи государства, его антимонопольных органов - ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь проявление монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить сферы, где необходимо государственное антимонопольное регулирование. Правовое регулирование конкурентных отношений должно осуществляться на основе Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ.

В современной России первый антитрестовский закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" принят в 1991г. Закон "О естественных монополиях", описывающий ценовое регулирование деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке - в 1995г. В отличие от американских актов, юридические механизмы российского законодательства разработаны недостаточно полно. Они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих возможность антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций. Хотя целенаправленная работа по разработке законодательства рыночных отношений в России началась в конце 80-х, только в 1990г. созданный ГКАП России (государственный комитет по антимонопольной политике) начал практическую работу.

С 1999г. - МАП России (министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), ныне Федеральная Антимонопольная Служба России, ничем общественно значимым себя не проявил. Были приняты Федеральные Законы "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О рекламе", и Закон "О защите прав потребителей" от 23 июня 1999 г., но в связи с изменением рыночной среды в России законы о конкуренции неоднократно подвергались изменениям и плодотворного практического влияния не имеют.

Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных органов России, специалистам приходится отмечать её “невнятность”, практическое отсутствие (Ершов В. К. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства // Независимая газета от 01.02.1994; Поповская Е.В., Розанова Н.М., Цепина Л.В. Оценка монополизации российской экономики // Проблемы прогнозирования, 1999. - № 2. - С.85-90.).

В нашей стране, в силу особенностей экономического развития в СССР, монополизация подавляющего большинства отраслей народного хозяйства достигла недопустимого, абсурдного размера. И выходом из этого положения может быть упорный труд созидания.

^ Цели и методы антимонопольного регулирования в России.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации;

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций;

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки;

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти;

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие:

  • применение ограничительных мер (запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции),

  • контроль за усилением экономической концентрации,

  • запрет на недобросовестную конкуренцию (подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением),

  • запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию,

Также, закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену; навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора; включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям.

Что касается практического применения законов, то в сложившейся кризисной обстановке ФАС выступила с предложением отменить «порог доминирования в 35 процентов рынка», который определяет круг компаний, способных с точки зрения закона на ограничение конкуренции. Служба считает, что определять порог доминирования надо не по доле, занимаемой компанией на рынке, а по розничному товарообороту, планку которого устанавливает правительство РФ. По мнению ФАС, положение компании может быть признано доминирующим, если одновременно соблюдаются три условия: хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены, доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен и реализуемый товар не может быть заменен другим. (Российская газета №48 от 16 декабря 2008 года).

Также, что касаемо непосредственной практики, то по данным сайта Председателя Правительства президента РФ, с сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие и на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. ( по данным сайта Председателя Правительства президента РФ, первоочерёдные меры Правительства РФ, http://premier.gov.ru).

Таким образом, современное антимонопольное законодательство, в виду недостаточного опыта мировой практики, разработано не достаточно практично и эффективно, с возможными противоречиями, но с другой стороны, как показывает практика современной кризисной ситуации, страна избежала последствий дефолта 1998.
Заключение.

Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции.

Антимонопольное регулирование – одна из важнейших составных частей экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой, это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании действующего законодательство по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

Задача.

Стоимость продукции машиностроения оценивается в текущем году в 45 млрд долл. Стоимостная доля затрат электроэнергии составляет 9,7%. При этом прогнозируется ее подорожание на 25%.

Определите, на сколько подорожает тот же физический объем продукции машиностроения в будущем году. Какой станет стоимостная доля затрат электроэнергии?

Решение:

Определим стоимость электроэнергии в млрд долл:

45*0,097=4,365 (млрд долл),

Определим стоимость электроэнергии с учётом подорожания на 25 %:

4,365*1,25=5,456 (млрд долл),

Стоимость продукции без учёта электроэнергии:

45-4,365=40,635 (млрд долл)

Теперь определяем стоимость продукции с учётом подорожавшей электроэнергии: 40,635+5,456=46,091(млрд долл)

Тот же физический объем продукции подорожает на:

46,091-45,000=1,091 (млрд долл)

Стоимостная доля затрат электроэнергии станет:

5,456/ 46, 091*100%= 11,8%

Список используемой литературы.

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000.

  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003.

  3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Финансы и статистика, 1993.

  4. Ершов В. К. О пользе неконкретности антимонопольного законодательства // Независимая газета от 01.02.1994.

  5. Поповская Е.В., Розанова Н.М., Цепина Л.В. Оценка монополизации российской экономики // Проблемы прогнозирования, 1999. - № 2.

  6. Российская газета №48 от 16 декабря 2008 года.

  7. http://premier.gov.ru.


Дата окончания 11.12.2009 г


Скачать файл (81.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru