Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция - Психодиагностика совладающего поведения в экстремальных ситуациях - файл 1.doc


Лекция - Психодиагностика совладающего поведения в экстремальных ситуациях
скачать (269 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc269kb.16.11.2011 04:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
(Источник: Из кн: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 стр. ( - С. 435-462).


Лекция - ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ


Вопросы:


1.Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика

2.Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

3.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д. А.Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант А.Крюковой)

4.Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях


Вопрос 1. Общая характеристика совладающего

поведения и его диагностика

^ В отечественной психологии совладеющее поведение (копинг) рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции совладения - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эффективного совладения с ней, а также умение вовремя применить их в поведении.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям.

^ Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия.

Следовательно, совладение представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Копинг является переменной, зависящей от трех факторов - личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки.

^ Психологическая значимость колинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации. Копинг-поведение имеет две функции: фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности и среды и фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессом.

Таким образом, главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

^ Существует несколько подходов к определению стратегий совладения. Так, И.М.Никольская и Р.М.Грановская предлагают дифференцировать стратегии совладения на три группы:

  • поведенческие,

  • эмоциональные,

  • познавательные.

Первый тип подразумевает разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами.

^ Ко второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или поиска социальной поддержки.

Третий включает в себя стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Л.И. Анциферова, основываясь на качественной конструктивности, выделяет следующие стратегии.

Преобразующие стратегии совладения

Приняв решение о возможности позитивного изменения ситуации, субъект начинает формировать ее как проблему: он определяет конечную и промежуточные цели, намечает план решения, определяет способы достижения цели, иногда прибегает к «когнитивной репетиции». Конструктивно преобразующая стратегия жизни необязательно предполагает использование практических действий, их могут заменить вербальные формы реагирования. В случае когда ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными, происходит перестройка содержательно-смысловой и энергетическо-динамической сферы сознания. Человек пытается сформировать новую систему психической саморегуляции. Среди преобразующих стратегий выделяют следующие: «сравнение, идущее вниз», когда человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении, «идущее вверх сравнение», когда человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антипицирующее совладание» и «предвосхищение печали», позволяющее людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям.


Приемы приспособления

К данному виду приемов относится позитивное истолкование, когда в неприятных и морально тяжелых переживаниях люди пытаются найти позитивные стороны. К числу приспособительных приемов принадлежит и ролевое поведение, когда человек принимает на себя определенную роль и ведет себя в соответствии с ней. Поскольку человек не идентифицирует себя с этой ролью, все допускаемые промахи он относит не к себе, а к выбранному персонажу. Указанная техника позволяет конструктивно справляться с тягостными переживаниями, когда их основой становятся личностные свойства самого человека. Распространенной формой приспособительного поведения часто является идентификация личности с людьми более удачливыми, с мощными организациями и объединениями.

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К таким приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. Например, уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме. Субъекты ухода - это индивиды, пережившие много разочарований и неудач. Будучи достаточно способными, они отказываются от повышения по службе и заманчивых предложений. Избегание всех сомнительных ситуаций становится их личностной особенностью. Необходимо отметить, что в некоторых случаях уход может быть оправданной и конструктивной стратегией жизни, Однако бывают случаи, когда человек не может ни практически преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страданий. В подобных случаях индивид прибегает к стратегиям, фокусирующимся на эмоциях, - стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стратегиями поведения также являются различные способы психологической защиты вплоть до вытеснения проблемы из сознания, импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, агрессивные реакции, не объяснимые объективными причинами.

К распространенным приемам самосохранения относится техника отрицания - отказ принять то, что случилось ошеломляющее, травмирующее событие. Отрицание позволяет субъекту перерабатывать событие малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности.

Совладающее поведение дифференцируется с точки зрения эффективности совладания. Оценивать эффективность копинга необходимо при его завершении, то есть в том случае, если стрессовая ситуация для индивида становится незначимой как раздражитель и освобождается энергия для решения новых задач. В большинстве психологических источников критерий эффективного совладания связывается с психологическим благополучием человека, что выражается в снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных показателей.

Надежным критерием эффективного копинга считается также ослабление чувства уязвимости к стрессам. То есть, если состояние личности стабилизируется, изменяется отношение к проблеме, не возникает субъективное чувство неудовлетворенности и дискомфорта, стоит говорить об эффективном копинге.

В данной работе совладеющие стратегии изучались в трех возможных видах ситуаций:

• в условиях неспецифического стресса;

• в конфликтных ситуациях;

• в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, провоцирующих включение психологических эго-защит.


^ Вопрос 2. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

Назначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.

Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта:

  • адаптивный

  • паллиативный.

Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. ЕГО характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д.

Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.


Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами:

  • утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.);

  • угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных);

  • новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п.).


Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).

Опросник

Используйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.

В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:

1.Искали профессиональную помощь.

2.Не выражали свои чувства.

3.Мечтали о лучших временах.

4.Выросли как личность.

5.Получили толчок для творчества.

6.Упорно стояли на своем.

7.Пытались отдохнуть.

8.Старались забыться.

9.Шутили по поводу ситуации.

10.Больше спали.

11.Отказывались верить.

12.Обвиняли себя.

13.Во всем винили других.

14.Надеялись на чудо.

15.«Сорвали чувство» на другом человеке.

16.Чувствовали, что должны просто подождать.

17.Положились на судьбу.

18.Старались больше узнать о ситуации.

19.Попытались найти что-то хорошее в ситуации.

20.Сосредоточились на хорошем,

21.Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.

22.Дали выход чувствам.

23.Фантазировали, что будет, когда все это кончится.

24.Вышли из этого лучше, чем были до этого.

25.Изменились.

26.Продолжали еще более усердные попытки.

27.Слишком много ели, пили или использовали лекарства.

28.Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.

29.Относились к ситуации несерьезно.

30.Были озабочены сохранением сил и энергии.

31.Не изменили точку зрения.

32.Критиковали себя.

33.Пытались не быть опрометчивым.

34.Желали бы изменить прошлое.

35.Стали раздражительным.

36.Выжидали, что будет.

37.Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.

38.Составили и выполняли план.

39.Сказали себе, что будет лучше.

40.Просили совета.

41.Говорили о своих чувствах.

42.Думали о нереальном.

43.Нашли новую веру.

44.Научились чему-то новому.

45.Сохраняли тот же образ действий.

46.Использовали способы самоуспокоения.

47.Старались изгнать ситуацию из мыслей.

48.Видели смежную (оборотную) сторону.

49.Откладывали и медлили.

50.Отказывались считать проблемой.

51.Приняли основную тяжесть на себя.

52.Пытались приспосабливаться.

53.Желали, чтобы ситуация исчезла.

54.Что-то разбили, разрушили.

55.Ничего нельзя было сделать.

56.Приняли как неизбежное.

57.Анализировали ситуацию.

58.Искали поддержки.

59.Контролировали чувства.

60.Пересмотрели свои ценности.

61.Появилось новое понимание себя.

62.Действовали так, будто ничего не произошло.

63.Обратились к другой деятельности.

64.Концентрировались на следующем этапе ситуации.

65.Не давали другим узнать, в чем суть дела.

66.Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.

67.Чувствовали себя виноватым.

68.Пересмотрели поспешно принятые решения.

69.Желали, чтобы все скорее окончилось.

70.Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.

71.Уверовали в высшую силу.

72.Непосредственно выражали чувства.

73.Проводили время в мечтах.

74.У вас не было эмоциональной реакции.

75.Думали о другом.

76.Осуществляли действия поэтапно.

77.Отдалились от других.

78.Думали и не принимали решения.

79.Сравнивали свои заботы с чужими.

80.Искали удовлетворение где-то еще.

81.Избегали поиска причин.

82.Выискивали, кого обвинить.

Обработка и интерпретация результатов

Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.

Формы совладающего поведения

1.Разрядка- 15,35, 54.

2.Рациональные действия - 18,38, 57, 70.

3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.

4.Настойчивость - 6, 26, 45.

5.Отстранение - 62, 66, 74.

6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.

7.Выражение чувств - 22, 41, 72.

8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.

9.Отвлечение - 63, 75, 80.

10.Фантазия-3,23,42, 73.

11.Отрицание- 11,31,50.

12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.

13.Поэтапные действия - 64,76.

14.Сравнение - 37, 79.

15.Успокоение-7, 10,27,46.

16.Контроль эмоций - 2, 59.

17.Осторожность - 33, 52, 68.

18.Приобретение силы - 4, 5, 24.

19.Уход -65, 77.

20.Самоизменение - 25, 44, 60, 61.

21.Преодоление вне реальности - 14, 34, 53,69.

22.Сдерживание - 8, 28, 47, 81.

23.Юмор - 9, 29,48.

24.Нерешительность - 30, 49, 78.

25.Оценка вины - 13, 82.

26.Вера- 43,71.


Преодолевающее поведение может оказаться как эффективным, так и неэффективным с точки зрения разрешения конфликта или достижения психического благополучия. Не существует универсально эффективных форм преодоления. Например, попытка отложить решение проблемы «в долгий ящик» и постараться на время забыть о ней в одних случаях лишь усугубит трудности, а в других - позволит впоследствии посмотреть на проблему более спокойно, что поможет успешно ее решить. Снятие напряжения с помощью успокоительных средств (лекарств или алкоголя) может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других. Рассмотрим некоторые механизмы эмоционально-ориентированного преодоления, которые показали свою эффективность.

Выражение чувств, сколь бы интенсивными они ни были, желательно, если оно уместно и не создает трудностей в социальном взаимодействии. Это могут быть слезы, крик, «облегчение души» в откровенном разговоре, дневниковые записи, письма и многое другое - в зависимости от ситуации.

Замещающая деятельность сродни психоаналитическому понятию сублимации, только несколько шире. В ней могут найти выход стремления, непосредственная реализация которых невозможна. Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводят домашних животных для реализации потребности в любви и тепле; те, кто не смог состояться профессионально, «уходят» в различные хобби или общественную деятельность.

Разрядка в узком смысле (более мягкий вариант психологической защиты вымещения) - это перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать, разбить или испортить. Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако, если осуждения можно избежать (остаться одному), а материальный ущерб невелик, то подобный способ «справиться с чувствами» иногда целесообразен. Разрядкой в широком смысле слова являются любые интенсивные физические нагрузки (занятия спортом, дальние прогулки, пробежки, тяжелая домашняя работа), в которых находит выход энергия, связанная с отрицательными эмоциями.

Фантазия (преодоление вне реальности) позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях.

Эффективность творчества как преодолевающего поведения основана на действии нескольких или даже всех из вышеперечисленных форм преодоления. Оно позволяет выразить чувства (например, на бумаге или в актерской игре), служит социально одобряемым вариантом замещающей деятельности, дает разрядку и позволяет воплотить фантазии в созданном произведении.

Сдерживание (аналог психологической защиты вытеснения) - это сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем.

Часто сочетается с отвлечением на другие занятия и мысли.

Отстранение - это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы «выключены») или с ощущением нереальности происходящего (все происходит «как бы не на самом деле» или «как бы не со мной»).

Юмор - это переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.

Наконец, один из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения - переоценка ценностей и самоизменение. Ситуация преодоления конфликта и кризиса оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. Самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке. Кризис порой становится основой для изменения системы ценностей, приобщения к новым философским или религиозным воззрениям. Поэтому любой, даже тяжелый, неудачный или трагический опыт будет иметь положительный аспект, если послужит основой для позитивного самоизменения.


^ Вопрос 3. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

(С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой)

Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.


Бланк ответов

^ Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях

Частотность использования заданных типов поведения

Никогда

Редко

Иногда

Чаще всего

Очень часто

1. Стараюсь тщательно распределить свое время.
















2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.
















3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.
















4. Стараюсь быть на людях.
















5. Виню себя за нерешительность.
















6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.
















7. Погружаюсь в свою боль и страдания.
















8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.
















9. Хожу по магазинам, ничего не покупая.
















10. Думаю о том, что для меня самое главное.
















11. Стараюсь больше спать.
















12. Балую себя любимой едой.
















13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
















14. Испытываю нервное напряжение.
















15. Запоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
















16. Говорю себе, что это происходит не со мной.
















17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
















18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
















19. Испытываю эмоциональный шок.
















20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.
















21. Определяю курс действий и придерживаюсь его.
















22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
















23. Иду на вечеринку.
















24. Стараюсь вникнуть в ситуацию.
















25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
















26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
















27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.
















28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
















29. Иду в гости к другу.
















30. Беспокоюсь о том, что я буду делать.
















31 Провожу время с дорогим человеком.
















32. Иду на прогулку.
















33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь
















34 Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.
















35 Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
















36 Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
















37 Звоню другу.
















38 Испытываю раздражение.
















39. Решаю, что теперь важнее всего делать.
















40. Смотрю кинофильм.
















41. Контролирую ситуацию.
















42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
















43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
















44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
















45. Отыгрываюсь на других.
















46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
















47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
















48. Смотрю телевизор.

















Обработка и интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, б, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18,20,40,44,48.

Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения.)


^ Вопрос 4. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов, касающихся особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях.

Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашему поведению.

Опросник


1.Бывает ли вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

1) никогда;

2) иногда;

3) почти всегда.


2.У вас такая работа, которая «взбадривает" (стимулирует)?

1) меньше, чем работа большинства людей;

2) примерно такая же, как работа большинства людей;

3) больше, чем работа большинства людей.


3.Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:

1) делами, требующими решения;

2) обыденными делами;

3) делами, которые вам скучны.


4.Жизнь некоторых людей порой бывает переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто вам приходится сталкиваться с такими событиями?

1)несколько раз в день;

2)несколько раз в неделю;

3)примерно раз в день;

4)раз в неделю;

5)раз в месяц или реже.


5.В случае, если вас что-то сильно гнетет, давит или люди слишком

многого требуют от вас, то вы:

1)теряете аппетит и/или меньше едите;

2)едите чаще и/или больше обычного;

3)не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.


6.В случае, если вас что-то гнетет, давит или у вас есть неотложные

заботы, то вы:

1)немедленно принимаете соответствующие меры;

2)тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.

7.Как быстро вы обычно едите?

1)я обычно кончаю есть раньше других;

2)я ем немного быстрее других;

3)я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;

4)я ем медленнее, чем большинство людей.


8.Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что вы едите чересчур быстро?

1)да, часто;

2)да, раз или два;

3)нет, мне никто никогда этого не говорил.


9.Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?

1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;

2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;

3) я делаю это редко или никогда не делаю.


10.Когда вы слушаете кого-либо и этот человек слишком долго не может закончить мысль, вы чувствуете желание поторопить его?

1)часто;

2)иногда;

3)почти никогда.


11.Как часто вы действительно заканчиваете мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1)часто;

2)иногда;

3)почти никогда.


12.Как часто ваши близкие или друзья замечают, что вы невнимательны, если вам говорят о чем-либо слишком подробно?

1)раз в неделю или чаще;

2)несколько раз в месяц;

3)почти никогда;

4)никогда.


13.Если вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в

определенное время, то как часто вы опаздываете?

1)иногда;

2)редко;

3)почти никогда;

4)я никогда не опаздываю.


14.Бывает ли, что вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще

вполне достаточно?

1) часто;

2) иногда;

3) редко или никогда.


15.Предположим, что вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, то вы;

1) спокойно подождете;

2)будете прохаживаться в ожидании;

3) обычно у вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в

ожидании.


16.Если вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в

магазине и т. п., то вы:

1) спокойно ждете своей очереди;

2) испытываете нетерпение, но не показываете этого;

3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;

4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.


17.Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования

(например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то вы:

1)напрягаете все силы для победы;

2)стараетесь выиграть, но не слишком усердно;

3)играете скорее для удовольствия, чем серьезно,


18.Представьте, что вы и ваши друзья (или сотрудники) начинаете

новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе?

1)предпочитаю избегать этого;

2)принимаю, потому что это неизбежно;

3)получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.


19.Когда вы были моложе, большинство людей считали, что вы:

1)часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;

2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3)обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.


20.Чем, по вашему мнению, вы отличаетесь в настоящее время:

1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;

2)иногда стараетесь и вам нравится во всем быть первым и лучшим;

3)обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться,


21.По мнению ваших родных или друзей, вы:

1)часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;

2)иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;

3)обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);

4)вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.


22.Как оценивают ваши родные или друзья вашу общую активность?

1)недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;

2)около среднего; всегда есть какое-то занятие;

3)сверхактивность, бьющая через край энергия.


23.Согласились бы знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

1)да, абсолютно;

2)возможно, да;

3)возможно, нет;

4)абсолютно нет.


24.Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы менее энергичны, чем большинство людей?

1)да, абсолютно;

2)возможно, да;

3)возможно, нет;

4) абсолютно нет.


25.Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что за короткое время вы способны выполнить большой объем работы?

1)да, абсолютно;

2)возможно, да;

3)возможно, нет;

4)абсолютно нет.


26.Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы легко сердитесь (раздражаетесь)?

1)да, абсолютно;

2)возможно, да;

3)возможно, нет;

4)абсолютно нет.


27.Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы живете мирной и спокойной жизнью?

1)да, абсолютно;

2)возможно, да;

3)возможно, нет;

4)абсолютно нет.


28.Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы большую часть дел делаете в спешке?

1) да, абсолютно;

2) возможно, да;

3) возможно, нет;

4) абсолютно нет.


29.Согласились ли бы хорошо знающие вас люди, что вас радует

соревнование (состязание) и вы очень стараетесь выиграть?

1)да, абсолютно;

2)возможно, да;

3)возможно, нет;

4) абсолютно нет.


30.Какой характер был у вас, когда вы были моложе?

1)вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;

2)вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3)вполне уравновешенный (не было проблем);

4)почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).


31.Каким вы представляете свой характер сегодня:

1)вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;

2)вспыльчивый, но поддающийся контролю;

3)вполне уравновешенный;

4)почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).


32.Когда вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, что вы обычно чувствуете при этом?

1)я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;

2)я чувствую легкую досаду;

3)я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.


33.Если повторяющиеся прерывания в работе действительно вас разозлили, то вы:

1)ответите резко;

2)ответите в спокойной форме;

3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;

4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.


34.Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к

определенному сроку?

1) ежедневно или часто;

2)еженедельно;

3)ежемесячно или реже.


35.Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;

2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.


36.Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?

1)нет;

2) да, но только изредка;

3) да, весьма часто.


37.Качество работы, которую вы выполняете, к концу назначенного срока бывает;

1) лучше;

2) обычное;

3) хуже.


38.Бывает ли, что на работе вы одновременно выполняете два или

несколько заданий, делая то одно, то другое?

1)нет, никогда;

2)да, но не так часто;

3) да, постоянно.


39.Были бы вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в следующем году?

1)да;

2)нет, мне хотелось бы добиться большего;

3)конечно, нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе буду очень расстроен.


40.Если бы вы могли выбрать, то что бы вы предпочли:

1)прибавку к заработной плате без повышения в должности;

2)продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.


41.К концу отпуска вы:

1) хотите продлить его еще на недельку-другую;

2) чувствуете, что готовь вернуться к обычной работе;

3) вам хочется, чтобы отпуск кончился и вы могли вернуться к обычной работе.


42.Бывало ли так, что за последние три года вы брали меньше дней отпуска, чем положено?

1)да;

2) нет;

3) нет, никогда.


43.Бывает ли, что во время отпуска вы не можете перестать думать о

работе?

1)да, часто;

2) да, иногда;

3) нет, никогда.


44.В последние три года вы получали какие-либо поощрения на работе?

1)нет, никогда;

2)иногда;

3)да, часто.


45.Как часто вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1)редко или никогда;

2)раз в неделю или реже;

3)почти постоянно.


46.Как часто вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?

1)на моей работе это невозможно;

2) весьма редко;

3) иногда (реже, чем раз в неделю).


47.Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб или повышенная температура?

1)да:

2)нет.


48.Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы:

1)некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к вам;

2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.


49.Когда вы работаете в коллективе, другие ожидают от вас, что вы

будете руководить?

1) редко;

2) не чаще, чем от других:

3) чаще, чем от других.


50.Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?

1) никогда;

2) иногда;

3) часто.


51.Если кто-то поступает по отношению к вам нечестно, то вы:

1)прямо указываете ему на это;

2)находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;

3)ничего не говорите об этом.


52.По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы прилагаете:

1) гораздо больше усилий;

2) несколько больше усилий;

3) примерно столько же усилий;

4) немного меньше усилий;

5) гораздо меньше усилий.


53.По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете:

1)значительно большую ответственность;

2) несколько большую ответственность;

3)примерно такую же ответственность;

4)несколько меньшую ответственность;

5) значительно меньшую ответственность.


54.По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете необходимость торопиться?

1) гораздо больше;

2)несколько больше;

3) столько же;

4) несколько меньше;

5) гораздо меньше.


55.По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы:

1) значительно более аккуратны;

2) несколько более аккуратны;

3) примерно в такой же степени аккуратны;

4)несколько менее аккуратны;

5)значительно менее аккуратны.


56.По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, ваше отношение к ней:

1)гораздо более серьезное;

2)несколько более серьезное;

3)мало отличается от других;

4) несколько менее серьезное;

5) значительно менее серьезное.


57.По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет назад, сейчас вы работаете в течение недели:

1) больше часов;

2) примерно столько же;

3) меньше, чем раньше.


58.По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:

1) меньшей ответственности;

2) столько же ответственности;

3) большей ответственности.


59.По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа:

1) более престижна;

2) столь же престижна;

3) менее престижна.


60.Сколько разных работ вы сменили за последние 10 лет (учтите,

пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?

1)изменений не было или были однажды;

2) две;

3)три;

4) четыре;

5) пять и более.


61.За последние 10 лет вы ограничили число своих развлечений из-за

недостатка времени?

1)да;

2) нет.

^ Обработка данных

В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:



Баллы



Баллы

I

13,7,1

32

13,7,1

2

13,7, 1

33

1,5,9,13

3

1,7, 13

34

1,7,13

4

4,7, 10,13

35

13, 1

5

7,13

36

13,7,1

6

1,13

37

1,7,13

7

3,9, 5,1

38

13,7, 1

8

1,7,13

39

13,7,1

9

1,7,13

40

13,1

10

1,7,13

41

13,7,1

11

1,7,13

42

1,7,13

12

1,5,7,9, 13

43

1,7, 13

13

13,9,5, 1

44

13, 7, 1

14

1,7, 13

45

13,7,1

15

13,7,1

46

13,9, 5, 1

16

13,9,5, 1

47

13,1

17

1,7,13

48

13, 1

18

13,7,1

49

13,7, 1

19

1,5,9,13

50

13,7, 1

20

1,5,9, 13

51

1,7, 13

21

1,5,9,13

52

1,4,7,10,13

22

13,7,1

53

1,4,7, 10, 13

23

1,5,9,13

54

1,4,7,10,13

24

13,9,5,1

55

1,4,7,10,13

25

1,5,9,13

56

1,4,7, 10,13

26

1,5,9, 13

57

1,7,13

27

13,9,5,1

58.

13,7,1

28

1,5,9,13

59

1,7,13

29

1,5,9,13

60

13,10,7,4, 1

30

1(5,9,13

61

1,13

31

1,5,9, 13








Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью

диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности - тип А;

168-335 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно А1);

336-459 - диагностируется промежуточный {переходный} тип личностной активности -тип АБ;

460-626 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);

627 баллов и выше - с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип личностной активности - тип Б.


^ Интерпретация результатов

1.Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью (тип А)

характерны:

• преувеличенная потребность в деятельности - сверхвовлеченность в

работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

• постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;

• неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и

однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

• нетерпеливость, стремление делать все быстро; ходить, есть, говорить, принимать решения;

• энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;

• импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

• соревновательность, склонность к соперничеству и признанию,

амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

• стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая

фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

2.Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой

активности типа А1, характерны;

• повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность;

• нехватка времени для отдыха в известной мере компенсируется

расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения;

• энергичная, выразительная речь и мимика;

• эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;

• чувствительность к похвале и критике;

• неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных

ситуациях;

• стремление к соревновательности, однако без амбициозности и

агрессивности;

• при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.

3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ), характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.

Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

Литература


1.Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Метода и техники. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

2.Лэбунская В. Д., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. - М., 2001.

3.Либин Д., Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами//Стиль человека: психологический анализ. -М., 1998.

4.Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. - Ярославль, 1998.

5.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000.

6.Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. - СПб., 1999.

7.Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М., 2001.

8. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. -Кострома, 2001.








Скачать файл (269 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru