Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социологии управления - файл 1.doc


Лекции по социологии управления
скачать (78.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc79kb.25.11.2011 12:40скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 3. Управление как вид социальной деятельности


  1. Понятие социальной организации. Социальная сущность управления.


Организация является местом, где социальное пространство принимает наиболее упорядоченный и иерархически организованный вид.

Природа организации социальна, т.к. социальны:

  1. объект воздействия

  2. субъект воздействия

  3. результаты воздействия (общность, целевой результат)

Социальная организация – система социальных групп и отношений между ними, направленная на достижение определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.

У организации есть ряд специфических характеристик – наличие цели, норм, иерархии, распределение функций и т.д.

Сложность организации заключается в том, что в ней выстроена иерархия и существует функциональное разделение деятельности. Также она создается для определенного вида деятельности и выполняет социальные функции по отношению к более крупной социальной системе.

Различные организации имеют различную целевую основу. Существует множество типов организации – по масштабам, виду деятельности, форме собственности и т.д.

Для социологии основные сферы научных интересов в организации – это вопросы иерархии, распределения ролей, лидерства, вознаграждение, санкции, нормы и правила поведения, карьерная лестница, конфликты. Организация – это миниатюрное общество, состоящее из малых социальных групп (администрации, рабочих, служащих и т.д.)

В организации осуществляется управление и строится иерархия. Управление включает в себя статический и динамический аспект.

Динамический аспект состоит в процессах передачи информации, процессах влияния начальства на подчиненных, процессах координации и организации. Статически управление – это определенная иерархия, что можно представить в виде пирамиды.



Верхняя часть пирамиды – высший уровень управленческой системы (президент, директор, руководитель компании). Они никому не подчиняются и называются администраторами, т.е. определяют главные цели и политику фирмы. Управление – обеспечивает выполнение операций, необходимых для реализации целей фирмы. Чем выше уровень иерархии, тем больше объем администрирования и меньше – управления.

Средняя часть пирамиды – это начальники подразделений, цехов, филиалов и заместители руководителя.

Нижний уровень пирамиды – руководители первичных коллективов.

В управленческой пирамиде может быть и больше уровней – 5, 9 и т.д. В нее не включаются рабочие и служащие, т.к. они не относятся к группе управляющих. То есть понятие управления уже понятия организации.



Рабочие и служащие называются также индивидуальными контрибьюторами.

Наиболее изучены именно они и низшее звено управления, наименее изучено высшее звено управления. Причины – конфиденциальность, секреты фирмы, недостаток времени для общения с исследователями. То есть чем ниже уровень иерархии, тем он доступнее для исследователей.
Существует достаточно много определений термина «социальная организация». Ее можно определить как совокупность ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, СО (социальная организация) – это еще и целевая группа, то есть объединение людей во имя общей цели.

Выделим следующие характеристики социальной организации:

  1. Коллективная идентичность – название, признанное всеми членами организации

  2. Точный список участников

  3. Программа деятельности

  4. Процедура перемещения членов организации

Примеры СО – семья, политическая партия, банк, компания, клубы по интересам и т.д. На внешнюю угрозу СО отвечает усилением внутренней сплоченности. Не относят к СО – расы, социальные классы и т.д.

СО имеет жестко ограниченный набор форм. Социальные институты могут сохранятся даже тогда, когда исчезают народы и государства. Такая внешняя устойчивость объясняется внутренней стабилизацией. Так, Барнард выделяет целевую и социальную функцию организации. Социальная функция направлена на обеспечение интеграции элементов внутри организации.

Наряду с функциями, существуют и дисфункции организации – это негативные последствия, возникающие в результате целенаправленных социальных действий, оправданных с точки зрения выживания системы в целом или выполнения целевой функции. К дисфункциям относят закупорку каналов информации, снижение мотивации сотрудников.

Организационная патология – фактор, вызывающий в организационной системе значительное отклонение от нормы с негативными последствиями для ее функционирования.

Также существует миссия организации – система целей, отражающих интересы членов организации (понятие возникло в 70-е гг.). С понятием миссии тесно связано понятие целеполагания.

Все организации подразделяются на два основных типа – формальные и неформальные.

Под неформальной организацией обычно понимается система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой.

Формальная организация представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний.

Существенные признаки формальной организации:

1. Наличие определенной цели действия данной организации.

2. Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях.

3. Конкретное воплощение соотношения этих статусов через распределение отношений власти и подчиненных.

4. Совокупность правил и норм, регулирующих отношение между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней.

5. Формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения, отношений между членами данной организации.

С социологической точки зрения социальная структура формальной организации определяется тремя основными факторами.

Во-первых, она зависит от цели, для осуществления которой создана данная организация.

Во-вторых, она определяется ценностно-нормативными стандартами, которые регулируют распределение и взаимодействие социальных позиций (должностей) и присущих этим должностям ролевых предписаний.

В-третьих, она обусловлена иерархической упорядоченностью и соподчиненностью названных статусов и ролей, связанных с ними уровней должностных обязанностей и ответственности, не зависящей от личностных качеств и особенностей членов данной организации.

Таким образом, формальная организация представляет собой специфическую социальную общность и объединена:

1. общими целями;

2. общими интересами;

3. общими ценностями;

4. общими нормами;

5. совместной деятельностью.

В процессе своего функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований, один из них – это требование организации к каждому входящему в ее состав индивиду, а другой – требование индивида к организации.

В процессе управления организацией приходится принимать во внимание, что ее работники чаще всего распределены по функциональным областям деятельности. Понятие функциональная область относится к работе, которую выполняет подразделение или организация в целом. Взаимозависимость уровней управления и функциональных областей, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать намеченные цели, составляет структуру организации. В структуре организации выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделение труда, сфера контроля и координации совместной деятельности людей, работающих в данной организации.

Люди объединяются в организации ради того, чтобы сделать свою деятельность более эффективной. Для этого необходима координация и согласование их действий во времени и в пространстве, что невозможно осуществить без управления организацией, без административных аспектов ее деятельности. Эти административные аспекты деятельности социальной организации М. Вебер обозначил термином «бюрократия». В своей классической теории бюрократии М. Вебер исходил из необходимости рационализации всех сторон жизни современного общества. Он справедливо считал, что многообразная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится более систематизированной и эффективной, если она организована согласно правилам, установленным на основе рационального анализа. В сфере управленческой деятельности главным аспектом рационализации является формирование эффективно действующего управленческого аппарата – бюрократии.

Основные характерные черты бюрократически организованной деятельности формальной организации согласно М. Веберу, сводятся к следующим семи пунктам:

1. Задачи организации распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности

2. Позиции или должности организованы в иерархическую структуру власти

3. Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций

4. Формальная организация располагает социальным административным штатом, задачу которого входит обеспечение ее функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций

5. Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией

6. Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе

7. Формальная организация призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, формировать у них высокую степень лояльности к организации, стремление неуклонно следовать установленным правилам и нормам.

Теория бюрократии, разработанная М. Вебером, даже при всех ограниченностях считается самой эффективно действующей моделью функционирования управленческого аппарата социальной организации.

Эффективность управления, как и всей деятельности организации, в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней средой.

Для того, чтобы влияние внешней социальной среды на жизнедеятельность организации можно было выявить более четко и точно, все факторы этой среды подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает в себя факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное прямое влияние операций, осуществляемых организацией. Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, политические трансформации, социокультурные изменения.


^ 2. Принципы современного управления
Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами:

1. Принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления.

Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.

2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением.

Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.

  1. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы.

Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.

4. Принцип найма руководителя.

В соответствии с данным требованием решается вопрос назначать или выбирать руководителя. Это определяется содержанием деятельности, целей и задач руководителя.

5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления.

Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

6. Принцип многовариантности управленческих решений.

Данный принцип диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде.

Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к неблагоприятным.

8. Принцип мобильности процесса управления.

Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливаться к изменениям внутренней среды организации (фирмы) и внешней среды – потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка, к научно техническим изменениям.

9. Принцип автоматизации управления.

Чем выше уровень автоматизацизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.
10. Принцип единства руководства.

Сущность данного принципа можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций преследующих одну и ту же цель.






Скачать файл (78.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru