Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по дисциплине Международная экономика ДГМА - файл 1.doc


Лекции по дисциплине Международная экономика ДГМА
скачать (523 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc523kb.25.11.2011 12:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА.
ТАРИФНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


1 Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов

2 Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы. Тариф и производственная субсидия

3 Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике. Компенсационные пошлины

4 Нетарифные ограничения в международной торговле. Сравнительный анализ тарифов и квот на импорт. Способы размещения импортных лицензий

^ 5 Экспортные пошлины и добровольные экспортные ограничения (ДЭО)

6 Причины "выборочной" протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
^ 1 Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов

Торговая политика – относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объёмов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.


Большинство экономистов последовательно выступает за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Однако на практике на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров, которые используются в качестве инструментов торговой политики, – тарифов, квот, добровольных ограничений экспорта и так далее.

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф – таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены (1):
(1)

Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены.

В условиях свободной торговли внутренние цены товаров (Pd) будут близки к мировым ценам (Pw) и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта (см. рис. 1).



^ Рисунок 1 – Влияние импортного тарифа на экономику страны

В результате введения тарифа импорт сокращается до величины Q's Q'd. При этом отечественное производство товара возрастает от Qs до Q's, а внутреннее потребление снижается от Qd до Q'd.

Отечественное производство расширяется потому, что отечественные производители не платят тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким образом, защищает низкоэффективные отрасли отечественного производства от иностранной конкуренции. При этом отечественные потребители в целом сокращают свои закупки из-за повышения цен как на отечественные, так и на импортные товары. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область ("а + b + с + d"), которая характеризует сокращение величины потребительского излишка.

Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж (площадь "а"). Отечественные фирмы в импортозамещающих отраслях реализуют теперь свой первоначальный объем выпуска Qs по возросшим ценам и получают дополнительную прибыль от прироста объема производства до Q's и реализации этой продукции по цене с тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в пользу производителей, хотя определенные группы потребителей, которые владеют акциями фирм в импортозамещающих отраслях, могут получить возросшие доходы от введения тарифа.

^ Выигрыш производителей от введения тарифа на импорт не перекрывает потерь отечественных потребителей. Последние оказываются тем более существенными, чем сильнее оказывается общий импульс к повышению уровня цен и уровня инфляции, задаваемый введением торговых ограничений.

Тариф на продукт какой-либо отрасли является защитой не только по отношению к фирмам собственно этой отрасли, но и к отраслям, поставляющим данной отрасли сырье и материалы. Поэтому различают номинальный и фактический уровни защитного тарифа.

^ Фактический уровень защитного тарифа в отрасли – величина (в процентах), на которую увеличивается созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции в результате функционирования всей тарифной системы. Если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень защитного тарифа превысит его номинальный уровень.

Площадь "с" поступает в государственный бюджет и выступает поэтому в виде выигрыша государства, который равен величине импорта, умноженной на величину тарифа. Эти доходы являются трансфертом от потребителей в пользу государства, которое может использовать эти средства в соответствии с целями бюджетно-налоговой политики: на развертывание дополнительных социальных программ, на снижение подоходного налога, на увеличение заработной платы государственных служащих и так далее. Часть этих средств может быть, таким образом, возвращена потребителям, но часть их может оказаться безвозвратно потерянной в виде издержек, связанных с бюрократической деятельностью администрации и "протаскиванием" в парламенте тарифов, защищающих интересы отдельных групп, что особенно характерно для переходных экономик.

^ Чистые потери национального благосостояния представлены областями "b" и "d". Область "b" представляет производственный эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой импортной продукции на более дорогую отечественную. Возросшие платежи потребителей стимулируют расширение неэффективного отечественного производства с высокими предельными издержками, в то время как при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно в других секторах экономики.

Область "d" представляет потребительский эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие вынужденного снижения потребления. Потребители согласны были бы заплатить за дополнительное количество товара цену в интервале от Pw до Pd для того, чтобы удовлетворить свой спрос, не сокращая его. Однако тариф не позволяет этого сделать и поэтому внутреннее потребление снижается.

Чистые потери общества не оборачиваются ничьим выигрышем и поэтому являются абсолютными.

Чистые потери общества от введения тарифов относительно ВНП могут оказаться незначительными, и поэтому их упразднение дает прирост благосостояния в пределах от (-1%) до (+10%) ВНП. Наивысший результат достигается в том случае, если:

а) упраздняемые торговые барьеры были велики;

б) эти барьеры были упразднены полностью.

Чистые потери общества от введения тарифа на импорт также снижаются пропорционально участию валютного курса в тарифном эффекте. Если, например, вследствие введения 10%-го тарифа на импорт отечественная валюта подорожает на 3%, то внутренние цены импортируемых товаров, выраженные в отечественной валюте, возрастут не на 10%, а на 7%. Это означает, что чистые потери общества от тарифа на импорт составят около 70% от величины областей "b" и "d". Чем меньше доля товаров, подлежащих обложению новым тарифом, в общем объеме импорта, тем меньшим окажется соответствующее изменение валютного курса и тем более обоснованно можно будет пренебречь воздействием обменного курса на тарифный эффект.

В целом таможенные тарифы практически всегда снижают уровень благосостояния нации, так как потребители теряют больше, чем получают в сумме производители и государство. Тариф перераспределяет доходы потребителей импортируемой продукции в пользу других социальных групп. Как правило, стимулирование отечественного производства может быть осуществлено и другими способами, причем с лучшими результатами.
^ 2 Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы. Тариф и производственная субсидия
Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы. Главными из них являются следующие:

1) таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией;

2) таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платежного баланса страны по счету текущих операций;

3) таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;

4) таможенные тарифы необходимы для защиты новых, "молодых" отраслей национальной экономики, порожденных научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм;

5) если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешевую рабочую силу, могут увеличить приток дешевого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране;

6) таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга – сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен в стране-изготовителе. Обычно демпинг является результатом монопольной рыночной власти и используется в целях ее укрепления.

Все аргументы в пользу введения таможенных тарифов и других торговых ограничений являются дискуссионными, так как в большинстве случаев те же цели могут быть достигнуты с меньшими издержками. Альтернативным способом разрешения проблемы "защиты" оборонных, "молодых" и других отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, является прямая субсидия отечественным производителям в этих отраслях (или дотация, или снижение налогообложения пропорционально росту объема отечественного производства).

Преимущество производственной субсидии перед тарифом состоит в том, что она, с одной стороны, стимулирует рост отечественного производства с величины S0 до величины S1 (как и тариф), но, с другой стороны, не приводит к абсолютному снижению потребления, так как не поднимает уровня внутренних цен выше мировых (см. рис. 2).

^ Рисунок 2 – Влияние производственной субсидии на экономику страны
При субсидии производителям уровень внутренней цены Pd близок к мировому уровню Pw и поэтому фактический объем потребления составляет Do, тогда как при тарифе он сокращается до величины D1. Абсолютные потери благосостояния в случае использования производственных субсидий снижаются на величину области "d", так как величина импорта значительно больше, чем после введения тарифа. Потери благосостояния в размере области "b" по-прежнему сохраняются, так как расширение отечественного производства в конкурирующих с импортом отраслях связано с дополнительными издержками.

В то же время прямые производственные субсидии не гарантируют от неэффективной растраты ресурсов, так как нелегко определить, какие именно отрасли следует защищать от иностранной конкуренции. И тарифы, и субсидии очень сложно отменить, если они уже введены, в то время, как очень велик риск "защиты" отраслей, которые никогда не смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке. Это обстоятельство является особенно существенным для переходных экономик, в том числе и для украинской, которые ведут поиски "свободных ниш" в структуре мирового рынка, тогда как их сравнительные преимущества в международной торговле в некоторых случаях оказываются весьма проблематичными.

Для регулирования экономического цикла, увеличения внутренней занятости и совокупного спроса в целях предотвращения спада целесообразно использовать другие меры фискальной и кредитно-денежной политики, а не манипулирование пошлинами и квотами. Причина заключается в угрозе развязывания торговой войны, в условиях которой даже временное регулирующее воздействие внешнеторговых ограничений на совокупный спрос отсутствует.

Что касается дешевой рабочей силы за рубежом, то проблема заключается не столько в этом, сколько в том, что некоторая часть отечественной рабочей силы занята в производстве товаров, которые экономически выгоднее было бы импортировать. Если отечественная отрасль потеряла сравнительное преимущество и стала неконкурентоспособной, то ее целесообразно свернуть и заменить импортом. В этом случае ее уволенным работникам может быть предоставлена материальная помощь из государственного бюджета (на цели переквалификации, переезда в другие регионы страны и т.д.). Такие государственные расходы окажутся экономически более эффективными, чем чистые потери от тарифа на импорт, так как они способствуют повышению мобильности трудовых и капитальных ресурсов, их более рациональному размещению и использованию, что в более долгосрочной перспективе служит фактором экономического роста.

За исключением защиты от демпинга, которую целесообразно рассматривать как самостоятельную проблему, отступления от политики свободной торговли в пользу тарифного протекционизма относительно оправданы в следующих случаях:

1) использование "оптимального тарифа": если страна способна воздействовать на уровень мировых цен, то можно найти такой уровень тарифной ставки, который принесет ей чистый выигрыш. Оптимальная ставка тарифа равна величине, обратной величине эластичности предложения импорта: чем менее гибкими оказываются зарубежные поставщики, поддерживающие примерно одинаковый объем импорта, тем выше оптимальная ставка тарифа на импорт и больше чистый выигрыш данной страны. Наоборот, если эластичность импорта очень велика, а мировая цена остается неизменной, то оптимальный тариф будет равен нулю и тарифная система принесет стране чистые потери благосостояния. Более того, в случае ответных мер торговых партнеров на введение оптимального тарифа, то есть в случае торговой войны, даже оптимальная ставка тарифа не может принести никаких положительных результатов;

2) иногда введение тарифа может оказаться полезнее, чем экономическая пассивность правительства. Если, например, увеличение занятости в какой-либо передовой отрасли производства, конкурирующей с импортом, приносит большие социальные преимущества, связанные с ростом знаний, квалификации или изменением отношений во всем обществе, то введение тарифа на импорт может оказать положительное влияние на национальное благосостояние. Тарифный протекционизм может подтолкнуть фирмы этой отрасли к увеличению выпуска продукции и найму большего количества рабочей силы. Дополнительные социальные выгоды, связанные с созданием новых рабочих мест, могут перекрыть потери отечественных потребителей от повышения цен на импорт. Однако каждый подобный случай требует тщательного макроэкономического анализа, предшествующего введению тарифа, особенно в странах с переходной экономикой;

3) тарифы могут рассматриваться в качестве приемлемой меры торговой политики, если экономика страны настолько слабо развита, что ее правительство не имеет других источников средств для финансирования социальных программ и инвестиционной деятельности. Эта ситуация скорее характерна для бывших колоний с монокультурной экономикой, чем для государств Восточной Европы, Украины и стран СНГ.
^ 3 Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике. Компенсационные пошлины
Демпинг обычно используется в период циклического спада, когда отрасль не может реализовать всю созданную продукцию на внутреннем рынке из-за снижения отечественного спроса. Для того, чтобы в этих условиях предотвратить сокращение объемов производства и снижение внутренних цен, отрасль "сбрасывает" часть "излишней" продукции за рубеж по более низким ценам, чтобы стабилизировать свое положение ценой подрыва производства у своего торгового партнера.

Демпинг, как правило, является временным явлением, так как частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже их себестоимости. Иногда время демпинга удлиняется за счет предоставления правительством экспортных субсидий отечественным производителям. Если бы эти меры имели постоянный характер и импортеры все время снижали бы цены, то это можно было бы только приветствовать, так как отечественные потребители имели бы выигрыш, а структура отечественного производства постепенно освобождалась бы от неконкурентоспособных отраслей.

Однако негативные последствия демпинга связаны именно с его временным характером. До тех пор, пока цены субсидируемых импортных товаров снижаются, отечественным производителям приходится сокращать свое производство. Когда же экспортные субсидии и демпинг прекращаются, отечественные производители вынуждены вновь наращивать объем выпуска.

Очевидно, что иностранные экспортные субсидии и демпинг являются дополнительным фактором усиления циклических колебаний в отечественной экономике. Чтобы блокировать воздействие этого фактора используются компенсационные (или антидемпинговые) пошлины, которые нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. В этих целях действует специальное антидемпинговое законодательство: одно из положений ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле) оценивает экспортные субсидии как "нечестную" (или "недобросовестную") конкуренцию и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых тарифов. Однако есть способы государственного субсидирования экспорта в обход ГАТТ: льготные кредиты экспортерам (или их иностранным клиентам), организация рекламы экспортных товаров за рубежом за счет средств из госбюджета, налоговые льготы отечественным фирмам-экспортерам в зависимости от объемов экспорта и т.д.

Экспортные субсидии в целом по экономике обычно не превышают 1% стоимости экспорта обрабатывающей промышленности индустриальных стран. Однако для отдельных товаров и фирм, занимающих монопольное положение на рынке, они могут достигать значительных размеров. В то же время, злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке, что послужит импульсом для общего повышения уровня цен за счет потребителей.
^ 4 Нетарифные ограничения в международной торговле. Сравнительный анализ тарифов и квот на импорт. Способы размещения импортных лицензий
После Второй Мировой войны тарифы в индустриальных странах были значительно уменьшены и находились в начале 80-х гг. на минимальном уровне. Экономическая интеграция, особенно в странах Западной Европы, способствовала либерализации торговли. Однако в настоящее время наблюдается расширение "выборочной" протекционистской торговой политики, особенно в форме квот, добровольных ограничений экспорта и других нетарифных барьеров, которые позволяют дискриминировать импортные товары в пользу отечественных. К числу таких нетарифных барьеров относятся различные стандарты качества, санитарные ограничения, требования к экологическим характеристикам оборудования, ограничения выпуска лицензий на импорт, административные запреты на продажи отдельных видов продукции в определенных странах и т.д. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно – импортер может ввозить любой объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно Разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается. Однако, квоты имеют два важных отличия от тарифа.

1) Квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта (в том числе и монопольные).

Вместе с тем, более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс;

2) Квоты, количественно ограничивающие импорт, полностью изолируют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров – если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить. В сочетании с изоляцией внутренних цен от мировых это обеспечивает абсолютную защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

1) тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;

2) нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт (см. рис. 3.).

Чистые потери благосостояния, как и при тарифе, составляют области "b" и "d", а область "с" представляет собой наценку на разрешенный импорт и характеризует трансферт от потребителей в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.


^ Рисунок 3 – Влияние импортной квоты на экономику страны

Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:

1) если квота провоцирует монопольную власть отечественного производителя или зарубежной фирмы-импортера продукции;

2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Способы размещения импортных лицензий:

1) открытый аукцион: государство предоставляет лицензию компании, предложившей за нее наивысшую цену. При прочих равных условиях, аукцион являет более дешевым и эффективным механизмом, однако при коррумпированности государственной власти обладателем импортной лицензии нередко становится тот, кто предложил за нее наибольшую взятку, что влечет за собой значительные социальные издержки;

2) система явных предпочтений: без каких-либо предварительных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот;

3) "затратный метод": выдача лицензий фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей и других ресурсов, что ведет к их неэффективному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчете на получение большего количества лицензий.
^ 5 Экспортные пошлины и добровольные экспортные ограничения (ДЭО)
Механизм тарифов на экспорт или экспортных пошлин "зеркально" отражает импортный тариф.


^ Рисунок 4 – Влияние экспортного тарифа на экономику страны

При экспортной пошлине внутренняя цена Рd оказывается ниже мировой Pw (см. рис. 4). В этих условиях внутреннее потребление возрастает с величины Do до величины D1, внутреннее производство сокращается с величины So до S1, а экспорт снижается с величины Хо до X1.

Потери отечественных производителей от введения экспортного тарифа велики и определяются областью ("a+b+c+d"). Выигрыш потребителей от снижения цен ниже мировых составляет область "а". Доходы государства от экспортной пошлины представлены областью "с". Чистые потери благосостояния, которые не компенсируются ничьим выигрышем, составляют области ("b" + "d").

В основе политики налогообложения экспорта лежит расчет на монопольную прибыль: монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны–импортеры переплачивать за импортируемый товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.

^ Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, "добровольно" лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. "Добровольность", в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.

ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:

1) ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;

2) при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.
^ 6 Причины "выборочной" протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
В послевоенный период, благодаря действию ГАТТ, в мировой экономике реализована общая тенденция к либерализации торговли, но одновременно происходит и "выборочная" реставрация протекционизма. Причины такой "реставрации" отчасти связаны с тем, что производители, выигрывающие от ограничений импорта, более организованно защищают свои интересы в правительстве, чем потребители, которые, как правило, проигрывают от торговых барьеров.

Несмотря на то, что прямые производственные субсидии более эффективно стимулируют отечественное производство, чем тарифы и квоты, правительства нередко выбирают именно последние. Такие предпочтения в торговой политике обусловлены двумя обстоятельствами:

1) тариф или квоту (то есть относительно прямолинейные "запреты") ввести легче, чем производственную субсидию. Их "запретительная" направленность против иностранных конкурентов более очевидна и встречает большую поддержку общественного мнения, которое нередко не совсем правильно ориентировано в отношении всех последствий протекционизма и "подталкивает" законодателей на осуществление торговых ограничений, ошибочно считая "протекционизм" синонимом "патриотизма";

2) производственная субсидия служит трансфертом средств от налогоплательщиков к товаропроизводителям через государственный бюджет, что делает потери отечественных потребителей очевидными и может сопровождаться усилением социального напряжения. При тарифе и квоте кажется, что страдают только зарубежные конкуренты, а более высокие потери отечественных потребителей остаются в тени.

Протекционистские тенденции в международной торговле относительно укрепляются также благодаря деятельности таможенных союзов, в рамках которых устанавливается режим свободной торговли, а импорт из третьих стран ограничивается. Таможенный союз повышает благосостояние в той мере, в какой он расширяет торговлю, и снижает его в результате переключения торговли с более дешевой на более дорогостоящую продукцию.

Торговые ограничения всех видов создают преимущества одним экономическим агентам за счет других, что не способствует общему экономическому росту. Эмпирические исследования подтверждают, что издержки протекционизма превышают краткосрочные выгоды от него. Поэтому в долгосрочном плане тенденция к либерализации международной торговли должна быть определяющей при формировании торговой политики.

^ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
1 Валютные и финансовые элементы системы

2 Эволюция валютной системы

3 Европейская валютная система
1 Валютные и финансовые элементы системы
Международная макроэкономика в большей степени, чем международная микроэкономика, оторвана от производства и торговли конкретными товарами и услугами, а также от движения факторов производства. В основе ее функционирования лежит существующая международная валютно-финансовая система, которая опосредствует связи между отдельными субъектами в международной экономике.

^ Международная валютно-финансовая система – закрепленная в международных соглашениях форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.

Валютно-финансовая система являет необходимым звеном, позволяющим развиваться международной торговле товарами, финансовыми инструментами и движению факторов производства. Она состоит из двух групп элементов. Валютными элементами системы являются национальные валюты, условия их взаимной конвертируемости и обращения, валютный паритет, валютный курс и национальные и международные механизмы его регулирования. Финансовыми элементами системы являются международные финансовые рынки и механизмы торговли конкретными финансовыми инструментами – валютой, ценными бумагами, кредитами. Самостоятельным элементом международной финансовой системы выступают международные расчеты обслуживающие движение как товаров и факторов производства, так и финансовых инструментов. Механизмы международного финансирования являются ключевыми элементами макроэкономической корректировки, которую осуществляют страны в открытой экономике.

Важнейшим элементом международной валютно-финансовой системы является валюта.

Валюта в широком смысле слова – любой товар, способный выполнять денежную функцию средства обмена на международной арене, в узком – наличная часть денежной массы, циркулирующая из рук в руки в форме денежных банкнот и монет.

Валюта разделяется в зависимости от ее принадлежности на:

а) национальную валюту – законное платежное средство на территорий выпускающих ее стран (доллар в США, гривна в Украине);

б) иностранную валюту – платежное средство других стран используемое на территории данной страны (доллары в России, рубли на Украине).

Валюты стран мира могут быть разделены на различные группы на основе тех или иных признаков. Наиболее типичные из них следующие:

1) резервная валюта – валюта(ы), в которой(ых) страны держат свои ликвидные международные резервные активы, используемые для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса;

2) свободно используемая валюта – валюта, которая широко используется для осуществления платежей по международным сделкам и активно продается и покупается на главных валютных рынках. Это более узкое понятие, характеризующее степень конвертируемости валюты. В практических целях свободно используемыми считались (до введения евро) только пять валют – доллар США, японская иена, французский франк, английский фунт стерлингов и немецкая марка;

3) твердая валюта – валюта, которая характеризуется стабильным валютным курсом, движения которого следуют в основном фундаментальным макроэкономическим закономерностям. Нередко понятие твердой, валюты используется как синоним конвертируемой валюты.

Вторым элементом международной валютно-финансовой системы является конвертируемость.

В международной экономике в широком смысле слова конвертируемость означает свободу обмена любых финансовых активов. Одним из наиболее распространенных проявлений конвертируемости является конвертируемость валюты.

^ Конвертируемость валюты – способность резидентов и нерезидентов свободно, без всяких ограничений, обменивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными и финансовыми активами.

Различие между степенями конвертируемости валюты зависит от того, какие ограничения накладывает правительство на обмен валюты. С точки зрения типов международных операций, отражаемых обычно в платежном балансе по текущим операциям или по операциям с капиталом, валюта может быть конвертируемой по текущим операциям, по капитальным операциям или полностью конвертируемой.

^ Конвертируемость по текущим операциям – отсутствие ограничений на платежи и трансферты по текущим международным операциям, связанным с торговлей товарами, услугами, межгосударственными переводами доходов и трансфертов.

В зависимости от существующего режима валютного курса конвертируемость по текущим операциям бывает жесткой, когда национальная валюта имеет фиксированный курс по отношению к иностранной валюте, и мягкой, когда национальная валюта имеет плавающий курс по отношению к иностранной валюте. Несмотря на то, что конвертируемость – финансовое понятие и относится прежде всего к международным платежам, она не может существовать без либеральной системы. Если даже ограничения на платежи отсутствуют, то ограничения на международную торговлю могут сделать валюту неконвертируемой по текущим операциям. Если резидент не может свободно обменять национальную валюту на иностранную в силу того, что существует усложненная система лицензирования экспорта или импорта, количественные ограничения, запретительные тарифы или требования обязательной продажи валюты, полученной от экспорта, центральному банку, то национальная валюта не может считаться конвертируемой по текущим операциям.

^ Конвертируемость по капитальным операциям – отсутствие ограничений на платежи и трансферты по международным операциям, связанным с движением капитала, таким как прямые и портфельные инвестиции, кредиты и капитальные гранты.

Ограничения по капитальным платежам считаются оправданными, особенно в странах с переходной экономикой, на период достижения необходимой макроэкономической стабилизации в целях препятствия нежелательному оттоку капитала, необходимого для финансирования реформ. Если страна использует в больших масштабах заемные ресурсы, то по согласованию с МВФ она может вводить ограничения на платежи по капитальным операциям, чтобы предотвратить утечку капитала. По мере устранения крупных макроэкономических дисбалансов переход к конвертируемости валюты по капитальным операциям становится все более желательным, особенно для тех стран, которые рассчитывают на существенный приток иностранного частного капитала.

^ Полная конвертируемость – отсутствие какого бы то ни было контроля и каких-либо ограничений и по текущим, и по капитальным операциям. Полная конвертируемость предполагает также отсутствие ограничений на экспорт или импорт товаров и услуг, которые могут повлиять на их цену.

С точки зрения отношения к валюте резидентов – всех физических и юридических лиц, находящихся в стране более года, – и нерезидентов, которые находятся в стране менее года или вообще располагаются за ее пределами, конвертируемость валюты разделяется на внутреннюю и внешнюю.

^ Внутренняя конвертируемость – право резидентов покупать, иметь и совершать операции внутри страны с активами в форме валюты и банковских депозитов, деноминированных в иностранной валюте.

Тем самым внутренняя конвертируемость относится к сделкам между резидентами внутри своей страны. Внутренняя конвертируемость, по определению, охватывает как текущие, так и капитальные операции, но не подразумевает параллельного обращения нескольких валют.

^ Внешняя конвертируемость – право резидентов совершать операции с иностранной валютой с нерезидентами. В зависимости от того, о конвертируемости по каким операциям идет речь, понятие внешней конвертируемости практически полностью совпадает с конвертируемостью валюты по текущим или капитальным операциям.

В связи с проблемой конвертируемости используется еще и понятие товарной конвертируемости – способность экономики генерировать достаточное количество товаров и услуг, чтобы удовлетворить спрос, предъявляемый резидентами и нерезидентами, осуществляющими платежи как в национальной, так и в иностранной валюте.

Внутренняя конвертируемость национальной валюты не обязательно означает, но может привести к возникновению параллельного обращения двух или нескольких валют на внутреннем рынке страны.

^ Параллельное обращение валют – использование одной или нескольких иностранных валют в денежной системе государства наряду с национальной валютой, признаваемой законным платежным средством.

Параллельное обращение может иметь следующие конкретные формы:

Долларизация – использование иностранной валюты в качестве средства обращения, единицы расчета и средства сбережения.

^ Валютное замещение – использование иностранной валюты только в качестве средства обращения.

На практике, однако, любое параллельное обращение нескольких валют называют либо долларизацией, либо валютным замещением, используя эти понятия как синонимы.

Использование иностранной валюты во внутреннем денежном обращении обычно начинается как средства сбережения. Для того чтобы обезопасить свои сбережения в национальной валюте от обесценения, их конвертируют в иностранную. По мере того как инфляция развивается, цены на многие товары, особенно такие дорогие, как недвижимость и потребительские товары длительного пользования, становится неудобно устанавливать в национальной валюте с большим количеством нулей. Цены начинают квотировать в долларах или, в неких "условных единицах", равных доллару. Тем самым иностранная валюта приобретает и функцию средства расчета. Наконец, резиденты начинают оплачивать товары и услуги в иностранной валюте, в результате чего она становится и средством обращения.

Меры по сокращению и устранению параллельного обращения основаны на политике макроэкономической стабилизации, которая в развитых странах делает невыгодным использованной валюты, кроме национальной, во внутреннем денежном обращении.
^ 2 Эволюция валютной системы
Классификация валютных систем основывается на том, какой именно актив признается резервным, т.е. с помощью какого актива можно урегулировать дисбалансы в международных платежах. По этому признаку стандарты валютных систем разделяются на золотой, золотодевизный и девизный.

Золотой стандарт в международной валютной системе существовал дважды – с 1880 до 1914 г. и с 1925 до 1931 г.

^ Золотой стандарт – международная валютная система, основанная на официальном закреплении странами золотого содержания в единице национальной валюты с обязательством центральных банков покупать и продавать национальную валюту в обмен на золото.

Поскольку золотое содержание каждой валюты было зафиксировано, валютные курсы также были фиксированными, что называлось монетным паритетом. Валютные курсы могли колебаться вокруг монетного паритета в рамках золотых точек на размер стоимости пересылки золота, эквивалента одной единице иностранной валюты, между двумя денежными центрами. В пределах золотых точек валютный курс определялся на основе спроса и предложения.

В случае, если в результате обесценения валютный курс выходил за рамки золотых точек, начинался отток золота из страны, что возвращало курс на место. Размер оттока золота составлял отрицательное сальдо платежного баланса. Напротив, рост курса сдерживался притоком золота, который равнялся положительному сальдо платежного баланса страны. Фиксированная система валютных курсов при золотом стандарте означала, что страны были не в состоянии контролировать свою денежную массу: при дефиците платежного баланса денежная масса сокращалась, что, исходя из количественной теории денег, вызывало падение цен, стимулируя экспорт и сокращая импорт до тех пор, пока баланс не восстанавливался.

При положительном сальдо платежного баланса происходила обратная корректировка. Тем самым при золотом стандарте дефицит платежного баланса покрывался золотом. Однако, поскольку золотые резервы стран были ограниченны, любые дисбалансы должны были исправляться быстро. На практике в период золотого стандарта дисбалансы международных расчетов покрывались не столько за счет перевозки золота, сколько за счет переливов краткосрочного капитала. Например, в Великобритании, испытывавшей дефицит платежного баланса в период золотого стандарта, денежная масса автоматически сжималась, в результате чего росли процентные ставки, которые привлекали краткосрочный капитал из-за рубежа, с помощью которого и финансировался дефицит.

Первый этап золотого стандарта был периодом экономической стабильности и быстрого роста в ведущих странах мира. Он был основан на том, что политическая ситуация в мире была относительно стабильной. Государственные бюджеты были относительно небольшими, экономические циклы большинства стран совпадали. Основные страны проводили рестриктивную денежную политику.

Инфляция была низкой; мировая валютная стабильность зависела в основном от одной валюты – фунта стерлингов, а валютная политика определялась Лондоном – основным финансовым центром мира. Механизм валютной корректировки, действовавший в основном на основе международных переливов краткосрочного капитала, работал без перебоев; наконец, в распоряжении всех стран мира было достаточно монетарного золота, необходимого для функционирования золотого стандарта.

В самом начале первой мировой войны золотой стандарт распался, валютные курсы стали сильно колебаться, что неминуемо сказывалось на экономической стабильности. В начале века значительно увеличилась экономическая мощь США и Франции, что подорвало конкурентные позиции Великобритании. Ее попытка восстановить довоенный золотой стандарт успехом не увенчалась: курс фунта оказался завышенным, что привело к росту дефицита платежного баланса.

В то же время Франция стремилась превратить Париж в самостоятельный финансовый центр и, имея большое положительное сальдо платежного баланса, в 1928 г. приняла закон, по которому все платежи ей должны были осуществляться в золоте, а не в фунтах или долларах, даже несмотря на то, что они свободно менялись на золото. Более того, Франция решила конвертировать все свои запасы фунтов в золото.

Осознавая, что в ее распоряжении нет достаточного количества золота, чтобы удовлетворить это требование Франции, Великобритания в сентябре 1931 г. была вынуждена отменить конвертируемость фунта в золото. Нельзя забывать, что все это происходило на фоне большой депрессии конца 1920-х гг., валютных курсов, установленных без учета фундаментальных экономических закономерностей и ожесточенной конкуренции между Лондоном, Парижем и Нью-Йорком за право считаться мировым финансовым центром.

Середина и конец 30-х гг. были хаотичными. Пытаясь первыми вырваться из депрессии, страны начали наперегонки девальвировать свои валюты. США дошли до того, что в 1933 – 1934 гг. вопреки простейшей экономической логике девальвировали доллар путем увеличения долларовой стоимости унции золота с 20,65 до 35 долл. даже тогда, когда они имели положительное сальдо платежного баланса.

Такие действия были предприняты для того чтобы максимально форсировать экспорт и создать тем самым рабочие места в экспортных отраслях и хоть как-то снизить безработицу. Но из-за того, что все страны девальвировали свои валюты, к 1936 г. курсы оказались примерно такими же, как и в 1930 г., т.е. ни одна из стран не получила преимущества.

Кроме того, защищаясь от иностранной конкуренции, страны начали поднимать импортные тарифы, вводить количественные ограничения, в результате чего международная торговля сократилась наполовину. Понимая, что беспрецедентному колебанию валютных курсов надо положить конец, в 1930-е гг. ведущие страны мира несколько раз собирались на международные конференции, чтобы согласовать параметры реформы международной валютной системы. Однако ни одна из них не закончилась сколько-нибудь существенными результатами.

В разгар второй мировой войны, подорвавшей экономику большинства стран мира, возникла острая необходимость в разумной мировой валютной системе в послевоенный период, а также в создании организации, которая могла бы ею управлять. У истоков этой организации стояли США и Англия.

Целями МВФ, которые оставались практически неизменными со дня его основания, являются:

1) содействие международному сотрудничеству путем создания постоянного форума для консультаций по международным валютным проблемам;

2) содействие сбалансированному росту международной торговли, что будет способствовать росту производства и занятости;

3) содействие стабильности валютных курсов, платежных соглашений и избежание конкурентной девальвации валют;

4) содействие в организации многосторонней платежной системы по текущим операциям и устранению валютных ограничений;

5) предоставление временного финансирования странам для урегулирования платежных дисбалансов, чтобы они могли избежать использования в этих целях средств, которые могут быть разрушительными для международной экономики;

6) сокращение периода и размеров платежных дисбалансов стран-членов.

Несмотря на то, что поначалу МВФ рассматривался самими его создателями как экспериментальная организация, очень быстро стало понятно, что на его базе в международной экономике возник новый кодекс поведения стран, согласившихся придерживаться согласованных правил в валютно-финансовой сфере во имя достижения общих целей стабильности, роста и социального благополучия. Страны-члены предоставили МВФ право руководить достижением поставленных целей и снабдили его достаточными финансовыми ресурсами, необходимыми для исправления временно возникающих платежных дисбалансов.

Главными элементами Бреттон-Вудской валютной системы были следующие:

1) введение унифицированной системы валютных курсов в соответствии с установленным паритетом – официально зафиксированным курсом валюты к золоту, другой валюте или валютному композиту;

2) установление паритета валют к золоту либо напрямую, либо косвенно через золотое содержание доллара США, зафиксированное на 1 июля 1944 г. в размере 0,88571 г чистого золота за 1 долл., или 35 долл. за унцию;

3) обеспечение конвертируемости двух резервных валют (доллара США и фунта стерлингов) в золото по официальному курсу;

4) поддержание рыночного валютного курса всех валют в пределах 1% отклонения в любую сторону от паритета;

5) получение согласия МВФ на любое изменение курса, превышающее 10% отклонения от паритета.

По своему характеру Бреттон-Вудская валютная система была золотодевизной системой фиксированных валютных курсов. Смысл ее заключался в том, что США должны были по первому требованию обменивать доллары на золото в любых масштабах и без каких бы то ни было ограничений. Остальные страны должны были зафиксировать курсы своих валют к доллару и поддерживать этот курс в пределах 1 % колебаний по отношению к паритету.

^ Золотодевизный стандарт – международная валютная система, основанная на официально установленных фиксированных паритетах валют к доллару США, который, в свою очередь, был конвертируемым в золото по фиксированному курсу.

В 50–60-е гг. система фиксированных валютных курсов работала успешно: если в 1946 г. 13 из 40 членов МВФ использовали множественность валютных курсов, то к концу 1962 г. только 15 из 82 стран-членов имели систему множественных валютных курсов. Однако к середине 60-х гг. система фиксированных курсов стала все меньше отвечать потребностям развивающейся международной экономики. Конкурентные позиции отдельных стран изменились, уровень инфляции в отдельных странах стал отличаться из-за различий во внутренней денежно-кредитной политике, в странах с резервной валютой возникли большие дефициты платежного баланса, многие страны отказывались своевременно пересматривать валютные курсы. В марте 1968 г. главные промышленные страны разделили официальный и частный рынки золота, а в августе 1971 г. США официально прекратили конвертировать доллары в золото по официальному курсу. Стремясь спасти систему фиксированных валютных курсов, в декабре того же года членам МВФ удалось договориться о расширении пределов колебаний курсов в пределах 2,25% в каждую сторону от паритета. Эта договоренность продержалась около года, но затем также была отменена. Бреттон-Вудская валютная система фиксированных валютных курсов прекратила существование.

Еще в 1972 г., когда стало ясно, что система фиксированных паритетов больше не отвечает интересам подавляющего большинства стран, был создан Комитет по реформе международной валютной системы в составе 20 стран (так называемый Комитет двадцати), позже преобразованный во Временный комитет Совета управляющих МВФ, в задачу которого входило сформулировать принципы новой валютной системы, которая отвечала бы потребностям стран в последней четверти XX века. В январе 1978 г. Временный комитет провел заседание на Ямайке, на котором были сформулированы основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в 1978 г. во второй поправке к Статьям соглашения МВФ.

На этих принципах основана международная валютно-финансовая система и сегодня. Ее главные черты следующие:

1) страны могут использовать любую систему валютного курса по своему выбору – фиксированного или плавающего, установленного в одностороннем порядке или на основе многосторонних соглашений;

2) МВФ получил полномочия осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении;

3) отменена официальная цена золота, и оно перестало играть роль официального средства платежа между МВФ и его членами;

4) Созданы специальные права заимствования (СДР) как дополнительный резервный актив в международной валютной системе.

Современная валютная система не подчиняется каким-либо жестким правилам функционирования. По своему характеру это девизная система с комбинацией фиксированных и плавающих валютных курсов, регулируемая как на двусторонней основе путем соглашений между странами, так и на многосторонней – через механизмы МВФ.
^ 3 Европейская валютная система
Эта специфическая валютная система существует в Европе. Она эволюционировала от координации валютной политики стран ЕС через создание общей расчетной единицы – экю – и совместное установление валютных курсов к единой денежной политике и единой европейской валюте евро.

В рамках движения к большей экономической интеграции в марте 1979 г. ЕС объявил о формировании европейской валютной системы.

^ Европейская валютная система – созданная странами – членами ЕС зона скоординированного плавания по отношению к доллару курсов национальных валют с целью обеспечения их большей стабильности.

Основными параметрами ЕВС являются:

1) ограничение колебаний курсов валют в пределах 2,25% в каждую сторону от согласованного центрального курса каждой валюты к экю. Великобритания на протяжении ряда лет не принимала участия в системе установления валютных курсов в рамках ЕВС и присоединилась к ней только в октябре 1990 г. с условием, что фунт может колебаться в пределах 6% от центрального курса. На аналогичных условиях входила в ЕВС испанская песета. После выхода Великобритании и Италии из ЕВС в августе1993 г. пределы колебаний всех валют были расширены до 15%;

2) создание европейской валютной единицы – экю – расчетной единицы курс которой определяется как взвешенное среднее курсов стран – членов ЕС. Кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики так же как и в рамках других программ бюджет ЕС и долги между странами ЕС деноминировались в экю;

3) Образование Европейского фонда валютного сотрудничества – созданный за счет взносов международным фонд для предоставления временной финансовой поддержки странам-членам для финансирования дефицита платежного баланса и для осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки валютных курсов. Капитал фонда состоял из взносов членов согласно установленным квотам для каждого из них и состоял на 20% из золота оцененного по рыночной стоимости, и на 80% из долларов. Взамен его члены получили экю, которая превратилась в одну из важнейших резервных валют мира.

Механизм регулирования валютными курсов в рамках ЕВС назывался "змеей в туннеле" в силу того, что курсы могли плавать только в ограниченных пределах. Если отклонение курса от центрального паритета достигало 75% установленного соглашением размера, страна должна была принять ряд мер по недопущению выхода курса ее валюты за установленные пределы. Чаще всего эти меры выражались в валютных интервенциях ЦБ с целью продажи национальной валюты, если курс ее повышался, и скупки национальной валюты, если курс ее нежелательно падал.

При этом интервенции должны были проводиться симметрично как ЦБ страны, курс валюты которой укрепляется, так и ЦБ той страны, курс валюты которой падает по отношению к валюте первой страны. Например, если размер обесценения французского франка достигает предела 75% от 2,25% возможного колебания от центрального курса по отношению к немецкой марке, французский ЦБ должен начать продавать свои резервы марок, а немецкий ЦБ должен одолжить ему недостающее количество марок.

Расчеты осуществлялись через Европейский фонд валютного сотрудничества, действующий совместно с Банком международных расчетов. За время существования ЕВС произошло 15 крупных интервенций ЦБ с целью поддержания валютных курсов в рамках установленных параметров.

В июне 1989 г. комиссия под председательством тогдашнего председателя Комиссии европейских сообществ Жака Делора рекомендовала переход к валютному и экономическому союзу стран – членов ЕС. Этот переход должен был состояться в три этапа.

На первом, начавшемся в июле 1990 г., произошла полная ликвидация ограничений на движение капитала между странами ЕС и началось постепенное сближение ключевых макроэкономических показателей их экономик.

На втором этапе, который начался на основе соглашения о Европейском Союзе (Маастрихтское соглашение), вступившего в силу в ноябре 1993 г., страны-члены пошли по пути дальнейшего углубления валютной интеграции на основе соглашения о конвергенции национальных экономик и создания механизма многостороннего наблюдения за этим процессом.

На третьем этапе, начиная с 1999 г. произошел переход к общей европейской валюте и был образован Европейский центральный банк.

^ Европейский валютно-экономический союз – стадия развития валютно-финансовой интеграции стран ЕС, предусматривающая переход к единой денежной политике, создание единого центрального банка и введение единой валюты.

Ключевой в движении к полному валютному союзу является вторая стадия, которая длится с 1993 по 1999 г. Основными политическими решениями, принятыми в это время, являются:

1) введение требований конвергенции – жестких показателей сближения хозяйств в области государственных финансов, долгосрочных процентных ставок и валютных курсов, достижение которых сделает возможным переход к третьему этапу валютного союза. Чтобы претендовать на участие в валютном союзе, страна, согласно Маастрихтскому соглашению, должна отвечать следующим требованиям: ее бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а валовой правительственный долг – 60% ВВП; инфляция потребительских цен не Должна превышать инфляцию в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией более чем на 1,5 процентных пункта; процентные ставки по долгосрочным долговым ценным бумагам правительства не должны превышать более чем на 2 процентных пункта такие ставки в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией; страна должна придерживаться пределов колебаний курсов валют, установленных для ЕВС в течение двух лет перед присоединением к валютному союзу, и не подвергать свою валюту девальвации по собственной инициативе. Практически по каждому из этих пунктов в соглашении имеется оговорка, что показатель, характеризующий конвергенцию, должен быть стабилен на протяжении некоторого периода времени, любые отклонения от него должны носить временный характер и тенденции. Если же страна не в состоянии обеспечить количественное достижение установленных требований, то она должна показать тенденцию, которая свидетельствовала бы, что данный показатель будет достигнут в течение разумного периода времени. Разумеется, такие формулировки оставили достаточное поле для интерпретации, что потребовало создания в ЕС соответствующего механизма;

2) создание Европейского валютного института (ЕВИ) – организации стран ЕС, ответственной за осуществление координации валютной политики между ними, подготовку создания Европейского центрального банка и разработку единой валютной политики;

3) создание механизма надзора за экономической политикой. Надзор осуществляют Совет ЕС и ЕВИ, действующий на основе решений Совета ЕС, по следующим основным направлениям: ежегодный анализ ее критериев конвергенции на предмет соответствия текущим реалиям; ежегодный анализ бюджетной ситуации стран-членов на предмет ее соответствия критериям конвергенции и предоставление конфиденциальных рекомендаций для обеспечения скорейшего их достижения; разработка совместно со странами программ конвергенции, их периодический анализ и пересмотр по мере надобности; осуществление принятой в 1994 г. Европейской стратегии в области занятости; текущее функционирование ЕВС.

^ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
1 Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платежного баланса. Торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала

^ 2 Взаимосвязь счетов платежного баланса. Колебания валютного курса как инструмент автоматического урегулирования платежного баланса

3 Официальные валютные резервы Центрального Банка. Влияние макроэкономической политики на состояние платежного баланса. Дефицит и кризис платежного баланса
^ 1 Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платежного баланса. Торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала
Платежный баланс – систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительством) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).

Резидент – любое лицо, проживающее в данной стране более одного года независимо от его гражданства (подданства) и паспортного статуса. Работники посольств и военные всегда являются резидентами только своей страны, независимо от срока их пребывания за рубежом.

Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.

^ Экономические сделки представляют собой любой обмен стоимости, то есть акт, в котором передается право собственности на товар, оказывается экономическая услуга или право собственности на активы переходит от резидента данной страны к резиденту другой страны.

Любая сделка имеет две стороны и поэтому в платежном балансе реализуется принцип двойной записи. Основными статьями платежного баланса являются кредит и дебет.

Кредит – отток стоимостей, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. В кредите отражается отток ценностей из страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.

Дебет – приток стоимостей в данную страну, за который ее резиденты должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, то есть расходовать иностранную валюту.

Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета платежного баланса по определению. При этом внутри платежного баланса могут быть выделены несколько частей.

Все сделки между данной страной и остальным миром включает в себя текущие операции и операции с капиталом. Соответственно платежный баланс включает в себя три составные элемента (Табл. 1):

1) счет текущих операций;

2) счет движения капитала и финансовых операций;

3) изменение официальных резервов.
Таблица 1 - Обобщенная структура платежного баланса


^ I СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

1 Товарный экспорт

2 Товарный импорт

Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс)

3 Экспорт услуг (доходы от иностранного туризма и т.д., исключая кредитные услуги)

4 Импорт услуг (платежи за туризм за рубежом и т.д., исключая кредитные услуги)

5 Чистые факторные доходы из-за рубежа

6 Чистые текущие трансферты
  1   2   3



Скачать файл (523 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru