Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Содержание
Часть 2 (В1–В8)
Часть 3 (С1)
Время выполнения работы
Вторая часть
План экзаменационной работы ЕГЭ 2011 года по русскому языку
В – задания с кратким ответом
39 Максимальный первичный балл за работу – 64
Рекомендации по заучиванию материала.
Советы родителям
Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов.
Высший балл по критериям К7 – К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Идея авторская
Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме. Проблема исходного текста
Позиция автора
Фоновый материал
Формулировка проблем исходного текста
К7. Орфографическая ошибка
К8. Пунктуационная ошибка –
Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю
К10. Речевые ошибки
К11. Этическая ошибка
К12. Ошибки в фоновом материале
Пишем сочинение (часть С).
Основная часть.
Алгоритм работы над сочинением.
И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем…
Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения
2.Цепочка вопросительных предложений.
3.Назывное предложение.
4.Риторический вопрос.
5.Цитата в качестве зачина.
6.В качестве зачина может быть использовано парадоксальное высказывание
Комментируем проблему.
О чем можно писать в комментарии?
Выявляем авторскую позицию.
Авторская позиция
Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
Автор считает, что...
Аргументируем свою точку зрения на поднятую автором
Мысль, высказанная
Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.
Аргументы «против»
Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать
Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами: «
Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргу
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения.
Делаем вывод.
А 1. орфоэпические нормы.
Ударение в именах прилагательных
Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях
Имена существительные
Имена прилагательные
А 2. лексические нормы.
Абонент — абонемент
Автоматный - автоматический - автоматичный
Адаптивный — адаптационный — адаптированный
Адресат — адресант
Анархический — анархистский — анархичный
Анекдотический — анекдотичный
Ароматный – ароматический
Бережный — бережливый — бережёный
Благоустройство — благоустроенность
Болотистый — болотный
Будний — будничный
Бывший — былой — бывалый
Ветреный — ветровой —
Виноватый — виновный –
ВОЕННЫЙ — ВОИНСКИЙ — войсковой
Воинственный — воинствующий
Вперемежку — вперемешку
Вправить — выправить
ЗАПОМНИТЬ вправить
Выплата — оплата — плата
ЗАПОМНИТЬ выплата
Гадкий — гадливый
Не путать
Гармонический — гармоничный
Героизм - героика - геройство
Генеральный — генеральский
Героический — геройский
Гигиенический — гигиеничный.
Главный — заглавный
Горделивый - гордый
Гуманизм - гуманность
Дареный - даровой
Двойной - двойственный - раздвоенный
Деловитый - деловой - дельный
Дипломатический - дипломатичный
Длинный - длительный
Добротный - добрый
Доверительный - доверчивый
Единичный - единственный - единый
Желанный - желательный
Жесткость - жестокость
Жизненный - житейский
Защитительный - защитный
Идеалистический - идеалистичный
Исполнительный - исполнительский
Ласкательный - ласковый
Лирический - лиричный
Масленый - масляный
Надеть (надевать) - одеть (одевать)
Невежа - невежда
Опасливый - опасный
Отборный - отборочный
Памятливый - памятный
Покрыть (покрывать) - укрыть (укрывать
Преемник - приемник
Приметливый - приметный
Решимость - решительность
Скрытный - скрытый
Типичный - типовой
Факт - фактор
Хищнический - хищный
Художественный - художнический
Целый - цельный
Человеческий - человечный
Шутливый - шуточный
Экономический - экономичный - экономный
Эстетический - эстетичный
Явный - явственный
А3. морфологические нормы.
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.
Образование форм глаголов.
Глядеть гляди глядите
Инфинитив Ед.ч. Мн.ч.
Образование форм деепричастий.
Образование форм местоимений.
Образование форм существительных.
Род имён существительных.
Настоящая невежа (ж. р.)
Безе (ср. р.), домино
Онтарио (озеро) — ср. р.
Хитрая шимпанзе — огромный шимпанзе, грациозная фламин­го — розовый фламинго
Он хороший врач, она хороший врач; она была прекрасным ат­таше, он был прекрасным ат­таше
Наш вуз (муж. р.) провёл день от­крытых дверей
МГУ (Московский государственный университет) проводил международную студенческую олимпиаду по математике
Маникюрша, кухарка, швея
Алексею Седых от Нины Черных
Семёна Забейворота, Дарьи Намнибока
Александра Почин­ка, Юрия Коринца и Марии Коринец
Эдуарда Шевар­днадзе, о Фукусиме, стихи Булата Окуджавы, профес­сор Арташез Чикобава — профессора Арташеза
Образование причастий (продолжение).
Употребление предлогов в речи
А 4. синтаксические нормы.
1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
А 5. нарушение синтаксических норм
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села»
1) В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (Им.п.)
3) В картине (П.п.) «Спящем пастушке» (П.п.)
Построение предложений с причастным оборотом.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
4. Построение сложноподчиненных предложений.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, котор
Я пил кофе, /приготовленный барменом/ и (в который добавили виски).
5. Трудные случаи управления.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
6. Построение предложений с косвенной речью.
Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что
А 6. текст. смысловая и композиционная целостность текста. последовательность предложений в тексте.
Необходимая терминология.
Основная мысль текста, идея –
Идея авторская
Коммуникативный замысел
Проблема исходного текста
Позиция автора
А 7. в 7. средства связи предложений в тексте.
Лексические средства связи
От нагревания
3) Притяжательные местоимения
Подражание французскому тону времён Людовика
10) Неполные предложения и эллипсис
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура
А 8. в4. предложение. грамматическая (предикативная) основа предложения. подлежащее и сказуемое.
Cпособы выражения подлежащего
Простое глагольное
Дождь перестал шуметь.
Способы выражения именной части сказуемого
Он был высокого роста.
Тире между подлежащим и сказуемым
1) И на обломках само­властья
1) Изводишь
А 9. синтаксический анализ предложения.
Великий Александрийский маяк был построен в 280 году до нашей эры.
На Амазонке сосредоточено около трети всех лесов на­шей планеты
Сложное предложение с различными видами связи
Когда он про­снулся, уже всходило солнце; курган заслонял его.
А 10. в 2. части речи. морфологический анализ.
Морфологические признаки
Именные части речи, их общие признаки.
Морфологические признаки имен существительных.
В предложении существительные
Имена прилагательные.
Сравнительная степень
Превосходная степень
Пожелтевшие Какие? – причастие.
Горяч (прил.) — воспитан
Глагольные морфологические признаки
Виды глагола
Различайте глаголы
II спряжению
I спряжению
Служебные части речи.
Условное наклонение
Отрицательные частицы
Подчинительные союзы
А 11. лексическое значение слова.
Поэтому необ­ходимо очень внимательно читать предложенный текст, указанное конкретное предложение и вдумываться в смысл пред
Исключения: стеклянный
Запомните написание слов
В отглагольных прилагательных пишется НН
В отглагольных прилагательных пишется
Н и НН в причастиях
3. Есть зависимые слова
Различие кратких форм причастий и кратких форм прилагательных
Войска сосредоточились
А 13. правописание корней.
Безударные гласные, непроверяемые ударением.
Чередующиеся гласные
3.Чередующиеся гласные
Правописание согласных в корне.
А 14.правописание приставок.
4.Действия до конца
2.Близкое к пере
А 15. правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Повелительные наклонения
Суффикс –УЩ, -ЮЩ, -ЕМ
Суффикс –АНН, -ЯНН
А 16. правописание суффиксов
Суффикс -ЧИК
В остальных случаях
Средний род
Суффикс -ИЧК
Суффикс -ИНК
Суффикс -ив
Суффикс –ова, -ева
Суффикс –УЩ, -ЮЩ, -ЕМ
Суффикс –АНН, -ЯНН
А 17. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ и НИ.
На столе лежала непрочитанная книга.
НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях
НЕ и НИ в наречиях
Частицы. Не или ни?
Не могу не сказать.
Вовсе не старый, далеко не молодой.
Сколько ему ни говори, делает по- своему.
А 18. слитное, дефисное, раздельное написание.
Дефисные и слитные написания.
3. Наречия пишутся
Исключения: в придачу, в прибавку, в замену, в наклон, на выучку, на выручку.
Заучить: крест-накрест, волей-неволей, тет-а-тет, точь-в-точь, на-гора, ва-банк, ин-фолио, ин-кварто, де-факто, де-юре.
А 19. пунктуация в простом и сложном предложениях.
Много лет
Венька сделал
Примечание. Запятая ставится перед союзом да и
А 20. в 5. знаки препинания в предложениях
А он, мятежный
Обособление определений и приложений
Они, агрономы, поехали работать в село.
Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о далеком времени.
Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
Измученные тяжелой дорогой, ребя­та не могли продолжать путеше­ствие
Приложения с союзом
Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.
Обособление обстоятельств
Он слушал
Он читал лежа.
На ней было платье красного, почти алого, цвета.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
С экскурсии ребята вернулись поздно ночью
Над водой летали и кричали альбатросы
Незаметным образом я привязался к доброму семейству
Наряду с изучением английского языка
А 21. знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Группы вводных слов по значению
Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец дож­дался.
5)Слово значит
Особенности постановки знаков препинания при вводных словах.
И, кстати
Пропавший отряд
Вводные слова можно опустить, и смысл предложения не изме­нится
А 22. знаки препинания в простом осложненном
Запятая ставится
Перед одиночными соединительными или разделительными союзами
Однородные и неоднородные определения.
Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.
Красивый большой дом стоял на горке. Красивый, большой (= хороший) дом стоял на горке.
Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.
Всё: лес, речку, дорогу — видел он.
А 23. в6. сложные бессоюзные предложения.
Одето небо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит.
1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; я продвигался вперед с трудом.
Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)
Об одном вас прошу: стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Хочу вот что знать
Ехал сюда — рожь начинала жел­теть. Поработаешь до поту — поешь в охоту.
Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.
Лето припасает — зима поедает.
А 24. в 6. знаки препинания
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.
Если будешь много читать, будешь много знать.
Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.
Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.
Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.
Мы тронулись
Мы сидели на углу бастиона
Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
Обратим внимание!
Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.
А 25. сложное предложение с разными видами связи.
Когда он про­снулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою
На стыке между ними ставят­ся запятая тогда
Обратите внимание!!!
А 26. синтаксические нормы.
Мы хотим поехать на Олимпийские игры, которые
Голос отца не имел
Нашему российскому футболу нужны опытные тренеры, которые
Она без памяти любила сына
А 27. информационная обработка текстов
Это задание проверяет умение выпускника понимать все виды ин­формации, заложенной в исходном тексте
Основнoe условие правильного выполнения этого задания
А 29. функционально – смысловые типы речи.
А 30. лексическое значение слова.
Изобразительные возможности лексики
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать.
Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц.
Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
Геройский — героический.
Меч правосудия, море света.
Драники, шанежки, буряки
Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Грамматика, хирургический, оптика
Бессмертие, стимул, превалировать...
Болван, вертихвостка, вихлять
Будет буря — мы поспорим
Изрядный — отличный, рачительный — заботливый
Парламент, сенат, депутат, консенсус
Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро
Грязнуля, крикун, бородач
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
В1. основные способы словообразования.
6. Переход слов одной части речи в другую
В3. словосочетание.
Подлежащее и сказуемое – это предложение, а не словосочетание!!!
Предмет и его признак
По-зимнему холодный
Связь слов в словосочетании
В 8. речь. языковые средства выразительности.
Перечень тропов
Глаза громадные, как
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Талии никак не толще бутылочной шейки.
Со снопом волос твоих овсяных
Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)
О чём ты воешь, ветр
Перифраз (или перифраза)
Царь зверей (вместо лев)
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны.
Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Фигуры речи
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!
Не жалею, не зову, не плачу
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите ме
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютч
Гляжу на будущность
Поедешь скоро ты домой
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Милый друг, и в этом
Грязнуля, крикун, бородач.
Прелестный, отвратительный, злодей
Изобразительные возможности морфологии
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
Звуковые средства выразительности
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский воспроиз
Изобразительные возможности синтаксиса
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле­нами.
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, не
4. Диалогичность изложения.
Свобода и братство. Равенства не будет.
6. Бессоюзие или асиндетон –
7. Многосоюзие или полисиндетон –
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Перечень учебных пособий, имеющих гриф

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации