Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Благотворительность - файл 1.doc


Благотворительность
скачать (150.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc151kb.25.11.2011 13:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы……………………………………………….....5

1.1. Категории благотворительности и основные понятия, с нею связанные………………………………………………………..………………..5

1.2. Этапы становления и развития благотворительности в России……..9

Глава 2. Влияние благотворительности на социальную работу…………15

2.1. Взаимосвязь благотворительности и социальной политики………..15

2.2. Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населения …………………….………………………………...…......20

Заключение………………………………………………………...…………....26

Список литературы…………………………………………………………….28


Введение

Актуальность темы исследования

В 1990-е годы в России в ходе рыночных преобразований произошла перестройка системы социальной защиты населения. Современное российское государство гарантирует своим гражданам только минимальный уровень социального обеспечения, социальной защиты и медицинского обслуживания. С возникновением в России частной собственности на средства производства и нищеты вновь появился давно известный спутник социального неравенства - благотворительность. Благотворительность развивается в различных формах. Некоторые из них существовали в дореволюционный период российской истории: частная благотворительность (спонсорская помощь, меценатство), религиозная благотворительность. Другие формы более характерны для современных обществ Запада и активно пропагандируются сторонниками вестернизации современной России (волонтерские (добровольческие) общественные организации, гуманитарную помощь, открытие в России филиалов международных благотворительных фондов).

Осмысление института благотворительности, который постоянно воспроизводится в обществе при всех его классовых изменениях в количественном и качественном отношении, имеет важное значение для обеспечения стабильности общественного развития и повышения эффективности социальных институтов. Знание сути происходящих изменений в социальной сфере необходимо для осознания человеком своего места и роли в обществе, а также для вовлечения в этот процесс социальных групп в качестве сознательных субъектов.

^ Объектом исследования в настоящей курсовой работе служит благотворительность как социальное явление. Предметом исследования является изучение становления и развития благотворительности как дополнительного фактора в решении проблем различных категорий нуждающихся под влиянием социально-экономических и культурно-исторических факторов, анализ отражения этого процесса в различных теоретических концепциях.

^ Целью исследования является социально-философский анализ явления благотворительности в контексте ее исторического развития и теоретико-идеологической' интерпретации в различных общественных условиях. Задачи исследования:

- уточнить содержание понятия «благотворительность» и связанных с ним понятий «милосердие», «гуманизм», «гуманность», «филантропия», «альтруизм», «спонсорство», «меценатство», «любовь к ближнему», «гуманитарная; помощь»;

- выявить виды, формы, варианты, благотворительной деятельности и их мотивацию в различных исторических условиях;

- рассмотреть процесс становления и развития благотворительности в истории общества в контексте социально-экономических условий различных эпох;

- показать теоретическое осмысление роли и места благотворительной деятельности и субъектов благотворительной деятельности в г современных теориях гражданского общества;

- выделить основное социально-значимые функции благотворительности
и милосердия, дать их развернутую характеристику, раскрыть социально-гуманистический аспект современных форм благотворительности.

^ Степень разработанности темы

О благотворительности собственно как о социальном институте, ее истории, значении пишут авторы трудов по социальной работе И. Н. Андреева, В.И. Курбатов, Т.П. Медведева, Е.Г. Студенова, С.В. Тетерский, М.В. Фирсов, Е. И. Холостова, В.Н.Ярская и другие. Благотворительность с точки зрения социокультурного подхода, рассматривается в настоящее время Л. Я. Лавриненко, Ю.Н. Тазьминым, В.Н. Ярской.
Глава 1. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы
^ 1.1. Категории благотворительности и основные понятия, с нею связанные

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Феномен благотворительности привлекает внимание историков, социологов, психологов, философов, культурологов, экономистов, юристов и других специалистов. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления — его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность «в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством»1.

Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития: социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв.

Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность. Благотворительность - «оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями»1. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.). Благотворительность - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему»2. Благотворительность - «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим»3. Благотворительность «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи»4.

Благотворительность - «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования»1. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности. Благотворительность - «безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.

Благотворительность - «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.»2. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие»3.

Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук (педагогики, психологии, социологии, философии и др.) и отдельные исследователи. Нам представляется, что тема эта, несмотря на свою кажущуюся узость, имеет сегодня большой потенциал, прежде всего, в силу своей социальной значимости, практической актуальности и применимости, а также из-за междисциплинарности.

Кроме этого, актуальными в настоящее время являются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций при решении социальных проблем: распределение полномочий, корректировка и согласованность действий, степень ответственности данных социальных институтов перед обществом и др. Вышеуказанное взаимодействие различных сил общества на современном этапе развития общества именуется «социальное партнёрство», подразумевающее «конструктивное взаимодействие представителей всех трёх секторов любого общества (государственного, коммерческого и неприбыльного (некоммерческого)) при решении социально-значимых проблем (бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.)»1.

С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне времен Империи называли: гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью»2. Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость»3. Теоретическим концепциям гуманизма предшествовали сохраняющиеся и в настоящее время в массовом, обыденном сознании представления о нем, как о практической норме отношений людей, основанные на принципах сотрудничества и взаимопомощи: В современном русском языке эти представления находят выражения в таких терминах, как «человеколюбие», «человечность», «дружба», «любовь», «милость», «милосердие». Это лишь некоторые из тех слов, которые используются в русском языке для характеристики гуманистических по своему содержанию межчеловеческих отношений. Наряду с ними существуют международные термины - «альтруизм», «филантропия» и «гуманность», вошедшие в русский язык из европейских языков.
^ 1.2. Этапы становления и развития благотворительности в России

Актуальность исторического исследования благотворительности и участия благотворительных организаций в процессе оказания социальной помощи нуждающимся слоям населения обусловлена, на наш взгляд, как теоретическими, так и практическими задачами. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир, «вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека»1. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики: Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание.

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов «запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене»1. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря2. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти3.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 101. Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.

В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии»2. В 1803 году в Москве и Петербурге появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия. Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы.

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования1.

Радикальные общественные реформы 60-х годов XIX века, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы. К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

К концу XIX века благотворительность в России «стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности»2. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей1.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности»1. Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Мы выяснили, что история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. По нашему мнению, благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы — XII век, государственные - XYIII век, частные - XIX век). В современном постсоветском обществе также прослеживаются тенденции возрождения дореволюционных традиций, интереса к историческому наследию, потребностью в обществе духовных идеалов. Не случайно М.В.Фирсов на страницах «Истории социальной работы в России» утверждал, что «призрение нищих и юродство, инфатицид и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование – явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе»2.

Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.

Глава 2. Влияние благотворительности на социальную работу
^ 2.1. Взаимосвязь благотворительности и социальной политики

В последнее десятилетие XX века - начале XXI века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной. Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: «поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.»1.

К детальному рассмотрению деятельности благотворительных организаций, осмыслению их роли в решении социальных проблем подтолкнули и процессы, происходящие в экономике, социальной сфере страны с начала 90-х годов XX века. Становление рыночной системы хозяйствования, капитализация общественного производства, безработица, детская безнадзорность, рост числа людей, оказавшихся на грани выживания – потребовали от органов государственной власти внести серьёзные коррективы в свою деятельность. Увеличение объёмов гарантируемых государством льгот, материальной и финансовой помощи различным категориям населения не привело к снижению социальной напряжённости в обществе. Вместе с тем, очевидным стало положение, когда у государства не хватит ресурсов для обеспечения всех нуждающихся, когда различные формы материальной помощи без партнёрского сотрудничества с коммерческими и некоммерческими организациями, без активного их привлечения и инвестирования благотворительных средств в сферу социальных услуг, будут малоэффективными.

Наиболее известными благотворительными организациями являются: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина «Династия», Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Российский Фонд культуры, фонд милосердия и Здоровья, детский фонд «Знамение», общество помощи беженцам, ассоциация «Гуманизм и милосердие». Общий ежегодный объем пожертвований в стране на настоящий момент достигает 1,5 млрд. долларов и продолжает увеличиваться1.

На сегодняшний день необходимо определиться, на что должна ориентироваться современная социальная работа: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции благотворительности? На наш взгляд, успешность функционирования социальной работы будет напрямую зависеть от того, насколько нам удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности. Необходимо учитывать, что благотворительная деятельность в России эволюционировала от стихийных форм благотворительности к организованной социальной работе.

Как уже было сказано, что в России до 1917 года существовала прекрасная сеть организаций оказывающих социальную помощь населению, а именно городские благотворительные общества, деревенские земства, общества призрения для крестьян, ясли-приюты, церковно-приходская благотворительность, частная благотворительность в лице промышленников и богатых купцов. Следовательно, нужно заниматься тем, чтобы возродиться имеющиеся положительные традиции, а не заимствовать западный опыт без учета специфики российской действительности. По нашему мнению, надо лишь обогатить существующие традиции международным опытом социальной работы.

Также произошло осознание того, что невозможно только лишь одной благотворительностью решить все проблемы общества, необходимо непосредственное и тесное влияние государства. Это влияние осуществляется при непосредственной реализации социальной политики государства. Наиболее важной функцией социальной политики является служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В самом общем виде можно представить социальную политику как «взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп и социальных общностей»1.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единое целое.

Социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. В России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по «остаточному принципу»2.

В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.

В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х годов ХХ века, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это могло быть связано с тем, что «государство в первую очередь ориентировало стратегию государственного развития на решение экономических задач, а не на социальные последствия воплощения этих решений на практике»1. Как результат не были проведены реформы, необходимые для обеспечения эффективного функционирования государства в новых рыночных условиях, потому что было предусмотрено снижение роли государства в социальной сфере, что выражалось в сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры.

Эти действия привели к постепенному разрушению традиции финансирования предприятиями социальных учреждений. Кроме того, «государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия»2. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др.

Таким образом, можно предположить, что возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что будет способствовать снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность.

Для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них1:

- неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;

- несформированная позиция государства по отношению к благотворительности;

- недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.

Преодоление этих противоречий возможно лишь при значительной поддержке российской системы благотворительности.

Как видим, со второй половины XIX века благотворительность начала играть заметную роль в общественно-культурной жизни России. Трудно было найти такую область общественной жизни, в которой благотворительность не нашла бы применения. После 1917 года некоторые традиции российской благотворительности были утрачены. Социалистическое государство, отменив; частную собственность и сосредоточив в своих руках механизм перераспределения средств, сумело преодолеть резкую поляризацию в обществе на богатых и бедных, избавиться от массовой нищеты и безработицы, наладить систему социальной помощи населению. Вместе с тем, утрата отдельных форм благотворительности нанесла определенный урон развитию духовной сферы российского общества, нравственному воспитанию молодежи.
С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена - его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.

Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место. Государство, будучи заинтересованным в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.
^ 2.2 Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населению

Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным. Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. И важной проблемой становится «защита всего населения от прогрессирующего обнищания»1.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль и значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его трудных жизненных проблем.

Современная Россия переживает переходный период, который «затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д.»1. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации. Социальная защита – «политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств»2. Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя3:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь)

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим4:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях является социальная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Основные уровни органов социальной работы:

– федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации

Каждый из этих уровней выполняет свои функции. Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне2:

1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

5. социальная помощь семье и детям;

6. подготовка законодательства по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

8. разработка положений по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

11. разработка социальных нормативов и т. д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне1:

1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;

2. плановую и финансово-экономическую деятельность;

3. создание различных фондов социальной помощи;

4. решение экономических проблем и др.

Функции трудового коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению2:

а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:

- социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;

- социальная реабилитация безработных и инвалидов;

- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;

- содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д.

Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности — с другой.

Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования. Кроме того, благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны.

Итак, мы пришли к выводу, что благотворительность является социальным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно-историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона. На уровне региона в настоящее время благотворительность наиболее развита в форме добровольческого движения, причем проявляющегося, прежде всего, в виде одноразовых акций. Рост социальной значимости благотворительности обусловливается с одной стороны, формированием правовой культуры, а, с другой стороны, повышением культуры социального мышления населения, особенно молодежи.

Нами обосновано, что благотворительность как социальное явление включает как константные (проявляющие на всех этапах общества, например, меценатство), так и дискретные компоненты (соответствующие определенным этапам развития общества, например, добровольчество). Такой подход к анализу благотворительности позволяет измерить социальную эффективность благотворительности на определенном этапе развития как российского общества в целом, так и отдельных регионов.

Тенденции развития благотворительности на уровне российского общества в целом, и отдельных его регионов, могут не совпадать, особенно это характерно для соотношения таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.

Заключение

Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен. Мы были свидетелями глобальных исторических катаклизмов: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и т.д. Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социальной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социальная работа даёт нам богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией способен пролить свет, в том числе, и на природу «развитого» общества. И наоборот – характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно. Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта тех представлений, которые её формируют. Как было показано в данной работе связь между социальной работой и благотворительностью существует. Следовательно, намечается потребность в анализе благотворительности как основы социальной работы.

Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию. Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д. Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию общегосударственной политики и частной благотворительности. Немало важную роль в процессе оказания помощи населению играет социальная политика, проводимая государством, а в частности одно из направлений – социальная защита. На наш взгляд, наибольший эффект получится, если наладить взаимодействие государственных структур и частной благотворительности в рамках социальной политики сильного государства.
Список литературы

  1. Агеева Л.К. Благотворительная деятельность императорского «человеколюбивого общества» в XIX века // Вопросы истории. 2003. №7.

  2. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2002.

  3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

  4. Булгакова Л.А. Проблемы интеграции в сфере социальной помощи в дореволюционной России // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2001.

  5. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10.

  6. Грешнова Е. В., Боровых А. Э. Исследование эффективности проектов и программ благотворительных организаций // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2001.

  7. Длуголенский Я.Н. Заметки о частной благотворительности в дореволюционной России (1803 – 1916 гг.) // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001.

  8. Дурасанова Т.П. Введение в специальность «социальная работа»: Учебное пособие. - М.: Знание, 2000.

  9. Зубов В.Е. Российское государство и благотворительные организации в XIX веке (на примере Комитета призрения заслуженных чиновников) // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001.

  10. Клецина А.А., Орлова А.В. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2001.

  11. Косихина И.Г. Благотворительность российских общественных организаций в конце XIX – начале XX в.в. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001.

  12. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты // Образование и общество. 2004. №1.

  13. Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии // Образование и общество. 2005. №5.

  14. Мокроносова Благотворительные организации во 2-ой половине XIX - начале XX веков (на материалах Южного Урала): Автореферат дисс. док. ист. наук. – Оренбург, 2002.

  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 12-е изд., стереотип.- М.: Русский язык, 1998.

  16. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6.

  17. Сорокин А.П. Благотворительные и попечительские общественные организации г. Омска. Середина XIX - начало XX в.в. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001.

  18. Теория социальной работы: Учебное пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.

  19. Ульянова Г. Н. Изучение истории благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989–2002 гг.) // Благотворительность в России: Исторические и социально экономические исследования / Под ред. О. Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2003.

  20. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи XIX – начало XX. - М.: Наука, 2005.

  21. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  22. Хананашвили Н.Л., Якимец В.Н. Межсекторные взаимодействия в России. Настольная Книга – 1999. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд «НАН»). - М.: 2000.

  23. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994.

1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. С.32.

1 Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX. - М.: Наука, 2005. С.13.

2 Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С.34.

3 Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1983. С.25.

4 ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. № 135.

1 Фомин Э. А., Чикадзе Е. З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. - СПб: Питер, 1999. С.83.

2 Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. - М., 2000. С. 45.

3 Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Учебное пособие. - СПб: Питер., 1999. С. 132.

1 Хананашвили Н.Л., Якимец В.Н. Межсекторные взаимодействия в России. Настольная Книга – 1999. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд «НАН»). - М.: 2000. – С.13.

2 Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6. С.29.

3 Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкина. - СПб.: Лики России, 2002. С.84.

1 Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С.17.

1 Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С.18.

2 Длуголенский Я.Н. Заметки о частной благотворительности в дореволюционной России (1803 – 1916 гг.) // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001.С.69.

3 Там же. С.72.

1 Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты // Образование и общество. 2004. №1. С.20.

2 Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994. С.126.

1 Мокроносова Благотворительные организации во 2-ой половине XIX - начале XX веков (на материалах Южного Урала): Автореферат дисс. док. ист. наук. – Оренбург, 2002. С.38.

2 Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) // Отечественная история. 2003. №6. С.72.

1 Сорокин А.П. Благотворительные и попечительские общественные организации г. Омска. Середина XIX - начало XX в.в. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001. С.28.

1 Дурасанова Т.П. Введение в специальность «социальная работа»: Учебное пособие. - М.: Знание, 2000. С.62.

2 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. С.10.

1 Косихина И.Г. Благотворительность российских общественных организаций в конце XIX – начале XX в.в. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001. С.77.

1 Грешнова Е. В., Боровых А. Э. Исследование эффективности проектов и программ благотворительных организаций // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2001. С.61.

1 Дурасанова Т.П. Введение в специальность «социальная работа»: Учебное пособие. - М.: Знание, 2000. С.81.

2 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.64.

1 Клецина А.А., Орлова А.В. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2001. С.91.

2 Там же. С.93.

1 Ульянова Г. Н. Изучение истории благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989–2002 гг.) // Благотворительность в России: Исторические и социально экономические исследования / Под ред. О. Л. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2003. С.69.

1 Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С.32.

1 Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10. С.34.

2 Хананашвили Н.Л., Якимец В.Н. Межсекторные взаимодействия в России. Настольная Книга – 1999. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд «НАН»). - М.: 2000. С.78.

3 Там же. С.81.

4 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.102.

2 Там же. С.104.

1 Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.112.

2 Там же. С.112-113.






Скачать файл (150.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru