Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Биография Лансере Е.Е - файл 1.docx


Биография Лансере Е.Е
скачать (26.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx27kb.25.11.2011 13:04скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лансере (1875-1946) – рано признанный художник, в 40 лет ставший академиком, проживший плодотворную и насыщенную событиями жизнь. Его имя «на слуху», но творчество, как, ни странно, мало изучено.
18-летний молодой человек из хорошей семьи, впечатлительный и эмоциональный, задумал вести дневник, и поверял ему свои мысли, чувства, переживания. Рядом с записями делались мимолетные наброски, всегда связанные с текстом. Кто бы мог подумать, что этот неуверенный в себе юноша, откровенно и безбоязненно поверявший бумаге свое «я» (ведь писался дневник только для себя), будет обращаться к нему (с некоторыми перерывами) всю жизнь! (Последние заметки датированы 1942 г.). Жил этот юноша тогда (в 1893 г.) в Петербурге, семья его с XVIII в. тоже была петербургской, поэтому любимый город много и часто присутствует на страницах дневника.

не много подобных семей найдется не только в России, да и в мире. Семей, где большинство членов не просто умели и любили рисовать, но оказались крупными деятелями национальной культуры (архитекторами, живописцами, худ. критиками, графиками, театральными художниками, иллюстраторами, монументалистами). Члены этой выдающейся семьи Бенуа-Лансере-Серебряковых стали известными живописцами, как сестра Евгения – Зинаида, в замужестве Серебрякова (1884–1967), архитекторами, как брат Николай (1879–1942), разделивший трагическую судьбу узников ГУЛАГа. В свою очередь, Николаю Лансере было у кого учиться – его дед по материнской линии, Николай Леонтьевич Бенуа (1813–1898) – выдающийся архитектор своего времени. Все они, Евгений, Николай, Зинаида, были детьми Ев. Александровича Лансере (1848–1886), знаменитого русского скульптора второй половины XIХ в. А супругой скульптора была Ек. Ник. Бенуа (1850–1933), сестра знатока искусства, эрудита, одного из основателей объединения «Мир искусства», художника Ал. Бенуа (1870–1960). Среди ее братьев был и Альберт Бенуа (1832–1936), академик, блестящий акварелист (первый председатель Общества акварелистов, «выросшего» из кружка акварелистов в 1887 году), и архитектор Леонтий Бенуа (1856–1928).

Петербург же был той сценой (и теми декорациями), в которых проходила жизнь нашего героя с перерывами до 1918 г. Это существование соединится с желанием и умением подметить особенности и детали дворцов, домов, мостов, набережных, рек, каналов, луж.

Увидеть, восхититься, запомнить – это важная, но первая стадия творческого процесса.

Вроде бы проторенный родственниками путь в искусство был для Евгения не таким уж торным.

20-летним, Лансере уезжает в Париж, посещает «академию» Коларосси, Жюльена и «Академию изящных искусств», общается со своими сверстниками из других стран. За годы учебы в Париже он успевает побывать в Англии, Швейцарии, Италии, Германии, Нормандии.

Как и в совсем ранней юности, Евгений увлечен Средневековьем. Ему грезятся сцены из рыцарских времен, и первое из выставленных им произведений – иллюстрации к «Легендам о старинных замках Бретани» на первой выставке объединения «Мир искусства» (1898).

Серебряный век был, прежде всего, веком графики. Ее многоцелевое использование, возможность найти свой индивидуальный творческий язык и в большом станковом рисунке, и в маленьких «кроках», позволило художникам с разными темпераментами и манерами создать особый мир – графику этой эпохи.
Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х. Под тем же названием выходит журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев.

Чтобы придать внешне худ. вид новому журналу, редакции был нужен постоянный художник. Такого художника искали Дягилев и Бенуа, и выбор остановился на Лансере. Вместе с К. Сомовым и Бакстом они приступили к работе. Лансере стремился к стилистической строгости внешнего облика нового издания.

^ Он проделал большую работу, изучил сложную технику полиграфического производства, усиленно изучал технику литографии.


Происшедшее в 1905 г. Декабрьское восстание было высшей точкой первой революции. Наступили страшные годы, «самого позорного и самого бездарного 10-летия в истории русской интеллигенции» (Горький), в сумраке к. во все виды литературы и искусства хлынула волна дикой и разнузданной эротики и религиозно-мистического изуверства. Воцарилась апология упадочничества.

^ Вместе с тем, с утверждением столыпинской реакции в искусстве обозначилась повышенная тяга к старине.

В январе 1907 г. вышел журнал «Старые годы» в основном посвященный вопросам дворянской усадебной культуры и печатавшийся подлинным «елизаветинским» шрифтом, а в декабре того же года распахнул свои двери «Старинный театр», попытавшийся возродить на подмостках современной сцены принципы средневекового театрального искусства. Однородные явления происходили тогда в архитектуре, музыке и литературе.
В 1912 году Петербургское книжное издательство «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг» решило выпустить иллюстрированное издание книги Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Для работы над ней был приглашен Лансере. К тому времени уже выпускник рисовальной школы Общества поощрения художеств в Петербурге (1892-1895), двух частных французских академий (1895-1898), «мирискусник», уже получил известность своими книжно-иллюстративными работами (циклы «Царская охота на Руси», 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910).

Позднее, в автобиографии Е.Е. Лансере напишет: «... мне была дана возможность совершить поездку по горам ... В далеком те годы Кавказе, облике и быте его обитателей виделся мне тот романтизм и часто героизм, которые трудно было ощутить в повседневном нашем окружении.

4 года я проработал над этими иллюстрациями, они стали поворотным этапом в моем творческом развитии».
Еще до отъезда Е.Е.Лансере познакомился в Петербурге с дагестанцем Магомед-Мирзой Хизроевым, он был родом из Хунзаха, неплохо знал историю и поведал Лансере немало любопытного о Хаджи-Мурате и даже исправил кое-какие неточности у самого Л.Н.Толстого. Например, то, что Хаджи-Мурат родился не в Цельмесе, а в Хунзахе. И старшего сына Хаджи-Мурата Гуллу он называет Юсуфом...

К тому времени было известно единственное изображение Хаджи-Мурата с натуры, которое сделал художник Григорий Григорьевич Гагарин, состоявший тогда при штабе кавказского наместника, зарисовал наиба за игрой в шахматы. Имелся, правда, еще набросок, сделанный художником Коррадини с головы убитого...
В конечном итоге художником было представлено в издательство до 70 иллюстраций к повести, сделанных акварелью и тушью. В повести Л.Н.Толстого 25 глав, помеченных римскими цифрами. Для каждой из них Лансере выполнил заставку и концовку, в числе которых имелись как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки. Присутствовали иллюстрации и в самом тексте.

Книга вышла в 1916 г., следующее издание «Хаджи-Мурата» в том же издательстве будет осуществлено в 1918 г.

Иллюстрации Лансере к Хаджи-Мурату становятся классическими и выдерживают целый ряд изданий: в Государственном украинском издательстве (1932), в Детиздате (1937), в Гослитиздате (1938).
Успех этой работы был бы невозможен без того знания Дагестана, его людей, привычек, обычаев, характеров, которое художник почерпнул в своих поездках.

По рассказам сына, Евгений Евгеньевич всегда тепло отзывался о Дагестане, его людях, природе... И это были самые светлые его воспоминания.

// Патимат Тахнаева. Лансере в Дагестане. // Бизнес-Успех, 2009, № 2.


Работа Лансере была прервана первой мировой войной. В 1914-1918 гг. он ездил на Кавказско-турецкий фронт, где пробыл ок. 5 месяцев и привёз до 100 интереснейших зарисовок.

^ До конца февральской революции, часть к. Лансере проводит в деревне, воспринимается художником крайне болезненно и остро.

1916 год и первую половину 1917-го художник с семьей проводит в основном в имении Усть-Крестище Курской губернии.

Лансере оказался «в плену ужасавших его событий» и не имея ни сил, ни возможности работать даже для себя, не прикасался к палитре. «Вот и старость», - записал он в дневнике.
Принято считать, что переехать в Темир-хан Шуру художника заставили материальные и бытовые трудности тех лет.

Летом и осенью 1917 г. художник работал над декоративным панно «Морская торговля» для частной квартиры). Но возвращение в Петроград все откладывается. Об этом времени полковник М.Джафаров писал, что то были «тяжелые годы, всеобщей смуты и беспрерывной войны». По сути все эти «смутные времена» Петровск и Шура политически жестко противостояли. Выбраться тогда из Шуры, да еще с семьей, минуя Петровск, было нереально.

Летом и осенью 1918 г. в Дагестан вступают германо-турецкие, а затем английские интервенты, Советская власть пала. В августе 1918 г. полковник Л.Ф.Бичерахов, координируя свои действия с Добровольческой армией Деникина, занимает Петровск.

В поисках стабильного заработка с 1 октября 1918 г. Лансере поступает учителем рисования в женскую гимназию, немногим позднее он организует в Шуре «рисовальные курсы для одаренной молодежи». Однако Лансере признавался, что это отнимало много времени и отражалось на его собственной творческой деятельности.

В июле 1919 г. в Дагестан вошли белогвардейские войска Деникина и продержались здесь до апреля 1920 г., отступив под натиском XI Красной Армии. В ноябре в Темир-Хан-Шуре на Чрезвычайном съезде дагестанских народов будет оглашена декларация правительства РСФСР о советской автономии Дагестана.

Однако Лансере уже покинул Шуру. В сер. 1920г. последовал его новый переезд с семьей: в занятые белогвардейцами Ростов и Нахичевань-на-Дону. В опубликованных дневниках художника этот период отсутствует.

Возможно, ответ кроется в малоизвестной странице долго замалчивавшегося участия Лансере с братом Николаем в Добровольческой армии Деникина 1919 г. Лансере тогда сотрудничал как художник в ОСВАГе (Осведомительно-агитационное бюро Добровольческой армии А.И.Деникина, проводившее в жизнь политическую линию главкома методами пропаганды и агитации в гражданской и военной среде).

В 1920 г. художник перебрался в Тбилиси, где трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 34 гг. Лансере - профессор Тбилисской академии художеств. Несмотря на возможность эмиграции, художник остался жить в Грузии вплоть до переезда в 1934 г. в Москву.

«Художник, - говорил Лансере в 1936 г., - не может творить в отрыве от окружающей его реальной действительности, так как единственный смысл художника в том, чтобы отобразить эпоху, в которой он живёт».

В 30-40 гг. Лансере выражает себя в советском декоративно-монументальном искусстве, активно участвует в создании многих крупнейших архитектурных сооружений Сталинской эпохи.

Окончательно переехав в Москву в 1934 г., Лансере сразу же включается в работу по росписи Казанского вокзала, начатой художником в 1916-1917 гг.

Основной темой было показать, что Московско-Казанская железная дорога соединяет европейскую и азиатскую части СССР.

Расписывает Казанский вокзал.

В 1935 г. написал эскизы для 8 панно станций московского метро.



В 1936-19137 гг. создает плафон для зала ресторана Москва. Тема – триумф искусства счастливых братских народов Совесткого Союза.
С 1922 по 1930 гг. Лансере состоял профессором живописи и искусства, а с 1926 г. – деканом живописного факультета Академии Художеств Грузинской ССР. Педагогическая работа не прерывалась и во все последующие годы, когда он руководил индивидуальной мастерской в Академии Художеств в Ленинграде и состоял заведующим кафедрой графических графических дичциплин и руководителем подготовкой аспирантов в Академии Архитектуры СССР.

Выражение идеи о всепокоряющем могуществе народных масс находим в серии гуашей «Трофеи русского оружия», созданной Лансере в годы Великой Отечественной войны (1942). Война заставила художника по-новому и укрупнила масштабы исторических измерений. Обозрев истроию русской нации в аспекте её прогрессивной, освободительной борьбы, художник разворачивает обширную панораму побед русского народа.

Из тумана столетий всплывают величавые картины Ледового побоища, куликовской битвы, Полтавской победы, событий 1812. Завершает серию лист «Советские бойцы у трофейных орудий».
В 1933 г. ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, в 1943 г. – орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией. В 1945 г. присвоено почётное звание Народного художника РСФСР и второй орден Трудового Красного Знамени.


Лансере прожил 71 год, пережил три войны (участвовал в Первой Мировой), невероятно много работал, еще в 1916 году стал академиком, иллюстрировал книги, оформлял спектакли, много путешествовал по Закавказью и оставил великолепные путевые листы. Расписал немереные метры стен и плафонов особняков, вокзалов, рабочих дворцов, гостиниц, библиотек, московского метрополитена. Но культуры сохранности стенной живописи в нашей стране нет до сих пор. И в минувшем году был уничтожен его плафон в разрушенной гостинице Москва. А мимо майоликового панно «Молодые строители метрополитена» на переходе станции Комсомольская народ бежит так стремительно, что на работу Лансере никто не смотрит.
Почему-то его имя до сих пор пребывает в тени других «мирискусников». Как подтверждение этого – слова Эфроса из доклада в Третьяковской галереи в декабре 1945 года: «Лансере – <…> график, еще мало оцененный график». Пора исправлять эту несправедливость!
// Валентина Бялик. Петербург Евгения Лансере. // Русское искусство, 2004 г., № 2.
Перечисляя области изобразительного искусства, в которых работал Е.Е.Лансере, хорошо знавшая его и дружившая с ним Анна Петровна Остроумова-Лебедева не случайно поставила оформление книги на первое место.

// Ев. Немировский. Ев. Лансере — толкователь русской классики. // КомпьюАрт, 2005, № 5.


Скачать файл (26.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru