Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - История Германии - файл История германии.doc


Реферат - История Германии
скачать (41.3 kb.)

Доступные файлы (1):

История германии.doc164kb.19.02.2009 02:54скачать

содержание
Загрузка...

История германии.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПЛАН

  1. Общая характеристика

  2. Историческая справка

  3. Символика

  4. Государственное устройство

  5. Политическая система

  6. Внутренние проблемы

  7. Внешняя политика

  8. Отношения с Россией

  9. Своеобразие страны

  10. Литература

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Германия (Deutschland), Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе, омывается Северным и Балтийским морями. Общая площадь — 357 021 кв. км. Площадь суши — 349 223 кв. км. Площадь рек и озер — 7 798 кв. км. Население — 83 млн человек (2001 г.); свыше 90% • - немцы. Городское население 85,3% (1990 г.). Официальный язык — немецкий. Среди верующих — протестанты (лютеране, свыше 50%) и католики. Германия — федерация, в ее составе 16 земель. Глава государства — президент; глава правительства — федеральный канцлер. Законодательный орган — бундестаг, органы представительства земель — бундесрат. Столица — Берлин.

На севере — Северо-Германская низменность с холмами и озерами, южнее - возвышенности и средневысотные горы (Рейнские Сланцевые горы, Шварцвальд, Тюрингенский Лес, Гарц, Рудные горы), чередующиеся с плато и равнинами. На юге - отроги Альп высотой до 2963 м (г. Цугшпитце). Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января на равнинах от 0 до -3°С, в горах до —5°С, июля соответственно 16—20°С, 12—14°С. Осадков 500—800 мм в год, в горах 1000-2000 мм. Крупные реки -Рейн, Везер, Эльба, Одер. На юге — Боденское озеро. Около 30% территории занято лесами. Национальные парки — Баварский Лес, Берхтесгадеп; имеются многочисленные резерваты, памятники природы.


^ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


В древности на территории Германии жили германцы. Племенные союзы алеманнов, баваров, тюрингов, саксов и другие были включены в VI-VIII вв. во Франкское государство. В результате его раздела (843) было создано Восточно-Франкское королевство, на основе которого сформировалось в X в. раннефеодальное королевство Германия. В 963 г. С завоеванием германским королем Оттоном I Северной и Средней Италии образовалась «Священная Римская империя» (существовала до 1806 г.). В X—XV вв. была захвачена часть земель славян и прибалтийских народов. Общественное и революционное движение началось в XVI в., а окончилось поражением прогрессивных сил. Реформация, использованная князьями в своих интересах, Крестьянская война 1524—1526 гг., а также Тридцатилетняя война 1618—1648 гг. усилили децентрализацию Германии, фактически распавшейся на отдельные государства (княжества). В XVIII в. возвысились Австрия и Пруссия. Они участвовали в войнах конца XVIII — начала XIX вв. против революции, а затем — наполеоновской Франции и были разгромлены Наполеоном I (1806 г.). В созданном решением Венского конгресса 1814—1815 гг. Германском союзе главенствовала Австрия. В 40-х гг. XIX в. в Германии, родине К. Маркса и Ф. Энгельса возник марксизм, произошла буржуазно-демократическая революция 1848—1849 гг. (потерпела поражение). Объединение Германии (Бисмарком) было осуществлено антидемократическим путем на прусско-милитаристской основе (без Австрии); его важнейшие этапы: создание (после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 г.) Северогерманского Союза (1867 г.) и провозглашение после франко-прусской войны 1870—1871 гг. Германской империи (1871 г.). В 1875 г. создана единая социал-демократическая партия. В 80-90 гг. XIX в. Германия захватила обширные территории, главным образом в Африке. В 1914 г. империалистическая Германия развязала Первую мировую войну, в ходе которой возглавлявшийся Германией военный блок (германо-австрийский) потерпел поражение. Германия подписала Версальский мирный договор 1919 г. Ноябрьская революция 1918 г. привела к свержению монархии и установлению республики (так называемая Веймарская республика). В 1918 г. образовалась коммунистическая партия Германии. В 1922 г. между Германией и Советской Россией установлены дипломатические отношения (Раппальский договор). В 1933 г. в Германии установилась фашистская диктатура во главе с Гитлером. Фашистская Германия захватила Австрию (1938 г.), Чехословакию (1938-1939 гг.), 1 сентября 1939 г. напала на Польшу тем самым развязав Вторую мировую войну, и 22 июня 1941 напала на СССР. 8 мая 1945 г. фашистская Германия, разгромленная антигитлеровской коалицией, при решающем участии СССР, безоговорочно капитулировала. Территория Германии была разделена на советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации. Принципы послевоенного устройства Германии — ее демилитаризация, денацификация, демократизация — были определены Потсдамской конференцией 1945 г. Однако ее решения последовательно были выполнены только в советской зоне влияния. Правительства США, Великобритании и Франции взяли курс на возрождение Германского империализма и на раскол Германии. В сентябре 1949 г. было создано западногерманское государство — Федеративная Республика Германии (ФРГ). 7 октября 1949 г. в восточной части Германии провозглашено создание Германской Демократической Республики (ГДР). Развитие ГДР и ФРГ пошло различными путями.

ГДР образовалась на территории Восточной Германии после разгрома фашизма во 2-й Мировой войне и создание западными державами сепаратного западногерманского государства. Завершив к началу 50-х годов демократические преобразования, рабочий класс ГДР в союзе с другими слоями трудящихся, объединенных в национальном фронте, руководимом СЕПГ, взяли курс на построение социализма. К 1983г. социалистические отношения победили во всех отраслях народного хозяйства. Трудящиеся ГДР под руководством СЕПГ (в 1953-1971 гг. Первый секретарь ЦК СЕПГ В. Ульбрихт, в 1971-1976 первый генеральный секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер) строит развитое социалистическое общество. С 1950г. ГДР является членом СЭВ, с 1955г. организации Варшавского договора. По инициативе ГДР в 1972 подписан Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ, подтвердивший нерушимость существующей между ними границы, Дипломатических отношений между ГДР и СССР.

ФРГ создана в сентябре 1949 года усилиями западных держав (США, Великобритании, Франции) при активном участии милитаристских и империалистических кругов Германии в нарушении решений Потсдамской конференции 1945 года в отношении устройства Германии после 2- й Мировой войны. В 1949-1963г. правительство ФРГ, возглавляемое блоком партий во главе с ХДС/ХСС, проводили курс на непризнание политики реальностей в послевоенной Европе на милитаристскую, на преследование компартий Германии (запрещена в 1958 г.) и других демократических организаций. ФРГ вступила в НАТО в 1955г., в ЕЭС в 1957г. В 1968 году конституировалась германская компартия. После прихода в 1969г. к власти коалиции социал-демократов и свободной демократической партии - ФРГ заключила договоры: с СССР И ПНР в 1970г., ЧССР в 1973г., ГДР в 1972г. Об основах отношений, в которых признается нерушимость сложившихся после войны границ. С октября 1982 г. у власти коалиция ХДС/ХСС и СВДП. Дипломатические отношения с СССР с 1955 г.

Период раздельного существования двух суверенных германских государств продолжался до октября 1990 г. 12 сентября 1990 г. в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. В соответствии с принятым Народной палатой ГДР (высший орган государственной власти) решением 3 октября 1990 г. ГДР присоединилась к ФРГ, в результате образовалось единое германское государство.


СИМВОЛИКА


Герб Германии








^ Флаг Германии


Описание:
Флаг Германии (ФРГ) представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 3:5, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос - верхней черной, средней красной и нижней желтой.



^ Государственное устройство Германии






По форме государственного устройства Германия – парламентская республика. Глава государства – федеральный президент, он избирается Федеральным собранием, состоящим из депутатов бундестага и равного им числа участников, делегируемых земельными парламентами (ландтагами) в соответствии с представительством политических партий.

Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Президент – это надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства – немецкий бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть – депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).
Глава высшего органа законодательной власти – президент Бундестага

Бундесрат – вторая палата германского парламента. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен – 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн – по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен – по 3). Вопросы, касающиеся суверенных прав федеральных земель, особенно финансовые и административные, обычно являются предметом дискуссий и споров, и поэтому в среднем чуть более половины всех законопроектов проходит через верхнюю палату парламента. Кроме того, бундесрат имеет право выносить негативное заключение по любому из законопроектов, но лишь очень немногие из них не получают одобрения в верхней палате. Заседания палаты проводятся один раз в месяц.

Высший орган исполнительной власти – Федеральное правительство.
Глава высшего органа исполнительной власти - федеральный канцлер. Канцлером становится заранее определенный лидер той из политических партий, которая получила наибольшее число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет основные направления внутренней и внешней политики. В случае его отставки в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового Канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия – в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).



^ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА


Результаты всеобщих выборов в Германии в сентябре 2002 г. показали, что коалиция социал-демократов и зеленых и ее представитель – канцлер Герхард Шредер – сумели остаться у власти.

«Красно-зеленая» коалиция набрала 47,1% голосов, оставив консерваторов из ХДС/ХСС позади с 45,9% голосов. Таким образом, союз социал-демократов и зеленых обладает в парламенте 306 голосами, в то время как правоцентристы сумели набрать 295. Для формирования правительства требуется получить 301 голос.

Разрыв в голосах с христианскими демократами, которых представляет Эдмунд Штойбер, ничтожен и такого ожесточенного соперничества на выборах Германия не видела за всю послевоенную историю.

Результаты выборов говорят о том, что правым удалось преодолеть последствия скандала с партийными финансами, приведшего к катастрофической потере популярности у населения к коалиции социал-демократов и зеленых.

Другим значительным результатом выборов стала потеря популярности неокоммунистических партий в Восточных землях. Это - разительный контраст с местными выборами последних лет, приведшими к власти в некоторых восточногерманских землях наследников Компартии ГДР.

В мае 2005 г. Канцлер Германии Герхард Шредер объявил о проведении осенью 2005 г. досрочных парламентских выборов (срок полномочий нижней палаты нынешнего состава истекал в сентябре 2006 года).

Он принял это решение после поражения, которое возглавляемая им коалиция социал-демократов и "зеленых" потерпела на земельных выборах в Северном Рейне - Вестфалии. По словам главы правительства, "горькое поражение" в этой земле "ставит под вопрос способность правительства действовать". Социал-демократы набрали там чуть более 37 проц. голосов, а оппозиционные христианские демократы - 45 проц. За "зеленых", партнеров СДПГ по коалиции, проголосовали 6 проц. избирателей.

Конституционный суд Германии признал легитимным роспуск бундестага и проведение досрочных парламентских выборов.

На состоявшихся 18 сентября 2005 г. досрочных выборов в Бундестаг ХДС/ХСС получили - 35,2% (в том числе ХДС - 27,8 и ХСС - 7,4), СДПГ - 34,3%, СвДП - 9,8%, "левые" - 8,7%, "Зеленые" - 8,1%. Таким образом оппозиция во главе с Ангелой Меркель опередила правящую партию Герхарда Шрёдера на девять десятых процента.

Это дало следующее распределение мест в новом бундестаге: ХДС/ХСС - 225 (в том числе ХДС - 179 и ХСС - 46), СДПГ - 222, СвДП - 61, "Зеленые" - 51 и "левые" - 54.

По данным Статистического комитета, СДПГ одержала победу в 145 округах, ХДС/ХСС - в 149, "Зеленые" - в одном, СвДП - 0 (все свои места она имеет только по вторым голосам), "левые" - в трех.

Все шесть вошедших в бундестаг партий сочли себя победителями и после официального объявления предварительных итогов Халеном начали в своих штаб-квартирах и развернутых около них шатрах масштабное празднование успешного завершения выборов.

В результате договоренности, достигнутой между представителями ХДС/ХСС и представителями Социал-демократической партии Германии федеральным канцлером Германии стала Ангела Меркель

Важная составная часть внутренней политики в ФРГ – иммиграционная политика. Упор делается на интеграцию живущих в стране иностранцев при ограничении их притока. В 1992 Германия приняла 80% граждан, просивших убежище в странах ЕС (в основном по политическим мотивам). После принятия в 1993 г. нового законодательства, ограничившего право на получение убежища, приток иностранцев в Германию стал уменьшаться.


 


^ ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ


После объединения западной и восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу) страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье место в мире, после объема производимого ею ВВП. Германия не богата природными ресурсами. Можно отметить каменный и бурый уголь, калийные соли. Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится нa леса. Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов (Рейн, Эльба, Майн, Дунай, Кильский канал). Такая густая сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуйсбург-Рурорт — крупнейший порт мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское озеро, расположенное на стыке границ Германии, Австрии и Швейцарии, и привлекающее сюда множество туристов. Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике Модель социального рыночного хозяйства представляет собой Якомпромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серозные сложности. У ФРГ в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 10(1 марок чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 марка. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45%, то в Германии этот показатель достигает 65%. Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 1997 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% величины общих вложений. Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в генной инженерии и в микроэлектронике. Все это чревато потерей немецкого экспорта. Тенденция явно прослеживалась с начала 1980-х годов: с 1980 г. по 1993 г. доля Германии на рынке высоких технологий сократилась с 23,3% до 16,2%

Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку заниматься наукой в Германии невыгодно. Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом, для которых Маастрихтские критерии валютной конвергенции максимальный уровень соответственно в 3% и 60% ВВП. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. В условиях кризиса национальной модели экономики приходится решать структурные преобразования в восточных землях, порождающие закрытие нерентабельных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн марок. Для выравнивания уровня развития западных и восточных земель был даже введен специальный «налог на солидарность», предполагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на востоке до западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей задачей.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции. Несомненно, что Германия в конце 1990-х годов достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питания удовлетворяется собствен пым сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая, отрасль - животноводство. ФРГ экспортирует мясо, масло, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

— автомобилестроение;

—        транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

—        общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

—        электротехническая промышленность;

—        точная механика и оптика;

—        химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

—        черная металлургия.

Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура были сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объединения двух стран. В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются машиностроение (транспортное, электротехническое и электронное), химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюр-темберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии («фолькс ваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.

С конца ХЖ в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического обору дования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG». «Telefunken», и «Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и др\' гих центрах Южной Германии. В ГДР элекгрогехничоскач и электронная промышленность (специализировавшаяся на по ставке станков с ЧПУ в коммунистические страны) была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, ии-за сильного износа и старения производственных мощностей.

С конца ХЖ в. начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков в Людвигсхафе-не, близ Франкфурта, и в рурском промышленном районе Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды

Текстильная отрасль германской экономики и последнее время перенесла свою производство за границу, по по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей  Преднриятия текстильной промышленности расположены в Северной Рейн-Вестфалии и южной Баварии.

Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее но профилю производство в Йене (восточные земли). Все заметное влияние ока зывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние се отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение, судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику к оптику.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньше рабочих мест. Тем не менее Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен, Киль, Кельн, Любек, Росток, Штутгарт). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (скоростные поезда собственного производства Inter City Express).

Крупнейшие порты страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бремснхафен, Кельн, Дрезден, Гамбург, Карлсруэ, Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт.

Электроэнергетика Германии, пользуется таким топливом, как нефть, природный газ, уголь. Собственный энергетический потенциал Германии не очень силен: крайне высока зависимость страны от внешних поставок нефти и газа.

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира.

Экспорт состоит из: машин — 31%, станков и оборудования — 17%, продукции химической промышленности — 13%, металлов, продовольствия и текстиля.

География экспорта: страныЕС — 55,5% (Франция—10,7%, Великобритания — 8,5%, Италия — 7,4%, Нидерланды — 7,0%. Бельгия-Люксембург - 5,8%), США - 8,6%, Япония - 2,3%.

Импорт состоит из: машин — 22%, стан<ов и оборудования — 10%, продукции химической промышленности — 9%, продовольствия и текстиля.

География импорта: страны ЕС — 54,3% (Франция— 10,5%. Нидерланды — 8,5%, Италия — 7,8%, Великобритания — 7,0%, Бельгия-Люксембург - 6,2%), США - 7,7%, Япония - 4,9%.

Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. Но экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире — 75,7 млрд долл. Но импорт у услуг стран;) занимает второе место в мире — 121,8 млрд долл.

Денежная единица — немецкая марка (100 пфеннигов). С 1.01.1999 г. введена фиксированная ставка дойчмарки по отношению к новой валюте евро — 1,95583


Внутренняя политика Германии направлена на поддержание правопорядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федерального конституционного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические организации на соответствие Основному закону, обеспечиваются гарантии правового государства и отправления независимого правосудия.

Одним из самых значительных достижений современной Германии является формирование в стране гражданского общества, опыт функционирования которого изучается во многих странах мира. Для Германии это достижение особенно важно, так как сравнительно недавно она находилась под властью нацистской диктатуры.

Гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества независимо от государства и рынка. Демократическая, поскольку тот, кто не признает основополагающих прав гражданина и человека, не может быть частью гражданского общества. Таким образом, гражданское общество является составляющей частью демократии.

В Германии существует многообразие действующих лиц и организаций, представляющих «не государство и не рынок», а причисляемых к третьему сектору – гражданскому обществу. Это – профсоюзы, церковь, свободные группы избирателей, объединения по защите прав потребителей, а также союз охраны прав квартиросъемщиков, природоохранные группы, организации соседской взаимопомощи, спортивные объединения, добровольные противопожарные службы, женские организации, организации самопомощи для алкоголиков и наркоманов. В этих организациях граждане решают свои конкретные проблемы, тут осуществляется представительство их интересов, многие занимаются общественно значимой работой и тем самым берут на себя ответственность за общее благо.

«Вся власть исходит от народа», – гласит статья 20, пункт 2-й Основного Закона – Конституции Федеративной Республики Германии. Народ – это граждане с их правами, закрепленными в конституции, имеющими, однако, и обязанности по поддержанию порядка в обществе и участию в решении его проблем. Ключевым понятием здесь является сопричастность, а она не может ограничиваться волеизъявлением у избирательных урн раз в 4 года. Живая демократия, как сказал федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер в 1992 г., нуждается в активном, критическом соучастии граждан в жизни общества в период между выборами.

Организации и действующие лица в гражданском обществе благотворно влияют на социальный диалог и способствуют формированию общественного мнения, выравниванию общественных интересов, а тем самым – и равновесию в обществе. Гражданское общество – залог консолидации, а не дробления. В конечном счете, пользу от наличия гражданского общества извлекают все, а не только отдельные представители групп по интересам.
Этнический состав: немцы — 91,5%, турки — 2,4%, итальянцы — 0,7%, греки — 0,4%, поляки — 0,4% (в последнее время прибыло большое число беженцев из стран бывшей Югославии). На протяжении всей своей истории Германия не имела четко оговоренных границ. Немецкие племена расселились на территории Центральной Европы от Рейна до Одера и от Балтики до Альп и еще на этапе формирования единой народности уже испытывали сильное влияние кельтских и славянских племен. В XVI в. в Германских землях нашли убежище французские гугеноты, в XIX в. — наемные рабочие со всего мира работали на предприятиях Рура, после Октябрьской революции 1917 г. в Берлине обосновалась крупная русская община, а после Второй мировой войны в стране проживало множество перемещенных лиц. Сами немцы были расколоты как нация еще со времен Реформации: в южных землях проживали в основном католики, а в Северных — протестанты.

Вследствие широкого расселения германских племен, слабых культурных связей, необходимости вести защиту удаленных друг от друга земель от вражеских набегов произошло феодальное раздробление Германии, закрепившееся на многие столетия. К XIX в., когда закончилось формирование централизованных европейских государств, немцы проживали в двух относительно крупных странах: Австрии и Пруссии и множестве небольших княжеств и королевств. Единое немецкое государство возникло только в 1871 г. В начале XX в. существовали и немецкие общины: во Франции (Эльзас и Лотарингия), Швейцарии (северные кантоны), Польше (Си-лезия и Померания), Чехословакии (Судеты), России (Поволжье), Люксембурге, Бельгии, Дании (Шлезвиги Голштейн). После Второй мировой войны немецкие общины были высланы в Германию из районов Судет, Силезии и Померании, а в России репрессированы. И сегодня, несмотря на единую систему образования, развитую транспортную и коммуникационную инфраструктуру, развитие средств массовой информации, немцы лингвистически составляют три группы: северогерманская (нижнегермакский диалект), центрально-германская (центрально-германский диалект) и южная (верхне-германский диалект). Один из верхнегерманских диалектов — алеманский — широко распространен в Швабии. Но и он в свою очередь делится на нижнеалеманский (к западу и югу от Штутгарта и к востоку от Аугсбурга, земля Баден-Вюртемоерг и Эльзас) и верхнеалеманский (швейцарские германоговорящие кантоны). Широко распространен и еще один верхнегерманский диалект — баварский (к югу от реки Дунай, к востоку от реки Лех, вся Австрия, за исключением земли Форарльберг). Центрально-германские диалекты: франконские и тюрингские послужили базой для формирования современного немецкого языка. Тюрингский диалект широко распространен в Тюрингии, Саксонии и Саксонии-Анхальт. На восточно-фракконском диалекте говорят в Северной Баварии, на южно-франконском — в Северном Баден Вюртемберге, на рейнско-франконском — к северо-западу от Мсца, во французской Лотарингии, в землях Гесс и Рейнланд-Пфальц, на мозель-франконском — от Люксембурга до районов Мозельской долины, рипориан-франконский — распространен от Ахена, близ бельгийско-голландской границы до Дюссельдорфа и Бонна. Диалект известный как нижнегерманский, или Plattdeutsch, распространен в саксонских землях и всей Северной Германии. Хотя в последнее время его влияние сильно потеснено центрально-германским, но по-прежнему используется сельскими и пожилыми жителями побережья Балтийского и Северного морей. Особняком стоит фризский диалект, небольшая народность фризы, проживающие на одноименных островах, использует в общении язык, схожий с немецким и английским одновременно. Протестанты составляют 38% верующих, католики — 34%, мусульмане — 1,7%.

Почти 90% населения Германии проживает в городах и прилегающих к ним урбанизированных районах. Высокая степень политической децентрализации страны в прошлом привела к тому, что в Германии имеется необычно большое число городов. Некоторые из них прежде были столицами самостоятельных государств (германских княжеств), другие возникли как торговые центры и приносили немалый доход в казну местных властителей. Современная, фабрично-заводская индустрия, появилась в них с началом железнодорожного строительства. В связи с этим для Германии характерна меньшая концентрация населения и промышленности в пределах каменноугольных бассейнов, чем в районах более ранней индустриализации, как, например, в Великобритании.

В послевоенный период, с потерей Берлина как общенациональной столицы, ее функции фактически оказались распределены между несколькими городами Западной Германии, что стало одной из самых характерных черт развития городской сети ФРГ Так, Бонн с 1949 г. стал временной столицей ФРГ и, соответственно, центром сосредоточения посольств и различных государственных учреждений. Во Франкфурте-на-Майне, уже являвшемся крупнейшим финансовым и биржевым центром, разместился Федеральный банк; там же находятся и штаб-квартиры многих коммерческих банков. Карлсруэ и Кассель стали резиденциями важнейших федеральных судов. Децентрализация административных функций в условиях федерализма дала импульс развитию таких крупных городов, как Дюссельдорф и Мюнхен. Еще одним фактором роста западногерманских городов стало расширение сети университетов. Берлин, с населением около 3,5 млн человек (всего же R пределах зоны маятниковых миграций Берлинской агломерации проживает более 5 млн человек), является крупнейшим городом страны. Его изолированное положение на экономически более слабом востоке отчасти может быть компенсировано восстановлением его роли как общегерманской столицы.

Рурский урбанизированный регион, сложившийся на базе одноименного каменноугольного бассейна, по числу жителей несколько превышает Берлинскую городскую агломерацию. Это образование уже совершенно иного типа, состоящее из полицентрической конурбации, среди городов которой наиболее известны Эссен, Дортмунд и Бохум. Однако Рур, численность населения которого до 1914 г. быстро возрастала, в 1960—1980-х годах потерял почти полмиллиона своих жителей. Тем не менее города конурбации, примыкающие к Рейну, продолжают процветать. Дюссельдорф является столицей наиболее населенной федеральной земли Северный Рейн-Вестфа-лия, по числу жителей значительно опережающей все остальные. Кельн в 1970-х годах расширил свои административные границы и является четвертым городом Германии по числу жителей (около 1 млн человек). Главная ось расселения в южной Германии включает 4 крупные городские агломерации, с численностью населения от 1 млн. до 2,5 млн. человек каждая. Франкфурт, финансовая столица Германии, является центром третьей по числу жителей городской агломерации страны, находящейся в низовьях Майна, в районе его впадения в Рейн. Другой городской ареал, расположенный при слиянии Рейна и Неккара, включает такие разные города, как Мангейм, крупнейший в стране центр химической промышленности Людвигсхафен и старый университетский город Гейдельберг. Штутгарт, столица процветающей земли Баден-Вюртемберг, доминирует еще в одной городской агломерации в долине Неккара. Далее на юго-восток расположен Мюнхен, третий по численности населения город Германии и столица Баварии. Вне главной полосы расселения важными городскими ареалами являются агломерации вокруг Гамбурга — портового города, второго в стране по числу жителей после Берлина; Бремена — еще одного портового города; Ганновера, столицы земли Нижняя Саксония; Нюрнберга, оставившего яркий след в истории Германии и сохранившего многочисленные памятники средневековья; а также конурбация Саарланд.

Народное образование в Германии бесплатное, всеобщее и обязательное для детей в возрасте от 6 до 18 лет. До 1990 г. в восточной части страны действовала совершенно иная система образования. ГДР имела единообразную, финансируемую государством общенациональную систему образования. Подразумевалось, что она должна быть доступна всем гражданам, независимо от социального происхождения, профессии и экономического положения. Частные школы в ГДР отсутствовали. После объединения западногерманская модель образования была распространена на всю страну. Ответственность за систему образования и обучения несут федеральные земли. Они обеспечивают 80% финансирования, а федеральное правительство доплачивает остальное.











^ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА


Объединенная Германия, являясь третьим по экономической мощности государством мира, в начале XXI века стремится играть в современных условиях ведущую роль и на международной политической арене. В настоящее время ФРГ, наряду с Японией, не без оснований претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).

В рамках ЕС Германия успешно развивает двусторонние и многосторонние отношения. Например, в последнее время значительно укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем. Германия является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Португалии, Греции, ряда других стран ЕС.

Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.

Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения.

Германия является членом НАТО и одним из ближайших союзников США. Трагические события 11 сентября в США заставили руководство ФРГ в значительной степени пересмотреть основные принципы своей внешней и оборонной политики. Об этих переменах объявил в октябре 2001 г. канцлер Герхард Шрёдер, выступая перед депутатами бундестага. «Принятие международной ответственности при одновременном стремлении избежать непосредственно связанных с этим рисков не может и не должно оставаться лейтмотивом германской внешней и оборонной политики, – подчеркнул Шрёдер. – Мы, немцы, стоим в первом ряду в деле последовательного обеспечения мира на планете». Изоляция от участия в важнейших международных процессах становится для Германии достоянием истории. Внешняя политика Германии постепенно приобретает глобальный характер.

На современном этапе новая германская оборонная и внешняя политика, в частности, предполагает большую степень независимости правительства в вопросах развития двусторонних и многосторонних отношений, участия бундесвера в операциях за пределами Европы.

По решению правительства, которое, несмотря на сопротивление со стороны многочисленных пацифистских организаций, было утверждено парламентом в октябре 2001 г.; около 4 тыс. военнослужащих ФРГ вошли в возглавляемую США антитеррористическую коалицию для ведения и обеспечения боевых действий на территории Афганистана. Конституция ФРГ длительное время запрещала использование вооруженных сил страны в международных конфликтах. Это положение было изменено в 1994 г., когда германские войска с миротворческими целями были посланы в Боснию и Герцеговину.

С другой стороны, летом 2002 г. правительство Германии весьма категорично высказалось против войны США с Ираком и, тем более, против участия Германии в этой войне.

Среди стран ЕС Германия является наиболее последовательным сторонником расширения этой влиятельной организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Именно Германия проявляет наибольшую заинтересованность в сохранении политической стабильности в странах, расположенных на востоке от ее границ, так как именно в этот регион направляется 53% ее экспорта. На рубеже веков интенсивно создаются совместные предприятия с Польшей, Венгрией, Чехией, другими странами. Хотя в самой Германии в последнее время раздается все больше голосов против такой политики правительства, которая, по мнению многих экспертов и рядовых граждан, приведет к резкому увеличению финансовой нагрузки на экономику страны.

Большое внимание уделяется в Германии развитию отношений с Россией. Германия проявляет большой интерес к импорту российского природного газа и нефти, участию германского капитала в их разработке и транспортировке. Значительно расширилось сотрудничество между крупнейшими компаниями двух стран «Газпромом» и «Рургазом».

В последние годы расширилось экономическое сотрудничество Германии с Китаем, Индией, где создаются германские торговые представительства и многочисленные совместные предприятия. В эти страны интенсивно проникает германский капитал. Германию особенно интересуют японские, тайванские, южнокорейские разработки новейших технологий.

Особенно активизировались в последнее время отношения с Турцией. Как известно, в Германии постоянно расширяется турецкая диаспора, а Берлин стал самым большим после Стамбула и Анкары «турецким» городом. Турция становится важнейшим внешнеэкономическим партнером Германии и своеобразными «воротами» на Ближний и Средний Восток. Товарооборот с этой страной в 2001 г. составил уже 2% от суммарного показателя Германии во внешней торговле.

Деятельность Германии и германского капитала в Африке не имеет под собой непосредственной колониальной основы, так как она утратила свои колонии на этом континенте еще после Первой мировой войны. Активизация на современном этапе такой деятельности является составной частью глобализации внешней политики Германии. Ежегодный объем германской помощи развитию стран Африки на протяжении двух последних десятилетий стабильно превышает 1 млрд дол. и фактически достигает уровня американской. Самыми большими получателями германской помощи являются Египет, Тунис, Марокко, Судан, Танзания. На Африку приходится до 2,2% внешней торговли ФРГ. Важнейшими торговыми партнерами Германии в настоящее время являются ЮАР, Ливия, Алжир, Тунис, Нигерия.

В первой половине 2007 г. Германия в 12-й раз будет председательствовать в Совете Европейского Союза. Ответы на требования времени, стоящие перед Европейским Союзом, можно найти только вместе. Поэтому председательство Германии в Совете Европейского Союза проходит под девизом «Европа достигнет успеха в единстве». Важной задачей Федерального правительства Германии в рамках председательства в Совете ЕС является продолжение процесса создания Европейской Конституции. Сотрудничество с соседними странами должно быть углублено и расширено, причем большую роль играет сфера энергопользования и надежного энергообеспечения.




^ ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ


Отношения Германии с Россией при канцлере Ангеле Меркель вряд ли будут такими же приятными, как при ее предшественнике Герхарде Шредере, который удочерил 3-летнюю девочку из России и приглашал к себе домой президента Владимира Путина на празднование своего 60-летия.

Жесткая полемика Меркель с Путиным по вопросам прав человека и другим спорным проблемам, имевшая место на саммите ЕС-Россия, подчеркивает, как много изменилось - по крайней мере, в тональности высказываний. «Наши сегодняшние переговоры показали, что мы сотрудничаем не очень интенсивно», - сказала Меркель, присутствовавшая на саммите в качестве нынешнего председателя Евросоюза. Она также подвергла Путина критике за те препятствия, которые создавала милиция в городе Самаре демонстрантам, планировавшим провести антиправительственный митинг.

Москва, холодно ответил Путин, намерена защищать свои интересы «столь же профессионально, как это делают наши партнеры».

Менее ясно то, каким образом Германия и Россия будут преодолевать этот новый этап в своих взаимоотношениях - крайне деликатных, стратегически важных и наполненных историческим багажом.

Внезапные перемены в отношениях между Берлином и Москвой занимают центральное место в политических дебатах в Германии, вызывая почти такое же беспокойство, как во время размолвки между Германией и Соединенными Штатами по поводу войны в Ираке.

По словам аналитиков, проблема отчасти заключается в том, что в коалиционном правительстве Германии не существует единого мнения, как вести себя с Москвой, использующей свои природные богатства для усиления собственного влияния. Христианские демократы Ангелы Меркель выступают за теплые отношения, но с сохранением большей дистанции, в то время как социал-демократы Шредера стремятся сохранить те близкие связи, которые он создал, находясь у власти.

Даже будучи в отставке, Шредер бросает длинную тень на политику. Его бывший руководитель аппарата Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) сегодня занимает пост министра иностранных дел. Он разработал такую политику в отношении России, которая очень напоминает Ostpolitik, или политику, направленную на восток, первоначально сформулированную Вилли Брандтом (Willy Brandt) в начале 70-х.

Шредер также является председателем германо-российского проекта по прокладке газопровода стоимостью 5 миллиардов долларов по дну Балтийского моря. Это довольно доходное место, и критики говорят, что по сути дела, зарплату Шредеру теперь платит Путин. Этот факт также напоминает немцам о том, насколько сильно они зависят от импортируемого из России топлива.

Ведущий социал-демократический политик Петер Штрук (Peter Struck) заявил недавно в интервью, что Германия должна держаться от Соединенных Штатов и России «на одинаковом расстоянии»'. Это вызвало критику со стороны ряда советников Меркель, которые предпочитают сосредоточить усилия на перестройке трансатлантических отношений.

Мы должны ясно заявить, что нет никаких сомнений в том, к какому лагерю мы принадлежим, - сказал депутат германского бундестага от ХДС Экарт фон Кледен (Eckart von Klaeden), занимающийся вопросами внешней политики и являющийся советником Меркель, - мы находимся в НАТО и в Европейском Союзе.

Фон Кледен охарактеризовал Россию как страну «слабеющей демократии и прав человека». Он заявил, что хорошие взаимоотношения важны, но «мы не должны соглашаться с поведением, которое неприемлемо».

Говорящая по-русски и выросшая в Восточной Германии физик Меркель поставила прочные отношения между ЕС и Россией на одно из первых мест в своем списке приоритетов. Но она в то же время отказалась выгораживать Россию, имеющую незавидную репутацию в области прав человека, как это часто делал Шредер.

«Германия по-прежнему старается сохранить определенное стратегическое партнерство с Россией, хотя большинство европейских стран сомневается, имеет ли это какой-нибудь смысл», - говорит эксперт по России из Германского совета по внешней политике Александр Рар.

«У нас существует давняя традиция споров внутри политической элиты Германии по поводу того, как относиться к России», - говорит Рар. Но это не столь большая проблема по сравнению с отношениями России с другими членами Евросоюза. Так, Польша и Эстония вступили в жесткое противостояние с Россией из-за таких проблем, как запрет на импорт польского мяса и демонтаж памятника в эстонской столице Таллине.

Однако внутренняя политика Германии все больше и больше затрудняет ее действия по поддержанию равновесия между Востоком и Западом. Как говорят аналитики, социал-демократы уже используют политику в отношении России в качестве средства отделения от своих партнеров по коалиции - христианских демократов.

«Мы должны задуматься над тем, на каком этапе сейчас находится Россия, и именно с этой точки зрения предложить ей новые возможности, - говорит спикер по внешнеполитическим вопросам фракции СДПГ в бундестаге Герт Вайскирхен (Gert Weisskirchen), - если послушать Экарта фон Кледена, понимаешь, что он не думает об этом с позиций истории».

Деликатность отношений Германии с Россией подтверждается и ее неоднозначной реакцией на план администрации Буша по развертыванию системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Россия подвергла этот план резкой критике, заявив, что он ставит под угрозу ее стратегическую оборону. Путин даже пригрозил в ответ выйти из Договора по обычным вооруженным силам в Европе.

Меркель призывает Соединенные Штаты Америки провести более широкие консультации со своими союзниками по вопросам размещения этой системы, а Штайнмайер публично выразил обеспокоенность, что она подстегнет новую гонку вооружений в Европе.

Некоторые аналитики ставят в вину Соединенным Штатам то, что Вашингтон не смог представить ясных доводов в пользу развертывания системы ПРО. По их словам, это усилило подозрения в определенных кругах Берлина и углубило раскол между проамериканским и пророссийским лагерями.

«Все разногласия в Германии связаны с ее отношениями с Россией, - говорит бывший американский посол в Германии Джон Корнблюм (John Kornblum), ныне работающий банкиром в Берлине, - вопрос теперь заключается в следующем: пойдет ли Германия на то, что она делала всегда - на проведение сбалансированной политики?».


^ СВОЕОБРАЗИЕ СТРАНЫ


Литература:


1. Географический энциклопедический словарь. 1989г.


2. Советский энциклопедический словарь 1982г.


3. Новейшая история 1939-1992г. (1993г.)


4. «Народная газета» 1995г.


5. «Бизнес - Панорама» 1997г. №25,№30,№41,№42;

1998г. №3,№4,№6,№9,№ 11.


Скачать файл (41.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru