Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Реферат - Первобытная культура - файл 1.doc


Реферат - Первобытная культура
скачать (57.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc58kb.15.11.2011 20:17скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Индивидуальное задание по темам «Теория культуры» и «Первобытная культура».

Вариант №25.

Выполнила: студентка группы Ю-72 Ющенко Евгения.


Задание №1.

Определить, согласно классификации типов религиозных явлений, какие из них предложены в тексте. Обосновать их выделение, используя текст.


Данный текст описывает нам некоторые обряды, которые были присущи нанайцам. Религию нанайцев можно назвать языческой, так как единого бога у нанайцев не существует. Можно также сказать, что богов у них не существует вовсе, так как их верования представляют собой раннюю форму религии. У нанайцев существует множество различных духов, таких как: духи воды, неба, солнца. Из текста мы можем выделить таких духов: духи воды, духи дома, дух огня. Религия нанайцев по степени распространенности и охвата относится больше к национальной, потому что религиозные поверья нанайцев и, к примеру, ульчей довольно похожи, но и имеются существенные различия. Региональная ее распространенность характерна только для жителей низовья Амура. Также эту религию можно назвать традиционной, потому что все поверья опираются на древние обычаи и распространенность, привычность среди ее приверженцев. Например, в тексте описаны именно обряды («Особые обряды, запреты и обычаи были связаны с вдовой»).

Особое отношение у нанайцев было к умершим родственникам – галигдам. Общим представлением для нанайцев и ульчей было то, что умершие агрессивно настроены в отношении живых. («Мы не подходим! У кого-то из нас есть утонувший родственник – галигда.»). У нанайцев даже существует поверье, что, когда шаман привозил души умерших в загробный мир, обитатели последнего стремились захватить его и оставить у себя. Поэтому шаман шел туда в образе медведя или другого животного. Чаще, пропустив "привезенных" вперед, шаман останавливался на "пороге" и разговаривал с обитателями, не заходя туда. Если же он был в образе человека, то называл не свой род, а другой, чтобы умершие не приняли его за "своего" и не схватили. Затем шаман быстро садился на птицу поори и улетал из буни.

Большое место у народов Нижнего Амура занимали представления о водяных духах, с ними связывали будущие успехи (или неудачи) в главной отрасли хозяйства — рыболовстве. В представлениях жителей Нижнего Амура водяные духи были чрезвычайно разнообразны — это и всевозможные болезнетворные духи, и злые духи, топившие людей, и податели рыбных богатств, и духи, постоянно мешавшие удачному промыслу. Нанайцы совершали много магических действий в разных случаях жизни, в частности на промыслах, верили в силу амулетов и т. Поэтому, чтобы был удачный промысел у вдовы (а она считалась покинутой женщиной), она «должна была подпоясаться и к поясу подвесить железный крюк, деревянную развилку в виде крюка и кусочек серебряной пластины. Каждому из этих предметов отводилась своя роль. Крючья должны были собирать рыб; серебро, возможно, блеском ослеплять духов – хозяев воды, чтобы они не разглядели, что перед ними вдова». В этом отрывке также прослеживается вера нанайцев в магические свойства амулетов. Амулеты, как известно, защищают их обладателя от определенных духов. Но для того, чтобы их умилостивить, у нанайцев существуют определенные обряды. Это можно рассмотреть на примере свадебного обряда, описанного в тексте. Во-первых, этот обряд включает в себя угощение духов водкой («Перед тем, как идти к лодке, невеста брала кочи, наливала в нее водку и подносила отцу, затем матери. Отец и мать, прежде чем выпить, разбрызгивали водку, обмакнув указательный палец в нее, - «угощали» духов».), а во-вторых, прощание с родителями и с другими родственниками («Родители говорили дочери напутственные слова. После этого они целовали ее в щеки. А дочь продолжала угощать пришедших на проводы, обходя их по кругу. Этот процесс назывался хэриури. Все присутствующие в ней прощались – пуечи»). «Уходя из дома, невеста получала свое огниво, кресало и трут: на новой месте ей полагалось иметь свой огонь». Эти предметы очень четко показывают свое отношение к группе неких талисманов, которые необходимы для сбережения души девушку в том мире от всяческих напастей (отсутствием огня, например). Для общения с миром духов необходим был посредник. В религии нанайцев он присутствует – это шаман.

Также у нанайцев, судя по тексту, существует дух дюлин (дуилин). Этот дух, прежде всего в литературе, рассматривался как дух — хозяин дома, охранитель обитателей и помощник их в промыслах, однако нанайцами в действительности он якобы воспринимался как дух предков. Представления народов Нижнего Амура, связанные с погребальными и поминальными обрядами, свидетельствуют о том, что культа предков на Амуре не было: душ умерших боялись, во время погребений и поминок совершали различные действия, долженствующие оградить живущих от возвращения души умершего. Но «прощаясь со своим домом, невеста не совершала обряда кэсиэ гэлэси, т.е. прощения счастья у духа дюлина, не преподносила ему жертвенную пищу».

Следовательно, верование нанайцев представляет собой типичный пример первобытной культуры с поклонениями множествам духом и соблюдением разных обрядов.


Задание №2.

^ Записать в виде схемы основные положения, раскрывающие сущность и происхождение культуры в теории Дж. Уотсона.


1. Генезис культуры

2. Сущность культуры

3. Основные понятия

В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России. В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким образом, со старым антропоморфическим направлением в зоопсихологии. Антропоморфическая школа устанавливала у животных такие сложные действия, которые не могли быть названы «инстинктивными». Не подвергая этой проблемы экспериментальному исследованию, она утверждала, что животные «разумно» относятся к вещам и что поведение их, в общем, подобно человеческому.

Эксперименты Моргана побудили Торндайка в Америке к его работе (1898). В течение следующего десятилетия примеру Торндайка последовало множество других ученых-зоологов.

Почти в каждом исследовании этого десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных. Уошборн дает в своей книге «The animal Mind» (1-е издание, 1908) общие психологические предпосылки, лежащие в основе работ того времени о психологии животных. Уотсон в своей статье «Psychology as the Behaviorist Views It» («Psychological Review», XX, 1913) первый указал на возможность новой психологии человека и животных, способной вытеснить все прежние концепции о сознании и его подразделениях. В этой статье впервые появились термины бихевиоризм, бихевиорист, бихевиористический.

С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии.

Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р).

Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция.

В каждой человеческой реакции имеются бихевиористическая, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими.

Основная задача бихевиоризма заключается, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае — при данном стимуле (или, лучше сказать, ситуации) — бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы.

Стимул - агент внешней или внутренней среды организма, который, действуя на ткани и организм в целом, вызывает активную реакцию живого субстрата. По энергетической природе стимулы подразделяются на химические, механические, температурные, лучистые, электрические и др. По биологическому значению стимулы подразделяются на адекватные и неадекватные.

^ Реакция - действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие; ответ организма на те или иные внешние или внутренние раздражения.

Рефлекс - осуществляемая при участии нервной системы реакция организма на раздражение рецепторов. Структурной основой рефлекса является анатомическая рефлекторная дуга. Существует несколько альтернативных классификаций рефлексов; рефлексы животных и человека подразделяются:
- на безусловные и условные;
- на соматические и вегетативные;
- на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочно-исследовательские и гомеостатические;
- на спинальные, бульбарные, мезэнцефальные, диэнцефальные и кортикальные;
- на интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные


Задание №3.

^ Дать определение и провести типологическое сравнение веб-дизайна и архитектуры как видов искусств.

Веб-дизайн (от англ. web design) — это визуальное оформление веб-страниц. Он играет такую же роль для сайта, как полиграфический дизайн и вёрстка для бумажного издания. Часто под «веб-дизайном» понимают не только создание графических элементов для сайта, но и веб-разработку, то есть дело создания сайта вообще: проектирование структуры, навигации и иногда даже специальных поисковых программ сайта. На самом деле в настоящее время под термином «веб-дизайн» понимают именно проектирование структуры, идейной целостности интернет-ресурса, обеспечение удобства пользования интернет-ресурсом для пользователей.

Архитекту́ра (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) или зодчество — это одновременно наука и искусство проектирования зданий. В широком смысле слова архитектура — это организация среды обитания человека, начиная с проектирования городов, вопросов организации городской среды, ландшафтной архитектуры и заканчивая дизайном мебели и внутреннего убранства зданий.

В XX веке архитектурное развитие, стимулированное цивилизационной рефлексией, пошло в сторону симбиоза с сопряжёнными областями человеческой деятельности. «Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье. «Архитектура как инженерия» породила направления функционализм и хай-тек. В связи с крахом парадигмы модернизма и кризисом позитивизма возник деконструктивизм (например, Заха Хадид) как реакция на предшествующий конструктивизм, и т. д. В настоящее время актуальными архитектурными течениями являются неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, условно объединенные в категорию неомодернизм.

Архитектура является отдельным видом искусства, в то время как веб-дизайн входит в категорию дизайна в целом и в такой раздел искусства, как декоративно-прикладное.

У архитектуры и веб-дизайна как типов искусства есть некоторые похожие черты.

Во-первых, соединение этих типов со схемами и чертежами. Для постройки здания необходимо создать первоначальный чертеж, проект будущего сооружения. Оно должно иметь какой-то определенный дизайн. Так же и для создания сайта. Он должен строиться по определенной схеме, разработанной заранее. Как проект здания строится в чертежах, так проект сайта создается в схемах.

Во-вторых, соединение этих типов искусства с другими. Ведь архитектура объединяет в себе и дизайн, и изобразительное искусство. Веб-дизайн можно отнести как к декоративно-прикладному виду искусства, так и к медиаискусству, потому что в некоторых случаях необходимо применять искусство фотографии и др.

На схеме наблюдается параллель развития этих видов искусств и их расположение в общей систематизации.


Изобразительное искусство

Искусство

Архитектура

Декоративно-прикладное искусство

Медиаискусство

Музыкальное искусство

Игровое искусство

Литература

Реклама:





Скачать файл (57.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов