Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Таможенное регулирование - файл 1.doc


Лекции - Таможенное регулирование
скачать (725.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc726kb.26.11.2011 07:05скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Тема 1. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации 2

Внешнеэкономическая деятельность 2

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности и органы его осуществляющие 3

Таможенная территория и таможенная граница РФ 8

Тема 2. Международное сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере 9

Сотрудничество в международных торговых организациях 9

Всемирная таможенная организация 10

Экономическое и таможенное сотрудничество со странами СНГ 11

Тема 3. Регулирование перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств 13

Основные принципы перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. 13

Виды таможенных режимов, особенности их правового регулирования. Характеристика основных таможенных режимов. 16

Временный ввоз и вывоз транспортных средств 21

Тема 4. Таможенные платежи в Российской Федерации 24

Классификация товаров для таможенных целей в соответствии с ТНВЭД 24

Закон РФ «О таможенном тарифе» 26

Понятие и виды таможенных платежей 28

Роль и место таможенных платежей в экономике России 29

Тема 5. Технология начисления и уплаты таможенных платежей 29

Таможенная стоимость товаров 29

Методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров 31

Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации 35

Особенности исчисления отдельных видов таможенных платежей 36

Плательщики таможенных платежей 43

Обеспечение и технология уплаты таможенных платежей 44

Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных сумм 48

Тема 6. Таможенное оформление 52

Технология таможенного оформления товаров с применением грузовой таможенной декларации 52

Оформление ГТД 53

Тема 7. Особенности осуществления таможенных процедур по отношению к физическим лицам 55

Тема 8. Таможенный контроль 59

Тема 9. Организация валютного контроля в Российской Федерации 63

Валютное регулирование и валютный контроль. 63

Осуществление валютного контроля за экспортно-импортными операциями таможенными органами 65

Контроль за перемещением наличной валюты физическими лицами 67

Тема 10. Информационные технологии систем компьютеризации таможенной деятельности 67

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России 67

Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО) 70

Центральная база данных ЕАИС ФТС России 74

Таможенная статистика внешней торговли 76

Взаимодействие ЕАИС с внешними системами 77

Перспективные направления развития ЕАИС 79



^

Тема 1. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Внешнеэкономическая деятельность


Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в том, что ВЭД осуществляется не на межгосударственном уровне, а на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, именуемыми участниками ВЭД. Участники ВЭД (предприятия, организации, учреждения, физические лица) различаются по их регистрации, организационно-правовой форме, количеству, территориальному нахождению, содержанию деятельности, и т.д. Так, например, в зависимости от соотношения к государственной принадлежности и территории нахождения участники ВЭД могут быть квалифицированы в качестве резидентов и нерезидентов. Участники ВЭД имеют полную самостоятельность в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуре экспортируемых или импортируемых товаров и услуг, цены и стоимости контракта, сроков и объемов поставок, формы расчетов и т.п.

Таким образом, внешнеэкономические связи относятся к уровню как бы макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность – к микроуровню (уровню отдельных предприятий и фирм).

В современной российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность, под которой следует понимать предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

^ Внешнеторговые операции представляют собой комплекс как основных, так и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи товаров, технологий, услуг.

К основным внешнеторговым операциям относятся экспортно-импортные операции, т.е. операции, направленные на продажу какого-либо товара, технологии и услуг иностранному партнеру с последующим вывозом из страны для передачи их в собственность иностранному покупателю (экспортные операции), либо связанные с закупкой у иностранного партнера и ввозом в страну иностранных товаров, технологий или услуг для последующей их реализации на внутреннем рынке (импортные операции).

К разновидности экспортно-импортных операций основного характера относятся также реэкспортные (обратный вывоз ранее ввезенных из-за границы товара без какой-либо его там переработки). Подробно об этих операциях идет речь в главе 3 в разделе «Виды таможенных режимов».

К обеспечивающим внешнеторговым операциям принято относить всевозможные транспортные, страховые, финансово-расчетные, таможенные операции, а также подачу заявки на торговую марку и оказание посреднических услуг по доставке грузов, по проведению рекламных компаний и др.

Многообразие внешнеторговых операций в мировой торговле зависит от следующих факторов:

    • предмета сделки (товары, услуги, аренда оборудования);

    • его особенностью (например, сделка с сырьевыми товарами или с готовой продукцией);

    • каналов сбыта;

    • характера взаимоотношений между внешнеторговых партнерами;

    • прочих условий.

При этом внешнеторговые сделки могут заключаться как напрямую между экспортером и импортером, так и через специализированные посреднические фирмы.

Неотъемлемым атрибутом ВЭД является международный контракт. Под международным (внешнеторговым) контрактом следует понимать договорное соглашение между двумя и более сторонами, находящимися в разных странах, по поставке определенного количества товаров (работ и услуг) на заранее согласованных условиях. Внешнеторговый контракт, чтобы быть официально признанным в качестве такового, должен содержать ряд обязательных атрибутов и разделов, расположенных в определенной последовательности. Требования к оформлению внешнеэкономических контрактов представлены в письме ЦБ РФ от 15 сентября 1996 года №300 « О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».

При заключении внешнеторгового договора очень важно определить базисные условия поставки и разделить обязанности сторон. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в странах-контрагентах. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Для устранения подобных проблем Международная торговая палата впервые в 1936 г. опубликовала международные правила толкования торговых терминов, известных как Инкотермс 1936. Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 г. с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой. Современные правила называются ИНКОТЕРМС 2000.

Все термины в ИНКОТЕРМС разделены на четыре категории, начиная со случая, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы "Е" - E term - EX works), согласно терминам второй группы продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы F - FCA, FAS и FOB), согласно терминам третьей группы "С" продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара (термины группы C - CFR, CIF и CIP) и, наконец, термины группы D, согласно которым продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).
^

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности и органы его осуществляющие



Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения иных мер обеспечивает защиту российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, а также пополнение доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Одним из важнейших законов в Российской Федерации является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

В данном законе раскрываются основные понятия, используемые во внешнеторговой деятельности и принципы государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации, к которым относятся:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

  • равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

  • единство таможенной территории Российской Федерации;

  • взаимность в отношении другого государства (группы государств);

  • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление вытекающих из этих договоров прав Российской Федерации;

  • выбор мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеэкономической деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;

  • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Данный закон определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, методы ее регулирования (таможенно-тарифные и нетарифные), запрещение иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Система государственного регулирования включает в себя:

  • нормативно-правовую базу;

  • наличие соответствующих государственных органов и строго закрепленной за ними компетенции и иерархической подчиненности и подконтрольности;

  • регистрацию участников ВЭД;

  • квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

  • сертификацию импортных товаров;

  • обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

  • таможенно-тарифное регулирование;

  • валютное и денежно-кредитное регулирование ВЭД,

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, согласно ч.1 ст.12 Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) осуществляется посредством:

  1. таможенно-тарифного регулирования;

  2. нетарифного регулирования;

  3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

  4. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности (таможенным делом в современной трактовке) следует понимать сферу деятельности государственных органов, осуществляющих регулирование общественных отношений, связанных с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля.

Методы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности основаны на использовании влияния ценового фактора на внешнеэкономический оборот. Это влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности тесно связано с понятием «таможенное дело» и включает в себя те его институты, которые непосредственно связаны с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В таможенном деле применяются меры таможенного тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации.

Запреты – это возложение прямых юридических обязанностей на субъекты ( в основном это касается участников ВЭД, но в ряде случаев – и должностных лиц таможенных органов) не совершать тех или иных строго оговоренных действий, если они стали причастны к условиям, предусмотренным правовой нормой (например, запрет для участников ВЭД на пользование транспортными средствами, таможенное оформление которых не завершено, без разрешения таможенных органов).

Ограничения – это правила, определяющие границы дозволенного или условия. Например, количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам или группам стран. Ограничения на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу могут устанавливаться как в российских нормативно-правовых актах, так и в международных договорах и решениях межправительственных организаций.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственные органы, осуществляющие регулирование отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, принято называть таможенными органами. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Согласно ст.402 ТК РФ, таможенными органами являются:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

  2. Региональные таможенные управления;

  3. Таможни;

  4. Таможенные посты.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба (ФТС) России (до июля 2004г. Государственный таможенный комитет- ГТК РФ), которая осуществляет межотраслевое регулирование таможенного дела в соответствии с политикой правительства, а также осуществляет международные связи с другими странами и международными организациями.

Днем рождения Российской таможни считается 25 октября 1653 года. В этот день царь Алексей Михайлович подписал Именной Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Таким образом, этот документ, представляющий собой первую попытку государственного регулирования основных таможенных и торговых пошлин, в историографии таможенного дела рассматривается в качестве первого Таможенного устава, положившего начало единой таможенной системы России.
На ФТС России возложены, в частности, следующие основные задачи:

  • соблюдение законодательства о таможенном деле;

  • обеспечение экономической безопасности страны;

  • совершенствование регулирования по внешнеторговым операциям;

  • учет и обеспечение экономических приоритетов России;

  • создание благоприятных условий для участия страны в международном разделении труда;

  • своевременное и полное взимание платежей, налогов и других сборов;

  • борьба контрабандой, нарушениями таможенных правил и законодательства;

  • ведение таможенной статистики;

  • содействие развитию внешнеторговых связей Российской Федерации и её субъектов;

  • обеспечение благоприятного таможенного режима для выполнения международных договоров;

  • информирование правительства и общественности о деятельности таможни через средства массовой информации и издание статистических публикаций;

  • подготовка и повышение квалификации сотрудников таможенных служб;

  • участие в международном сотрудничестве таможенных органов;

  • взаимодействие с другими федеральными органами.

ФТС России является функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед таможенными органами страны в целом.

Региональные таможенные управления (РТУ) осуществляют непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. Необходимость создания РТУ как промежуточного звена в системе управления таможенным делом в стране обусловлена в первую очередь огромными размерами таможенной территории России. В настоящее время в России действуют семь региональных таможенных управлений по количеству созданных в рамках Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 федеральных округов.

Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

При всей важности таможенных постов, как основы всей таможенной информации, необходимо отметить, что фундамент единой федеральной централизованной системы таможенных органов составляют таможни, которые решают основные задачи в сфере таможенного дела. Вплоть до начала 1990х годов (до провозглашения принципа либерализации внешнеэкономической деятельности и отмены государственной монополии на нее) таможни располагались в местах пересечения транспортных магистралей на границе страны, а также в аэропортах, речных и морских портах и все они считались пограничными. За последние 10 лет начался интенсивный процесс формирования «внутренних таможен» для приближения таможенного контроля к местам концентрации получателей и отправителей внешнеторговых грузов на новых таможенных территориях России.

Размещение таможен и таможенных постов на территории страны связано либо со значительным грузо- и пассажиропотоком (например, Шереметьевская таможня, Внуковская таможня), либо с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности внутри страны (например, Воронежская таможня, Новосибирская таможня, таможенные посты, расположенные на крупных заводах и иных промышленных объектах, занимающихся внешнеэкономической деятельностью), либо с близостью государственной границы (например, Таганрогская таможня, расположенная вблизи российско-украинской границы), либо с особенностью таможенного оформления и контроля отдельных категорий товаров (например, Центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты в каждом таможенном регионе занимаются таможенным оформлением и контролем подакцизных товаров, Энергетическая таможня, специализирующаяся на таможенном оформлении энергоносителей, регионом деятельности которой является вся таможенная территория страны – так называемые специализированные таможни и таможенные посты).

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

  1. осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

  2. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

  3. обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

  4. обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

  5. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

  6. ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

  7. осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;

  8. ведут таможенную статистику внешней торговли;

  9. обеспечивают выполнение международных обязательств, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

  10. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации граждан информацией по таможенным вопросам;

  11. проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Для повышения эффективности и оперативности функционирования всех таможенных органов предназначена единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК РФ. Она служит инструментом реализации основных информационных технологий.

На ЕАИС возложено выполнение следующих задач:

  • обеспечение всех таможенных органов и правительства необходимой информацией, наряду с ведением таможенной статистики;

  • совершенствование управления таможенными органами на всех уровнях;

  • автоматизация таможенного оформления документов;

  • повышение эффективности таможенного контроля за грузами и багажом пассажиров, пересекающих границу;

  • обеспечение централизованного взимания и контроля за наличием и поступлением платежей;

  • содействия борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

  • совершенствование методов и средств нетарифного регулирования и контроля за исполнением лицензий и квот;

  • развитие информационной технологии контроля за всеми таможенными операциями.

Эту систему возглавляет главный научно-исследовательский центр (ГНИВЦ ГТК РФ), который внедрил и эксплуатирует ЕАИС, обеспечивая информационные потребности всех таможенных органов и сторонних потребителей.
^

Таможенная территория и таможенная граница РФ


Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того:

1. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в двух предыдущих абзацах являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 1 и 2. Таким образом, таможенная граница не совпадает с Государственной границей Российской Федерации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (725.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации