Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломный проект - Становление политической системы Франции конца 18-середины 19 веков - файл 1.doc


Дипломный проект - Становление политической системы Франции конца 18-середины 19 веков
скачать (415.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc416kb.25.11.2011 21:54скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Исторический факультет
Курсовая работа

по дисциплине: «Новая история»

Тема :


Выполнила: студентка 5 курса

ЗО ИФ /гр. 4231/

Специальность «История»

Маршева Юлия Владимировна
Проверил:

МОХОВИКОВА

ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА


Великий Новгород

2007
Введение
Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы. Смена политической системы всегда влечет за собой изменения в облике государства, общества. Революция во Франции, вошедшая в историю как Великая, изменила облик не только французского общества, но и всей континентальной Европы. Она стала логическим завершением эпохи Просвещения, взяв на вооружение многие из порожденных ею идей и применив их на практике. Однако воплощение их в жизни было далеко от ожиданий гуманистов – просветителей…

Проследим вкратце историю смены политических систем Франции, не анализируя причин и оставив только сухие факты.

Первая попытка учреждения республики относится еще ко временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Однако уже в мае 1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием империи. Первую республику (по традиционной терминологии) сменила Первая империя, продержавшаяся до 1815 г. Затем в течение тридцати с лишним лет Франция снова была королевством. После революции в феврале 1848 г. во Франции опять устанавливается республиканский строй (Вторая республика), которая, в свою очередь, в декабре 1852 г. становится жертвой переворота, осуществленного племянником Наполеона I Луи-Наполеоном, восстановившим империю (Вторая империя) и правившим под именем Наполеона III. Его самого свергают в сентябре 1870 г. после ряда поражении во франко-германской войне. На свет рождается Третья республика. Республиканский строй закрепляется конституционными законами 1875 г. и утверждается окончательно.

В 1884 г. принимается закон, гласящий, что «республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре». Третья республика оказалась долговечной: она продержалась до поражения Франции во второй мировой войне и официально перестала существовать в июле 1940 г. После четырех лет «режима Виши» в процессе освобождения Франции возникла Четвертая республика, существовавшая с июня 1944 г. до октября 1958 г.

В мае 1958 г. Франция оказалась в ситуации острого политического кризиса, вызванного главным образом затяжной колониальной войной за удержание Алжира и экономическими трудностями. Во французских войсках в Алжире вспыхнул мятеж, возглавляемый представителями высшего командования. Одним из требований мятежников было возвращение к власти генерала Шарля де Голля, в прошлом популярного руководителя Движения Сопротивления. 1 июня 1958 г. Национальное собрание избрало де Голля главой правительства. Он объявил о своем намерении ввести новую конституцию. Проект конституции был рассмотрен высшими органами власти и вынесен 28 сентября на референдум. За его одобрение проголосовало более 79% участников референдума. 4 октября конституция вступила в силу. В последующие месяцы прошли выборы в обе палаты парламента (Национальное собрание и сенат), а также выборы президента республики. Так возникла Пятая республика, существующая и по сей день.

Прежде чем обратиться к основной теме работы, выясним, какое содержание вкладывается в понятие - политическая система.

Специальная литература дает следующее определение. «Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие «политическая система» имеет различное содержание, т. к. ее составные части варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская)»1.

Например, французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:2

  • либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

  • коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

  • традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

  • становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;

  • авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек («диктатор»), законодательное собрание, комитет, хунта или партия.

Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют «входящие» эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.

Политическая система – понятие не монолитное, она делится на подсистемы, которые непосредственно связаны между собой и обеспечивают функционирование публичной власти. У разных исследователей количество подсистем (элементов) неодинаково. Однако, если в качестве основания для их определения взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить: институциональную (государство, партии, группы давления, СМИ, церковь и др.), нормативную (политические, правовые, моральные нормы, традиции), коммуникативную (формы взаимодействия власти, общества и индивида), культурную (система ценностей, ментальность и пр.), функциональную (средства и способы реализации власти) подсистемы.

Таким образом, изменения политической системы Франции изучаемого периода мы будем рассматривать на основе изменений этих пяти подсистем.

  • Источники и литература

В данной работе использованы отрывки из официальных документов, публицистики, литературных памятников, мемуаров. Значительная их часть представлена хрестоматиями и узкоспециальными сборниками. Это, в первую очередь – сборники документов, прямо и целиком посвященные изучаемому вопросу (учебное пособие для студентов ВУЗов – «Документы истории Великой французской революции». / Отв.ред. Адо А.В.; сборник документов «Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв.»/ Под ред. проф. П.Ф.Галанзы. и пр.) а также хрестоматии по новой истории или истории государства и права для студентов университетов и педвузов, учителей истории. (Новая история в документах и материалах/ под ред. Н.М. Лукина, В.М. Далина. М., 1934.; Хрестоматия по новой истории. / Под ред. А.И.Молока и В.А.Орлова. М., 1958.; Хрестоматия по новой истории. Том 1 / Под ред. А.А.Губера, А.В.Ефимова. М., 1963.; Хрестоматия по новой истории. 1640-1870. Пособие для учителя./ Под ред. В.Г. Сироткина. М., 1990.; Хрестоматии по всеобщей истории государства и права под редакцией К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой (М.: ЮРИСТЪ, 1996), профессора З.М. Черниловского (М., 1994) и пр.

Временной диапазон издания использованных пособий достаточно велик – от первой трети ХХ века и до наших дней. Естественно, что за минувшие десятилетия историческая наука не стояла на месте. По этой причине в работе использованы хрестоматии по новой истории разных лет выпуска. Изменение исторического мышления отразилось в том, что в более поздние издания включены отрывки из документов, которые ранее (в основном это касается изданий периода 20 – 60-х гг. ХХ столетия) в такого рода хрестоматиях не публиковались. И, напротив, для полноты описываемых событий использованы материалы из ранних хрестоматий, исключенные из переизданий.

Происхождение мировоззрений и взглядов, получивших распространение в период становления политической системы во Франции и легших в основу правовых документов, раскрывается в трудах Руссо и Монтескье.

Учебные пособия для высших учебных заведений также использовались при написании данной работы. Анализ текстов учебных изданий по новой истории позволяет грамотно построить событийную и хронологическую линию, помогает выработать правильный взгляд по отдельным, наиболее существенным вопросам.

Обширнейший материал предлагает также изданный в 1958 году учебник для высших учебных заведений по Новой истории в 3-х томах под редакцией И.С.Галкина, Н.А.Ерофеева, М.И. Михайлова и др. Безусловно, историческая наука в нашем государстве была жестко подчинена существующему режиму, изменилось многое – от идеологии до периодизации истории. Однако подробность изложения материала очень ценна.

Так как рассматриваемый вопрос фактически находится на границе двух наук – истории и политологии, возникла необходимость изучения специальной литературы – главным образом для конкретизации понятий и терминов. Помогают разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах общества и общественного развития, как политика, правовое государство, гражданское общество, политическая система и ее формы, демократия и тоталитаризм и т.д. учебные пособия Гаджиева К.С. Введение в политическую науку. М.:ЛОГОС, 2000.; Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2004.; Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: ЮРИСТЪ, 2002.

В тесной связи с мировым революционным движением, частью которого являются изучаемые в данной работе события, находились и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса в 40-60-х гг. XIX в. не только как теоретиков, но и как практиков. Отрывки из их произведений ценны не только опытом исследователей, но, прежде всего тем, что это свидетельства современников.

Цели оживления изучаемых событий служат отрывки из научно-популярных исследований историков советского периода (Е.В.Тарле, А.З.Манфред), включенные наряду с отрывками из памятников художественной литературы французского народа.

Отрывки из художественных произведений (В. Гюго, французское народное творчество), безусловно, не могут быть признаны документами в строгом смысле слова, но они интересны с точки зрения свидетельства современников и участников событий.
^ 1. Кризис абсолютизма и революция 1789 года во Франции.
К концу XVIII века во Фран­ции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образова­нии единого национального государства, теперь стала реакцион­ной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво обере­гающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.

В 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяже­лым положение городских низов. Дефицит в бюджете угрожал государству банкротством. Королевский двор стал еще более пышным. Людовику XV приписывают знаменитые слова: «После нас – хоть потоп!» Этим потопом и станет революция, уничтожившая абсолютную монархию и феодальные порядки. Бесхарактерный и невежественный его преемник – король Людовик XV1 – избегал государственных дел, был безразличен к участи подданных. Долго копившееся всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 года.


Старинная французская песня3
«Бедный пахарь похож на придворного,

Весь одет в полотно,

Как ветряная мельница.



Бедный пахарь

Всегда мучается

Платя соляную подать

И налоги королю.

Всегда перед его дверью

Гарнизонные пристава,

Которые кричат беспрестанно:

«Несите деньги!..»

Бедный пахарь

Слывущий за подлого

Кормит дворянство,

не имея ничего верного.

Нет ни короля, ни принца,

Ни епископа, ни сеньора,

Кто не жил бы трудом

Бедного пахаря».
В открывшихся 5 мая 1789 г. Генеральных штатах количество представителей третьего сословия было равно числу депу­татов дворянства и духовенства, взятых вместе.

Для депутатов третьего сословия это был день унижений и разочарований; они не удостоились «чести» пройти в зал заседания через главный вход и были, размещены в зале обособленно от депутатов привилегирован­ных сословий. Речь короля не оставляла сомнений в полити­ческом значении этого унизительного церемониала: открывая заседание генеральных штатов, Людовик XVI не подтвердил своих обещаний приступить к реформам и нарочно обошел молчанием важнейший - в тот момент организационный во­прос - о порядке голосования.

Даже если бы и остался прежний порядок голосования, по сословиям, то никакое увеличение количества депутатов третьего сословия по сравнению с числом депутатов привилегированных сословий не имело бы значения: депутаты привилегированных имели бы постоянное большинство двух против одного. 6 мая депутат привилегированных, собравшись, как в давние вре­мена, и обособленных помещениях, приступили к посословной проверке полномочий. Депутаты третьего сословия, заинтересованные именно в отмене прежнего порядка голосования, не последовали примеру привилегированных и начали борьбу за организацию совместной проверки полномочий.

Бунтующий народ ждал от Генеральных штатов решений, улучшающих условия жизни народных масс. Депу­таты «общин» (так называли себя тогда депутаты третьего сословия) поняли, что им нельзя более медлить: гнев народа мог обратиться и против них. 10 июня депутат третьего сосло­вия аббат Сиейес предложил заявить привилегированным, что даже в случае их неявки на совместное заседание депутаты третьего сословия приступят к проверке полномочий всех депу­татов, избранных в Генеральные штаты.

17 июня после проверки полномочий депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Это было смелое решение, означавшее, что верховная законода­тельная власть вопреки воле и намерениям короля переходила к депутатам всех трех сословий при численном преобладании представителей буржуазии.

Утром 20 июня эти депутаты собрались, как обычно, у во­рот дворца, в котором происходили их заседания. Но оказа­лось, что по приказанию короля дворец был «временно» закрыт. Все поняли, что правительство, испуганное револю­ционным решением 17 июня, готовится к покушению на На­циональное собрание. Народ, трудящийся люд Парижа, по­стоянно прибывавший в Версаль, сплотился вокруг депутатов; в сопровождении множества простых людей депутаты начали поиски помещения и вскоре нашли его. Это было почти пустое, но просторное помещение — зал для игры в мяч. Народ окру­жил здание, вторгся в зал, смешался с депутатами. Только одно, но чрезвычайно важное решение было принято Национальным собранием в этом зале: депутаты, дали торжествен­ную клятву не расходиться, и собираться всюду, где будет возможно, до тех пор, пока не будет выработана консти­туция.

Народная масса не оставляла депутатов и на следующем заседании Национального собрания, состоявшемся в одной из версальских церквей. «Трогательно было видеть, — писал участник этого заседания, - с каким вниманием люди из на­рода, расталкивая толпу, очищали путь для прохода депута­тов, приносили им стулья и своей грудью оберегали членов Национального собрания от возможных в такой страшной давке несчастных случаев».

Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., штурм Бастилии, явившееся началом революции. Оно укрепило позиции Национального собрания, которое стало называть себя учредительным — Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.

Обострение борьбы вызвало размежевание политических сил в стране. Проявили себя три основные группировки:

  • Фейяны – представители крупной конституционно – монархической буржуазии и либерального дворянства;

  • Жирондисты – в основном представляли торгово-промышленную провинциальную среднюю буржуазию;

  • Якобинцы – представители мелкой и части средней буржуазии, ремесленников и крестьянства.

Революция охватила всю страну. Руководящую роль в революции захватила буржуазия. На местах были сформированы новые органы местного самоуправления – муниципалитеты. Создана Национальная гвардия – территориальное ополчение.

Характеризуя восходящую линию французской революции XVIII века, К. Маркс писал, что «за господством конституциона­листов следует господство жирондистов, за господством жирон­дистов следует господство якобинцев... Как только данная пар­тия продвинула революцию настолько далеко, что уже не в со­стоянии ни следовать за ней, ни тем более возглавлять ее, - эту партию отстраняет и отправляет на гильотину стоящий за ней более смелый союзник»4.

На первом этапе революции буржуазия в лице конституционалистов (в Учредитель­ном собрании - партия «центра») идет на компромисс с дво­рянством и сохраняет монархию. Взгляды этой партии и нашли свое отражение в первых конституционных документах Фран­ции: «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года и Конституции 1791 года. В этих документах учредительное собра­ние выступало в интересах буржуазии в целом и даже от имени всего народа.


  • Первая Декларация прав человека и гражданина

Декларация прав человека и гражданина была утверждена Учредительным собранием 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угне­тенных классов против феодального строя. В декларации сфор­мулирован ряд демократических и гуманистических принципов. Декларация заложила основы правового государства во Франции.


История
В Собрании депутаты разделились по своим взглядам. Сторонники умеренности и порядка сидели справа – их стали называть «правыми». Слева сидели сторонники перемен – «левые». С тех пор термины «правый» и «левый» применяются в этих значениях.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) бы­ло направлено против деспотизма и сословного строя.

В Декларации провозглашаются естественные и неотчу­ждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная француз­ская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и про­возгласить право народа на восстание.

Свобода определяется в декларации как возможность человека делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст. 4). Свободное выражение мыслей устно и письменно - «драгоценнейшее из прав человека» - и свобода совести провозглашены в ст. 10 и ст. 11.5

В Декларации провозглашается принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Зако­ном воспрещены действия, вредные для общества. «Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5).

В определении закона видно влияние Руссо. Так, он провозглашал: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство обществом, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого… Если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмам, а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным».6 Закон опреде­ляется как «выражение общей воли» (ст. 6). Хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и прогрессивной. Та же статья тре­бует равенства всех перед законом как в случаях, когда он покровительствует, так и тогда, когда он карает. От этой прогрессивной демократической идеи – «равенства всех перед законом», буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право.

  • Конституция 1791 года

После неудачной попытки бегства 20 июня 1791 года и задержании в местечке Варен король Людовик воспринимается народом как предатель революции. Однако, так как большинство голосов в Учредительном собрании
принадлежало богатой буржуазии и дворянам, принятая Учредительным собранием в сентябре 1791 года первая в истории Франции Конституция учреждала в стране конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей.

Конституция подтверждает начала «Декларации прав человека и гражданина». Ею отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа, и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако она умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

В разделе первом Конституции говорится о естественных и гражданских правах. Конституция 1791 года гарантировала*:

  • свободу передвижения;

  • свободу слова и печати без предварительной цензуры;

  • свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому принадлежит гражданин; свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия;

  • свободу петиций, но не кол­лективных, а подписанных отдельными гражданами.

Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызыва­лись страхом перед трудящимися массами.

Законодательная власть не может издавать законов, пре­пятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.

В конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в дек­ларации, и открыто провозглашается уничтоже­ние феодального порядка и сословного строя общества.

Раздел второй определяет форму государственного устрой­ства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент - на дистрикты, а каждый дистрикт - на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провоз­глашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же гово­рится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный ха­рактер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), изби­раемому на два года, исполнительная власть—королю и назна­чаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям.

_______________________________________________________________________

* Здесь и далее: Конституция 3 сентября 1791 года.//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права./Под ред. К.И.Батыра. Т. 2. С.94-102.
Рис. 1. Государственный аппарат Франции по Конституции 1791 года

По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граж­дане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (т. е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципа­литета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т. е. 15%.

Выборы депутатов в законодательный корпус были не пря­мыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышенный ценз. Это было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и граж­данина, а также основными положениями самой конституции.

Депутаты избранные по департаментам считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им никаких наказов.

Регулируя взаимоотношения законодательной и исполни­тельной власти, конституция предоставила королю право отка­зывать в утверждении законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его.

Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежаще установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать при­менение законов или вторгаться в круг деятельности исполни­тельной власти.

Здесь мы можем наблюдать ярко выраженные и характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несме­няемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.

Вместе с тем конституция так же, как и декларация, обна­руживает свою классовую ограниченность. Король, личность которого провозглашалась неприкосновенной, был главой исполнительной власти, высшим начальником сухопутных и морских сил. Но война могла быть объявлена королем только с согласия Законодательного собрания. Это собрание и осуществляло по конституции функции высшей законодательной власти, однако королю было предоставлено весьма важное право временно приостанавливать введение законов, издаваемых собранием (приостанавливающее вето). Законодательное собрание ста­новилось органом классового господства буржуазии, притом ее наиболее богатых слоев. Конституция узаконила цензовое избирательное право с разделением граждан на «активных» и «пассивных».

Она еще более от­крыто, чем декларация, защищает интересы крупной буржуазии, вместе с тем утверждая бес­правное положение коренных жителей колоний.
^ 2. Конвент и якобинская диктатура во Франции.
Конституция 1791 го­да действовала недолго: после нового восстания в Париже 10 августа 1792 г. власть во Франции перешла в руки средних слоев торговой и промышленной буржуазии. Режим конституционной монархии рухнул. Под давлением масс было уничтожено различие между активными и пассивными гражда­нами и проведены выборы в Национальный конвент, который начал работу 20 сентября 1792 г. и в котором были представлены две значительные политические группировки: жи­рондисты и монтаньяры (якобинцы). Вождем монтаньяров был Робеспьер. Но наиболее зна­чительную часть депутатов конвента составляли колеблющиеся, которых называли «болотом». Первоначально «бо­лото» поддерживало жирондистов, обеспечивая им большин­ство. Под давлением масс 21 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. В январе 1793 года был казнен на гильотине король Людовик XVI, обвиненный в государствен­ной измене.

Военная опасность, тяжелое экономическое положение масс, нежелание жирондистов принять решительные меры против спе­куляции вызывают 31 мая—2 июня 1793 г. новое движение на­родных масс, которые требуют изгнания жирондистов из конвента.

С этого момента начался в истории французской революции период, который называется якобин­ской диктатурой (с 2 июня 1793 г. по 27 июля 1794 г.). Именно в этот период Конвент был диктатурой низов, т. е. самых низших слоев городской и сельской бедноты.

Во время революции в стране появились политические клубы, заменявшие тогда партии. Одним из наиболее влиятельных являлся Якобинский клуб* (он назывался так потому, что члены клуба собирались в библиотеке монастыря Святого Якоба), постепенно при­обретавший организационную структуру политической партии.

Среди якобинцев были очень разные по своему положению люди, но в основном представители буржуазных слоев Франции.

Часть членов Якобин­ского клуба создала другой политический клуб — «Общество 1789 г» (основатели Мирабо, Лафайет, Сиейес, Кондорсе и др.), с еще более высокими членскими взносами, и число членов этого клуба было строго ограничено. «Общество 1789 г.» состояло преимущественно из банкиров, крупных капиталистов и других людей, благосостояние которых до революции 1789 г. зависело от милостей абсолютной монархии или от ее долгов. Сохра­нить связь с контрреволюционными силами сторонников фео­дально-абсолютистского режима и в то же время не потерять господствующего положения при новом, конституционно-монархическом строе – таково было стремление большинства его членов*.

Стимулом для углубления революции способствовали и внешние события. Австрия и Пруссия, поощряемые Англией, вторглись во Францию, чтобы восстановить монархию. 20 сентября 1792 г. в сражении у деревни Вальми федераты – добровольцы разгромили прусские войска. В этот же день в столице Франции начал работу Конвент. Первым его законодательным актом было установление во Франции республиканской формы правления. 15 января 1793 г. по требованию якобинцев Людовик XVI был приговорен к смертной казни. Режим конституционной монархии рухнул.

Самой влиятельной группировкой оказались жирондисты. Под давлением народа Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти – Национального конвента. Было отменено деление граждан на активных и пассивных. Принято решение о новых выборах в муниципалитеты и суды на основе нового избирательного права и учрежден Чрезвычайный уголовный трибунал. Законодательное собрание образовало Временный исполнительный совет. Большинство депутатов не принадлежало к определенным группировкам, а принимало решения в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры.

2 июня правительство жирондистов свергнуто вооруженными гражданами. В конвенте теперь доминировали якобинцы.

  • Якобинская «Декларация прав человека и гражданина» и Конституция 1793 года.

24 июня был утвержден выработанный в короткий срок Конвентом текст якобинской буржуазно-демократической Конституции 1793 г. Это была первая в истории Франции республиканская кон­ституция, которой, как и Конституции 1791 г., предшествовала заново составленная «Декларация прав человека и гражданина».

Якобинская «Декларация прав человека и гражданина» провозглашала целью общества «всеобщее счастье». Она объ­являла «естественными и неотъемлемыми правами человека» свободу личности, вероисповедания, законодательной инициа­тивы, печати, ассоциации, подачи петиций, равенство всех пе­ред законом, безопасность и обладание собственностью. «Об­щество обязано, — говорилось в Декларации, — заботиться о пропитании неимущих граждан путем предоставления им работы и обеспечения средств к существованию тем, кто не в состоянии работать». Обещая неимущим работу и пропитание, Декларация, однако, не предусматривала гарантий, обеспе­чивающих реальность этих обещаний, остававшихся поэтому только благими пожеланиями.

Конституция облекала высшей законодательной властью Законодательный корпус (Национальное собрание), избираемое 1 мая каждого года прямыми выборами, в которых должны были участвовать все французы, достигшие 21 года. Важнейшие законопроекты, при­нятые Законодательным собранием, подлежали утверждению народа на первичных собраниях.

Конституция 1793 г. была крупным шагом вперед по сравне­нию с Конституцией 1791 г. Она отразила и запечатлела но­вый этап, достигнутый обществом в его восходящем развитии. Она провозгласила на весь мир принципы свободы и демократии, демократии буржуазной, но выраженной с такой

_______________________________________________________________________
  1   2   3   4



Скачать файл (415.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru