Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Культура Древнего Востока - файл 1.doc


Культура Древнего Востока
скачать (371 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc371kb.25.11.2011 22:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифология в культуре древнего Востока.

Мифы дошли до нас с древних времен, когда-то люди верили в них, а потом перестали.

Миф — зародыш всей духовной культуры. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени — рядом с другими ее формами. Слово «миф» буквально означает сказание, предание.

Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким - либо народом (или разными народами).

Миф — сказание, предание особого рода. В самом кратком виде его главная особенность выражается в таком определении: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других.

Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма («форма общественного сознания»), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Для древних людей их мифы были само собой разумеющейся, очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью. Поэтому мир, в котором они жили, значительно отличался от нашего: он был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населен существами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении. Составить некоторое представление об этом мире можно, опираясь на изучение следов первобытной мифологии в фольклоре современных народов, а также в архаических культурах, сохранившихся у африканских племен, у обитателей островов Океании, аборигенов Австралии, Америки, у некоторых северных народов. Анализ древних мифов показывает, что между мифами разных народов существует значительное тематическое сходство. В различных вариациях они повествуют об одном и том же: о происхождении и устройстве мироздания, небесных тел, земли, растений, животных, человека и его образа жизни — охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В них неизменно, так или иначе, присутствуют фантастические описания богов, необычайных животных, загробного царства и пр. Мир древних людей, отраженный в их мифологии, был, с одной стороны, загадочным и непонятным. В нем какими-то неведомыми способами совершались необыкновенные чудеса. Возьмем, например, проблему происхождения мира. В разных мифах она решается несколько по- разному, но всегда предельно просто. Согласно одним мифам, мир вылупился из гигантского яйца; по другим — он появился из воды, или из воздуха, или из небесного огня; по третьим — родился от брака Дня и Ночи, и т. д. Древние мифы рисуют образы духов, управляющих различными явлениями и процессами. Наиболее могущественные, духи со временем становятся богами, которым люди поклоняются. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. В мифах живыми, одушевленными, разумными существами могут оказаться животные, растения и любые вещи и явления природы — камни, реки, горы, ветры, Солнце, Луна, звезды. Как с невидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, ругают, наказывают, награждают жертвоприношениями.

Миф изображает человека в неразрывной связи с окружающей природой. Чаще всего люди оказываются потомками первой человеческой пары — мужчины и женщины, сотворенных богами из глины, земли, камня или песка. Разница между людьми и богами относительна. Люди, поднабравшись силы и мудрости от богов, тоже могут вершить необычайные дела.

С течением времени число мифов росло, они охватывали все больший круг природных явлений и человеческих дел. Разрасталась также совокупность обрядов и магических действий, которые люди совершали, вступая в общение с богами и природными силами. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии, представлявшие собою более или менее целостное мировоззрение, в рамках которого люди описывали и объясняли окружающую действительность и свое место в ней. Из древней мифологии также выросли и многое из нее вобрали в себя более поздние монотеистические религии, том числе и христианство. В истории европейской цивилизации огромную роль сыграла античная мифология — грандиозная мифологическая система, созданная древними греками и затем ставшая государственной религией Древнего Рима. Пантеон 112 античных богов, возглавляемых Зевсом (Юпитером), их образы и дела вписываются создателями мифов в реальную действительность настолько органично и убедительно, что эти боги в глазах людей той эпохи были столь же реальными существами, как и сами люди. Однако существовали и другие аналогичные системы — в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Некоторые из них известны нам, по-видимому, лишь в значительно пострадавшем от времени виде. Это относится и к славянской мифологии.

Изучение древней мифологии позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общими чертами, характеризующими их специфику:

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ФАНТАЗИИ С РЕАЛЬНОСТЬЮ (Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии).

ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ - миф подобен философии и науке, которые тоже ставят своей задачей объяснение действительности. Но философия и наука объясняют действительность с помощью абстрактных понятий и логичных рассуждений, а миф — с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. Вместе с тем в мифе фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает в большей или меньшей мере художественный характер. Благодаря этому миф выступает как произведение искусства.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ миф непосредственно затрагивает чувства людей. Он вовлекает их в переживание происходящих в нем событий. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них. Это укрепляет его веру.

СВЯЗЬ С МАГИЕЙ. В мире мифических духовных сил и мифической смеси вымышленных и реальных связей между явлениями открывается возможность влиять на эти силы и связи с помощью магии — чародейства, колдовства, шаманства и пр. Магия, в отличие от производственно- трудовой деятельности, представляет собою совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими, чувственно воспринимаемыми действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. Вера в силу магического обряда, как и вера в связанный с ним миф, не зависит от эффективности этого обряда. Более того, она способствует его эффективности. А если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется не ее неэффективностью, а неверным проведением магических процедур или вмешательством каких-то враждебных сил.

С развитием различных форм религии появляются разнообразнее религиозные мифы. Буддисты не сомневаются в достоверности повествований о Будде, персы верят в предания о Заратустре, иудеи и христиане воспринимают как священную истину библейские предания о сотворении мира и человека, а мусульмане — коранические сказания о явлении пророку Мухаммеду архангела Джибриля. В средневековой Европе всеобщий и совершенно неподдельный ужас вызывают мифические рассказы о кознях ведьм, летающих на метлах к Лысой горе и устраивающих там шабаш с чертями. Алхимики уверены, что миф о «философском камне», с помощью которого можно различные вещества превращать в золото, — вовсе не миф. Не исчезли доныне из обращения и некоторые поверья, идущие с самой седой древности: вера в домовых, в колдовство, в общение с духами мертвых и пр.

В мифологическом мышлении есть своя логика. Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф. Первый из этих принципов — принцип антропоморфизма. Слово «антропоморфизм» буквально означает « человекоподобие». Принцип антропоморфизма состоит в том, что все в мире уподобляется человеку, мыслится по «образу и подобию» человека. Такая мыслительная установка была вполне естественной для первобытных людей. На фоне еще очень малых знаний об окружающем мире, которыми располагал первобытный человек, наиболее знакомым предметом для него был он сам. Поэтому ему приходилось строить представления о других предметах, исходя из знаний о себе самом, т. е. предполагать, что они в чем-то похожи на человека. Не осознавая того, первобытные люди, так или иначе, наделяли какими-то человеческими чертами все вещи и явления, которые попадались им в действительности или создавались с помощью воображения. Принцип антропоморфизма приводит к тому, что разнообразные вещи и явления « оживляются» и « одушевляются». Мир оказывается наполненными не только «телами», но и «духами». Отсюда начинается путь, ведущий к появлению фантастических существ и мифических богов, которые тоже, подобно человеку, имеют тело и душу.

Основопо­лагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, пробле­мами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Ло­сев.

У каждого племени возникают свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший уже в хрис­тианскую эпоху термин «язычество»

Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.

Каждое племя имеет своих священных предков, которые ча­ще всего отождествляются с некоторым животным. Такая система верований получила название тотемизма. Тотем — это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демо­ном, человеком и животным. Реальные животные вовсе не есть бо­ги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. И мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовмес­тимостью этих характеристик. В ответ на вопрос, действительно ли он верит в то, что предком его племени была выдра, индеец «объ­яснил, что они... вовсе не думают, будто это была такая же выдра; какие существуют сейчас.

Другим характерным для мифа верованием является фети­шизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается, как носитель демонических сил и который мис­тически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

Анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение),

Миф и не призван давать объек­тивную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет. Так, «индейцы пуэбло верят, что они — дети Солнца-Отца, и эта вера открывает в их жизни пер­спективу..., выходящую далеко за пределы их ограниченного суще­ствования. Это позволяет им жить полноценной жизнью»

^ Мифология в системе культуры древнего Востока.

Понятие «Восток» возникло еще в античную эпоху. Под ними подразумевали тогда Египет, страны Передней Азии – Сирию, Финикию, Месопотамию и другие, а также все земли, лежавшие далее на восток – Персию, Индию, Аравию и иные области и государства. В этой местности в силу ряда причин сформировались древнейшие цивилизации, достигшие значительных успехов в своем развитии задолго до возникновения европейских культур. Здесь располагается так называемый «золотой полумесяц» наиболее плодородных земель – полоса от Египта до Китая, включая сюда также восточный берег Средиземного моря – Палестину, землю, про которую еще в Ветхом Завете говорилось, что она «течет молоком и медом», Месопотамию, Индию и прилегающие к ним территории. Особенностью древневосточных цивилизаций стало и то, что практически все они сформировались в долинах больших рек – Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Реки имели определяющее значение для жизни человека в этих местах. Не случайно их, как в Египте, обожествляли. В честь речных богов строились храмы, им приносились жертвы, даже человеческие.

К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира, такие как:

- Египетская мифология

- Индийская мифология

- Китайская мифология

- Мифология Мессопатамии

В большинстве своем восточная мифология носила зооморфный характер (представление богов в образах животных). Божества изображались со звериными или птичьими головами, с другими частями их тел. Такая образная форма явилась следствием сохранения в сознании древнего человека тотемных отождествлений каждого индивида родового общества со своим предком, мыслимым в виде животного, насекомого или растения. Наличие в человеческом облике звериных черт не было связано с этическими или эстетическими характеристиками. Животное не служило человеку идеалом красоты. Образ зверя-человека в мифологической культуре Древнего Востока был скорее знаком подчиненности людей природным силам. Переход к культурному состоянию не означал разрыва с природой, а лишь был дополнением «природного» существования индивида теми чертами, которые характерны для мира культуры. Первоначально связь человека с тотемом представала как некая сила, не только господствующая над ним, но и оберегающая его. Позднее тотемический образ будет связан с большим аспектом человеческого бытия и трансформируется в человеко-зверя, актуализировав не природное, а социокультурное начало в искусстве. Для культуры Древнего Востока долгое время будет характерна именно первая модель — зверь-человек.
Мифологические тексты воспроизводят различные этапы окультуривания человеком среды обитания. С одной стороны, это сюжеты, рассказывающие о возникновении природных ландшафтов, о циклической изменчивости природы, о самообновлении флоры и фауны и прочее. С другой стороны, это повествование о подвигах культурных героев, о созидании мира материальной и духовной культур. Так, например, в китайской мифологии вначале устроение земли понималось буквально как наведение богиней Нюйвой порядка в разрушенном хаотичном космосе. Позднее персонажи ранних мифов осушают землю, засевают поля, добывают огонь, плетут рыболовные сети, проводят дороги, словом, создают мир культуры.
Миф — это произведение устного народного творчества, сохранившее опыт поэтического осмысления действительности; это способ жизни, мышления, чувствования. Мифологические образы и сюжеты не трудно отыскать и в тех формах искусства, которые далеки от словесного воплощения — в скульптуре, в живописи, в архитектуре. Скажем, в Шумере храмы украшались изображениями не конкретных человекоподобных богов, а тотемами этих богов, являя как бы свернутую формулу ранних шумерских мифов (скульптурное оформление храма Энину является иллюстрацией мифологических сюжетов о Нингирсу и богине Узуд — священной козе). Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным

совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений - зиккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".
Мифы, имеющие временную протяженность, могут быть, следовательно, свернуты до символического образа. Склонность к символизации художественных форм (не только мифологических) — одна из типичнейших черт древневосточного искусства, вызванная желанием приостановить и обобщить в символической фигуре длительный человеческий опыт в постижении внутренней сути вещей. В символе идея остановлена, чтобы обнажить многомерность смыслов.
Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира. Главная тема восточного искусства — тема перемен, вечного движения (смена времен года, многозначность душевного состояния, переменчивость настроения, чередование рождения и смерти и прочее) раскрывает иллюзорность, непрочность мира. Поэтому здесь присутствует двойной план, требующий многозначной оценки.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна — символ долголетия, бамбук — стойкости, мужества, аист — одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, соединять символические образы в единую эстетическую картину. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта.

Среди архитектурных сооружений Китая на первом месте по грандиозности и известности стоит знаменитая Великая Китайская стена, заложенная в III в. до н.э. для защиты от кочевников.

Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки также несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представляет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина — свиток, родившийся из книги-свитка — живопись для образованных людей. Может восприниматься с позиций любования.

В художественной культуре Китая существует органическая связь между живописью и литературой. Живописность китайской поэзии и поэтичность живописи — нерасторжимый синтез, выросший на почве сформировавшегося в древности учения о «дао», дополненного буддистскими элементами. Китайский свиток был дорогим искусством, создавался для состоятельного потребителя, но также и для образованного, способного оценить философский контекст произведения. Такая живопись находит своего зрителя в среде ученых и поэтов, вельмож и государственных чиновников, получивших специальное образование и прошедших ряд строгих экзаменов. Ученость считалась одной из важнейших добродетелей в китайском обществе. Художественная культура Древнего Китая носила ярко выраженный элитарный характер. Элитарность была присуща и другим древним культурам Востока.

Потребность в символизации искусства развивалась в Древнем Китае на основе традиции восприятия мира как сложного и изменчивого космоса. Еще древнейшая Книга перемен — «И цзин» — провозгласила дуалистическую структуру мира и выразила ее суть символически, как взаимодействие мужской, солнечной, активной силы — ян и женской, темной, пассивной — инь. «Характер живописного образа, построение пространства, проблема светотени и даже количественная, цифровая характеристика в произведении были предопределены цзиновским постулатом о дуализме»

Важнейшим символом всей древневосточной художественной культуры является Солнце. Оно чаще всего представляется в мужском образе как родной сын и наследник небесного бога. Солнце наследует важнейшее качество этого божества — умение все видеть и все знать. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны, в Египте — оком Ра. Однако этот мифологический образ получил в различных культурах Востока дополнительные символические оттенки. Солнце как один из важнейших абсолютов древнеиндуистской культуры получило свое раскрытие через противоположные начала (белый-черный). С одной стороны, солнце — источник света, гонитель тьмы. С другой, оно темного черного цвета, пребывает в ночи. Второе значение связано с символом смерти. Солнце подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью.
Солнце в восточных культурах обычно было важнейшим знаком красоты. Но «прекрасное» связывалось не только с сиянием, блеском и золотом, вызывало не только чувство восторга, но и трепета, ужаса, преклонения, так как солнце символизировало и темную сторону жизни. Эти два смысловых оттенка сверкающего (сияющий свет и ужасный блеск) постоянно присутствуют в описании Солнца порознь или вместе.
На примере символической природы Солнца видно, что семантика этого образа органично соединила в себе элементы различных культурных форм (философского, морально-этического, религиозного, собственно художественного и проч.). Именно на Востоке зародилась солярная (световая) религия. И именно солярное божество в процессе развития цивилизаций становится верховным государственным божеством. Искусство Востока, оперирующее столь многозначными образами-символами, не стремилось к четкому выделению художественной сферы из всеобщего социокультурного контекста.
Собственно эстетическое в культуре Древнего Востока нередко пересекалось со смыслами иного плана. В частности, египтяне важнейшим качеством мудрости считали умение зафиксировать мысль письменно — в иероглифах и рисунках. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. В Египте, Китае, других восточных культурах живописец нередко обрамлял свое произведение иероглифами, завершающими единое эстетическое целое. Такое соединение было не случайным. У египтян мудрость теснейшим образом связывалась с умением зафиксировать ее — письмом и изобразительным искусством. Это и неудивительно. Ведь древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда осталось в их текстах. Живописное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, делом жрецов.

Большую роль в представлениях египтян играл Фараон, рассматривавшийся в виде живого божества, олицетворявшего всеобщую власть. Одним из главных богов в древнем Египте считался Осирис. Его смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в честь этого бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелёными всходами. После смерти фараон отождествляется с Осирисом, а его приемник, новый фараон – с Гором (сыном Осириса, занявшим земной трон отца). Культ древних египтян был тесно связан с возникшими на предшествующем культуре этапе представлениями о душе. По мнению египтян, каждый человек обладал тремя душами: главная душа – КА – определяла судьбу человека; с душой БА связаны все физические функции человека; душа АХ – это загробное воплощение человека. Для достижения загробного блаженства, по мнению жрецов, необходимо было знать много различных заклинаний. Сакральными текстами были молитвы богам и религиозные гимны, записи погребальных обрядов, «Тексты пирамид», знаменитая египетская «Книга мёртвых», где описываются загробное царствование и загробный суд. Поскольку вечная жизнь, по мнению египтян, была невозможна без сохранения тела, египетские жрецы разработали процесс мумификации, который сопровождался обрядом, повторяющим воскресение Осириса. На случай повреждения мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, которая должна была помочь душе после возвращения в гробницу опознать свое тело, а в случае исчезновения мумии статуя должна была ее заменять. Кроме статуи хозяина гробницы, около тела умершего оставлялись изображения его семьи, слуг и прочих людей, обслуживавших покойного при жизни, которые, как считалось, в загробном мире превращались в реальных людей и продолжали служить своему господину.
В художественной системе индо-буддистского Востока отдается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явленно, а на то, чего нет, что пребывает в покое, создает ситуацию замены конкретного и однозначно воспринимаемого образа символическим.

Еще одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей пары в крепких объятиях распространено в храмах. Индийцы верили в сансару – перерождение души после смерти в новом теле. Какое это будет тело – зависело от того, как человек себя вел в предшествовавшей жизни. В отличие от египтян, веривших, что вечная жизнь возможна только при сохранении тела, индусы вплоть до наших дней верят, что такой способ погребения только вреден душе – чтобы ее освободить, непременно нужно разрушить тело, для чего применяется обряд кремации.

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства.

Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

Магическая роль искусства была обусловлена представлением о неразрывном единстве человека с природой. Художественная культура становилась способом реализации высших духовных начал, находящихся за пределами человеческих навыков и умений. Красота, воплощаемая в произведении искусства, не есть результат духовных и материальных усилий художника. Она является воплощением красоты природы, существующей независимо от усилий творческой личности. Она нейтральна к любому проявлению «индивидуальности». Красота природы может открываться мастеру, творцу, при определенных условиях, в частности, в момент созерцания, технологию которой человек может постигнуть при помощи религии и философии.

Все ранние культуры восточного региона носили безымянный характер. Художник не стремился в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Личностное начало отсутствовало. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов. Позднее искусство будет восприниматься как универсальный механизм воспитания добропорядочности гражданина. Так, Конфуций считал основой воспитания — песни, обряды и музыку. «Воспитание начинается с песен, утверждается с обрядом и завершается музыкой».

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и проч. Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

Отсутствие завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние не понимали специфических задач искусства. Еще шумеры считали, что художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов.
^ 2. Ранние цивилизации Древнего Востока. Месопотамия.

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций — номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье — и охватывает конец V — IV тысячелетие до н.э.

^ Второй этап — эпоха централизованных царств. Приходится на III—II тысячелетия до н.э. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые — царско-храмовой и общинной — стало основой сосуществования двух секторов экономики — общинного и централизованного, государственно-храмового.

^ Третий этап — первая половина I тысячелетия до н.э. — эпоха возникновения и гибели великих империй — таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.
Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336—323 гг. до н.э.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени, развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Первые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V—IV тысячелетий до н.э.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до н.э.) — в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация - искусственное орошение земель, испытывающих недостаток влаги, для повышения их плодородия. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

Предки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до н.э. В первой половине IV тысячелетия до н.э. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

После появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до н.э. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

Кооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы — общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

Большие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений — родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.

Перемены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство, и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины — жрецу.

Номы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

Процесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до н.э. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.
Аналогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до н.э. его заселили шумеры — народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

В начале IV тысячелетия до н.э. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

Центром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак. Главой общины был верховный жрец храма. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.
Номовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность — в начале IV тысячелетия до н.э. — в Египте, на рубеже IV—III тысячелетий до н.э. — в Шумере.

Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине — основном писчем материале Двуречья — удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.
Египетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.

Различают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.

Египтяне верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки — на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, — Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.

Номы Египта и объединившиеся вокруг храмов общины Шумера были ранними государствами. Вот их характерные черты:

— отсутствие территориального деления;

— государство представляет собой объединение самоуправляющихся общин, среди которых существует своя иерархия;

— неразделенность высшей светской и духовной власти;

— эксплуатация не конкретного человека, а общины;

— преобладание среди функций государства связанных с организацией и управлением;

— господство обычного (основанного на обычае) права.

Новый период истории Двуречья связан с завершением формирования государства. Он делится на три этапа: Аккадское царство (XXIV—XXII вв. до н.э.); господство кутиев (вторая половина XXII в. до н.э.) и правление III династии Ура (конец XXII — начало ХХ в. до н.э.).
В 2316 г. до н.э. Саргон, человек незнатного происхождения (его имя означает Царь законен), победил Лугальзагесси и, захватив земли, принадлежавшие Кишу, основал город Аккад, по имени которого стали называть среднюю часть Двуречья и жившие там семитские племена (оттуда был родом и сам Саргон).

Саргон создал первую в Передней Азии империю, простиравшуюся от Средиземного моря до Персидского залива, и правил ею до 2261 г. до н.э. Опорой царя стали божественные установления — правда (киттум) и справедливость (мишарум), которым он обязан был следовать. Власть царя считалась божественной и передавалась от отца к сыну.

Саргон разрушил прежние порядки (подобные номовым в Египте) и установил в Двуречье систему восточного деспотизма. Совет старейшин и народные собрания утратили прежнее значение.

Города-государства и храмовые хозяйства царь поставил под управление чиновников. Потеряло власть и жречество.

Основой армии стало постоянное войско, поселенное на царских землях вокруг Аккада. Воины впервые были вооружены луками — грозным для неповоротливой пехоты оружием. Двуречье объединили общая система каналов и дорог, а также единая система мер и весов.

Саргон заложил основы единой культуры Двуречья. Аккадцы усвоили и переработали многие достижения шумеров. Шумерский язык остался государственным языком и языком элитной культуры, но система клинописи была приспособлена к аккадскому языку.

Шумерская религиозная система была воспринята аккадцами, давшими древним богам семитские имена. Главными среди 12 великих богов аккадцев были бог неба Ану, бог воздуха Энлиль, которого стали называть Белом (Господином), и бог воды и мудрости Эа.

Внук Саргона Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н.э.) подавил мятежи, сотрясавшие Двуречье после смерти его деда, и, завершив реформы, стал именовать себя «царем четырех сторон света». Первым из царей Двуречья он провозгласил себя богом. Нарам-Суэн совершал походы в Сирию, Верхнее Двуречье и Западный Иран.
Империю сокрушили горские племена кутиев, родственные некоторым народам современного Дагестана. Они вторглись в Двуречье с Иранского нагорья и подчинили себе всю страну, кроме Лагаша. Его правитель Гудеа (последняя четверть XXII в. до н.э.) откупился от горцев и завладел Южным Двуречьем. После его смерти (2109 г. до н.э.) сын вялельщика рыбы Утухенгаль возглавил восстание и изгнал кутиев.

Так возникло Шумеро-Аккадское царство. Соратник Утухенгаля Ур-Намму (2111—2094 гг. до н.э.) сделал столицей царства город Ур, став основателем III династии Ура. Она правила до начала XX в. до н.э.

В столице Ур-Намму воздвиг первый зиккурат — гигантский ступенчатый храм бога луны Нанны, покровителя Ура. Аналогичные сооружения, ставшие образцами для подражания, он построил в других городах Двуречья.

Цари Ура возродили принципы государственности, заложенные Саргоном, создав классическую восточную деспотию. Правители контролировали жизнь страны с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Города-государства утратили самостоятельность и стали центрами управляемых чиновниками наместничеств. Основу постоянного войска составили чужеземцы, селившиеся на царской земле.

Ур-Намму издал законы — вероятно, первые в мире. Государство взяло под защиту частную собственность и жизнь граждан. В зависимости от тяжести преступления вводилась система штрафов.

Все храмовые и царские земельные угодья, а также ремесленные мастерские стали единым государственным хозяйством. Трудившиеся в нем рабы были разбиты на отряды и получали продовольственный паек. Урожай и продукция мастерских расходовались на содержание двора, войска, чиновников и на жертвы в храмах. Внутренняя торговля была запрещена, а внешняя стала привилегией государства. Двуречье было разделено на округа, не совпадавшие с прежними политическими единицами.

Культы богов были сведены в единую систему во главе с богом — покровителем государственности, Энлилем. В соответствии с учением о божественном происхождении царской власти монархи, начиная с сына Ур-Намму, Шульги (2093—2047 гг. до н.э.), обожествлялись.
Хараппская цивилизация

Третья цивилизация Древнего Востока возникла в долине реки Инд в середине III тысячелетия до н.э. Время ее расцвета — рубеж III—II тысячелетий до н.э. Об этой цивилизации стало известно в 1920-е гг. благодаря археологическим раскопкам.

Цивилизация получила название по одному из открытых памятников — поселению Хараппа. Ее история известна мало. Основой экономики было поливное земледелие. Хараппы, по-видимому, были первыми, кто стал выращивать хлопок. Развивались ремесло и торговля, чему способствовало расположение Индии на пересечении важнейших торговых путей. Так как хараппы знали письменность, их хозяйство, очевидно, было достаточно сложным.

Экономическим и политическим центром этой цивилизации был город, в котором находились культовый центр и дворец правителя, зернохранилища и мастерские ремесленников. Население, вероятно, состояло из жрецов, ремесленников и земледельцев. Результаты раскопок говорят о сильном имущественном расслоении, но данных о существовании рабства нет.

В XVII в. до н.э. после долгого периода упадка цивилизация Хараппы погибла. Причины ее гибели неясны.
Кратко.

^ Шумерская цивилизация.

Возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской культуры, который характеризуется началом строительства оросительной системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства, Город-государство—это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки), эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она была утрачена и расшифрована Генри Роуленсоном лишь в 1835 году. Что же дала Шумерская цивилизация человечеству?

1 Изобретение письма, которое сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка.

2 Шумеры открыли медь, т.е. можно сказать, что они открыли дверь в Бронзовый век.

3. Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.

4 Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма - зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды

Первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стол правитель Урукавина.
^ Аккадская цивилизация.

Аккад- город, находившийся к северу от Шумера, явившийся центром Аккадской цивилизации. Население этой территории принадлежало к семитской группе племен. Они усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность. Характерная особенность ее - создание первого крупного государства с монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон. Он был талантливым полководцем и политическим деятелем, который соединил Шумер и Аккад и создал единое государство, просуществовавшее около 200 лет. В дальнейшем деспотия становится основной формой государственной власти на древнем востоке. Деспотия - от греческого слова, означающего неограниченную власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот, обладавший неограниченной властью и выполнявший 5 основных функций:

1 Он являлся собственником всех земель

2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим

3. Выполнял функции жреца

4 Он был верховным судьей

5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.

Второй особенностью Аккадской цивилизации является то, что именно здесь была впервые предпринята попытка систематизации знаний. Тот же правитель Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь бурно развивались математические знания. В этот период была введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя.
^ Вавилонская цивилизация.

Была создана группой кочевых племен аммореев, семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали крупнейшую цивилизацию древнего востока - Вавилонскую, с центром в городе Вавилоне. Она вошла в мировую историю, как первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система. Свод законов был составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона, именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация является важным источником библейских легенд. Развивается скульптура (статуи крылатых богов и львов).

В 8 веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ и в 7 веке Ассирия подчиняет себе Вавилон, с этого времени начинается этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Но, несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе Ашурбанопал появилась первая библиотека. Известнейшим правителем совместной Ассирийско-Вавилонской цивилизацией был Навуходоносор (605-562гг до н.э.) Именно при нем были созданы Вавилонская башня и Висячие сады.
Вывод: Месопотамская цивилизация в целом внесла: письменность, законодательство, суды, монументальное строительство, первая систематизация знаний.
  1   2   3   4



Скачать файл (371 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru