Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Развитие устной речи на уроках русского языка - файл 1.docx


Реферат - Развитие устной речи на уроках русского языка
скачать (141.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx142kb.25.11.2011 22:52скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Глава I. Наработки по данной теме в методической литературе . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава II. Анализ содержания учебника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Глава III. Разработки уроков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34



Глава I. Наработки по данной теме в методической литературе
Воспитание вежливости на уроках русского языка
В 1927 году в журнале «Родной язык в школе» была опубликована статья А.В. Миртова «Семь уроков вежливости на занятиях русского языка (эвфемистические упражнения)». Отметив, что речь наблюдаемых им учащихся «загромождена не только грамматическими ошибками, но и вульгаризмами», А.В. Миртов обратил внимание также на то, что речь его учеников часто бывает «испещрена и просто резкостями, вытекающими из смешения различных стилей». По мнению Миртова, преподаватели русского языка в первую очередь должны найти какие-то социальные средства воздействия на речь учащихся, к числу которых он отнёс разработанные им эвфемистические упражнения. Суть их, по Миртову, в целенаправленном обучении умению заменять грубые и резкие выражения «словами, смягчающими впечатление». В разработанных А.В. Миртовым уроках заключена определённая программа работы по воспитанию «деликатной, вежливой или даже просто приличной речи»: это знакомство с «эмоциональной природой слова», с его эмоциональным содержанием «положительного или отрицательного порядка»; знакомство с относительностью эмоциональной окраски слов, с ролью интонации (тона) в усилении или ослаблении эмоциональной окраски слова; осмысление учащимися необходимости учитывать, с кем, где, в каких условиях происходит общение, понимание того, что речь говорящего – его «самохарактеристика»; введение понятия «эвфемизм», знакомство с приёмами эвфемистических замен – с помощью иностранных слов ( аппендицит лучше, чем воспаление слепой кишки), слов родового характера (человек, который присвоил что-то вместо вор), слов с приставкой не- (неправда мягче, чем ложь), использование иронии («Какой ты умный!»), приёма умолчания («Вы поступили, как…») и т.п.
Задачи и содержание работы
Основные пути решения поставленного вопроса:

  1. Изучающий русский язык должен прежде всего получить чёткое представление о тех возможностях, которыми располагает русский язык для более вежливого, мягкого, деликатного выражения мысли – о средствах выражения вежливости в русском языке:

  1. Указание интонации как одного из важнейших средств выражения вежливости в устной речи. Интонация должна быть в центре внимания учителя, особенно при изучении таких тем, как «Побудительное предложение», «Повелительное наклонение», «Обращение» и некоторые другие, где именно интонация делает вежливым или невежливым выражения побуждения к действию.

  2. Следует назвать лексико-грамматические средства выражения вежливости, связанные с изучением таких тем, как «Синонимы», «Имена собственные», «Местоимения», «Повелительное наклонение глагола», «Вводные лова и предложения», «Обращение».

  1. Усвоение формул речевого этикета для изучающего русский язык должно быть подчинено задаче обучения вежливому общению людьми. Поскольку многие формулы речевого этикета знакомы с детства, на первый план выдвигается задача обучения не речевому этикету, а речевой этике, что предполагает:

  1. Умение выбрать оптимально уместную для определённой ситуации общения формулу речевого этикета;

  2. Умение «развернуть» устойчивую формулу речевого этикета по горизонтали вправо и влево.


Методы и приёмы работы
Если мы хотим сделать наших ребят вежливыми, необходимо усилить внимание к анализу изучаемых языковых категорий с точки зрения интересующего нас вопроса. На уроках русского языка должны чаще звучать вопросы типа: Можно ли выразить эту мысль более вежливо? Вежливо ли так говорить? Иными словами, на уроках должен присутствовать такой аспект анализа, как вежливо – не совсем вежливо – невежливо. В результате подобного типа анализа ученики смогут осознать некоторые средства выражения вежливости и, главное, - начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции вежливо - невежливо.

Примерное задание
В каком варианте напоминания (побуждения к действию), выражено наиболее мягко и деликатно? Почему вы так думаете? (8 класс, тема «Односоставные предложения»).
Объявление в столовой

Не забывайте убирать за собой грязную посуду!

Поел – убери посуду.

У нас посуду убирают сами.

Вы не забыли убрать за собой посуду?
(Последнее напоминание – в форме вопросительного предложения – самое деликатное – предполагает, что вы не злостный нарушитель правил, а просто забывчивый человек.)

Подобные речевые задачи должен составлять сам учитель, хорошо знающий своих учеников, уровень их общей воспитанности, а также пробелы в овладении культурой вежливого общения.

^ Культура устного ответа
В основе развёрнутых (как и кратких) устных ответов учащихся на лингвистические темы лежит воспроизведение определённой научной информации, умение оперировать ею. Эти высказывания учащихся представляют научно-учебную разновидность собственно-научного стиля речи, чем объясняются такие требования к устным ответам, как точность передаваемой информации, строгая, логически обусловленная последовательность, доказательность, ясность изложения. Важная роль отводится примерам в речи учащихся.
Примеры в ответах учащихся
Языковой пример – начало доказательной части ответа, на основании которой мы судим об истинных знаниях ученика. Предъявляемые требования:

  1. Ученики должны самостоятельно приводить примеры (без напоминания). Ученик должен понимать, что их ответы – рассуждения, построенные на материале изученного предмета, что с примера начинается доказательная часть рассуждения, без которой оно не существует.

  2. Примеры должны быть правильными. Кроме того, языковой пример должен соответствовать сути того положения, которое выдвигается. В одних случаях достаточно привести в качестве примера слово, в другом – нужны словосочетания и предложения, в третьих – сопоставительные ряды определённых языковых средств.

  3. Ученики должны понимать значение примера в устных ответах. Поэтому чрезвычайно важно обращать внимание школьников на соответствие примера сути высказываемого положения, на то, в какой мере пример помогает его раскрыть.



Объяснение примера
Объяснение примера в речи учащихся – это его анализ, который проводится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение.

Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен воспроизводимый материал; как ученик умеет соотносить общее и частное и доказывать выдвинутое положение.

Анализ учебной лингвистической литературы и устных ответов показывает, что, как правило, встречается два типа объяснения примеров:

  1. Объяснения, поясняющие, иллюстрирующие выдвигаемое положение;

  2. Объяснения, раскрывающие, вскрывающие существо рассматриваемого положения.

В объяснениях первого типа используется полный ил частичный разбор примеров (грамматический, орфографический, лексический и т.д.), а также постановка вопроса. Оба эти способа помогают подвести данный конкретный пример под высказанное общее положение.

В объяснении второго типа используются элементы лингвистического эксперимента, сравнение, аналогия и т.п.

Замена обобщенной формулировки примерами свидетельствует о недостаточном уровне развития теоретического мышления ученика, что, несомненно, должно стать предметом особого внимания учителя.

^ Развёрнутые ответы учащихся на лингвистические темы
Развёрнутое высказывание учащегося требует умения создать текст, речевое произведение.

В идеальных случаях развёрнутые устные высказывания обладают основными признаками текста: они представляют тематическое, смысловое, стилевое единство, имеют заголовок, характеризующийся завершённостью относительно заголовка, отражающего тему высказывания.

В развёрнутых устных ответах в значительно большей степени проявляется степень овладения языком науки.
Типология ответов



  1. Синтез. Таких ответов требуют следующие вопросы: «Главные и второстепенные члены предложения», «Часть слова», «Словосложение как разновидность морфологического способа образования слов».

Отвечая на подобного типа вопросы, нужно научить учеников указывать признаки того или иного понятия. В эти ответы должны входить и логические определения понятий, комментируемые примерами.

  1. Обобщение. Эти ответы предполагают выделение каких-либо признаков, принадлежащих группе рассматриваемых явлений, языковых категорий. Таких ответов требуют следующие вопросы: «Пунктуация при обращении, вводных словах и предложениях», «Правописание о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных», «Правописание н и нн в прилагательных причастиях и наречиях», «Употребление дефиса в местоимениях и наречиях».

  2. Группировка. Таких ответов требуют следующие вопросы: «Безударные гласные в корне слова», «Части речи», «Группы придаточных предложений. Их значение». Вопросы, требующие группировки, обычно предлагаются на этапе повторения, систематизации и обобщения материала в конце изучения каждой темы, раздела, курса.

  3. Сравнение. Таких ответов требуют следующие вопросы: «Существительные и прилагательные как части речи», «Слова сел и съел, их сравнительная фонетическая характеристика», «Что общего между предлогами и союзами, чем они отличаются друг от друга», «Отличие в образовании гласных и согласных звуков».

Рассматриваемые развёрнутые ответы строятся в форме сравнительного описания или сравнительной характеристики. Качество таких высказываний сравнительного плана зависит от того, в какой мере ученики знают материал.
^ Устные рассказы
Понятно, что школа не ставит и не может ставить своей целью готовить профессиональных рассказчиков, мастеров художественного слова. Но школа может и должна научить рассказывать о пережитом, увиденном, услышанном.

Выступая в качестве рассказчика собственных повествований, ученик должен суметь передать своё отношение к излагаемому. Именно поэтому прежде всего надо восстановить в памяти то, о чём предстоит рассказывать, чётко определить, для кого предназначался этот рассказ, во имя чего, для чего он рассказывается.
Методика обучения
В самом начале обучения в 5 классе в связи с работой над темой и основной мыслью высказывания проводятся устные повествования с опорой на те умения, которые ученики приобрели в начальной школе. Затем в процессе анализа текста ученики получают представление об особенностях рассказа как вида повествования, в основе которого лежит эпизод, случай, происшествие.

На начальном этапе для анализа следует брать небольшие по объёму, доступные по содержанию и чёткие в композиционном отношении рассказы. И только после того, как ученики поймут, как строятся рассказы и создадут свои письменные работы («Как я однажды», «Что случилось со мной однажды»), можно переходить к обучению устным рассказам.

Сначала учитель сам создаёт свой рассказ.

После этого целесообразно прослушать один из записанных рассказов Е. Ауэрбах, И. Андроникова.

Так как детей нередко затрудняет начало высказывания, полезно прочитать начало нескольких рассказов писателей на аналогичную тему.

Следующая неделя объявляется неделей устных рассказов. Анализируя в классе рассказы учащихся, нужно обратить внимание детей на возможность такого подхода к выбору темы рассказа.

Обсуждая устные рассказы, дети отличают в соответствии с заданием учителя использование таких средств выразительности устной речи, как тон, темп, паузы, жесты.
^ Ораторские выступления

Методика обучения

Первый этап. Сообщаются некоторые сведения об особенностях данного вида устных высказываний, затем проводятся аналитические упражнения подготовительного характера и, наконец, организуется и обсуждается определённый вид ораторских высказываний (агитационное, критическое, дискуссионное, приветственное).

Знакомство с ораторскими выступлениями лучше всего начать с анализа образцов звучащего слова. Проведённый анализ позволит подвести учащихся к соответствующим выводам об особенностях ораторских выступлений. Умение обращаться к аудитории с живым словом, должен подчеркнуть учитель, развивается в результате тренировки – нужно только захотеть. Только в результате практики вырабатывается умение правильно держать себя во время выступления на аудиторию, контролировать себя, перестраиваться, если этого потребуют обстоятельства.

Второй этап. Выполнение учащимися практических заданий, с помощью которых вводится новая информация, и закрепляются приобретённые ранее интеллектуально-речевые умения. Пример задания:
С какой целью Е.Н Рерих использует в своей статье «3 ключа» аллегорию. В какой мере эта аллегория помогает понять основную мысль автора?
Дорогие и юные друзья!

Эти три великих ключа хранятся не на других планетах, не в иных звёздных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, ты овладеваешь тем, что можно сравнить только с мирами.

Именем своей любви к вам я напоминаю вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: Любовь, Красота, Знание.
На третьем этапе учитель создаёт речевые ситуации, и ученики выступают с высказываниями, различными по своей тематике, задачам и возможностям подготовки. При этом, конечно, важно учитывать жизнь класса, вопросы, которые в данный момент волнуют учащихся.

Пример:
Представьте, что вы отвечаете за субботник, который проводится в ближайшую субботу. Что и как вы скажете ребятам своего (или подшефного) класса, чтобы все явились на субботник и хорошо поработали.

^ Глава II. Анализ содержания учебника
Учебник русского языка для восьмого класса под редакцией Бархударова.
В состав учебника входят следующие разделы:

  1. Повторение изученного

  2. Синтаксис словосочетания

  1. Словосочетание

  2. Предложение

  1. Простое предложение

  2. Двусоставное предложения

  3. Односоставные предложения

  4. Неполные предложения

  5. Предложения с однородными членами

  6. Предложения с обособленными членами

  7. Предложения с уточняющими членами

  8. Предложения с обобщениями

  1. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

  1. Повторение изученного в 8 классе

Методический аппарат учебника. Правило стоит в начале параграфа, красная черта – дополнительное выделение, правила доказательны, подкреплены примерами, примеры выделены курсивом.

Имеются приложения: справочный материал (орфографический и орфоэпические словари), планы разборов (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный).

При повторении изученного материала за предыдущий год целесообразно применить метод развёрнутого ответа на лингвистическую тему, с целью обобщить имеющиеся знание, систематизировать их, вычленить общие и индивидуальные особенности.

Также при повторении для целостного восприятия изученного продуктивным будет проведение комплексного лингвистического анализа (поиски словообразовательных, фонетических, интонационных, лексических и морфологических средств выразительности).

На вводном уроке, посвящённом синтаксису русского языка, не лишним будет лишний раз оговорить его свойства, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создания художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

Говоря о интонационных типах предложений, нужно отметить особенности интонации вопросительных и восклицательных предложений, лексическое и грамматическое оформление вопросительных, восклицательных и побудительных предложений, интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных, восклицательных и вопросительных предложений, риторический вопрос и его художественные функции. Разумно также пронаблюдать стилистическое использование вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в текстах художественной литературы.

При изучении типов односоставных предложений необходимо отметить семантико-грамматические свойства обобщено-личных предложений, использование их в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Безличные предложения. Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах.

Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений.

Слова-предложения Семантика и грамматические способы оформления слов-предложений; их стилистическое использование в речи.

Неполные предложения. Отсутствие одного из членов предложения – отсутствие повторов и тавтологии. Создание образности за счёт ограниченного количества компонентов предложения.

Предложения с однородными членами. Семантико-стилистическая роль союзов. Стилистическая окраска союзов. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении литературного текста.

Предложения с обособленными членами. Распространенность и образность речи. Роль интонации и интонационного оформления предложений с обособленными членами. Способы передачи сравнения в языке.

Предложение с обобщёнными членами – умение переходить от общего к частному и от частного к общему.

Передача чужой речи. Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, несобственно-прямой, косвенной речи как средство создания речевой характеристики персонажа. Цитата как средство аргументирования речи.


^ Глава III. Разработки уроков
Урок развития речи в 11 классе

(Львова С.И.)

«Нравственность в природе вещей» (Неккер)

Цели и задачи урока:

  • совершенствовать навыки создания устных текстов и навыки написания сочинения-рассуждения;

  • повторить орфографические и пунктуационные правила (Н и НН в прилагательных и причастиях, О и Ё после шипящих, обособленные определения и обстоятельства, сложные предложения, ОЧП, тире между подлежащим и сказуемым);

  • уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка;

  • формировать нравственные ценности личности.

Первый этап урока:

«Мозговой штурм». Сообщения по темам:

  • Зачем нам нужна нравственность?

  • Что в нашей жизни является примером нравственности?

  • Есть ли такие примеры на телевидении, в СМИ?

  • Речевые структуры для написания сочинения-рассуждения

Используйте связующие слова:

к тому же;

в то же время;

тем не менее;

хотя; даже;

несмотря на то что;

вместо того

Используйте слова, представляющие разные точки зрения:

с одной стороны; с другой стороны;

в этом случае; в другом случае;

это может означать;

трудно не согласиться.

Чтобы ваша позиция выглядела убедительной, пишите (когда это возможно) «мы»:

мы все об этом слышали;

наше будущее зависит;

мы не можем остаться равнодушными;

проблемы, с которыми сталкивается общество;

это влияет на всех нас.

Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам:

^ Трудно не согласиться с автором в том, что...

Автор прав, утверждая, что...

Справедливо утверждение автора о том, что...

Мне (нам) близка мысль писателя о том, что...

Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:

^ Трудно согласиться с автором в том, что...

Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива...

Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что...

Используйте вопросы для обозначения мысли, например:

^ Неужели это применимо для нашего общества?

Может ли мне кто-то сказать... Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.

Второй этап урока

Задания для работы с текстом.

  • Составить план текста.

  • Выявить его основную проблему.

  • Определить позицию автора текста.

  • Привести собственные аргументы в защиту или против авторской позиции.

  • Определите авторов крылатых выражений и афоризмов, попробуйте дополнить этот перечень:

  • Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

  • На что они, честь, совесть? На ноги вместо сапог не наденешь ни чести, ни совести.

  • Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

  • Совесть, благородство и достоинство-

  • Вот оно, святое наше воинство

  • Нам, как аппендицит, поудаляли стыд.

  • Погиб поэт, невольник чести.

  • Пружина чести, наш кумир,

  • И вот на чём вертится мир!

6. Проведите словарную работу со словами «совесть», «честь» с разными видами словарей.

Одним из самых интересных и талантливых людей России минувшего века был Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999) – учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель. Он оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во многом возродил понятие русского интеллигента.

^ Третий этап урока

Озаглавьте части текста Д. С. Лихачёва «Честь и совесть», вставьте пропущенные буквы и нужные знаки препинания и выполните дополнительные задания:

1. Слово данное человеком кем(бы) он ни был должно быть сдержа(н,нн)о иначе запятна(н,нн)а его честь. Как правильно быть «(не)вольником чести» это высшая свобода и (не)зависимость. (Какое средство выразительности использовано в данном отрывке: эпитет, сравнение, цитирование, гипербола?)

2. Если(бы) Пушкин не вызвал на ду…ль не защитил честь своей жены он (ни)когда(бы) не защитил и честь своей поэзии. Поэт не может быть с запятна(н,нн)ой честью ибо… (Допишите второе предложение, закончив тезис.)

3. Честь это достоинство положительно живущего человека. Оно бывает внешнее и внутреннее. Внешнее достоинство это важность солидность напыще(н,нн)ость. Внутреннее это достоинство когда человек (не)опускается до мелочности в поведении в разговорах и даже в мыслях. (Найти пример градации в данном отрывке.)

4. Между совестью и честью есть одно существе(н,нн)ое различие. Совесть всегда исходит из глубины души. Совесть не бывает ложной. Она может быть приглуш…(н,нн)ой или слишком пр…увеличе(н,нн)ой. Но пре…ставления о чести могут быть соверше(нн,но) ложными. Я имею (в)виду то что называется «честью мундира». Честь исти(н,нн)ая всегда в соответствии с совестью. Честь ложная мираж в пустыне. (Какое изобразительное средство выражено в словосочетании «честь мундира»: эпитет, синекдоха, инверсия, олицетворение?)

5. Мартынов убивший на ду…ли Лермонтова завещал не писать на могиле его имени и не ставить себе (ни)какого памятника. Какое различие с Дантесом до конца своей долгой и благополучной жизни убеждё(н,нн)ого в том что у него (не)было другого выхода. (Какая смысловая связь существует между предложениями этого отрывка? Как называется это изобразительное средство?)
Честь и совесть (по книге Д. С. Лихачёва «Заветное»)

Честь обязывает человека думать о чести того общественного института, который он представляет. Есть честь рабочего, честь инженера, честь врача, но и честь учащегося определенной школы, честь полка, честь завода, честь учреждения.

Честь рабочего: работать без брака, стремиться создавать хорошие вещи. Как в старое время: честь наборщика, честь литейщика (не останавливать мартеновскую печь даже при забастовках).

Честь администратора: держать слово, выполнять обещанное, прислушиваться к мнению людей, не бояться изменить свое мнение, если факты этого требуют, не придерживаться «лобной психики» и не гордиться тем, что «мнения своего никогда не меняю». Уметь вовремя признать свою ошибку и исправлять допущенную оплошность.

Честь гражданина: не мстить из личных побуждений, не оказывать услуг за счет государства, избегать протекционизма, если он не «деловой», а личный, поддерживать способных людей только по деловым соображениям, не писать и не читать анонимок.

Честь ученого: не создавать не подтвержденных полностью фактами теорий, не занимать должностей, для которых недостает компетентности, не быть «личным» в своих отношениях к научным выводам и работам, не присваивать себе чужих идей, всегда точно и полно ссылаться на предшественников, не подписы­вать не принадлежащих тебе работ, не присоединяться к группам и группкам, не интриговать, уметь и желать различать стоящее в научном отношении от наукообразного и т. д.

^ Четвёртый этап урока

Кодекс чести в литературных произведениях.

Продолжите данный список.

В каких произведениях речь идёт:

о чести учёного – «В круге первом» А.И.Солженицына;

о девичьей чести - «Женский разговор» В.Распутина;

о чести офицера – «Поединок» А.И.Куприна;

о чести дворянской – «Евгений Онегин» Пушкина;

о чести врача – «Стальное горло» Булгакова;

о чести учителя – «Уроки французского» Распутина.

^ Пятый этап урока

Домашнее задание

1. Предложите свой кодекс чести (школьника, дочери или сына, спортсмена, друга, одноклассника).

2. Оформите классную работу над текстом С. Кудряшова в виде сочинения-рассуждения.

^ Заключительный этап

Итог урока:

Рефлексия. Ответить на вопрос: что нового внёс урок в понимание вами чести и достоинства?


Урок развития речи в 10 классе

Сочинение на тему «Сказка в душе человека»

(Метод моделирующей метафоры. В. Новикова, учитель русского языка и литературы)

Цель: «Разбудить» душу человека, сделать вывод о том, что в страдании и покаянии человек обретает смысл жизни.

Задача:

1. Познакомить учащихся со сказкой Александра Ильина «Белокурая радость».

2. Ввести в лексикон учеников слова-понятия «жертва», «личность», «выстраданное счастье».

Этапы урока:

1. Чтение и обсуждение сказки А. Ильина «Белокурая радость». (Учитель предупреждает учащихся о том, что по мере прочтения сказки он будет осознанно прерываться, дабы побеседовать о прослушанном).

Человек всю жизнь куда-то спешил… В детстве он торопился не опоздать на урок и получить хорошую оценку, в юности — стать красивым и знаменитым, а потом понял, что всё в этом мире покупается за деньги: и слава, и власть, и многое другое. И человек погнался за деньгами… Он спешил, он всю жизнь куда-то спешил, словно боялся не успеть достичь чего-то самого главного.

По мере чтения заполняется смысловая таблица, позволяющая наглядно представить «временные» понятия. Понятия объясняются учащимися. Здесь они представлены в виде микропояснений в примечании.

Понятие

Примечание

Человек

Живое существо, обладающее даром мышления и речи.

Спешил на урок, боялся опоздать

Стараться сделать как можно скорее, торопиться.

Детство

Ранний, до отрочества, период жизни.

Спешил стать знаменитым

Пользующийся всеобщей известностью.

Юность

Период жизни между отрочеством и зрелостью

Спешил заработать много денег

Знак, мера стоимости, капитал, средства

Зрелость

Возраст между молодостью и старостью, период жизни.

Достиг всего

Право или возможность распоряжаться чем – кем – либо, подчинять своей воле.

Одиночество

Состояние, отделённый от себе подобных, живущий один.



Вывод: Это – нравственный тупик, деградация, падение вниз, а не восхождение.

Но однажды он вдруг понял, что уже достиг всего, чего только можно достичь в этом мире.

— Я нашёл то, что искал всю жизнь. У меня есть слава, власть и богатство, а больше этого нет ничего в мире! — воскликнул человек, одиноко прохаживаясь по роскошным залам своего дворца.

— Есть! Есть! — зашумел озорной ветерок, ворвавшийся во дворец через распахнутые окна.

— Разве есть на земле кто-нибудь, у кого есть то, чего нет у меня? — удивился человек.

— Есть! Есть! — радостно шумел ветер, летая по дворцу и распахивая окна и двери. — Там, у берега моря, живёт мальчик.

(Учащиеся дома должны были подобрать описание мальчика, ребёнка из текстов художественных произведений или придумать самим).

— Мальчик, мальчик… — вторило эхо3, звонким смехом отражаясь от гулких куполов дворца. — У него есть то, чего нет у тебя! — шелестел ветер.

(Эхо - отражение звука от предметов, отзвук.)

Вопрос: Какова роль этого «невидимого персонажа. Если бы увидели героя, как бы «он» выглядел?

— У него есть то, чего нет у тебя! — шелестел ветер.

(Предлагается додумать: чего нет у героя повествования?)

— Нет у тебя, нет у тебя… — смеялось эхо под звон бьющихся окон и зеркал…

Человек всю жизнь спешил. Он спешил туда, где у берега моря в маленьком деревянном домике его ждал мальчик с больными ногами, влюблённый в море.

(Фрагмент из сказки «Встреча ребят» инсценируется или читается по ролям. За автора – сам учитель).

— Здравствуй! — улыбнулся мальчик вошедшему человеку. — Как хорошо, что ты пришёл, — нежным колокольчиком звенел его голос. Он сидел на маленькой кровати в маленькой комнате и большими, добрыми и немного грустными глазами смотрел на растерянно стоящего у двери человека. Он был настолько красив, что казалось, будто это был не просто мальчик, а сказочный маленький принц, неведомо как оказавшийся в этом заброшенном краю. Лишь его ноги, укутанные мягким одеялом, неуклюже лежали на кровати и не вписывались в этот сказочный образ.

— Я слышал, что у тебя есть то, чего нет у меня, — неуверенно произнёс человек, оглядываясь вокруг. — Но, наверное, я ошибся. Ведь у меня и так всё есть.

— А у тебя есть счастье? — тихо спросил мальчик.

— Счастье? Что такое счастье… — усмехнулся человек.

— У тебя нет счастья, — печально прошептал мальчик и опустил свои большие глаза. — Иначе ты бы знал, что это такое.

— А ты? Ты знаешь, что это такое?

— Да.

— Значит, ты счастлив?!

— Да…

— Странный, странный мальчик… — задумчиво произнёс человек. — И в чём же оно, твоё счастье?

(Счастье - чувство или состояние полного удовлетворения, успех, удача, благополучие.)
Здесь чтение по ролям или инсценирование прерывается и идёт обсуждение вопроса.

— Моё счастье — в улыбках моих друзей! — серебряным колокольчиком прозвенел голос мальчика.

— Друзья? Разве в этом диком и заброшенном краю могут быть друзья?

— У него есть то, чего нет у тебя! — шелестел ветер.

(Предлагается додумать: чего нет у героя повествования?).

— Нет у тебя, нет у тебя… — смеялось эхо под звон бьющихся окон и зеркал… Человек всю жизнь спешил. Он спешил туда, где у берега моря в маленьком деревянном домике его ждал мальчик с больными ногами, влюблённый в море.

(Фрагмент из сказки «Встреча ребят» инсценируется или читается по ролям. За автора – сам учитель).

— Здравствуй! — улыбнулся мальчик вошедшему человеку. — Как хорошо, что ты пришёл, — нежным колокольчиком звенел его голос. Он сидел на маленькой кровати в маленькой комнате и большими, добрыми и немного грустными глазами смотрел на растерянно стоящего у двери человека. Он был настолько красив, что казалось, будто это был не просто мальчик, а сказочный маленький принц, неведомо как оказавшийся в этом заброшенном краю. Лишь его ноги, укутанные мягким одеялом, неуклюже лежали на кровати и не вписывались в этот сказочный образ.

— Я слышал, что у тебя есть то, чего нет у меня, — неуверенно произнёс человек, оглядываясь вокруг. — Но, наверное, я ошибся. Ведь у меня и так всё есть.

— А у тебя есть счастье? — тихо спросил мальчик.

— Счастье? Что такое счастье… — усмехнулся человек.

— У тебя нет счастья, — печально прошептал мальчик и опустил свои большие глаза. — Иначе ты бы знал, что это такое.

Ведь здесь никто не живёт… Посмотри: у тебя же никого нет и ничего нет, абсолютно ничего! Как ты можешь быть счастлив?!

— Неправда! — ясно и звонко ответил мальчик; так звонко, что окно, радостно зазвенев, вдруг распахнулось, и весёлый ветерок влетел в комнату, растрепав белокурые волосы мальчика. — Неправда, у меня много, очень много друзей: у меня есть море и ветер, у меня есть небо, звёзды и облака, у меня есть солнце, цветы и бабочки, и они каждый день дарят мне свою радость… А ещё у меня есть улыбка, которую я могу дарить своим друзьям.

И нежная, неземная улыбка, белоснежной радостью слетев с бледных губ мальчика, полетела и закружилась по комнате разноцветным вихрем серебряных чувств, и закружился ветер, и зашумело море, и звёзды с неба пали золотыми дождями на белокурые волосы мальчика, и так хорошо, так необыкновенно легко стало на душе человека, что он сел и долго-долго молчал, прислушиваясь к шелесту ветра и шуму моря…

– Какое оно хорошее, твоё счастье, — тихо сказал он после долгого молчания. Может быть, это и есть то, что я искал… Слушай, подари мне его, а?

Мальчик удивлённо и радостно заморгал своими длинными пушистыми ресницами. Но потом снова опустил большие глаза.

— Как же мне подарить тебе моё счастье? Ведь оно в моём сердце… В комнате стало тихо-тихо. Даже озорной ветерок замер где-то в углу, не зная, чем помочь мальчику. Лишь море по-прежнему тихо и ласково шумело за окном… И вдруг откуда-то раздалась музыка, тихая и прекрасная. Это был сверчок, маэстро сверчок, который играл по ночам для мальчика свои самые красивые мелодии. Мальчик вздрогнул и снова радостно захлопал ресницами.

— А хочешь, я подарю тебе своё сердце?

Человек в недоумении смотрел, как мальчик достал из-под подушки маленькую красивую флейту, нежно погладил её и поднёс к губам. Но потом задумался о чём-то, посмотрел в окно на шумевшее неподалёку море и опустил глаза.

— Оно ждёт меня. Давно-давно ждёт… Ему тоже хочется услышать мою песню.

Мальчик обернулся, и его большие грустные глаза словно обожгли человека какой-то беззащитной застенчивостью и робкой, нерешительной просьбой.

Человек не понял, что с ним произошло. Неуверенно и неловко, словно стесняясь чего-то, он поднял мальчика на руки, прижал к себе и вынес его из дома. Ласковый ветер прохладной вечерней свежестью повеял ему в лицо. На небе уже загорались первые звёзды, а где-то впереди радостно и шумно вздыхало бескрайнее море…

Тёмная прохладная ночь таинственной тишиной обнимала спящую землю. На чёрном небе тихонько мерцали тысячи далёких звёзд. Они мерцали и удивлённо смотрели на странного человека, медленно идущего к морю с красивым белокурым мальчиком на руках. Они не могли понять слёз на глазах человека, они не могли понять улыбки на устах мальчика, они не могли понять их счастья… А человек всё шёл и шёл к шумевшему впереди морю. И он готов был идти к нему бесконечно, нежно прижимая к груди свою белокурую радость. Он больше никуда не спешил.

Он знал, что такое счастье.

Текущие вопросы:

1. Что для себя узнал нового «человек»? (Новое - новость, событие, вещь, испытываемое впервые.)

2. Зачем человеку это новое?

2. Проследим жизненный путь ребёнка.

Понятие

Примечание

Друзья

Люди, связанные чувствами привязанности, признательности.

Мы

Несколько лиц.

Музыка

Искусство звуковых образов

Сердце

Символ души, переживаний, чувств, настроений.

Выстраданное счастье

Пережить много страданий, нравственных мучений.

обретает друзей

Найти, получить.

Мечтает

Предаваться мечтам, воображению, мыслям.

Болеет

Переносить болезнь, беспокоиться, тревожиться.

Страдает

Сочувствовать, переживать чьё-нибудь горе, неудачу, подвергаться неприятному, терпеть.


Вывод: Это – нравственная высота, становление личности, которая способна жертвовать собой.

3. В рассмотренном тексте две личности. Одна из них несчастливая, которая обрела счастье, другая счастлива, несмотря на то, что она больна.

Я – личность. Человек, как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

Жертва - в древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо; добровольный отказ от чего-то в чью-то пользу.

Выстраданное счастье. Оба героя обрели счастье, когда поняли, что нужны друг другу.

4. Работаем с вопросами по особенностям личностей.

Кто же жертва? Растолкуйте понятия. (Понятия записаны на доске, затем, по мере объяснения прописываются).

Попробуем представить на месте ребёнка любой другой описательный образ мальчика – по домашнему заданию…

Как бы развернулось повествование?

Что я сказал бы главному герою сказки...

Какие общие качества мы отметим у героев?

Страдание - физическая или нравственная боль, мучение.

Покаяние - добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке, исповедь.

Есть ли разница в чувствовании этих качеств для героев?

Почему сказка с таким названием?

5. Сочинение – миниатюра «Сказка в душе человека»

В человеческой душе у каждого живёт нерассказанная сказка. Она может быть такой же певучей как неземной красоты птица, такой же душистой как свежескошенное сено, такой же нежной и трепетной как сладкий безмятежный сон. Сказка рождает образ красивого. Душа красива по – особенному: она, выполняя своё неземное назначение, помогает земному человеку найти себя.

6. Домашнее задание

Ситуация: на примере художественного текста объяснить причины деградации человека.

Интегрированный урок в 9 классе

Дискуссия

«Клонирование: за и против»

(Овсова Л.Н., учитель русского языка и литературы)

Цели урока:

  • Развитие устной речи учащихся.

  • Формирование навыка коммуникативной компетенции.

  • Воспитание толерантного отношения в группе и в позиции оппонента.

Форма: дискуссия

Методы: креативные методы продуктивного обучения, групповая работа, метод рефлексии

Оборудование: таблички с названиями команд, листы бумаги, ручки, секундомер, доска

Межпредметные связи: биология

План:

  • Представление команды

  • Выступление

  • Определение понятий

  • Выдвижение критерия

  • Аргументация

  • Заключение

Ход урока

Учитель: Тема, которую мы сегодня обсуждаем, посвящена клонированию и выяснению вопроса, нужно ли клонирование? В актуальности темы никто не сомневается. Разрешите представить оппонентов сегодняшней дискуссии – это две команды.

Учитель: Итак, определим те понятия, которые нам будут необходимы в дискуссии.

Клонирование - искусственное получение генетически идентичных организмов с помощью экспериментальных манипуляций с яйцеклетками и ядрами клеток животных.

Клон (от греч. klon — ветвь, отпрыск) - популяция клеток или организмов, происшедших от общего предка путем бесполого размножения.

Обоим командам будет предложено в течении десяти минут выступить в защиту или в опровержение. От участников требуется логически провести рассуждение на данную тему, привести 2-3 аргумента, эмоционально поддержать своё выступление.

После выступления назначенные судьи заполняют судейский протокол, решают, кто победил сегодня, подводятся итоги зрительского голосованию.

Объявление победителей.

^ Урок заканчивается коллективным обсуждением результатов: почему выиграла одна из команд, в чём заключалась её успешность, над чем нужно поработать второй команде, чтобы быть убедительнее.
Урок развития речи в 6 классе

«Чувствуем. Мыслим. Говорим»

(авторский урок)

Цели:

  • Развитие такого коммуникативного навыка как говорение

  • Научить пользоваться типом речи описание

  • Разнообразить речь ребёнка средствами выразительности

  • Создать ценностно-нравственные ориентиры.

Методы и приёмы: беседа, наглядно-образный метод, слово учителя, дискурсия, ролевая игра.

Оборудование: репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»:
^ Ход урока:

Ученикам предложено внимательно рассмотреть картину К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Вопросы для первичного восприятия картины:

  • Что вы видите на картине?

  • Что изображено в центре картины?

  • Что вы видите на заднем плане?

  • На каком фоне изображены предметы?

  • Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?

  • Какие цвета использовал художник?

  • Какой цвет преобладает?

  • Кто главный герой картины? Как вы догадались?

  • Что можно сказать о главном герое?

  • Почему художник дал такое название картине?

  • Как бы вы ее назвали?

  • Нравится ли вам картина? Почему?

  • Какое настроение она вызывает? Почему?

На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер, интеграционный, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся проблемные вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:

  • Почему художник захотел изобразить именно эти события?

  • Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?

  • Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.

Необходимы упражнения и на развитие воображения:

  • Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.

  • Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.

  • Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.

Тематическая беседа:

  • Как научиться понимать картины?

  • Какова роль живописи в жизни человека?

Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя изо и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?

Ролевая игра:

Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки, у посетителя выставки, у директора музея, у экскурсовода.

^ Завершается урок домашним заданием: написать сочинение на тему «Моя любимая картина».

Список использованной литературы:


  1. Богуславская А.М., Капинос В.И. методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 326 с.

  2. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. – М., 2002. – 217 с.

  3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2003. – 176 с.

  4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М., 1975. – 253 с.

  5. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1998. – 193 с.

  6. Львова С.И. Уроки словесности: 5 - 9 классы. – М., 1997. – 247 с.

  7. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы.- М., 1997. – 236 с.

  8. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.

  9. Синицин В.А. Путь к слову: Из записок учителя. – М., 1997. – 323 с.

  10. Служевская Т. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. – СПб, 1997. – 274 с.






Скачать файл (141.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru