Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа кружка Творческая мастерская ткачества - файл 1.doc


Программа кружка Творческая мастерская ткачества
скачать (131 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.26.11.2011 00:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Комитет образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области

Программа дополнительного образования
«Творческая мастерская ткачества»


Возрастной диапазон

освоения программы 5-7 лет.

Продолжительность реализации:

2 года
Авторы:

Федотова Татьяна Геннадьевна,

воспитатель МАДОУ ДСКВ №1

Салагина Ольга Анатольевна,

заместитель заведующей по ВОР

МАДОУ ДСКВ №1

БОРОВИЧИ

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Творческая мастерская ткачества» была создана на основе изучения и освоения бытовавших традиций ткачества на Руси и опыта работы кружка «Русское ткачество» в МАДОУ ДСКВ №1 г.Боровичи Новгородской области.

Необходимость ее появления было обусловлена рядом причин:

  1. - отсутствие аналогичных программ в образовательном пространстве дополнительного образования;

  2. - самобытность и уникальность традиций ткачества на Руси;

  3. - возвращение к истокам традиционной народной культуры;

  4. - развитие ткачества в системе передачи опыта старых мастеров к подрастающему поколению;

  5. - создание условий для социальной адаптации дошкольников в современном российском обществе.

Самобытность программы «Творческая мастерская ткачества» состоит в сохранении и развитии русского ткачества.

Уникальность данной программы заключается в том, что предполагается комплексный подход в ходе изучения ткачества. Во время освоения данного ремесла, воспитанник узнает историю народной культуры и основы рисунка и композиции, приобщается к обрядам и обычаям, обучается технологии ремесла, развивает нравственно-эстетическое мировоззрения, усваивает эколого-охранительные принципы отношения к природе, формирует гражданские качества, любовь к малой Родине.

Программа способствует становлению творческой личности воспитанника посредством трудового, экологического, эстетического воспитания в процессе приобщения к русским народным ремеслам.

Принятые программой ценности традиционной народной культуры позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении ремеслу.

Все выше изложенные факторы доказывают актуальность создания программы «Творческая мастерская ткачества» в современном культурном пространстве.

^ Цель программы – духовно-нравственное воспитание, развитие общей культуры дошкольников, путем изучения, сохранения и развития традиционного русского ткачества в современных условиях. Формирование мировоззрения дошкольников на основе народного искусства и изучения ткачества как части культурного наследия русского народа. Саморазвитие и самоопределение детей как важные факторы социальной адаптации в современном обществе.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решать следующие задачи;

^ Задачи образования:

  1. • Дать теоретические знания о народной культуре;

  2. • Сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта;

  3. • Обучить практическим навыкам и приемам традиционного русского ткачества;

  4. • Познакомить с основами рисунка и построения композиции;

  5. • Дать понятие об основном виде ткачества, древнейшую символику тканого орнамента, колорите;

  6. • формировать умение выполнять импровизации на основе традиционных особенностей русского ткачества;

  7. • Научить применять полученные знания, умения, навыки на практике;

Задачи воспитания:

  1. • Духовно-нравственное воспитание путем приобщения воспитанников к традиционной народной культуре;

  2. • Способствовать эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства;

  3. • Через систему и последовательность занятий воспитывать трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность;

  4. • Воспитание гражданственности и любви к Родине, формирование чувства патриотизма

  5. • Через уважительное отношение и терпимость друг к другу воспитывать человеческое достоинство, чувство коллективизма и справедливости;

• Воспитание у дошкольников уважения и бережного отношения к традиционной

народной культуре, к народным традициям, творчеству народных мастеров, уму,

таланту, и мудрости своего народа;

  1. • Воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных составляющих экологического воспитания;

  2. • Экологическое воспитание;

Задачи развития:

  1. • Выявление и развитие художественно-творческих и индивидуальных способностей детей;

  2. • Развитие творческой активности, творческого воображения средствами декоративно-прикладного искусства;

  3. • Развитие познавательной активности как важного составляющего фактора интеллектуального роста личности;

  4. • Развитие эстетического художественного вкуса, художественного воображения, образного мышления, фантазии и расширение духовных потребностей.

  • Развитие мелкой моторики рук как стимуляция умственного развития дошкольников


Данная программа выстраивается на основе следующих педагогических принципов:

  1. 1. Целостность в восприятии дошкольниками родной культуры. Подобраны материалы для создания целостной картины мира, истории родного края.

  2. 2. Актуализация в процессе познания культурных региональных ценностей. С этой целью предусмотрен отбор для усвоения тех ценностей региональной культуры, которые позволяют провести параллели с общечеловеческими ценностями.

  3. 3. Включение детей в активную творческую деятельность путем вовлечения детей не только в воспроизводящую, но и творчески преобразующую деятельность, дающую возможность самовыражения личности дошкольника

  4. 4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, вследствие которого в воспитательно-образовательном процессе используются как индивидуальная деятельность, так и групповая работа, способствующая сплочению коллектива, социальной адаптации детей.

  1. 5. Опора на чувственно–эмоциональную сферу ребенка предполагает отбор учебного материала, который наиболее значим для воспитанников, и наиболее эмоционально воздействует на психику ребенка.

  2. 6. Добровольность. Принцип добровольности является основополагающим принципом дополнительного образования

  3. 7. Доступность. Отбирается материал доступный для усвоения дошкольниками

  4. 8. Систематичность и последовательность. Предполагает построение педагогического процесса от простого к сложному, от известного, к неизвестному, а так же своевременность закрепления полученных знаний

  1. 9. Связи теории с практикой. Подкрепление теоретических знаний практикой и наоборот.

  2. 10. Наглядность. Использование разнообразных наглядных пособий: плакатов, карточек, фотографий, образцов, заправочных рисунков, старинных и новых изделий; а также применение в процессе обучения различных аудиовизуальных средств ТСО;

  3. 11. Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Педагогический потенциал программы реализуется с учетом психологических особенностей детей данного возраста.

  4. 12. Сознательности и творческой активности. Во время воспитательно-образовательного процесса используется только положительная мотивация дошкольников на осознанное овладение системой знаний и умений.

  5. 13. Многообразие форм образовательного процесса. Используются словесно–деятельностные и деятельностно–практические стимулы: игра, конкурс, выставка и т.д

  6. 14. Принцип народной педагогики «от учителя к ученику», «от старшего к младшему».

    1. В одной группе могут заниматься дети разного возраста и стоящие на разных этапах обучения.

Осваивать программу могут мальчики и девочки возрастом 5-7 лет. Занятие проводится в группах по 5-8 человек, т. к. обучение ведется индивидуально с каждым ребенком с учетом его способностей и возможностей один раз в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Содержание программы составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического материала. В то же время программой предусмотрены посещения выставок в краеведческом музее, экскурсии на фабрику, занимающуюся ткачеством, встреча с мастерицами.

Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей. В связи с чем, предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями; родительские собрания; индивидуальные беседы; консультации.

Так как работа при изготовлении тканых изделий чаще сидячая и неподвижная, требующая большого внимания и напряжения глаз необходимо особое место отводить заботе о здоровье детей. Для этого проводятся физкультминутки, пальчиковые гимнастики, экскурсии.

Таким образом, реализация программы на основе принципов природосообразности, культуросообразности, личностно-ориентированного подхода позволяет организовать творческую деятельность дошкольников, которая служит хорошим средством подготовки их к труду и адаптации в обществе, а так же позволяет детям знать корни и историю своего народа; видеть прекрасное в быту, других сферах человеческой жизни; понимать природную ситуацию, стремиться к тому, чтобы труд ремесленника приносил радость и пользу людям, чтобы рос престиж мастерового человека.

^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В КОГНИТИВНОЙ И АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТЯХ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ В КОГНИТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Год

Основные категории учебных целей

Дошкольник

1

Знание

Знает употребляемые термины по темам:

  1. • оборудование, инструменты, приспособления, правила ТБ, ткацкий станок, , челнок

  2. • пояса: виды и приемы изготовления:

  3. • Знает правила ТБ;

Знает виды поясов. Их обрядовое значение, традиции;

Знает устройство ткацкого станка и принцип его работы;

Знает основы ткацкого расчета;

Знает последовательность заправки ткацкого станка;




Умение

  1. • Заправлять, изготовлять коврики на рамках

  2. • Оформлять коврики, пояса кистями;

  3. • Пользоваться образцами, различными наглядными пособиями при работе;

  4. • Производить ткацкий расчет для дорожек;

• Владеет первоначальными навыками работы на ткацком станке




Понимание

  1. • Понимает значение ремесла в крестьянском быту, правила работы за станком и принцип его устройства;

  2. • Предполагает итог выполнения начатой работы;

  3. • Понимает, как исправить образовавшиеся ошибки;




Применение

  1. • Применяет полученные теоретические знания на практике: выполнение поясов, заправка станка, выполнение дорожки.




Оценивание

  1. • Умеет оценивать уровень своей работы и соответствие ее предъявляемому образцу;

  2. • Сравнивает свою работу с работами других;

2

Знание

Знает употребляемые термины по темам:

Традиционный народный костюм: понева, сарафан, рубаха, одноуточное браное ткачество.

  1. • Знает материалы и инструменты;

  2. • Правила ТБ;




Умение

  1. Подготовить станок к работе;

• Выполнять изделия с соблюдением технологических приемов




Понимание

  1. • Понимает необходимость соблюдения последовательности в изготовлении изделия;

  2. • Понимает значения традиционного народного костюма

  1. • Понимает значение тканых изделий в жизни крестьянина;




Оценивание

  1. Оценивает значение своей работы;

  2. • Оценивает уровень своей работы, сравнивая с работами других;



^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ В АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Основные категории учебных целей

дошкольник

Восприятие

  1. Проявляет интерес к изучению истории народной культуры;

  2. • Внимательно выслушивает объяснение педагога;

  3. • Проявляет интерес к демонстрации выполнения задания, которую осуществляет педагог или товарищ;

  4. ;

• Проявляет восприимчивость к проблемам своих товарищей возникающих при работе за станком, охотно помогает им.

реагирование

  1. Выполняет заданную педагогам работу;

  2. • Подчиняется правилам поведения в кабинете, соблюдает режим работы, правила ТБ;

  3. • Участвует в коллективных мероприятиях;

  4. • Добровольно вызывается выполнить задание.

Усвоение ценностной ориентацией

  1. • Проявляет желание овладеть навыками ручного ткачества

  2. • проявляет желание отстаивать свой вариант выполнения задания;


^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

  1. Программа предполагает проведение одного комплексного занятия в неделю, продолжительностью 20 минут. Комплексное занятие включает такие виды деятельности как, практическое освоение приемами ткачества, пальчиковая гимнастика, разучивание обрядовых песен, стихов

  2. Для реализации поставленной цели разработано тематическое планирование

месяц

Тема

Количество занятий по теме



сентябрь

«Как рубашка в поле выросла»


  • Знакомство с видами крестьянской одежды

  • Упражнение для координации речи с движениями. «Уж я сеяла, сеяла ленок»




  • Чтение отрывка из сказки «Царевна - Лягушка»

  • Знакомство с ткацким станком (рамкой) , его основными частями



  • Подготовка инструментов и материалов к работе

  • Пальчиковая гимнастика



  • Натягивание нитей основы

  • Пальчиковая гимнастика



12

1

1


1

1

Октябрь

  • Экскурсия на фабрику «МЯКИШИ»




  • Нити основы, нити утка

  • Ткачество тесьмой способом полотняного переплетения

  • Знакомство с обработкой льна

1
3

ноябрь

  • Шов «вперед иголка». Правила техники безопасности при работе с иглой

  • Братья Гримм «Веретено, ткацкий челнок и иголка»




  • Снятие изделия с рамки

  • Пальчиковая гимнастика




  • Обработка края изделия

  • Упражнение для координации речи с движениями.



1

1


2



Декабрь

«Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна".


  • Русская прялка – знакомство с техникой прядения

  • Закрепление понятий нити основы, нити утка




  • Ткачество коврика для основы декоративного панно к новому году

10
1

3

Январь

  • Игра «Плетем поясок»

  • Закрепление умения натягивать нити основы




  • Закрепление умения ткать из полос широкой тесьмы

1

1

Февраль

  • Закрепление умения обрабатывать край изделия швом «вперед иголка». Правила техники безопасности при работе с иглой




  • Подбор тесьмы по цвету

  • Пальчиковая гимнастика




  • Теплая и холодная цветовая гамма.

  • Подбор тесьмы для создания коврика на тему «Весна»

2

1


1

Март

"Тонко бело полотенечко, хитромудро рукодельице".


  • Создание коврика ткачеством из полос тесьмы на тему «Весна»


4

Апрель

  • Мастер – класс преподавателя школы искусств Горбачевой С.А.




  • Полотенце в жизни людей

  • Выставка расшитых полотенец




  • Подбор шнурков и толстых шерстяных нитей

  • Зарисовка на листе схемы ткачества




  • Натягивание нитей основы на раму

  • Пальчиковая гимнастика




1


1


1

1

Май

  • Ткачество коврика из шнурков и шерстяных нитей по созданной схеме




  • Выставка работ участников кружка

3


1


Второй год

Месяц

Тема

Количество занятий по теме

сентябрь

Выявление знаний, умений и навыков у детей по теме «Ткачество»
«Осень к нам пришла»



  • составление схемы узора коврика из шнурков или шерстяных нитей. Рисование схемы на листе бумаги




  • натягивание нитей основы на раму квадратной формы

  • ткачество изделия по рисунку

1


1

2

Октябрь

  • Изготовление приспособлений для наматывания нитей утка (челноков)




  • Способ изготовления кисточек для оформления края изделия




  • Подбор материалов разных по фактуре




  • Экскурсия на фабрику «Мякиши»

1


1


1
1

Ноябрь

  • Натягивание нитей основы на квадратную раму




  • Ворсовый коврик. Техника изготовления

1


3


Декабрь

«Зимушка - зима»

  • знакомство с ткачество на круглой рамке.

  • Натягивание нитей основы на круглую раму




  • Ткачество коврика на круглой раме


1
1


2

Январь

  • Снятие изделия с рамы. Обработка края изделия . изготовление кисточек

2

Февраль

  • Составление схемы ткачества на листе в клетку




  • Определение размера будущей работы и выбор рамы




  • Подбор материалов для работы




  • Натягивание нитей на основу

1


1


1
1

Март

«Весна , весна на улице….»


  • Выполнение изделия по своему замыслу


4

апрель

  • Мастер – класс преподавателя Горбачевой С.А


Коврик «Корзина с цветами»

  • Составление эскиза

  • Подбор материалов

  • Натягивание нитей основы




1

1

1

1


май

  • Ткачество коврика тонкими шерстяными нитями




  • Выставка работ участников кружка

3


1



^ СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В основе обучения детей лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование элементарных представлений о народном промысле. Большое внимание уделено практической работе совместно с педагогом так и самостоятельной В качестве ведущей деятельности педагога с детьми используется игра и практическая работа.

Включение игровых ситуаций мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности . Работа строится последовательно, постепенно, учитывая особенности и способности каждого ребенка. Используются различные методы : словесный, наглядный, игровой. Используются игры в таких формах, при которых сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного, игрового общения. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Для того чтобы переключить активность детей( умственную, речевую, деятельностную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки.

Навыки самооценки формируются при проведении итогов занятия. В течении 2-3 минут внимание детей сконцентрировано на основных идеях занятия. Дети высказывают свое мнение по отношению к занятию, к возникшим трудностям, к тому, что им понравилось. Это помогает педагогу скорректировать дальнейшую деятельность.
^ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Проводятся они как фронтально, так и по подгруппам и индивидуально. Содержание, структура занятия, формы проведения занятий определяются задачами обучения и индивидуальными особенностями детей.
Для реализации задач программы необходимо иметь следующие материалы и пособия:

- художественная литература,

- загадки, пословицы, поговорки, потешки, считалки,

рамки деревянные разные по размеру и форме

тесьма толстая, шнуры, сутаж декоративный

катушка для пряжи

рисунки образцов ткачества

ножницы с зоаваленными концами
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Итогом годовой работы кружка является отчетная выставка лучших работ кружковцев.

Оценку работ определяет специальное жюри.

При оценке изделий надо учитывать возраст кружковцев, художественную ценность, трудоемкость и качество исполнения работы.

Лучшие кружковцы награждаются грамотами и дипломами, которые вручают на заключительном вечере.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Программу можно рекомендовать педагогам дополнительного образования, воспитателям, так как она даст возможность многогранного, обогащенного развития детей.

Успешная работа по данной программе возможна только там, где создана соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр, игровых материалов, инструментов и оборудования, условий для наблюдения, экспериментирования, практической работы, а также спокойной доброжелательной атмосферы.


Скачать файл (131 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru