Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - курс: Методы психологического влияния и техника саморегуляции. Часть 3 - файл 1.doc


Лекции - курс: Методы психологического влияния и техника саморегуляции. Часть 3
скачать (1218.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1219kb.16.11.2011 04:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...





Материалы к курсу «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И ТЕХНИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ»


@Преподаватель: Голев Сергей Васильевич, адъюнкт-профессор психологии (доцент).


@Ассистент: Голева Ольга Сергеевна, магистр психологии


(ОМУРЧ «Украина» ХФ. – 2010 г.)

ИПИС ХГУ - 2009 г. )


Часть 3


В лекциях были использованы материалы следующих авторов:


Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -336 с. Психология делового преуспевания. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 336 с. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 224 с. Аграшенков А. Психология на каждый день. (Советы, рекомендации, тесты). М.: Вече. АСТ, 1997. -462 с. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика./ - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, -2006. – 479 с. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. –СПб.: Питер, -2004. 464 с. Голєв С.В., Голєва О.С. Методи психологічного впливу та техніка саморегуляції. Програма курсу. – Херсон, ВМУРоЛ «Україна», 2004. – 80 с. и др…


Курс: «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И ТЕХНИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ»

(Материалы для самостоятельного изучения студентами)


Лекция № 10 САМОМЕНЕДЖМЕНТ


Вопросы:

1. Оценка индивидуальных способностей к саморазвитию и саморегуляции.

2. Факторы, создающие психологическую нагрузку в работе руководителя.

^ 3. Типичные эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных условиях.

4. Приемы саморегуляции эмоциональных состояний.

5. Техника аутогенной тренировки.

6. Приемы тренировки интеллектуальных качеств.

^ 7. Методы быстрого анализа поступающей информации и скорочтение.

8. Рациональное запоминание информации.

9. Особенности запоминания лиц и имен.

10. Тренировка профессиональной наблюдательности.


Большинство видов деятельности в области менеджмента требуют высокого индивидуального развития. По мере того как возрастает степень сложности работы и быстрота измене­ний обстановки, увеличивается потребность и в развитии творческого потенциала. Руководителю необходимо поддер­живать и развивать свой потенциал вопреки многим помехам и высокой занятости. Его работа предъявляет серьезные тре­бования к его личности и предполагает способность к само­развитию.

Особую роль эта способность играет для тех, кто не считает, что занимаемое им служебное или общественное положение является для него "потолком", и стремится перейти на более престижную работу или пребывает "в переходном состоянии" между двумя важными этапами своей карьеры. Всякий раз, когда ему необходимо стать более восприимчивым, энергич­ным или изобретательным, требуется высокий уровень инди­видуального развития.

Профессия руководителя традиционно считается одной из престижных. Но стать по-настоящему престижным и автори­тетным может лишь тот руководитель, который сможет раз­вить себя как творческую, конкурентоспособную личность. Достичь этого можно лишь при условии систематического под­держания в себе стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.

Саморазвитие включает в себя самопознание сильных и сла­бых сторон личности руководителя, самоуправление и само­контроль, самообразование, формирование своего творческо­го потенциала.

Для развития всех этих качеств недостаточно одних только собственных усилий. Руководителю требуются постоянная поддержка и психолого-педагогическая помощь, повышение общей культуры. Ниже с психологических позиций будут рас­смотрены некоторые существенные стороны самоменедж­мента работников сферы управления.

Особое внимание будет уделено вопросам формирования са­моконтроля, освобождению от излишнего психического на­пряжения — неизбежного спутника деятельности любого уп­равленца, а также развитию познавательных качеств, которые требуются в его работе.

Необходимо учитывать, что формирование навыков, полез­ных для саморазвития, требует соответствующего времени и самодисциплины. Лишь при планомерной работе над собой можно достичь необходимых результатов.


^ Вопрос 1 Принципы и правила самообразования и самовоспитания


• Постоянно осмысливайте не только то, что делаете, но и то, как делаете. Обращайте внимание на эффективные при­емы и методы работы, позволяющие хорошо выполнить поставленную задачу.

• Развивайте способности к самоанализу. Стремитесь лучше понять себя, оценить свои сильные и слабые качества. Опи­райтесь на сильные и постоянно совершенствуйте слабые стороны своей личности.

• Определяйте цели для года, месяца, недели, дня.

• Поставили цель — идите к ней, добиваясь ее.

• Планируйте то, чего должны достичь, сделать сегодня, завт­ра, в течение недели, в перспективе.

• Планируя, учитывайте время, устанавливайте реальные сроки достижения цели. "Учитывать время — значит доль­ше жить" (А. Гастев).

• Приступайте к делу сразу, "без раскачки".

• Приступив к делу, сосредоточьтесь на главном, не отвлекай­тесь на второстепенное. "Жертвуйте низшими целями ради достижения высших" (Л. Толстой "Правила жизни").

• Заставьте "ум свой действовать со всею ему возможною си­лою" (Л. Толстой). Не допускайте утомленности, меняйте виды занятий, придумывайте для себя стимулы.

• Периодически хронометрируйте время, ищите резервы времени. Вырабатывайте навыки, способствующие быст­рому чтению и анализу поступающей информации. Ста­райтесь освободиться от привычек, ведущих к непроизво­дительной трате времени ("пустых" разговоров по телефо­ну, просмотра ненужных телевизионных программ и т. п.).

• Каждый вечер давайте самоотчет в своих делах и поступках.

• Не отчаивайтесь и не успокаивайтесь в случае временных неудач. В случае неудачи ищите новый подход, метод, сред­ство, новый "ключ к решению задачи". Помните: оптимизм и вера в успех — залог успеха.

•Чаще используйте самоприказы: "Я должен это сделать!", "Только вперед!" Внушайте себе: "Я способен на большее! Я решал и более сложные задачи!"

• Каждый вечер давайте себе самоотчет в своих делах и поступках.

• Ведите дневник, в котором стремитесь анализировать при­чины своих успехов и неудач.

• Чаще обращайтесь к литературе, в которой содержатся рекомендации по вопросам самообразования и самовос­питания.


^ Вопрос 2 Ситуации и действия, приводящие к нервно-эмоциональной нагрузке, напряжению и стрессу в работе


• Все виды конфликтных ситуаций, возникающих в процессе совместной работы.

• Критика, особенно несправедливая, высказанная в ос­корбительной, грубой форме, затрагивающая чувство собственного достоинства.

• Необоснованное понижение в должности или перевод на другое место работы против желания.

• Необоснованное понижение заработной платы, наложе­ние материальных выплат, штрафов и т. п.

• Лишение ожидаемых премий, поощрений, наград.

• Наложение иных санкций, если они представляются чрезмерными или не вполне обоснованными.

• Психологически неприемлемые и необоснованные рас­поряжения сверху, выбивающие из колеи и не позволяю­щие работать результативно.

• Плохая организация работы, постановка заданий, не под­крепленных соответствующими средствами и эффектив­ными методами.

• Нагромождение различных дел и необходимость одно­временного выполнения различных не связанных между собой видов работы.

• Неожиданные приказы, заставляющие работать в дефи­ците времени.

• Неспособность эффективно выполнять профессиональ­ные обязанности в силу отсутствия опыта.

• финансовые ошибки, просчеты, нарушения, которые требуют значительной материальной компенсации.

• Неблаговидные поступки руководителя или коллег по работе, затрагивающие человека.

• Разочарование в работе, в ранее принятой позиции, осо­знание "тупиковое™" отстаивавшихся ранее подходов и установок.

• Длительное ожидание чего-либо (например, ответствен­ной проверки, квалификационного экзамена и др.).

• Неудовлетворенность большим количеством рутинной, неинтересной работы.

• Ненормированность труда и отдыха, необходимость работать вечером и в выходные дни.

• Серьезные ошибки и неудачи в работе, переживание чув­ства вины за совершенные ошибки.

• Переживание высокой ответственности в ситуациях, которые трудно контролировать.

• Реальная угроза лишиться работы, не имея при этом "за­пасного аэродрома".


^ Вопрос 3 Борьба с производственной депрессией (профессиональной усталостью)


Типичные признаки:

• по утрам человек с трудом заставляет себя идти на работу;

• выполняемые обязанности вызывают негативные ощуще­ния;

• разлаживаются отношения с коллегами;

• вызывают раздражение телефонные звонки;

• падает работоспособность, увеличивается время на выполне­ние дел, которые раньше можно было сделать быстро;

• любые указания "сверху" кажутся лишенными смысла.


Причины:

• однообразие работы;

• потеря ощущения профессионального роста;

• конфликты с руководством;

• ощущение бесполезности труда;

• низкая заработная плата;

• ненормированность (неупорядоченность) рабочего дня;

• наличие частых "авралов" в работе;

• конфликты во внеслужебное время;

• перегрузка официальными контактами, отсутствие (недо­статок) неформального, дружеского общения;

• "зацикленность на работе";

• неблагоприятные бытовые условия жизни;

• невозможность своевременно переключиться, "разрядить­ся", получить полноценный отдых.


^ Методы предупреждения и лечения:

• не допускайте, чтобы депрессия затянулась;

• попытайтесь проанализировать ваш образ жизни;

• найдите положительные моменты в вашей нынешней жизни и работе;

• используйте "принцип маятника" (попытайтесь мысленно достигнуть "дна переживаний", после чего настроение "двинется" в противоположную сторону);

• представьте, какими будут ваши мысли и настроение через некоторое время. Спросите себя: "Сохранится ли такая же усталость через неделю, месяц, два месяца?". Вы поймете, что скоро усталость уйдет и не стоит особенно переживать по этому поводу;

• лучшее лекарство от депрессии — смена деятельности. По­пытайтесь овладеть еще одной профессией;

• полноценно используйте свое свободное время. Помните — смена обстановки и вида деятельности на досуге помогают восстановить силы и накопить энергию для работы;

• применяйте психорегулирующую тренировку. Аутотре­нинг, медитация, система "Дзен" помогут вам справиться с депрессией;

• проанализируйте свою работу с точки зрения ее эффектив­ности и увлекательности. Попытайтесь увидеть связь меж­ду вашей деятельностью и положительным результатом, чтобы убедиться в собственной значимости и полезности выполняемой работы;

• если ни один из перечисленных приемов не сработал и чув­ство депрессии продолжает преследовать вас — используй­те "хирургическое вмешательство". Если работа "достала" совсем, стоит подумать о том, чтобы заняться чем-то дру­гим, сменить место работы и даже профессию.


^ Вопрос 4 Аутогенная тренировка


Основной целью практического занятия является ознаком­ление с приемами аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (AT) — метод активного психологиче­ского воздействия, направленный на саморегуляцию психичес­ких состояний, возникающих в процессе выполнения сложных видов деятельности. С помощью AT регулируются эмоциональ­ные переживания, устраняется чувство тревоги, страх, умень­шается психическая и мышечная напряженность.

AT позволяет человеку управлять внутренними функциями организма — произвольно менять частоту сердцебиения, сни­жать кровяное давление, увеличивать или уменьшать ритм ды­хания.

Этот вид тренировки помогает также избавляться и от некото­рых отрицательных черт характера — излишней возбудимости и вспыльчивости, повышенной тревожности и неуверенности.

Наряду с успокаивающим влиянием, AT применяется для уси­ления психологической мобилизации человека, обеспечения его готовности к выполнению сложных и ответственных действий. Поэтому ее можно использовать и в практической работе — при подготовке и осуществлении деятельности, связанной со значи­тельными стрессовыми нагрузками.

В отличие от других методов психотерапевтического воздей­ствия AT предполагает активность тренирующегося, проявление им внутренних усилий, целеустремленности и настойчиво­сти. Она помогает не только лучше владеть своими эмоциями, но тренировать волю, концентрацию внимания, вырабатывать привычку к самонаблюдению и самоотчету — качества, необ­ходимые любому практическому работнику.

AT должна сочетаться с другими видами самовоспитания че­ловека, в частности, с физическим и морально-волевым. Уп­ражнения AT рассчитаны на здоровых людей, не имеющих от­клонений в сердечно-сосудистой и нервной системе. Противо­показанием для тренировки могут быть пониженное кровяное давление (гипотония), а также наличие у человека простудных заболеваний. Начальные занятия по AT должны проводиться под руководством преподавателя-психолога. В дальнейшем они могут носить самостоятельный характер.


^ Подготовка к выполнению упражнений АТ

Приступая к занятию, надо быть спокойным и сосредоточен­ным. Нельзя начинать тренировку после быстрой ходьбы, бега или другой физической нагрузки.

Нужно субъективно оценить свое состояние, подсчитать ча­стоту пульса в минуту и записать эти данные в специальный дневник занятий (образец схемы дневника прилагается).

Важно создать условия, благоприятствующие тренировке:

выключить радиоприемник и телевизор, потушить яркий свет.

Следует устранить другие помехи, которые могут отвлечь от сосредоточения (ослабить галстук и шнурки на ботинках, рас­стегнуть ворот рубашки, расслабить туго затянутый брючный ремень и т. п.).

Тренироваться можно сидя на стуле, полулежа в глубоком кресле или лежа на кровати. Исходное положение должно быть максимально удобным и не вызывать ненужного напряжения мышц.

Положение сидя. Для этого положения применяется "поза кучера". Сидя на стуле, необходимо немного наклонить впе­ред туловище и голову, расслабить мышцы затылка, шеи и плечевого пояса, удобно расставить ноги, расположив их на полных подошвах, руки спокойно положить на поверхность бедер.

Положение полулежа: находясь в глубоком кресле, следует удобно откинуться на спинку. Руки согнуты в локтевых суста­вах и лежат на бедрах или подлокотниках, ноги свободно рас­ставлены, носки развернуты наружу. Поза должна быть непри­нужденной.

Положение лежа: удобно лечь на спину, подложив под голову небольшую подушку. Руки слегка согнуты в локтевых суставах и свободно лежат вдоль туловища. Ноги несколько разведены в стороны, носки развернуты наружу.

Перед началом упражнения следует закрыть глаза, свести внутренний взор на цифру 12 в воображаемом циферблате, язык мягко приложить к корням зубов (как при произнесении буквы "т"), по возможности расслабить мышцы тела. Необхо­димо проконтролировать свои ощущения, возникшие в резуль­тате проделанных процедур, и приступить к выполнению уп­ражнения.


^ Примерный набор формул AT

Упражнения для расслабления

Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

У меня удобная поза, глаза закрыты, дыхание неторопливое, плавное, спокойное.

Медленно, постепенно успокаивается нервная система.

Сердце бьется спокойно и ровно.

Оно отдыхает.

Мой организм отдыхает.

Посторонние звуки и шум отдаляются от меня, становятся менее слышимыми.

Внимание концентрируется на моем лице.

Расслабляются мышцы лба, глаз, щек.

Губы и зубы разжаты.

Подбородок слегка опущен, и я ощущаю его вес.

Мое лицо полностью расслаблено и спокойно.

Внимание концентрируется на моих руках.

Расслабляются пальцы... ладони... предплечья... локти... плечи...

Руки становятся полностью расслабленными и спокойными.

Внимание концентрируется на моих ногах.

Расслабляются пальцы... стопы... голени... колени... бедра...

Ноги становятся полностью расслабленными и спокойными.

Постепенно расслабляются мышцы всего тела.

Расслабляются мышцы затылка... шеи... верхней части спины и плеч...

Расслабляются мышцы груди... спины... и живота...

Все тело становится полностью расслабленным и спокой­ным.

Дыхание ровное... плавное... размеренное...

Сердце бьется спокойно и ровно.

Мой организм отдыхает.

Постепенно появляется ощущение приятного тепла в теле.

Внимание концентрируется на моих руках.

Руки становятся теплыми и расслабленными.

Теплеют пальцы... ладони... предплечья... локти... плечи...

Руки полностью теплые и расслабленные.

Внимание концентрируется на моих ногах.

Ноги становятся теплыми и расслабленными.

Теплеют пальцы... стопы... голени... колени... бедра...

Ноги полностью теплые и расслабленные.

Постепенно теплеют мышцы всего тела.

Теплеют мышцы затылка... шеи... верхней части спины и плеч...

Теплеют мышцы груди... спины... и живота...

Все тело становится полностью теплым... расслабленным... и спокойным.

Дыхание плавное... ровное... размеренное...

Сердце бьется спокойно и ровно.

Мой организм отдыхает.

Постепенно появляется ощущение приятной тяжести в теле.

Внимание концентрируется на моих руках.

Руки становятся тяжелыми... теплыми... и расслабленными.

Тяжелеют пальцы... ладони... предплечья... локти... плечи.

Руки полностью тяжелые... теплые... расслабленные...

Внимание концентрируется на моих ногах.

Ноги становятся тяжелыми... теплыми... расслабленными.

Тяжелеют пальцы... стопы... голени... колени... бедра...

Приятная тяжесть охватывает все мое тело.

Тяжелеют мышцы затылка... шеи... верхней части спины и плеч.

Тяжелеют мышцы груди... спины... и живота.

Все тело становится полностью тяжелым... теплым... и рас­слабленным...

Я отдыхаю...

Дыхание ровное... плавное... размеренное...

Сердце бьется спокойно и ровно.

Посторонние звуки и шум отдаляются, становятся менее слышимыми.

Не хочется двигаться... шевелиться... отвлекаться.

Я отдыхаю и успокаиваюсь.

Я запомнил свое состояние и могу воспроизвести его по сво­ему желанию.


^ Дополнительные упражнения для нормализации сна

Я совершенно спокоен. Мышцы расслабленные и вялые. Дышится легко и спокойно.

Ничто не тревожит... не беспокоит... не отвлекает... Мышцы лица полностью расслаблены. Тяжелеют веки.

Веки тяжелые, плотно сомкнуты.

Лицо полностью расслабленное... теплое... тяжелое... непо­движное...

Дыхание ровное... плавное... размеренное...

Все тело расслаблено.

Приятное тепло растекается по всему телу.

Чувствуется приятная тяжесть в теле.

Ощущается полный покой.

Не хочется ни о чем думать.

Появляется сонливость.

Она усиливается.

Все растворяется в отдыхе... тепле... и покое...

Веки тяжелеют больше и больше.

Темнеет в глазах.

Внутреннее спокойствие растекается по всему телу.

Наступает сон... сон... сон.


^ Упражнения для восстановления сил и мобилизации

Я отдохнул и успокоился.

Дышится легко и свободно.

Прохладный воздух приятно холодит ноздри.

Дышу энергичнее и чаще.

С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц.

Дышу легко и свободно.

Уходит ощущение тепла из мышц тела.

С каждым вдохом возвращается ощущение самоконтроля.

Усиливается напряжение в мышцах рук и ног.

Руки становятся легкими и упругими.

Слегка сжимаю кулаки рук.

Сердце бьется ровно и сильно.

Голова становится ясной.

Чувствую бодрость во всем теле.

Я полон сил и энергии.

Мыслю четко и без помех.

Все тело напряжено как пружина.

Хочется встать и действовать. Я готов действовать. Открыть глаза.


^ Правила применения аутогенной тренировки

Занимаясь аутогенной тренировкой, необходимо иметь в виду следующее.

AT следует рассматривать как профилактический метод, осо­бую психическую гимнастику. Поэтому неразумно, чувствуя себя здоровым и бодрым, прерывать упражнения. Их нужно выполнять ежедневно, независимо от общего самочувствия.

формулы упражнений следует произносить про себя, мед­ленно, на выдохе, концентрируя внимание на их смысле. Про­изнесение формул следует сочетать с мысленным представле­нием ситуаций, в которых проявляются ощущение тяжести, тепла, прохлады (вы несете тяжелую ношу, погружаете руку в горячую воду и т. д.).

После освоения начального курса можно пользоваться фор­мулами, составленными самостоятельно. При их составлении и использовании нужно иметь в виду, что каждая формула про­износится как утверждение; сущность формул должна быть простой и однозначной; содержание каждой формулы следует относить к состоянию, которого желательно достичь.

Таким образом, при занятиях AT учитываются следующие правила:


Систематичность

Для полного овладения курсом требуется от 4 до 12 недель при ежедневном минимуме занятий по 15 минут. Для поддержания уровня освоения упражнений следует самостоятельно трениро­ваться 1—2 раза в день по 7—10 минут. Лучше выполнять уп­ражнения в вечернее время перед сном, а при необходимости мобилизовать себя — использовать соответствующие форму­лы в утренние часы, после пробуждения.


Активность

AT не нужно проводить автоматически, бездумно. Упражне­ния необходимо выполнять целенаправленно, контролируя свое состояние.


^ Индивидуализация в подборе приемов

После овладения начальным курсом можно выбирать упражнения по своему усмотрению. Этот выбор зависит от условий, в которых проводится AT, психических особенностей и индивидуального опыта человека, его состояния перед трени­ровкой. Обязательными являются лишь упражнения, вызыва­ющие расслабление мышц тела, в первую очередь — лица и рук.

Начальный курс тренировки считается освоенным, если по­сле его проведения возникают следующие ощущения:

• отсутствие мышечной закрепощенности;

• ощущение покоя и отдыха;

• положительные эмоции;

• нормализация работы сердца;

• свободное, легкое дыхание.


Самоконтроль

В процессе выполнения AT необходим тщательный самокон­троль. Перед тренировкой следует измерить частоту пульса и повторить это измерение после AT, записав показатели. Для фиксации данных самоконтроля целесообразно вести дневник, который заполняется по следующей схеме:

• число и время занятий;

• состояние до тренировки;

• задача тренировки;

• состояние во время AT;

• состояние после AT.

Контроль за ходом AT может проводиться не только на осно­вании самоотчета. Его можно осуществлять с помощью меди­цинской и психодиагностической аппаратуры, объективно регистрирующей исходное и достигнутое состояние. Для этой цели можно использовать полиграфическую аппаратуру, аппа­раты для измерения кровяного давления, кожно-гальванической реакции, электротермометр и др.


^ Другие приемы преодоления стрессовых ситуаций:

• на работе старайтесь переключиться на виды деятельности, сильно отличающиеся от того, который вызвал стрессовую ситуацию;

• попытайтесь расслабиться, снять физическое напряжение, замедленно выполняя привычные вам повседневные дейст­вия (например, замедлите походку, медленнее ешьте, уби­райте квартиру и др.);

• используйте целенаправленное самовнушение, с помощью которого можно изменить настроение (например, мысленно представляя приятные вам пейзажи природы, ситуации, ко­торые вызывали у вас положительное настроение в про­шлом);

• применяйте упражнения, успокаивающие дыхание;

• занимайтесь любимыми видами спорта или физическими упражнениями (с этой целью особенно эффективно могут быть использованы "ритмические" виды спорта (лыжи, бег) и игровые виды (волейбол, теннис и др.);

• используйте водные процедуры (купание, сауну, контраст­ный душ и др.);

• проводите мысленный анализ и переоценку ценностей, пы­тайтесь реалистично и трезво подойти к оценке источника стрессовой ситуации, убедить себя в том, что ситуация не сто­ит того нервно-эмоционального напряжения, которое вы ис­пытываете;

• используйте прием отвлечения (посещение выставок, про­смотр увлекательных кинофильмов, театральных постано­вок, чтение художественной литературы, научной фантасти­ки и др.);

• на досуге старайтесь заняться любимым делом, вспомните о своем хобби;

• эмоциональная разрядка возникает при посещении игры любимой спортивной команды, популярного концерта и т. п.;

• переключиться с травмирующей психику ситуации помога­ет не только изменение вида деятельности, но и привычной обстановки (выезд за город, на природу, сбор грибов, охота, рыбалка, прогулка по лесу и т. п.);

•для отвлечения от ситуации, вызвавшей эмоциональный стресс, используйте также дружеское, неформальное об­щение с приятными вам людьми;

• наконец, для ослабления негативных эмоций можно срочно уехать в командировку, которая не связана с источником стрессовой ситуации.


^ Вопрос 5 Работа руководителя с литературой. Техника скорочтения


Этапы поиска информации

В процессе подготовки к деловым мероприятиям (совеща­нию, докладу и др.), в целях самообразования и саморазвития возникает необходимость оперативного поиска нужной информации. Весьма часто в этих случаях люди обращаются к литературным источникам. Наиболее характерными этапами и действиями при этом являются:

• поиск нужной информации в соответствующих справоч­ных изданиях (энциклопедиях, словарях);

• нахождение интересующего вопроса в соответствующих учебниках и учебных курсах;

• работа с информационно-библиографическими изданиями;

• поиск нужной литературы путем просмотра соответствую­щих каталогов в читальных залах крупных библиотек; при этом, начинать следует с систематических каталогов, а затем переходить к алфавитно-предметным.

^ Цели и мотивы "делового" чтения

Наиболее характерными целями "утилитарного" чтения являются:

• получение общего знакомства с книгой;

• понимание сути концепции автора;

• критический анализ прочитанного;

• извлечение наиболее ценной информации, выписки нуж­ного материала;

• усвоение прочитанного материала с учебными целями (на­пример, в ходе подготовки к экзамену);

• группировка, классификация прочитанного материала;

• необходимость интерпретации, комментирования прочи­танной книги;

• чтение с целью подготовки выступления, доклада;

• необходимость рецензирования, "правки" прочитанного и др.

Для каждого конкретного случая процедура и приемы дея­тельности в ходе чтения будут различаться. В одних случаях (по­лучение общего знакомства с книгой) скорость чтения должна быть максимальной, в других (например, в случае редактирова­ния) — главное не быстрота, а критическое осмысление прочи­танного. Поэтому, всякий раз приступая к чтению книги, статьи, деловой бумаги, необходимо поставить вопрос: каковы цели ва­шей работы? В зависимости от этого следует конструктивно ото­брать приемы, средства, а также определить скорость чтения.

Для лучшего осмысления какой-то проблемы не следует сра­зу искать ответ в книгах. Лучше начать с собственных размыш­лений, чтобы развить независимый, оригинальный подход к ре­шению той или иной проблемы. После этого необходимо обратиться к соответствующей литературе. Для понимания сложно­го текста необходимо прочитать его не один раз.

Первое чтение дает возможность уловить цели и общий ход мыслей автора.

Второе позволяет взглянуть на прочитанное более критично и углубиться в его суть.

В третий раз будет полезно сделать выписки, выводы из про­читанного.

При чтении важно помнить, на что вы опираетесь: на память, логику или интуицию? Чем больше интеллектуальных и эмоци­ональных качеств задействовано в процессе чтения, тем оно активнее и продуктивнее.

Для углубленного понимания специальной литературы важно систематически использовать справочники и словари. Чем боль­ше новых понятий в ходе чтения будет усвоено, тем оно продук­тивнее, тем больше возможностей понять сложный текст.

Критическое отношение к прочитанному начинается с по­становки вопроса самому себе: насколько убедительно то, что излагает автор? Нельзя ли то же самое изложить доказатель­нее, эмоциональнее, интереснее?

Необходимо сравнить только что прочитанное с тем, что вы читали раньше. Какая их прочитанных книг на эту тему импо­нирует больше и почему? Полезно обсудить прочитанное с че­ловеком, чья позиция вам интересна. Целесообразно также свои критические мысли, суждения о прочитанном записать сразу же по прочтении книги.


^ Приемы и правила динамического чтения и скорочтения

Динамическое чтение — это чтение на основе целенаправ­ленного применения системы приемов (правил), повышающих темп (скорость чтения) и его продуктивность.

Скорость считывания текста зависит от длительности фикса­ции внимания на отдельных словах, от объема узнавания инфор­мации считываемого материала, особенностей памяти, мышле­ния, особенностей личности. Зависит она также и от особеннос­тей текста, освещения, наличия помех и иных условий работы.

Для увеличения скорости чтения необходимо использовать следующие приемы и правила:

• не читайте все подряд с одинаковой скоростью. Информа­тивность, смысловая значимость текста даже на двух от­дельных страницах может быть различной;

• читая, мобилизуйте свое внимание, мышление, память. По­стоянно ориентируйтесь на цель, ради которой вы взяли в ру­ки книгу;

• мысленно расчленяйте, структурируйте материал на:

1) фактологический,

2)теоретический,

3) практический (вопросы прикладного характера);

• акцентируйте внимание и анализируйте главное в тексте — то, что соответствует целям чтения;

• читая, старайтесь не проговаривать слова (не шевелить языком и губами). Для предотвращения "вокализации" (проговаривания текста про себя) можно держать в зубах карандаш. Это повышает быстроту чтения, поскольку ско­рость мышления, обеспечиваемая "чтением только глаза­ми", гораздо выше, чем скорость проговаривания текста;

• наращивая скорость чтения — сканирования, постепенно учитесь одновременно схватывать и осознавать смысл:

1) нескольких слов,

2)строки,

3) предложения,

4) целого абзаца;

• постоянно расширяйте словарный запас, от этого во мно­гом зависит понимание текста. Если понимания текста нет, то его нельзя считать прочитанным;

• приучайте себя не возвращаться к прочитанному, пытаясь понять содержание текста после первого его прочтения.

Следует также определить: каковы ваши типичные недостат­ки в области культуры чтения и скорочтения. Работу над собой необходимо начинать со "слабого звена". При этом важно по­стоянно контролировать себя: увеличивается ли скорость чте­ния, за счет каких приемов? Затем следует перейти к преодоле­нию следующего недостатка и т. д.

Если прогресс в чтении будет недостаточен, следует допол­нительно изучить литературу по скорочтению, динамическому чтению (методическая литература прилагается).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (1218.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru