Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере - файл 1.doc


Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере
скачать (127.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc128kb.27.11.2011 19:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«МФ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра правовой информатики

Контрольная работа

по «Правовой информатике»
Тема: Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

Выполнил: студент заочного отделения

2-го курса (16 гр.) Домрачев А.В.

Проверила: доцент Брачун

Татьяна Анатольевна
г. Магадан, 2009 год

Содержание
Введение…..……………………………………………………………………………………...3
1. Основные понятие автоматизированных систем…………………………..…………….….4

2. Цели создания и задачи автоматизированных систем……………………….….………….5

3. Классификация и виды автоматизированных информационных систем……….………...6

3.1 Классификация автоматизированных информационных систем…………………..6

3.2 Виды автоматизированных информационных систем…………………..………….8

3.2.1 Автоматизированная информационно-справочная система………...………...8

3.2.2 Автоматизированные информационно-поисковые системы…….….…..……10

3.2.3 Автоматизированные информационно-логические системы…….…..………11

3.2.4 Экспертные системы………………………………………………..…………..12

3.2.5 Автоматизированное рабочее место…………………………………………...16

3.2.6 Автоматизированное рабочее место…………………………………………...17

3.2.7 Автоматизированная система информационного обеспечения………...……17
Заключение……………………………………………………………………………..……….20

Список используемой литературы и источников……………………………………..……...21

Введение

Информация с каждым годом приобретает все более важное значение в жизни человека и общества в целом. Особенно важна верная, полная и своевременная информация в профессиональной деятельности, как юриста, так и любого другого специалиста. Не верная, не полная и, наконец, не своевременная информированность специалиста, может подвергнуть сомнению его компетенцию, что негативно скажется на его авторитете в данной отрасли, мало того может привести к необратимым последствиям. Не является исключением и профессия юриста, как например применение в суде в качестве точки опоры применение утративших силу НПА. Не достаточно владеть действующим законодательством, очень важно затратить минимум времени на поиски такового, т.к. время, а точнее его отсутствие отрицательно сказывается на результате. Основным источником информации да же в наши годы до сих пор считаются книги и безусловно так оно и будет еще долгое время, но книги не оборудованы альтернативными поисковыми системами, что сокращает затраченное время на поиски информации, и оставляет больше времени на ее применение. Да и зачем хранить десятитомники юридической литературы, если каждые пол года она меняется и то, что стоит на полках и пылиться юристу уже не в помощь.

В деятельности юриста, как мы уже выяснили, информация играет главную роль. В связи с этим и возникла потребность в своевременности, упорядоченности и централизации НПА, чем и являются информационные системы. В справочно-информационных системах специалист ищет информацию, а на специализированных форумах делиться своим применением таковой. Так же не малую роль играет судебная практика, т. к. информация о подобном деле может сильно помочь при выборе тактики защиты обвиняемого, что положительно скажется на результатах дела. Вообще всякого рода автоматизация облегчает, рутинную работу и позволяет сосредоточиться на главном, на защите.


^ 1. Основные понятие автоматизированных систем

Автоматизированной системой, далее (АС) называется система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций. Так это понятие сформулировано в ГОСТ 34.003-90. АС представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управлении, проектировании, производстве и т. д.) или их сочетаниях. В зависимости от сферы автоматизируемой деятельности АС разделяют на:

  • автоматизированные системы управления (ОАСУ, АСУП, АСУ ТП, АСУ ГПС и др.);

  • системы автоматизированного проектирования (САПР);

  • автоматизированные системы научных исследований (АСНИ);

  • АС обработки и передачи информации (АСОИ);

  • автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП);

  • автоматизированные системы контроля и испытаний (АСК);

  • системы, автоматизирующие сочетания различных видов деятельности.

Совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС и называется такой союз интегрированной автоматизированной системой (ИАС).

^ Информационная система (ИС) - система хранения, обработки и передачи информации, представленной в определенной форме. В вычислительной технике информационная система представляет собой программный комплекс, который предоставляет возможность надежного хранения данных в памяти, выполнение преобразований информации и вычислений, предоставление пользователям удобного и легко осваиваемого интерфейса.

^ Автоматизированная информационная система (АИС) - совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации. АИС - информационная система, использующая электронно-вычислительную машину на этапах ввода, подготовки и выдачи информации, то есть является развитием информационных систем, занимающихся поиском с помощью прикладных программ. Автоматизированные информационные системы относятся к классу сложных систем, как правило, не столько в связи с большой физической размерностью, сколько в связи с многозначностью структурных отношений между их компонентами. АИС может быть определена как комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенных для информационного обслуживания, организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и другой информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности. Повышение эффективности функционирования предприятий невозможно без внедрения современных методов управления, базирующихся на АИС управления.
^ 2. Цели создания и задачи автоматизированных систем

Главной целью создания АС является не упрощение, но котегоризация и стандартизация автоматизируемого процесса, что позволяет обеспечивать стабильность работы системы, прозрачность ее контроля и анализа слабых мест и основания для ее развития либо ликвидации (замены).

Как правило, автоматизация повышает требования к квалификации исполняющего персонала, в том числе повышая их ответственность.

В случае правильной автоматизации деятельности организаций, она упрощает принятие решений и уменьшает требуемое время для решения проблем для руководителей любого уровня.

Задачей АС, является функция или часть функции АС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида. Основными задачами АС являются: интерпретация данных, диагностика, мониторинг, проектирование, прогнозирование, планирование, обучение, управление и поддержка принятия решений.

Все эти задачи подразделяются на задачи анализа и синтеза. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решений. К задачам синтеза относятся: проектирование, планирование, управление. Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится решений на основе имеющихся компонентов. К комбинированным задачам относятся: обучение, мониторинг, прогнозирование.
^ 3. Классификация и виды автоматизированных информационных систем

3.1 Классификация автоматизированных информационных систем

Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, на сегодняшний день выделяют следующие: эффективность, качество функционирования, надежность, безопасность. Точно классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, области, республики, округа, города, района и т. д. По сфере применения различают АИС в экономике, в торговли, на транспорте, в правовой сфере, медицине, в учебных заведениях и т. п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.

Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, - автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.

Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

Так можно выделить АИС, основанные на системе нормативных правовых актов. Например, информационно-поисковые по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально-правовую информацию не нормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.

Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические.

В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание. Поскольку документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель, то указанные реквизиты являются основанием для классификации обрабатываемой информации.

Фактографическая информация - это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т. д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение.

Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, т. е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.

В качестве неофициальной правовой информации, лежащей в основе функционирования АИС, рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.

Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии и выделить его основные типы:

  • автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

  • автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

  • автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

  • автоматизированные рабочие места (АРМ);

  • автоматизированные системы управления (АСУ);

  • автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);

  • экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.


^ 3.2 Виды автоматизированных информационных систем

Рассмотрим каждый из выше перечисленных типов АИС подробнее.

3.2.1 Автоматизированная информационно-справочная система

Под автоматизированной информационно-справочной системой (АИСС) в области права будем понимать автоматизированную информационную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей.

Наиболее известными системами, относящимися к данному виду, являются: информационная система «Эталонный банк правовых актов», созданная в НТЦ «Система» при Государственном правовом управлении Президента РФ; база данных по законодательству «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации; справочная правовая система «Гарант», разработанная научно-производственным объединением «Гарант-Сервис» (МГУ); информационная правовая система «Кодекс», созданная в «Центре компьютерных разработок» (Санкт-Петербург); справочно-правовые системы семейства «КонсультантПлюс», созданные ЗАО «КонсультантПлюс».

АИСС используются для накопления и постоянного корректирования больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих интерес. Эти системы работают преимущественно по принципу «запрос - ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.

Принципиальную особенность АИСС составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск - это процесс поиска в каком-то множестве тех сведений, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (предмету), информация о которой необходима пользователю.

Большое количество автоматизированных информационно-справочных систем создано и функционирует в правоохранительной и судебной сферах: «Убийство», «Следователь», «Рэкет», «Разбой», «Хищение оружия из хранилищ», «Расследование» - по организации расследования отдельных видов преступлений; «Сейф» - по информационному обеспечению расследования хищений из сейфов; «Девиз-М» - по расследованию поддельных денежных знаков; «Рецепт» - по расследованию поддельных рецептов на получение наркотических средств; «Досье» - по автоматизированному учету особо опасных преступников (рецидивистов, гастролеров, организаторов преступных групп, авторитетов уголовной среды и т.п.); «Папилон» - по проверке отпечатков пальцев и дактилокарт; «Криминал-И» - по учету правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами и гражданами России за рубежом; «Автопоиск» - по учету и организации поиска угнанного и бесхозного автотранспорта; «Антиквариат» - по учету похищенных культурных ценностей; «Наказание» - об отбывающих наказание; «Кортик» - по экспертизе холодного оружия и др.

Использование информационно-справочных систем правовой информации в различных областях деятельности имеет свои особенности и соответственно определяет специфические задачи и требования, которые позволяют говорить о них не только как о поисковом инструменте.

Можно выделить четыре основные сферы применения этих систем:

  1. систематизация и исследование проблем законодательства;

  2. законотворчество;

  3. правоприменительная практика;

  4. правовое образование.

Для успешного решения проблем систематизации законодательства необходима предварительная классификация правового материала. Особую роль при этом играет предметная классификация нормативных актов. Работа эта осуществляется на основе специальных тематических классификаторов (например, общеправовой классификатор отраслей законодательства).
^ 3.2.2 Автоматизированные информационно-поисковые системы

Следует отметить неоспоримое преимущество автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) при анализе связей между различными нормативными правовыми актами. Эта работа, достаточно кропотливая, если ее проводить вручную, становится простой и быстрой благодаря наличию во многих современных системах гипертекстовых ссылок между документами.

Велико значение автоматизированных информационно-поисковых систем при проведении основных видов систематизации правового материала: инкорпорации, кодификации и консолидации.

Хронологическая и предметная инкорпорации существенно упрощаются с помощью автоматизированных информационно-поисковых систем, имеющих специальные хронологические и предметные классификаторы.

Облегчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативных правовых актов.

В законотворческой деятельности использование автоматизированных информационно-поисковых систем также имеет большое значение. Эти системы играют роль незаменимого помощника для учета предшествующего законодательства на этапе разработки новых нормативных актов. Необходимость увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, недопущение повторений одних и тех же норм в различных правовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу - работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых документов может не только занять достаточно длительное время, но и привести к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специалистов.

Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу.

Наибольшее применение автоматизированные информационно-поисковые системы находят в правоприменительной деятельности.

Как уже отмечалось, значительно выросло число специалистов, в своей деятельности сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием информационно-поисковых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Более того, среди людей, работающих с правовой информацией, в последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих специального юридического образования. При необходимости решения конкретного правового вопроса многие из них не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регулируют этот вопрос. Такие проблемы нередко возникают и перед юристами, не являющимися специалистами в рассматриваемой правовой области. Этих трудностей можно избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными автоматизированными системами правовой информации. Системы классификации (хронологические, тематические, по реквизитам документов и т. п.) таких компьютерных баз позволяют на хорошем уровне решать многие задачи.

Следующий класс информационных систем предназначен для решения на основе систематизированной правовой информации различного вида простейших логических задач. В результате работы систем этого класса происходит не только поиск необходимой при решении задач правовой информации (как в информационно-поисковых), но и с помощью определенных логических процедур синтез новых сведений, не содержащихся явно в отобранной правовой информации.
^ 3.2.3 Автоматизированные информационно-логические системамы

Автоматизированными информационно-логическими системами (АИЛС) правовой информации называются автоматизированные информационные системы, призванные на базе хранящегося в них, специально систематизированного массива правовой информации с помощью специальных логических процедур решать задачи анализа правовой информации.
^ 3.2.4 Экспертные системы

Сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы (ЭС), относящиеся к системам искусственного интеллекта.

Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения. С помощью экспертных систем решаются задачи не формализованные, слабо структурированные, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них.

С точки зрения систематизации законодательства в экспертных системах должна быть реализована система сведений и данных, содержащихся в нормах права, в отличие от систематизации нормативных правовых актов в информационно-поисковых системах.

Функционирование экспертной системы связано с решением трех основных проблем:

  1. проблемы передачи знаний от экспертов-людей компьютерной системе;

  2. проблемы представления знаний, т. е. реконструирования массива знаний в определенной правовой области и представления его как структуры знаний в памяти компьютера;

  3. проблемы использования знаний.

Необходимость глубокой и подробной формализации процесса принятия решения для моделирования его в компьютерной системе приводит к тому, что пока экспертные системы такого рода создаются программистами и экспертами-юристами для решения конкретных вопросов в достаточно ограниченных правовых областях, т. е. являются узко специализированными. Пользователями таких систем являются юристы-практики, сталкивающиеся с правовыми проблемами, находящимися вне области компетенции, и особенно пользователи - не юристы.

Подобные системы в процессе решения задач задают вопросы пользователю, направляют ход его мыслей, используя формальные и эвристические знания экспертов. Существенно, что система объясняет выбранные стратегии решения и даже цитирует источники, в ней используемые.

Начиная с 1970 года в Великобритании, США и ФРГ было разработано более 25 исследовательских проектов, охватывающих использование методов искусственного интеллекта в процессе правовой аргументации. Примерами являются такие широко используемые системы, как: TAXAMAN-I и TAXAMAN-II, созданные англичанином Маккарти и специализирующиеся на налоговом праве Великобритании; система Мелдмана MITProject для уголовного права; программа Пиппа и Шлинка Judith на основе Гражданского кодекса ФРГ обрабатывает юридические документы и их проекты, относящиеся к гражданскому праву; система LRS Харнера специализируется на договорном праве; Rand Project Ватермана и Петерсона моделирует процесс принятия решений в гражданском процессе; программные комплексы TAXADVISER и EMYCIN используются при планировании федерального налогообложения;

«Си Клипс» де Бессоне используется при кодификации Гражданского кодекса Луизианы; система DSCAS помогает анализировать юридические аспекты исков о возмещении дополнительных расходов, связанных с отличием физических условий на месте предполагаемого строительства от указанных в контракте; система LDS помогает экспертам-юристам урегулировать иски о возмещении убытков и компенсациях за ущерб, связанный с выпуском дефектной продукции, и многие другие.

В отечественной законодательной и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано около полутора десятков правовых экспертных систем.

ЭС «БЛОК» предназначена для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью и помогает установить возможные способы совершения краж при проведении строительных работ. Система позволяет:

  1. на этапе ввода исходных данных сформулировать проблему;

  2. определить возможные способы совершения краж;

  3. составить список признаков, соответствующих тому или иному способу совершения кражи, который используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления.

Для выработки решения о способе совершения преступлений используются следующие группы признаков: экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы - носители информации.

Система отличается простотой ввода новых данных, что дает возможность быстро адаптировать ее в процессе эксплуатации.

В ЭС имеются подсистема помощи и подсистема обучения пользователя. ЭС «БЛОК» реализована на базе естественной языковой оболочки ДИЕС для экспертных и информационных систем. Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений по борьбе с экономической преступностью. В развитие ЭС «БЛОК» предусматривается возможность обращения к автоматизированным учетом органов внутренних дел.

С 1964 года в ВНИИСЭ успешно действует ЭС «АВТОЭКС» (последний вариант 1988 года «Мод-ЭксАРМ»). Система в режиме диалога решает восемь вопросов, связанных с наездом на пешехода.

ЭС обеспечивает высокий уровень автоматизации экспертного исследования. В ней автоматизировано большинство операций: экспертный анализ исходных данных, выбор хода исследования, выполнение расчетов, составление заключения, формулирование вывода с последующей распечаткой.

С помощью системы можно получить ответы на вопросы, касающиеся определения численных значений различных параметров дорожно-транспортного происшествия: скорость автомобиля, его остановочный путь, удаление автомобиля от места наезда в конкретный момент времени и т. п. Решаются также и расчетно логические вопросы: например, наличие или отсутствие у водителя транспортного средства технической возможности предотвратить наезд на пешехода. На производство одной экспертизы затрачивается в среднем пять минут: три минуты на ввод данных и две - на исследование и печать. Система также позволяет исследовать наезды транспортных средств на препятствие и столкновения транспортных средств.

В перспективе экспертные системы могут эффективно использоваться и в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:

  • выявления и устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний в актах различной юридической силы;

  • выявления и восполнения правовых пробелов с помощью аналогии права, аналогии закона;

  • доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.

Все экспертные системы строятся на общих и специальных знаниях в праве: существующих правовых концепциях, структуре правил, личностном восприятии права, правовой системе и подсистеме, юридической аргументации, логике, семантике, социологии и психологии права, а также философских теориях, носящих общеметодологический характер.

Конечно, современные компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они не обладают ни интеллектом, ни здравым смыслом, ни вдохновением, не проявляют общего интереса к всемирной проблематике, как это делает любой человек. Поэтому им отводится роль интеллектуального помощника (intelligent assistant).

В данном случае машина выступает в роли интеллектуального стимулятора, настроенного на то, чтобы фактор забывания, игнорирования или не учета существенных для рассматриваемого дела обстоятельств не послужил причиной неполного или неверного его исследования.

Никто не связывает с такими компьютерными системами возможности простого отыскания истины, так как информация в них сохраняет такие пороки, как недостаточность, недостоверность и противоречивость. Однако их роль в интенсификации активной аналитической работы неоспорима.

Уже сейчас совершенно ясна польза подобных экспертных систем для решения проблемы пассивности некоторых народных заседателей: консультации ЭВМ, рассчитанные на не имеющего специального юридического образования заседателя, контрольные тесты помогут ему осознанно участвовать в слушании дела.

При создании интеллектуальных систем в правовой сфере надо учитывать ее особенности. Справедливость нельзя измерить на точных весах ни логики, ни математики, как нельзя синтезировать на компьютере законопроект, вбирающий вековую мудрость юридической науки и практики.

Юридическая практика нуждается в первую очередь в естественном интеллекте, в гуманизации человеческих отношений. Ибо высшей ценностью является человек, его естественные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы, его честь и достоинство. Именно с таких гуманистических позиций и должна рассматриваться проблема применения в сфере права компьютерных технологий, связанных с идеями, именуемыми искусственным интеллектом.

Перечисленные виды информационных систем могут входить составными частями в более сложные информационные образования.
^ 3.2.5 Автоматизированное рабочее место

Автоматизированные рабочие места (АРМ) - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности.

Понятие АРМ не является до конца устоявшимся. Так, иногда под АРМ понимают только рабочее место, оборудованное всеми аппаратными средствами, необходимыми для выполнения определенных функций. Также можно встретить понятие АРМ как условного названия программного пакета, предназначенного для автоматизации рабочего процесса.

Поскольку АРМ отличаются от АИСС развитыми функциональными возможностями, последние могут входить в состав Обычно различают три способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения - индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. Следует лишь заметить, что сетевой способ построения кажется наиболее перспективным, поскольку позволяет получать информацию из удаленных банков данных, вплоть до федерального и международного уровня, а также обмениваться интересующей информацией между структурными подразделениями, не прибегая к другим средствам связи.

Примером АРМ, используемого в деятельности органов внутренних дел, может служить АРМ «ГРОВД», которое создано с целью совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. АРМ спроектировано как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых может функционировать автономно. Система позволяет выполнять статистическую обработку информации.

Другими видами сложных информационных образований являются автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО) и автоматизированные системы управления (АСУ). Указанные системы становятся необходимым условием информационного обеспечения государственного регулирования и управления.
^ 3.2.6 Автоматизированное рабочее место

Автоматизированные системы управления (АСУ) - комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.

Основная функция АСУ - обеспечение руководства информацией. Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизированный сбор и передачу информации об управляемом объекте, переработку информации и выдачу управляемых воздействий на объект управления.

В настоящее время активно разрабатываются автоматизированные системы управления различных правоохранительных органов (АСУ-МВД, АСУ-Юстиция и др.).

Примером современной АСУ ОВД является АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), которая предназначена для автоматизации управления силами и средствами подразделений и служб ОВД в процессе оперативного реагирования на преступления и правонарушения. АСУ выполняет следующие основные функции:

  1. автоматизированный сбор и анализ информации об оперативной обстановке в городе, выдача решений и целеуказаний подразделениям ОВД, экипажам патрульных автомобилей, контроль за их исполнением в реальном масштабе времени;

  2. автоматизированный сбор, обработка, хранение, документирование и отображение на средствах индивидуального и коллективного пользования в ДЧ и подразделениях ОВД информации о расстановке сил и средств, о положении и числе патрульных автомобилей, фактах преступлений и правонарушений на фоне электронных карт;

  3. автоматизированный сбор по каналам связи из подразделений и служб ОВД информации о лицах, совершивших правонарушения, о похищенных вещах, угнанных транспортных средствах, другой оперативно-розыскной и справочной информации, а также выдача информации по запросам подразделений ОВД из региональных и общегородских банков данных;

  4. автоматическая регистрация деятельности подразделений ОВД, подготовка аналитических и статистических отчетов, ретроспективный анализ процессов и событий.


^ 3.2.7 Автоматизированная система информационного обеспечения

Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) - это автоматизированная информационная система, обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов.

В последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач такие информационные системы как ситуационные центры. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает

увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и

в образовании.

В целом можно выделить два типа ситуационных центров: стационарные центры, привязанные к конкретным помещениям, и мобильные центры, разворачивающиеся на месте событий в конкретном регионе.

Режимов работы ситуационного центра три: режим мониторинга, плановый режим, режим работы в кризисных ситуациях.

Основными элементами технического оснащения ситуационного центра является: экран коллективного пользования, средства видео конференц связи, электронные средства ввода графических данных, интегрированные системы управления, несколько типов рабочих станций (презентационная, для аналитических расчетов, студию нелинейного монтажа для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами для взаимодействия с другими информационными системами).

Основные направления развития ситуационных центров органов государственной Власти РФ являются:

  1. расширение спектра решаемых задач:

  2. создание комплексной системы моделирования;

  3. повышение оперативности доступа к удаленным базам данных;

  4. разработка и внедрение новых систем функционирования: видеоконференций, интерактивного управления видео-презентацией самим пользователем, создание

  5. специализированной базы прецедентов;

  6. внедрение новых технологий: переход на мультиэкранное представление информации с использованием видеопроцессора, освоение программных пакетов для визуализации больших массивов данных, внедрение информационного портала, освоение трехмерной графики;

  7. разработка мобильной компоненты: создание базового комплекта задач; создание базового комплекта программно-технических средств; подготовка организационно-инструктивных материалов;

  8. внедрение инструментальной среды проектирования процессов;

  9. создание организационно-технических процедур принятия коллективных решений.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что автоматизированная информационная система является совокупностью технических и программных средств, реализующих идеи и методы автоматизации. Комплексная автоматизация подразумевает перевод в плоскость компьютерных технологий всех основных деловых процессов. И использование специальных программных средств, обеспечивающих информационную поддержку всех процессов. Современные системы АИС позволяют интегрировать вокруг себя различное программное обеспечение, формируя единую информационную систему. Тем самым решаются проблемы координации деятельности сотрудников и подразделений, обеспечения их необходимой информацией и контроля исполнительской дисциплины, а руководство получает своевременный доступ к достоверным данным о ходе производственного процесса и имеет средства для оперативного принятия и воплощения в жизнь своих решений. И, что самое главное, полученный автоматизированный комплекс представляет собой гибкую открытую структуру. И все же не стоит забывать тот факт, что машины ошибаются реже...

Список используемой литературы и источников

1. ГОСТ 34.003-90

2. Право и информация в условиях автоматизации управления. // Венгеров А.Б. - М.: Юридическая литература. 1978. - 178 с.

3. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере. // Гаврилов О.А. - НТИ.: 1993.

4. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. // Гаврилов О.А. - М.: НОРМА,

2000. - 504 с.

5. Информатика для юристов и экономистов // С.В. Симоновича - М.: СПб.: 2002. - 280 с.

6. Материалы научно-практической конференции «Ситуационные центры, модели, технологии, опыт практической реализации» - М.: РАГС, 2006.

7. Автоматизированная информационная система как источник права: к постановке проблемы // Амелин Р.В., Чаннов С.Е., Информационное право. 2008. №2.

8. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) // Чубукова С.Г. Элькин В.Д, "Юридическая фирма "Контракт", 2004. - 252с.


Скачать файл (127.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru