Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Антикризисное управление (на примере предприятия) - файл 1.doc


Загрузка...
Антикризисное управление (на примере предприятия)
скачать (325 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc325kb.27.11.2011 19:52скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Организационно-экономическая характеристика предприятия.
ООО «Экспоцентр» относится к числу предприятий, занимающихся продажей мебели для офиса и дома. В 2001 году предприятие было зарегистрировано в г.Тольятти. Были заключены договора на поставку мебели с ведущими российскими и иностранными производителями, а также с местными цехами по производству корпусной мебели и мебели на металлокаркасе.

Форма собственности частная. Основным видом деятельности ООО «Экспоцентр» является реализация офисной мебели для предприятий Самарской области. Спектр поставляемых товаров очень широк:

  • Офисная мебель (кабинеты президентского уровня, кабинеты руководителей среднего звена, кабинеты руководителей эконом- класса, кресла и стулья, мебель для персонала.

  • Специализированная мебель и оборудование для банков, гостиниц, кафе, ресторанов, образовательных учреждений.

  • Мебель для кинотеатров, конференц - залов, зон ожиданий, складских и архивных помещений.

  • Металлическая мебель и сейфы.

  • Мягкая мебель

  • Мебель для дома

Юридический адрес: РФ, 445010, Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. 9 Парковый проезд, д. 10.

ООО «Экспоцентр» является одним из крупных предприятий в г.Тольятти по продаже офисной мебели. Основными конкурентами являются федеральные сети «Дефо» и «Соло», а также ряд местных компаний.

Компания имеет выставочную экспозицию, которая представлена преимущественно кабинетами элит-категории, итальянскими креслами для руководителей. Также имеется склад по адресу: ул Базовая, 12 (так называемые «склады на Ларина»), который используется для временного хранения товара, приобретенного клиентами до момента его поставки.

Продажи ведутся из торгового зала, но предпочтение отдается корпоративным продажам.
Структура управления с линейными и функциональными связями:

Генеральный директор

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

Менеджер по логистике

Начальник отдела продаж

Менеджер по закупкам

Отдел продаж


Зав. складом / Сборщик мебели


^ Диагностика кризисного предприятия.

Реализация политики антикризисного управления предприятия предусматривает следующие основные направления:

  1. Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

  2. Определение масштабов кризисного состояния предприятия;

  3. Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;

  4. Создание и реализация плана антикризисного управления.

Финансовое состояние, как известно, - это комплексное понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности предприятия. Таким образом именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления.

Анализ финансового состояния компании включает в себя следующие важнейшие разделы:

  • Горизонтальный (трендовый) - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих и определение основной тенденции динамики показателей в будущем (очищенной от случайных величин);

  • Вертикальный (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей и выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

  • Относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными элементами различных форм отчетности и определение их взаимосвязей;

  • Факторный - исследование влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью статистических приемов.

  • Сравнительный - сравнение сводных показателей отчетности с показателями других предприятий

^ Анализ баланса предприятия

Анализ непосредственно по балансу — дело довольно трудоемкое и неэффективное, т.к. слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации. Поэтому рекомендуется исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса.

Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структурной динамики.

Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.


Наименование

Коды строк

Абсолютные

^ Относительные величины, %

статей

величины, тыс. сум.

 

^ На начало года







На начало года

На конец года




^ В % к величине на начало года

В % к измене-

 

На конец года

Изменения (+,-)

^ Изменения (+,-)

нию итогового баланса

I. Долгосрочные активы (АКТИВ)

1.1. Основные средства

120

120,00

90,00

-30,00

10,71

4,17

-6,55

-25,00

-102,88

1.2.Нематериальные активы

110

40,00

40,00

0,00

3,57

1,85

-1,72

0,00

-100,00

1.3.Прочие активы

130, 150

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

ИТОГО по разделу I

190

160,00

130,00

-30,00

14,29

6,02

-8,27

-25,00

-202,88

^ II. Оборотные активы

2.1. Товарно материальные запасы

210

320,00

350,00

30,00

28,57

16,20

-12,37

9,38

-97,12

2.2.Дебиторская задолженность (платежи после12 месяцев)

230

630,00

630,00

0,00

56,25

29,17

-27,08

0,00

-100,00

Медленнореализуемые активы

210,230

950,00

980,00

30,00

84,82

45,37

-39,45

9,38

-197,12

2.3. Дебиторская задолженность (платежи до 12 месяцев)

240

10,00

1020,00

1010,00

0,89

47,22

46,33

10100,00

-2,88

2.4. Краткосрочные финансовые вложения

250

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

-100,00

2.5. Денежные средства

260

0,00

10,00

10,00

0,00

0,46

0,46

0,00

-99,04

Наиболее ликвидные активы

240,260

10,00

1030,00

1020,00

0,89

47,69

46,79

10100,00

-201,92

ИТОГО по разделу II

290

960,00

2030,00

1070,00

85,71

93,98

8,27

111,46

2,88

Стоимость имущества

300

1120

2160

1040,00

100,00

100,00

0,00

92,86

0,00

^ I. Источники собственных средств (ПАССИВ)

1.1. Уставный капитал

410

10,00

10,00

0,00

0,82

0,46

-0,36

0,00

-100,00

1.2. Добавленный и резервный капитал

420, 430

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

-100,00

1.3. Непокрытый убыток

465-475

-110,00

-350,00

-240,00

-9,02

-16,20

-7,19

218,18

-123,08

1.4. Нераспределенная прибыль

460, 470

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

-100,00

ИТОГО по разделу I

490

-100,00

-340,00

-240,00

-8,20

-15,74

-7,54

240,00

-123,08

I I. Обязательства

2.1. Долгосрочные займы и кредиты

510, 520

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

-100,00

2.2. Краткосрочные займы и кредиты

610, 660

830,00

1790,00

960,00

68,03

82,87

14,84

115,66

-7,69

2.3. Кредиторская задолженность

620

390,00

610,00

220,00

31,97

28,24

-3,73

56,41

-78,85

ИТОГО по разделу II

690

1220,00

2400,00

1180,00

100,00

111,11

11,11

96,72

13,46

Всего заемных средств

690

1220,00

2400,00

1180,00

100,00

111,11

11,11

96,72

13,46

ИТОГО источников

700

1120,00

2160,00

1040,00

91,80

100,00

8,20

92,86

0,00

Величина собственных средств в обороте

490

-100,00

-240,00

-140,00

-8,20

-11,11

-2,91

140,00

-113,46


Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

  • Общая стоимость имущества организации на конец года составила 2160 тыс.руб., что на 92, 86% выше, чем в начале года.

  • Стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества равна 130 тыс. руб., что на 25% ниже начала года.

  • Стоимость мобильных (оборотных) средств составляет 2030 тыс.руб., что на 111,46 превысило данный показатель на начало года.

  • Стоимость материальных оборотных средств возросла на 9,38% и составила 350 тыс руб.

  • Величина собственных средств организации в начале года была отрицательной и снизилась еще на 240%, итого -340 тыс.руб.

  • Величина заемных средств выросла на 96,72% и составила 2400 тыс.руб.

  • В обороте предприятия задействованы только заемные средства.


Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости имущества, на соотношения темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга.

Как мы видим из данных таблицы, за отчетный период имущество организации возросло, что произошло только за счет заемного капитала. Рост величины оборотного капитала произошел также за счет заемных средств.

Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом заемных источников средств, причем их доля в общем объеме увеличилась в течение года на 96%. Собственные средств у организации нет, что отрицательно характеризует деятельность организации.
^ Анализ ликвидности баланса.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Для анализа ликвидности баланса составляется таблица. В графы этой таблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 > или равна П1, А2 > или равна П2, A3 > или равна ПЗ, А4 < или равна П4.


Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало

года

На конец

года

Платежный излишек или недостаток

1

2

3

4

5

6

7=2-5

8=3-6

1. Наиболее ликвидные активы А1= стр. 250+260

 0

10 

1. Наиболее срочные обязательства П1 = стр. 620

390

610

 -390

 -600

2. Быстро реализуемые активы А2 = стр. 240

 10

1020 

2. Краткосрочные пассивы П2 = стр. 610+660

830

1790

 -820

 -770

3. Медленно реализуемые активы A3 = стр. 210+220+230+270

 950

1000 

3. Долгосрочные пассивы П3= стр. 590+630+640+650

 0

0

 950

 1000

4. Трудно реализуемые активы А4 = стр. 190

160

130

4. Постоянные пассивы П4 = стр.490

-100

-240

260

-130

БАЛАНС

1120

2160

БАЛАНС

1120

2160






Результаты расчетов по данным анализируемой организации показывают, что в этой организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:

{ А1< П1; А2 < П2; А3 > П3; А4<П4}.

Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную. Сопоставление первых двух неравенств свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность.

Проводимый по изложенной схеме анализ бухгалтерской отчетности и ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ финансовых показателей и коэффициентов, приведенных в таблице ниже:


Показатели

Краткое определение

^ Формула расчета        

Норматив

Общий показатель ликвидности

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности. С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности.

L1=(А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+0,3П3)

L1нг = 0,36

L1кг = 0,55


L1 > 1

Коэффициент абсолютной ликвидности

Является наиболее жёстким критерием ликвидности предприятия: он показывает, какая часть краткосрочных заёмных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет денежных средств.

В отечественной практике фактические средние значения данного коэффициента, как правило, не достигают нормативного значения.

L2=стр. 260/стр. 690

L2нг = 0

L2кг = 0,005

L2 > 0,2-0,5

Коэффициент быстрой ликвидности

Показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов.  Этот коэффициент показывает прогнозируемые платежные возможности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Так, если рост коэффициента быстрой ликвидности был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, то это не может характеризовать деятельность предприятия с положительной стороны.

L3=(стр. 290-стр. 252-стр. 244-стр. 210- стр. 220-стр. 230)/стр. 690

L3нг = 0,008

L3кг = 0,43

L3 > 1

Коэффициент текущей ликвидности

Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере, теоретически). Значение показателя можно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.

L4=(стр. 290- стр. 252-стр. 244-стр. 230)/стр. 690

L4нг = 0,27

L4кг = 0,58

L4 > 2

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Второй из нормативных коэффициентов, значение которого менее 0,1, дает основание для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным.

L5=(стр.490-стр. 252-стр.244+стр. 590-стр.190-стр. 230)/(стр. 290- стр. 252-стр. 244-стр.230)

L5нг = -2,7

L5кг = -0,7

L5 > 0,1

Коэффициент восстановления платежеспособности

Рассчитывается за период в 6 месяцев, если хотя бы один из двух рассмотренных выше коэффициентов (обеспеченности собственными средствами и текущей ликвидности) меньше нормативной величины. Следует отметить, что коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, свидетельствует о реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

Если коэффициент принимает значение меньше 1, то это свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

L6=(L4кон.пер.+6/t(L4кон.пер.-L4нач.пер.)/2

L6 = -0,058


 L6 > 1

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств

Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах. 

L7=стр. 260/(стр. 290-стр. 252-стр. 244-стр. 230-стр. 690)

L7нг = 0

L7кг = -0,01


L7 от 0 до1

^ Доля оборотных средств в активах

Характеризует долю собственных оборотных средств в общей величине хозяйственных средств.

 

L8=(стр.290-стр. 252-стр.244-стр. 230)/(стр. 300-стр. 252-стр. 244)

L8нг = 0,29

L8кг = 0,65


L8 > 0,5

Коэффициент покрытия запасов

Рассчитывается соотнесением величины источников покрытия запасов и суммы запасов. Если значение этого показателя меньше единицы, то текущее финансовое состояние предприятия рассматривается как неустойчивое.

 

L9=(стр. 490 -стр. 252-стр. 244+стр. 590-стр. 190-стр. 230+стр. 610+стр. 621+стр. 622+стр. 627)/(стр. 210+стр. 220)

L9нг = -0,63

L9кг = 1,51

 L9 > 1

^ Анализ финансовой устойчивости и структуры капитала.

Оценка финансового состояния предприятия будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении.

Под финансовой устойчивостью экономического субъекта следует понимать обеспеченность его запасов и затрат источниками их формирования. Детализированный анализ финансового состояния организации можно проводить с использованием абсолютных и относительных показателей.

Самым простым способом оценки финансовой устойчивости является соблюдение соотношения:

Производственные запасы (стр.210+стр.220) < Текущие оборотные средства (стр. 490 - стр. 252 -стр. 244+ стр. 590-стр. 190 -стр. 230)+Краткосрочные заемные средства (стр. 610)+Расчеты с кредиторами по товарным операциям (стр. 621+стр. 622+стр. 627)

Следуя этому соотношению, можно сделать вывод о том, что в начале года финансовое положение было неустойчивым (320 > -200), к концу года положение изменилось (350<560).

Однако кроме абсолютных показателей финансовую устойчивость характеризуют и относительные коэффициенты, которые приняты в мировой и отечественной учетно-аналитической практике.


Показатели


Краткое определение


Формула 


Норматив


^ Коэффициент капитализации

Дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия и указывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.

U1 = (стр. 590+стр. 690)/(стр. 490- стр. 252-стр. 244)
U1нг = -12,2

U1кн = -10

 U1  <1,5

^ Коэффициент финансовой независимости

Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала - их сумма равна 1 (или 100%).

U2 = (стр. 490 - стр. 252-стр. 244)/(стр. 300 -стр. 252-стр. 244)
U2нг = -0,09

U2кн = -0,11


  U2 > 0,4-0,6

Коэффициент концентрации заемного капитала

Показывает долю заемного капитала  в общей сумме источников формирования капитала и отражает тенденцию зависимости предприятия от заемных источников формирования капитала..

U3 = (стр. 590+стр. 690)/(стр. 300 -стр. 252-стр. 244)
U3нг = 1,09

U3кн = 1,11

U3 ? 0

^ Коэффициент маневренности собственного капитала

Показывает, какая часть собственного капитала находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать капиталом.

U4 = (стр. 290-стр. 252- стр. 244-стр. 230-стр. 690)/(стр. 490-стр. 252-стр. 244)
U3нг = 8,9

U3кн = 4,17

  U4 ~ 0,5 

^ Коэффициент финансовой устойчивости

Показывает обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.

U5 = (стр. 490-стр. 252-стр. 244+стр. 590)/(стр.300-стр. 252-стр. 244)
U3нг = -0,09

U3кн = -0,11

  U5 > 1,0

Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат:

Общая величина запасов и затрат равна сумме строк 210 и 220 актива баланса:

33 = стр. 210 + стр. 220 = 370 тыс. руб.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников.

1.      Наличие общих собственных оборотных средств (СОС):

СОС = стр. 490 – стр. 190 = -370 тыс. руб.

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат или общий функционирующий капитал (КФ):

КФ = стр. 490 + стр. 590 – стр. 190 = -370 тыс. руб.

3.      Общая величина основных источников формирования запасов и затрат:

ВИ = стр. 490 + стр. 590 + стр. 610 – стр. 190 = 1190 тыс. руб.

Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования.


Показатели

 

 

 
^
Тип финансовой ситуации




Абсолютная независимость

Нормальная независимость

^ Неустойчивое состояние

Кризисное состояние







Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств  (Фс)

Фс >0

Фс <0

Фс <0

Фс <0




Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат  (Фт)

Фт >0

Фт >0

Фт <0

Фт <0




Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат  (Фо)

Фо >0

Фо >0

Фо >0

Фо <0




В нашем случае мы имеем неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.
^ Анализ рыночной среды.
Структура мебельного рынка в стоимостном выражении в общих чертах выглядит следующим образом: 20 % - мебель для офисов, учебных заведений и других назначений; и 80 % - мебель бытовая.

Российский рынок офисной мебели является мелко дисперсным. Помимо крупных участников на рынке сосредоточено большое количество компаний, как производящих мебель, так и работающих с конечными потребителями (торгующие организации). Участников рынка офисной мебели можно разделить на три группы:

  • компании, занимающие лидирующие позиции в отрасли, контролирующие большую часть рынка, активно продвигающие продукцию на рынке, имеющие широкую сбытовую сеть, инвестирующие в собственное развитие;

  • крупные предприятия (по большей степени региональные производители, производство которых направлено на удовлетворения локального спроса);

  • небольшие компании (самая многочисленная группа, количество компаний которой динамично растёт).

Самой большой популярностью пользуется недорогая мебель: привычка экономить на офисном обустройстве осталась у многих отечественных предпринимателей. Для сравнения: в западных компаниях средняя стоимость офисного кресла для сотрудника будет колебаться в пределах $300, в то время как в России отдают предпочтение изделиям, чья цена не превышает $50. Как правило, недорогую мебель изготавливают из недорогих материалов: пластика, не самой стойкой к истиранию мебельной ткани, кожзаменителя и плит ДСП с меламиновым покрытием. Срок эксплуатации таких изделий ограничивается шестью годами.

Мебель среднего класса занимает второе по популярности место. Европейским и отечественным мебельным фабрикам, предлагающим эту категорию мебели, приходится довольствоваться 10-15 % от объемов продаж офисной мебели в России.

Сегмент недорогой оперативной мебели долгое время оставался предметом гордости наших мебельщиков. И сегодня на продукцию наших производителей приходится до 90% от общего объема продаваемой «оперативки». В кабинетном секторе позиции «наших» традиционно не были сильны, но к 2000 г. «кабинетные» коллекции собственного производства стали заметным явлением на рынке. И к настоящему времени отечественные производители офисной мебели значительно потеснили зарубежных, в первую очередь в нижнем ценовом сегменте. Сейчас в денежном выражении соотношение продаж недорогих кабинетов отечественного и зарубежного производства примерно одинаковое.

Есть также изменения в сегменте бизнес-класса. Здесь примечательно то, что за те же деньги некоторые российские фабрики предлагают мебель конструктивно более современную, выполненную из более дорогих материалов, чем зарубежные аналоги. Не случайно такие отечественные «кабинеты» наши производители позиционируют как элитную мебель.

Офисная мебель среднего класса отличается достаточно высоким уровнем эргономики и оригинальным дизайном. По словам представителей компаний, работающих в данном сегменте, мебель «среднего» класса служит минимум 10-12 лет, однако гарантийный срок на такие изделия составляет обычно не более 5 лет.

Компании, работающие в третьем сегменте рынка, предлагают комплексные решения офисного пространства, в которые включаются не только системный подход в подборе мебели, и расстановка предметов интерьера, но и технические решения, световое оформление, планировочные концепции пространства и т.д. Комплексный подход означает всеобъемлющий спектр услуг по созданию интерьеров.

Что касается исследуемой нами компании, в частности, то порядка 80% товарооборота – это офисная мебель, остальные 20% - мебель для дома.

Большинство ведущих специалистов в области экономики и продаж отмечают стремительное сокращение мебельного рынка России. По их данным сейчас все меньше и меньше приобретается мебель для гостиниц, основными поставщиками которой являются крупные зарубежные компании. Эта же волна достигла в начале 2009 года и остальных видов офисной мебели. Несмотря на это, широко распространены стали оптовые закупки — это позволяет получить от производителя скидки и дополнительные услуги, как, например, бесплатная доставка. Еще одной тенденцией стал настоящий триумф отечественных производителей — с сокращением импортных поставок на российский рынок, они получили больше возможность для продажи и разработки собственной мебели. Стоит отметить, что отечественная офисная мебель Тольятти уже давно стала не хуже импортной по качеству и долговечности. А зачастую российские промышленные дизайнеры предлагают уникальные идеи и решения, аналогов которых у европейцев просто нет.

На рынке г.Тольятти существует ряд конкурентов. Рассмотрим отдельные категории:

  • Федеральные сетевые компании (Соло. Феликс, Дефо, СБС).

  • Местные компании, специализирующиеся на продаже офисной мебели (Дизайн-офис М, Тронный зал, ЦМК, 12 стульев)

  • Компании местного и федерального уровня, для которых офисная мебель – сопутствующий товар, а основным видом деятельности является продажа канцелярских товаров, специализированного торгового оборудования, бытовой и офисной техники (Комус, Гарт-С, Офисный мир, Апекс-Опт, Опт-Маркет и пр.). Компании этого направления по отношению к ООО «Экспоцентр» в большей степени являются оптовыми покупателями, нежели конкурентами.

  • Мебельные цеха, которые в большинстве своем ориентированы на бытовую мебель, но также занимаются изготовлением и продажей офисной мебели (их насчитывается более 50).

Основными конкурентами являются местные и федеральные компании, работающие в том же сегменте и часто с теми же производителями.

Важнейшим индикатором коммерческой эффективности работы фирмы является доля рынка выпускаемой продукции, как правило, доля рынка для каждого товара. Задачей любой маркетинговой стратегии является повышение доли рынка. Чем больше доля рынка, тем успешнее бизнес, меньше издержки — ниже себестоимость продукции. Как только компания достигает хороших показателей по занимаемой доли рынка, она получает множество дополнительных возможностей: можно устанавливать более высокие цены на продукцию высшего класса, диктовать свои условия дистрибьюторам, выпускать упаковки большего объема и тому подобное.

Надо сказать, что не везде в мире именно доля рынка является ключевым показателем успешности компании. В мировой экономике существуют более-менее четкие различия в установлении целевых ориентиров фирм. Например, в США и Европе компании ориентируются на целевую прибыль, как правило, прибыль на акции.

В России и СНГ более распространен курс на целевой объем сбыта (для крупных старых предприятий часто в натуральном выражении). Такой подход опирается на наследие плановой экономики и постепенно уступает место западному, то есть целевой прибыли.

А вот в Японии основная цель — занятие доли рынка. Причем, принято считать, что "культ" доли рынка в японских корпорациях произошел от феодальных традиций: корпорация, как и самурайский клан, борется с другими корпорациями — кланами за долю рынка (земельные владения), причем все сотрудники рассматриваются как подданные корпорации (члены клана). Многочисленные публикации в западных изданиях приводят примеры того, как ради максимизации доли рынка японские компании жертвовали собственной рентабельностью.

Доля рынка — соотношение между объемом продаж продукта или услуги данной компании и объемом продаж продуктов, производящихся в данной товарной категории всеми фирмами, действующими на данном рынке.

Как видно из ниже приведенных диаграмм, на фоне общего падения рынка офисной мебели присутствует также потеря своей доли рынка ООО «Экспоцентр».

^ Диаграмма. Рынок офисной мебели, г.Тольятти, 2008г.


Диаграмма. Рынок офисной мебели, г.Тольятти, 2009г.

Антикризисная политика.

Антикризисная политика – это, прежде всего, системный свод наиболее эффективных антикризисных мер, позволяющих сохранить профиль бизнеса и его управляемость, укрепить экономическую систему компании и обеспечить руководителям гибкость при принятии решений. При этом это не просто набор антикризисных мер, а четкая и понятная последовательность действий, которая приводит к ожидаемому результату.

  1. Первым пунктом в реализации антикризисной политики будет сосредоточение усилий на тех позициях (продуктах, услугах, клиентах, рынках), на которых можно заработать быстрее и выгоднее. В текущей ситуации перед маркетингом компании стоит непростая задача: определить, что рынок готов покупать, в каких объемах и за какую цену? Прежде всего, нужно оперативно пересмотреть ассортимент. Из текущего продуктового портфеля следует исключить то, что сейчас не продается. Проработать возможные варианты модификации продукта/услуги (если это возможно), которые востребованы рынком и обеспечат быстрые продажи. Проанализировав каждое из направлений, был сделан следующие выводы:

- по сравнению с предыдущим периодом снизился спрос на офисную мебель среднего ценового диапазона. Для удовлетворения спроса покупателей были представлены эконом-серии из коллекций уже имеющихся поставщиков.

- стулья и кресла, как правило, в крупных организациях – это «расходный материал», т.е. это тот товар, который необходимо обновлять практически ежемесячно, что составляет немалые расходы для предприятий. В связи с этим, было принято решение о введении новой услуги по ремонту. Было заключено соглашение с ООО «ДДК» г.Москва на поставку комплектующих. Т.к. данный поставщик является основным по закупке кресел и стульев и отгрузка осуществляется еженедельно, то доставка комплектующих будет обходиться гораздо дешевле. В городе практически никто не предоставляет услуг ремонта (только 3 организации занимаются продажей нескольких видов комплектующих), что дает определенные преимущества. Также был произведен мониторинг цен на аналогичные товары, в связи с чем даже назначив цены ниже, чем у конкурентов, есть возможность осуществлять продажу данного товара с наценкой более, чем 300%.

- также после проведенного анализа локальных производителей корпусной мебели, небольших мебельных магазинов, было выявлено, что существует спрос на компьютерные кресла. Данные организации закупают компьютерные кресла в большинстве своем в Самаре с оптовых складов, что при наличии ряда посредников делает данную закупку не столь выгодной. В связи с этим было предложено открыть оптовое направление по креслам.

- в отличие от предприятий города, которые по большей части стараются минимизировать свои расходы, в том числе и на приобретение мебели, покупатели – частные лица начали проявлять большую активность, причем спрос возрос на недорогую мебель для дома. В связи с этим было принято решение о заключении договоров поставки с мебельной фабрики «Витра», г.Томск, специализирующейся на мебели эконом-класса. Данная фабрика имеет региональный склад в г.Самара, что позволит удовлетворять потребности клиента в короткие сроки. Также для увеличение продаж мебели данного сегмента решили переоборудовать имеющийся склад, разделив его на две части с помощью декоративного полотна: одна часть продолжает выполнять функцию склада, а вторую (ближе к входу, выходящему на оптовые магазины по ул.Ларина, где происходит продажа FMCG-товары по оптовым ценам, что привлекает туда покупателей, желающих сэкономить) переоборудовали под выставку-продажу недорогой мебели той же фабрики «Витра», но по более низким ценам, чтобы привлечь внимание.

- спрос на домашнюю мебель класса люкс и премиум остался на прежнем уровне. Для увеличения доли продаж в этом сегменте было принято решение заключить договора о сотрудничестве с региональными дизайнерами и компаниями, занимающимися разработкой дизайн-проектов.


  1. Следующий шаг - оценка потенциала продаж в других регионах и переориентация усилий по продажам. Преимущественно работа отдела продаж была сосредоточена на рынке г.Тольятти. Т.к. большое количество предприятий города так или иначе связаны с Волжским Автомобильным Заводом, который на сегодняшний день переживает не лучшие времена, было принято решение о расширении географии компании и задействованы ближайшие города: Сызрань, Жигулевск (эти города неизбалованны обилием внимания конкурирующих компаний, которые сконцентрировали свои усилия внутри города) и Самара (это центр области, в котором задействовано большое количество предприятий).




  1. Также было принято стратегическое решение о некотором снижении цен с целью привлечения «живых» денег быстро, что в сложившейся ситуации немаловажно.




  1. Оперативные антикризисные меры, позволяющие снизить издержки компании, не затрагивая основного бизнес-процесса, следует осуществлять по следующим направлениям:

- Использование альтернативных видов товара (которые можно купить дешевле или в рассрочку). Сделать это можно не во всех случаях, но если возможно, то этой мерой не следует пренебрегать. С 3 из поставщиков были оговорены условия по рассрочке платежа на 1 месяц. Также с томской фабрикой был заключен договор о поставке мебели для дома стоимостью 300 т.р. с рассрочкой на 5 месяцев. Данная мебель была выставлена в бывшем складском помещении на ул. Базовая.

- Провести инвентаризацию /ревизию: выявить излишки материальных запасов и по возможности продать (неликвиды, металлолом, остатки сырья и т.д. - все, что не будет использоваться в течение 3-6 месяцев). В данном направлении был предпринят ряд шагов. Основная выставка мебели состоит преимущественно из кабинетов элит-категории, импортными креслами для руководителей, спрос на которые в данный момент пользуются меньшей популярностью, чем оперативная мебель. Помимо этого, организации, приобретающие оперативную мебель, как правило, высказывают пожелание о более коротких сроках поставки, а руководитель, выбирающий для себя кабинет, делает это более тщательно и понимает, что столь дорогостоящие товары довольно редко хранятся на складе и привозятся под заказ, в связи с этим готов рассматривать варианты более длительной поставки мебели. В связи с вышеизложенным было принято решение о максимально быстрой реализации имеющихся выставочных образцов (с масимальным снижением цен на них) с целью высвобождения денежных средств, которые следует направить на осуществление складской программы по более недорогой мебели и на покрытие кредиторской задолженности.

- Ужесточить финансовую дисциплину. Правило: сбыт по предоплате, а снабжение в кредит - актуально как никогда. Оттягивание сроков оплаты поставщикам - это антикризисная мера кратковременная и локальная и по сути проблемы не решает. Оперативным решением для бизнеса, где цепочка "производитель - конечный потребитель" короткая, может стать создание т.н. "цепочки доверия". Суть ее проста: конечный потребитель называет, сколько продукции он точно продаст, а все поставщики по цепочке корректируют свои планы выпуска. После этого договариваются о порядке получения оплаты от конечного потребителя и о распределении полученной суммы по всем поставщикам. Это довольно хлопотно и затратно. Но подкрепление юридической ответственности личной повышает гарантии своевременных платежей.


  1. ^ Повышать производительность, оптимизировать структуру и численность.
    Задача повышения производительности труда в одночасье не решается. И полагать, что в ситуации кризиса это произойдет - не совсем верно. Хотя усилия в этом направлении надо предпринимать.
    Надо постараться сохранить тех сотрудников, кто связан с основным производством, не изменяя уровень оплаты труда рядового персонала.
    Резерв оптимизации следует "искать" в системе оплаты труда, компенсаций и льгот высшего административного звена. Кроме этого пересмотреть структуру, максимально исключив лишние управленческие уровни и дублирование функций. В нашем случае, одной из мер будет оптимизация структуры персонала. Т.к. начальник отдела продаж занимается контролем работы отдела в целом, помимо этого частично контролирует работу с поставщиками и транспортными компаниями, наиболее выгодным будет возложить данные функции на него полностью, сократив из штата менеджера по логистике и менеджера по закупкам, при этом освободив его полностью от продаж (эти будет заниматься отдел продаж). Т.к. склад был переоборудован под выставку-продажу, необходим продавец-консультант. Данную обязанность возложить на заведующего складом и оптимизировать его рабочий график. Таким образом, с 9-00 до 14-00 данный человек выполняет функции продавца и кладовщика, а с 15-00 до 18-00 функции сборщика мебели.


Перечисленные антикризисные меры - основа. И в условиях быстро меняющейся ситуации надо быть готовым оперативно вносить в него изменения.
Для того, чтобы антикризисный план реально стал рабочим инструментом, а не способом манипуляции, ответственность за его реализацию должна быть лично закреплена. Критерий выбора - человек, не заинтересованный в лоббировании интересов функциональных подразделений. В нашем случае данную роль будет выполнять коммерческий директор.
Если предпринятые антикризисные меры не обеспечивают нужного результата: объем рынка падает, и продажи не обеспечивают выход выше точки безубыточности, - то это сигнал для перехода на новую, альтернативную модель бизнеса.
И, наконец, последний вариант: надо быть готовым к ликвидации или продаже. И это тоже бизнес-решение. Выгодная продажа бизнеса - вариант, при котором можно сохранить его профиль и схему. И такие варианты в запасе должны быть.
^ Бизнес-план финансового оздоровления предприятия.

Методика разработки бизнес-плана финансового оздоровления компании имеет свою специфику. Особенности этой методики вытекают из самой ситуации, в которой находится неплатежеспособное предприятие. Обычный бизнес-план может составляться в расчете на благоприятную ситуацию в рамках инвестиционного проекта. Другой вариант предусматривает нормальное развитие предприятия в условиях сбалансированности позитивных и угрожающих факторов.

Другое дело ситуация неплатежеспособности предприятия. "Угрозы" уже осуществились, и планирование нацелено на выход из кризиса, прежде всего финансового. Поэтому первой фазой планирования является определение конкретных проблем, которые привели к неплатежеспособности.

Далее необходимо перейти от проблем, от "диагноза", ко второй фазе - планированию, включающему планирование целей, средств достижения целей, ресурсов и контроля. По сути, здесь вырабатывается концепция выхода из кризиса, называются приоритетные направления антикризисной деятельности.

Наконец, третья фаза включает собственно составление бизнес-плана. Полученная ранее информация о причинах кризиса и концепция выхода из него "укладываются" в определенные форматы планирования. В качестве таких форматов выступают основные функциональные разделы бизнес-плана.
^ Концепция выхода из кризиса

Функциональные сферы

Продукты и услуги

Маркетинг

Производство

Организация и управление

Капитал и юридическая

Финансы

Стадии планирования

Формулирование проблем: где мы сейчас?

Низкий спрос на предлагаемую продукцию

Слабые каналы сбыта, отсутствие рекламы

Собственное производство отсутствует

Неэффективная структура управления, дублирование функций сотрудников

Отсутствие стратегического инвестора

Недостаточность собственного капитала

Планирование целей: куда надо идти?

Сосредоточение усилий на позициях более низкого ценового диапазона, предложение доп. услуг (ремонт кресел и стульев).

Новая схема каналов сбыта, размещение рекламы.

-

Изменение организационно структуры с целю минимизации расходов на фонд заработной платы.

Привлечение стратегического инвестора

Увеличение собственного капитала

Планирование средств достижения целей: каким путем пойдем?

Заключение договоров с поставщиками, предлагающими необходимый вид продукции с удобными условиями расчетов.

Привлечение посредников (оптовики), открытие магазина-склада на Базовой, размещение рекламы в Дубль-Гис (недорого, затрагивает основную целевую аудиторию)

-

Реорганизация структуры управления, изменение штатного расписания и должностных обязанностей.

Продажа доли участия в бизнесе.


Продажа излишков материальных запасов и неликвида.

Планирование ресурсов: чем обеспечим движение?

-

Активная работа отдела продаж, рекламный бюджет.

-

Сокращения штатных единиц. Обучение отдела продаж.

-


Привлечение компании по управлению капиталом

Планирование внедрения и контроля: кто будет управлять движением?

Генеральный директор

Коммерческий директор

-

Коммерческий директор

Генеральный директор

Генеральный директор


Список литературы.

  1. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие\ Под ред, Ефимовой О.В., Мельник М.В. – М.: Омега-Л, 2004.

  2. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  3. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620 с. – (высшее образование).

  4. Антикризисное управление: учебное пособие для студентов ВУЗов. / А.Т. Зуб - М.: Аспект Пресс, 2005.

  5. Банк В. Р., Тараскина А. В. Финансовый анализ. – М.: Издательство Проспект, 2005.

  6. Баранов В.В. Финансовый менеджмент. – М.: Изд-во «Дело», 2002.

  7. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  8. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – М.: Ника-Центр, 2004.

  9. Вэй Ли, Черногорский С.А. Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческих решений. – М.: Изд.дом «Герда», 2005.

  10. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб: «Издательский дом Герда», 2002.

  11. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2007. – 368 с. – (Серия «Высшая школа менеджмента»).

  12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет , 2002.

  13. Ковалев В. В. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения). – М.: Издательство Проспект, 2004.

  14. Ковалев В.В., Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2006.

  15. Ковалев В. В. Финансы предприятий. – М.: Издательство Проспект, 2004.

  16. Кризисное управление для руководителей и менеджеров. Р. Хит. - М.: Издательство ЛОРИ, 2004

  17. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятий. – М.: Экзамен, 2005.

  18. Станиславчик Е.Н. Анализ финансового состояния неплатежеспособных предприятий. – М.: «Ось-89», 2004.

  19. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 2006. - 511с.

  20. Федорова Г.В. Финансовый анализ при угрозе банкротства. – М.: Изд.во «ОМЕГА-Л», 2006.

  21. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. 2001. № 2.

  22. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  23. http://www.rosec.ru/






Скачать файл (325 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru