Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Государственное регулирование экономики - файл Держ регулювання.DOC


Лекции - Государственное регулирование экономики
скачать (85.7 kb.)

Доступные файлы (1):

Держ регулювання.DOC511kb.14.09.2005 17:01скачать

содержание
Загрузка...

Держ регулювання.DOC

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Опорный конспект лекций

с дисциплины «Государственное регулирование экономики»
Тема 1. Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования экономики.

1. Сущность, объективные предпосылки и функции государственного регулирования экономики.

2. Теоретические концепции государственного регулирования экономики.

3. Сущность переходной экономики.
1. Сущность, объективные предпосылки и функции государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государство всегда пыталось вмешиваться в ход экономических процессов. Однако, системное, постоянное подобное вмешательство государства в экономику, т.е. собственно ГРЭ, связывается с ХХ столетием. На рубеже ХІХ – ХХ столетий в большинстве стран происходили объективные изменения в характере экономического развития, что предопределило новую роль государства в экономике.

Объективные предпосылки ГРЭ.

1. Усиление степени взаимозависимости экономических субъектов на основе углубления общественного разделения труда.

2. Растущие монополистические тенденции.

3. Рост негативных последствий для национальной экономики в результате экономических кризисов.

4. Усложнение отношений собственности, что проявляется через качественные изменения в этой сфере, а также через количественный рост субъектов собственности.

5. Качественное совершенствование производительных сил общества, что проявляется, в том числе, через усиление влияния на производственные процессы науки и уровня квалификации рабочей силы.

6. Усиление степени интернационализации экономических процессов.

7. Усиление социальных и глобальных проблем и т.д.

Основные экономические функции государства.

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

  • антимонопольное регулирование;

  • проведение политики макроэкономической стабилизации;

  • воздействие на размещение ресурсов;

  • деятельность в сфере распределения доходов;

  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.


2. Теоретические концепции государственного регулирования экономики.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.)

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулирования в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты - государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Противниками же кейнсианской школы были сторонники консервативной (неолиберальной) теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен - лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Наиболее видным представителем консервативной теории был американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что необходимо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.
^ 3. Сущность переходной экономики.

Переходная экономика – нестандартная, качественно изменяющаяся экономика, в которой процессы отмирания старых и становления принципиально новых связей и элементов доминируют над процессами функционирования этих связей и элементов.

Основные черты переходной экономики.

1. Происходит формирование основ новой экономической системы, т.е. новых форм хозяйственных связей между субъектами национальной экономики, а также новых господствующих форм собственности. (Когда формирование закончено, т.е. экономика развивается уже на новой, собственной основе, нужно говорить об окончании переходного состояния).

2. Многоукладность экономики, т.е. сосуществование различных типов экономических отношений, как новых, формирующихся, так и старых.

3. Неустойчивость развития как результат столкновения старых и новых экономических отношений, интересов прежних и новых экономических субъектов, что сопровождается постоянным обострением социально-экономических и политических отношений.

4. Длительность преобразований, что объясняется сложностью и противоречивостью перехода, а также объективным свойством инерционности экономических процессов и взглядов субъектов национальной экономики.

Типы переходной экономики.

  1. По масштабам переходных процессов:

а) локальная, которая характеризует переходное состояние в какой либо отдельной стране или относительно небольшой группе стран. (Является следствием неравномерности развития различных регионов и стран. Пример: становление капиталистической экономической системы в отдельных странах Западной Европы в 16-м веке; переход к рыночным принципам хозяйствования стран Восточной Европы в конце 20-го века);

б) глобальная, которая характеризует единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяйства или в рамках цивилизации. (Пример, разделение в 1 тыс. до н.э. единой цивилизации на Восточную и Западную; а сейчас – обратное движение к единой цивилизации; переход от индустриальной экономики к постиндустриальной).

^ 2. По характеру переходных процессов:

а) естественно-эволюционный тип как результат естественного хода исторической эволюции. (Более характерен для глобального типа переходной экономики, например, переход от индустриальной экономики к постиндустриальной);

б) реформаторско-эволюционный, где эволюционное развитие ускоряется при помощи соответствующего воздействия на переходные процессы. (Более характерен для локального типа переходной экономики, например, переход от командно-административной к рыночной экономике стран Восточной Европы в конце 20-го века).

^ 3. По содержанию:

а) от традиционной экономики (натурального хозяйства) к рыночной;

б) от рыночной экономики (системы совершенной конкуренции) к смешанной;

в) от командно-административной экономики к смешанной.

Особенностью современной переходной экономики Украины (перехода от командно-административной к рыночной экономике) является:

а) всеобщий характер изменений, затрагивающих все элементы прежнего типа экономики и все основные институты общества;

б) экономические преобразования осуществляются в условиях становления государственности, что определяет дополнительные трудности в области формирования национальных кадров государственного управления и т.п.
Тема 2. Органы государственного управления Украины в системе государственного регулирования экономики.

1. Субъекты государственного регулирования экономики.

2. Функции государственных органов управления.
1. Субъекты государственного регулирования экономики.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации : это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования – это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков, различных организаций и общественных движений.

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы – выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям – это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, которые проводятся специализированными научно-исследовательскими центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.
^ 2. Функции государственных органов управления.

Государственный орган управления – структурно обособленный орган, который наделен определенными властными полномочиями для осуществления своих функций.

Органы государственной власти классифицируются по следующим признакам:

1. По территориальным масштабам деятельности:

  • центральные, которые действуют на территории всей страны (Президент, Кабинет Министров, Верховный Совет и т.д.)

  • местные, осуществляющие властные полномочия на отдельной территории страны (например, областной совет народных депутатов, городская государственная администрация);

2. По форме осуществления государственного управления:

  • законодательные (Верховный Совет);

  • исполнительные (Кабинет Министров);

  • судебные (Верховный Суд, Верховный арбитражный Суд).

Функции Президента Украины по государственному регулированию экономики:

1. Назначение по согласию Верховного Совета премьер-министра Украины, по представлению премьер-министра утверждение состава Кабинета Министров, утверждение половины состава правления Национального банка Украины.

2. Утверждение законодательных актов, принятых Верховным Советом Украины, право «вето», издание правовых актов по проблемам экономического развития, не урегулированных действующим законодательством.

Функции Кабинета Министров Украины по государственному регулированию экономики:

1. Разработка и реализация общенациональных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства.

2. Управление объектами государственной собственности.

3. Разработка проекта Государственного бюджета и его исполнение.

4. Проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, а также политики в сфере социальной защиты, образования, культуры и т.д.

5. Организует и обеспечивает исполнение внешнеэкономической политики, таможенной сферы.

6. В пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми субъектами национальной экономики.

Функции Верховного Совета Украины по государственному регулированию экономики:

1. Принятие законодательных актов, определяющих «правила игры» экономических субъектов.

  1. Наблюдение и контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

  2. Утверждение Государственного бюджета Украины.

4. Утверждение общенациональных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства.

5. Утверждение решений по предоставлению и получению международных кредитов.

6. Утверждение и снятие с должности по представлению Президента Украины Председателя Правления Национального банка Украины, утверждение половины состава правления Национального банка Украины.
Тема 3. Правовые и административные методы государственного регулирования экономики.

1. Цели и инструменты государственного регулирования экономики.

2. Методы государственного регулирования экономики.
1. Цели и инструменты государственного регулирования экономики.

Формирование экономической политики государства предполагает уяснение правительством целей данной политики, наличие в его распоряжении достаточного количества инструментов достижения этих целей, а также представление об эффективности имеющихся инструментов.

В современной теории экономической политики выделяют три уровня целей:

  1. Высшая цель – максимизация общественного благосостояния.

  2. Главные цели – цели, реализация которых обеспечивает функционирование рыночной экономики как таковой. В качестве главных целей выделяют следующие: поддержка экономической свободы предпринимательской деятельности, поддержание внутренней и внешней безопасности, обеспечение правопорядка.

  3. Конечные цели – система прагматичных, количественно определенных целевых установок, реализация которых обеспечивает движение национальной экономики по пути достижения высшей цели.

Взгляды на структуру конечных целей государственного регулирования экономики отражает рис.1.

Экономическая школа

Структура конечных целей

Кейнсианство

  1. Стимулирование экономического роста.

  2. Достижение полной занятости.

  3. Стабильность цен.

  4. Равновесие платежного баланса.

Теория экономики предложения

1. Стимулирование экономического роста.

2. Стабильность цен.

Монетаризм

Стабильность цен.

Рис1. Структура конечных целей экономической политики государства.
Объективным свойством разработки концепции государственного регулирования экономики является необходимость расстановка приоритетов в процесс реализации поставленных целей экономической политики, что представляет собой необходимость определения государственными органами управления очередности реализации целей.

Причины расстановки приоритетов в экономической политике:

а) Необходимость учета правительством при определении и реализации целей экономической политики проблем сегодняшнего дня, порождаемых нестабильностью экономики. (Особенно актуально в условиях длительного кризиса, т.к. правительству необходимо выделить те проблемы, которые требуют незамедлительного решения);

б) Ограниченность регулирующего потенциала государства. (Даже в условиях развитой экономики для выполнения нескольких масштабных задач государству может не хватить средств. Это следствие объективного свойства экономической системы - ограниченности экономических ресурсов);

в) Большинство экономических инструментов, имеющихся в распоряжении государства, оказывает противоречивое воздействие на экономику. (Так, например, ограничительная денежная политика, способствующая торможению инфляции, одновременно сказывается на замедлении темпов экономического роста; бюджетные расходы на создание рабочих мест и выплату пособий, способствующих уменьшению уровня безработицы, могут, одновременно, вызвать рост инфляционных процессов и т.д. Обычно, выходом из данного свойства экономических инструментов является выбор одного из направлений экономической политики и, одновременно, задействование различного рода экономических амортизаторов для уменьшения негативного влияния выбранных инструментов на другие цели экономической политики).

Для реализации целей экономической политики необходимо определенное количество инструментов их реализации.

В теории экономической политики видное место занимает голландский экономист, первый лауреат Нобелевской премии с экономики Я.Тинберген. Именно он предложил количественное соотношение между целями экономической политики и инструментами их реализации, что получило название неравенства Я.Тинбергена:

Х  У,

где Х - количество инструментов экономической политики;

У- количество целей экономической политики;

которое показывает, что количество целей никогда не должно превышать запас имеющихся в распоряжении государства инструментов.

Это неравенство на практике используется в процессе прогнозирования условий экономического развития страны, в качестве одного из математических и функциональных ограничений в системе макроэкономических моделей.

В экономической литературе существует множество способов классификации инструментов государственного регулирования (экономической политики). Один из таких способов отражен на рис. 2.


Инструменты экономической политики


По направлениям экономической политики

По характеру экономической политики





Инструменты краткосрочной экономической

политики

Инструменты долгосрочной экономической

политики

Бюджетная

-государственные расходы

- налоги


планирование

прогнозирование

программирование
кредитно-денежная

-учетная ставка процента

- операции на открытом рынке

- норма резерва

социальная

-дифференциация налогов

-социальное страхование

-социальные субсидии

внешне-экономи-ческая

- таможенные пошлины

- квоты

- лицензии

- валютные ограничения

- валютные интервенции


Рис. 2. Классификация инструментов экономической политики.
2. Методы государственного регулирования экономики.

Обычно выделяют следующие группы методов государственного регулирования:

1. По характеру:

  • Прямые;

  • Косвенные.

2. По форме:

  • Правовые;

  • Административные;

  • Экономические;

  • Пропагандистские (морального убеждения).

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административным средствам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно, через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму

Правовые методы следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Административные средства базируются на государственной власти, на авторитете правительства и не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Такие средства определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования.

Можно говорить о:

а) культурно-этической (памятники старины – для предпринимателей выгодно размещать поблизости свой бизнес (автостоянки, бензозаправочных станций и т.д.), а для памятников – угроза уничтожения, а также потеря некоторой привлекательности);

б) экологической (сбросы в реки);

в)общественно-воспроизводственной (обязательные медицинские прививки, начальное образование, правила вождения автомобилей, самолетов и т.д);
  1   2   3   4



Скачать файл (85.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru