Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры теория и методика преподавания ИЗО - файл 1.doc


Шпоры теория и методика преподавания ИЗО
скачать (215 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc215kb.29.11.2011 06:46скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...













Педагогическая система Чистякова П.П. (1832-1919)

Академия художеств погрязла в рутине, Чистяков создал новые методы и формы обучения и воспитания в соответствии с требованиями жизни. Система Чистякова противостояла не академической школе, а устаревшим методам преподавания. 20-ти летие деятельности Чистякова было основным и плодотворнейшим периодом (1890-1912) Чистяков был заведующим кафедрой мозаики. Труды Чистякова были признаны уже после его смерти, в советское время. Чистяков основывался на научных данных. Особенно большое значение он придавал перспективе. Главную роль в системе обучения играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисунком. Его система заключалась в следующем: в перспективе плоскостей головы, встречаясь на черепе, их границы образуют сеть по всей голове, что составляет основу рисунка головы. Чистяков рассматривал рисование как серьезный учебный предмет и считал, что методика для его преподавания должна строится на законах науки и искусства. Педагог не имеет право вводить ученика в заблуждение. Чистяков считал, что художник, решивший обучать, должен кроме мастерства иметь специальную подготовку. Большую ценность представляют идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношениям педагога и учащихся. Учитель должен навести ученика на путь истины, но ни в коем случае не делать уступки ученику, иначе учитель вскоре потеряет свой авторитет. Обучая учеников надо стремиться активизировать их познавательную деятельность. В учебном рисунке вопросы наблюдения и познания натуры играют первостепенную роль. Чистякова интересовало не только профессиональное обучение, но и школьное. С 1871 года Чистяков был членом комиссии, присуждающей премии за лучшие работы учащихся средних заведений. Во время просмотра обсуждались методы преподавания. Чистяков выступал за рисовании с натуры, копирование считал вредным. О последовательности в обучении Чистяков говорил: «С начала изображение проволочных линий углов геометрических фигур и тела, затем геометрические фигуры, сделанные из картона; гипсовые орнаменты, маска головы, затем целая голова с анатомией, пейзаж и перспектива.». Вклад Чистякова представляет большую ценность, однако не все его ценные идеи были притворены в жизнь. Ученики: Кардовский, Платунов.

^ Педагогическая система обучения в академии художеств

Рождение академии связывают с именем императрицы Елизаветы Петровны, хотя идея создания подобного заведения принадлежала еще ее отцу, Петру I. Серьезным шагом на пути создания Академии художеств стало основание Рисовальной школы при Санкт-Петербургской типографии. Академия художеств была учреждена при Московском университете по решению Сената от 6/17 ноября 1757 года. Открытая в 1758 году как «Академия трех знатнейших художеств», Академия художеств была отделена от университета указом от 3 марта 1763 года. Своим созданием Академия художеств во многом обязана куратору университета Ивану Ивановичу Шувалову. Став президентом Академии художеств, Шувалов быстро наладил преподавание, пригласив из европейских стран высококлассных мастеров: берлинского гравера Георга-Фридриха Шмидта, из Парижа скульптора Николая Жилле, живописца Лоррена и его помощника рисовальщика Моро, французского художник а Жана-Луи Девельи и живописца Пьетро Ротари. Уже с конца 1770-х годов в академии стали преподавать русские педагоги — А. Лосенко, М. Козловский, Е. Чемесов, А. Акимов и многие другие. Шувалов разработал принципы приема в академию. Ни возраст, ни происхождение кандидатов при зачислении в академию роли не играли — ставка делалась на талант. Первый набор учеников состоялся в 1758 году: из воспитанников гимназии при Московском университете отобрали шестнадцать студентов в возрасте 14–17 лет. Самому старшему из них, Баженову, было уже двадцать. Выдающийся скульптор Федор Шубин в 1766 году окончил Академию и как лучший выпускник получил первую золотую медаль и «аттестат со шпагою», давший ему первый офицерский чин и дворянство. Окончившие академию с золотой медалью направлялись в Европу на три года за казенный счет для усовершенствования мастерства. В 1762 году на престол взошла императрица Екатерина II. На место И.И. Шувалова был назначен И.И. Бецкой, как и Шувалов, он был увлечен идеями французских философов-гуманистов. Президентскую должность в Академии художеств Бецкой занимал больше тридцати лет, с 1763 по 1794 год. Бецкой реорганизовал программу, ввел в обучение ряд новых предметов. Главным руководящим органом стало Академическое собрание. Академия содержалась на средства казны и соединяла в себе собственно академию и художественное училище.

При Академии художеств был открыт театр, в котором играли учащиеся. Музыкальное образование воспитанников включало обучение игре на клавесине, скрипке, виолончели, музыкально-теоретические дисциплины и пение. Были сформированы ученический оркестр и хор воспитанников училища. Занятия строились следующим образом: классы разделялись на утренние с 9 до 11 часов, вечерние с 5 до 7ч.В утренние часы все занимались своей специальностью, вечером все рисовали французским карандашом. Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам: !- с 6до9 лет, 2- с9до13, №- с12до15, 4- с15 до18. 1-общеобразовательные дисциплины, рисование с оригиналов, гипсов, натуры, знакомство с техникой и технологией. 2-рисовали с оригиналов, гипсов, натуры(орнаменты, гипсовые головы). 3-перспектива, рисование с оригиналов, гипсов, с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное искусство.4- рисовали обнаженную живую натуру и изучали анатомию, затем шел класс манекена и композиции, а также копирование живописных полотен в Эрмитаже.1769- в академии преподает Лосенко, серьезно изучается анатомия и пропорции.В разное время в академии учились и преподавали: Карл и Александр Брюллов,Бруни,Кипренский,Егоров, шебуев,ЧистяковМартрос, щедрин идр.

^ Отечественные педагоги-исследователи детского педагогического творчества

Изобразительное детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики,

В России сложилась государственная система художественного воспитания детей. Её основы были заложены Н. К. Крупской, А. В. Луначарским. Одним из первых советских теоретиков художественного Д. т. был А. В. Бакушинский. Советское художественное воспитание после короткого периода увлечения в 20-е гг. биогенетической теорией и практикой «педагогического невмешательства» перешло к систематическому накоплению фактов о развитии Д. т. в условиях целенаправленного руководства на базе освоения детьми реалистического изображения. Анализ мирового опыта в теории и практике руководства изобразительным Д. т. подтверждает справедливость такой ориентации. Педагоги и методисты многих стран активно изучают теорию изобразительного Д. т., разработанную в России Е. И. Игнатьевым, Н. Н. Волковым, Л. С. Выготским, В. И. Киреенко, Г. В. Лабунской, Е. Е. Рожковой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной.

Изобразительное творчество — самое массовое среди детей, не достигших подросткового возраста. Изображать узнаваемые предметы ребёнок начинает, как правило, с 3—4 лет. Изображение малыша наглядно-действенно. Наряду с рисованием ему особенно доступны конструктивные и пластические виды изобразительной деятельности. Позднее детский рисунок — это графический рассказ с игровым уклоном и сюжетностью. С 9—10 лет юные рисовальщики проявляют активный интерес к осмысленным графическим навыкам. При отсутствии достаточного обучения рисунок перестаёт отвечать более зрелым требованиям юного автора, и он бросает рисовать. В условиях систематического обучения (или активного самообразования) отроческое изображение безболезненно вступает в полосу «предметного рисунка» с тщательной разработкой деталей. Опыт лучших педагогов (В. С. Щербаков) показывает, что предметный рисунок младшего подростка закономерно приобретает новые творческие качества. Подростки и юноши проявляют повышенный интерес к вопросам художественного мастерства, а некоторые из них ищут в искусстве своё призвание. Возросшие духовные возможности подростка способствуют формированию полноценного восприятия произведений профессионального искусства и мирового художественного наследия.

Лабунская Г. Изучала художественное творчество детей 8 – 15 лет. В качестве основного критерия применялось степень его приближения к полноценному изображению. Исследования проводилось в 1960 годах. Цель исследования – наметить пути развития изобразительного творчества детей в условиях систематического руководства с учетом ограниченного единства развития и обучения. Исследовались рисунки, представленные как на отечественных, так и на зарубежных выставках. Рассматривались сами рисунки и процесс рисования. Систематическое наблюдение за творческим процессом показало, что этот процесс у детей разного возраста имеет общие особенности мышления, восприятия, воображения, определяющие характерные качества рисунков. Наряду с этим, у некоторых детей раскрываются и индивидуальные характерные особенности. Эти особенности обуславливаются индивидуальными свойствами личности ребенка, его способностями в области ИЗО искусства. Юсов составил концепцию «Полихудожественного воспитания школьников»,главная цель развитие у детейфантазии и воображения.



^ Становление и развитие художественно- педагогического образования.

Д. Кардовский- именно он способствовал появлению высших учебных заведений обучающих учителей рисования для средней школы. Кардовский и его ученики были инициаторами создания в 1939 году первого учительского института, на базе которого в 1942 был открыт художественно-графический факультет в Московском городском педагогическом институте имени Потемкина. До1955 ХГФ МГПИ имени Потемкина был единственным в России, который готовил учителей рисования и черчения с высшим образованием. В основу системы художественного образования на факультете были положены педагогические принципы и методы Кардовского. Они развивались и совершенствовались его учениками. Д. Кардовский учился у Чистякова, у Ашбе он имел возможность обобщить опыт преподавателей, как русской, так и европейской школы. Как педагог Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от воздействия формализма. Стремился не только поставить руку и глаз своих учеников, но и повысить художественную культуру. В основу метода обучения рисунку положил обрубовку. Этим методом Кардовский добился правильного и закономерного построения изображения трехмерной формы на двухмерной поверхности. Основные методы его теории были в дальнейшем развиты его последователями.
^ Классификация наглядных пособий по изобразительному искусству.

Ни один урок изо не может проходить без применения наглядности.

Предметы из окружающей действительности представляющие объекты для изображения(натуральный фонд, муляжи), должны быть разнообразны.

Модели объясняющие конструктивное построение предметов(проволочные, из оргстекла, картона)

Схематические рисунки с поэтапным выполнением рисунка.

Репродукции картин, слайды.

Гипсовые слепки(орнамент,розетка)

Натуральные наглядные пособия ( чучела птиц, животных)

Педагогический рисунок, т.е. работа на доске, на полях работы ученика, исправление работы учащегося.

Методы наглядного обучения-демонстрация, иллюстрация, экскурсия.

Основные требования к наглядным пособиям и материалам: безупречность в научном отношении, соответствие требованием прогрммы, учет возростных особенностей учащихся, ясность и яркость изображения, соответствие эстетическим и гигиеническим требованиям.


Скачать файл (215 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru