Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпаргалка - Социология религии - файл 1.doc


Шпаргалка - Социология религии
скачать (260 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc260kb.27.11.2011 20:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. СР как наука- отрасль сц и одна из соц дисциплин, к-рая изучает взаимодей р. и общ-ва, и ее влияние на повед индивидов и общностей. О-кт СР- р. как соц. феномен, т.е. исследуется как доступное наблюдение, и эмпирическим методом изучения соц. Повед чела. Наполнение предметной обл. р.: - как образуются и функц-ют р-ые группы и институты, благодаря чему они возникают и исчезают, - взаимодей между р-ми группами; - изучение межконфесс-ных конфл. Р.- комплекс верований и практических действий при помощи, к-рых люди общаются или пытаются взаимодей с реальностью. Составляющие р: -верования (мифы); -ритуалы (культ); -этос (общепринятые для группы,устойчивые ьцености и нормы,формир-щие повед индивида и фикс-е границы группы); -мировоззрение; -система символов. Р. (в социол-ии): 1- совокуп взглядов на мир и чела и его отношение к Богу, знаний, к-рые не требуют доказательств, а принимаются на веру (мировоззренческий компонент); 2-взаимозависимая, касательно священного, сис-ма эмоционально окрашенных убеждений и действий, к-рые отображают отношение к надприродным силам ( р-й культ) и определяет позицию и поступки в личной и общ-ной жизни; 3-совокуп заповедей, ценностей, норм, к-рые должен исповедать соврем.й чел (нормативный компонент); 4-объединения р-ых людей, общностей и орг-ций. СР не изучает сверхестественное, а изучает р. в ее соц. проявлении.СЦР-концентр-ет внимание на соц измерении р.


2. СЦР лежит на стыке 2 обл. знания: часть СЦ и 1из религиеведческих наук, таких как история р. или психология р.. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной обл., где соприкасаются эмпир-я наука, философия и теология.СЦог имеет дело с р. как соц феноменом, т.е. он изучает р. как доступное наблюдению, эмпир-им методам исслед-я соц повед чела: как образуются и функц-ют ре-ые группы и институты, благодаря чему они сохр-ются или перестают существовать, каковы отношения между р-ми группами, почему между ними возникают конфл, что лежит в основе ритуальных действий и т.д.Р. как предмет СЦго анализа есть совокуп структур, процессов, связанных с функц-нием общ-ва на разных уровнях, система регуляторов соц связей, образцов повед и т.д. — система структур и отношений по поводу р-го феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому 1из главн. проблем СЦР — проблема определения того, что относится к понятию «р.». СЦР добывает эмпирические данные, хар-щие р. как 1 из соц подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теорет-ю модель в рамках общесСЦкой теории.


3. СЦог использует для анализа р. методы, выработанные и применяемые СЦ в исслед-и соц явлений вообще: опрос и стат анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников,истор-х доков. 1.Опросный метод: а) массовые- возможно зафиксировать корреляционные связи между р. и многими соц. явлениями; б) глубинные- зафиксировать мотивы вероисповедания; 2. Анализ доков- зафикс-ь как возникают и развиваются те или иные р-и на основе истор доков. 3. Наблюдение- включенное, когда изучают закрытые группы (секты). 4. Эксперимент- зафикс изменения догм, правил. 5. Контент-анализ — выделение исследователем р-х тем или невысказываемых, непроговариваемых предположений в исследуемых материалах. 6. Кросс-культурный анализ- заключается в сравнении р-х феноменов, бытующих в разных культурных условиях.

4. матер рел концепції поділ на: 1. історичні — прихильники критично ставляться до Бога. Р. — резул віри людей в обожненого царя. Р. придумали законодавці”. Концепція „3х ошуканців”: Мойсей, Христос, Магомет були звичайними людьми, які створили власні р. системи. 2. просвітницько-реалістичні — Вольтер: „Р. з’являється коли зустрічаються дурень і брехун”, „Якщо Бога не було б, то його слід було б вигадати”. 3. марксистська — Енгельс: „ усяка р. є не що інше, як фантастичне відображення у головах людей тих зовн. сил, які панують над ними у їх повсякд житті”. Марксизм - неістинне відображення світу в р-х віруваннях — це не лише незнання законів природи, а й відображення певних соц умов життєдіяльності людей. Реальні сили,які панують над ними, відображаються у р-й свідомості у деформованому вигляді і виступають як сили неземні, понадприродні. 4. наукові —діляться на: a)СЦна —М.Вебер заперечував О-ктивні чинники розвитку сусп-тва і відносно р. - вона має власні р-і джерела. А тому СЦР повинна обмежуватися лише вивченням мотивації р-х уявлень, котрі історично сприяли контролю над повед-ю та тримання індивідів у покорі. На основі залучення значного істор матеріалу, вмотивовує думку про вирішальну роль протестантської етики у формуванні капіталізму.// Е.Дюркгейм - інтегруючою основою сусп-тва є суспільна свідомість — загальні вірування, почуття, цінності, норми. Послаблення них - послаблення соцзв’язків між людьми. ////Марксистка релігієзнавча концепція - ступінь в розвитку матеріал-их поглядів. Р – историч явление и має істор природу,т.к. р. –породження не вічних,а переходящих умов. Р формуєтся як відповідь на ситуацію несвободи індивіда та потреби преодалеть господствующие над ним сили.Р. як проява несвободи изживает себя. Чел в комунизме перейде из царства необхідності в царство свободи. Марксизм підійшов до аналізу сутності р.не тіки з боку дослід-я її внутр закономірностей. Р. вивчається у контексті вивчення сусп-ва як складного соц організму, що розвивається. Ф. Енгельс - специфіка р - усяка р- фантастичне відображення в головах людей тих зовн сил, які панують над ними у їх повсякден житті, - відображення, у якому земні сили приймають форму неземних”. Р. відображає той аспект соц буття, де присутній момент залежності людей від умов їхнього життя, момент несвободи. Марксизм - неістинне відображення світу в р-х віруваннях - це не лише незнання законів природи, а й відображення певних соц умов життєдія людини. Реальні сили, які панують над ними, відображаються у р-й свідомості у деформованому вигляді і виступають як сили неземні.

5. О-вно-ідеалістичні: виходять з існування Бога як об’єктивно існуючої субстанції, абсолюта, світового духа. концепції притримуються всі християнські теологи і філософи-ідеалісти, тіки християни надістотним джерелом р-ї віри вважають христ-го Бога, то філософи-ідеалісти - об’єктивно-існуючий початок. Принцип поясненя Р-ї. -визнання наявності над істотного джерела: Бога, "абсолютна", "світового духу". Людина - це "творіння Боже", яке прагне до злиття з "абсолютним". 2 тенденції: 1)раціоналістична (обґрунтовує наявність у хистиянстві істин, якими можна оволодіти за допомогою лідського розуму і які є за своєю природою „надрозумними, але не протирозумними) 2) ірраціоналістична(заперечує можливість „природного одкровення Однак в акті віри народжується пізнання). S-вно-ідеалістичні: Ф.Шлейєрмахера-започаткував вивчення Р-ї. як індивідуально-психологічного феномена, як певного стану людської свідомості і переживань. Основою Р-ї. є почуття. Р. - резул S-вних переживань чела. Але вона є "корисною". Р. є істиною по відношенню до індивіда,т.к. є корисною для нього. Початок S-кої традиції Ф. Шлейєрмахера- не заперечував існування надприродного джерела Р-ї.. Однак центр р-ї проблеми переніс у сферу окремого індивіда і передусім у галузь його почуттів. Започаткував вивчення Р-ї. як індивідуально-психолог. феномену, як певного стану людської свідомості та людських переживань. Найбільш послідовно ця лінія провадилася америк філос-прагматистом У. Джемсом-Р. є істиною по відношенню до індивіда, т.к вона є “корисною” для нього. Корисність Р-ї. - вона нейтралізує психологічні конфлікти, перетворює негативні емоції у позитивні. На цій підставі р-й досвід індивіда ототожнювався з наук досвідом. Кожний індивід, виходячи з власних почуттів, вибирає той чи інший світогляд. Тому світогляд людини визначається його емоційним станом. Основою Р-ї. є почуття, а Р. необхідно визначати як породження людської свідомості, резул S-них переживань людини.

6. Нач 18в. формир-ся СЦР,толчок у формир – течение просвещение (критика церквей как соц инстит и феодал устройства общ-ва). Гоббс,Локк,Юм,Руссо ставят под сомнения значение церкви как интегрирущего фактора.Ц несет в себе деструктивніе єлементі. Под сомнение соц полезность Р-и. Говорят о формирование светской ценостно-нормативной системы,а с др.стороны надо формир-ть законопослушных граждан.Вопрос об отделении Р.от гост-ва.Р. – частное право любого чела, он и может и неиспов-ть.Уход от тотальности р.Руссо вводит понятие гражданской р..Осн. догмы гражд-кой р.: *вера в существование бога,бесмертие и добродетель,которая утверждает святость общест-го договора.*с приходом просещения из чела верующего чел превращается в чела разумного.*просвещеный чел способен полагаясь на свій разум,науку,устроить своюж изнь на разумных и справедливых началах. Натуралисты критически изучают Р.,выводят на 1 план светскую жизнь,отделяют гост-во от р.

7. Р. –естеств-й феномен и чел-кий продукт; следствие зависимости чела от окр мира. Р-ые переживания произошли из необход-ти защищать себя от подавляющей сверхмощи природы + стремление исправить болезненные несовершенства культуры. Чел не может понять силы природы, пока они безличны и тем самым чужды ему. И он стремится одушевить, очеловечить природу, с тем чтобы потом использовать против нее те же самые приемы, к-рыми пользуется в повседн-й жизни: он может попытаться задобрить одушевленные природ. О-кты, сделать их предметом своего поклонения, чтобы тем самым или ослабить их могущество, или причислить к своим союзникам. Так возникают 1е Р-ые представления, к-рые служат своеобразной компенсацией врожденной слабости и беспомощности чела. Акцент на иррациональных механизмах формирования Р-и. Устанавливает связь между Р. и бессознательным. Р. порождает подавление мощных природных стремлений соц нормами. Р. –способ защиты индивида от враждебного ему соц. начала.Это подавление приводит к неврозу, поэтому Р. -1 из неврозов – коллективных невроз. Находясь в этом состоянии чел не способен адекватно воспринимать окр мир, он попадает в мир иллюзий. Р. – э форма иллюзорного сознания. Именно в этом качестве она играет полож-ую роль для индивида, освобождая его от страданий. Навязчивые действия и Р-ые обряды - в скрытой форме несут функции подавления бессознательных влечений чела. в основе этих явлений лежит воздержание от непосредственного удовлетворения прир. страстей. Р. - защитная мера чела против своих бессознат-х влечений, к-рые в р-х верованиях получают иносказательную форму удовлетворения, благодаря чему внутрипсих-е конфликты личн между сознанием и бессозн-м утрачивают свою остроту. Часть процесса подавления чел-ких инстинктов совершается в пользу Р-и, разнообразные обряды и ритуалы к-рой символ-ют отречение чела от непосред-ных чувственных удовольствий, чтобы впоследствии приобрести умиротворение в качестве воздаяния за воздержанность от плотских наслаждений. Р. получает у Фр.сугубо психологическое объяснение, в основу к-рого положена чел-ая способность к сублимированию бессознат-х влечений, проецированию их вовне и символическому удовлет-ю соц неприемлемых, запретных желаний. Тотемистская Р. - способ успокоить противореч чувства чела и загладить вину за совершенное преступное деяние позднейшим послушанием избранному им заместителю отца - тотему.
8. В СЦР есть седня нескоко направлений. Основой каждого из них является то или иное общее представление о хар-ре СЦй реальности и исходном принципе ее объяснения. При всей явной несхожести интерпретаций Р-и Марксом, Дюркгеймом, Зиммелем, Вебером, Малиновским, а позже - Сорокиным, Парсонсом, Луманом, Бурдье и др все они концептуальных элементах принадлежат к 1й и той же теорет системе, т.е. сходятся в важнейших своих выводах. Так, взгляды Дюркгейма и Вебера в понимании Р-и сходятся и дополняют др др. Доминир-ми на протяжении недолгой истории СЦ направлениями были взгляд на Р. как интегрирующий общ-во фактор (Дюркгейма) и Р. в контексте конфликта и соц изменения (Маркса и Вебера). Гоббс, Локк, Юм не усматривали в Р-и такую силу, к-рая по природе своей, безусловно и однозначно благотворна для общ-ва. Гоббс анал-ет опасные для об-ва разруш-е потенции. Радикальная критика Р-и этого времени франц просвет-ми (Вольтером, Гольбахом, Дидро) призывала упразднить Р. и поставить на ее место разум и мораль. Более умеренное направление Просвещения признавало соц полезность Р-и - "разумной Р-и". Руссо - Р. воспринимается как интегрир-ий общ-во фактор , Тезис о том, что Р. поддерживает в общ-ве устойчивость и порядок, в 19в. разделяли и радикальные критики Р-и (Л. Фейербах, К. Маркс), и те соц мыслители (Конт Дюркгейм), видели в р-х представлениях основу единства и тем самым жизнеспос-и общ-ва. Только Маркс полагал, что Р. - порождение "превратного мира" и защищает его, будучи сама "превратным сознанием, Р. - иллюзорное восполнение действительного бессилия чела.В последующем в СЦР определились 2 направления: 1) идущее от Дюркгейма –гл. функ Р-и -интеграцию общ-ва, и 2) от Маркса - связывание Р. с конфликтом и р -фактор соц изменения. Долгое время начиная с 1920г. в СЦР доминировал интеграционистский подход. В 50-е гг. 20 в. вновь возрождается интерес к Веберу. Интеграц-ий подход подвергается критике за 1сторонность, внимание к институтам, обеспечивающим целостность и стабильность общ-ва, игнорирование конфл. ///По чувакам:Маркс Р – историч явление и має істор природу Р формуєтся як відповідь на ситуацію несвободи індивіда та потреби преодалеть господствующие над ним сили. Р. як проява несвободи изживает себя. Чел в комунизме перейде из царства необхідності в царство свободи. //Дюркгейм. внимание к вопросам Р-и малых традиц-х обществ. Анализ тотемистических верований аборигенов - тотемизм - Р. в наиболее “элементарной форме. Р-и никогда не представляли собой только набор верований. Для любой Р-и хар-ны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды. Благодаря коллек-м обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. //Вебер - исследование взаимосвязи между р-ми и соц изменениями, Хара-ет христианство как Р. спасения, подразумевая веру в возможность спасения тех, кто придерживается христ-ва и соблюдает его заповеди. Важно для хр-ва - понятие о греховности и его преодолении через милость господню. Эти представления вызывают в среде верующих напряженность и эмоцио-ую динамику.//Парсонс. Р. может служить как укреплению стабильности соц системы, так и способ-ать ее изменению. Малиновский. « Магия, наука и р» р должна выполнять функции: 1) в кризисных ситуациях восстанавливает единство группы, указывает каждому её члену перспективу, 2) посредством ритуала индивид делается полноправным членом общ-ва, обязанным соблюдать лежащие в его основе священные нормы. Коллекти-е представления общ-ва не всегда производит р верования. Осн. функция р – обеспечение конформного повед индивида перед лицом неудачи, крушения.


9. Пятиэтапная клас-ция, основа к-рой степень дифференциации системы р-х символов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и соврем. этап. Б. анал-ет структуру и функ Р-и как символической системы каждого из 5 типов, выявляет их соц последствия и прослеживает процесс изменения тех средств для преобраз-я мира, к-рыми они располагает. 1)Примитивная Р. исчерпывается 2 символ-ми формами - ритуалом и мифом. Еще нет религиозной орг-ции. Мифы в большой степени связаны с деталями реального мира и представляют собой еще весьма зыбкие, текучие образования типа "сна наяву", "мечтания". 3 подтипа: индивидуалистический, шаманистский и общинный. Они вплетены в повседн-ю жизнь людей и не признаются на "официальных" уровнях. 2)Архаическая Р. - неолитические Р-и Африки, Полинезии и туземного Нового Света, а также Р-и бронзового века в Старом и Новом Свете. Хотя по-прежнему священное и мирское воспринимаются как разные способы орг-ции единого мироздания, все же дистанция между челом и божеством увеличивается. Если в примитивной Р-и участник ритуала вступает в контакт с божеством, воспринимая его и на него оказывая воздействие, то в арх Р-и ритуал, включенный в упорядоченную систему культа, устанавливает эту дистанцию и создает потреб-ь в особых ритуалах, нацеленных на уменьш-е разрыва между людьми и их божествами, посредством жертвоприношений. 3) Историческая Р. - совокуп р-й, которые называют "мировыми": иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам. Они принадлежат к 1й эволюционной стадии, и они разные - для каждой истор-й Р-и хар-ны конкретные обстоятельства ее возникновения. Соц роль и потенциал - им была чужда идея преобразования мира действиями чела, путь спасения и служения Богу лежал вне мирской дея-сти верующих. 4) Раннесовременная Р. - протестантизм эпохи Реформации и др похожие движения знаменовали сдвиг в сторону посюстороннего мира в качестве главн. сферы р-го действия: спасение надо искать не в бегстве от мира, а в гуще мирской дея-ти. Дея-ть в миру стала средством прославления Бога. Между челом и Богом не должно быть посредников, вера - прямая связь чела с Богом. Церковной иерархии противопост-я идея "всеобщего священства", отдел. "добрым делам" и соблюдению обрядности - служение всей жизнью и чистотой веры. 5)Соврем.я Р., начало - к просветительскому деизму, кантовской "Р-и в пределах токо разума", хар-тся возрастающим индивидуализмом. Сдвиг от раннесовр. Р-и к совр. в большинстве наиболее развитых стран. Это сдвиг к поиску личностно-значимых этических ориентиров, от церковной приверженности - к личной ответственности. Соц роль Р-и возрастает, поскольку областью ее дея-ти становится сфера постоянного совершен-ния культуры общ-ва и ценностей личностной системы. Новый тип Р-и имеет личностный и индивидуалистский.


^ 10. Племенные культы- комплекс разных верований, присущий 1бытным людям. Деперсониф-сть богов,нет посредника меж челом и надприрод.Подразделяются на тотемизм, анимизм, шаманизм, фетишизм, магия, культ тайных союзов, растений, животных и т. п. Тотемизм – система Р-х представлений о родстве между группой людей и тотемом – мифичским предком, к-либо животным/растением. Анимизм - комплекс различных культов, основанных на вере в духов – потусторонних невидимых существ, связанных с силами природы и влияющих на чела. Шаманизм –возможность общения шамана с духами. Аниматизм (оживленный) - вера в существование психических свойств у природы и ее элементов. Проявляется в наделении всех предметов природы чел-и свойствами. Фетишизм –почитание фетишей. 2 Ранние национальные Р-и:персонифик-ция богов,переход к изображ-ю богов похож с людьми,посредники меж богами и люд,поява рел установ Р. Древнего Египта (3 тыс.до н.э) Р. Двуречья (4-3 тыс. до н.э), Р. Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая Р., Р. Древнего Рима, Р. доколумбовой Америки (3-2 тыс. до н.э )(Р. майя, Р. ацтеков, Р. инков, Р. индейцев Север. Амер) и др. 3 Поздние нацио Р-и: иудаизм (2 тыс. до н.э, распространен среди еврейского населения, Р. монотеистична), индуизм (VI - IV вв. до н. э, Источники - священные книги: Веды, состоящие из 4-х сборников, джайнизм (6-5 вв. до н.э., на востоке Индостана, переселение душ), сикхизм ( 15 в., Индия, основы заложены гуру Нанаком, отвергают многобожие индуизма, признают сущес-ие единого Бога, отрицание кастовости, равенство людей), конфуцианство (VI — V вв. до н.э. Китай, основатель - Конфуций, культ предков и культ духов природы) даосизм (основатль Лао-цзы, крайне анимизированная Р. (духов много разных)) синтоизм (национал политеистическая Р. японцев, сформир-ся в VI - VII вв. на базе родоплеменных анимистических культов и шаманизма, отражающих одухотворение природы и культ предков). 4 Мировые Р-и: возникли иза значит-х поворотов истории,обращение ко всем челам независимо от пола,возраст,учение про единое божествоБуддизм, Христианство, Ислам. 5 Современные Р-и: неохристианство, Р-и ориенталистского направления (ориентированные на Р-ые традиции Востока), синтетические Р-и (объединяющие в себе нескоко Р-х систем), эзотерические объединения (основанные на вере в существование сверхъестественного мира), неоязычество, сайентологические движения.

11. Р. – комплекс верований и практ-ких действий, при помощи к-х люди общаются или пытаются взаимодей с реальностью. Слово "Р." имеет неоднозначно для всех. Понимание Р-и, к-рое принимает за образец христианство, часто неприложимо к др Р.ям. Нек-рые трудности в определении Р-и связаны с особенностями не самой Р-и, а той культуры, в к-рой она существует. Особенностями западноевроп-й культуры являются секуляризация, плюрализм, влияние науч мировоззрения и светского гуманизма. В СЦР Р. совокуп взглядов на мир и чела в его отношении к Богу, знаний, к-е не требуют доказательств, а принимаются на веру. Р —форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включ-я в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в орг-ции. Р. (от лат. набожность, святыня) мировоззрение и мироощущение, поведение и специф-е действия (культ), ко-рые основ-ются на вере в существование (1 или нескоких) богов, "священного", той или иной разновид сверхъестес-го. Составляющие Р-и – верования,ритуал,этос,мировозр,систем символов: 1). верования или мифы. Миф -синоним неправды или обмана в соврем языке, но для архаических традиц-х обществ это понятие базировалось как основа восприятия мира. 2). ритуалы (культы). Ритуал – правильноделание, коллек-е действие, совершаемые по отношению к священному и подразумевающие ответную реакцию. 3) Этос – общепринятые для группы,устойчивые установки и мотивации,цености и нормы,формир-щие повед индивида и фиксирующие границы этой группы. 4). Мировоззрение- система взглядов на мир и место в нем чела, на отношение чела к окр-щей его дейви-сти и к самому себе, обусловленные этими взглядами осн. Жизн-е позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их дея-ти, цен. ориентации.5) Система символов. Символ – знак, образ, представляющий некую вещь либо воплощающий некую идею (предмет, некое поведение, мифы или персоналии).

12. Ф. Р - способы влияния Р-и на жизнь людей. Сколько у Р-и функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между религиоведами. 1. Ф. значения или смыслополагания; 2. Ф. принадлежностей или идентификации; 3. Культурная функция. 4. Ф. соц.интеграции и стабильности. Интегративная функция Р-и раскрыта Э. Дюркгеймом, к-рый, изучая первобытные Р-и аборигенов, обрат вним на то, что Р-ые символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабил-ть 1бытных обществ. Стабил-щая роль Р-и: 1) будучи офиц-но признаваемой гос-вом системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот соц порядок, частью к-рого сама является; 2) присущие совр об-вам универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общ-ва, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции Р-и. 5)Регулятивная функция Р-и - поддерживает и усиливает действие принятых в общ-ве соц норм повед, осуществляет соц контроль, как формал-й – через дея-сть церковных орг-ций, так и неформал, осуществ-мый самими верующими как носителями морал. норм по отношению к окр людям. 6)Психотерапевтическая - Сферой дея-сти выступает само р-ное сообщество через отправление р-ого культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику чела. 7)Коммуникативная проявляется по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в 2 планах: общение с Богом и общение др с др. Богообщение является высшим видом общения, а с ближними приобретает 2степенный хар-р. //Дисфункции Р-и - разрушительные для общества аспекты Р-и: - религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов; - изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвами и самоистязаниями.-рел войны

13. Миф на ранних этапах развития чел-ого общ-ва является особый видом, мировоззрения, в к-ром переплетены: зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господ-вшие в родовой общине, Р-ые представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. Миф – синоним неправды или обмана, но для архаических традиц-х обществ это понятие базировалось как основа восприятия мира. Сущностные черты миф-о мировоз-я: 1. Разделение любой реальности на профанное(обыкн) и сакральное(свято). 2. Идея 1начала созданности мира, а потому его закономерность. 3. Соседство во времени толкуется, как причинно-следственная связь. Так сложилось исторически, поэтому так и д/б. 4. Гомогенность части и целого. 5. Общность, гомогенность соц-го и природного. 6. Вера в магические практики. МС к-либо явления связано с игнорированием реальных причинных связей этого явления; внимание обращается на пространственно-временные связи. Для миф-го сознания хар-но особое восприятие времени. В поэтических произведениях часто идет речь о времени жизни царей, нереальных с т. зр. нынешнего чела сроках их правления. И хотя эти цари являлись, в какой то степени истор. лицами, но описания их жизни баснословны; то эти царствующие особы исчезают из поля описания, то вновь появляются на арене истории. Миф-ция -не причинное объяснение явления, а принятие его таковым, каково оно есть, причем принятие его благоговейное, критическое отношение к к-ому в мифологии в принципе невозможно. Миф регул-ет в традц общ-ве аспекты:1 мировозрение,т.к. форм-ется на основемифолог-го восприятия и мышления 2 ориентацию в пространстве и привычные поступки 3 базовые эмоции и психич универсалии и их легитивность.

14. Р - символическая модель, формир-я чел опыт. Чел повед отличает от животного способность к символизации. Слово - универсал символ, Чел действие имеет символический механизм регуляции Символы в чел повед играют роль, а Преимущество символ-ого мышления по сравнению с образным - словесный символ обладает большей инфо-нной емкостью, чем образ. Хар-ые черты р-ого символизма: 1. Относится к макроуровню 2. Для обеспечения осмысленности чел-го бытия (смысл жизни). 3. Относится к мировоззрен. слою. 4. Относится к желательной системе объяснения. Фиксирует мир в идеал-м состоянии. 5. Относится к этической составляющей. В независимости от типа Р-и, истина достигнута. Пониание р многими учеными основывается на различении "священного" и "профанного". Священные вещи" суть символы, значения к-рых нельзя интерпретировать в терминах присущих самим этил вещам свойств. Не все символы являются религиозными. Символ — знак, образ, представляющий какую-то др вещь,— воплощающий к-либо идею. Символами могут служить объекты или вещи (крест), поведение (коленопреклонение), мифы или предания (о сотворении мира), даже— люди (Сократ). Священное— таинственная сила, повергающая чела в ужас и трепет, и 1временно вызывающая его восхищение и делающая его счастливым. Рел опыт —то, что происходит с каким-то особым челом в особых обстоятельствах. 1 из распространенных форм восприятия священного - "коллективное возбуждение" в совершаемом группой ритуале, кода участники в общем действии получают навык общения со священными объектами. Понятие о сакральном проходит ступени развития. На начальных означает все, что не укладывается в обычный ход вещей. На более поздней символизирует установленный порядок, образ действий, гарант сохранения традиций; и позже — на стадии перехода от "р. закона" к "ре. спасения" — сакральное становится "святым", становясь воплощением чистоты, блага, истины, красоты. Религиозно-символ-я система ориентирована на то, чтобы дать объяснение, помогающее переносить страдание и дающее силы жить, объяснениекакой смысл имеет чел жизнь. Элементы р-символической системы - ритуал, миф, этос и мировоззрение. Ритуал- совокуп повторяющихся, регулярно совершаемы) действий в установленном порядке. Ри действие является формой социально санкцио-ого символического повед и лишен утилитарно-практических целей. выполняет коммун роль, символизирует опред значения и установки в отношениях как повседнтак и офиц жизни, Р-е ритуалы направлены на "священные вещи. Участники ри ощущают себя мифическими сим-ми существами. функция рел ритуала состоит в формировании и укрплении солидарности. ///Этос – общепринятые для группы устойчивые установки и мотивации, ценности и нормы, формир-е повед индивидов, так же 1временно фиксируют границы этой группы.// По Рокичу Єлементі Р.: 1. Примитивные верования. - истины принимаются всеми и являются очевидностью. нет критического восприятия Р-х верований. 2. Верования примитивные, но их придерживаются вопреки мнению др-х. 3. Авторитетные вер. Принимаются в силу отношения к индивиду, группе, к-рые являются источником. 4. Обосновываемые вер - принимаются как данность, содержание реком-ых источников. 5. непоследовательные верование (мода).

15. Миф – синоним обмана, но для архаических трад-х обществ это понятие базировалось как основа восприятия мира. Мировоззрение архаического чела базировалось не на рациональном, доказательном и причинно-следственном, а на предписании кул-ной традиции и реальности сверхъестес-го. Черты миф-го миров-зрения: 1. Разделение любой реальности на профанное и сакральное. 2. Идея 1начала созданности мира, а потому его закономерность. 3. Соседство во времени толкуется, как причинно-следственная связь. 4. Гомогенность части и целого. 5. Общность, гомогенность соц-го и природного. 6. Вера в магические практики. Миф регулирует в трад-ном общ-ве: 1)Мировоззрение 2) Ориентацию в пространстве и обычные поступки. 3) Базовые эмоции, псих-е универсалии и их легитимность. 4) Восприятие времени (линейное, циклическое). Преобладает циклическая модель времени, кот. и формирует представление о будущем, что приводит к пониманию смерти как промежуточного этапа перед дальнейшим возрождением./// Ритуал (правильноделание) – коллект-е действия, совершаемые по отношению к священному и подразумевающее ответную реакцию. Ритуал и церемония (Юм)- дорога к бессознательному; ритуал - метод проникновения во внутр. мир, крый чел-тво разработало в ранний период своей истории. Риту. - 1. Одна из форм символического действия, выражающая связь С-кта с системой соц. отношений, проявляющаяся в регламен-ной послед-ности действий. 2. Стандартный сигнал-й повед-ий акт, используемый животными при общении др с др. Ритуал – период-ки повтор-е действие или послед-ность действий неутилитарного хар-ра, в процессе к-рой чел создает канал коммуникации с особым типом О-ктов Истоком современного «ритуал» является латинское «ritus» со значением сакрально санкционированного порядка проведения р-й службы, отличающегося от укорененного в традиции обычая. Ритуал прочно соотносится с обл. сакрального. Дальнейшее расширение семантики происходит 2 направлениям. 1 размывается граница между сакральным и мирским и аналог сакрального опыта обнаруживается в пространстве повседневности. С2пол 19в. Рит-и м/б названы повед болельщиков на футболе, ежегодная встреча класса 2. с кон 19 в. понятие ритуала уже в качестве научного концепта переносится на традиционные культуры (в СЦ, соц антропологии), первобытную культуру (в работах историков, археологов, лингвистов). "Миф" и "ритуал" - означает не требующее рационального обоснования признание общих (коллективных) ценностей группы и выражение её стремлений и переживаний. Роль индивида в такой р-й дея-ти опред-тся той ролью, к-рую он играет в группе.

16. Этос – общепринятые для группы устойчивые установки и мотивации, ценности и нормы, формирующие повед индивидов, так же 1временно фиксируют границы этой группы. Э - общепринятые, устойчивые установки и мотивации, ценности и нормы. Р задает и поддерживает социокультурные образцы повед, соотносящиеся с задачами, стоящими перед общвом, гос-вом или соц общностью. Э –стиль жизни какой-то общественной группы, общая ориентация какой-то культуры, принятая в ней иерархия ценностей, к-рая выражена в явном виде, либо м/б выведена из повед-я людей. Мы занимаемся этосом к–либо группы, когда констатируем, напр, что ее членам присуща склонность решать конфликты мирным путем, или напротив постоянно утверждать свое превосходство с оружием в руках. Термин этос применяется к группам, а не к индивидам. Его объем выходит за рамки ценностей, к-рыми занимается этика. Э — совок склонностей, устремлений, установок, мотиваций, всего, что относится к "качеству жизни" людей — морально-ценностные ориентации, эстетический вкус и стиль в отношении к самим себе и к др, к миру, в к-ром мы живем. Э базируюется на символах "священных вещей", Создаёт предпосылки и делают возможным такое восприятие мира, в рамках к-рого жизнь представляется осмысленной. Э придает авторитет р-м взглядам на мир, т.к символы претворяют факты в ценности, абсолюты, кристаллизирующие системы значений и увеличивающие их власть над людьми. Символы охраняя порядок в социальных структурах и в индивидуальном сознании. Народная рел-ность - группа ориентирована на совокуп. представлений о ценностях, установках, мотивациях общего порядка. В европ обществеесть разные р, но хрис-тво –основа РЭ в Европе. Идеи Христ-ва: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее 2е пришествие, страшный суд, небесное воздаяние и установление Царства небесного. В основе догматики и богослужения Хрис-ва – Библия. Милосердие — 1 из компонентов христи-й нравственности. Черты христ р: единобожие, углублённое учением о 3чности Лиц в едином существе Божества. Учение об абсолютной ценности чел личн как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу. Учение об идеальном назначении чела. Хрис-во, исповедуя идеализм, уделяет внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа.

  1   2   3



Скачать файл (260 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru