Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - курс: Экспериментальная психология. Часть 1 - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции - курс: Экспериментальная психология. Часть 1
скачать (1357 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1357kb.16.11.2011 05:08скачать

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...





Материалы к курсу

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


ЧАСТЬ 1


@Преподаватель: Голев Сергей Васильевич, адъюнкт-профессор психологии (доцент).


@Ассистент: Голева Ольга Сергеевна, магистр психологии.


(ОМУРЧ «Украина» ХФ. – 2009 г.)


В лекциях были использованы материалы следующих авторов:


Р. Готтсданкер. Основы психологического эксперимента. М. Изд-во МГУ, 1982. В.Н. Дружинин. Экспериментальная психология. М. Инфра-М. 1997. Т.В. Корнилова. Экспериментальная психология. Теория и методы. Учебник. Аспект-пресс. М.2003. Т.В. Корнилова. Экспериментальная психология. Практикум. Учебное пособие. Аспект-пресс. М.2003. Р. Солсо. Когнитивная психология. М., 1996.

Экспериментальная психология /Ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. Вып. 1-2. Д. Шульц, С. Шульц. История современной психологии. СПб. 1998. М.Г. Ярошевский. Психология в ХХ столетии. М.1974. С.В. Голєв С.В. Навчально-методичний комплекс навчальної дисципліни «Експериментальна психологія», - Херсон, ВМУРоЛ «Україна» ХФ, 2004. – 60 с.


Предмет «Экспериментальная психология»


ТЕОРИЯ

(Материалы для самостоятельного изучения студентами психологами)


Лекция № 1.


Предмет, задачи и развитие экспериментальной психологии. Классификация методов психологического исследования


Вопросы:

1.Введение. Предмет курса. Цель курса. Задачи курса.

2.Методологические принципы научного исследования.

^ 3.Классификация методов психологического исследования

4. Словарь экспериментатора.


Вопрос 1. Введение. Предмет курса. Цель курса. Задачи курса.


Курс «Экспериментальная психология» входит в образовательный стандарт для студентов, обучающихся по специальности № 020400 – Психология. Согласно учебному плану преподавание экспериментальной психологии проходит на дневном отделении на втором и третьем курсах (лекционные занятия 10 часов, семинары и лабораторные работы 20 часов, контрольные работы 14 часов для дневного отделения).


Предметом курса является изучение теоретических основ подготовки, проведения и анализа результатов экспериментально-психологических исследований, а также организация на базе этого изучения самостоятельной практики экспериментирования, с целью лучшего закрепления студентами полученных теоретических знаний.


Цель курса – формирование у студентов адекватного представления о теоретических и практических аспектах экспериментальной деятельности психолога. Основными задачами курса «Экспериментальная психология» являются: ознакомление студентов с нормативами научных методов в психологии; анализ разнообразных видов экспериментальных исследований, а также специфика планирования, проведения и интерпретации различных видов исследований, направленных на изучение психической индивидуальности человека в структуре его активного взаимодействия с окружающим миром и самим собой.


К задачам курса относятся:

а) формирование у студентов представления об основных экспериментальных методах в психологии, начиная с однофакторного исследования и заканчивая сложными, многоуровневыми лабораторными экспериментами, которые включают регистрацию объективных психологических показателей, демонстрирующих закономерную динамику психической деятельности человека в максимально возможных вариантах ее реализации;

б) развитие у них умений самостоятельной организации и проведения экспериментальной деятельности, грамотного анализа ее результатов.

В итоге изучения курса « Экспериментальная психология» студенты должны иметь прочные знания о видах, возможностях, валидности и надежности, ограничениях методов психологического исследования, о способах планирования и проведения экспериментов, об ошибках и артефактах в организации и проведении экспериментов, о способах анализа результатов и формулировании вывода. Кроме того, студенты должны хорошо представлять себе специфику экспериментальных исследований в таких областях психологических знаний, как, например, возрастная психология, психология личности, и т.п.


В результате изучения курса студенты должны уметь анализировать проблемы, связанные с достижением высокой валидности экспериментальных исследований, а также высокой надежности получаемых экспериментальных данных, иметь навыки работы с научной литературой, посвященной проблемам разработки методологических основ психологического эксперимента. В задачи курса входит обучение студентов навыкам планирования эксперимента, а также проведения и статистической обработки данных реальных экспериментов.


Обучение курсу «Экспериментальная психология» включает лекционные и лабораторные формы работы, а также решение конкретных практических задач, предлагаемых преподавателем. В плане лабораторных работ преподавателем формулируются темы конкретной экспериментальной деятельности, вопросы для обсуждения по каждой теме, рекомендуется обязательная и дополнительная литература. Задачи лабораторных работ соответствуют теоретическим вопросам лекционного курса.


Методы преподавания включают как традиционное изложение материалов в виде лекций и семинаров, так и проведение практических лабораторных занятий, в которых закрепляется теоретический материал курса.


Контроль учебной деятельности студентов предполагает учет их посещаемости, сдачу учебной продукции в виде лабораторных отчетов, итоговой контрольной работы, рефератов, докладов по темам курса. С критериями оценки знаний и графиком межсессионных форм контроля преподаватели знакомят студентов в начале семестра.


Вопрос 2.


Методологические принципы научного исследования.


Верифицируемость теории (необходимость экспериментальной проверки любой теории), многообразие теоретических и экспериментальных подходов к любой проблеме, гипотетичность любой теории (К. Поппер), воспроизводимость результатов – возможность их перепроверки другими исследователями, фальсифицируемость – потенциальная опровержимость теории (К. Поппер), добросовестность и тщательность, самокритичность в работе исследователя В психологии дополнительно – применение комплекса методов для большей полноты и надежности результатов; опора в психологии как на рациональные положения и эксперимент, так и на свои наблюдения и интуицию, на ценности (А.С. Арсеньев, А. Маслоу) – целостное участие исследователя в познании психологических явлений, в отличие от естественнонаучного эксперимента.


Предмет экспериментальной психологии – общий с психологией в целом – сущностные и структурные особенности психики, закономерности ее функционирования и развития у человека и животных.


Метод – естественнонаучный, экспериментальный подход к изучению психики, основанный на принципах материализма (психика имеет материальную основу), объективности и детерминизма.


Задачи Э. П. – выявление с помощью экспериментальных методов причинно-следственных зависимостей между психическими явлениями, а также между ними и другими факторами. Отвечает в первую очередь на вопрос «почему это происходит». В меньше мере – на вопросы «что происходит» и «как это происходит». ( Маслоу выделяет и ценностный аспект – «зачем это нужно»).

^ Законы в психологии. Поведение В есть функция личности Р и ситуации S (стимула, задачи):

В = f (Р; S). К. Левин.

В бихевиоризме – вместо личности – организм О.

Или: ^ R (ответ) = f (S), или R (ответ) = f (Р), или R (ответ) = f (О).


Эксперимент - основной метод естественных наук и психологии. «Ученых сплачивает… не следование какой-то идее, а приверженность единому методу получения нового знания» (Дружинин В.Н., 2003, с. 13). В отличие от наблюдения, это активный метод научного познания, предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Характеризуется созданием специальных оптимальных условий для изучения явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий, их точной регистрацией (Горбатов Д.С., 2000, с. 16). Эксперимент – это проведение исследования в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственной связи. Всегда сопровождается наблюдением за поведением объекта и измерением его состояния.


^ Специфика психологического исследования: психологический и естественнонаучный эксперимент, их сходство и различие. Общее – общие методологические принципы, общие главные методы – наблюдение и эксперимент, чаще – в лабораторных условиях. Различное - особый предмет психол. исследования: особенности и закономерности функционирования психики человека и животных. Своя специфика экспериментальной ситуации психол. исследования – совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, часто в лабораторных условиях. В отличие от других естественнонаучных экспериментов, в психологическом применяемый экспериментатором метод, а также его личность существенно влияют на поведение испытуемого. Реальное исследование всегда не соответствует идеальному, но психолог стремится максимально приблизиться к идеалу путем применения специальных методов планирования эксперимента и статистической обработки данных.


^ Вопрос №3.

Классификация методов психологического исследования


ЭКСПЕРИМЕНТ - в психологии — один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых.

Это позволяет осуществлять относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Основное достоинство эксперимента — в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психоло­гии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем.

Но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.

Результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами. Один из самых частых артефактов обусловлен эффектом Пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект Хоторна. Избежать этих эффектов помогает применение метода слепого.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. По иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. Различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической: к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, — тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, — тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения.

Как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. Естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если необходимо, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи — корреляции — между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента: 1) традиционные — когда меняется лишь одна переменная независимая; 2) факторные — когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство — возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результатов эксперимента применяется анализ дисперсионный.

Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном (см. исследование пилотажное), результаты коего могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем (лат. experimentum crucis). Эксперимент контрольный осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей.

Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в психологии дифференциальной и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно влиять на его поведение.

Особая категория методов психологического исследования и воздействия — эксперименты формирующие, или обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических, как восприятие, внимание, память, мышление и пр.


ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ — метод и тест проективный, разработанные Юнгом и ориентированные на фиксацию, диагностику и психотерапию скрытых аффективных комплексов и других психических феноменов. Базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову слово (см. также метод ассоциативный).

Первоначально он разрабатывался для задач психиатрии, позднее стал применяться для исследовательских и психодиагностических целей (см. диагностика психологическая). Тест требует от испытуемого возможно более быстрой реакции — ответа на предъявляемое слово первым пришедшим на ум словом. Заторможенность этой реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, общее поведение испытуемого (немотивированный смех, жалобы, покраснение и пр.) рассматриваются как указание наличия эмоционально окрашенных представлений, сообщение о коих для испытуемого нежелательно. Конкретный характер самого комплекса может устанавливаться при интерпретации содержания ответов; этой цели служат, например, предварительная группировка наиболее симптоматичных реакций и расширение их содержания с помощью "ассоциаций свободных".

Эксперимент ассоциативный часто используется как групповой тест. Для его проведения нужно выяснить характер обычных, наиболее частых ответов на каждое слово списка, — провести эксперимент на достаточно представительной выборке испытуемых, говорящих на данном языке. Помимо отдельных слов в качестве "раздражителей" могут использоваться числа, бессмысленные слоги, незнакомые слова, рисунки, цветные пятна, звуки и пр.


^ ЭКСПЕРИМЕНТ ВОСПИТЫВАЮЩИЙ — см. эксперимент формирующий


ЭКСПЕРИМЕНТ ГЕНЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ — см. эксперимент формирующий


^ ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ - промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным метод исследования, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.


^ ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ - к развитию психики можно подходить как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания — тогда задачей эксперимента оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития.


^ ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных лабораторий, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. Благодаря этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности (см. валидность).

К их недостаткам иногда относят низкую степень "валидности экологической" — соответствия реальным жизненным ситуациям.

Достоинство — возможность относительно полного контроля переменных. Другой недостаток — явная исследовательская обстановка для испытуемого, в силу чего практически неизбежны его скованность, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.


^ ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ — см. эксперимент формирующий


ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ - предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной.


^ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ - см. эксперимент формирующий


ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОЕКТИВНЫЙ - формальные принципы построения (проективность): "глухая" инструкция, отсутствие оценки экспериментатора, акцент на мотивацнонном аспекте деятельности.

Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера.

В проективном исследовании моделируются — в обобщенно-схематической форме — наиболее распространенные жизненные ситуации. Но именно потому, что они для испытуемого — не реальность, он обладает большей свободой поведения в них, чем в жизни; значит, в подобных ситуациях проявляются не только привычные стереотипы реагирования, не только потребности и мотивы, проявляющиеся каждодневно, но также и оставшиеся нереализованными.

В жизни их реализацию затрудняет ряд преградных обстоятельств. И можно полагать, что именно преграда в деятельности побуждает человека к смыслообразованию — оценке жизненного значения преградных обстоятельств и действий в этих обстоятельствах. Этот процесс и воссоздается в исследовании — в эксперименте проективном, хотя в воображаемых ситуациях он может быть не вполне тождествен процессу смыслообразования в реальной жизни. Нередко он проявляется и в искаженной форме, когда деятельность по поиску смысла заменяется деятельностью по его маскировке.


^ ЭКСПЕРИМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ см. эксперимент формирующий


ЭКСПЕРИМЕНТ СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ - см. эксперимент формирующий


^ ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ - применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы — эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формирования психики активного.

Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого — в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие.

Эксперимент формирующий позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко используется в отечественной психологии при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.





Вопрос № 4.


^ СЛОВАРЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА


Перед Вами - хорошее учебное пособие по экспериментальной психологии. Чтобы успешно использовать его в учебном про­цессе (и, прежде всего, самому начинающему психологу), удобно иметь общую сводку определений терминов, применяемых при описании планирования и проведения психологического эксперимента. Автор назвал их “Словарем экспериментатора” - базовым условием полноценного обсуждения и усвоения материала. Перечислить основные термины (а здесь их около ста) и дать им краткую харак­теристику - главная цель словаря. Описание содержания используе­мых понятий позволяет также уточнить особенности перевода тер­минов. В некоторых случаях полезно знать их эквиваленты на язы­ке оригинала. А если перевод термина не буквален, в словаре мож­но найти соответствующее разъяснение.

Как обычно, термины представлены раздельно, в алфавитном порядке. Однако большинство из них довольно тесно связаны меж­ду собой. В первую очередь это относится к таким фундаменталь­ным понятиям книги, как “безупречный эксперимент”, “валидность”, “обобщение”, “контроль”, “экспериментальная схема” и др. Эти связи учтены и отражены в словаре: содержательно близкие термины сгруппированы в единые блоки (иногда довольно крупные), в тексте каждого блоках другие термины, вошедшие в словарь, вы­делены полужирным шрифтом. Кроме того, не случайно словарь открывается термином “валидность”.

При работе со словарем хорошо пользоваться следующим за ним “Предметным указателем”, где приведены все термины, выде­ленные курсивом в тексте книги, а также названия экспериментов-иллюстраций.


ВАЛИДНОСТЬ (validity)—достоверность (или степень достовер­ности) вывода, которую обеспечивают результаты реального экспе­римента по сравнению с результатами безупречного эксперимента. “В.”—центральное понятие словаря экспериментатора: оно объеди­няет основные цели исследования с идеальными эталонами их дос­тижения и реальными процедурами проведения экспериментах

Глобальной целью любого экспериментального исследования яв­ляется обобщение полученных результатов и вывода об экспери­ментальной гипотезе. Однако полное достижение этой цели возмож­но лишь в мысленном, безупречном эксперименте, невыполнимом на практике. Реальный эксперимент в той или иной мере репрезентиру­ет (представляет) безупречный, и чем лучше эта репрезентатив­ность, тем выше В. эксперимента. Таким образом, повышение В., т. е. планирование проведения эксперимента в соответствии с его безупречным образцом, является конкретной задачей исследователя, успешность решения которой зависит, во-первых, от характера, ре­альных условий и, во-вторых, от адекватности выбора средств. Так, источники нарушения В., (прежде всего, ненадежность и смешение) отдаляют реальный эксперимент от безупречного, а способы их кон­троля, позволяют приблизиться к нему, т. е. обеспечить высокую В. для обобщения экспериментальных результатов. В. полученных дан­ных можно оценить статистически: например, В. теста (в корреля­ционном исследовании) определяется степенью корреляции резуль­татов его .выполнения с изучаемым видом деятельности испытуемых.

В соответствии с различными типами безупречного эксперимента различают внутреннюю и внешнюю В.:

внутренняя В. — достоверность выводов, которую обеспечи­вают результаты реального эксперимента по сравнению с результа­тами идеального и бесконечного экспериментов. Повышение внутрен­ней В. связано с устранением результатов действия побочных пере­менных и с усреднением их изменчивости и нестабильности. Внутренняя В. — первое и необходимое требование к экспериментальным выводам: эксперимент, не обладающий внутренней В., названы автором просто неудачным,

внешняя В. — достоверность выводов, которую обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами эксперимента полного соответствия. Повышение внешней В. обеспе­чивается достижением соответствия уровней дополнительных пере­менных в эксперименте уровням этих переменных в изучаемой реальности. Эксперимент, не обладающий внешней В., является невер­ным, не соответствующим поставленной гипотезе (но, быть может, пригодным для проверки, другой гипотезы).

Следует отметить, что любую переменную (фактор), отличную от независимой, также оказывающую влияние на зависимую пере­менную, автор называет просто “other” - другая. При переводе для обозначения таких переменных используются два разных тер­мина: “побочная” - применительно к переменной, нарушающей вну­треннюю В., и “дополнительная” - переменная, уровень которой входит в экспериментальную гипотезу и должен быть адекватно представлен с целью достижения внешней В. Иногда одни и те же факторы могут выступать в эксперименте и как побочные (наруша­ющие внутреннюю В.), и как дополнительные (влияющие на внеш­нюю В.). Устранение и унификация побочных факторов, повышаю­щая внутреннюю В., может приводить к несоответствию уровней дополнительных переменных, что снижает внешнюю В. (см. Соот­ветствие).

-операциональная В.—разновидность внешней В. для лабо­раторного эксперимента; соответствие (или степень соответствия) применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, которые входят в экспериментальную гипотезу.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — количественный результат, обусловленный соотношением между действием двух или нескольких независимых переменных, выделенный в факторном эксперименте. Вычисляется как разность между различиями значений зависимой переменной, полученных при действии равных условий первой, второй и т. д. переменных, и иллюстрируется графически. По графическому изображению В. выделяют три его вида: нулевое (zero), или отсутствие В., расходящееся (spreading) и пересекающееся (crossing) В.;

В. 1-го порядка - В. между двумя независимыми перемен­ными (факторами),

В. 2-го порядка - В. трех независимых пере­менных и т. д.


^ ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (replicating) эксперимента —возмож­ность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяе­мых методических процедур в экспериментальном отчете (раздел “Методика”).


^ ВЫБОРКА (sample) — испытуемые, отобранные из изучаемой по­пуляции для участия в эксперименте. В. разделяют на экспериментальную, и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми, но в принципе могут про­водиться и по индивидуальным схемам. Основное качество В, не­обходимое для полноценного эксперимента., - ее репрезентативность (см.), которая определяет внешнюю валидность эксперимента и дос­тигается адекватными методами отбора испытуемых (см.). Внут­ренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной , и контрольной групп в обеспечивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам (см.).


^ ВЫВОД (inference) СТАТИСТИЧЕСКИЙ—нахождение такой ве­личины различия между значениями зависимой переменной, которая в случае подтверждения нуль-гипотезы может быть превышена только с вероятностью, задаваемой правилом статистического ре­шения (decision) (например, р== 0,05). В. С. определяет значимость полученных различий, служит условием для экспериментальных вы­водов (conclusions), завидит от числа .испытуемых и величины стан­дартного отклонения.


^ ВЫДЕЛЕНИЕ (isolation) независимой переменной — отделение независимой переменной, входящей в экспериментальную гипотезу, от сопутствующих ее воздействию побочных влияний, достигаемое с помощью специальных методических процедур, в лабораторном эксперименте. В отличие от практических экспериментов, где независимая переменная фактически всегда представляет собой группу факторов, в лабораторных (или собственно научных) ее стремятся выделить, т. е. сделать единичной, чтобы иметь возможность исследовать только ее воздействие на зависимую переменную. В. неза­висимой переменной вместе с очищением ее условий позволяет ста­вить и проверять точные экспериментальные гипотезы, касающиеся механизмов изучаемого поведения.


^ ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки, в эксперименте. Г. Э. вклю­чает .в себя: независимую переменную, зависимую переменную, от­ношение между ними и уровни дополнительных переменных. Т. о., Г. Э. — это предположение об отношении между независимой и зависимой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, Г. Э. может становить­ся все более обобщенной;

контргипотеза — Г. Э., альтернативная к основному предпо­ложению; возникает автоматически;;

третья конкурирующая Г. Э. — Г. Э. об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную; проверяется только в лабораторном эксперименте (см. Нуль-гипотеза);

точная Г. Э. — предположение об “отношении” между единич­ной независимой переменной и зависимой переменной в лаборатор­ном эксперименте; проверка требует выделения независимой пере­менной и очищения ее условий;

—Г. Э. о максимальной (или минимальной) величине—пред­положение о том, при каком уровне независимой переменной зави­симая переменная принимает максимальное (или минимальное) зна­чение. Основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную: при достижении определенного (высокого) уровня независимой пе­ременной “негативный” процесс становится сильнее “позитивного”; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

—Г. Э. об абсолютных и пропорциональных отношениях—точ­ное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой переменной (см. Отношение); проверяется в многоуровневом эксперименте;

—Г. Э. с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки Г. Э. с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная являет­ся при этом контрольной;

комбинированная Г. Э. — предположение об отношении меж­ду определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой перемен­ной—с другой (см. также Взаимодействие); проверяется только в факторном эксперименте.


^ ДАННЫЕ—первоначальные, еще не обработанные результаты эксперимента;, зафиксированные в протоколе (например, время вы­полнения задачи, субъективный отчет испытуемого и т. п.). Наибо­лее важная часть Д. служит материалом для определения значений зависимой переменной. См. Протоколирование, Показате­ли измеряемые, Способ представления результатов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (1357 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru