Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Содержание
3.Классификация методов психологического исследования
Законы в психологии
R (ответ) = f (S)
Специфика психологического исследования
Вопрос №3.
Эксперимент воспитывающий —
Эксперимент естественный
Эксперимент констатирующий
Эксперимент лабораторный
Эксперимент обучающий —
Эксперимент преобразующий
Эксперимент психолого-педагогический
Эксперимент формирующий
Словарь экспериментатора
ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ (replicating)
ВЫБОРКА (sample)
ВЫВОД (inference) СТАТИСТИЧЕСКИЙ
ВЫДЕЛЕНИЕ (isolation)
Гипотеза экспериментальная
ДАННЫЕ—первоначальные, еще не обработанные результаты эксперимента;, зафиксированные в протоколе
ЗНАЧЕНИЕ (meaning)
ЗНАЧИМОСТЬ (significance)
ИЗМЕНЧИВОСТЬ (variability) НЕСИСТЕМАТИЧЕСКАЯ
ИСПЫТУЕМЫЙ (subject
ИССЛЕДОВАНИЕ (study) КОРРЕЛЯЦИОННОЕ
Квадрат латинский
КОНТРОЛЬ, СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ (controls)
Линия предсказания
МЕТОДИКА (method)
НЕНАДЕЖНОСТЬ (unreliability)
Основание сравнения
ОЧИЩЕНИЕ (purifying)
ПЕРЕМЕННАЯ (variable)
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИИ (planned manipulation — “заплани­рованная манипуляция”)
ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЯЕМЫЕ (assessment)
ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА (experimenter bias)
ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ (documentation
Процесс базисный
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (assigning)
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОЙ (main effect)
СМЕШЕНИЕ (confounding) СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (assoative confounding)
СООТВЕТСТВИЕ (appropriateness)
СОСТОЯНИЕ, или УСЛОВИЕ (treatment)
СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, или результатов (combining the assessments)
СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ (constructing) ГРУПП
СХЕМА (design) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ТИП (gradiation)
УЛУЧШЕНИЕ (improvement)
УРАВНИВАНИЕ ПОЗИЦИОННОЕ (counterbalancing)
УРОВЕНЬ (level)
УСЛОВИЕ: a) (treatment)
ФАКТОР — любая реальность, влияющая на поведение испытуемо­го в эксперименте. Термин “Ф.” содержательно близок термину “пе&s
ЭФФЕКТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (sequence effect)
Лекция № 2
Несмотря на ограничения
Широкое развитие эксперимента в психологии происходило по образцу и под влиянием естествознании.
Крупным исследователем памяти
Вюрцбургской школы
Р. Вудвортс
Отто Зельц
Лай и др. провозгласили возникновение экспериментальной педагогики. Важное место заняла психология в
Фрейд прочитал пять лекций по психоанализу и этим начал развитие психоанализа в США, Вывод
Важную роль
Г. Лэдда (1842—1921), Э. Скрипчура (1864— 1927), К. Сишора (1866—1949). Д. Болдуина (1861—1934), Д. Энджелла (1869—1949).
В разработке методов для исследования личных качеств и отбора рабочих
Экспериментальная психология возникла в связи с задачей исследования наиболее общих законов сознания и психики
Англия В Англии
Он выделял наследственно
Расширяется сфера применения факторного анализа.
Настоящую известность
Л. Термен
Шкала Бинэ получила распространение в других странах.
Иные взгляды на истерию и гипноз
В своих демонстрациях
Факты амнезии
Следует отметить также большую организаторску
Рибо к фактам патологии, использование их для изучения психической жизни получило свое развитие в работах его ученика П. Жанэ
Основным методом психологии он считал клиническое наблюдение.
Жанэ социальная обусловленность психики человека получила широкое развитие во французской психологической науке. Учениками П. Жа
Темами экспериментально-психологических исследований были
Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела замечать эту работу врачей
В 1901 г. А.П.Нечаев
А.Ф. Лазурский
Количественный подход к исследованию структуры личности с помощью тестов
Его вклад
Вклад Челпанова
Лекция № 3
Результатом научной деятельности может быть
Наука как человеческая деятельность прежде всего характеризуется методом
Что такое норма исследования?
К. Поппер
Отсюда — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным)
Новое знание рождается в форме научного предположения
Помимо метода в конструкции
Итак, парадигма
Ф. Гальтоном
4. И, наконец
В ходе любого «реальног
Обобщим сказанное выше простейшей схемой на рис.
И, наконец
Теория и её структура
Существует множество форм
По способу
Наиболее слабыми считаются теории
Фейерабенд выдвигает
Единственный принцип
Научная проблема
Однако очевидность
В отличие от житейской, н
Научная гипотеза должна удовлетворять принципам
Напомню, что
Нас интересует второй тип гипотез
Второй тип — научные
Третий тип
Вместе с тем
Проверка гипотез типа А
5. — точная экспериментальная гипотеза
5. — экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях
Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны
Основные общенаучные исследовательские методы
В естественных науках наблюдатель
Ограниченность метода наблюдения
Эксперимент и измерение позволяют объективировать процесс
Отличие измерения от эксперимента состоит в том
С методической точки зрения
Особенности метода измерений в психологии будут ра
Паповян, три вида измерения
3. Измерение "по определению"
Для установления причинно-следственных связей между явлениями и процесса­
Эксперимент является "активным" методом изучения реальности
Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии
Лекция№ 4 эмпирические методы в психологии
Вопрос №1 психологическая наука как выбор
В конечном счете
Мир друго
Но психолог — не психопат, он чувствителен к "обратной" связи при общении
Отсюда и терпимость, снисходительность к людям, присущая психологам
В — общая интеллектуальность, Н
Нет успешного психолога без высокого интеллекта
Вопрос № 2
Вопрос №3
Б. Г, Ананьев (Ананьев Б. Г., 1977] подверг критике классификацию
М. С Роговина и Г. В. Залевского
Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологи­ческого исследования
Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии
Наконец, интерпретационно-описательные методы
От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философско
В квадратах
Вопрос № 4
Во втором случае
Наблюдение может проводиться
Есть два варианта включенного наблюдения
Процедура исследования
Главная проблема регистрации результатов наблюдения
Беседа включается как дополнител
Лассуэла, Ч. Осгуда и Б.
Анализ продуктов деятельности
Анализ продуктов деятельности
Проективный метод
Лекция №5
Вопрос 1 экспериментальное общение
Пиаже, некоторые авторы высказывают следую­щие аргументы.
Испытуемый может участвовать в эксперименте
Среди наиболее известных
Эффект Хотторна
Эффекта Хотторна можно избежать
Эффект социальной фасилитнцми
Следует различать
Существуют и другие точки зрения.
Итог дискуссиям подвел Л.Б.Кристиансен.
Он обращает внимание
Демонстративные личности склонны превращать эксперимент в театр
Кроме того
Психофармаколог Х.К.Биче
2. " Метод обмана"'.
Возможным вариантом "метода обмана
Таким образом
Велика опасность всяческих злоупотреблений со стороны недобросовестных исследователей
Главная трудность
4. Метод независимого измерения зависимых параметров.
5. Контроль восприятия испытуемым ситуации.
Вопрос 2 экспериментатор: его личность и деятельность
Эксперимент, в том числе психологический, должен воспроизводиться любым другим исследователем.
С позиций деятельностного подхода эксперимент
Схема эксперимента
Если исследователь заинтересован
Полноценный контроль
Главная проблема — различия в мотивации экспериментаторов
Каким же образом испытуемому передаются ожидания экспериментатора?
Особенно сильно влияние экспериментатора до эксперимента
Ожидания экспериментатора сказываются и при записи им результатов эксперимента
Можно выделить, по крайней мере, три точки зрения
Еще раз отметим
Приведем основные факты.
Влияние личности экспериментатора
Вопрос 3. испытуемый : его деятельность в эксперименте
Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента
Испытуемый может участвовать в исследовании
Почему люди добровольно участвуют в исследовании?
Другое дело
Кто же такой психологический
Часто исследовательская работа включается в контекст практической деятельности психолога
В первую очередь резко
С другой стороны
Тем самым теоретически возможны четыре крайних варианта научно
Тип 1. К нему относится ситуация добровольной психологической консультации.
Ситуации этого типа встречаются наиболее часто
В ситуации 1У типа
Остановимся лишь на тех результатах, которые имеют отношение к
Процедура и основные характеристики психологического эксперимента
По этому критерию различаются методы организации исследования
По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования.
Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.
Возмож­ные варианты ответов
2. После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной ли­тературой
К услугам современного исследователя
4.На следующем этапе происходит уточнение гипотезы и определение перемен­ных.
Это основ­ная общая гипотеза — предпосылка любого психологического эксперимента.
4. Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент
Пример: Исследование феномена полезависимости — поленезависимости
Ответ на этот вопрос зависит от следующего
Другой вариант
Основными являются
7. Проведение эксперимента
Испытуемый должен знать, какие воз­можности предоставляет ему участие в эксперименте
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпрета­ция результатов
9. Выводы и интерпретация результатов
10. Конечным продуктом исследования являются научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
Вопрос 2. ИДЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Таким образом
С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен
Кэмпбелл выделил восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валид­ность эксперимента
Вопрос 3. РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И «ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛНОГО СООТВЕТСТВИЯ»
Внешняя валидность
Внешняя валидность
Однако возможность переноса является следствием двух причин
2. *Условия проведения исследования
3. *Взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздей­ствия
4. *Интерференция экспериментальных воздействий
Процедура и основные характеристики психологического эксперимента
Ю. И. Александрова
Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо от­дельный индивид, либо группа
Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда
2. Критерий эквивалентности испытуемых
3.Критерий репрезентативности
Задача сводится
Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений произ­водится следующим образом
Внешние («прочие») переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать.
Базисная переменная
5.1 Независимая переменная
Пример. Эксперименты по выявлению эф­фекта социальной фасилитации
5.2 Зависимая переменная
К ним относятся
Приведем приме­ры этих параметров.
Можно выделить три типа зависимых переменных
Второй эффект
5.3 Отношения между переменными
Первый тип законов
Второй тип законов
Другой тип
Остановимся на формуле Левина
Рассмотрим основные возможные варианты отношений между зависимыми пе­ременными.
5.4 Контроль переменных
5.5 Определение внешней переменной
2. Создание константных условий
Приведем пример
Он называ­ется дифференцированным переносом

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru