Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспекты лекций по менеджменту и маркетингу, управлению персоналом - файл Лекция 1 Сущность, цель и функции инновац.менеджмента.doc


Конспекты лекций по менеджменту и маркетингу, управлению персоналом
скачать (7094 kb.)

Доступные файлы (120):

Лекция 1 Сущность, цель и функции инновац.менеджмента.doc89kb.11.09.2008 19:42скачать
Лекция 2 Финансовые инновации.doc69kb.11.09.2008 18:06скачать
Лекция 3 Инновационная политика.doc82kb.11.09.2008 19:50скачать
Лекция 4 Эпистемология прогнозирования инноваций.doc79kb.11.09.2008 19:54скачать
Лекция 5 Анализ спроса на научно-техн.продукцию.doc147kb.11.09.2008 19:54скачать
Лекция 6 Экспертиза инновационных процессов.doc76kb.11.09.2008 19:57скачать
Лекция 7 Инновационный процесс.doc84kb.11.09.2008 19:34скачать
Лекция 8 Управление инновационным процессом.doc79kb.11.09.2008 19:39скачать
Лекция 9 Выбор инновационной стратегии.doc143kb.11.09.2008 20:02скачать
Практика 1.doc47kb.11.09.2008 19:43скачать
Практика 2.doc38kb.11.09.2008 18:04скачать
Практика 3.doc30kb.11.09.2008 18:16скачать
Практика 4.doc72kb.11.09.2008 19:52скачать
Практика 5.doc129kb.11.09.2008 19:56скачать
Практика 6.doc64kb.11.09.2008 19:58скачать
Практика 7.doc86kb.11.09.2008 19:59скачать
Практика 8.doc126kb.11.09.2008 19:39скачать
Практика 9.doc34kb.11.09.2008 20:01скачать
Содержание лекций и практик.doc56kb.11.09.2008 20:05скачать
ТЕРМИНЫ.doc49kb.05.09.2008 12:57скачать
Konspekt lekciy Logistika.doc865kb.15.10.2005 01:58скачать
Basovsky_Marketing_Kurs lekciy.doc1276kb.06.04.2006 20:30скачать
Konspekt lekciy Marketing_budiv_poslug.doc4146kb.04.10.2007 16:37скачать
Konspekt lekciy Marketingov_issledovania.doc3207kb.05.12.2008 13:34скачать
М М (лекции).doc319kb.11.02.2004 08:17скачать
ММ (лекции).xls41kb.26.04.2006 10:21скачать
Konspekt lekciy Mejdunar_menejment_Bojanova.doc384kb.19.12.2006 02:55скачать
Konspekt lekciy Menejment (Klimchuk).doc220kb.19.12.2007 10:57скачать
Лекция 10.DOC94kb.12.02.2003 13:03скачать
Лекция 11.DOC110kb.12.02.2003 13:12скачать
Лекция 12.DOC100kb.12.02.2003 14:03скачать
Лекция 13.DOC234kb.17.02.2003 08:21скачать
Лекция 14.DOC130kb.21.09.2005 11:07скачать
Лекция 2.DOC97kb.21.09.2005 11:06скачать
Лекция 3.DOC198kb.05.02.2003 07:36скачать
Лекция 4.DOC149kb.10.02.2003 08:55скачать
Лекция 5.DOC211kb.05.02.2003 09:51скачать
Лекция 6.DOC83kb.05.02.2003 10:43скачать
Лекция 7.DOC283kb.06.02.2003 11:30скачать
Лекция 8.DOC131kb.12.02.2003 08:21скачать
Лекция 9.DOC141kb.17.02.2003 09:01скачать
Пред+лекц 1.DOC90kb.21.09.2005 11:08скачать
Содержание.DOC44kb.21.09.2005 11:07скачать
Konspekt lekciy Menejment_organizaciy.doc528kb.20.09.2006 12:07скачать
Тема 10.doc102kb.22.12.2008 22:57скачать
ТЕМА 11.doc106kb.22.12.2008 22:58скачать
Тема 1.doc79kb.19.12.2008 23:40скачать
Тема 2.doc48kb.19.12.2008 23:50скачать
ТЕМА 3.doc148kb.20.12.2008 13:22скачать
тема 4.doc111kb.20.12.2008 14:34скачать
Тема 5.doc90kb.20.12.2008 15:21скачать
Тема 6.doc88kb.21.12.2008 22:52скачать
Тема 7.doc80kb.22.12.2008 00:10скачать
Тема 8.doc54kb.22.12.2008 22:53скачать
ТЕМА 9.doc92kb.22.12.2008 20:13скачать
Глава 1 новая.doc426kb.15.05.2003 10:37скачать
Глава 2 новая.doc540kb.13.05.2003 13:02скачать
Глава 3 новая.doc266kb.13.05.2003 15:29скачать
Глава 4 новая.doc158kb.13.05.2003 14:50скачать
Глава 5 новая.doc154kb.13.05.2003 14:59скачать
Глава 6 новая.doc376kb.13.05.2003 16:17скачать
Глава 7 новая.doc316kb.13.05.2003 16:51скачать
Глава 8 новая.doc166kb.13.05.2003 15:53скачать
Литература.doc70kb.13.05.2003 16:23скачать
Словарь.doc61kb.13.05.2003 16:59скачать
Содержание.doc38kb.12.05.2003 18:17скачать
Лекция 10.doc65kb.18.09.2008 16:38скачать
Лекция 11.doc61kb.18.09.2008 13:55скачать
Лекция 12.doc56kb.18.09.2008 14:12скачать
Лекция 13.doc78kb.17.09.2008 11:50скачать
Лекция 14.doc46kb.18.09.2008 14:18скачать
Лекция 15.doc76kb.12.09.2008 00:46скачать
Лекция 16.doc46kb.12.09.2008 00:47скачать
Лекция 1.doc45kb.05.09.2008 17:10скачать
Лекция 2.doc59kb.10.09.2008 13:42скачать
Лекция 3,4.doc111kb.17.09.2008 19:42скачать
Лекция 5,6.doc109kb.18.09.2008 13:49скачать
Лекция 7 Закон.doc62kb.10.09.2008 14:17скачать
Лекция 8.doc81kb.18.09.2008 16:21скачать
Лекция 9.doc66kb.17.09.2008 11:39скачать
Практика 10.doc37kb.16.09.2008 18:17скачать
Практика 12.doc48kb.16.09.2008 18:11скачать
Практика 13.doc42kb.17.09.2008 12:03скачать
Практика 14.doc36kb.10.09.2008 01:20скачать
Практика 15.doc30kb.10.09.2008 01:30скачать
Практика 1.doc46kb.12.09.2008 00:59скачать
Практика 2.doc49kb.15.09.2008 18:19скачать
Практика 3.doc46kb.16.09.2008 17:42скачать
Практика 4.doc46kb.16.09.2008 01:15скачать
Практика 5,6.doc47kb.10.09.2008 14:10скачать
Практика 7.doc35kb.11.09.2008 12:15скачать
Практика 8.doc39kb.16.09.2008 18:51скачать
Практика 9.doc48kb.18.09.2008 16:54скачать
Содержание лекций и практик.doc47kb.18.09.2008 14:48скачать
ТЕРМИНЫ.doc58kb.03.09.2008 13:44скачать
Konspekt_lekciy Upravlencheskoe_konsultirovanie.doc502kb.11.03.2007 17:57скачать
Тема 10.doc98kb.14.10.2008 00:53скачать
Тема 1.doc76kb.14.10.2008 21:28скачать
Тема 2.doc78kb.16.10.2008 15:17скачать
Тема 3.doc77kb.11.10.2008 20:52скачать
Тема 4.doc86kb.13.10.2008 15:33скачать
тема 5.doc112kb.11.10.2008 21:26скачать
тема 6.doc68kb.13.10.2008 19:30скачать
тема 7.doc72kb.16.10.2008 17:04скачать
Тема 8.doc139kb.13.10.2008 23:37скачать
Тема 9.doc121kb.16.10.2008 17:05скачать
ЛЕКЦИЯ 1.doc223kb.25.02.2005 07:59скачать
ЛЕКЦИЯ 2.doc160kb.25.02.2005 07:59скачать
ЛЕКЦИЯ 3.doc130kb.11.03.2005 11:43скачать
ЛЕКЦИЯ 4.doc713kb.11.03.2005 11:43скачать
ЛЕКЦИЯ 5.doc366kb.10.03.2005 11:02скачать
Konspekt lekciy Upravlenie_rozvytkom.doc587kb.10.08.2009 17:48скачать
Тема 1.doc59kb.14.09.2005 17:30скачать
тема2.doc76kb.14.09.2005 17:31скачать
тема 3.doc55kb.14.09.2005 17:46скачать
тема 4.doc87kb.14.09.2005 17:46скачать
тема 5.DOC65kb.14.09.2005 17:48скачать
тема 6.doc83kb.14.09.2005 17:56скачать
тема 7.doc73kb.13.12.2005 21:29скачать
тема 8.doc88kb.06.12.2007 00:35скачать

содержание
Загрузка...

Лекция 1 Сущность, цель и функции инновац.менеджмента.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Сущность, цель и функции инновационного менеджмента как экономической категории

  1. Сущность инновации.

  2. Цель инновации.

  3. Функции инновации.

  4. Классификация инноваций.


1. Сущность инновации.

Инновация базируется на новшестве, или нововведении, называемом новацией. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если...?»

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше.

Термин «инновация» как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

  1. использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;

  2. внедрение продукции с новыми свойствами;

  3. использование нового сырья;

  4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

  5. появление новых рынков сбыта.

Согласно Й. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков.

Термины:

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

^ Инновационная деятельность — это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

^ Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, нучно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

^ Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

^ Инновационная инфраструктура — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

^ Инновационная программа (межгосударственная, отраслевая) — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

^ Инновационный менеджмент – это совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых средств, методов и форм управления инновационной деятельностью конкретного объекта управления с целью получения самым оптимальным путем экономических результатов этой деятельности.

^ Критериями эффективности инновационных процессов являются экономические показатели, с помощью которых можно определить прирост экономического результата относительно затрат. При этом прибыль и доходность инвестиций выступают не как цель, а как важное условие и результат совершения инновационной деятельности - создания новых продуктов, технологий, услуг, которые влияют на уровень жизни общества.

В настоящее время ценные изобретения требуют огромных трудовых усилий и финансовых затрат. Часто начальная стоимость инновационного проекта возрастает в несколько раз, особенно когда несколько идей должны быть объединены в одно нововведение.

Кроме того, реализация инноваций на рынке связана с большим риском. По данным американского экономиста Е. Менсфилда, результаты около 60% научных исследований и разработок, которые проводились 120 американских промышленными предприятиями, не попадали на рынок. Из каждый 10 изделий, производство которых освоено, 5 не выдерживали рыночных испытаний, а из 5 что остались конкурентоспособными, выявились только 2 (т.е. всего 8% от 100% научных исследований и разработок).

Специфика управления инновациями такова, что с одной стороны, необходимо стимулировать выдвижение как можно большего количества идей, связанных с инновациями, обеспечить достаточную свободу действий работников, создать позитивные мотивы труда, а с другого – необходимо совершать контроль за инновационным процессом в границах стратегического планирования.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

^ Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять рыночному спросу;

в) приносить прибыль производителю.
^ 2. Целями инновационного менеджмента являются:

1. обеспечение долгосрочного функционирования инновационного процесса на основе эффективной организации всех его составляющих элементов и систем;

2. создание конкурентоспособной инновационной продукции, технологий наиболее эффективным и оптимальным путём.

Соответственно целям формируются задачи инновационного менеджмента:

  1. разработка стратегической инновационной политики и механизмов её осуществления;

  2. формирование стратегических, долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;

  3. разработка планов, программ, проектов и их выполнение;

  4. создание организационно-производственной структуры и структуры управления инновационной деятельностью;

  5. планирование организации процессов разработки инноваций;

  6. наблюдение (контроль) за выполнением этапов, стадий инновационного процесса по времени и синхронизация всех видов деятельности;

  7. подбор и размещение кадров, создание атмосферы и мотивации интеллектуальной работы;

  8. календарное планирование работы и контроль за её выполнением;

  9. комплексное формирование и использование инновационного потенциала предприятия;

  10. организация и кооперация инновационных программ, ускорение их разработки;

  11. создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции;

  12. наблюдение и оценка мировых тенденций научно-технического развития.


^ 3. Функции инновации. Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  • воспроизводственную;

  • инвестиционную;

  • стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала.

Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брандстратегия, бенчмаркинг и др.).
^ 4. Классификация инноваций. Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации.

^ Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.

Научно обоснованная классификация должна ответить на три вопроса:

  1. Какова цель инновации?

  2. Какая форма реализации инновации?

  3. Какова сфера, т. е. место применения инновации?

Эти три момента (цель, форма и место применения) образуют систему классификационных признаков.

Система классификационных признаков включает в себя:

  1. Целевой признак.

  2. Внешний признак.

  3. Структурный признак.


Целевой признак классификации инноваций дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической)?

Текущая потребность в инновации вызывается наличием кризиса хозяйственного или другого процесса и необходимостью немедленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений. Главным признаком, определяющим кризисную инновацию, является решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в связи с падением спроса на этот товар и уменьшением объема его продажи, а также решение более сложной проблемы — проблемы выживания хозяйствующего субъекта на рынке в условиях жесткой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта.

Стратегическая потребность — это потребность в инновации на перспективу. Она вызвана перспективными прогнозами хозяйственной деятельности, например прогнозами потерь конкурентоспособности товара, падением имиджа хозяйствующего субъекта, возможным его банкротством и т. п. Целью инновации здесь является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем. Такая инновация представляет собой инновацию развития.

Таким образом, согласно целевому классификационному признака, инновации бывают:

  • кризисные;

  • развития.


По внешнему классификационному признаку инновации бывают в форме:

- продукта (лат. productus — произведенный) представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи (станок, товар, сырье и т. п.);

- операции — (лат. operatio — действие) представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями и т. п. К этим инновациям относятся технология производства продукции, обслуживания населения, формы торговли, финансовые операции, договор банковского счета, операции по поглощению других предприятий (мэрджер), операции по захвату рынка и т. д.
По структурному классификационному признаку инновации бывают:

  • производственно-торговые;

  • социально-экономические;

  • финансовые;

  • управленческие.

Классификация инноваций показана на рис. 1.1..




Рис. 1.1. Классификация инноваций
Классификационная схема инноваций включает в себя вид и форму инновации.

Вид инновации представляет собой совокупность отдельных инноваций, сведенных в единую группу по определенным знакам, позволяющим отличить эту группу инноваций от других групп. Например, в инновациях, выделенных по целевому признаку, видами инноваций являются кризисная инновация и инновация развития; в инновациях, выделенных по внешнему признаку, видами инноваций являются продукт и операция и т. п.

^ Вид инноваций включает в себя разные формы инноваций.

Форма инноваций — это группа инноваций, объединенных единым способом существования или единой сущностью какого-либо нововведения. Это новая техника, новый товар, новый страховой продукт, новый туристский продукт (тур, круиз, туристский маршрут и т. п.), новая технология производства продукции и т. п.

Сегодня процесс появления на рынке новых продуктов и технологий (то есть инноваций) развивается очень бурно. Сюда можно отнести покупку акций и страховых полисов через Интернет, новые формы обслуживания и т. п.
^ Самостоятельная работа:

  1. Как различные авторы (например, Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют понятие инновации?

2. Приведете классификационную схему новшеств и научно-технических нововведений А. Н. Цветкова, П. Н. Завлина, А. В. Васильева, Э. А. Уткина, Г. И. Морозовой.
Контрольные вопросы:

  1. Что такое новация и инновация?

  2. Инновация — это процесс или результат процесса?

  3. Назовите имя ученого, который впервые ввел в научный оборот термин «инновация».

  4. Что такое инновационный потенциал?

  5. Что такое инновационная сфера?

  6. Что входит в понятие инновационная инфраструктура?

  7. Что такое инновационный менеджмент?

  8. Какие цели инновационного менеджмента?

  9. Перечислите задачи инновационного менеджмента.

  10. Какие существуют функции инноваций, охарактеризуйте их?

  11. Чем отличается кризисная инновация от инновации развития?

  12. Что такое инновация в форме продукта?

  13. Что такое инновация в форме операции?

  14. Чем отличается вид инновации от формы инновации?

  15. Перечислите и охарактеризуйте виды инноваций.

  16. Перечислите и охарактеризуйте формы инноваций.

  17. К какому виду инноваций относится мэрджер?



Скачать файл (7094 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru