Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа по экологическому воспитанию школьников в условиях дополнительного образования - файл 1.doc


Программа по экологическому воспитанию школьников в условиях дополнительного образования
скачать (58.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc59kb.29.11.2011 20:14скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Пояснительная записка.
Резкое обострение глобальных экологических проблем, ухудшение экологической обстановки в конкретных регионах, населенных пунктах во многом связаны с утилитарным подходом общества и человека к природе. Именно поэтому важный аспект решения экологических проблем связан с формированием экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическую культуру необходимо рассматривать как интегративную качественную характеристику личности, динамическое единство нравственного отношения к экологическому окружению, экологическим реалиям и практической природоохранной деятельности, обеспечивающей продуктивное воздействие человека и среды, их выживание и развитие.

Одним из направлений выхода из экологического кризиса сегодня является развитие системы экологического воспитания, перестройка потребительского отношения к природе, то есть экологическая революция мышления. Важно уже в школьные годы научить человека не делить растения на «полезные» и «вредные», а показать место и значение отдельных видов в едином природном комплексе. Но одного образования мало, необходимо активное участие детей и подростков в общественно полезной деятельности, направленной на овладение экологическими знаниями, умениями, навыками (ЗУН). Кроме того, в период формирования детского организма экологическое воспитание может стать важным компонентом воспитания здорового образа жизни.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволяет рассматривать экологические ориентации как систему устойчивых отношений личности к природе как ценности, которая выражается в экологических знаниях, реализованных в практической деятельности экологического характера.

Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования – в особенности, так как он призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека.

Формирование в сознании школьника иерархии экологических ценностей, устойчивого ценностного отношения к природе, экологических ориентаций как важнейшего компонента, ядра экологической культуры личности в настоящее время рассматривается в числе приоритетных задач образования в системе дополнительного образования.

Организация работы МОУ ДОД «СЮТ» в экологическом направлении является процессом формирования осознанного отношения детей к природе, экологической культуре, любви к природе родного края.

Программа «Экологическое воспитание» является частью программы воспитания МОУ ДОД «СЮТ».

Целью программы «Экологическое воспитание» является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции детей по отношению к природе, развитие познавательного интереса обучающихся к природе, как важнейшей экосистеме на Земле.
Основные задачи программы:

  • расширить контакты обучающихся с природой, через вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды;

  • способствовать воспитанию нравственно-экологической культуры: сочувствие, сопереживание, эмоциональный отклик по отношению к объектам живой и неживой природы, чувство гражданственности и патриотизма;

  • выявлять наиболее активных обучающихся в целях развития и расширения их возможностей в самообразовании;

  • формировать у детей активной жизненной позиции, творческой инициативы в охране природы родного края, а так же стремление к здоровому образу жизни;

Основные формы работы по экологическому воспитанию:

В развитии способностей и удовлетворении всесторонних интересов детей играет большую роль дополнительное образование. Данная форма образования позволяет в свободном общении формировать у подростков интерес к естественнонаучным дисциплинам. Такая деятельность приносит ожидаемые результаты, если педагог строит работу целенаправленно, тщательно отбирая общепедагогические принципы, условия, формы, методы, средства.

Организационные формы работы по экологическому воспитанию можно разделить на три ступени в зависимости от степени формирования познавательного интереса при участии ребенка, педагога и родителей. Работа с литературой рассматривает ступень обучения как самостоятельную составную часть системы образования. Данные компоненты взаимосвязаны, чем обеспечивается преемственность в образовании. Каждая последующая ступень служит логическим продолжением предыдущей, обеспечивает возможность дальнейшего экологического воспитания. Ступени составляют единую цепь, связанных между собой мероприятий, имеющих общую цель.
3 ступень

  • участие в поисковой работе,

  • защита собственных проектов,

  • работа с печатными изданиями, телевидением, Internet;






2 ступень


  • подвижные игры,

  • настольные игры,

  • тематические вечера;

  • конкурсы,

  • викторины,

  • ролевые игры,

  • интеллектуальные игры;
1 ступень
По эффективности формирования познавательного интереса детей на высшей ступени находятся такие организационные формы как: участие в поисковой работе, защита собственных проектов, работа с печатными изданиями, телевидением, Internet.

Основными педагогическими принципами данной работы являются:

  • добровольность;

  • общественная направленность;

  • развитие инициативы;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • деятельность;

  • преемственность и взаимодействие всех видов воспитательной работы.



Направления программы «Экологическое воспитание»


  • проведение тематических мероприятий;

  • поисковая деятельность;

  • творческая деятельность;

  • практическая деятельность;




Направление

Содержание

Сроки

Проведение тематических мероприятий

проведение:

  • тематических бесед, лекций, диспутов;

  • конкурсов, викторин;

  • выставок поделок, сделанных обучающимися из бросового и природного материалов;

  • открытых занятий для обучающихся других творческих объединений;

  • мероприятий совместно с родителями и для родителей;

  • экскурсий;

  • литературных страничек по изучению произведений о природе, животных, птиц и т.д.




В течение учебного года

Поисковая деятельность

  • работа с источниками массовой информации;

  • подборка материала из журналов, газет;

  • разработка и защита докладов, рефератов, проектов и т.д.

  • работа в Internet – сети;

  • ведение, фиксирование и обоснование наблюдений;

  • разработка и создание тематических информационных стендов.




В течение учебного года

Творческая деятельность

  • участие в конкурсах рисунков на заданные темы;

  • разработка и проведение мероприятий;

  • разработка интеллектуальных игр и т.д.

  • изготовление поделок из бросового и природных материалов;

  • участие в выставках различных уровней;

  • разработка тематических проспектов, брошюр, плакатов и т.п.

  • участие в семинарах, конференциях для педагогических работников.

В течение учебного года

Практическая деятельность

  • заготовка бросового и природного материалов для изготовления поделок;

  • изготовление и развешивание кормушек для птиц;

  • изготовление урн для мусора;

  • участие в субботниках по благоустройству города;




Осень

Осень

В течение учебного года


Для скоординированной работы разработан календарь праздников природы:

Название праздника

Сроки

  • День Земли;

  • День Мира;

  • День птиц;

  • Международный День моря;

  • Международный день животных;

  • Всемирный день защиты окружающей среды;

  • Всемирный День защиты Земли.

апрель

сентябрь

апрель

сентябрь

октябрь

май

март




Скачать файл (58.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru