Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Рабочая программа - Исследование социально-экономических и политических процессов - файл 1.doc


Рабочая программа - Исследование социально-экономических и политических процессов
скачать (244 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc244kb.26.11.2011 07:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Факультет управления
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________

«___» _____________ 2009 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
"ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ"


Для студентов специальности:

080504

«Государственное и муниципальное управление»


Программа одобрена на заседании

Методического совета института
Протокол №__

«___» ____________2009 г.

Программу разработал


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2007

^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса «Исследование социально-экономических и политических процессов» подготовлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».
^ 1.1.Цель курса
Цель изучения данной дисциплины - дать знания основ организации и проведения социологических исследований социально-экономических и политических процессов, подготовить широко образованных и творчески мыслящих специалистов, способных применять на практике методологию социологического познания экономической и политической жизни общества.
1.2. Задачи курса
Цель курса определить его задачи, которые заключаются в углубленном изучении обучаемыми следующих вопросов:

  • структур и видов социально-экономических исследования;

  • методологических принципов организации и проведения прикладных социально-экономических исследований;

  • методов исследования социально-экономических процессов;


1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников
Изучение дисциплины имеет целью дать студентам всех форм обучения по специальности "Государственное и муниципальное управление" основы теоретических знаний по вопросам управления.

Дисциплина является базовой и изучается во взаимосвязи с такими дисциплинами как: "Основы менеджмента", "Теория организации", "Управление персоналом", "Разработка управленческого решения", Система государственного и муниципального управления", "Управление собственностью" и др.

Объектом изучения дисциплины является система исследования социально-экономических и политических процессов.

Структура дисциплины представлена совокупностью четырех разделов, характеризующих этапы процесса формирования научной теории.

Первый раздел позволяет изучить общее значение исследования социально-экономических и политических процессов для практики управления общественной жизнью.

Второй раздел раскрывает основы структуры и методологии социологического исследования социально-экономических и политически процессов в обществе.

Третий раздел раскрывает организацию и проведение исследования социально-экономических и политически процессов.

мероприятия по повышению эффективности управления инвестициями.

Четвертый раздел определяет порядок подготовки отчета об исследовании социально-экономических и политически процессов.

^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
Учебная программа соответствует государственному образовательному стандарту.

Изучение дисциплины по данной программе, с учетом отводимого времени на рассмотрение вопросов, должно обеспечивать достижение следующих уровней обученности выпускника:
^ Иметь представление:

  • о социально-экономических и политических процессах и специфике проблемных ситуаций, возникающих в них;

  • об особенностях социологического исследования социально-экономических и политических процессов;

Знать:

  • структуру и виды социально-экономических исследований;

  • методологические принципы организации и проведения прикладных социально-экономических исследований;

  • методы исследования социально-экономических процессов;

Уметь:

  • составить программу и рабочий план проведения исследования;

  • работать с документами, составлять вопросник, обрабатывать социологическую информацию, формулировать выводы и рекомендации;

Обладать навыками:

  • организации прикладного социально-экономического исследования, анализа социологической информации и оформления результатов исследования


II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ


^

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Тема 1.1. Предмет и основные направления исследования социально-экономических процессов


1. Обыденное и научное знание

2. Методы научного познания

3. Критерии и нормы научного познания

4. Понятие, виды и типы социально-экономических процессов

5. Особенности управляемых социально-экономических процессов

6. Функции управления социально-экономическими процессами
^

Тема 1.2. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов. Их общая характеристика.


1. Структуризация методов исследования систем управления

2. Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления. Основные подходы в системном исследовании

3. Социометрия (Социометрическая процедура)
^

Тема 1.3. Требования к менеджерам-исследователям социально-экономических и политических процессов


1 Роль и принципы поведения менеджеров при проведении исследований социально-экономических и политических процессов.

2. Основные требования к менеджерам-исследователям социально-экономических и политических процессов.
^

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Тема 2.1 Социально-экономические процессы в организациях как объекты исследования


1. Роль исследований социально-экономических процессов в научной и практической деятельности

2. Социально-экономических процессы в системах управления организаций.

2.1.Место систем управления в организация

2.2 Принципы построения и функционирования систем управления

2.3 Состав и характеристика элементов и подсистем системы управления. Объекты исследования

^

Тема 2.2. Основные методологические положения исследования социально-экономических процессов


1. Общие положения методологии исследования социально-экономических процессов

Виды исследований, основные характеристики методологии и понятие «проблема» в исследовании, основные составляющие исследования.

2. Принципы исследования

^ Общие положения, совокупность основных принципов исследования

3. Классификация и состав конкретных методов исследования

Основные положения классификации, состав методов, выбор методов исследования.

4. Концепция и разработка гипотезы исследования.

Концепция исследования, гипотеза и ее роль в исследовании, требования к гипотезам, разработка гипотезы.

^

Тема 2.3. Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов


1. Диалектический подход к исследованию

Виды методологий и возможные подходы к исследованию, основные положения диалектического подхода

2. Процессный подход к исследованию

Сущность процессного подхода, виды технологической реализации процессного подхода.

3. Ситуационный подход к исследованию

Сущность ситуационного подхода к исследованию, случаи использования ситуационного подхода.

4. Функциональный подход к исследованию

Сущность функционального подхода к исследованию, использование функционального подхода.

5. Системный подход к исследованию взаимодействия производственно-экономических и социальных переменных

Сущность системного подхода к исследованию, состав наук и научных направлений, являющихся основой системного подхода, интегративно-конвергенциальныйхарактер системного подхода.

^

Тема 2.4. Конкретные методы исследования социально-экономических процессов


1. Теоретические методы:

Метод точечной интерполяции (сущность метода, формулы для использования метода); Графические методы (перечень графических методов, диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, графики и контрольные карты, круговая диаграмма, сетевые графики).

2. Логико-интуитивные методы:

Экспертные методы исследования (общие основания и особенности экспертных исследований, метод Дельфи, метод «Мозгового штурма», аналитические исследования); Метод тестирования (основные понятиям сущность метода, правила конструированиям формулирования тестов); Метод ССВУ-анализа (сущность метода, основные положения построения матрицы метода ссву-анализа, иллюстрация использования метода ссву-анализа); Метод творческих совещаний (общие положения, метод творческого коллективного обсуждения, метод «мозговой» атаки, метод коллективного блокнота, метод 6-3-5, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод анализа проблем, метод генерирования идей, метод деловые игры); Эмпирические методы (сущность основных базовых методов, методы наблюдения, метод изучения документации, метод сравнения, метод измерений, метод измерений); Комплексно-комбинированные методы (сущность основных базовых методов, методы системного анализа и синтеза, методы факторного и корреляционного анализа, метод функционально-стоимостного анализа, параметрический метод, квалиметрические методы, аудит как метод исследования.

^

Тема 2.5. Социологические исследования социально-экономических процессов посредством социально-экономического экспериментирования


1. Социологические исследования.

Сущность и основная направленность социологических исследований, методы социологических исследований, формирование выборки социологического исследования, задачи, функции и права социологической службы организации.

2. Исследование посредством социально-экономического экспериментирования.

Основные положения, схема процесса социально-экономического экспериментирования, примеры социально-экономического экспериментирования.

^

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Тема 3.1. Система основных понятий исследования политических процессов.


1. Понятие «политический процесс» как базовое понятие научного анализа политической действительности.

Понятие и особенности политических процессов, особенности политического процесса, классификация политических процессов.

2. Субъекты политических процессов.

3. Политические процессы.

Сущность и структура политического процесса, типология политического процесса, политический процесс в России
^

Тема 3.2. Методологические положения исследования политических процессов


1. Методология и организация исследования политических процессов.

2. Разработка концепции исследования политических процессов.

3. Характеристика этапов проведения исследований.

4. Источники получения сведений о деятельности политических организации.
^




РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




Тема 4.1. Планирование и организация исследования социально-экономических и политических процессов


1. Основные положения процесса планирования исследования.

Основные понятия и положения, принципы разработки планов исследования.

2. Формы организации исследования.

Понятие «организация исследования СУ», основные условия проведения и участники исследований СУ, основные формы организации исследований СУ и их характеристика.

3. Консультирование как форма организации исследования.

^ Основные понятия и методологические положения, стадии выполнения процесса управленческого консультирования.

4. Состав стадий и этапов исследования.

^ Общие положения, укрупненный состав стадий и этапов.

5. Состав и особенности работ на основных этапах исследования.

Состав работ на основных стадиях и этапах исследования, содержание исследовательских работ на подготовительной стадии, порядок проведения исследований по созданию продукции на подготовительной стадии, содержание работ на исследовательско-проектной стадии, примерный состав и порядок проведения работ по созданию продукции на исследовательско-проектной стадии, состав работ на стадии реализации (внедрения), основные направления совершенствования и развития систем управления, работы по системному совершенствованию и развитию СУ.

6. Источники получения информации для исследования.

^ Основные операции по сбору информации для проведения исследования, перечень источников информации о системе управления.

7. Заключение договора на проведение исследования.

Предмет и состав разделов договора, дополнительные соглашения к договору.
^

Тема 4.2. Исследования процедур социально-экономических и политических процессов



1. Характеристика процедур процессов

Сущность и состав разделов процедур управления, требования к оформлению и внедрению процедур управления, порядок внесения изменений, учет, хранение и обращение процедур управления.

2. Основные положения исследования процедур процессов.

Направления исследования процедур управления, структура типовой методической инструкции по разработке и внедрению процедур управления.
^

Тема 4.3. Оформление отчета об исследовании социально-экономических и политических процессов



1. Общие положения по оформлению отчета об исследовании.

Общие требования к оформлению отчета, фразеология отчета.

2. Структура и требования к содержанию отчета об исследовании.

Структура отчета, требованиях содержанию разделов отчета.

3. Правила технического оформления отчета об исследовании.

Общие правила технического оформления, нумерация отчета, оформление иллюстраций, таблиц и формул.

III. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

^

Семинар 1. Предмет и основные направления исследования социально-экономических процессов


1. Понятие, виды и типы социально-экономических процессов

2. Особенности управляемых социально-экономических процессов

3. Функции управления социально-экономическими процессами

^

Семинар 2. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов. их общая характеристика.


1. Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления. Основные подходы в системном исследовании

2. Социометрия (Социометрическая процедура)
^

Семинар 3. Требования к менеджерам-исследователям социально-экономических и политических процессов


1 Роль и принципы поведения менеджеров при проведении исследований социально-экономических и политических процессов.

2. Основные требования к менеджерам-исследователям социально-экономических и политических процессов.

^

Семинар 4. Социально-экономические процессы в организациях как объекты исследования


1. Социально-экономических процессы в системах управления организаций.

1.1.Место систем управления в организация

1.2 Принципы построения и функционирования систем управления

1.3 Состав и характеристика элементов и подсистем системы управления. Объекты исследования

^

Семинар5. Основные методологические положения исследования социально-экономических процессов


1. Классификация и состав конкретных методов исследования

2. Концепция и разработка гипотезы исследования.

^

Семинар 6. Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов


1. Функциональный подход к исследованию

2. Системный подход к исследованию взаимодействия производственно-экономических и социальных переменных

^

Семинар 7. Конкретные методы исследования социально-экономических процессов


1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов.

2. Методы формализованного представления систем.

3. Комплексированные методы.

Практическое занятие 1. Практическое использование методов описательной статистики с помощью MS Excel.


1. Общине сведения о надстройке «Пакет анализа» и статистических функциях MS Exce.

2. Работа с мастером функций.

3. Гистограмма.

4. Выборка.

Практическое занятие 2. Практическое использование cстатистических методов изучения взаимосвязей явлений и процессов с помощью MS Excel.

1. Ковариация.

2. Корреляция.

3. Регрессия.
Практическое занятие 3. Практическое использование статистических методов изучения динамики процесса и дисперсионного анализа с помощью MS Excel.

1. Трендовые модели.

2. Дисперсионный анализ.

^

Семинар 8. Социологические исследования социально-экономических процессов посредством социально-экономического экспериментирования


1. Социологические исследования.

2. Исследование посредством социально-экономического экспериментирования.
^

Семинар 9. Система основных понятий исследования политических процессов.


1. Социальная стратификация.

2. Политические процессы.

Семинар 10. Планирование и организация исследования социально-экономических и политических процессов


1. Состав и особенности работ на основных этапах исследования.

2. Источники получения информации для исследования.

3. Заключение договора на проведение исследования.
^

Семинар 11. Исследования процедур социально-экономических и политических процессов


1. Требования к оформлению и внедрению процедур управления

2. Структура типовой методической инструкции по разработке и внедрению процедур управления.
^

Семинар 12. Оформление отчета об исследовании социально-экономических и политических процессов


1. Требования к содержанию разделов отчета об исследовании.

2. Правила технического оформления отчета об исследовании.
^ IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


  1. Дайте общее определение дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», охарактеризуйте ее онтологическую и гносеологическую стороны.

  2. Исследование специфики социально-экономических и политических процессов: либеральных, консервативных, социал-демократических.

  3. Выделите и охарактеризуйте типы социально-экономических и политических процессов.

  4. В чем заключается особенность социального познания?

  5. Общенаучные методы исследования социально-экономических и политических процессов.

  6. Теоретический уровень исследования социально-экономических и политических процессов.

  7. Охарактеризуйте методы анализа и синтеза в исследовании социально-экономических и политических процессов.

  8. Охарактеризуйте метод аналогии в исследовании социально-экономических и политических процессов.
  9. ^

    Охарактеризуйте методы индукции и дедукции в исследовании социально-экономических и политических процессов.


  10. Исследовательские основы системного анализа. Формирование и построение дерева целей. Построение модели системного анализа.

  11. Метод сравнительного анализа и его применение в исследовании социально-экономических и политических процессов.

  12. Применение современных методов социологии в исследовании социально-экономических и политических процессов. Социометрия.

  13. Роль А. Смита как адепта рыночного либерализма в развитии теории социально-экономических процессов.

  14. Методологический подход Д. Рикардо к анализу ренты, прибыли и заработанной платы.

  15. Методологическая специфика обоснования товарно-денежных отношений в экономической теории Маркса.

  16. Метод восхождение от абстрактного к конкретному в «Капитале» К. Маркса.

  17. Исследовательская специфика в методологии маржинализма А. Маршала.

  18. Институализация социально-экономических и политических процессов. Представители неоинституциональных течений XX века.

  19. Исследование роли государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса.

  20. Учение о монетаристских методах регулирования рыночного равновесия в теории М. Фридмана.

  21. Антимонопольный и социально-ориентированный подход к изучению социально-экономических процессов Л. Эрхарда.

  22. Концепция жизненного цикла в исследовании потребительского поведения Ф. Модельяни.

  23. Охарактеризуйте американскую социально-экономическую модель.

  24. Охарактеризуйте германскую социально- экономическую модель.

  25. Охарактеризуйте французскую социально-экономическую модель.

  26. Охарактеризуйте шведскую социально-экономическую модель.

  27. Охарактеризуйте китайскую социально- экономическую модель.

  28. Перечислите методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов.

  29. Раскройте содержание понятия «национальная экономическая система».

  30. Междисциплинарная связь методологии исследования социально-экономических и политических процессов.

  31. Охарактеризуйте диалектический метод в исследовании социально-экономических и политических процессов.

  32. Синергетический подход в исследовании социально-экономических и политически процессов как самоорганизующихся и саморазвивающихся. Экономические и социально-политические критерии порядка и хаоса.

  33. Экспертные методы исследования социально-экономических и политических процессов.

  34. Методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Формы экспертного опроса и процедуры экспертной деятельности. Метод Дельфи.

  35. Роль игровых методов в определении эффективности принимаемых решений и выявлении степени риска в социально-экономических и политических процессах.

  36. Сформулируйте понятие и приведите пример экономического риска.

  37. Приведите пример применения метода «мозгового штурма» в исследовании экономического процесса.

  38. Сформируйте модель проектного риска в экономике и политике.

  39. Теоретические и конкретно-прикладные методы исследования форм и типов собственности в России.

  40. Конкретно-прикладные методы исследования процессов социальной стратификации в России.

  41. Раскройте содержание понятия «экономический ресурс».

  42. Роль статистических и социологических факторов в исследовании социально-экономических и политических процессов, влияющих на уровень и качество жизни.

  43. Перечислите критерии, раскрывающие понятие «качество жизни».

  44. Метод моделирования социально-экономических и политических процессов.
  45. ^

    Специфика аналитических методов в диагностике и прогнозировании занятости населения, рынка труда, проблем безработицы.


  46. Понятие «человеческий капитал» в современных социально-экономических процессах.

  47. Раскройте содержание понятия «экономический интерес».

  48. Приведите пример управленческого решения в политике с последующим положительным или отрицательным социальным последствием.

  49. Экономическое поведение людей как социальные и цивилизованные факторы социально-экономических процессов

  50. Понятие «политический процесс» как базовое при научном анализе политической действительности.

  51. Дайте характеристику субъектов политических процессов.

  52. Охарактеризуйте категории «политическая деятельность» и «политические отношения».

  53. Структура политического знания.

  54. Перечислите элементы, составляющие понятие «политический институт».

  55. Охарактеризуйте метод рационального выбора в политических процессах.

  56. Роль традиций в осмыслении политических явлений и процессов.

  57. Перечислите социологические методы анализа политических процессов.

  58. Основные этапы разработки методологии исследования политических процессов

  59. Рационально-критические подходы к исследованию политических явлений и процессов.

  60. Теологический, натуралистический, социоцентрический и культурологический подходы к изучению политических явлений и процессов.

  61. Приведите пример модели политического конфликта с последующим политическим консенсусом.

  62. Институциональный и бихевиористский подходы к анализу современных политических явлений и процессов.

  63. Охарактеризуйте теорию политической модернизации.

  64. Статистические методы: первичные и вторичные данные, одномерная модель, бинарная модель, множественный анализ.

  65. Гуманитарные подходы: включенное наблюдение (открытое и скрытое), интенсивное интервьюирование.



^ V. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ориентировочный вариант)
• Вопрос. Социальная общность, социальная связь и взаимодействие обезличенного, унитарного и функционального характера - это признаки:

Ответ 1: первичной социальной группы;

Ответ 2: вторичной социальной группы;

Ответ 3: малой социальной группы;

Ответ 4: большой социальной группы.
• Вопрос. Большие социальные группы представлены:

Ответ 1: социальными классами;

Ответ 2: народностями и нациями;

Ответ 3: мужчинами и женщинами;
• Вопрос. Перечислите основания для образования неформальных групп?
• Вопрос. Контакты членов группы носят ярко выраженный личностный характер; фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов; порядок основан на традиции, уважении, авторитете; социальный контроль осуществляется с помощью обычаев и традиций - это характерно для:

Ответ 1: студенческой группы;

Ответ 2: спортивной команды;

Ответ 3: производственной бригады.


  • Вопрос. Дайте определение этноса как социальные категории?



  • Вопрос. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей - это:

Ответ 1: менталитет;

Ответ 2: культура;

Ответ 3: общественное мнение;

Ответ 4: социальная жизнь.
• Вопрос. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества — это:

Ответ 1: человек;

Ответ 2: личность;

Ответ 3: индивид.
• Вопрос. Процесс усвоения индивидом, личностью образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системы ценностей, норм, установок - это:

Ответ 1: классификация;

Ответ 2: стратификация;

Ответ 3: социализация.
• Вопрос. Позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей - это:

Ответ 1: социальная роль;

Ответ 2: социальный статус;

Ответ 3: социальное действие.

• Вопрос. Социальный статус, навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности - это:

Ответ 1: достигнутый статус;

Ответ 2: предписанный статус;

Ответ 3: приобретенный статус.
• Вопрос. Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется:

Ответ 1: социальной ролью;

Ответ 2: социальным взаимодействием;

Ответ 3: социальным контактом.
• Вопрос. Совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности - это:

Ответ 1: социальная сфера;

Ответ 2: социальная структура;

Ответ 3: социальное взаимодействие.
• Вопрос. Наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа — это явление называется:

Ответ 1: социальной мобильностью;

Ответ 2: социальной общностью;

Ответ 3: социальной стратификацией.
• Вопрос. Совокупность социальных перемещений людей, т. е. Изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемых в стратификационной структуре общества называется:

Ответ 1: социальной мобильностью;

Ответ 2: социальным действием;

Ответ 3: социальным фактом.
• Вопрос. Назовите типы социальной мобильности.
• Вопрос. Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции - это:

Ответ 1: социальный базис;

Ответ 2: социальная группа;

Ответ 3: социальный институт.


  • Вопрос. Назовите основные функции социальных институтов.



  • Вопрос. Целостная функционально - целевая система с определенной структурой, которая формируется на основе разделения труда, специализации и взаимодействия между индивидами, группами - это:

Ответ 1: социальная организация;

Ответ 2: социальная действительность;

Ответ 3: социальная связь.


  • Вопрос. Назовите типы социальных организаций.

  • Вопрос. Система логически последовательных организационно-технических процедур с целью получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего исследования в практике социального управления -это:

Ответ 1: социологический анализ;

Ответ 2: социологическое исследование;

Ответ 3: социальный контроль.


  • Вопрос. Назовите виды социологических исследований.




  • Вопрос. Назовите методы социологического исследования.




  • Вопрос. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, которые не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, называется:

Ответ 1: социальным конфликтом;

Ответ 2: девиантным поведением;

Ответ 3: десоциализацией.


  • Вопрос. Назовите типы девиантного поведения.




  • Вопрос. Приведите примеры культурно-одобряемых девиаций.




  • Вопрос. Метод социального исследования для явления неформальных лидеров, определения неформальной структуры и групповой сплоченности на основе взаимного выбора для выполнения определенных задач исходя из личных интересов, симпатий и антипатий - это:

Ответ 1: социальный процесс;

Ответ 2: социальный интерес;

Ответ 3: социальный опрос.


  • Вопрос. Назовите виды выбора для проведения социометрического опроса.




  • Вопрос. Перечислите достоинства и недостатки социометрии.


^ VI. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ


  1. Обыденное и научное знание.

  2. Методы научного познания.

  3. Критерии и нормы научного познания.

  4. Понятие, виды и типы социально-экономических процессов.

  5. Особенности управляемых социально-экономических процессов.

  6. Функции управления социально-экономическими процессами (Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; Методы формализованного представления систем управления; Методы исследования информационных потоков).

  7. Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления. Основные подходы в системном исследовании.

  8. Социометрия (Социометрическая процедура).

  9. Роль и принципы поведения менеджеров при проведении исследований социально-экономических и политических процессов.

  10. Основные требования к менеджерам-исследователям социально-экономических и политических процессов.

  11. Роль исследований социально-экономических процессов в научной и практической деятельности.

  12. Социально-экономические процессы в системах управления организаций. Объекты исследования.

  13. Общие положения методологии исследования социально-экономических процессов.

  14. Принципы исследования.

  15. Классификация и состав конкретных методов исследования.

  16. Концепция и разработка гипотезы исследования.

  17. Диалектический подход к исследованию.

  18. Процессный подход к исследованию.

  19. Ситуационный подход к исследованию.

  20. Функциональный подход к исследованию.

  21. Системный подход к исследованию взаимодействия производственно-экономических и социальных переменных.

  22. Теоретические методы: (Метод точечной интерполяции; Графические методы).

  23. Логико-интуитивные методы: (Экспертные методы исследования, Метод тестирования, Метод ССВУ-анализа, Метод творческих совещаний, Эмпирические методы, Комплексно-комбинированные методы).

  24. Социологические исследования.

  25. Исследование посредством социально-экономического экспериментирования.

  26. Понятие «политический процесс» как базовое понятие научного анализа политической действительности.

  27. Субъекты политических процессов.

  28. Политические процессы.

  29. Методология и организация исследования политических процессов.

  30. Разработка концепции исследования политических процессов.

  31. Характеристика этапов проведения исследований.

  32. Источники получения сведений о деятельности политических организации.

  33. Основные положения процесса планирования исследования.

  34. Формы организации исследования.

  35. Консультирование как форма организации исследования.

  36. Состав стадий и этапов исследования.

  37. Состав и особенности работ на основных этапах исследования.

  38. Источники получения информации для исследования.

  39. Заключение договора на проведение исследования.

  40. Характеристика процедур социально-экономических и политических процессов.

  41. Основные положения исследования процедур социально-экономических и политических процессов.

  42. Общие положения по оформлению отчета об исследовании.

  43. Структура и требования к содержанию отчета об исследовании.

  44. Правила технического оформления отчета об исследовании.


VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. ^

    Основные направления исследования социально-экономических процессов.


  2. Особенности и функции управляемых социально-экономических процессов.
  3. ^

    Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов.

  4. Менеджеры-исследователи социально-экономических и политических процессов.


  5. Социально-экономические процессы в системах управления организаций.
  6. ^

    Методологические положения исследования социально-экономических процессов.

  7. Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов.

  8. ^

    Конкретные методы исследования социально-экономических процессов (теоретические, логико-интуитивные и др. методы).

  9. Социологические исследования социально-экономических процессов посредством социально-экономического экспериментирования.

  10. ^

    Методологические положения исследования политических процессов


  11. Разработка концепции исследования политических процессов.
  12. Планирование и организация исследования социально-экономических и политических процессов.

  13. ^

    Исследования процедур социально-экономических и политических процессов.

  14. Оформление отчета об исследовании социально-экономических и политических процессов.


  15. Социологические исследования.

  16. Исследование посредством социально-экономического экспериментирования.



^ VIII. ГЛОССАРИЙ
Социология труда - специальная социологическая теория, изучаемая закономерности формирования, развития и функционирования различных социальных образований (систем, общностей, институтов) и связанных с ними явлений и процессов в сфере труда.

^ Социальные взаимодействия - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей являются общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага.

^ Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

^ Социальная группа - это совокупность людей, объединенных по формальным или существенным признакам.

Социальная структура - социальная структура производственного коллектива представлена труппами работников преимущественно умственного и физического труда, функциональными, профессионально - квалификационными и другими производственными группами.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

^ Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

^ Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

^ Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

  1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

  2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

  3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

^ Характер труда - отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. Для более полного понимания социальной сущности труда необходимо рассмотреть изменение его характера при изменении общественных формаций.

^ Содержание труда - выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

^ Творческий труд - предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

^ Физический труд - характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса.

^ Умственный труд - включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.

^ Простой труд - это труд работника, не имеющего квалификации, т.е. неквалифицированный труд.

Сложный труд - это труд работника, имеющего квалификацию т.е. квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником.

^ Содержательность труда - под содержательностью труда принято понимать насыщенность его элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большой ответственностью принимаемых решений.

^ Социальная активность - мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она появляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.

^ Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вила трудовой деятельности. Уровень трудовой активности характеризуется достигнутыми результатами в выполнении установленных производственных заданий (норм), повышении качества продукции, совмещении профессий и функций по собственной инициативе, переходе на многостаночное обслуживание по отраслевым и межотраслевым нормам, освоении вторых и смежных профессий, улучшении использования средств труда (оборудования, сырья, материалов), сокращении сроков освоения новых видов продукции и оборудования, оказании помощи товарищам по работе, соблюдении и укреплении дисциплины труда и др.

^ Социально - общественная активность - выражается в расширении участия в общественно политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в обсуждении общегосударственных постановлений, в выборных органах, в работе общественных организаций, собраний, выполнении общественных поручений и др.

^ Познавательно - творческая активность - проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества. Это постоянный поиск новых постановок задач, решений, активное варьирование функций, овладевание передовыми приемами и методами труда, внесение в трудовой процесс новых, прогрессивных, ранее не использовавшихся элементов, участие в рационализаторстве и изобретательстве, внесение предложений по совершенствованию производства и труда, практическая реализация которых способствует повышению эффективности деятельности всего коллектива.

^ Социальное творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.

^ Разделение труда - важным элементом организации труда является разделение труда, то есть обособление видов трудовой деятельности между работниками, бригадами и другими подразделениями на предприятии. Это - отправной пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций. Различают такие формы разделения труда на предприятиях, как функциональное, технологическое, профессиональное, квалификационное и некоторые другие. Функциональное разделение труда определяется в зависимости от характера выполняемых работниками функций на производстве и участия их в производственном процессе. По этому признаку работники делятся на рабочих, служащих, младший обслуживающий персонал, сторожевую и пожарную охраны, учеников.

^ Метод труда - способ выполнения производственного задания, характеризующийся определенных составом и последовательностью действий, приемов, операций образует метод труда. Методы выполнения трудовых процессов должны проектироваться вместе с проектированием технологического процесса, а результаты проектных разработок заносят в карты приемов и методов труда, карты организаций труда, в инструкционные или технологические карты. Их используют для обучения рабочих рациональным приемам и методам труда, для контроля и анализа работы; они служат отправной точкой для дальнейшего совершенствования трудового процесса. Задача выявления рациональных приемов труда решается путем изучения непосредст-венно на производстве труда рабочих, значительно перевыполняющих нормы труда, применяющих эффективные способы ведения трудового процесса.

^ Организация рабочих мест - необходимая часть организации труда - это организация рабочих мест. При этом, под рабочим местом понимается первичное звено производства, зона трудовой деятельности рабочего или группы рабочих, оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места понимается система его оснащения и планировки, подчиненная целям производства. Эти решения, в свою очередь, зависят от характера и специализации рабочего места, от его вида и роли в производственном процессе.

^ Условия труда - при нормировании труда важной характеристикой являются условия труда, которые представляют собой совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатические и социально-экономические. Последние зависят от строя общества и определяют положение трудящихся в обществе в целом. Они находят свое выражение в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий. Вторая группа факторов формируется, с одной стороны, под воздействием особенностей техники, технологии, экономики, а с другой - под воздействием особенностей трудового коллектива.

^ Нормы труда - составным элементом организации труда является установление технически обоснованных норм труда, которое венчает процесс установления определенной организации труда и является отправным пунктом для ее дальнейшего совершенствования. При нормировании труда важной характеристикой являются условия труда, которые представляют собой совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатические и социально-экономические. Последние зависят от строя общества и определяют положение трудящихся в обществе в целом. Они находят свое выражение в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий. Вторая группа факторов формируется, с одной стороны, под воздействием особенностей техники, технологии, экономики, а с другой - под воздействием особенностей трудового коллектива.

^ Тарифная система - представляет собой совокупность нормативов, определяющих дифференциацию и регулирование заработной платы в зависимости от качества, характера и условий труда. Оплата по тарифным ставкам (окладам) составляет существенную часть заработной платы рабочих и служащих. Тарифная система позволяет в определенной степени учитывать различия к квалификации работников, сложность, степень ответственности и интенсификации их труда, условия, в которых этот труд протекает. Составными элементами тарифной системы являются: тарифно-квалификационные справочники (ТКС), тарифные ставки, тарифные сетки и районные коэффициенты.

^ Формы и системы оплаты труда - определяют разные способы начисления заработной платы работникам. Существует две основные формы заработной платы - сдельная и повременная. Использование той или иной формы оплаты труда зависит от условий производства.

Потребность - главной побудительной силой человека, группы, общества является потребность, под которой понимается объективно обусловленный запрос личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению. Не имея еды, одежды, жилища, духовных благ люди не могут существовать. А чтобы все это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека. Если нет потребности, не может быть и активности. Однако побудительной силой обладают осознанные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их психике несоответствие внешних условий их внутренним требованиям и предопределяют их деятельность по устранению такого несоответствия. Потребность - первоисточник мотивации, это нужда в том, что необходимо для существования личности, их нормального функционирования. Первичные -физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни. Потребности более высокого порядка - духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде.

^ Трудовое поведение - это исполнительная сторона трудовой деятельности, внешнее ее проявление. Однако за внешне идентичными трудовыми поступками может быть скрыта разная по своей внутренней направленности трудовая деятельность. Так, постоянное совершенствование трудовых приемов и методов у одного работника может обусловливаться стремлением увеличить свой заработок, у другого - получением признания своих товарищей, коллектива и т.д. Для выявления путей повышения эффективности трудовой деятельности необходимо изучение не только ее внешнего проявления, а и внутренней сущности, характера ее внутренних побудительных сил.

^ Трудовые установки - это наиболее устойчивая направленность в отношении человека к объектам, ситуациям, своим ролям, статусам, его готовность к определенным действиям.

^ Трудовые мотивы - в отличие от установок, которые могут быть неосознанными, есть осознанное субъективное отношение к своим поступкам, внутренняя реакция на трудовую ситуацию, сформировавшаяся на основе установок и ценностных ориентации под влиянием внешних воздействий, стимулов. Мотивы предшествуют трудовому поступку, действию человека. Мотивом может выступать чувство долга, удовлетворение от хорошо выполненной работы, заработок, престиж, боязнь критики и наказания, продвижение по службе. Таким образом, существует целый мотивационный комплекс, который может изменяться не только от человека к человеку, но и от одной ситуации к другой.

^ Трудовые стимулы - это объективные, т.е. внешние по отношению к человеку, воздействия, которые должны побуждать его к определенному трудовому поведению, вызывать его трудовую активность. Они являются основой возникновения и существования мотивов трудовой деятельности. Стимул выступает не как непосредственный повод, а лишь как предпосылка к действию. В процессе своей реализации он должен осознаться работником, пройти через его сознание.

Стимулы - это осмысленные побуждения, т.е. потребности, вызванные воздействием объективных факторов. Осмысление потребностей - необходимый момент их реализации.

Общение - потребность человека, важнейшее условие его трудовой деятельности, сила, организующая и сплачивающая коллектив. Общение как средство сплочения трудового коллектива выполняет познавательную, коммуникативную и регулятивную функции.

^ Социально - психологический климат - трудового коллектива следует понимать систему социально - психологический отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий. Социально-психологический климат зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентации, уровня конфликтности, характера критики и самокритики) и др. Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким - стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Конфликт - в целом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных действий работников, вызванных расхождениями интересов, взглядов, стремлений. Конфликту сопутствует напряженность взаимоотношений.

Руководство - любым трудовым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное (непрерывное) обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом. Руководство - не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.

^ Социальная структура коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Под социальной группой понимают совокупность работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком, свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т.д. Социальная структура коллектива - это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудняет эффективное решение производственных задач.

^ Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия. Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.
^ IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:


  1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. М, 1998.- 239с.

  2. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации. Методическое пособие. М., 1985. - 62 с.

  3. Асхаков С.И. Методика и техника социологического исследования. Курс лекций. Карачаевск, 2000. - 150 с.

  4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник. М., 1995. - 285 с.

  5. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. Учебное пособие М., 1989. - 175 с.

  6. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.-228 с.

  7. Вавилина Н.Д. Социологическое исследование в государственном и муниципальном управлении. Учебное пособие. Новосибирск, 1998. - 144с.

  8. Гражданников Е.Д. Методика и техника социологических исследований. Учебное пособие. Новосибирск, 1975. - 75 с.

  9. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие. М., 1988. - 232 с.

  10. Гуров Ю.С. Методология и методика социологических исследований. Конспект лекций, планы практических занятий, социологический практикум. Чебоксары, 1995. - 60 с.

  11. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. Екатеринбург, 1998. -203 с.

  12. Зайцев А.К. Социолог на предприятии. Пособие практику. Калуга, 1993.-207 с.

  13. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М., 1969. - 205 с.

  14. Как провести социологическое исследование Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. 2-е изд. М., 1990. - 288 с.

  15. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. Учебное пособие. М., 1994. - 106 с.

  16. Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1972. -202 с.

  17. Методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Лекции по курсу «Методика социологических исследований». Л., 1984. – 80 с.

  18. Основы прикладной социологии. Учебник. /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. Т. 1.М., 1995.-200 с. Т. 2. М., 1995.-192 с. Рабочая книга социолога. 2-е изд. М., 1983. -477 с.

  19. Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Учебное пособие. Часть 2. М., 1999. - 148с.

  20. Удоденко А.А. Социологическое исследование: методика написания программы. Учебное пособие. Барнаул, 1997. - 83 с.

  21. Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования. Конспект лекций. СПб., 2000. - 47 с.

  22. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. Учебно-методическое пособие М., 1986. - 68 с.

  23. Шереги Ф.Э., Веревкин Л.П. Подготовка и проведение социологического исследования. Методическое пособие Ашхабад, 1985. - 127 с.

  24. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, 1995. - 328 с.

Дополнительная:

  1. Васильев Г.Г. Роль конкретно-социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М., 1981. -128 с.

  2. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.-158 с.

  3. Дружинин Н.К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях. М., 1970. -104 с.

  4. Жуковская В.М., Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М., 1976. -152 с.

  5. Иванов О.И. Методология социологии: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001.-68 с.

  6. Комплексное социально-экономическое исследование: теоретико-методологический аспект. Л., 1978. -198 с.

  7. Методическое пособие социолога - практика. М., 1990. -477 с.

  8. Миркин Б.Г. Группировки в социально-экономических исследованиях: методы построения и анализа. М., 1985. -223 с.

  9. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 1989. -133 с.

  10. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. Учебное пособие М., 1995.-384 с.

  11. Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М., 1982.-168 с.

  12. Шаленко В.Н. Практикум по прикладной социологии. М., 1987. - 260с.

  13. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993. -116 с.

  14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2000. -595 с.


^ X. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


^ Формы обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Разделы и темы

Общая трудоемкость

Лекции

Семинары

Самостоят. подготовка

Общая трудоемкость

Лекции

Семинары

Самостоят. подготовка

Общая трудоемкость

Лекции

Семинары

Самостоят. подготовка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

РАЗДЕЛ 1. Общеметодологический характер исследования социально-экономических и политических процессов

Тема 1.1 Предмет и основные направления исследования социально-экономических процессов

11

4

2

5

11

2




9

11







11

Тема 1.2 Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов. Их общая характеристика.

11

4

2

5

11

2




9

11

2




9

Тема 1.3 Требования к менеджерам-исследователям социально-экономических и политических процессов

8

2

2

4

8

1




7

8







8

^ РАЗДЕЛ 2. Методологические положения и исследование социально-экономических процессов

Тема 2.1 Социально-экономические процессы в организациях как объекты исследования

12

4

2

6

12

2

2

9

12

2




10

Тема 2.2. Основные методологические положения исследования социально-экономических процессов

10

2

2

6

10

2




8

10

2




8

Тема 2.3. Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов

10

2

2

6

10

1




9

10







10

Тема 2.4. Конкретные методы исследования социально-экономических процессов

36

4

16

16

36

2

12

22

36

4




32

Тема 2.5. Социологические исследования социально-экономических процессов посредством социально-экономического экспериментирования

10

2

2

6

10

1




9

10







10

РАЗДЕЛ 3. Методологические положения исследования политических процессов

Тема 3.1. Система основных понятий исследования политических процессов.

10

4

1

5

10

1




9

10







10

Тема 3.2. Методологические положения исследования политических процессов

5

2




3

4

1




3

4







4

РАЗДЕЛ 4. Методика исследования социально-экономических

и политических процессов

Тема 4.1. Планирование и организация исследования социально-экономических и политических процессов

11

4

2

5

11

2




9

11

1




10

Тема 4.2. Исследования процедур социально-экономических и политических процессов

8

2

2

4

5







5

7







7

Тема 4.3. Оформление отчета об исследовании социально-экономических и политических процессов

8

2

2

4

8

1

2

6

8

1




7

Консультации

2










2










2










^ Зачет, экзамен





































^ Всего по дисциплине

150

38

35

75

150

18

16

114

150

12




136



Скачать файл (244 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru