Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпаргалка - Антикризисное управление - файл 1.doc


Шпаргалка - Антикризисное управление
скачать (394.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc395kb.29.11.2011 20:33скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


  1. Сущность явления банкротства предприятий в современных условиях

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Банкротство - это неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Главный смысл этой процедуры - возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения банкротная процедура является не только неизбежной реальностью для большинства предприятий, но и очевидным благом. Банкротство - это средство защиты от кредиторов, возможность получить отсрочку по уплате долгов, провести реструктуризацию и обновить бизнес.
^ 2.Предприятие-должник. Несостоятельное предприятие. Неплатежеспособное предприятие. Предприятие-банкрот

Предприятие-должник- предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами. Законодательство Российской Федерации ввело понятие несостоятельного должника (банкрота). Несостоятельное предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - синоним: "банкротство". Под НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением суммы обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. В отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные, ликвидационные, мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию. К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами может быть заключено на любом этапе производства по делу о НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Неплатежеспособность -

Потеря фирмой или государством способности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства, обусловленная их валютно-финансовым положением, отсутствием свободных средств, дефицитностью бюджета и платежного баланса.
^ 3. Простая и злостная несостоятельность. Преднамеренное и фиктивное банкротство. Социальное и цепное банкротство.

Различается банкротство злостное (мошенническое, обманное) и простое (неосторожное). Невиновная (несчастная) несостоятельность уголовной ответственности не влечет. Различается банкротство простое и злостное, как по объективным, так и по субъективным признакам. Обычно считается, что при злостном банкротстве лицо умышленно причиняет ущерб кредиторам, а при простом - причиняет ущерб по неосторожности. Однако в действительности при разграничении банкротства злостного и неосторожного большое значение имели признаки объективные. Злостное - это банкротство прежде всего обманное (betrugerische, frauduleuse) и заключается в обмане суда и кредиторов относительно состояния имущества должника. Такое банкротство имеет значительное сходство с мошенничеством. С объективной стороны, злостное банкротство в традиционном его понимании выражается в искусственном увеличении пассива или уменьшении актива должника (подлоги, сокрытие имущества, отчуждение его в невыгодных сделках, дарение, имитирование и подтверждение несуществующих долгов). Неосторожное банкротство - это бесхозяйственные или рискованные действия (например, спекуляции на курсе ценных бумаг), совершенные должником в предвидении возможной несостоятельности и повлекшие или увеличившие ее. К неосторожному и злостному примыкает особый состав банкротства: невыполнение требований к ведению бухгалтерского учета. Этот состав относится законодательством либо к злостному, либо к неосторожному банкротству. В отличие от «Русской правды» «Банкротский устав» выделяет три вида несостоятельности: несостоятельность несчастная, которая может быть признана лишь при наличии непредвиденных обстоятельств, нисколько не зависящих от действий должника (пожар, наводнение и т.д.); несостоятельность неосторожная, происходившая от вины самого должника; несостоятельность злостная, иначе, злонамеренное банкротство (так, злостным банкротом мог быть признан, в том числе должник, пришедший к такому положению в силу своей неопытности, но при открытии конкурсного производства предпринявший попытки к сокрытию части или всей конкурсной массы)[4]. Преднамеренное банкротство - Совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб. Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц или их дисквалификацию в соответствии с "Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях". Преднамеренное банкротство заключается в том, что руководитель (собственник) фирмы умышленно вызывает неплатежеспособность своего предприятия. Это могут быть распоряжения, например, о внесении ложных сведений в бухгалтерские и иные учетные документы, предоставление льготных (беспроцентных, безвозвратных) займов своим знакомым, родственникам, оформление сделок купли-продажи, заключенных на заведомо невыгодных условиях и т. д. Обычно такие сделки совершаются с целью утаить имущество от конфискации, создав видимость, что оно принадлежит другим. Другой целью является уклонение от уплаты налогов. Фиктивное банкротство - Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб. Если это деяние причинило крупный ущерб - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением дела о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление компании о себе, как о несостоятельной. Цель этого заявления – ввести в заблуждение кредиторов, получив при этом отсрочку или рассрочку платежей, уменьшение долгов или возможность их неуплаты. Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. Уголовная ответственность по данной статье наступает при заведомо ложном объявлении руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в условиях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб. Фиктивное банкротство совершается путем обмана либо введения в заблуждение кредиторов с корыстной целью. Субъекты преступления — руководители или собственники коммерческих организаций и индивидуальные предприниматели. Крупный ущерб налицо в том случае, если фиктивное банкротство существенно ухудшило экономическое положение кредиторов. Как правило, кризису перепроизводства присущи: Низкий спрос на товары и услуги. Высокий уровень банкротств. Низкий уровень деловой активности: те предприятия, которые ещё не обанкротились, сворачивают свою деятельность; количество новых предприятий мало. Растущая безработица. Снижение реальной заработной платы наемных работников. Эти проблемы наблюдаются не в какой-то одной, а в самых разных отраслях экономики, и усиливают друг друга по принципу порочного круга. Так, низкий спрос приводит к банкротствам и низкому уровню деловой активности. Они, в свою очередь, приводят к безработице. Высокая безработица в сочетании с низкой потребностью в рабочей силе приводит к снижению зарплат. Даже если какое-то предприятие не хочет снижать зарплаты, оно вынуждено это сделать из-за малого спроса на свою продукцию, заставляющего переходить на режим жёсткой экономии. Безработица, низкий уровень оплаты труда и страх потерять работу заставляют население предельно сокращать личные расходы, то есть приводят к низкому спросу. Важным в механизме формирования кризиса является кризис доверия: предприятия требуют друг от друга немедленной оплаты долгов, как из опасения, что должник может обанкротиться, так и из-за тяжёлого положения самих заимодавцев. В тяжёлой экономической ситуации требования немедленной оплаты долгов приводят к банкротствам. Банкротство должников дополнительно ухудшает положение заимодавца и может, в свою очередь, приводить к его банкротству, то есть возникает цепная реакция банкротств.
^ 4. Антикризисная политика в развитых странах. Институт банкротства в дореволюционной России.

Эффективность антикризисной политики восьми стран – России, Украины, Казахстана, Франции, Канады, Германии, Великобритании и США исследовали эсперты. Во избежании субъективных оценок при проведении исследования, аналитики ФБК положили в основу своего индекса динамику объективных показателей. В исследовании учитывались, не только показания ВВП и уровень промпроизводства, но и динамика безработицы и реальной зарплаты, оптовых и розничных цен, инвестиций в основной капитал, фондовых индексов, золотовалютных резервов, а также внешнеторгового оборота и оборота розничной торговли. Сводный показатель антикризисной эффективности для каждой страны - это сумма ежемесячных изменений всех названных показателей, взятых с соответствующими весовыми коэффициентами. Отрицательные значения антикризисного показателя страны говорят о том, что состояние ее экономики хуже, чем в среднем по группе государств. А положительный антикризисный индекс – это признак более высокой устойчивости по сравнению с другими странами. Из развитых стран своими успехами выделяется Германия: в июле-августе 2008 года она была третья снизу в списке исследуемых стран, после чего стала подниматься - эффективность антикризисных мер правительства ФРГ стабильно растет. Это относится и к Великобритании: с последнего места в августе-сентябре она в январе поднялась на первое. Остальные страны, включая США, выразительной динамики роста по индексу за данный период не показали. Последние расчеты антикризисной эффективности за январь 2009 года показывают, что наихудшие значения этого индекса из восьми оцениваемых стран у Украины (- 1,083) и России (- 0,6). У Казахстана – ближайшего соседа России по рейтингу – январский показатель антикризисной эффективности положителен (0,059). И этот факт, по словам Николаева, свидетельствует о том, что антикризисная эффективность в Украине и в России не просто хуже, а существенно хуже, чем в других сопоставимых странах. Между тем вплоть до октября прошлого года Россия и Украина постоянно находились в тройке лучших стран с максимальными значениями антикризисного индекса до 1,1–1,7 пункта. Однако уже в октябре Россия и Украина скатились на самые последние позиции антикризисного рейтинга, где и пребывают до настоящего времени, пишет "Независимая газета". В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На обработку норм уходили без преувеличения столетия. Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г. Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф. Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов.Изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне делом необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий. Результаты исследования правового регулирования несостоятельности (банкротства) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности, как одного из институтов рыночной экономики. На протяжении уже не одного столетия законодательство о несостоятельности и соответствующая правовая система занимают центральное место в деловой жизни каждой страны. От их качества зависит решение о выдаче и получении кредитов, решение о принятии коммерческих рисков, решение о погашении долгов и других обязательств, решение о возможности совершения должником действий, направленных на обман кредиторов, решение о достижении компромисса по требованиям. Способность предприятия правильно определить, как закон и суд расценят ту или иную ситуацию, является самым эффективным путем предотвращения споров и направлением сторон действовать так, как решил бы в данной ситуации суд. С 1917 года по 1992 год в России институт несостоятельности (банкротства) не существовал. Гражданское право в советский период своего развития утратило все дореволюционные традиции правового регулирования несостоятельности (банкротства) должника. Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 80-х годов, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики.
5. Закономерности кризисных явлений в экономике. Экономические циклы. Циклическое спиралевидное развитие. Регулярные и нерегулярные кризисы. Промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы.

В теории экономических циклов отражаются закономерности воспроизводства, которое невозможно без периодических спадов и подъемов в производстве. Значительный вклад в анализ данного вопроса внес К. Маркс. Он определил предпосылки данных противоречий и доказал неотвратимость их в условиях анархии производства. Немарксистские школы первоначально выступили с отрицанием неизбежности экономических циклов, доказывали наличия саморегулирующих механизмов в модели свободной рыночной экономики. В дальнейшем ученые экономисты отказались от крайних взглядов на экономические циклы в процессах воспроизводства. Экономический цикл - Регулярные колебания уровня деловой активности (обычно представляемого национальным доходом), при которых за ростом активности следует ее снижение, сменяющееся следующим ростом, что вызывает периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике. Состоит из нескольких фаз: подъем, кризис, депрессия, оживление. Различают во времени длинные циклы, повторяющиеся через 20-25 лет, и короткие - 5-10 лет. Такие колебания происходят относительно векового или долгосрочного тренда. Кривая представляет собой график изменения объема производства. Промежуток времени между двумя точками, находящимися на одинаковых стадиях циклических колебаний, называется периодом цикла. Цикл можно разделить на две фазы - восходящую и нисходящую, причем нисходящая фаза обычно бывает короче восходящей. По амплитуде он может быть сходящимся (затухающим), расходящимся (взрывной цикл) и постоянным. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой точке безработица теоретически достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, а экономика функционирует с максимальной или близкой к ней нагрузкой, т.е. в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране капитальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляционное давление. Спадом называют период сокращения объемов производства и снижения деловой активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно характеризуется ростом безработицы. Большинство экономистов полагают, что официально экономическим спадом, или рецессией, можно считать лишь падение деловой активности, которое продолжается по меньшей мере шесть месяцев. Дном экономического цикла является «низшая точка» производства и занятости. Считается, что достижение дна предвещает скорый конец спада, так как данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась почти десять лет. После достижения низшей точки цикла наступает фаза подъема, которая характеризуется ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции, по крайней мере до тех пор, пока экономика не начнет функционировать на полную мощность, т.е. пока не достигнет пика. Хотя принято считать, что изменения деловой активности прямо или косвенно связаны с экономическим циклом, существуют и другие факторы, влияющие на состояние экономики. Важнейшими из них являются сезонные колебания и долговременные тенденции. Влияние сезонных колебаний прослеживается в определенное время года, например, незадолго перед Рождеством или Пасхой, когда резко возрастает деловая активность, особенно в розничной торговле. В других отраслях экономики, например в сельском хозяйстве, автомобильной промышленности и строительстве, также отмечаются сезонные колебания. Вековая тенденция определяют долгосрочное повышение или снижение темпов экономического роста. Экономический цикл часто ассоциируется с изменениями объема производства. Многие экономисты полагают, что объем производства, обычно измеряемый валовым внутренним продуктом (ВВП), является самым надежным показателем состояния экономики. Важно отметить, что экономический цикл в фазе подъема проявляется не в росте ВВП как таковом, а в темпах этого роста. Отрицательные значения темпа роста в течение определенного периода времени, как правило шести и более месяцев, рассматриваются как признак спада в экономике. Напротив, неизменно высокие из месяца в месяц темпы роста свидетельствуют о том, что экономика переживает бум. Циклы бывают регулярные, или периодические, повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не начинает новый цикл, а приостанавливает стадии оживления или роста. Он слабее периодического и, как правило, носит локальный характер. Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития системы. Он вызывается серьезными диспропорциями между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития – с другой. Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее разрушительным. Частичный кризис отличается от промежуточного кризиса тем, что охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии. Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих эмигрантов, дешевый импорт и др. Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Он носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе.
^ 6. Факторы, обусловливающие цикличность развития предприятий. Факторы экономического состояния предприятия и конъюнктура.

КОНЪЮНКТУРА - - стечение обстоятельств; ситуация, положение вещей, способное влиять на исход какого-либо дела. - совокупность признаков, характеризующих состояние рыночного хозяйст ва: движение цен, курсов ценных бумаг, заработной платы, дивидендов ит.п. Рыночная КОНЪЮНКТУРА определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность куплипродажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импорте ров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения рабочей силы данного вида. Возможны три типа конъюнктуры рынка рабочей силы: дефицит кадров, полная занятость (равновесие), безработица. В экономике большинства стран каждый из этих типов оказывается одновременно представлен на уровне отдельных сфер и отрасли хозяйства, регионов. Сочетание множества локальных ситуаций создает общую картину, характеризующую рынок рабочей силы в целом в национальной экономике (народном хозяйстве). Важнейшими характеристиками конъюнктуры рынка рабочей силы являются показатели, отражающие текущее соотношение спроса и предложения в количественном (уровень безработицы или дефицита кадров) и качественном (структурном, в первую очередь профессионально-квалификационном) аспектах. Факторами, определяющими конъюнктуру предложения рабочей силы, являются следующие: демографические; система и уровень образования; система профессиональной подготовки; социально-экономические; психографические; поведенческие. Конъюнктура рынка - Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. Зависит от действия факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:
1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.; 2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.; 3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны - экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т.д.; 4) динамика оптовых цен в ведущих странах - производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.
^ 7. Роль и функции антикризисного регулирования. Регламентирование и творческое регулирование.

В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет построение тщательно продуманной стратегии управления. Поэтому, необходимый начальный этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная и своевременная диагностика его состояния. Диагностику кризиса на микроуровне можно разбить на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия. В работе диагностика кризиса на предприятии анализируется с учётом всех рассмотренных выше подходов. В финансовом подходе последовательно анализируются: макросреда предприятия (политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение); конкурентная среда предприятия (покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, новые потенциальные конкуренты, товары-заменители); внутренняя среда предприятия (оценка эффективности текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия методом «цепочки ценностей», угроз и возможностей для предприятия). С точки зрения финансового подхода, сущность антикризисной стратегии заключается в маневре денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа: * Устранение неплатежеспособности: продажа краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, деинвестирование. продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы; *Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов, совершенствование организации труда и оптимизация числен­ности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия; *Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повышение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежного компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов. В работе последовательно проанализированы сильные и слабые стороны каждой из этих методик и установлена наиболее оптимальная очередность их применения.

К функциям антикризисного регулирования – относится вид деятельности, который отражает предмет управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление. 1. Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы “Паблик рилейшнз”. 2. Одной из важных характеристик антикризисного регулирования и управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления. 3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. Существуют разные стратегии, наиболее важными из которых являются следующие:· предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;· выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;· противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;· стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;· рассчитанного риска;· последовательного вывода из кризиса;· предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.Антикризисное регулирование и управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов. Регламентирование - жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения. Регламентирование - Установление правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Организационный метод управления, служащий для установления границ, рамок деятельности. Результатом регламентирования является установление регламента. С помощью регламентирования определяется порядок деятельности государственных органов, учреждений и предприятий. Регламентирование в управлении проявляется в статике и в динамике. Регламентирование в статике определяет статус звеньев системы управления или всей системы, цели и задачи каждого звена, его место в системе управления, взаимосвязи с другими звеньями и т.п. и выражается в форме уставов, положений о предприятии, об отделе, цехе, должностных инструкций. Регламентирование в динамике определяет протекание процесса управления во времени, использование рабочего времени и выражается в форме технологического регламента, регламента совещания, регламента выполнения функций, процедур управления, распорядка рабочего дня руководителя, работы отдела и т.п.
^ 8. Система антикризисного регулирования. Ее элементы и механизмы. Стратегия антикризисного регулирования. Политика антикризисного регулирования.

Система антикризисного регулирования: Включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства. Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы. Механизмами (энергией), приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей. Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются: создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий; ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника; предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса; сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий; защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала; защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов; справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже. Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России): 13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению — Центральная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная, Северная, Северо-Западная, Северо- Кавказская, Южная (в их составе в каждом областном и краевом центре функционируют территориальные агентства); такая организационная структура позволяет принимать решения о судьбах несостоятельных предприятий с учетом социально-экономической ситуации, преодолевая местнические интересы субъектов Российской Федерации; два территориальных органа Свердловской и Московской областей. ФСФО России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Федеральная (центральная и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению, в состав которой входят специалисты из департаментов финансов, банков, клиринговых центров, способные критически оценить баланс предприятия и целесообразность направления финансовых потоков. Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей. Коллегии уполномоченных государственных представителей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкротства предприятия, реструктуризация долга, разработка графиков погашения задолженности и осуществление контроля исполнения обязательств перед кредиторами. Некоммерческое партнерство «Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) — объединение специалистов по антикризисному управлению, их профессиональных организаций и иных юридических лиц, содействующих развитию антикризисного управления в России. Гильдия имеет трехзвенную организационную структуру: территориальный, межрегиональный и федеральный уровни. Гильдия антикризисных управляющих — орган, координирующий деятельность предприятий в ближайшей перспективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоятельно выполняет те функции, которые федеральная служба не в состоянии выполнить эффективно. Основными функциями гильдии являются: формирование и развитие нормативно-правовой базы в сфере антикризисного регулирования и управления, формирование свода профессиональных и морально-этических норм, правил и стандартов осуществления деятельности по антикризисному управлению; создание системы внутрикорпоративного мониторинга, надзор за деятельностью лицензированных арбитражных управляющих, формирование команд антикризисных управляющих, разработка и реализация стратегии финансовой поддержки антикризисных управляющих, методическое сопровождение практики антикризисного управляющего, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению. Арбитражные суды. Властные структуры и профильные ведомства, в т. ч. департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, налоговая полиция, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, консалтинговые фирмы, антикризисные управляющие.
^ 9. Технология антикризисного регулирования. Принципы антикризисного регулирования.

Технология антикризисного регулирования - совокупность способов, приемов, форм и методов (далее по тексту -- меры), с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса предприятий. принципами антикризисного регулирования являются: создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий; ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника; предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса; сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий; защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала; защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов; справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
^ 10. Законодательная база антикризисного регулирования. Участники антикризисного регулирования. Меры антикризисного регулирования.

Участниками АКР являются различные службы и организации.1.Агентство по вопросам предупреждения банкротства предприятий и организаций; 2.Украинский центр реструктуризации предприятий и развития частного сектора; 3.арбитражные суды; 4.властные структуры и профильные ведомства (фонды поддержки малого бизнеса, службы занятости, налоговые инспекции, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, консалтинговые фирмы; 5.антикризисные и арбитражные управляющие; 6.предприятия и организации, попавшие в кризисную ситуацию. 3.Меры антикризисного регулирования.Все меры АКР несостоятельностью предприятий можно объединить в две группы.1.Профилактические меры, предупреждающие наступление кризисного состояния у предприятий. К ним относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности предприятий. 2.Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, - это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных предприятий, законодательно разрешенные государством. Санация состояния предприятия может быть: внесудебной, когда проводится без участия арбитражного суда и , соответственно, без официального объявления банкротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством. Популярные профилактические меры по АКР: - консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве; - создание специализированных компаний по антикризисному управлению;- обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий: осуществление институциональных преобразований, разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка достижений НТП, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях поступающих объектов и объектов незавершенного строительства, стимулирование спроса отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, лоббирование возможностей экспорта результатов инновационной деятельности, формирование региональных фондов перспективных проектов. - формирование библиотеки инвестиционных проектов региона, предназначенной для посещаемых регион инвесторов, создание имиджа благополучного в финансово-экономическом отношении региона, повышение инвестиционной привлекательности региона; - льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики; - совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением; - предоставление гарантий при финансировании, а также прямое бюджетное финансирование проектов; - приоритетное предоставление недвижимой собственности и земельных участков в пользование предпринимателям; - анализ рыночной конъюнктуры на перспективу; - создание условий для добросовестной конкуренции; целевая подготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования; обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров; социальная дифференциация кадров; - формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства; - выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности; налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий;- предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств. Существуют четко обозначенные направления принятия мер антикризисного регулирования деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной по направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в- третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий.
  1   2   3



Скачать файл (394.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru