Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты по курсу Глобализация и глобальные проблемы - файл билет_4.doc


Загрузка...
Билеты по курсу Глобализация и глобальные проблемы
скачать (83.7 kb.)

Доступные файлы (5):

билет_1.doc52kb.07.06.2010 01:26скачать
билет_2.doc295kb.07.06.2010 13:07скачать
билет_4.doc39kb.07.06.2010 03:17скачать
билет_5.doc51kb.07.06.2010 01:29скачать
билет_6.doc80kb.07.06.2010 03:10скачать

билет_4.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 4
Глобализация и глобальные проблемы: взаимодействие и взаимозависимость. Проблема миграции в условиях глобализации. Проблема мирового правительства в формате глобализационных процессов: старые идеи в новых условия.
Глобализация и глобальные проблемы: взаимодействие и взаимозависимость
Обострение социально-политических проблем, связанное с процессами глобализации, имеет место не только в развивающихся, но и в развитых, вполне благополучных на первый взгляд, странах. Изменение структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в Третий мир тяжело ударило по традиционным отраслям этих стран, вызвав там закрытие многих предприятий и рост безработицы. Феномен деиндустриализации привел к образованию депрессивных анклавов, усилив социальное расслоение общества. Дестабилизирующими факторами являются также новые формы занятости (индивидуализация условий найма, временные контракты) и глобализация рынка рабочей силы. Приток дешевой рабочей силы извне обострил конкуренцию на рынке труда развитых стран, что привело к осложнению межэтнических отношений и росту национализма в этих стран.

Наибольшее внимание политологов и экономистов привлекает в настоящее время вопрос о том, какие изменения происходят в функциях государства. Проявляется тенденция к перенесению части государственных функций по регулированию валютно-финансовой сферы на надгосударственный уровень. Помимо этого, развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политике в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием.

Из-за того, что процесс глобализации усилил взаимозависимость и взаимосвязь решений и внутренних политик современных государств, правительства не могут выполнять ни старые, ни новые функции (охраны общественной безопасности, экономического развития, охраны здоровья, социальной безопасности и т.д.) иначе, как применяя формы международной кооперации и координации. Любое правительственное вмешательство по борьбе с внутренними последствиями этих проблем, чтобы быть эффективным, должно быть скоординировано с вмешательствами других правительств и быть частью международных политик, урегулирований и режимов. Для этого данные проблемы должны войти в повестку глобальной политической системы.

Повестка политической системы состоит из совокупности спорных проблем, которые требуют обязательного вмешательства путем поиска коллективных решений, в соответствии с которыми будут сообразовываться все субъекты системы. Включение проблем в повестку системы открывает путь к их мирному решению, которое, однако, зависит от соблюдения сразу нескольких условий и от того, в каком отношении находятся проблема и интересы, которые она затрагивает.

Но это не означает, что проблемы, стоящие на повестке глобальной системы, перестанут быть объектом национальных, двусторонних или групповых политик, направленных на их решение. Решение международной проблемы всегда происходит на разных уровнях - национальном, союзном, региональном и глобальном - и может быть как прерогативой исключительно правительственных или неправительственных организаций, так и объектом совместных действий государственных и негосударственных субъектов.
^ Проблема миграции в условиях глобализации:

Массовая миграция населения, приобретающая глобальный характер, превращается в серьезный источник обострения социально-экономической обстановки в мире. По данным ООН, в 1995г. за пределами родных стран проживало 125 млн. человек. При этом численность нелегальных иммигрантов оценивается в 30 млн. Большая часть мигрантов покинули родину по сугубо экономическим причинам глобализация производства сопровождается глобализацией рынка труда. Другая их часть это вынужденные переселенцы, бегущие от локальных войн и этнических чисток. Воинствующий национализм и религиозная нетерпимость, приобретающие все более опасные масштабы в XXI веке, - это ответная реакция той части мирового сообщества, которая оказалась не в состоянии преодолеть психологический шок глобализационных процессов.
Глобализация, возбудив в мире невиданные перетоки людских миграций, затронула этно-социальную структуру абсолютно всех стран мира, но наиболее непредвиденным образом последствия этого процесса обнаружили себя как раз в той группе государств, которые рассчитывали поставить глобализацию себе на службу. После многих веков торжества в Европе национальных государств на смену им стало приходить не однородное наднациональное и надэтничное системное единство европейцев в рамках ЕС, а сложный и внутренне крайне разнородный и несплоченный европо-азиатский многоэтничный конгломерат.

^ Проблема мирового правительства в формате глобализационных процессов: старые идеи в новых условия:

Идея всемирного правительства зародилась тогда, когда других слов в обиходе у политологов не было. Теперь же появилось слово governance, а государственные общности, только еще возникавшие в XIX веке, сильно трансформировались, поэтому есть основания и к ним применить дискурс «управление». Если сто лет назад мы говорили «мировое правительство» и «национальное правительство», то теперь мы говорим «глобальное управление» и «национальное управление». Понятие «управление» все чаще используется и применительно к государственным общностям. Государство размывается, всемирное общество консолидируется с одновременным оформлением руководящего центра этой консолидации. В

Европейском союзе как надгосударственном объединении субглобального уровня эта тенденция очень заметна, что и провоцирует суверентистские оппозиции в каждой из стран ЕС.

К настоящему времени в мировой политической мысли сформировалось несколько основных концепций относительно возможной организации глобального регулирования. Все они предполагают либо создание новых институтов, призванных наиболее адекватно соответствовать новым глобальным процессам, либо эволюцию и трансформацию функций уже существующих международных организаций. В качестве примера можно привести типологию этих концепций из доклада по глобальному регулированию, подготовленного Советом по внешней и оборонной политике (СВОП) в 2001 г., которая включает следующие проекты.

  • «Мировое правительство». Наиболее старая футурологическая идея (исследованная в т.ч. Кантом). Фактически, концепция «мирового правительства» представляет собой увеличенную модель национального государства, руководство которого решает текущие внутриполитические вопросы уже не на национальном, а на глобальном уровне.

  • «Трансформация существующей системы ООН». Первый вариант - постепенное повышение уровня легитимности Совета Безопасности ООН и уровня его эффективности. Другой вариант - более радикальный. В нем выделяют две составные части: превращение существующего Совета Безопасности ООН в своего рода квази-правительство, а Генеральной Ассамблеи ООН - в квази-парламент. Эта форма глобального управления находит больше сторонников, чем идея «мирового правительства» в чистом виде. Однако и ее отличает узко-этатистский подход, который сводит все глобальное сообщество к жестким рамкам государства.

  • «Политическое управление глобальным развитием». Согласно этой концепции ведущие политические акторы в мире будут «подталкивать» глобализацию в нужное русло и решать возникающие глобальные проблемы узким кругом акторов. Ими могут быть, при различных раскладах, либо доминирующая в мире супердержава, либо конгломерат великих держав (институционально оформленный в рамках группы G-8 или же иной структуры).

  • «Корпоративное глобальное управление». В этом случае к коллективным усилиям государств по решению глобальных проблем и планированию глобального развития присоединятся наиболее значимые частные акторы (крупнейшие транснациональные корпорации, международные неправительственные организации и др.).


Вышеизложенная типология дополняется еще одним видом глобального регулирования - глобальным сотрудничеством. В рамках решения глобальных проблем будут приниматься решения не путем навязанных отдельными акторами подходов, а через конструктивное и воплощаемый в жизнь диалог всех заинтересованных акторов. Такая форма предполагает формирование более инклюзивной системы глобального регулирования, свою сопричастность которой смогли бы ощущать как можно больше государств и иных акторов.


Скачать файл (83.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru