Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты по курсу Глобализация и глобальные проблемы - файл билет_6.doc


Загрузка...
Билеты по курсу Глобализация и глобальные проблемы
скачать (83.7 kb.)

Доступные файлы (5):

билет_1.doc52kb.07.06.2010 01:26скачать
билет_2.doc295kb.07.06.2010 13:07скачать
билет_4.doc39kb.07.06.2010 03:17скачать
билет_5.doc51kb.07.06.2010 01:29скачать
билет_6.doc80kb.07.06.2010 03:10скачать

билет_6.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 6
США и Россия в процессах глобализации
Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке значением США в мире. Американский Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, британский журнал The Economist даже анализирует покупательную способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

Одной из существующих периодизаций процесса глобализации является следующая:

  1. Эпоха Великих географических открытий



  2. второй этап глобализации начался после Первой мировой войны. Тогда же произошло вовлечение Соединенных Штатов Америки в европейские дела.



  3. третий этап глобализации обязан своим началом результатам Второй мировой войны, когда США приняли окончательное решение связать свою будущую судьбу с общемировыми делами, закрепившись для начала на европейском континенте и устранив барьеры для международной торговли, чем с конца 1940-х гг. занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT). Страх повторения великой депрессии, последовавшей после Первой мировой войны, когда американцы были полностью увлечены собственными делами, подтолкнул Соединенные Штаты к принятию этого решения. С той поры глобализацию часто приравнивают к американизации. И в этом есть доля правды: послевоенное возрождение Западной Европы и Японии, во многом, заслуга США. Более того, американцы приписывают себе победу капитализма над социализмом, якобы последовавшую за распадом Советского Союза. Собственные теории конвергенции были за ненадобностью позабыты.



  4. с 1991 г. ведет свой отсчет четвертый этап глобализации: биполярный мир рухнул, сломав идеологические границы, мешавшие экономическим и политическим интеграционным процессам. США в качестве единственной сверхдержавы стали определять направленность и динамику глобализационных процессов на рубеже веков. «Момент однополярности», который возник после холодной войны, не привел к установлению международной системы, основанной на «мягкой» гегемонии Соединенных Штатов и повсеместном распространении американской модели демократии и либеральной рыночной экономики.


^ Российско-американские отношения на современном этапе
Мировой экономический кризис, разразившийся осенью прошлого года, подвел символическую черту под 20-летием бурных перемен на международной арене. На протяжении этого периода американское доминирование, по сути, никем не ставилось под сомнение. Но еще задолго до финансового краха в сентябре 2008 года контекст начал меняться, что продемонстрировал финансово-экономический кризис.

Ослабление позиций США было также обусловлено появлением новых игроков, в том числе полновесных «центров силы», не желающих встраиваться в американоцентричный порядок (Китай) и неспособностью крупных держав контролировать неблагоприятные трансграничные и региональные процессы.

На данный момент страны занимают следующие позиции:

Россия

  • успешно адаптируется к рыночным условиям и глобализации, а также демонстрирует последние годы всему миру устойчивый экономический рост и внутриполитическую стабильность



  • имеет стратегические экономические интересы на территории стран СНГ, Прибалтики, Восточной Европы с целью добиться повышения конкурентоспособности своей экономики и уровня жизни населения в условиях глобализации.



США

  • прошли период максимального взлета своей мощи в мире (1991-2003 гг.). Мировой порядок, который сохранил бы в неприкосновенности ведущее место США, в ближайшие годы почти не возможен из-за усиления экономической мощи Европы, Японии и Китая.



  • Иракский кризис показывает всему миру стратегические ошибки США (в сфере соблюдения прав человека, в области политического анализа событий, неэффективность разведывательно-аналитических структур).



  • политика США, направленная на достижение единоличного доминирования в ключевых регионах мира, вызывает беспокойство у все больших слоев российского общества, т.к. в отдельных случаях данная политика может привести к дестабилизации ситуации в непосредственной близости от границ России.


^ Кризис американо-российских отношений
Отношения между Россией и США планомерно ухудшались в течение нескольких лет, а летом – осенью 2008-го достигли самой низкой точки за последнюю четверть века. Ситуация грозила перейти в стадию системного противостояния.

^ Причины противостояния:

  1. высокий уровень взаимного недоверия как наследие периода «холодной» войны

  2. «продвижение демократии» США воспринимается как создание условий для подчиненного развития различных стран в русле американских геополитических интересов.



^ Столкновение интересов США и России:

  1. нежелание США считаться с жизненно важными интересами России на территории постсоветского пространства:

    По причинам культурно-исторического, экономического и стратегического характера Россия стремится к тому, чтобы большинство бывших советских республик участвовали в ориентированной на нее системе безопасности (ОДКБ) и интеграционном проекте (ЕврАзЭс). Например, сохранение и укрепление позиций в энергетике соседних стран является залогом бесперебойного и эффективного функционирования того, что еще недавно составляло единый энергокомплекс СССР.
    ^ Соединенные Штаты, напротив, проводят курс на отрыв бывших советских республик от Москвы посредством их вовлечения в военно-политические альянсы или выстраивая двусторонние партнерства в этой области. Вашингтон активно противодействует также и упрочению российских позиций в энергетике стран СНГ, что не содействует укреплению энергобезопасности Евразии.



  2. трансформация модели европейской безопасности, которая так и не обрела новые контуры после холодной войны:
    Россия ожидает от Запада признания России и создаваемой ею системы безопасности (сегодня в рамках ОДКБ) равноправной и целостной геополитической единицей, которая вместе с НАТО составляла бы общее евро-атлантическое пространство безопасности.
    Интерес же США заключается в том, чтобы стать главным гарантом общеевропейской безопасности, построенной на основе Североатлантического альянса. Практическим выражением этого служит курс на расширение НАТО, включение в состав данного блока подавляющего большинства европейских стран. Остальным предлагается статус «младшего партнера».



  3. видение совей роли в мировой системе:
    Россия рассматривает себя как один из полюсов многополярного мира, который проводит независимый курс, основанный на собственном понимании национальных интересов и своей модели развития.
    ^ США стремится к восстановлению своего идерства.



  4. отношение к сохраняющемуся ядерному паритету:
    Россия видит в нем основу своей военной безопасности, один из главных инструментов влияния на международной арене, а также основной аргумент в пользу равноправного диалога с Соединенными Штатами.
    США рассматривают ядерное оружие как помеху на пути достижения многократного силового превосходства над любым другим государством либо группой стран.


^ Общие интересы США и России:

  1. предотвращение дестабилизации международной безопасности и ее деградации в сторону «войны всех против всех», в первую очередь предотвращение столкновений между великими державами;

  2. ограничение и предотвращение распространения ОМУ, в том числе недопущение его появления у Ирана;

  3. поддержание стабильности в условиях ядерной многополярности;

  4. стабилизация ситуации в Афганистане;

  5. стабилизация ситуации в Пакистане, предотвращение конфликта между Индией и Пакистаном;

  6. разрешение северокорейского ядерного кризиса;

  7. разрешение арабо-израильского конфликта;

  8. борьба с международным терроризмом, в первую очередь предотвращение ядерного терроризма;

  9. недопущение политико-правового вакуума в сфере контроля над ядерными вооружениями после истечения срока действия Договора СНВ-1 в декабре 2009 года;

  10. стабилизация ситуации в Ираке, особенно после вывода оттуда американских войск, и недопущение превращения этой страны в оазис международного терроризма;

  11. стабилизация ситуации на «расширенном» Ближнем Востоке в целом, предотвращение его деградации и радикализации;

  12. обеспечение безопасности в космосе;

  13. противодействие изменению климата;

  14. борьба с наркотрафиком, пиратством, организованной преступностью.


Особенность:

  1. главные интересы стран находятся не в сфере двусторонних отношений, а в отношениях с третьими странами.

Для ^ Соединенных Штатов это решение проблем Афганистана, Ирака, Ирана, Северной Кореи и Ближнего Востока (достойный уход из Ирака, предотвращение поражения в Афганистане и стабилизация этой страны, недопущение развала Пакистана и потери контроля над его ядерным оружием).
Для Москвы – достижение приемлемого компромисса относительно стран постсоветского пространства, прежде всего Украины, а также определение места и роли России в системе европейской безопасности (сохранение де-факто преобладающего влияния на постсоветской территории, недопущение расширения на этот регион альянсов других стран, и прежде всего НАТО).

  1. общие интересы занимают, как правило, разное по важности место в иерархии внешнеполитических приоритетов обеих стран. Если оно и совпадает, то только по интересам второстепенного характера. Кроме того, на многих из указанных направлений интересы России и Соединенных Штатов сходятся лишь на самом общем уровне, а подходы к практическому решению заметно отличаются.



^ Перспективы Российско-американского сотрудничества
С приходом администрации президента Обамы курс отношений между Россией и США обозначен как «перезагрузка».Это обусловлено тем, что игнорирование Москвы и тем более новое противостояние с ней не только не решат ни одной действительно важной задачи американской внешней политики, но и, напротив, осложнят ситуацию.

«Перезагрузка» носит узкий и исключительно избирательный характер, она почти не затрагивает жизненно важных, первостепенных интересов России:

- сохраняется неясность в вопросе о средне- и долгосрочных перспективах расширения НАТО, в том числе на страны СНГ

- не затрагиваются такие фундаментальные проблемы, как роль обеих стран в глобальном управлении, природа европейской безопасности и место в ней России, геополитика постсоветского пространства
В целом, по всем вопросам, особенно регионального характера, между Россией и США существует негативная взаимозависимость. У сторон есть разномасштабный, но сопоставимый потенциал нанесения друг другу внешнеполитического ущерба. Дл выхода из такой ситуации необходимо провозглашение принципа: политика одной из сторон не может представлять собой угрозу жизненно важным или значимым интересам другой стороны, а сотрудничество должно содействовать реализации этих интересов. Установление позитивной взаимозависимости следует подкрепить развитием экономической кооперации, потенциал которой пока используется в минимальной степени.
^ Необходимость сотрудничества обусловлена тем, что:

  1. Без конструктивного взаимодействия двух главных ядерных держав невозможно приостановить или ограничить распространение ядерного оружия и тем более выработать новый многосторонний режим ядерного сдерживания, необходимый в условиях формирующейся ядерной многополярности. Россия, как и Америка, заинтересована в предотвращении окончательного распада режима нераспространения ядерного оружия, в выработке режима многостороннего ядерного сдерживания новых стран – обладателей ядерного оружия, а также рассматривает приобретение ядерного оружия Ираном как угрозу своей безопасности. Реализация этих интересов России (хотя их приоритетность ниже, чем для Америки) невозможна без конструктивного взаимодействия с Соединенными Штатами.



  2. Провалы внешней политики администрации Джорджа Буша объективно повышают значимость России в вопросах стабилизации Афганистана и разрешения ядерной проблемы Ирана, которые администрация Барака Обамы обозначила как приоритеты.



  3. России возрастает по мере того, как Китай превращается в глобальную державу, что бросает вызов первенству США в международной системе.


  4. Плохие отношения с Вашингтоном серьезно ослабляют позиции Москвы в мировой политике и экономике. Так, без тесного взаимодействия и сотрудничества невозможно окончательно преодолеть наследие холодной войны в Европе и создать систему европейской безопасности, отвечающую интересам России.



  5. Плохие отношения Москвы с Вашингтоном ослабляют позиции России также и в ее отношениях с Евросоюзом и Китаем.



  6. Для России нормальные отношения с США достаточно важны с точки зрения комплексной модернизации экономики и общества – США могут стать источником наиболее передовых технологий и качественных долгосрочных прямых инвестиций в российскую экономику. От успешного делового сотрудничества зависит расширение доступа России на многие важные мировые рынки (сталь, ядерное топливо, продукция ВПК) и повышение ее влияния в институтах мирового финансово-экономического управления.





^ Потенциальные результаты российско-американского сотрудничества
Курс «перезагрузки» отношений подразумевает компромисс, который был невозможен в 1990-х и 2000-х годах. Сегодня же, в условиях масштабных изменений в международных отношениях, а также ситуации симметрии взаимного ущерба и взаимной выгоды на ряде направлений при общей асимметричности российско-американских отношений, степень вероятности достижения компромисса возрастает. Чем опаснее и неуправляемее будет становиться мир, в том числе для самой Америки, тем больше она будет заинтересована в сотрудничестве с Россией. Значимым фактором, подталкивающим США к реализации подобного размена либо компромисса с Россией, станет продолжающееся усиление Китая.

Российско-американское сотрудничество станет важным шагом на пути создания в долгосрочной перспективе стратегического союза Россия – Соединенные Штаты, направленного на решение тех вопросов международной безопасности, в которых обе стороны по-прежнему играют ключевую роль. В первую очередь это ядерная безопасность, в том числе нераспространение ядерного оружия и многостороннее ядерное сдерживание, стратегическая стабильность и разрешение ряда региональных кризисов и конфликтов, прежде всего в Афганистане.

Достижение компромисса и тем более движение к созданию союза Россия – США стали бы мощным стимулом для качественного расширения сотрудничества в других сферах, где интересы двух стран сегодня или объективно совпадают, или могут совпадать, или имеют параллельный характер. В первую очередь это сотрудничество в энергетике и прекращение там открытого противоборства; взаимодействие в целях снижения международной террористической угрозы; кооперация в решении проблем климата и продовольствия, а также многих других глобальных вопросов. Но сегодня позитивное взаимодействие в этих областях сдерживается преобладанием негатива в двусторонних отношениях в целом.

К российско-американскому сотрудничеству по многим из указанных направлений могли бы также присоединиться другие важнейшие «центры силы» в мире, и прежде всего Китай и Европейский союз (в случае, если последнему удастся преодолеть внутренние ограничители и превратиться в серьезного игрока на международной арене).
Кроме того, Россия и США совместно заинтересованы в эффективном противодействии проявлениям международного терроризма во всех сферах (диверсионные действия, экономические действия, информационные действия).

Россия и США могут и должны выступить с обращением ко всем членам ООН и предложить полностью прекратить транслирование любых заявлений террористов на телевидении.


Скачать файл (83.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru