Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Магистерская диссертация - Роль культуры в формировании патриотизма в годы Великой Отечественной войны - файл 1.doc


Магистерская диссертация - Роль культуры в формировании патриотизма в годы Великой Отечественной войны
скачать (66.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc67kb.29.11.2011 20:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Выступление К ЗАЩИТЕ

Слайд 1 Объявляю тему

Слайд 2 Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления опыта воспитания патриотизма в годы Великой Отечественной войны средствами культуры. Все многообразные формы и методы её воспитательно-патриотической деятельности, созданные в период Великой Отечественной войны, стали достоянием Российского государства, и могут стать мощным средством воспитания патриотизма в современных условиях. Культура и её опыт формированию патриотизма в годы Великой Отечественной войны, может стать одним из действенных средств в системе патриотического воспитания современного общества.

^ Слайд 3 Объектом диссертационного исследования стала отечественная культура в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования является Роль культуры в формировании патриотизма советского общества в годы Великой Отечественной войны.

^ Положения, выносимые на защиту:
1. Культурная система советского общества в экстремальных условиях продемонстрировала свою динамичность, направив основные усилия на формирования патриотизма советских граждан.

2. В годы войны была создана отвечающая назначению нашего государства мобильная система идеологического воздействия на фронте и в тылу, направленная на формирование чувств любви к Родине, ненависти к врагу, верности традициям и вере в победу;

3. Литература, киноискусство, театрально-музыкальная культура в военные годы стали важным фактором морально-психологического воздействия и средством формирования патриотизма советского общества;

4. Наиболее эффективное информационно-пропагандистское воздействие имели: печать (статьи, очерки, малая форма в литературе), изобразительное искусство (плакаты, листовки, зарисовки, открытки), радио и кино.

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов и сообщений на Катановских чтениях в ХГУ им. Н.Ф. Катанова, на заседаниях кафедры истории, межвузовских семинарах и конференциях. Результаты исследования находят применение в учебном процессе, при проведении семинарских занятий по курсу Отечественной истории при изучении культуры периода Великой Отечественной войны.

^ Слайд 4 Нормативно-директивные источники в диссертации представлены: директивами ЦК ВКП (б)1, Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП (б)2, Комитета по делам искусств СНК СССР, ЦК Союза работников искусств (РАБИС) и Главного управления репертуарной комиссии (ГУРК)3. Эти источники позволяют определить общий курс развития культуры в годы Великой Отечественной войны. Мемуарные источники в диссертации представлены опубликованными воспоминаниями участников событий тех лет. В мемуарах 1970-1980-х годов представлен материал, в котором описаны воспоминания известных писателей, военных корреспондентов о происходящих событиях на фронтах войны и партизанских отрядах. В них рассказывается о деятельности работников культуры по созданию своих произведений.

В 1990-х годах в своих мемуарах авторы дают новые сведения о работниках культуры, в которых содержатся ранее неизвестные факты их работы. Большой интерес представляют делопроизводственные источники, в которых приведены такие документы, как справки и служебные записки руководства предприятий культуры, письма, записки, стенограммы выступлений работников культуры4. К этой же группе примыкают отчеты театров о военно-шефской работе на стационаре и деятельности концертных бригад на фронте и в тылу. Сложность работы с этими источниками заключается в том, что здесь не существовало единой формы отчетов. Из периодической печати данного периода в работе использованы газеты: «Правда», «Известия», «Советское искусство», «Литературная газета». В газетах и журналах представлена разнообразная информация о документах партийных и государственных органов в области культуры, а также статьи деятелей науки и культуры. Главным недостатком этой группы источников является их идеологизация и цензура материала перед печатью. В магистерской работе проанализированы стихотворные тексты песен и Великой Отечественной войны. Общий объем текстов составил приблизительно 1250 страниц.

Слайд 5

2010 год ознаменован великим историческим событием - празднование 65 летнего юбилея Великой Отеч. Войны. Культурная жизнь стала важнейшей составной частью всей идеологической работы, направленной на активизацию патриотического воспитания советского общества. Во время войны аппарат управления культурой был сокращён и идеологический контроль немного ослаблен. Война потребовала перестройки всех учреждений культуры. На первый план была выдвинута работа в наиболее оперативных и эффективных средств массовой информации, таких, как печать, кинематография, где был использован опыт политико-просветительной работы периода Гражданской войны. Так, плакаты «Окна РОСТА», издававшиеся в годы Гражданской войны стали назваться «Окнами ТАСС». возросло значение радио, которое было почти единственным средством общения городов со страной. Уже в первый день войны в эфире появился военный выпуск «Последних известий».

Слайд 6. Многие писатели и поэты в качестве корреспондентов ушли на фронт, кинооператоры работали на самых опасных участках фронта и в партизанских отрядах. Фронтовыми корреспондентами были К. Симонов, А. Сурков, А. Бек, Е. Петров, А. Фадеев, М. Джалиль, М. Шолохов, С. Вершигора и др. Литературные произведения тех лет в основном были посвящены героизму воинов и тружеников тыла. Тема Родины, патриотического долга заняла главное место в публицистическом творчестве А. Толстого5 с первых дней войны. 27 июня 1941 г. в «Правде» появилась его первая военная статья «Что мы защищаем». . Статьи И. Эренбурга «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков» и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостряли чувство ненависти к врагу. Публицистика Эренбурга содержала неопровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев6. Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные корреспонденции и очерки К. Симонова. «Части прикрытия», «В праздничную ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей», «Песни» и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духовный мир человека. Можно сделать вывод о том, что работники прессы и писатели внесли весомый вклад в укрепление морального потенциала общества, целенаправленно осуществляя военно-патриотическое воспитание. С содержательной точки зрения его основными направлениями в военные годы были следующие:

  • воспитание веры в справедливость войны Советского Союза, воспитание на боевых и революционных традициях, пропаганда подвигов советских воинов на фронте, героической борьбы в тылу врага, разоблачение идеологии и политики фашизма.


Слайд 7. Самыми оперативными работниками искусства стали художники. Их плакаты первыми откликнулись на начало войны. После объявления войны в прессе и на улицах городов появились плакаты, которые имели огромное эмоциональное воздействие на жителей страны. В жанре плаката работали такие художники, как Кукрыниксы, А. Властов, С. Герасимов, В Иванов, А. Кокорекин, Л. Голованов и многие другие. Шла огромная работа в жанре сатирического плаката, с целью принижения образа врага, создавались кинофильмы с карикатурными образами немцев. Одной из главных задач средств массовой информации было утверждение в массовом сознании народа жизнеутверждающей надежды на скорую победу.

В свое время Наполеон сказал: «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия»7. Основные сюжеты для пропаганды военного прошлого страны были обозначены ещё в предвоенные годы: На воспитание патриотов стран работали такие работы советских художников, как «Поединок Пересвета с Челубеем» Авилова, «Утро на Куликовом поле» Бубнова, «Александр Невский» Корина, «Лоринстон в ставке Кутузова» Ульянова и др. Плакаты откликались на все события, происходившие на фронте. Их можно было видеть в землянках, окопах, блиндажах, на фронтовых дорогах, они расклеивалась на специальных щитах, деревьях, бортах автомашин. Тема плакатов менялась: 1941 – мобилизация народа на отпрор врагу, 1942 - две темы - а) страдания советских людей в тылу и тема Родины, призывающей к героической борьбе с врагом. в третий год на первый план выходит тема освобождения нашей земли от фашистского рабства; плакаты четвертого года войны отображают стремительное продвижение советских войск, в них преобладает тема Победы. Заключительным этапом в плакатном искусстве является тема мобилизации усилий советского народа на восстановление и возрождение всего разрушенного.

Слайд 8 Радио благодаря своей оперативности и возможности передавать на большие расстояния живую человеческую речь, занимало особое место в формировании патриотического сознания советского общества. Звучащая в передачах Московского радио вера в победу была беспредельной. «Раз Москва говорит – значит, он стоит, борется, готовит новые ответные удары по врагу». На радио постоянно выступали с лекциями учёные-историки Е. М. Ярославский, З. Р. Неедлы, С. К. Бушуев, А. М. Панкратова, И. И. Минц, Н. Н. Яковлев, В. П. Потёмкин, А. В. Ефимов, С. Гопнер, Н. П. Грацианский, С. В. Ковалёв, И. К. Кудрявцев. Темы радио лекций посвящались героическому прошлому нашей Родины, целью которых было показать великие патриотические традиции нашего народа.

Активно использовались для пропаганды патриотизма радиоспектакли: «Сусанин», «Суворов», «Кутузов», «Надежда Дурова». Формированию чувств любви к Родине способствовало включению в репертуар музыкального вещания народной музыки. По радио транслировались концерты и выступления прославленных мастеров – С. Рихтера, М. Юдиной, А. Неждановой, Н. Обуховой, И. Козловского, Л. Оборина, Г. Гинзбурга, Э. Гилельса, знаменитого трио Всесоюзного радио – Л. Оборина, Д. Ойстраха и С. Кнушевицкого. Из общего количества передач музыкального отдела только за 1943 год было дано 6799 передач, русская музыка звучала в 4924 передачах. В годы войны иным, чем в мирных условиях стало значение разных видов кино.  На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов – кинодокументов позволил хронике как виду информации и публицистики занять место рядом с нашей газетной периодикой. Роль военной документальной кинолетописи в современной системе патриотического воспитания неоценима. Огромный потенциал по воспитанию любви к Родине играли художественные фильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны. Тема вождя и истории, проблема бремени власти составляют основу художественного замысла двух наиболее значительных исторических фильмов, задуманных и начатых съемками еще до войны, - «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна и «Георгия Саакадзе» М. Чиаурели. Фильмы «Кутузов», «Богратион» Гобатова, Порт Артур Степанова «Давид-бек» рисовали выдающихся полководцев людьми, опередившими свое время и стоящими над той народной массой, которую они ведут на справедливую борьбу.

Самым популярным жанром в годы войны стала агитационная новелла. Это агитационные «Боевые киносборники», состоящие из короткометражных фильмов. Основные темы: а) патриотизм; б) героизм; 3) ненависть к фашизму; 4) мужество женщин и детей; 5) партизанская борьба.

Жанры кино стали разнообразнее к концу войны: агитационная новелла, комедия, историческая трагедия, историко-революционные и исторические фильмы, экранизировались произведения классической литературы.
Слайд 9. В музыкальной жизни ведущим жанром были песни. В этом жанре следует отметить таких композиторов, как А. Александров, Б Мокроусов, В. Соловьёв-Седой, М. Блантер, И. Дунаевский, песни которых вошли в золотой фонд советской песенной классики. В военное время песня стала могучим идейным оружием и исполнялась, как правило, не одним человеком, а группой людей. Важной особенностью песни является то, что в ней выражаются общие для миллионов людей мысли, идеи и чувства. Для самых первых стихов о войне характерны суровые интонации, повелительные формы. «Вперед! В наступленье! Назад ни шагу!», «Ты – враг. И да здравствует кара и месть!», «Опрокинь врага, задержи!», «В поход! В поход!», «Бей с неба!» – вот стержневые слова первых военных стихотворений А. Суркова, А. Твардовского, О. Берггольц, А. Прокофьева, С. Кирсанова, характеризующие поэтику той поры8.

Позднее при сохранении интонаций призыва появляются интонации сурового рассказа о злодеяниях врага, которые у некоторых поэтов, например у Исаковского, нередко сближаются с жанром народного плача. Возникают и иные стихи, с преобладанием исторических мотивов и ассоциаций. Анализ текстов наиболее известных песен военных лет позволяет вычленить основные смысловые единицы, которые были направлены на формирование патриотического сознания.

^ Родина, любовь к Родине, величие Родины

Ненависть к врагу, готовность дать отпор врагу

Чувство долга и ответственности перед Родиной

Верность традициям

^ Вера в победу

Формирование образа Родины, любви к ней идёт через различные смысловые единицы: «Родное» – ближний круг, т. е. «своё» – родная семья, родная мать (сестра), родной отец (брат).

Из любви рождаются родной голос, родная подруга, родные глаза, родной голос и т.д.

В круге «родного» – родной дом, родная улица, родные места и т. д.

Постепенно географические пределы «родного» расширяются – в них входят родной город, родной край, родная страна.

Слайд 10

В заключение можно сделать следующие выводы:

Отечественная культура в военные годы продемонстрировала повышенную динамичность и способность к трансформации. Если в ряде стран культура в годы войны прекратила своё развитие, но в нашей стране она достигла высокого уровня, который стал важной ступенью для дальнейшего её развития. К героико-патриотической пропаганде были привлечены все средства культуры. Была создана мобильная система идеологического воздействия и патриотического воспитания, отвечающая требования военного времени, главной составляющей которой, являлась культура. На основе проведённого исследования, обоснован вывод о том, что в годы войны советская культура являлась одним из главных средств формирования патриотизма и обеспечения политического единства советского общества. Она выполняла функцию поддержания морального духа народа в годы Великой Отечественной войны, мобилизуя общество на победу над врагом. Работники культуры стали основной социальной опорой власти в деле внедрения в сознание народа чувств патриотизма и советской государственности.


1


2


3


4


5 Толстой, А. Родина // Правда. 1941. 7 нояб.; Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., 1985. С. 19–25.

6 И. Эренбуог. Война. 1941-1945. М.: Астрель, 2004. С.13.

7 Цит. по: Раш К. Указ. соч. С. 4. Толстой А.. Собрание сочинений в 10 т. - Т. 10. М.: Просвещение,1961. С. 533.

8 Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: 1994. С.203.



Скачать файл (66.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru