Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Правовое регулирование охраны окружающей среды в сельском хозяйстве - файл 1.doc


Реферат - Правовое регулирование охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
скачать (138.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc139kb.29.11.2011 20:37скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
План

Введение …………………………………………………………………….. 4

  1. Общие экологические требования……………………………………… 6

    1. 1.1. Основополагающие положения………………………………………... -

1.2.1. Размещение, проектирование, строительство и реконструкция…… 7

      1. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации……. 9

2. Специальные экологические требования к участникам аграрных отношений ……………………………………………………………………… 13

2.1. Требования к объектам сельскохозяйственного назначения…………. -

2.2. Требования к мелиорации……………………………………………….. 14

    1. . Требования к химизации………………………………………………... 16

3. Экологическое значение аграрной реформы………………………………. 18

    1. Цели аграрной реформы……………………………………………….. -

    2. Экологическая задача земельной реформы………………………….. 19

    3. Экологические итоги аграрной реформы……………………………. 20

  1. Охрана земель………………………………………………………………. 23

    1. Земля – основа жизни и деятельности………………………………… -

    1. Экологический фактор в Земельном Кодексе РФ…………………… 24

      1. Содержание и цели охраны земель ………………………………… 26

4.3.2. Правовое регулирование охраны земель…………………………. . 28

4.3.3. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и

химическому загрязнению………………………………………………….. 29

Заключение…………………………………………………………………… 31

Список использованной литературы ………………………………………… 34

Введение

История взаимоотношений человека и природы – это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации. Результаты человеческой деятельности относительной природы позволяют судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями. Воздействие человека на природу увеличивалось с течением времени. Произошедшая научно-техническая революция привела к еще большему усилению этого воздействия, предоставив для него новые возможности и инструменты.

В последнее время понятие экологического кризиса стало обиходным. Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Среди основных черт этого явления можно назвать следующие: нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности, неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис – это закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов путем самовосстановления.

Несомненно, задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми природопользователями, перед всеми без исключения физическими и юридическими лицами. Участники аграрных отношений (и, прежде всего земледельцы) находятся среди природопользователей на первом месте, поскольку земля – главный природный ресурс и главная компонента, основная составляющая природной среды. В то же время земля служит основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, сельское хозяйство является, к сожалению, и основным загрязнителем среды обитания и главной страдающей стороной этого обитания и загрязнения.


  1. Общие экологические требования

1.1. Основополагающие положения

Основополагающие положения об охране окружающей среды содержатся в статьях 9, 42, 36, 41 и 58 Конституции РФ:

- природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

- каждый имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой, как и другими природными ресурсами, осуществляется свободно за 2 исключениями: это не должно наносить ущерб окружающей среде и не должно нарушать права и законные интересы иных лиц. Условия и порядок использования землей определяются на основе федерального закона;

- в России поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию;

- каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в статьях 34-36 предусматриваются общие экологические требования при осуществлении сельскохозяйственной и иной деятельности соответственно её стадиям – при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Основные из них будут рассмотрены ниже.

Как и иные требования, они подкрепляются правовыми санкциями за их неисполнение. Так, согласно статьям 19.4 и 19.5 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания, постановления, представления органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль или надзор, либо за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

1.2.1. Размещение, проектирование, строительство

и реконструкция

При размещении объектов аграрной деятельности надо учитывать не только ближайшие, но и отделенные последствия размещения, проектирования и деятельности объектов – экологические, экономические, демографические, нравственные. Выбор мест размещения объектов осуществляется только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Если же размещение зданий, строений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, то решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

При проектировании должны учитываться предельно допустимые нагрузки на окружающую среду, предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств. Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятия, сооружений и иных объектов проходят государственную, а при необходимости и общественную экологическую экспертизу. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются учреждениями соответствующих банков (ст. 35 и 36 Закона об охране окружающей среды). Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных сельскохозяйственных объектов.

При строительстве и реконструкции должен соблюдаться утвержденный проект, имеющий положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Строительство и реконструкция предприятий, сооружений и объектов должны осуществляться в строгом соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными требованиями, нормами, техническими регламентами и правилами. Должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации, т.е. восстановлению земель и благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации. Запрещаются строительство и реконструкция объекта до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре, т.е. на местности. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб экологической безопасности. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных государственных органов в области охраны среды (Ростехнадзора и Росприроднадзора) и санитарно-эпидемиологического надзора (Роспотребнадзора) с прекращением финансирования работ по строительству и реконструкции (ст. 37 Закона об охране окружающей среды).

1.2.2. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация

и вывод из эксплуатации

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов АПК производится при условии выполнения в полном объёме всех экологических требований, предусмотренных проектом.

Ввод в эксплуатацию осуществляется по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также представителей муниципальных образований, общественных объединений. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных техническими средствами и современными технологиями, сооружениями и установками обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Нельзя вводить в эксплуатацию объекты, не оборудованные средствами контроля над загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ по охране природы и оздоровлению окружающей среды.

Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с административным и уголовным законодательством РФ. Такая ответственность предусматривается в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ.

При эксплуатации выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровье человека. Нарушение установленных нормативов, предусмотренных разрешением, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов, сбросов, захоронения и иной деятельности, причиняющей вред окружающей среде и здоровью человека. В крайнем случае, по предписанию специально уполномоченных государственных органов может быть приостановлена, прекращена деятельность организаций, предприятий или их филиалов, ферм, отделов, цехов, установок.

Юридические и физические лица, осуществляющие агропромышленное производство и эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны:

  • Соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

  • Обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ и иных наилучших технологий;

  • Проводить мероприятия по рекультивации, восстановлению земель и благоустройству территорий;

  • Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществлять при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации;

  • При выводе из эксплуатации разрабатывать и реализовывать мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

  • Перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов и функций зданий, строений, сооружений и иных объектов производить по согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 39 Закона об охране окружающей среды).


2. Специальные экологические требования к участникам

аграрных отношений

2.1. Требования к объектам сельскохозяйственного назначения

При ведении сельского хозяйства юридические и физические лица обязаны выполнять ряд мер по охране окружающей среды от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды и причиняющих вред здоровью человека.

Так, животноводческие фермы и предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований может повлечь ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и других объектов по предписанию специально уполномоченных органов.

Порядок применения в сельском хозяйстве химических и биологических средств защиты растений предусматривается санитарными правилами по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве и Инструкцией по технике безопасности при хранении, транспортировке и применении пестицидов в сельском хозяйстве.

Хранение пестицидов и минеральных удобрений должно осуществляться в специально построенных для этого складских помещениях. Строительство складов сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений осуществляется на основании специальных требований, которыми предусматривается своевременное удаление и обезвреживание отходов. Производственные стоки перед сбросом в наружную канализацию должны быть нейтрализованы и обезврежены на очистных сооружениях.

Также необходимым является учет при строительстве животноводческих ферм и упомянутых складов наветренной или подветренной стороны по отношению к населенному пункту, к другим землевладельцам, наличие водоохранных зон малых рек и рыбохозяйственных водоемов.

Не допускается размещение сельскохозяйственных объектов и предприятий перерабатывающей промышленности в первом поясе зон санитарной охраны источников водоснабжения населения, в первой и второй зонах округов санитарной охраны курортов, на землях запове6дников и заповедных зон природных парков.

2.2. Требования к мелиорации

Одно из ведущих направлений в аграрных отношениях также занимает мелиорация (орошение, осушение, агролесомелиорация и др.). В соответствии со статьей 43 Закона об охране окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений надо принимать все необходимые меры по соблюдению и обеспечению водохозяйственного баланса, экономному использованию вод.

Согласно статье 103 ЗК РФ оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективность предусмотренных защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительных заключений которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление программ по мелиорации земель, строительство и реконструкция предприятий и других объектов АПК.

Проектирование мелиоративных систем и сооружений осуществляется на основе требований ФЗ «О мелиорации земель», предусматривающего анализ значения и характера использования сельскохозяйственных земель, водного и солевого балансов, корнеобитаемого слоя почв. Граница мелиоративных систем должны определяться с учетом территориальных комплексных схем охраны окружающей природной среды, охраны малых рек, границ заказников, памятников природы.

Специальные экологические требования содержатся в главах указанного ФЗ о типах и видах мелиорации земель, праве собственности на мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, о полномочиях РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области мелиорации земель, о государственном управлении в области мелиорации земель, порядке проведения и финансирования мелиорации земель.

2.3. Требования к химизации

Потенциальную опасность для окружающей среды представляет химизация, под которой понимается совокупность организационно-технических мер, направленных на применение в сельском хозяйстве химических препаратов, агрохимикатов, ядохимикатов с целью повышения урожайности. Юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, не подвергающихся распаду.

Головной организацией, занимающейся надзором в этой области, является Росздравнадзор, включенный в систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Органы Росздравнадзора наделены правом издания обязательных правил и норм в области использования химических средств. Совместно с Минсельхозом они периодически утверждают список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в продуктах питания.

Правительством РФ органам Госсанэпиднадзора поручено проводить регистрацию потенциально опасных веществ: в регистр должны включаться сведения об их назначении, свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде. Действуют Санитарные правила о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Росздравнадзор утверждает и ведет Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, паразитами домашних животных и пчел, а также средств по уходу за растениями, разрешенных для розничной продажи населению, Список химических и биологических средств, разрешенных к применению авиацией при выполнении работ в сельском и лесном хозяйстве.

Ежегодно Межведомственная комиссия из представителей Росздравнадзора, Минсельхоза, МПР России и других заинтересованных организаций рассматривает списки химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, а также предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в продуктах питания. Конкретный норматив применения устанавливается в настоящее время самим хозяйством с учетом местных факторов: места расположения участка, времени года, вида сельскохозяйственной культуры, комплекса применяемых средств. Агротехническая служба Минсельхоза России располагает сетью агрохимических станций обслуживания, в задачи которых входит консультирование участников аграрных отношений, контроль над правильностью химической обработки угодий и культур.

3. Экологическое значение аграрной реформы

3.1. Цели аграрной реформы

Главной российской проблемой последних двух столетий является вопрос о земле и ведении на ней сельского хозяйства. Земля – основной природный ресурс и от форм владения, пользования и распоряжения ею во многом зависит уровень использования других природных ресурсов, благополучие всей природной среды обитания.

Начало современных аграрных и земельных реформ в нашей стране относится ко второй половине 80-х годов прошлого века, когда была отменена формула исключительной государственной собственности на землю и передачи её колхозам для вечного пользования. Начала допускаться аренда и субаренда земли; 1990-е годы ознаменовались разрешением, а затем и введением, установлением разных и равноправных форм хозяйствования и права собственности на землю путем дополнения Конституции РФ, принятия Земельного кодекса РФ, указов Президента РФ.

Основной задачей аграрной реформы было решение продовольственной проблемы страны. Предполагалось, что допущение разных форм хозяйствования и права собственности на землю, преобразование колхозов и совхозов, развитие крестьянских и фермерских хозяйств привнесет в земледелие и животноводство новые экономические импульсы, с помощью которых удастся накормить страну, решить проблемы обеспечения промышленности соответствующим сырьем.

С аграрной и земельной реформой связывались надежды на оздоровление окружающей среды, образование рынка продовольственной продукции, снижение на неё цен в условиях свободной конкуренции и преодоление монополизма, создание изобилия продуктов. Аграрная реформа имела своей целью образование класса земельных и иных собственников, повышение уровня жизни деревенского населения, уход его от «идиотизма сельской жизни» (К.Маркс и Ф. Энгельс 1848 г.), обеспечение продовольственной независимости и безопасности страны.

3.2. Экологическая задача земельной реформы

Деградирование российских земель заставляло бить тревогу: ветровая и водная эрозия, заболачивание и опустынивание, засорение, засоление и загрязнение земель приводили к массовому их выводу из сельскохозяйственного оборота, к сокращению посевных площадей, уничтожению русских черноземов.

Ученые полагали, что такое бесхозяйственное использование земель и других природных ресурсов происходит по причине наличия исключительной всенародной, государственной собственности, когда констатируется отсутствие бережного, ответственного отношения к всеобщему богатству, не воспитывается забота о настоящем и будущем земли и всей природы в целом. Отсутствие частной собственности на землю предполагалось преодолеть с помощью земельной реформы; на неё возлагалась не только социальная, но и экологическая задача. Собственник земли, предполагалось, должен лучше заботиться о рациональном, эффективном использовании земли, думать о будущем своих наследников и следующих поколений, оставлять им после себя улучшенные участки, облагораживать природную среду обитания своей семьи.

При наличии стабильных земельных и государственных отношений земледельцу, казалось, не имеет смысла срочно брать у земли и всей природы все, что возможно «урвать»: задача цивилизованного землепользования и природопользования растягивается на годы и десятилетия, когда можно не спеша вводить опробованные системы земледелия, травопольные севообороты, стремиться к соблюдению экологических норм и правил, рассчитанных на длительный период действия. Перспективное хозяйствование на земле для себя должно было стать приоритетным над сиюминутным для отчета перед своими близкими и всем обществом. Эти идеализированные перспективы наталкиваются на прозаические, в том числе правовые, трудности: уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий и количества применяемых удобрений, дальнейшее падение культуры земледелия, снижение требовательности к профессионализму выпускников аграрных вузов и компетентности агрономов и иных работников сельского хозяйства.

3.3. Экологические итоги аграрной реформы

Опыт развитых стран свидетельствует о возможности решения различных природоохранных проблем в условиях фермерского и иного много-форматного сельского хозяйствования. При этом роль государства вовсе не уменьшается, а приобретает более жесткий и целенаправленный характер.

Человеку, нарушившему экологические правила, а главное, посягнувшему на природную среду – общенациональное благо, оказывается не только административное воздействие в виде штрафа, но и всеобщее осуждение, в глазах других людей он становится недобропорядочным гражданином. Злостному же нарушителю экологических государственных требований при развитых рыночных отношениях окружающие физические и юридические лица отказывают в льготном кредите и доверии, его товары не выдерживают конкуренции, более того, представители «Гринписа» информируют о его антиэкологическом поведении соседей по жительству, общественность и покупателей продукции, что, несомненно, сказывается на доходе данного нарушителя.

Свобода договорных отношений и стабильность земельной и иной собственности, многообразие её форм идут параллельно со свободой информации, цивилизованностью и стабильностью разделения властей, обеспеченностью судебной и иной правовой защиты в случаях злоупотреблений, коррупции государственных и муниципальных чиновников. Стоит отметить, что хотя штрафы за экологические правонарушения увеличились, число привлеченных к ответственности за правонарушения не повысилось в основном за счет процветания коррупции. В связи с этим природопользователь не всегда чувствует себя уверенно, вступая в аграрные и природоохранные отношения с контрагентами, с обществом, государством, которое, в свою очередь не очень активно поддерживает аграрный сектор производства.

Экологическое образование и воспитание не привели к масштабному осмыслению и пониманию надвигающегося экологического кризиса и роли в нем сельскохозяйственного производства с его испорченными и заросшими кустарником землями и лесами, отравленными животноводческими отходами и химическими удобрениями водами и недрами. Только тогда, когда большинство населения поймет, что экологические преступления – это преступления, а не язвительный проступок, что экологический преступник наживается на нашем здоровье; только тогда, когда порядочный человек не подаст руки браконьеру или директору предприятия, отравляющего окружающую местность вредными выбросами, можно будет надеяться на благополучный выход из экологического кризиса.

4. Охрана земель

4.1. Земля – основа жизни и деятельности

Правовая охрана окружающей среды подразумевает охрану, как всей совокупности природных ресурсов, так и каждого из этих природных ресурсов и природных объектов. Среди них наиболее важное место отводится правовой охране земли как основе АПК.

В статье 9 Конституции РФ предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей заниматься использованием и охраной земли как общим достоянием.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» рассмотрел, в частности, вопрос об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на её территории. Было признано, что субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять их регулирование, ограничивающее использование природных ресурсов в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ, а также установленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий.

4.2. Экологический фактор в Земельном кодексе РФ

В Земельном кодексе РФ систематизированы основные земельные принципы и нормы, установленные Президентом и Правительством РФ в ходе земельной и аграрной реформ 1990-х годов. В 2002 году был принят ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Большое место в рассматриваемом Кодексе и иных актах земельного законодательства заняли экологические нормы и требования при регулировании земель поселений, предоставлении земельных участков для строительства, решении вопросов оборота земли и правовой связи жилых и иных строений с земельными участками, на которых они расположены: теперь обеспечивается единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, что способствует единой охране окружающей среды.

Основной задачей нового Земельного кодекса являлось приведение земельного правопорядка в соответствии с состоянием экономических и иных общественных отношений в России в ХХI веке, стабилизация с помощью права аграрные, градостроительные, экологические и иные отношения в стране, совмещение рыночных реформ со специфическими взглядами на землю, сложившимися у населения нашей страны на протяжении веков.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, по совершению сделок с ним регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным или иным природоресурсным, а также природоохранным законодательством. Именно поэтому в Земельном кодексе РФ провозглашается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Ряд норм направлен на обеспечение сочетания интересов общества, всего населения и законных интересов граждан, при котором регулирование использования и охраны земель осуществляется, прежде всего, в интересах всего общества при гарантировании каждому гражданину прав собственности на принадлежащий ему земельный участок. Таким образом, применяется и реализуется на сегодняшний день принцип разграничений гражданского и экологического законодательства, а также принцип государственного, отраженного в законе, регулирования землеустройства, мониторинга и иных важнейших аспектов земельных отношений, в частности приватизации земли.

Законодатель исходил из необходимости обеспечения конституционной законности, приоритете охраны здоровья человека и предотвращения негативных, вредных последствий при принятии экологически значимых решений, активного участия граждан и общественных объединений при их подготовке и обсуждении, деления земель по целевому назначению на категории, разграничения собственности на земли частную, государственную (федеральную, субъектов РФ) и муниципальную в интересах эффективной охраны природы каждым уровнем собственника.

4.3.1. Содержание и цели охраны земель

В статье 13 ЗК РФ предусматриваются обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по охране земель. В целях охраны и использования земель для сельского хозяйства получили распространение разработка, обсуждение и реализация федеральных, региональных и местных программ, рассматриваемых и утверждаемых Правительством РФ, на коллегиях Минсельхоза России, в правительственных органах субъектов РФ, в органах местного самоуправления, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Оценка состояния земель и эффективность предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических норм и требований. Экологическая экспертиза (государственная и общественная), порядок её организации и проведения, ответственность за неисполнение её заключений и нарушение порядка проведения предусмотрены и подробно регламентированы в ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе». Основным актом законодательства, устанавливающим регулирование санитарно-гигиенических норм и требований при охране земель, является ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 утверждены Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положении о государственно-эпидемиологической службе РФ.

В Земельном кодексе РФ и других федеральных законах осуществляется реализация основных принципов земельного законодательства, т.е. двуединого назначения земли: как важнейшего компонента природы, всей окружающей природной среды и как средства производства и пространства для развития промышленности, аграрного комплекса и иной хозяйственной деятельности.

Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, нарушения земель; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативным воздействиям агропромышленной и иной хозяйственной деятельности. Цели охраны земель достигаются реализацией системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

4.3.2. Правовое регулирование охраны земель

В области мелиорации и иных способов охраны и обеспечения рационального использования земель правовые основы устанавливаются
ФЗ от 10 января 1996 г. « О мелиорации земель».

В целях предотвращения деградации земель Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 утверждено Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.

Также может осуществляться экономическое стимулирование охраны земель в порядке, установленном бюджетным законодательством, которое базируется на Бюджетном кодексе РФ, законодательстве о налогах и сборах. Оно в соответствии с бюджетным, земельным, природоохранным законодательством и законодательством о налогах и сборах могло бы включать:

  • выделение средств регионального или местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

  • освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;

  • поощрение граждан, ведущих крестьянское или личное подсобное, приусадебное хозяйство, лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда и др.

Земельный кодекс исходит из понятия экологического законодательства, включающего природоохранное законодательство и природоресурсное законодательство. Земельно-правовой институт и понятие «охрана земель» является примером отрасли (подотрасли) земельного законодательства, включенной в более крупную отрасль (подотрасль) – природоресурсное законодательство, входящее в комплексную отрасль – экологическое законодательство. Такой же комплексной отраслью является аграрное законодательство.

4.3.3. Использование земель, подвергшихся радиоактивному

и химическому загрязнению

Главным актом, которое регулирует предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения является ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения», где рассматриваются: принципы обеспечения радиационной безопасности, производственный и общественный контроль по обеспечению радиационной безопасности, государственное нормирование и лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

Постановлением Правительства РФ регулируются порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ и государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ. Принята Инструкция Минприроды и Госкомсанэпиднадзора России «О порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».

ФЗ от 10 июля 2001 г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных средств, полученных от завоза из-за рубежа и переработки отработанного ядерного топлива. Этим Законом на Правительство РФ возложены:

  • определение порядка и сроков разработки специальных экологических программ, очередности их финансирования;

  • разработки и обеспечения выполнения федеральных специальных программ

  • определение лимитов на ежегодно ввозимые в Россию облученные тепловыделяющиеся сборки ядерных реакторов

  • осуществление контроля за реализацией специальных экологических программ.

Субъекты РФ разрабатывают и реализуют специальные экологические программы, согласовывают порядок и очередность финансирования специальных экологических программ. На Федеральное Собрание, в том числе на Счетную палату, возложен контроль над поступлением и целевым использованием средств целевого бюджетного фонда.

Заключение

Охрана окружающей среды регулируется ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Общие экологические требования при осуществлении сельскохозяйственной деятельности изложены в статьях 34-56 данного Закона.

В соответствии с Законом хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  •   ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

  •  платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

  •  независимость контроля в области охраны окружающей среды;     

  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

  • сохранение биологического разнообразия;

  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Закон также устанавливает полномочия органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Выделяет права и обязанности граждан области охраны окружающей среды. Устанавливает различные нормативы (например, выбросов в окружающую среду), меры охраны природных объектов и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает правовые основы государственного регулирования для обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Как было отмечено, задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми без исключения. Однако особая роль отводится все же государству, которое обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением. Современное российское

законодательство предусматривает не только административную и

дисциплинарную, но и уголовную ответственность за причинение вреда окружающей природной среде. Однако наиболее действенного правового регулирования охраны окружающей среды можно будет достичь лишь в том случае, если человек сам осознает, что экологические преступления – это преступления, а не язвительный проступок, и, совершая их, экологический преступник наживается на здоровье других людей.

Список использованной литературы

  1. СЗ РФ. -2000.-№25. –Ст. 2728

  2. СЗ РФ. -1995. -№48. – Ст. 4556

  3. Аграрное право: Учебник/ Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. –М.: Эксмо, 2007. -368 с.

  4. Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник. – М.: Норма, 2003

  5. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник.- М.: Юристъ, 2004

  6. Гурьева Е.В., Лукин Е.Е., Кулакова О.С. Аграрное право России в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 240 с.

  7. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. – 3-е изд. – Аспект Пресс, 1996. -143 с.

  8. Земельное право России / Под ред. В.В. Петрова. – М.: Стоглавъ,1995

  9. Земельное право России: Практикум. Законодательство. – М.:Деюре, 2002

  10. Земля и право: пособие для российских землевладельцев / Под ред. С.А. Боголюбова .- М.: Норма, 2001

  11. Иконицкая И.А. Основы земельного првва. – М.: Юристъ, 2002

  12. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (постатейный) / Под ред. С.А Боголюбова. – М.: Юстицинформ, 2003

  13. Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / Рук. Авт. Колл. С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков. – М.: ИЗиСП – Минсельхозпрод России, 1999

  14. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Кичигин Н.В. – М.: Юстицинформ, 2006

  15. Правовое регулирование природопользования и охрана окружающей среды. – Казань: ИНТЭКО,1995. – 98 с.

  16. Правовое регулирование природоохранной деятельности: Учебное пособие. Под ред. Сухарева А.Я. – М..: Юрид.лит., 1998.- 254 с.

  17. Право собственности на землю в сельском хозяйстве РФ. – М.: ИГиП РАН, 1996



Скачать файл (138.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru