Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл лекции Банковское дело.doc


Лекции - Банковское дело
скачать (127.1 kb.)

Доступные файлы (1):

лекции Банковское дело.doc839kb.11.12.2009 15:50скачать

содержание
Загрузка...

лекции Банковское дело.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Введение

Лекция № 1. Роль и место банков в экономике

1. Денежное обращение – основа банковской деятельности

2. Банковская система

3. Современная банковская система России. Этапы формирования системы

Лекция № 2. Банк России – центральное звено банковской системы

4. Цели, функции и организационное построение Банка России

5. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России

6. Банковское регулирование и надзор

Лекция № 3. Основы организации деятельности кредитных организаций

7. Порядок учреждения кредитных организаций

8. Организационная структура банка

Лекция № 4. Ресурсы банка

9. Формирование и использование собственных средств банка

10. Привлеченные средства и другие ресурсы банка

Лекция № 5. Основные показатели деятельности банков

11. Баланс банка. Структура и принципы построения баланса

12. Ликвидность и платежеспособность банка

13. Обязательные нормативы деятельности банков

14. Рейтинг банков

Лекция № 6. Платежная система России, расчетные и кассовые операции банков

15. Платежная система России

16. Расчетные услуги банков клиентам

17. Вексельное обращение

18. Система межбанковских расчетов

19. Кассовые операции банков

Лекция № 7. Кредитные операции банков

20. Сущность кредита. Законодательные основы кредитных операций

21. Формы кредита

22. Условия кредитной сделки

23. Особенности долгосрочного кредитования

24. Ипотечное кредитование

25. Международные банковские кредиты

26. Кредитная политика банка

Лекция № 8. Операции банка с ценными бумагами

27. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами

28. Банк как эмитент

29. Операции банков с ценными бумагами клиентов

30. Собственные сделки с ценными бумагами

Лекция № 9. Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность банков

31. Банки – участники валютного рынка

32. Валютные операции банка

33. Внешнеэкономическая деятельность банка

Лекция № 10. Банковский маркетинг

34. Особенности банковского маркетинга

35. Анализ рынка банковского продукта

Лекция № 11. Банковский менеджмент

36. Специфика банковского менеджмента

37. Финансовый менеджмент в банке

1 Управление капиталом

2 Управление активами и пассивами

3 Управление доходами банка

4 Управление банковскими рисками

5 Современные системы финансового управления

38. Менеджмент персонала

Введение
Банки являются центром финансовой системы. Устойчивость финансовой системы – важнейшее условие развития экономики. Для России достижение современного мирового уровня организации банковского дела имеет первостепенное значение. Процесс рыночных преобразований начался именно с реформирования банковской системы и к настоящему времени в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты.

Однако противоречия макроэкономического характера и недостаток опыта работы в новых условиях создали банкам серьезные проблемы, ставящие их периодически на грань системного кризиса. В настоящее время наблюдается резкое сокращение общего количества коммерческих банков, рост концентрации банковского капитала и ожесточение конкурентной борьбы в банковском секторе экономики.

Одним из факторов преодоления существующих трудностей является наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов в области банковского дела и современного уровня общей финансовой культуры всех экономических субъектов.

Изучение курса «Банковское дело» должно обогатить студентов базовыми теоретическими знаниями и некоторыми практическими навыками.

В Курсе «Банковское дело» изложены основные термины, понятия, принципы и методы банковской деятельности. Задачей курса является ознакомление студентов с основами теории и практики современного банковского дела, привитие навыков экономического анализа, умения ориентироваться и принимать решения в типичных банковских ситуациях. Особое внимание обращается на специфику становления банковской системы России и кредитно-финансовой системы обслуживания клиентов в условиях формирования рыночных отношений.

Курс включает разделы, характеризующие сущность банковской деятельности и структуру банковской системы, особенности функционирования Центрального банка России и коммерческих банков, важнейшие банковские операции, специфику банковского маркетинга и менеджмента.

Изучив курс «Банковское дело», студенты должны:

а) иметь представление о:

  • структуре банковской системы и роли банков в экономике;

  • балансе КБ и основных показателях его деятельности;

  • сущности содержания пассивных и активных операций банка;

  • кредитной и инвестиционной политике банков;

  • управленческих аспектах банковской деятельности;

  • рынке банковских услуг и его сегментации;

  • внешнеэкономической деятельности КБ;

  • отношениях банков с клиентами.


б) уметь:

    • использовать теоретические знания для анализа макроэкономической ситуации,

    • работы с клиентами, ориентации на рынке банковских услуг;

    • разбираться в банковском законодательстве и уметь применять его на практике;

    • оформлять основные банковские документы;

    • определять кредитоспособность ссудозаемщика.


Курс «Банковское дело» базируется на знаниях, полученных при изучении основ экономической теории, микро и макроэкономики, общей теории финансов и других дисциплин.

Курс «Банковское дело» предназначен как для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и Кредит», так и других экономических специальностей.

На базе данного курса студентам предстоит изучить специальные курсы по «Банковскому менеджменту», «Банковскому маркетингу», «Бухгалтерскому учету в банках», «Инвестированию» и «Инвестиционному анализу», «Зарубежным банковским системам», «Валютному рынку и валютным операциям банков» и пр.

Лекция № 1. Роль и место банков в экономике

1. Денежное обращение – основа банковской деятельности

2. Банковская система

3. Современная банковская система России. Этапы формирования системы


1. Денежное обращение – основа банковской деятельности

История развития банковского дела и формирования современной банковской системы неразрывно связана с эволюцией денег и денежного обращения. Деньги – язык рынка.

В системе товарно-денежных отношений деньги:

- опосредуют процесс товарного обращения;

- являются целью предпринимательской деятельности (прибыль) и средством ее реализации.

Как известно, деньги выполняют в экономике следующие функции:

1. мера стоимости (единица счета);

2. средство обращения (обмена);

3. средство платежа;

4. средство накопления;

5. мировые деньги (золото, СКВ, евро).

Современные деньги – это кредитные деньги.

Кредитные деньги – это деньги, эмитируемые банками в процессе совершения кредитных операций. Это банкноты Центрального банка и банковские депозиты, возникающие на их основе. КД способны к с cамовозрастанию. Формула движения «Д - Д'» отражает возможность спекулятивных сделок.

^ Денежный оборот – непрерывное движение денег в наличной и безналичной форме в сфере обращения и платежа. Движение денег в наличной форме – денежное обращение.

В наличном обороте используются банкноты (банковские билеты) и монеты.

В безналичном обороте задействованы банковские депозиты (вклады).

Расчеты ведутся с помощью кредитных орудий обращения: банкнот, векселей, чеков, платежных поручений, платежных требований и платежных (пластиковых) карточек.

Контроль за денежным оборотом и деятельностью банков осуществляется при помощи денежно – кредитной политики.

^ Денежно – кредитная политика – это система государственных мер по управлению денежной массой, находящейся в обращении.

Денежная масса – количество кредитных средств в обращении.

Объем всей денежной массы – совокупный денежный агрегат, который характеризуется различными показателями денежной массы. По странам рассчитывают от одного до пяти показателей.

Банк России использует следующие показатели: денежная база, деньги (М1), М2, М2Х.

При построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую.

Денежная база (ДБ) в узком смысле включает сумму наличных денег в обращении (М0) и обязательные резервы ЦБ. В широком смысле ДБ или показатель резервных денег включает также остатки средств коммерческой организации на корреспондентских счетах и депозиты в ЦБ РФ. ДБ представляет собой денежные обязательства государств (предложение денег с его стороны).

М1 = ДБ + средства на текущих и прочих счетах до востребования;

М2 = М1 + остатки средств на срочных счетах;

М2Х = М2 + все депозиты в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте Х).

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. В настоящее время показателем уровня Д считается коэффициент монетизации = М2/ВВП

Денежные отношения на практике осуществляются в трех сферах: бюджетной; налоговой; кредитной.

Специфика кредитной сферы:

- движение временно свободных денежных средств на возвратной основе;

- возрастание денежной стоимости в процессе движения за счет платности ссужаемых денег.

^ Ценой кредита является ссудный процент (в отличие от бюджетной и налоговой сферы это обусловливает рыночный характер кредитных отношений).
Функции банков

Банк (итал. ваnсо – скамья) – особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.

^ Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам в платежах.

Исходя из сущности банковской деятельности, выделим следующие функции банков:

привлечение (аккумуляция) денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

стимулирование накоплений в народном хозяйстве;

посредничество в кредите;

посредничество в платежах;

создание кредитных средств обращения;

посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами);

предоставление консультационных, информационных и др. услуг.

^ Банки не просто формируют собственные ресурсы, они обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны. Стимулы к сбережению свободных средств населения и накоплению капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации в стране.

^ Стимулирующая политика предполагает:

установление привлекательных процентных ставок по вкладам;

высокие гарантии сохранности денежных средств вкладчиков;

достаточно высокий рейтинг надежности банка и доступность информации о его деятельности;

разнообразие депозитных услуг.

^ Посредничество в кредите – важнейшая функция банка как кредитной организации. Она обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности. Кредитные операции является главным источником доходов банка.

^ Посредничество в платежах – изначальная и основополагающая функция банков. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности имеют расчетные счета в банках, с помощью которых осуществляются все безналичные расчеты. На банках лежит ответственность за своевременное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

^ Создание кредитных средств обращения представляет собой процесс производства денег банковской системой. Она способна расширять кредиты и депозиты путем многократного увеличения денежной базы. Такое расширение денежной массы называется эффектом мультипликатора.

Для понимания этого процесса необходимо иметь представление об основных видах банковских операций. Все операции делятся на пассивные и активные, что находит отражение в балансе банка.

^ По пассиву банки отражают привлечение средств – образование депозитов, а по активу – их размещение путем выдачи ссуд или инвестирования, например, в ценные бумаги.

Все средства, мобилизованные банками на финансовом рынке, представляют собой его ресурсы. Та их часть, которая может быть использована для проведения активных операций, называется свободным резервом (или кредитным ресурсом).

Таким образом, деятельность банков имеет чрезвычайно важное общественное значение. ^ Банки организуют денежно – кредитный процесс и эмитируют денежные знаки.

Конкретным результатом банковской деятельности является банковский продукт.

^ Банковский продукт – это особые услуги, оказываемые банком клиентам и эмитируемые им наличные и безналичные платежные средства. Специфика банковского продукта состоит в его нематериальном содержании и ограниченности сферой денежного обращения.

^ Банки как главное звено финансового рынка

Банковская система

Структура рыночной экономики представлена тремя видами рынков: рынком товаров и услуг, ресурсным и финансовым рынками (ФР). Финансовый рынок – основная сфера функционирования кредитных и кредитно – финансовых учреждений.

К определению ФР существует два подхода: ^ ФР – в узком смысле и ФР – в широком смысле. Первый подход преобладает в отечественной литературе ФР представляет собой рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами – краткосрочными высоколиквидными обязательствами.

Второго подхода придерживаются международные финансовые организации. ФР – это рынок, который направляет потоки денежных средств от их собственников к заемщикам.

Структура такого ФР может быть представлена следующим образом:

^ Рынок денег – рынок краткосрочных финансовых инструментов (долговых обязательств) со сроком обращения до 1 года.

Рынок капиталов – рынок среднесрочных (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочных активов – акций, облигаций (со сроком погашения более года) и ссуд (со сроком погашения более года).

^ Кредитный рынок – рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд.

На практике между ними нет четкой границы.

Основными участниками ФР являются финансовые институты (по международной терминологии), или кредитные организации банковского и небанковского типа (по банковскому законодательству России). Независимо от названия сущность их деятельности сводится к посредничеству в организации денежных потоков.
2. Банковская система

Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране.

^ Банковская система включает в себя все банковские и небанковские институты, выполняющие отдельные банковские операции. Законодательство определяет структуру банковской системы, устанавливает сферу деятельности, подчиненности и ответственности для различных институтов, входящих в систему.

По критерию права собственности на кредитно-финансовые институты различаются:

1. государственные кредитные и кредитно-финансовые;

2. частные кредитные и кредитно-финансовые;

3. кооперативные;

4. смешанные (представляют разные формы собственности).

К первой группе относятся все центральные банки и отдельные КБ или специализированные институты, национализированные полностью или путем приобретения государством контрольного пакета акций.

Частные финансовые институты могут быть образованы на основе любой формы собственности. В международной практике преобладает акционерная форма банковской организации.

По характеру деятельности банки делятся на коммерческие и специализированные.

Коммерческие банки, как правило, универсальные.

^ Универсальные банки выполняют все виды кредитных, расчетных и финансовых операций.

Специализированные банки ограничивают количество банковских операций 1-3 видами услуг или выделяют один из видов деятельности. Эти банки классифицируются в основном по трем критериям: функциональный; отраслевой; по клиентам.

Отдельно выделим территориальный признак. В соответствии с ним банки делятся на международные, национальные, региональные, межрегиональные, муниципальные, заграничные (например, российские банки за рубежом). Кроме того, в процессе концентрации и централизации банковского капитала возможно появление различных объединений банков и др. кредитных организаций: консорциумов, корпораций, ассоциаций и т.п.

^ К небанковским организациям относятся различные фонды, союзы, общества и другие коммерческие организации, выполняющие на финансовом рынке некоторые банковские операции в соответствии с полученной лицензией.

Совокупность кредитных учреждений страны, форм и методов кредитования представляет собой кредитную систему. Кредитная система осуществляет аккумуляцию свободных денежных средств и превращение их в ссудный капитал.

Структура кредитной системы:

1) Банки, эмиссионные (ЦБ, региональные ЦБ) и неэмиссионные (универсальные КБ и специализированные)

Специализированные банки делятся по функциональной специализации (инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные, учетные, страховые и другие), отраслевой специализации (промышленные, сельскохозяйственные, торговые, строительные, внешнеторговые и другие), клиентской специализации (потребительские (сберегательные) для физических лиц, отраслевые – только для обслуживания юридических лиц и другие).

2) ^ Небанковские организации: специализированные кредитно-финансовые институты (инвестиционные фонды, пенсионные фонды, лизинговые К0, факторинговые К0, ломбарды, кредитные товарищества и союзы, страховые общества, расчетные (клиринговые) центры и другие) и почтово–сберегательные.

Организация кредитной системы (yже банковской системы) может быть одноуровневой и двухуровневой. Банковские системы некоторых стран имеют 3-4 уровня, но, как правило, это подсистемы первого или второго уровня.

Современные банковские системы, как правило, двухуровневые:

I уровень – ЦБ,

II уровень – все виды КБ и др. кредитные организации, лицензированные ЦБ.

Примерная схема оргструктуры банковской системы представлена так:.

^ Коммерческий банк (КБ) кредитная организация, формирующая свои ресурсы ипреимущественно путем привлечения средств на депозиты и работающая на принципах банковской коммерции.

^ Базовым принципом является прибыльность банковской деятельности.

Современный этап деятельности КБ в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется переходом к маркетинговым принципам организаций работы банков, когда интересы получения прибыли подчиняются долгосрочным перспективам работы на высококонкурентном финансовом рынке – банковской системе любой страны присущи как общие закономерности развития, так и национальные особенности.
3. Современная банковская система России. Этапы формирования системы

Современная российская банковская система берет свое начало с конца 80-х годов.

^ Начало реформы командно-административной системы в банковском секторе экономики относится к 1987 г., когда Правительственным постановлением Госбанк СССР (ГБ) лишался своих монопольных функций:

^ I этап реформы банковской системы относится к 1988-1990 гг. (подготовительный).

Летом 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», предусматривающий возможность создания кооперативных банков и обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью – ТОО на паевых началах. К началу 1990 г. было зарегистрировано более 300 кооперативных и коммерческих банков (КБ).

Разработка и принятие в декабре 1990 г. законов РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР», а также принятие в 1991 г. ЦБ РСФСР ряда нормативных документов по регулированию деятельности КБ положили начало новому этапу качественных преобразований банковской системы России.

Главный итог I этапа – создание двухуровневой банковской системы.

1 уровень: ЦБ РФ - Банк России, 2 уровень: Внешторгбанк, Сбербанк(полугос банки) и Коммерческие банки

^ II этап реформы банковской системы – период с 1991 г. и длится по настоящее время, – включает подэтапы, имеющие собственные качественные характеристики.

^ Период с 1991 г. по август 1995 г. – характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор. К началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков и 5500 филиалов КБ (без СБР). Банки интенсивно наращивали свои активы. В 1995 г. уже 6 российских банков входили в число 1000 крупнейших банков мира. Однако система была слабой и неустойчивой, что привело к кризису рынка межбанковских кредитов (МБК), выразившемся в массовой неплатежеспособности банков.

^ Основные характеристики банковского сектора экономики:

  • Стихийный быстрый рост числа КБ с количественным преобладанием средних и мелких кредитных учреждений и нерациональной географией размещения.

  • Абсолютное преобладание универсальных КБ, специализация развита слабо. Банки сориентированы на быстрое переключение деятельности на сверхдоходные операции.

  • Большинство банков маломощные, с низким уровнем уставного капитала и слабой депозитной базой.

  • Низкий профессионализм сотрудников вновь созданных банков перекрывался высокими инфляционными доходами.

  • Ограничение деятельности банков сферой денежного рынка (МБК, валютный, с 1994 г. – рынок ГКО) и последовательное сокращение операций по обслуживанию реального сектора экономики. Доля долгосрочного кредитования в кредитных операциях банков составляла в 1905 г. около 4%.

  • Рост числа правонарушений в банковской сфере.

^ Главные причины:

- макроэкономические – высокий уровень инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства, нарастание структурного неравновесия в экономике, сокращение реальных доходов населения, слабость платежной системы и др.;

- несовершенство банковского законодательства – отсутствие ряда важнейших законов, регулирующих деятельность всех участников финансового рынка, наличие существенных противоречий в действующем законодательстве;

- слабость и противоречивость денежно-кредитной политики и надзорной деятельности Банка России;

- неравновесная, деформированная институциональная структура банковского сектора;

- низкий уровень банковского менеджмента.

Отличительные черты институциональной структуры

банковского сектора экономики

1. По происхождению выделяются следующие группы банков:

  • государственные и полугосударственные банки (Сбербанк РФ, Внешторгбанк, Внешэкономбанк);

  • преобразованные из бывших Спецбанков – системы Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка в КБ, но по-прежнему связанные и опирающиеся в большей или меньшей степени на государственную поддержку (Промстройбанк, Уником-банк, Возрождение и др.);

  • корпоративные банки формировались, как правило, на отраслевой основе, «министерские» банки (Авиабанк, Автобанк, Промрадтехбанк и т.п.). Для банков, связанных с достаточно устойчивыми отраслями, открывалось много преимуществ, в том числе по использованию средств госбюджета, перечисляемых для обслуживания этих отраслей. Банки, обслуживающие предприятия гибнущих отраслей, часто становились и становятся банкротами;

  • новые КБ, не имеющие советского прошлого, а следовательно, не имеющие государственной поддержки, оказались в самом тяжелом положении – без опыта, связей и сильной ресурсной базы. Эти банки неоднородны по своей структуре, как по размерам, так и по характеру деятельности. Многие из них криминализированы.

В ходе конкурентной борьбы из этих групп сформировалась банковская элита, включающая примерно два десятка крупнейших банков национального уровня и региональные элитные банки.

^ Причины формирования банковской элиты:

1. Неравномерное распределение финансового капитала. На долю крупнейших банков приходится 1/3 активов банковской системы, они тесно сращиваются с ее естественными монополистами – предприятиями ТЭК, связи и т.п.

2. Наиболее устойчивые в финансовом отношении КБ имеют тесные связи с властными структурами, следовательно, имеют доступ к важной экономической информации и ресурсам госбюджета.

3. Банковский сектор имел и имеет слаборазвитую инфраструктуру.

Этот сложный период становления банковской системы рыночного типа завершился первым банковским кризисом в августе 1995 г.

Период с августа 1995 г. по август 1998 г. характеризуется существенной трансформацией кредитной системы России, проявившейся в следующем:

  • сокращение числа КБ с 2500 в 1995 г. до 1675 к нач. 1998 г.;

  • устойчивый рост числа крупных кредитных организаций с объявленным уставным капиталом свыше 30 млрд. руб. (к с. 1997 г. – 20% КБ);

  • усиление концентрации и централизации банковского капитала (совокупные активы 30 крупнейших банков на 1.03.98 г. составили 60% от активов банковской системы);

  • совершенствование банковского законодательства путем обновления действовавших законов («О Банке России», «О банках и банковской деятельности») и принятия новых;

  • активизация деятельности ЦБ РФ по повышению надежности банковской системы, ужесточение системы банковского контроля и надзора.

Позитивные сдвиги оказались временными, а кризисные явления пустили глубокие корни.

^ Причины и факторы кризиса августа 1998 г.:

Внешние факторы: кризисы на международных финансовых и товарно-сырьевых рынках (падение мировых цен на нефть), миграция международного спекулятивного капитала (в т.ч. уход иностранного капитала из России).

^ Внутренние факторы: неадекватная денежно-кредитная политика государства, слабость механизмов контроля за финансовым рынком страны.

Причины:

- недостаточность капитала у КО;

- недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками (особенно кредитными и валютными);

- ориентация банковского менеджмента на спекулятивные операции на финансовых рынках и ограниченность кредитования реального сектора экономики;

- активный рост заимствований российских банков на международных финансовых рынках в силу ограниченности возможностей наращивания ресурсной базы в России;

- высокая зависимость КО от бюджетных средств.

^ Повод к началу кризиса: дефолт по ГКО-ОФЗ и девальвация рубля.

Последствия кризиса август-98:

  • сокращение количества КО;

  • удар по ресурсной базе КО (суммарный капитал (без СБ РФ) сократился с 1.08.98 по 1.10.98 на 37,6%);

  • убытки банковской системы (без СБ РФ) с 1.08.98 по 1.01.99 составило около 30 млрд. руб.;

  • резко снизилось доверие как к КО, так и к ЦБ РФ и Правительству страны.

Основной вывод:

Банковский кризис 1998 г. носил системный характер, он вскрыл глубинные противоречия переходного периода, но не разрешил их в полной мере.

^ Период с августа 1998 г. по настоящее время:

Цель: восстановление жизнеспособности банковской системы в целом путем ее реструктуризации.

Главные задачи:

  • быстро очистить Банковскую систему от неплатежеспособных банков (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99; ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» от 8.07.99)

  • нарастить собственный капитал дееспособных КО;

  • повысить качество банковского менеджмента;

  • создать стимулы экономического роста;

  • повысить прозрачность банковской деятельности;

  • создать конкурентную банковскую среду (в т.ч. за счет привлечения иностранных банков).



Лекция № 2. Банк России – центральное звено банковской системы

4. Цели, функции и организационное построение Банка России

5. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России

6. Банковское регулирование и надзор


4. Цели, функции и организационное построение Банка России

Банк России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны – «Банк банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Цели деятельности Банка России:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;

  • развитие и укрепление банковской системы России;

  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):

  • Банк России является юридическим лицом.

  • Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

  • ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

  • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

^ Комплекс основных функций Банка России закреплен в Конституции РФ (ст. 75):

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделены следующие функции БР:

  • разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  • осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

^ Операции Банка России

Банк России имеет право осуществлять следующие операции (гл. 8 ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)»):

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение;

  • покупать и продавать чеки и векселя со сроком погашения не более шести месяцев;

  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, покупать и продавать иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года;

  • проводить эмиссию облигаций и размещать их от своего имени среди КО;

  • покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в инвалюте, выставленные кредитными организациями;

  • покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

  • проводить расчетные кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

  • выдавать гарантии и поручительства;

  • осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

  • открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;

  • выставлять чеки и векселя в любой валюте;

  • осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

^ Организационная структура Банка России

Внешним органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. В состав Совета директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов. Срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Кандидатуру Председателя ЦБ РФ утверждает Государственная Дума по представлению президента РФ.

При Банке России действует ^ Национальный банковский совет, состоящий из представителей Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ и Председателя Банка России, – всего 12 человек.

^ Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Председатель Банка России - Центральный аппарат - Заместители Председателя БР

ЦА – департаменты (25 штук) и территориальные учреждения (Главные управления (ГУ) и их отделения, национальные банки (НБ) и их отделения – РКЦ, ГРКЦ, ВЦ).

Департаменты:

Сводный экономический департамент

Департамент исследований и департамент информации

Департамент отчетности

Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов

Департамент методологии и организации расчетов

Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности

Департамент пруденциального банковского надзора

Департамент по организации банковского санирования

Департамент иностранных операций

Департамент регулирования денежного обращения

Департамент эмиссионно-кассовых операций

Департамент информатизации

Департамент телекоммуникаций

Юридический департамент

Департамент внутреннего аудита и ревизий

Административный департамент

Департамент подготовки персонала

Департамент операций на открытом рынке

Департамент контроля за деятельностью КО на финансовых рынках

Департамент валютного регулирования и валютного контроля

Департамент инспектирования кредитных операций

Департамент внешних и общественных связей

Департамент полевых учреждений

Департамент международных финансово-экономических отношений

Финансовый департамент.
5. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

^ Основные цели денежно-кредитной политики:

- достижение финансовой стабилизации;

- снижение темпов инфляции;

- укрепление курса национальной валюты;

- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

- создание условий для стимулирования экономического роста.

^ Типы денежно-кредитной политики

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

^ Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

^ Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:

  • процентные ставки по операциям Банка России;

  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

  • операции на открытом рынке;

  • рефинансирование банков;

  • валютное регулирование;

  • установление ориентиров роста денежной массы;

  • прямые количественные ограничения;

  • депозитные операции Банка России.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка – учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

Депозитные операции введены с целью поддержания банковской ликвидности.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. В России в условиях роста инфляции в 1991-93 гг. ставка рефинансирования изменяется часто, к 1999 г. она составляла 55%. В течении 2000 года ставка рефинансирования снижалась 5 раз. В последующие годы процесс снижения ставки продолжался (в конце 2004 г. она составляла 13%). Величина процентных ставок ЦБ не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок КБ – она может от нее отклоняться в ту или иную сторону.

^ Резервные требования

Резервные требования используются в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно-расчетных операций банков и контроля за состоянием денежной массы.

^ Минимальные резервы выполняют следующие функции:

- как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов;

- минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций КБ, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

В настоящее время норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Ставки могут быть дифференцированными по видам депозитов или едиными.

^ Операции на открытом рынке (open market operation) – операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором – увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет, должно быть еще много других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.)

^ Валютное регулирование – осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

В случае недостатка в стране твердой валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу – валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.

Период с 2000 г. в силу благоприятной для России конъюнктуры мирового рынка, характеризуются значительным чистым экспортом, что обеспечивает приток иностранной валюты. С точки зрения ЦБ и Правительства это может привести к росту инфляции. Поэтому в качестве важнейшего направления денежно-кредитной политики определено снижение избыточной массы денег (стерилизация).

^ Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе:

- обеспечение низкого уровня инфляции;

- дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты с использованием режима плавающего валютного курса;

- снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.
6. Банковское регулирование и надзор

^ Цели и задачи банковского регулирования и надзора

В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

^ Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

  • предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

  • защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

  • не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

  • способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

    • макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

    • социально-экономические приоритеты развития общества;

    • совершенство законодательной базы;

    • проводимая Банком России кредитная политика;

    • степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

    • исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

      • под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

      • ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

      • независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

      • смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор»/

Прямой (превентивный) надзор: Лицензирование банковской деятельности (выдача и отзыв лицензий; Текущий надзор (- требования к выполнению обязательных нормативов; - контроль над отдельными банковскими операциями; - жесткая система отчетности и аудита; - принятие мер воздействия и т.п.)

Защитное регулирование: - относительная свобода лицензирования; - рекомендательно-совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков; - возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки; - отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ; - создание системы саморегулирующихся организаций

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

^ Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

^ Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

^ Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

^ Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

  • анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

  • проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

  • проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

  • взыскать штраф;

  • назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

  • отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

    • постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

    • введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;

    • переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

    • укрепление банковского менеджмента;

    • совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

    • ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО1.

Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.

С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

  • баланс;

  • отчет о прибылях / убытках.

  • размер капитала;

  • Н1 – норматив достаточности капитала;

  • величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.

Банк России – публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО.

Лекция № 3. Основы организации деятельности кредитных организаций

7. Порядок учреждения кредитных организаций

8. Организационная структура банка


7. Порядок учреждения кредитных организаций

Кредитные организации России осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 24.07.04. Кредитные организации могут быть 3-х видов: банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки. В соответствии с Законом любая кредитная организация – юридическое лицо, которое на основании лицензии Банка России осуществляет банковские операции с целью извлечения прибыли.

Банки имеют право осуществлять все банковские операции, перечисленные в Законе, а небанковские организации только те, которые установлены для них Банком России.

^ К банковским операциям относятся:

1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8. Выдача банковских гарантий.

Кредитная организация вправе осуществлять сделки – услуги клиентам: трастовые, лизинговые, консультационные, информационные и др. Кроме того, она имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством.

^ Порядок регистрации и лицензирования установлен в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (гл. 2) и подробно изложен в Инструкции Банка России №109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организации и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности».

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации на имя представителя ЦБ РФ и должно включать бизнес-план КО;

2) учредительный договор (Для КО-учредителя требуется финансовая устойчивость в течении 6 месяцев, наличие чистых активов и соответствию нормативу ЦБ показателя текущей ликвидности);

3) устав;

4) протокол собрания учредителей;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины (0,1% от УК);

6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей;

7) декларации о доходах учредителей – физических лиц;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.

Условием получения лицензии является 100% оплата в месячный срок со дня уведомления Банком России о положительном решении уставного капитала (УК) кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала устанавливается Банком России (Для вновь создаваемых КО и для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии (осуществление всех видов банковских операций), установлен минимальный размер УК – 5 млн. евро. и 1 млн. евро для банков с ограниченным числом лицензий, для дочерних КО иностранных банков не менее 10 млн. евро.). Уставный капитал составляется из величин вкладов ее учредителей или акционеров.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии должен быть мотивирован.

8. Организационная структура банка

Кредитная организация – банк – может быть создана на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и КО, располагающие средствами, необходимыми для внесения в уставный капитал.

Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена, т.е. иметь такое построение, которое позволит в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов.

Кредитные организации самостоятельно выбирают организационную структуру в зависимости от следующих факторов:

  • законодательство;

  • размер банка и масштабы его деятельности;

  • юридический статус (реализация отношений собственности);

  • специализация или универсализация деятельности.

В международной банковской практике наиболее распространены три вида организационных структур: линейная, многолинейная (штабная), линейно-штабная. Они базируются на двух основных принципах:

    • субординация – инстанции органов управления, принимающих решения;

    • функциональная направленность деятельности – разделение управленческих и исполнительских функций на всех уровнях.

Типовая организационная структура коммерческого банка России включает выделение отделов по видам операций:

      • кредитные;

      • расчетные;

      • кассовые;

      • вексельные;

      • фондовые (с ценными бумагами);

      • межбанковские;

      • с иностранной валютой;

      • комиссионные (посреднические) и др.

Пример типовой организационной структуры коммерческого банка России:

Собрание акционеров (пайщиков), Наблюдательный совет Банка

Правление Банка, Председатель правления (Президент)

Служба внутреннего контроля, Кредитный комитет, Филиалы

Заместители Председателя правления, Отделы и службы банка
Общее собрание акционеров (пайщиков) является внешним органом управления банком.

Его исключительная компетенция:

  • принятие Устава Банка и внесение в него изменений и дополнений;

  • реорганизация банка;

  • ликвидация банка;

  • избрание Наблюдательного совета;

  • избрание Председателя правления банка из числа членов Наблюдательного совета;

  • формирование уставного капитала;

  • утверждение годовых отчетов, распределение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков.

Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью Банка:

    • определяет приоритетные направления деятельности;

    • созыв общих собраний акционеров (учредителей);

    • образование и контроль за деятельностью Правлений банка;

    • утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности органов управления.

^ Исполнительные органы Банка – Правление и Председатель правления, осуществляют руководство текущей деятельностью банка и его филиалов.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка осуществляет служба внутреннего контроля (Положение «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» №242 от 16.12.03). Суть положения сводится к приближению внутреннего контроля к международным стандартам.
Лекция № 4. Ресурсы банка

9. Формирование и использование собственных средств банка

10. Привлеченные средства и другие ресурсы банка


9. Формирование и использование собственных средств банка

Успешное функционирование банка в значительной степени зависит от его ресурсной базы. Все источники формирования ресурсов отражаются в пассиве баланса банка.

^ Ресурсы банка – это собственные средства банка (капитал) и его обязательства (привлеченные средства), используемые для проведения активных операций.

Ресурсы банка являются базой формирования его кредитного потенциала. ^ Кредитный потенциал банка представляет собой разницу между суммой всех мобилизованных банком средств и обязательными резервами.

Капитал банка (К) выполняет следующие функции:

  • регистрационную – при создании кредитной организации;

  • эмиссионную – при формировании акционерного капитала;

  • регулирующую – является капитальной базой расчета экономических нормативов деятельности банка;

  • резервную (защитную) – обеспечивает определенные гарантии вкладчикам, кредиторам и клиентам банка;

  • оперативную – обеспечивает развитие банка, возможности наращивания объема банковских операций.

На размер и структуру капитала влияют следующие факторы:

    • приток средств из внутренних и внешних источников;

    • использование собственных средств.

^ Структура капитала банка отражает процесс его формирования.

Базой является уставный капитал (УК) банка – величина, зарегистрированная при его регистрации в соответствии с установленным Банком России минимально необходимым размером капитала для вновь создаваемых банков. В дальнейшем эта величина может пересматриваться по решению его собственников, акционеров или пайщиков.

На практике процесс формирования капитала банков осуществляется в соответствии с требованиями Положения Банка России «О методике определения собственных средств (капитала) Кредитных организаций» №215 – П от 10 февраля 2003 г.

^ Капитал делится на:

1. Основной (первичный, капитал 1-го уровня) – акции (УК); эмиссионный доход; часть фондов и часть прибыли отчетного года.

Под основным капиталом КО понимается постоянная (неизменяемая по стоимости) часть капитала, которая может быть использована на покрытие любых убытков.

2. Дополнительный (вторичный, капитал 2-го уровня) – величина, изменяемая в зависимости от изменения стоимости активов КО или рыночных рисков:

а) эмиссионный доход, образуемый при продаже акций по цене выше наминала;

б) фонды банка (резервы под кредитные риски (I группа) и часть резервов по ценным бумагам);

в) УК в виде паев в КО, зарегистрированных в форме ООО и ОДО, т.е. неакционерных банков.

Первое место по размеру капитала занимает Сбербанк России (более 165 млрд. руб. на 1.08.04, в т.ч. уставной капитал – > 1 млрд. руб.).

Структура капитала (К) банка отражена в балансе.

^ Структура ресурсной базы российских коммерческих банков:

Межбанковские кредиты, депозиты и иные привлеченные средства; Средства на счетах юридических лиц; Средства на счетах физических лиц; Выпущенные долговые обязательства; Фонды и прибыль банков; Остальное
В Плане счетов бухгалтерского учета раздел
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (127.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru