Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы - Стандартизация, метрология, сертификация - файл 1.doc


Ответы - Стандартизация, метрология, сертификация
скачать (363 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc363kb.30.11.2011 08:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

1.Федеральный закон «О техническом регулировании». Сфера применения Закона. Объекты и субъекты технического регулирования

Принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года (последние изменения май 2008) Сфера применения настоящего Федерального закона  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;  оценке соответствия. 2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра.  3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг. Субъектами техн регламента явл-ся: 1.органы власти (прав-во министерство) 2.органы гос-го контроля, надзора за соблюдением требований технического законодательства 3. Орг по сертификации и окредитованные испытат лаборатории. 4. Субъекты хоз-ой предприн деят-ти. Объектами может быть все6: продукция, процессы, (производство, хранение перевозки), работы услуги.
^ 6.Понятие стандартизации, цели, принципы стандартизации. Основные направления развития стандартизации в РФ

Стандартизация – это деятельность направленная на достижения оптимальной степени упоряд.опред.обл.посредством установлений положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально сущ-их или потанц-х задач. (стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг) цели:  повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных. обеспечения научно-технического прогресса;  повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;  рационального использования ресурсов. принципы:  добровольного применения стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;  применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта;  недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов; системность стандартизации; динамичность и опережающее развитие стандарта; эффективность стандартизации; четкость формулировок положений стандартов; комплексность стандартизации, взаимосвязность объектов; объективность проверки требований.
^ 12.Виды стандартов, их назначение, объекты стандартизации

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов: 1.стандарты на продукцию (устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.); 2. стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции(устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке); 3. стандарты на услуги(устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги); 4.стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические)( Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей); 5.стандарты на термины и определения(устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.); 6.стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа)( Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.). Объекты стандартизации – является продукция, процесс, услуга, кот в равной степени относится к любому материалу, компоненту оборудования системы, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.
^ 17.ЕСКК ТЭСИ. Общероссийские классификаторы

Работы по классификации и кодированиюинф-ии явл необх-ой сост-щей работ в различ областях деят-ти (статистика, транспорт, торговля и т.д.). данные работы осущ-т с целью унификаций и стандарт-ии информац-го обеспечен-я процессов хоз деят-ти. Программа принята 12 февр 93 г. Постановлением прав-ва РФ №121 координ в рамках СКК осущ-ет два фед органа, фед агенство по ТР метрологии и фед агенство по статистике. В зависимости от уровня утв-я и сферах применения различн классиф след категорий: 1. Общероссийский классификатор(ОК)-приравнены к нац-ым стандартам и утв-ся так же как стандарты. 2. Отраслевые-приравн-ся к отраслевым станд-м.3. Классификаторы организаций-приравниваются к станд-ту организаций. Теор базой сист классиф-ов явл-ся: 1. Блочное построение позиций кл-ров включающих блоки идентификации наименования и доп-е классификац-е признаки. 2. Явл-ся исп-ние методов классификации иерархического или фасетного. 3. Исп-ние методов кодирования: послед-ый, парал-ый, порядковый, серийнопорядковый или сочетание этих методов. Все положения по разработке классиф изложены в 2х основных методич док-ах ЕСКК: 1. (правила) ПР 50.733-93 основные положения ЕСКК унификации сист док-ции в РФ 2. ПР 50.734-93 основн положения сист порядок разработки ОК. Принято решение прав-ом РФ от 10 нояб 2003г. Принято положение о разработке принятий, введен в действие и применен ОК принято в 2003г. Основные классификаторы дейст-щие в настоящ время: ОКЗ (общероссийский классификатор занятий) в нем соответствует принятый в м/н-ой орг-ции труда м/н классификатор занятий.Иерархия 4-х уровневая. ОКС(стандартов) – явл-ся рез-ом прямого применения м/н-ой организации ИСО. 3-х ступенчатая иерархия классиф (класс прод на кот разраб-ся ст-рт, группа прод-ции на кот разраб-ся ст-рт, подгруппа прод-ции) ОКВ(валют) построен на основе м/нс т-та ИСО 42.13 включает 3-х разрядное и буквенное обозначение и наименование действует в мире валют с указанием стран и террит в кот они исп-ся 810 RUR. ОКЕИ (единиц измерения) выделяют 7 групп единиц ед длины, ед площади, объема, массы, времени, технич и экономич классиф включает 2 основн раздела и 2 справ приложен. 1. м/н ед измерения 2. Нац ед измерения ОКПО(предприятий и организаций) объектами классиф явл объед-ния, предпр не завис от форм собств, вкл предпр с иностр инвестиц, длина кода 7 цифр и контрольн число ОКП кодирование 3-х уровневое, классиф иерархирования длина цифр кода 6 указывается ХХ-класс, ХХХ-группа

^ 2.Законодательная и нормативная базы метрологии

Зк-во РФ об ОЕИ основ-ся :1-на КРФ (ст.71-р), кот уст-ет, что ст-ты, эталоны, метрич-кая сист и исчисления времени нах-ся в Фед-м ведении и закрепляет централизованное руководство основными вопросами зак-ной метрологии, такими как: уст-ние ед-ц ФВ, эталонов и др.метр-ких основ.2-ФЗ РФ «об обесппеч-и ЕИ» №102-ФЗ 26 июня 2008г.3-др. ФЗ регулирующ отношен в обл ОЕИ («о лицензировании отдельных видов деят-ти»). 4-текущ метрол-я деят-ть регламентр-ся пост-ниями прав-ва РФ, актами минист пром-ти и энергетики, мин.пром-ти и торговли, актами ФА по ТР и М, рекомендациями гос.науч.метрол-ких институтов.

^ 3.Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». Цель и основные положения закона

ФЗ «об ОЕИ» за № 102 – ФЗ подписан президентом РФ 26 июня 2008 и вступил в силу ч/з 180 дн после его опубликования.Цели з-на:1-уст-ние правовых основ ОЕИ в РФ.2-защита прав и закон интересов граж-н, общ-ва и гос-ва от отриц последствий недостоверн рез-тов измер-й.3-обеспеч-е потреб-ти граж-н, общ-ва и гос-ва в получении объективных достоверных и сопоставимых рез-тов измерен, исп-мых в целях защиты жизни и здоровья граж-н, охраны окр среды, жив-го и растит мира, обеспеч-я обороны и безоп-ти гос-ва, в т.ч.экономич-кой безоп-ти.4-содействие развитию экономики РФ.Осн положения ФЗ. ФЗ «об ОЕИ» сост из 10 глав, кот сод-жат 29 статей. З-н опр-ет цели и сферу д-вия, закрепляет осн понят в обл ОЕИ, оговаривает треб-ния:1-к измер-ям (что в сфере ГРОЕИ измер-я должны вып-ся по аттестованным методикам измер-я с прим-нием ср-в измерен утвержден типа, прошедших поверку; рез-ты измерен должны быть выраж в ед-цах, допущ-ных к треб-ям в РФ)2- к ед вел-н (в РФ прим-ся ЕдВел МСИ, кроме того мог быть допущ внесист ЕВ)3-к эталонам ЕВ.ФЗ оговарив формы ГРОЕИ, ФО ИВ, обспеч-щие гос метрол надзор, а также права и обяз-ти должностн лиц при осущ указ-го надзора.ФЗ уст-ет, что для измерен не относящ-ся к сфере ГРОЕИ, прим-ся ср-ва измер-й, прошедш колибровку, причем колибровка пров-ся в добровольном порядке.ФЗ «об ОЕИ» уст-ет цели и принципы аккред-ции в обл ОЕИ, оговарив, что вся инф-ция по ОЕИ (аккредитован орг-ции, сведения об эталонах, ст-ты в обл ОЕИ, док-ты по лицензированию и т.п.) должны нах-ся в фед инф-ном фонде по ОЕИ, кроме того ФЗ уст-ет финансир-е работ в обл ОЕИ.

^ 8.Системы физических величин и их единиц

Системы ед физ вел-н.М/нар сист ед-ц сил.Развитие науки и техн в разн странах привело к появл-ю множ-ва исп-мых мер, что вызвало значит трудности при осущ-и торг операц. Возникла необх-ть м/нар сист ед ФВ.Сист ед-ц ФВ – это совокуп-ть основн и производн ед-ц ФВ, обр-ных в соотв-вии с принципами, принятыми д/задан сист ФВ.Наиб расп-ные во всем мире и принят у нас в стране явл м/нар сист ед-ц, кот сод-жит 7 осн, 2 доп и ряд производн ед-ц.Основная ед-ца – это ед-ца основной ФВ в дан сист вел-н. В сист СИ осн ед-цами явл м, кг, с, А, К, Моль, кандела. Доп ед-ца – это рад, стерадиан.Произв ед – ед-цы, обр-ные в соотв-вии с ур-ем, связ-щим её с осн ед-цами или с осн и уже опред-ми производн ед-цами.*) V=S/t, м/с; F=mg, кг*м/с2.Кроме сист-х ед-ц зачастую прим-ся внесист ед-цы. В России по сложившейся практике для опр-ния давлен вместо ед-цы ПА, прим-ся мм.рт.ст., атм; для длины наряду с м прим-ся ангстремы – длина волны 10-8, д.йм; мощность – кВ/ч; время – год, век, час, мин.На практике 1 ед оказ-ся неудобной д/измерен больших и малых размеров, поэтому прим-ся кратные ед-цы,т.е.те, кот в целое число раз больше системной или внесист-й. *) км, МН, кДж.Дольные ед-цы – ед-цы, кот в целое число раз меньше системн или внесист ед. *) мм, дм, см, мг.Кратные и дольные е добр-ся при пом приставок: 1015-пета, 1012-тера, 109-гиго, 106-мега, 103-кило, 102-гекто, 101-дека, 10-1-деци, 10-2-санти, 10-3-мили, 10-6-микро, 10-9-нано, 10-12-пико, 10-15-фенто.
^ 13.Метрологические характеристики средств измерений. Классы точности средств измерений МХ СИ – хар-ка одного из св-в СИ, влияющ на рез-т измер-я и на его погрешн. Д/кажд СрИзм уст-ют свои МХ, перечень кот д/кажд типа СИ уст-ен в ГОСТ 8.009. МХ дел-ся на: 1-хар-ки, предначнач-е д/опр-я рез-в измер-й (цена деления, вид выходного кода и т.д.) 2-хар-ки погреш (систематич, случайн погр-ти, вариация выходн сигнала и т.п.) 3- хар-ки чувств-ти СрИзм (ф-я влияния и измен-я влияющ вел-н, таких как t0, влаж и т.д.) 4-динамич хар-ки СИ (импульсно-переходная, амплитудно-частотная и т.д.) Особое место среди МХ играют погр-ти, кот дел-ся на: -основные погрешн, т.е.те, кот присущи ср-ву измер-й при работе в норм усл-ях. -дополнит погрешн – составляющ погр-ти, возникающ доп-но к основной в следствии отклонен одной из влияющ вел-н от её номинального значен. По способу выявлен погреш-ти: систематич и случайн. По способу нормир-я погр-ти: -Абсолютные, т.е. выраж-мые в ед измер-мой вел-ны. Δ=х-ху. -Относительные – кот выч-ся в %.. -Приведенная погр-ть. . Предел доп-мой погр-ти СИ – наиб знач погреш-ти СИ, устан НД д/дан типа СИ, при кот оно признается годным к применен. *) γ=±1,5%. Классы точности СИ. Класс точности – это обобщен хар-ка дан типа СИ, отражающ ур-нь их точности. Класс точности устан в ст-тах или др дак-тах, сод-щих треб-я к СИ. Кл точн вкл-ет систематич и случайн погр-ти, однако не явл непосредствен хар-кой точности измер-й. Кл точн удобны д/сравнит оценки кач-ва СИ при их выборке. Сущ-ет 3 способа обознач кл точн СИ: 1-обознач ч/з абс погр-ть. Осущ-ся буквами лат алфавита или римс цифрами, причем чем меньше цифра или чем ближе буква к нач алфавита, тем выше точность. (* С точнее, чем М). 2- обознач кл точн ч/з отн погреш. Выраж-ся в % без указан индекса «%». (*0,5) 3- ч/з приведенную погрешн. В % также без значка «%».

^ 19.Организационные основы обеспечения единства измерений

Статья 21. ФО ИВ, гос-ные научн метрологич институты и региональные центры метрологии, иные лица, осущ-щие деят-ть по обеспеч-ю ед-ва измер-й 1. Деят-ть по обеспеч-ю ед-ва измер-й в сфере гос регулир-я обеспеч-я ед-ва измерен основыв-ся на зак-ве РФ об обеспеч-и ед-ва измерений и осуществляется:федеральными органами исполнительной власти; государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии, руководство и координацию деятельности которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений; Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; метрологическими службами; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в системе аккредитации в области метрологии. 2. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации 4. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и оказывать услуг в области обеспечения единства измерений. 5. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются: проведение поверки средств измерений, в том числе средств измерений, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации; совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости других эталонов единиц величин и средств измерений к государственным первичным эталонам. 6. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и оказывать услуги в области обеспечения единства измерений.


4 Функции национального органа по сертификации в РФ

1. Распр-е обяз-тей, ответств-ть и взаимод-вие сотрудников органа серт-ции

2. Составлен методических разработок по обеспечению правильн выбора процедуры и схемы сертификации

3. Комплектован и обновлен фонда НД и ст-тов обеспеч-щих процедуру серт-ции

4. Проведение серт-ции, выдача лицензии на исп-ние знака соответствия, их приостановление и отмена

5. Регистрация серт-тов, протоколов ИЛ, учет зарубежных сертификатов

6. Инспекц-й контроль, если это требует схема серт-ции.

7. Обеспеч-е все заинт-ных сторон инф-цией о рез-тах серт-и и выявл-х несоотв-й.

8. Инф-я всех заявителей об услугах, кот-е может предоставить ОС.
9Требования, предъявляемые к органу по сертификации

Требования к органу по сертификации установлены ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000.

Орга-ция, претендующая на аккред-цию в кач-ве ОС прод-ции (услуг, систем кач-ва, персонала), должна иметь:

-юрид-кий статус

- опыт работы в обл-ти испытан, оценки кач-ва, работы с НД, авторитет в заявленной области;

-необх ср-ва и докум-е проц-ры.

ОС должен:

- быть беспристрастным и иметь документально оформленную структуру, которая гарантирует беспрестанность его д-вий;

- иметь док-ты, подтв-щие, что он имеет правовой статус;

- отвечать за свои решения относительно предоставления, сохранения в силе продления (в Российской Федерации продление сертификата осуществляется, как правило, путем выдачи нового сертификата), приостановки и отмены сертификата;

- определить систему управления - комитет, группу или лицо, которые несут полную ответственность за проведение испытаний, контроля, оценки и сертификации;

- обеспечивать уверенность в том, что каждое решение по сертификации принимает лицо (лица), которое (которые) не проводило (проводили) оценку;

- иметь соответствующие механизмы, обеспечивающие выполнение обязательств, вытекающих из проводимых операций и/или его деятельности:

- быть стабильным в финансовом отношении и иметь ресурсы, требуемые для деятельно­сти в системе сертификации;

- иметь (нанимать) достаточ по числ-ти персонал, обр-ние, подготовке, технич знания и опыт кот-го позволяет вып-ть ф-ции в обл серт-ции, связ-е с видом, диапазоном и объемом вып-мых работ;

- иметь систему кач-ва, обеспеч-щую уверен-ть в возмож-ти органа по серт-циид-вовать в дан сист серт-ции;

- иметь политику и методики, разгранич-щие деят-ть по серт-ции и др виды деят-ти, кот-ми заним орган по серт-ции;

-не зависеть от люб коммерческого, финансового и др. давления, кот могло бы повлиять на рез-ты пр-са серт-ции;

- обеспеч-ть уверен-ть в том, что деят-ть свзан с ним органов не влияет на объективность и непредвзятость пр-са проведения им серт-ции;

- обеспечивать конфедициальность всей получ-й им в пр-се серт-ции инф-ции;

- иметь процедуры, касающиеся жалоб, апелляций и разногласий.

Для эффективн деят-ти орган по серт-ции должен разработать сист кач-ва, кот-я д-вует на всех ур-нях орг-ционной структуры органа и доступна всем его сотрудникам.

^ 14Особенности сертификации услуг

Главн особ-тью серт-ции услуг явл-ся то, что услуги подлежат искл-но добровольн серт-ции. Услуги как объект серт-ции им след особ-ти:

- невозмож-ть кол-ной оценки ряда пок-лей;

- непосредствен взаимод-вие исполн-ля и потреб-ля при оказан ряд услуг;

- воздействие на потребителя услуг усл-й обслуж-я, хар-мых комплек­сом сан-гигиенич, этических, эстетическ, временных и других характеристик:

- установление требований к персоналу (мастерству, этичности, эстетичности, состоя­нию здоровья, культуре общения, компетентности и т.д.) и условиям обслуживания; >

- оценка качества услуг непосредственным потребителем;

- невозможность хранения, транспортирования услуг;

- обязательность сохранности (банк, ломбард), своевременности, ритмичности (водо­снабжение), точности (транспорт), внимательности (медицина), осмотрительности (нацио­нальные традиции), гарантий качества при оказании услуг и т.д.

При сертификации услуг предусмотрен такой этап как «оценка соотв-я услуг уст-нным требованиям ».

В общем виде этот этап включает:

- оценку выполнения работ и оказания услуг;

- проверку, испытания результатов работ и услуг.

Итоги первой процедуры отраж-ся в актах, итоги второй - в протоколах испытан.

При проверке результатов работ и услуг широко используются регистрационные, органолептические, социологические, экспертные и инструментальные методы.

^ 19Выбор форм и схем обязательного подтверждения соответствия при разра­ботке технических регламентов

Подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов осуществляется согласно формам и схемам обязательного подтверждения соответствия, применение которых позволяет обеспечивать единообразие приемов доказательства соответствия, заранее известных участникам подтверждения соответствия органам государственного контроля (надзора) и другим заинтересованным сторонам. Схемы обязательного подтверждения соответствия завершаются либо выдачей сертификата соответствия, либо принятием декларации о соответствии.

Схемы в ТР на конкретные виды продукции рекомендует­ся выбирать из числа описанных в настоящих Рекомендациях таким образом, чтобы выбранные схемы не были излишне обременительными в сравнении с целями тех­нического регламента.

При этом в техническом регламенте на продукцию, подпадающую по наимено­ванию под соответствующую европейскую директиву, желательно брать за основу схемы, близкие к процедурам оценки соответствия, установленным в этой директи­ве.

В техническом регламенте рекомендуется по возможности устанавливать для одной и той же продукции несколько схем, равнозначных по степени доказательно­сти. Это позволит заявителю выбрать наиболее приемлемую для него.

Обозначение схем образуется порядковым номером с буквой "д" - для схем дек­ларирования и буквой "с" - для схем сертификации.

В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, в схемах сертификации - выдача заявителю сертификата соответствия.

Заявитель (изготовитель, продавец) на основе декларации о соответствии или сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке.

^ 2.Технические регламенты. Цели принятия технических регламентов

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие следующие виды безопасности: механическую, пожарную, промышленную, термическую, излучений, взрывобезопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, а также единство измерений. Технический регламент должен содержать достаточно полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей использования технического регламента. Общие технические регламенты обязательны для использования и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. В специальных технических регламентах учитываются технологические и другие особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Цели принятия технических регламентов:  1. Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. 2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
^ 7.Органы и службы стандартизации РФ

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации. Службы стандартизации - специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления - государственном, отраслевом, предприятий (организации). Российские службы стандартизации - научно- исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации. К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) - головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) - головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) - головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. ВНИЦСМВ-центр сырья и материалов веществ. Данный центр располагает паспортами безоп-ти мат-ов, веществ аттестатов испытат центров, ведет реестр сертификатов соответствия на продукцию. ВНИИМС – метрологических служб. ЦМС – к службам относятся так же в области стандартизации: 1. Создание норм док-в 2.паталонизация прод-ии и создание единого каталога продукции региона. В области метрологии: 1. Обеспечение пр-ки средств измерений 2. Гос контроль.
^ 13.Содержание отдельных видов стандартов

Стандарт-это док-т в кот в целях добровольного многократного использования уст-ся хар-ки прод-ции, правила осущ-ния и хар-ки процессов произ-ва, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утелизации, вып-нии работ и оказании услуг. Стандарты действующие в РФ подразделяются на категории и виды: Вид стандарта-это характеристика определяется его содержанием в зависимости от объекта. ГОСТ 1.0-2009 стандарт в РФ основные положения установлены след-щие виды стандартов: 1. Основополагающий вид: это ст-рт имеющий обл распространения и (или) сод-щий общие положения для опред деятельности. Основоп-щий стандарт может прим-сянепоср-но в качестве ст или служить основой для разработки др стандартов, нормативных или технической документации. Основополагающий стандарт подразделяется на 2 вида: 1. Организационно методический. устанавливает общий порядок или правила разработки, принятия и внедрения различных док-тов, норм-х и конструкт проэктов, правило постановки продукции на производство. 2. Общетехнический. устанавливает научно технические термины и определения, многократно используемые в науке, технике и др отраслях экономики, устанавливает условные буквенные, условн графические, цифровые обозначения для различн объектов ст-ции. Стандарт на продукцию ст уст-щий требования кот-м должна удовлетворять прод-ция или гр однород прод-ции с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на услугу Ст устанавливающ требования кот должна удовлетворять услуга или гр услуг, с тем чтобы обеспечить ее соответствие, назначения. Стандарт на процессы и работы это ст устанавл требов-ния кот-м должен удовл-ть процесс с тем, чтобы обеспечить ее соотв. Его назначения. Ст-ты на методы контроля должны обеспечивать всестороннюю проверку требований к безоп-ти и качеству к прод-ции. Объектом дан ст явл-ся опред м-д контроля или измерения. Стандарты на методы и определения ст устанавливающий термины в кот даны определен, след-щие необх или достаточ признаки того или иного понятия. Обеспечен взаимопонимания между заинтересованными сторонами.
^ 18.Особенности стандартизации услуг

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Наиболее распространенным объектом стандартизации в настоящее время является продукция, хотя сфера услуг занимает значительное место в мировой экономике. Эта область, создающая благоприятные условия для жизни людей, чрезвычайно разнообразна, включает в себя различные виды деятельности: от очень простых, не требующих высокой квалификации, до сложных, выполнение которых требует специального образования, знания технологии, применяемого оборудования. Качество услуг подтверждается проверкой на соответствие установленным стандартам, показателям, требованиям для объявленного класса обслуживания. Стандартизация в сфере услуг - это, в первую очередь, способ обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии. на базе утвержденной Концепции стандартизации и сертификации в сфере услуг населению Госстандарт России совместно с рядом министерств, ведомств (Минтранс, Минторг, ГКФТ России, ЦНИИбыт) разработал и утвердил ряд основополагающих документов, с помощью которых было организовано проведение обязательной сертификации по шести видам однородных услуг (ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств; туристские услуги и услуги гостиниц; общественное питание; химчистка и крашение; перевозка пассажиров автомобильным транспортом), а также разработано более 30 систем добровольной сертификации. Услуги классифицируются по четырем признакам: область распространения, назначение, характер потребления, условия предоставления.

^ 4.Цель, задачи, состав государственной системы обеспечения единства измерений

Термин ГСИ несет 2 смысловых нагрузки: 1)в соотв-вии с ГОСТ Р 8.000-2000 ГСИ – это гос-ная сист в упр-нии субъектами, нормами ср-вами и видами деят-ти по обеспеч-ю задан ур-ня ЕИ в РФ. Цель ГСИ – создание общегос-ных, правовых, нормат-х орг-ционных, технич и экономич усл-й д/решен зад-ч по ОЕИ и представлен возмож-ти всем субъектам деят-ти оценивать прав-ть вып-мых изм-й и ур-нь их влиян на рез-ты деят-ти, основан на рез-тах измерен. Осн з-чи ГСИ: 1-упр-е деят-тью по ОЕИ 2-проведение фундам-ных науч исслед-й в обл ОЕИ 3-уст-е сист ед-ц вел-н и шкал измер-й, доп-мых к прим-нию в РФ 4-уст-е основн понят метрол-ии. 5-создан сист гос эталонов 6-осущ-е гос метрол контроля и надзора и т.д. ГСИ сост из след подсистем: правовая, технич, орг-ционная. Правовая подсист – комплекс НПА и НД, кот уст-ют треб-я к ЕВ и шкалам измерен., терминологии, порядку проведен поверки и калибровки, к м-дам оценивания погреш-ти, к порядку аккред-ции и к др метрол основам. Технич подсист сост-ет совокуп гос эталонов, эталонов ЕВ и шкал измерен, ст-тных образцов сост и св-в вещ-в и мат-лов, ст-тных справочн дан о физич константахи св-вах вещ-в и мат-в, ср-ва измерен, здания и сооруж-я д/проведен высокоточн измер, совокуп науч-исслед-х испыт поверочн, колибровочн лаборат и их оборуд-ния.Орг-ционная подсист сост: 1-гос метрол служба. 2-гос служба времени и частоты, и опр-ния пар-ров вращен земли (ГСВЧ) 3-гос служба ст-тных образцов, состава и св-в вещ-в и мат-в (ГССО) 4- гос служба ст-тных справочн дан о физич константах и св-вах вещ-в и мат-в (ГСССД) 5-метрол службы гос орг упр-я РФ и юр лиц. 2)НД ГСИ. ГСИ – это комплекс док-в, уст-щих пр-ла, нормы и треб-я, напр-ные на достижен и поддержан един-ва измер-й в стране при треб-мой точности. Эти док-ты утвержд-ся ФА по ТР и М. НД ГСИ явл-ся нормат базой метрол обеспечен и вкл в себя технич регламенты:1-ст-ты (ГОСТ и ГОСТ Р) 2-пр-ла (ПР) 3-руководящ док-ты (РД) 4-рекомендации (Р) 5-рекомендац институтов (РИ) 6-рекомендац по межгос-ной ст-ции (РМГ) *1) ГОСТ Р 8.000-2000 уст-ет цель, з-чи ГСИ, состав ГСИ *2)РМГ 29-99 уст-ет осн термины и опр-ния по метрол. *3)ГОСТ 8.417-2002 уст-ет ЕВ и пр-ла их написания *4)ПР50.2006-94 уст-ет порядок проведен поверки ср-в измер-й.
^ 9.Виды и методы измерений

Виды измер-й обыч класс-цируются по след призн:1-физической сущности измер-мых ФВ (электрич, магнитн)2-хар-ки точности (равноточные, неравноточн)3-по числу измер-й (однократ, многократн)4-по измен-ю опр-мой вел-ны по времени (статич, динамич)5-по метрологич назнач-ю (технич, метрологич)6-по выраж-ю рез-в измер-й (абс, отн)7-по способу получен числового знач-я (прям, косвен, совместн, совокупные).М-ды измер-й – прием или совокуп приемов срав-ния измер-мой ФВ с её ед-цей в соотв-вии с реализован принципом измерен.Различают:1-м-ды непосредствен оценки – т.е.м-д измер-й, при кот ФВ опр-ют непосредственно по плказывающему ср-ву измерен (m с пом весов).2-м-д срав-ния с мерой, м-д, в кот измер-мую вел-ну срав-ют с вел-ной, воспроизв-мой меры (измер-е: m на рычаж весах, длины с пом концевых мер).Этот м-д им неск разновидностей: нулевой м-д, м-д измер-я доп-нением, м-д измер-й замещением.По способу возд-я на объект измер-й различ:1-контактный м-д – тот, где ср-во измер-я приводится в контакт с измеряемым объектом (*деталь - штангециркулем). 2-бесконтактный – где ср-во измер-я в контакт с объектом не вступает (* измерен длины лазерн линейкой)
  1   2   3



Скачать файл (363 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации