Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Мировая экономика - файл Тема 5. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве..doc


Загрузка...
Лекции - Мировая экономика
скачать (238.3 kb.)

Доступные файлы (10):

Тема 10. Международная миграция капитала.doc103kb.06.04.2008 14:57скачать
Тема 11 Международная миграция рабочей силы.doc106kb.06.04.2008 15:09скачать
Тема 1. Современное мировое хозяйство..doc97kb.19.03.2008 16:17скачать
Тема 2. Международное разделение труда и интернационализация хозяйтсевнной жизни..doc61kb.19.03.2008 16:20скачать
Тема 3 Глоболизация.doc95kb.22.04.2008 16:18скачать
Тема 4. Транснационализация..doc90kb.19.03.2008 16:40скачать
Тема 5. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве..doc172kb.22.04.2008 16:25скачать
Тема 6. Природно - ресурсный потенциал..doc94kb.10.03.2008 18:13скачать
Тема 7. Население и трудовые ресурсы мира..doc83kb.22.04.2008 16:29скачать
Тема 9. Международная торговля..doc309kb.22.04.2008 17:43скачать

Тема 5. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве..doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ.


1.Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели.

2.Формы, направления развития, экономические преимущества, противоречия

международной экономической интеграции.

3.Региональные интеграционные объединения:

а) эволюция интеграции в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС, 1993),

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1960 г.);

б) интеграционные процессы в Северной и Южной Америке: НАФТА, ЛАСТ,

МЕРКОСУР и др.;

в) интеграционные процессы в Азии: АСЕАН, АТЕС и др.;

г) интеграционные процессы на постсоветском пространстве: СНГ (1991 г.)
^

Вопрос 1. Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели.



Процессы международной экономической интеграции (МЭИ) активизировались заметно во второй половине ХХ века в различных регионах земного шара. Международная торговля, которая получила бурное развитие в этот период, явилась исходной основой для расширения и либерализации международных экономических отношений между национальными экономиками, международной экономической интеграции.

Термин «интеграция» («объединение») означает восстановление, объединение в целое частей. А применительно к международным отношениям, означает ту или иную степень экономического объединения в целое стран мирового хозяйства. Процессы интернационализации ставят предел развитию производительных сил на уровне национальной экономики. Возникает необходимость к наднациональному экономическому регулированию. Таким образом, МЭИ может способствовать разрешению противоречия между интернационализацией хозяйственной жизни, с одной стороны, и узкими рамками национальных экономик – с другой стороны. В силу противоречивости этих процессов интеграция носит региональный характер. Международная экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

МЭИ как особый аспект интернационализации, выражает не просто процесс расширения и либерализации экономических взаимоотношений между национальными экономиками, но и их постепенное сращивание, то есть формирование единой экономики на основе международного разделения труда. Первичными факторами, которые создали достаточно серьезную базу для интенсификации хозяйственных связей между соседними странами, являются: приграничная торговля и миграция рабочей силы. Третий фактор, капитал, стал формироваться после Великих географических открытий, промышленных революций. В настоящее время интеграционные процессы базируются на непрерывно развивающейся интернационализации факторов производства (капитала, рабочей силы, технологий, знаний). Интернационализация экономически преодолевает национальные границы, способствует международной миграции торговли, услуг, рабочей силы, капиталов, технологий, экономически объединяет страны и тем самым устанавливает определенную ступень МЭИ.

Усиливается сближение экономических систем государств, вырабатываются общие правила, необходимые для движения все возрастающих объемов факторов производства. Развивается международное и локальное (региональное) сотрудничество. Региональное сотрудничество первично по отношению к международному. Процессы региональной экономической интеграции закладывают базу для континентальной и глобальной интеграции.

Так, глобальная миграция развивается, например в Индийско-Тихоокеанском регионе. На страны этого региона приходится около 60% всей мировой торговли, более 57% ВВП. Ведутся переговоры относительно проекта «Двух Америк».

Традиционная континентальная, региональная интеграция развивается в рамках Европейского союза, в странах Северной Америки, Латинской Америки, Азии, Африки.

Мощные проводники интеграции в настоящее время - ТНК. Транснациональный капитал и современная информационная революция в громадной степени усиливают действие переплетающихся факторов хозяйственной жизни во всем мире.

Если в 1960-1970х ученые считали, что интегрирующиеся страны должны находиться на примерно одинаковом уровне развития, то в настоящее в интеграционные союзы вовлекаются страны, находящиеся на более низком уровне развития. Например, Канада и США приняли в НАФТА Мексику; ЕС - страны Восточной Европы.

МЭИ, на наш взгляд, не может осуществляться в настоящее время без государственного и наднационального регулирования. Институциональные формы МЭИ как процесса сращивания национально-обособленных экономик наиболее успешно представлены в практике Европейского Союза.
^

Предпосылки МЭИ.


МЭИ является формой развития интернационализации и общей ее предпосылкой является углубление МРТ.

Усилению интеграционных процессов могут способствовать

  • географическая близость общие географические границы,

  • сопоставимые уровни экономического развития и зрелости рыночных отношений. Интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме. История показала, что страны, находящиеся в кризисной ситуации, крайне тяжело интегрируются друг с другом. Государственная политика в этот период носит антикризисную направленность. Внутреннее законодательство отдает предпочтение национальным интересам, вводятся ограничения на вывоз капитала. А, как известно, для интеграции необходима свобода перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг между государствами.

  • общие экономические, политические и другие проблемы развития. Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производящие не взаимодополняющие, а больше – конкурирующие товары, слабо заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнерами.

  • этническая, религиозная идентичность народов интегрирующихся национальных государств.

  • политическая воля руководства интегрирующихся стран. Так, толчком для создания всех крупных на настоящее время интеграционных группировок - Евросоюза, НАФТА, МЕРКОСУР - стали инициативы политических руководителей заинтересованных стран. Наоборот, противоречия политических интересов усиливает дезинтеграционные процессы на территории СНГ.

  • «демонстрационный» эффект. Он означает следующее: в странах, создающих интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике. Так, в результате сращивания экономик углубляются процессы специализации, сокращаются трансакционные издержки и ускоряются темпы взаимной торговли. Усиливающаяся конкуренция между производителями разных стран, стимулирует рост качества товаров и создание новых технологий, обусловливает сокращение относительно неэффективных производств, обычно ведет к притоку иностранных инвестиций на интегрирующееся экономическое пространство. «Демонстрационный» эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

  • «эффект домино». Он означает стремление стран, не вошедших в интеграционную группировку, не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов.



Цели МЭИ:


  • прежде всего, это использование экономики масштаба с целью привлечения прямых иностранных инвестиций, которые с большей охотой приходят на рынки больших размеров,

  • создание благоприятной внешнеполитической среды: для стран, расположенных географически близко друг от друга, имеющих схожие проблемы в области развития. Наличие между соседями добрых отношений, подкрепленных взаимными обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом;

  • решение задач торговой политики: региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых сильно разнятся;

  • содействие структурной перестройке экономики: подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих коренные экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем экономического развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок;

  • поддержка отраслей национальной промышленности: интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержать национальных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.


^ Вопрос 2. Формы, направления развития, экономические преимущества и противоречия международной экономической интеграции.

Интеграционные объединения принято различать по глубине происходящих в них процессов. Самой простой, прединтеграционной формой регионального сотрудничества, может быть зона преференциальной торговли. Суть ее в том, что страны - участницы предоставляют друг другу льготы во взаимной торговле. Эта форма как, переходный этап, просуществовала во многих интеграционных группировках.

Первичной формой интеграции является зона свободной торговли. В ней поддерживается свободный от таможенных пошлин и количественных ограничений режим международной торговли товарами и услугами. Соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) обычно основаны на принципе взаимного моратория на уровни таможенных пошлин. Это означает фактическую невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Однако при этом страны-участницы сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. Каждая страна-участница имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в данную зону. Концепция ЗСТ была положена в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Латиноамериканской зоны свободной торговли (ЛАСТ), и некоторых других группировок развивающихся стран.

Более совершенная форма МЭИ - таможенный союз (ТС). Он предполагает наряду с функционированием ЗСТ установление единого внешнеторгового тарифа странами-участницами и проведение общей внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В отличие от ЗСТ таможенный союз имеет более надежную защиту внутренних товаропроизводителей. Он блокирует свои внешние границы таможенным барьером, то время как третьи страны в ЗСТ могут эффективно использовать различия в уровнях таможенных тарифов и ввозить товары в это экономическое пространство через территорию страны-участницы, установившей более низкий таможенный тариф. Однако в обоих случаях межгосударственные соглашения регулируют лишь сферу обмена и обеспечивают странам-участницам одинаковые условия в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Функционирование ТС не предусматривает унификацию таможенной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В ТС вне сферы общей тарифной политики остаются такие крупные направления, как отрасли оборонной промышленности, отдельные секторы энергетики и т.д.

Следующая форма интеграции – Общий рынок (ОР), функционирует на основе ТС, но существенно дополняется согласованной отраслевой политикой. Для регулирования деятельности в рамках ОР создаются специальные наднациональные, межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику стран - участниц.

^ Единый внутренний рынок (ЕВР) обеспечивает не только свободное передвижение товаров, но также и свободное передвижение услуг, капитала и рабочей силы. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления. Они гармонизируют весь сектор как экономической, так и социальной политики с учетом унификации национальных законодательств государств-участников.

^ Экономический и валютный союз (ЭВС) предполагает совокупность параллельных мероприятий, целью которых является создание единого экономического, валютно-финансового, информационного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики стран-участниц на основе рекомендаций и контроля со стороны национальных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров, количественных показателей состояния экономики стран-участниц в целях сближения уровней экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, ЭВС подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы. Тем не менее, в условиях ЭВС национальное государство сохраняет в своих руках ряд экономических рычагов, в частности, такую важную экономическую функцию как перераспределение значительной части национального дохода через государственный бюджет. Это является одной из форм экономического обособления отдельных стран внутри союза. И это вызывает противоречия между ними.

Завершающая форма интеграции - политическая интеграция государств или политический союз (ПС). Фактически речь идет об образовании единого государства или, точнее, конфедерации государств. Результатом такого строительства станет переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан избирать и быть избранными, как в национальные, так и в наднациональные органы власти, независимо от места их пребывания на территории политического союза. Реализуется также сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан.

Необходимо подчеркнуть, что эти политико-правовые формы являются средствами достижения интеграции, а не тождественны самой интеграции. Если в рамках организационной формы интеграции сформировалась реальная почва интенсивного хозяйственного взаимодействия стран, то интеграция получает в форме официального статуса дополнительный стимул. В обратном случае – интеграция остается формой, лишенной реального экономического содержания.

^

Вопрос 3. Региональные интеграционные объединения.



В середине 90-х годов в мире действовало 85 региональных торговых и экономических соглашений. Это количество значительно превышало число реально функционирующих интеграционных объединений. По данным Всемирного банка сегодня в мире насчитывается около 20 реально функционирующих интеграционных объединений. Они различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, институциональному устройству, по сферам и масштабам их деятельности, по количеству стран-участниц.

а) эволюция интеграции в Западной Европе. Европейский союз (ЕС, 1993). Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1960).

Наиболее развитое в настоящее время интеграционное объединение - Европейский союз. Он существует сейчас в форме экономического и валютного союза. На 1 января 2007 года в него входит 27 стран. Решается вопрос о дальнейшем расширении ЕС.

^ Становление объединенной Европы.

Экономические предпосылки.

Раздробленная после Второй мировой войны экономика Западной Европы находилась в глубокой депрессии и могла быть превращена в придаток американской корпоративной индустрии. Сталелитейная промышленность в этих условиях рассматривалась как основа возрождения западноевропейской экономики. Нужна была новая экономическая концепция развития Европы, которая оказалась бы способной повернуть весь ее хозяйственный механизм в сторону объединения.

Фактическим началом европейской экономической интеграции может считаться Декларация министра иностранных дел Р. Шумана от 9 мая 1950г. Франция предлагала побежденной Германии сотрудничество на равноправной основе в межгосударственном объединении. Речь шла о совместном управлении угольной и сталелитейной промышленностью обеих стран повышение уровня жизни, увеличение занятости и расширения путей для полноценного экономического сотрудничества.

20 июня 1950г. в Париже начинает работать межправительственная комиссия. Помимо Франции и ФРГ в ее работе участвуют Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия - будущие шесть стран ЕЭС (Общего рынка) - «шестерка», как называли это объединение в течение 20 лет.

Результатом работы межправительственной комиссии стало подписание Договора об учреждении ^ Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет.

25 марта 1957г. в Риме уполномоченными представителями шести европейских стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (Римский договор) на базе уже существующих договоров и созданных ранее наднациональных институтов. Был создан Евратом на принципах управления ЕОУС. Обе эти структуры выступили как бы первым этажом Европейского экономического сообщества.

В Римском договоре было провозглашено, что сферы деятельности органов ЕЭС будут расширяться за счет общей политики в области сельского хозяйства, торговли, регулирования таможенных пошлин, социальных вопросов, научно-технических исследований и образования, политики в области окружающей среды, сотрудничества с третьим миром. Во всех этих отраслях и сферах макрорегулирования наднациональными органами ЕЭС были разработаны программы развития международной кооперации и сотрудничества на базе достижений науки, передовых техники и технологий, включая информационные. Одновременно отмечалось, что ЕЭС - это не замкнутая организация, его двери открыты для других европейских государств, разделяющих цели и задачи Сообщества.

Итак, официально ^ ЕЭС был основан 25 марта 1957 года. Римский договор предусматривал создание таможенного союза и последующее углубление интеграции, снятие всех барьеров для свободного перемещения капитала, рабочей силы и товаров и услуг. В 1961г. внутри сообщества были ликвидированы все внешнеторговые квоты на промышленные товары. В 1968г. был создан полный таможенный союз, то есть, ликвидированы все внутренние тарифы и принят общий внешнеторговый тариф. Сообщество также снизило число нетарифных барьеров во внутренней торговле путем стандартизации торговых и таможенных процедур, отменило национальные транспортные тарифы в автомобильном, железнодорожном и водном транспорте, запретило дискриминацию на предоставление государственных подрядов, были запрещены также картели и монополии, если они создавались с целью раздела рынка или ценовой дискриминации. Развитие ЕЭС было направлено на создание единого внутреннего рынка. Ограничение на свободное перемещение рабочей силы были сняты в 1969г. В 1962г. В 1972г. Сообщество ввело европейскую «валютную змею» с узким коридором колебаний валютных курсов стран-участниц. В1973г. был учрежден Европейский фонд валютного сотрудничества в качестве клирингового союза. В 1979г. была создана Европейская валютная система.

В январе 1973г. «шестерка» превратилась в «девятку»: к ЕЭС присоединились Дания, Великобритания и Ирландия. В 1981г. в Сообщество вступает Греция, в 1086г. - Испания и Португалия, в 1995г. - Австрия. Швеция и Финляндия. С этого периода Сообщество функционирует в составе 15 стран-участниц.

К началу 80х годов страны-участницы ЕЭС стали осознавать, что без дальнейшего углубления интеграции и совершенствования институционального устройства сообщества невозможно дальнейшее эффективное развитие. Экономика Сообщества была потрясена энергетическим кризисом 1973г., крахом Бреттон-Вудской валютной системы. На развитии интеграционный процессов существенно отразился мировой циклический кризис 1974-1975гг. В интеграционной зоне он оказался более глубоким из-за синхронизации экономических процессов в странах-участницах

Важнейшее значение в деле становления европейской интеграции имеет ^ Маастрихтский договор о Европейском союзе (1 ноября 1993г.). Суть его сводится к следующему:

- от построенного единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу;

-придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной

политики;

-преобразовать Европейское экономическое сообщество в Европейское сообщество,

расширив круг его компетенции;

-дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов

Сообщества («первая опора») постоянным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности («вторая опора») и в области юстиции и внутренних дел («третья опора»);

- объединение всех «трех опор» в рамках единой системы Европейского союза (ЕС)

В соответствии с договором учреждаются:

-единое европейское гражданство - все граждане государств-членов приобретают

гражданство ЕС (имеется перечень соответствующих прав);

политический союз - общая внешняя политика в области внутренних дел и правосудия;

-экономический и валютный союз (ЭВС).

^ Политический союз включает следующие компоненты: общую внешнюю политику и политику безопасности (долгосрочная политика в области обороны, разоружение и контроль за вооружениями в Европе, нераспространение ядерного оружия и экономические аспекты безопасности); увеличение роли Европейского парламента, расширение сферы компетенции Сообщества; общую политику в области внутренних дел и правосудия, в том числе, в области миграции, предоставления гражданства, визового режима и т.д.

^ Экономический и валютный союз (ЭВС)

Маастрихтский договор

- заложил правовую основу ЭВС и единой валюты,

- определил институциональную структуру ЭВС;

- установил точный график перехода к ЭВС;

- утвердил критерии конвергенции макроэкономических показателей, которые являются обязательными условиями вступления стран-членов ЕС в ЭВС: 1) бюджетный дефицит страны не должен превышать 3% ВВП; 2) инфляция потребительских цен не должна превышать инфляцию в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией более чем на 1,5 процентных пункта; 3) государственный долг не должен быть более 60 % ВВП; 4) процентные ставки по ценным бумагам правительства не должны превышать процентные ставки в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией более, чем на 2 процентных пункта;

- определил приоритеты единой кредитно-денежной политики в рамках ЭВС;

- предусмотрел систему временных исключений для тех стран, которые присоединяются к зоне единой валютной системы позднее.

Однако Маастрихтский договор оставил нерешенными ряд проблем дальнейшего интеграционного процесса. В результате обсуждения этих проблем 2 октября 1997г. был подписан Амстердамский договор. Его основные положения:

-все страны-участницы обязуются строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека, предотвращать любую дискриминацию. Пострадавшие граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС;

-усилена роль Европейского парламента как участника законодательного процесса;

-провозглашено превращение ЕС в пространство свободы, безопасности, справедливости.;

-уточнены принципы субсидиарности и транспарентности. Каждый гражданин получил право получать любую информацию от его институтов;

-усилены положения, касающиеся охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя, сотрудничества правоохранительных органов, борьбы с мошенничеством в международном масштабе;

-отражены более четко ориентиры в осуществлении сотрудничества в области правосудия и полицейского сотрудничества по уголовным делам;

введен пост Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

В целом Амстердамский договор практически открыл дорогу к расширению Союза и сформулировал основные правила, по которым должна будет изменяться его институциональная структура при быстром увеличении состава стран-участниц.

^ Расширение ЕС: от 15 до 27 членов Союза.

1 мая 2004 г. полноправными членами ЕС становятся десять стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Словакия, Словения, Польша, Чехия, Эстония. После четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986, 1995гг. количество членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В мае 2004г. ЕС завершил новый, самый крупномасштабный этап.

Он превратился из ЕС-15 в ЕС-25. территория ЕС увеличилась на четверть, объем экономики - на 5%, оставляя позади США, население - на 20% свыше 450 млн. чел.[7, 81]Новый ЕС становится самым большим по населению единым рынком в мире и отстает лишь от НАФТА по объемам экономики. Последний, пятый этап расширения ЕС, уникален как по своему масштабу, так и разнообразию стран (по уровню, развития, исторического опыта, культур) вступивших в него. Официально процесс расширения был в марте 1998г. На саммите в Копенгагене (декабрь 2002г.) было принято решение о вступлении перечисленных 10 стран в ЕС в мае 2004г. В этих странах прошли народные референдумы, и большинство населения высказались за вступление в ЕС.

Для вступления в ЕС страна-кандидат должна выполнить так называемые ^ Копенгагенские критерии, в соответствии с которыми она обязана:

-обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, соблюдение прав человека, верховенство закона и защиту национальных меньшинств;

-иметь эффективную рыночную экономику, способную адаптироваться к условиям

конкуренции в ЕС;

-реализовать общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союзов.

Долгосрочная стратегия предполагает превращение ЕС в самую конкурентоспособную, инновационную экономику к 2010г. Это предполагает ликвидацию отставания от американской экономики по уровням производительности труда, занятости, а также выравнивание основных макроэкономических показателей инфляции, долгосрочных процентных ставок, дефицитов государственных бюджетов, государственного долга и стабильности обменных курсов в соответствии с требованиями Маастрихтского договора (Пакт стабильности и роста) и вступление ЕС-10 в экономический и валютный союз.

Среднесрочная стратегия обязывает каждую страну-участницу проводить продуманную макроэкономическую политику и структурные реформы для обеспечения стабильного экономического роста. Осуществление этой стратегии должно позволить 10 странам присоединиться к ЭВС после прохождения переходного периода. Несмотря на то, что ЕС-10в последнее время добились ощутимых успехов в повышении уровня доходов и в продвижении в направлении выхода на контрольные показатели ЭВС, им предстоит решить еще ряд серьезных принципиальных задач. Средний уровень ВВП на душу населения (по ППС) в ЕС-10 в настоящее время составляет менее половины от уровня в зоне евро. это отражает более низкую производительность труда и низкие уровни занятости в этих странах. Показатель затрат на НИОКР в ЕС-10 составляет менее половины среднего показателя по ЕС-15.

1 января 2007г. в ЕС были приняты Румыния и Болгария. Турция также является страной-кандидатом, однако она по многим параметрам, экономическим, политическим, социальным, не может стать членом ЕС.

^ Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1960г.)

В 1960г. на основе подписанной в Стокгольме конвенции образовалась Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую первоначально вошли Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, и Швеция (по инициативе Великобритании). Договор о ЕАСТ распространялся и на Лихтенштейн, который состоит в унии со Швейцарией.

Первоначальными целями ассоциации было обеспечение свободной торговли среди стран-участниц и заключение всеобъемлющего торгового соглашения с ЕЭС. Все внутренние экспортные квоты были ликвидированы в 1961г, а внутренние импортные квоты и тариф - в 1966 г. после прохождения восьми этапов. Однако все страны-участницы ассоциации могут устанавливать тарифы и квоты на товары, производимые в третьих странах. Проводились также переговоры по увеличению торговли сельскохозяйственной продукцией. В 1961г. Финляндия стала ассоциированным членом ЕАСТ. Исландия получила полное членство в 1970г. В 1973г. Великобритания и Дания вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕЭС.

В 1973г. были заключены соглашения о свободной торговле между отдельными членами ЕАСТ и ЕЭС. Это привело, в конечном счете, к образованию полного таможенного союза между ЕАСТ и ЕЭС в 1977г. В результате образования единого рынка в соответствии с Актом о единой Европе Ассоциация продолжала обсуждать с ЕС создание европейской экономической зоны, в которой осуществлялись свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. В мае 1992г. ЕС и ЕАСТ подготовили Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В 1995г. Австрия, Финляндия и Швеция вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. В настоящее время в ЕАСТ входят 4 страны: Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия и Исландия. Соглашение о ЕЭП достаточно полно реализует свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Но особенно глубокое взаимопереплетение экономик достигнуто во взаимной торговле промышленными товарами и в инвестиционной сфере. Направленность этих интеграционных процессов способствует все большей открытости двух групп стран, определяют новый этап роста внутриевропейской торговли, движения инвестиций, рост промышленного производства и доходов населения.

Вместе с тем Соглашение о ЕЭП внешне носит ограничительный характер, так как эти «старые» европейские страны, занимая достаточно устойчивые экономические позиции, могли бы вносить значительный дисбаланс в общеевропейскую экономическую политику, если их внутренняя экономическая политика не была бы скоординирована с экономической политикой стран ЕС.

б) интеграционные процессы в Северной и Южной Америке: НАФТА (1994г.),

ЛАСТ, МЕРКОСУР и др.

^ Интеграционные процессы в Северной Америке. НАФТА(1994г.)

Природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы традиционно способствовали развитию интенсивных хозяйственных связей Канады и США. В силу разных экономических потенциалов обеих стран тесная привязка Канады к экономике США приобретала характер зависимости. Правительство Канады в разные периоды времени старалось противодействовать этому различными протекционистскими мерами как в области торговли, так и в инвестиционной сфере. В то же время корпорации обеих стран были обоюдно заинтересованы в сотрудничестве. Интеграцию между этими странами часто приводят как пример частно-корпоративной интеграции, когда движущей силой процесса выступает не воля государства, а интересы частных корпораций.

Одно из первых двусторонних соглашений в области производственного сотрудничества двух стран - «план Эббота» (1947). Его цель - стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959г. страны подписывают Соглашение о совместном военном производстве. В 1965г. США и Канада подписывают соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения.

В сентябре 1988г. подписано Америкоанско-Канадское соглашение о свободной торговле. В соответствии с ним в течение текущего десятилетия предстояло сформировать зону свободной торговли между двумя странами. Одновременно изучались возможности расширения действия двустороннего соглашения и на Мексику.

В 1992г. был подписан договор, объединяющий США, Канаду, Мексику в общий североамериканский рынок на основе уже действующего Американо-канадского соглашения (1988) о свободной торговле. Американо-канадско-мексиканское соглашение о свободной торговле вошло в силу 1 января 1994 года. Образовалась НАФТА - Североамериканская ассоциация свободной торговли или Norh American Free Trade Area - NAFTA. Союз представляет зону свободной торговли и развивается в направлении таможенного союза. Это соглашение формально означало возникновение единой континентальной системы, охватывающей три национальные экономики.

Каждая из стран, подписывая это соглашение, рассчитывала получить определенные выгоды: США и Канада - расширение рынка сбыта продукции, подготовка более широкой континентальной интеграции; Мексика - смягчение проблемы безработицы, подтягивание национального производства до современного уровня. По своему экономическому потенциалу Канада и Мексика значительно уступают США: ВВП Канады составляет 10% от ВВП США, а Мексики - 5%. ВВП на душу населения Канады составляет примерно 90% от ВВП США; ВВП Мексики - 15%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам (Греция. Ирландия, Португалия) предоставляется финансовая помощь из бюджетного фонда, в НАФТА такой помощи Мексике не оказывают. Мексика все же получает преимущества от вступления в интеграционное объединение: прямые иностранные инвестиции в ее экономику позволяют ей ускорить темпы экономического развития. По оценкам экспертов. Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу развитых стран с полувека до 10-15лет. [9, 103-104]. Канада же в первые годы присоединения к НАФТА не получала ощутимых преимуществ, хотя ее экономика тесно связана с США, и практически не имеет связей с Мексикой. Но по мере формирования единого либерального экономического пространства на континенте Канада может рассчитывать на приток прямых иностранных инвестиций из других регионов мира - ЕС, Японии.

Основные аспекты Североамериканского соглашения о свободной торговле выражаются в следующем:

-ликвидация всех таможенных пошлин к 2010г;

-поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле

товарами и услугами;

-смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

-американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

Приняты также дополнительные соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству, которые вывели интеграционный процесс за пределы собственно экономического сотрудничества.

В долгосрочной перспективе с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического присутствия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности и прибыли. В будущем американские экономисты-эксперты моделируют создание панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Это связано с тем, что в настоящее время страны Латинской Америки демонстрируют темпы роста на уровне примерно 9%. Такие тенденции сохранятся и в перспективе.

В апреле 1998г. в столице Чили Сантьяго на встрече глав государств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана декларация Сантьяго о создании к 2005г. Панамериканской зоны свободной торговли (название проекта АЛКА) с населением 850млн. человек, с объемом годового производства товаров и услуг 11,5 трлн. долл. [20, 77] Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества. Однако во время 4-го саммита, состоявшегося в 2005г. в Мар-дель-Плата (Аргентина), главы 34 государств так и не смогли прийти к ожидавшемуся соглашению о свободной торговле в Западном полушарии.
^ Интеграционные процессы в Южной Америке: ЛАСТ, МЕРКОСУР и др.

В 60-е годы ХХ столетия активизировались интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Объединительные процессы в странах Латинской Америки начались раньше, чем в других развивающихся странах. В силу различий в уровнях экономического развития и политического устройства вместо единого рынка стали возникать интеграционные соглашения, носившие характер закрытого регионализма, то есть они были направлены на то, чтобы за счет высоких внешних тарифов и административной политики стимулировать развитие приоритетных отраслей национальной экономики. Этот этап называют первой волной регионализма. В 1960г. были учреждены две торгово-экономические группировки. Первая группировка - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) была создана в составе Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора. ЛАСТ ставили своей задачей создание к 1973г. зоны свободной торговли. Однако к концу 60х годов выявились несовершенства в механизме ЛАСТ. В 1980г. взамен ЛАСТ была создана Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА). Целью ее является содействие развитию внутрирегиональной торговли и экономического сотрудничества.

Вторая группировка, созданная в 1960г. - Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) в составе Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа, Сальвадора. В середине 1993г. четыре страны - Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор образовали таможенный союз. В том же году страны ЦАОР и Панама учредили Центральноамериканскую систему интеграции, в рамках которой проводится работа по гармонизации национальных тарифов и постепенной либерализации взаимной торговли.

В 1969г. был создан Андский пакт в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Эквадора, а в 1997г. это этот союз трансформировался в Андскую систему интеграции. С 1 февраля 1995г. три страны - Венесуэла, Колумбия, Эквадор приняли единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Боливия сохраняет свой национальный тариф, а для Перу установлен переходный период. В

^ 1967г. была образована Карибская зона свободной торговли (КАРИКОМ) в составе 14 небольших островных государств Карибского бассейна (кроме Кубы и Доминиканской республики и Гаити). Она в1973г. была преобразована в Карибское общество с целью образования общего рынка. Эти интеграционные объединения ставили цель дальнейшего углубления регионального сотрудничества в направлении создания таможенного союза.

Вторая волна регионализма на этом континенте проявилась в тот период, когда страны переключили свои стратегии развития на экспортные рельсы. Упор был сделан на открытом регионализме с тем, чтобы привлекать, а не отталкивать торговые и инвестиционные потоки, способствуя повышению конкурентоспособности экспорта. Однако внутренние противоречия, давление извне, ослабление мировой конъюнктуры породили спад. 80-е годы ХХ столетия были для стран Латинской Америки «потерянным десятилетием» как для экономической ситуации в целом, так и для региональной интеграции, причем практически для всех блоков. Произошло переосмысление руководством этих стран места и значения интеграционных взаимодействий, и, как уже было отмечено выше, большинство интеграционных блоков трансформировались в направлении углубления интеграции (КАРИКОМ - Карибское общество; Андский пакт - Андская система интеграции).

Третью волну интеграционных процессов на континенте называют новым регионализмом (90-е годы - настоящее время). В этот период создание интеграционных группировок все больше выступает фактором постепенной интеграции стран-участниц в мировое хозяйство. Можно сказать, что региональная интеграция сглаживает отрицательные последствия глобализации для интегрирующихся стран и способствует объективному процессу глобализации, являясь ее формой проявления, укрепляет позиции национального капитала, создает условия для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В активизации интеграционных процессов в Латинской Америке большую роль играет общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР (1991г.). В это интеграционное объединение входят следующие страны Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Его ассоциированными участниками являются с 2004г. являются Боливия, Венесуэла, Мексика, Перу, Чили. В этом крупнейшем интегрированном рынке Латинской Америки сосредоточено 55% населения, 50% ВВП,40% ПИИ, 30% внешней торговли региона. В первое десятилетие его существования товарооборот в рамках блока увеличился в 4 раза. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось:

отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами;

-свободное движение услуг, капитала и рабочей силы;

-введение единого внешнего тарифа для третьих стран и образование таможенного союза;

-координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере;

-унифицированные правила функционирования свободных экономических зон.

С 1 января 1995г. МЕРКОСУР отменил таможенные пошлины на 90% взаимной торговли и принял единый таможенный тариф в отношении 85% импорта из третьих стран и выступает как таможенный союз. Долгосрочные цели: формирование общего рынка с постепенным ростом его участников, как в Европейском союзе; создание единой валюты. Принято решение об образовании Института валюты. В политическом аспекте предполагается сформировать парламент МЕРКОСУР.
в) интеграционные процессы в Азии: АСЕАН, АТЭС и др.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была основана в 1967г. в составе Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии. Первые четыре страны в ряде публикаций ЮНКТАД, МБРР называются как АСЕАН-4.

В настоящее время ее членами являются также такие страны как Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Союз Мьянма. Таким образом, АСЕАН объединяет почти все государства Юго-Восточной Азии и является наиболее влиятельной региональной организацией. Необходимо отметить, что в настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) уже сложился «азиатский треугольник»: Япония - Китай - НИС (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур) - АСЕАН.

Цель создания АСЕАН - содействие социальному и экономическому развитию стран-участниц, сотрудничество в промышленности, сельском хозяйстве, проведении научно-исследовательских работ. В 1976г. на первом совещании руководителей АСЕАН приняты основные документы ассоциации: Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН. Декларация провозгласила, что страны-участницы должны выступать с общей позицией по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений.

Однако немаловажным импульсом интеграционных процессов в этом регионе в конце 60-х годов явился так называемый китайский фактор - страх перед радикально настроенным коммунистическим Китаем.

Несмотря на то, что в АСЕАН входят разные по уровню развития страны, рост торговли в этом регионе, в том числе и внутри блока является фактором ускорения развития этих стран. Влияние сырьевого фактора на экономическое положение странам-членам Ассоциации удалось уменьшить, развивая обрабатывающие отрасли, диверсифицируя национальные экономики. Торговая либерализация в группировке выразилась в отмене к 2003г. таможенных тарифов. Исключение составили импортные пошлины на некоторые товары.

К 2008г. планируется в Ассоциации создать зону свободной торговли, а также углубить сотрудничество через распространение его на такие сферы как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей, США. Особое значение в этой связи имеет создание Азиатского валютного фонда (АВФ). Эта идея пробивает себе дорогу более 20 лет. Предполагается, что основателями такого фонда могут стать Пекин, Токио, Канберра (АСЕАН+3).

В рамочном соглашении об инвестиционном пространстве АСЕАН, подписанном 6 октября 1998г., предусматривается предоставление иностранным инвесторам к 2020г. тех же прав, которыми наделены граждане соответствующих стран-реципиентов капиталовложений.

Проводя политику привлечения иностранных инвестиций, страны АСЕАН вступили в серьезное соперничество с Китаем, который притягивает огромные объемы мировых инвестиций. Иностранных инвесторов притягивает в Ассоциацию как дешевая рабочая сила, так и наличие разветвленной производственной инфраструктуры. Они усматривают выгоды от углубления сотрудничества в зоне Ассоциации и осуществления новых проектов.

Наиболее активно действуют в зоне АСЕАН японские инвесторы, которые заметно наращивают свой капитал не только в реальном секторе, но и в финансовой сфере.

Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией. На нее приходится 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран-членов СНГ).

За последние два десятилетия АСЕАН зарекомендовала себя как достаточно зрелая организация. Одновременно отмечаются скромные результаты развития интеграционных процессов. Слабо формируется промышленное сотрудничество, создание совместных предприятий. Значительная часть внешней торговли приходится на страны, расположенные вне АСЕАН, такие как США, Япония, Китай, страны Западной Азии, а не на внутреннюю торговлю блока.

В настоящее время в АТР предпринимаются достаточно активные усилия по реальному запуску механизма сотрудничества в рамках ^ Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - межправительственного форума, учрежденного в 1989г. Он объединил 12 стран: 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся стран (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997г. в АТЭС входили уже почти все основные страны АТР: Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998г. одновременно с приемом в АТЭС новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов форума. Заявление на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Таким образом, в этом учреждении представлена 21 страна огромного региона с весомым и растущим экономическим присутствием в АТР. На долю АТЭС приходится около ½ мирового ВВП и мирового экспорта.

АТЭС был придан консультационный статус. Все решения в ней принимаются на основе консенсуса. Постоянный секретариат находится в Сингапуре. Долгосрочной целью АТЭС является формирование в регионе свободной и открытой торговли и инвестиций, а в конечном счете - создание к 2010г. (в развитых странах) и к 2020г. (в развивающихся странах) для свободного перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, то есть единого рынка. Участие России в АТЭС должно содействовать решению социально-экономических, природоохранных, энергетических, транспортных, научно-технических, гуманитарных и других проблем регионов Сибири и Дальнего Востока.

^ Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).

Эта международная организация создана еще в начале 90-х гг. в составе семи государств Южной Азии: Индии, Пакистана, Бангладеш, Бутана, Мальдивов, Непала, Шри-Ланки (1,4 млрд. чел.). Как интеграционное объединение себя еще никак реально не проявило. Позитивные сдвиги наметились в последнее время. Так, в 2001г. был принят Договор о свободной торговле, в соответствии с которым к январю 2006г. отменены таможенные пошлины между этими странами. Однако главным является решение политического вопроса: мирное урегулирование конфликта между двумя ядерными державами, Индией и Пакистаном. Его нерешенность блокирует реальные интеграционные процессы в этом регионе.

^ Восточно-азиатская интеграция.

Необходимость реализации большого экономического интеграционного потенциала стран Восточной Азии назрела давно. Начало политико-правового формирования интеграционных процессов было положено 1 июля 2004г. на встрече министров иностранных дел Китая, Японии, Южной Кореи и десяти стран-членов АСЕАН. На первом и втором Восточноазиатских саммитах в 2005г. и в 2007г. ставилась задача создания Восточноазиатского сообщества. Были поставлены не только задачи углубления экономической интеграции, но и проблемы политической интеграции. Это своего рода идея о новой «триаде»: Япония - Китай - АСЕАН.

г) интеграционные процессы на постсоветском пространстве: СНГ (1991г.). Исторически первым интеграционным объединением в Новое время стал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который был официально провозглашен в 1949г. Его учредителями явились СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. Позже в состав СЭВ вошли Монголия (1960), Куба (1972), Вьетнам (1978). Европейские социалистические страны рассматривались как ядро мирового социалистического хозяйства. СЭВ был распущен еще в 1989г., за два года до распада СССР.

Распад СССР и организации СЭВ привел к развалу системы социалистического мирового хозяйства и трансформации международных экономических отношений между бывшими странами-участницами. Так, перед прекращением деятельности СЭВ на долю стран, входивших в эту организацию, приходилось около 25% производимого в мире ВВП. Экономические связи в бывшем СССР превосходили по интенсивности связи между странами ЕС. В СССР в межреспубликанский обмен было вовлечено более 20% ВНП, в ЕС - 14% [8, 450].

Вновь образовавшиеся государства вступили в трудный этап становления национально-государственных суверенитетов и радикальной трансформации экономических систем. Воссоздание общего экономического пространства стало значимым стабилизирующим положение фактором.

Организационной основой этого процесса явилось образование Содружества Независимых государств (СНГ). Оно представляет собой добровольное объединение суверенных стран как самостоятельных и равноправных субъектов международного права в целях регулирования их политического, экономического, гуманитарного, культурного, экологического и иного сотрудничества международно-правовыми средствами, межгосударственными договорами и соглашениями. СНГ не обладает наднациональными полномочиями.

СНГ было создано в результате подписания 8 декабря 1991г. (Москва) Соглашения между Республикой Белоруссия, Российской Федерацией и Украиной. 21 декабря 1991г. в г. Алма-Ата подписан Протокол к этому соглашению, зафиксировавший участие в СНГ Азербайджанской республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Туркменистана. В декабре 1993г. к нему присоединилась Грузия.

Договор декларировал положение о поэтапном формировании общего экономического пространства. Отношения между странами- участницами должны строиться на принципах рыночной экономики, на обеспечении равных возможностей и гарантий для всех суверенных государств, на невмешательстве во внутренние дела друг друга и отказе от применения силы, на уважении прав человека и основных свобод для всех, на добросовестном выполнении принятых на себя обязательств по документам Содружества.

Договор о создании экономического союза предполагал поэтапное продвижение государств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли - таможенный союз - общий рынок - экономический и валютный союз. Соглашение о создании зоны свободной торговли было подписано 15 апреля 1994г. главами 12государств, а ратифицировано только - 6 государствами.

На процессах интеграции в СНГ сказывается разная степень подготовленности его участников и их разные подходы к проведению радикальных экономических преобразований, стремление найти собственный путь (Узбекистан, Украина), взять на себя роль лидера (Россия, Белоруссия, Казахстан), уклониться от участия в трудном договорном процессе (Туркмения), получить военно-политическую поддержку (Таджикистан), решить с помощью СНГ свои внутренние проблемы (Азербайджан, Армения, Грузия). При этом каждое государство, исходя из приоритетов внутреннего развития и международных обязательств, определяет форму и масштабы участия в Содружестве, в работе его органов с целью максимального использования СНГ для укрепления своих геополитических и экономических позиций.

Страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. На них приходится 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12%% научно-технического потенциала мира. Еще недавно эффективность транспортно-коммуникационных систем в бывшем СССР была значительно выше, чем в США. Важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской (через Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию. По оценкам Всемирного банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем СНГ мог бы составить100млрд. долл. Другие конкурентные преимущества стран Содружества - дешевая рабочая сила и энергоресурсы - создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10% мировой электроэнергии (4 место в мире по ее выработке). [12,29]

Однако достаточно длительное время интеграция как способ совместного хозяйствования не позволяла в странах-участницах переломить негативные тенденции деформации воспроизводственных процессов и задействовать природные богатства, эффективно использовать материально-технические, научно-исследовательские и кадровые ресурсы для их экономического роста и всего Содружества.

В целом ВВП стран СНГ за 1991-2003г. снизился на 30%, объем промышленного производства - на 40%, продукция сельского хозяйства - на 28%, инвестиции в основной капитал - на 65%, Практически не одна страна содружества не достигла дореформенного уровня ключевых экономических параметров. Одним из последствий структурной деформации производства и инвестиций является ускоренное развитие добывающих отраслей. Эти процессы усиливают тенденцию формирования государств СНГ как сырьевых сегментов мирового рынка, препятствует их интеграции, поскольку становится бессмысленной интеграция стран с идентичной сырьевой структурой экономики. [12., 30]

На путях раздельного хозяйствования возникли субрегиональные политические и экономические группировки, порожденные разновекторной внешней стратегией. Одни из них ориентированы в основном на Россию: Договор о коллективной безопасности (ДКБ - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан); Союзное государство Белоруссии и России (СГБР); Евразийское Экономическое сообщество (ЕвроАзЭС - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан); Единое экономическое пространство (ЕЭП - Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина). Другие же выбрали иной путь: Восточноевропейский союз (Украина, Молдавия), переросший потом в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия); Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и, наконец, кавказская «четверка» (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия). Эти центробежные процессы являются, в большей степени, следствием экономической слабости России и отсутствием твердой политической воли ее бывшего руководства.

К сожалению, за время существования ни одно из субрегиональных образований так и не добилось весомых результатов в интеграции, Даже в наиболее продвинутых СГБР и ЕвроАзЭС зона свободной торговли существует не в полном объеме, а таможенный союз находится в стадии становления. Это объясняется главным образом тем, что в странах-участницах еще только формируются необходимые правовые, социально-политические и экономические условия, присущие наиболее развитым интеграционным объединениям.

Специалисты оценивают как отрицательные, так и положительные последствия от взаимодействия стран Содружества. Отрицательные последствия следующие:

-доля взаимного товарооборота снизилась с 79% до 28% за время существования СНГ. А это один из основных мировых показателей эффективности интеграционного объединения;

-удельный вес минерального сырья и топлива в экспорте стран СНГ увеличился в 4 раза, вплотную приблизившись к половине объема;

-транспортная составляющая стоимости товаров увеличилась с 5-8% до 21-40%, что резко снизило конкурентоспособность стран-участниц;

-доля теневой и криминальной экономики в СНГ, по имеющимся оценкам, приближается к 40-45%;

-основные фонды стран СНГ доведены до предельного износа - 70-80%;

-внешние долги всех стран СНГ увеличились с 81млрд. дол. в конце 1991г., до 200млрд. дол. в 2003г..Более 30 млрд. дол. составляют внутренние долги;

-в 2-3 раза уменьшилась численность работников научных организаций.

Важнейшие достижения стран СНГ следующие:

-практическое завершение суверенизации образовавших Содружество государств со всеми внешними атрибутами;

-социальная трансформация экономики, в результате которой большая часть работающих трудится на предприятиях частного сектора;

-введение на всем пространстве СНГ достаточно льготного торгового режима - свободной торговли [20, 144-145]

Необходимо в заключение отметить, что СНГ - крупнейшее интеграционное объединение на стыке Европы и Азии, необходимая форма интеграции новых суверенных государств. Но чтобы стать действительно серьезным фактором мировой политики и экономики, успешно встроиться в мировое хозяйство в условиях глобализации, необходимо существенно реформировать Содружество путем тесной координации и объединения усилий на двух важнейших направлениях - региональной безопасности, прежде всего борьбы с международным терроризмом, и экономического взаимодействия в направлении конвергенции экономик стран-участниц.
^ Термины и понятия.

Международная экономическая интеграция (МЭИ)

Предпосылки, цели и противоречия МЭИ

Формы МЭИ: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, единый внутренний рынок, экономический и валютный союз, политический союз

Региональные интеграционные объединения

Европейский союз (ЕС, 1993)

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1960)

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА, 1994)

Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ, 1960)

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР, 1960)

Карибская зона свободной торговли (КАРИКОМ, 1967)

Андская система интеграции (1997)

Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР, 1991)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСНАН, 1967)

Азиатско-тихоокеанское сотрудничество (АТЭС, 1989)

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949)

Содружество Независимых Государств (СНГ, 1991)
Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность международной экономической интеграции?

2. Раскройте содержание основных концепций МЭИ.

3. В чем состоят предпосылки, цели и противоречия МЭИ?

4. Раскрыть содержание основных форм МЭИ.

5. Раскрыть содержание региональной интеграции в Западной Европе и назвать основные интеграционные объединения, существующие в этом регионе.

6. Проанализировать эволюцию форм, противоречия и современный уровень интеграции в ЕС.

7. Что такое ЕАСТ?

8. Охарактеризовать интеграционные процессы в Северной Америке и раскрыть содержание НАФТА.

9. В чем особенность интеграционных процессов в Южной Америке?

10. Назвать и дать характеристику основных интеграционных объединений Южной Америки.

11. Проанализировать содержание интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии.

12. Раскрыть содержание АСЕАН.

13. Раскрыть содержание АТЭС.

14. Дать общую характеристику интеграционным процессам на постсоветском пространстве.

15. Рассмотреть особенности интеграции в СНГ.
Использованная литература.

1. Кациель С.А. Мировая экономика. Учебное пособие. - Омск. 2001. С.155-165.

2. Ломакин В.К. Мировая эк0номика. Учебник. - М.: ЮНИТИ. 2000. С. 72-78.

3. Международные экономические отношения. Учебник. 5-е издание. //Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.:ЮНИТИ. 2005. С.301-408.

4. Международные экономические отношения. Учебник. //Под ред. Фаминского И.П. - М.: Юристъ. 2001. С.739-842.

5.Мировая экономика. //Под ред. Булатова А.С. - М.: Юристъ. 2002. С.299-339.

6. Мировая экономика. 2-е издание. //Под ред. Николаевой И.П. - М.:ЮНИТИ. 2000. С. 422-447.

7. Мировая экономика и международные экономические отношения. //Под ред. Хасбулатова Р.И.. Часть 2. - М.:ГАРДАРИКИ. 2006. С.39-187.

8. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник. //Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. - М.: Флинта. 2000. С.53-57.

9. Раджабова З.К. Мировая экономика. Учебник. 2-е издание. - М.:ИНФРА. 2004. С.77-119.

10. Фигурнова И.П. Международная экономика. Учебное пособие. - М.:ОМЕГА. 2007. С.190-214.

11. Аукуционек С., Миронов В. Расширение ЕС и российская экономика. //МЭ и МО, 2007,№5.

12. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность. //МЭ и МО, 2005, №4.

13. Косикова Л. Интеграционный проект «Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана» (концепция, содержание, правоообеспечение, этапы и перспективы реализации). //Российский экономический журнал, 2004, №11-12.

14. Косикова Л. Регион СНГ: фазы трансформации и нынешние стратегические возможности России (к 15-летию Содружества Независимых Государств). //Российский экономический журнал, 2006, №9-10.

15. Латинская Америка: возвращение на авансцену мировой экономики (круглый стол). //МЭ и МО,2007, №1-2.

16. Митыпов Е. Восточноазиатская интеграция: плюсы и минусы для России. //МЭ и МО, 2004, №10.

17. Ребман Л. АЛКА - зона свободной торговли в Америке. //МЭ и МО, 2007,№1.

18. Симонян Р. Страны Балтии в Евросоюзе. //Вопросы экономики, 2006, №11.

19. Стрежнева М. Условия партнерства с Европейским союзом. //МЭ и МО, 2007, №6.

20. Покровский В. Состояние экономики и потенциал взаимного сотрудничества участников Содружества Независимых Государств. // Общество и экономика, 2004, №5-6.


Скачать файл (238.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru