Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты и ответы по социологии - файл 1.doc


Билеты и ответы по социологии
скачать (344 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc344kb.30.11.2011 13:15скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Социология.


  1. Социология как наука. Ее предмет и соотношение с другими науками.

Социология – наука об обществе; научное изучение социального взаимодействия и организации. Социология изучает взаимодействие людей и групп, социальные институты, влияние групп людей и организаций на поведение и характер людей с помощью исследований, основанных на точном специализированном анализе фактов. Ковалевский: «Социология – наука о порядке и прогрессе человеческих сообществ». Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое, прежде всего, культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом в поле зрения исследователя попадают различные причинно-следственные связи, т.е. социальное поведение изучается в динамике. Предмет социологии делится на социальное поведение и социальные структуры. Социальная структура общества определяет социальное поведение. Социальная статика изучает взаимодействия между социальными институтами и организациями, а соц. динамика рассматривает развитие общества. Одни структурные факторы, как, например, демографическая и экономическая структура общества, весьма конкретны. Другие – являются отвлеченными и не столь очевидными (например, социальные отношения). Аспекты, изучаемые в социологии: демографический; экономический; психологический; культурологический; коллективистский; механизм взаимодействия людей и роли людей в обществе.

Аспекты социологии:

  • Демографический (народонаселение)

  • Взаимодействие с людьми, роли

  • Коллективистский

  • Психологический

  • Культурологический (Ценности, идеи)

У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией её объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий произв-ва, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции. С психологией общее то, что социология исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. В отличие от истории, социология фокусируется не на прошлом, а на современности и включает в себя социальное планирование и прогнозирование.

  1. ^ Становление социологии (XIX – начало XX вв.)

Политические революции, начавшиеся с Французской революции 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Нужно было искать новые основы для наведения порядка в обществе. Основателем социологии считается Огюст Конт (1798-1857), позитивист. Именно он ввел термин «социология». Сначала он назвал эту науку «социальная физика». В отдельной энциклопедии наук, составленной Контом, социология является самой молодой отдельной наукой. Конт подразделял социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает взаимодействия между социальными институтами и организациями, а соц. динамика рассматривает развитие общества. Согласно законам развития общества, Конт выделял 3 стадии развития наук: теологическая (военное господство), метафизическая (феодальное господство), позитивная (промышленная цивилизация). Герберт Спенсер (1820-1903), социал-дарвинист, разделял мнение Конта о соц. статике и соц. динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет сходство с живым организмом: состоит из отдельных частей, связанных и взаимодействующих между собой. Такой подход называется органическим, или структурно-функциональным. Спенсер придерживался 3х аспектов дарвиновской теории: наследственность, изменчивость, отбор, и применял эту теорию к обществу. Карл Маркс (1818-1883) – идея материалистического понимания истории. Сформулировал теорию конфликта между классами. Они выделялись по имущественному признаку. Считал, что на каждом этапе истории экономические факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс и Энгельс – сторонники конфликтологического подхода. Льюис Козер – американский социолог. Социальное неравенство и психологическая напряженность находят выражения в конфликтах. Символический интеракционализм: человек использует символику для регулирования конфликтов. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. Он ставил задачу найти причину спокойствия и неспокойствия общества. Предложил идею коллективного сознания: в общ-ве господствует совокупность определенных идей, мыслей, убеждений, ценностей в опр. момент времени. Если какая-то часть общ-ва начинает мыслить иначе, возникает конфликт. Дюркгейм первым пытался выработать свою методологию в социологии. Изучал давиантное поведение, в частности самоубийства. Вывел, что к самоубийству человека склоняет общ-во. Макс Вебер (1864-1920) считал, что ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Предложил концепцию понимания как метода, предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Это определенная схема, не имеющая аналогов в действительности, это средство для объективного, независимого от идеологии ученого, изучения общ-ва. Считал, что протестантизм способствует тому, что люди становятся созидательными, трудолюбивыми и предприимчивыми. («Протестантская этика и дух капитализма»).

  1. ^ Уровни анализа общества в социологии. Почему выделяются именно эти уровни.

Социология изучает общество на макроуровне и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели представляют собой такие социальные институты как семья, образование, религия, экономический и политический строй. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. Примеры макросоциологического подхода – теория конфликта и функционализм. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет микросоциологических исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или перемены в нем. Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом, уделяющим особое внимание взаимодействию индивидов. Формой символического интеракционизма является теория обмена. Сторонники этой теории полагают, что основным мотивом в поведении людей является стремление получить удовольствие и избежать боли.

На уровне индивида изучается взаимодействие индивидов друг с другом, ролевое поведение. На групповом уровне – первичные группы (семья, детсад, класс, студенческая группа) и институты. На уровне соц. системы – общие модели соц. организации, общности и общ-ва. (Микросистема = уровень индивида + групповой уровень. Макросистема = групповой уровень + уровень соц. системы).

Разногласия между сторонниками макро- и микросоциологии связаны, во-первых, с пониманием предмета исследования и уровня обобщения, во-вторых, с характером использованных понятий и принципов формирования социологического знания. Граница между макро- и микросоциологией весьма условна, однако методологически оправдана, т.к. способствует большей четкости и систематизации объектов социологии.

  1. функционализм как теоретический подход в социологии.

В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических подходов, содержащих различные объяснения общественной жизни. В современной социологии существуют три основных подхода: функциональный (функционализм), конфликтологический (теория конфликта) и символический интеракционизм.

Структурный функционализм – это такое направление в социологии, которое рассматривает общество, социум, их явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию в данной системе. Один из центральных постулатов структурного функционализма гласит: «Функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом». Другим выражением сути функционализма может служить положение о том, что как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Т.Парсонс вошел в историю социологической мысли, прежде всего, как создатель современной теории социального действия и на этой основе – структурно-функциональной теории социальных систем, призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных проблем. Исходное место в этих теориях занимает понимание социального действия как единства трех подсистем: субъекта действия (индивида как действующего лица), определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия. Эмпирические данные, по Парсонсу, обретают действительный смысл, если они исследуются в системе координат «действующее лицо – ситуация». Важнейшее значение придается им категории «система действия», а сама социальная система понимается не как система «культурных стандартов» (Э.Дюркгейм), а как система социального действия, мотивированного поведения, взаимодействующая с культурными-стандартами, как и с физическими и биологическими элементами окружающей среды. Социальное действие для Т.Парсонса – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью (язык, ценности и др.), нормативностью и волюнтаристичностью (независимостью от среды). В общей системе социального действия Т.Парсонс выделял четыре подсистемы: социальная система, культура, личность и поведенческий организм, которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности. Благодаря этому ему удалось преодолеть характерное для многих предшествующих социологических концепций, в том числе Конта и Спенсера, Дюркгейма и Вебера, противопоставление общества и личности.

  1. ^ Теория конфликта как теоретический подход в социологии.

В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических подходов, содержащих различные объяснения общественной жизни. В современной социологии существуют три основных подхода: функциональный (функционализм), конфликтологический (теория конфликта) и символический интеракционизм.

Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р.Дарендорф (ФРГ) и Л.Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д.Белла, К.Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др.

Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать на только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

  1. ^ Символический интеракционизм как теоретический подход в социаологии.

В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических подходов, содержащих различные объяснения общественной жизни. В современной социологии существуют три основных подхода: функциональный (функционализм), конфликтологический (теория конфликта) и символический интеракционизм.

Основателем символического интеракционизма был Джордж Герберт (1863–1931) – американский философ, социолог и социальный психолог, профессор Чикагского университета, написавший очень мало работ, в связи, с чем о его взглядах приходится судить по посмертно опубликованным записям его лекций, прежде всего по опубликованной лишь в 1934 году работе «Разум, Я и Общество». Стоя на позициях социального бихевиоризма, он исходил из того, что в основе всех социальных явлений и процессов лежит социальное взаимодействие индивидов, которое формирует социальный мир как индивида, так и общества. В отличие от ортодоксального бихевиоризма Д.Мид признавал примат социального над индивидуальным, шел от внешнего к внутреннему в изучении процесса формирования сознания в поведении, придавал решающую роль в этом «символическому окружению». Он считал, что общение, взаимодействие (интеракция) между людьми осуществляется путем особых средств – символов (жестов и особенно языка), имеющих определенное значение и вызывающих ответную реакцию со стороны партнера или партнеров. Поэтому его учение и получило после его смерти название «символический интеракционизм».

Таким образом, своеобразие символического интеракционизма состоит, прежде всего в том, что он, во-первых, объясняет поведение людей не их индивидуальными интересами и влечениями, а социальными факторами; и, во-вторых, стремится рассматривать многообразные взаимосвязи и взаимодействия индивида с внешним миром, в том числе и с другими людьми и обществом в целом, как опосредованные символами, прежде всего словами. Иногда символический интеракционизм именуют теорией действия или ролевой теорией.

Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Д.Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей социальной действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Поведение индивида в группе, считал Д.Мид, «является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого». Поведение человека, по Д.Миду, определяется структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок «обобщенного другого». Важной заслугой Д.Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются, прежде всего, через выполняемые ею социальные роли, т.е. социально признанные, типичные, устойчивые шаблоны поведения, а сама социальная деятельность личности представляется как совокупность ее социальных ролей, зафиксированных в системе языковых и других символов. Ученик Д.Г.Мида американский социолог и социальный психолог Герберт Блумер (1900–1986) развил дальше исходные основы символического интеракционизма, показав, что люди действуют, руководствуясь, прежде всего значениями, которые они придают тем или иным объектам. Эти значения – продукт социального взаимодействия. Социальная реальность и ее изменение служат результатом постоянных и бесконечных взаимных согласований значений между действующими социальными субъектами (авторами). Его особая заслуга – в исследовании коллективного поведения людей, особенно в неорганизованных или слабо организованных группах (толпа, массы, общественность, движения и т.п.). В зависимости от наличия или отсутствии общих значений в коллективном поведении и от степени их присутствия Г. Блумер предложил свою классификацию форм такого поведения и соответствующих групп.

  1. ^ Культура как социальный феномен. Основные компоненты культуры.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие). К-ра – это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность – общество. Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, иск-во, лит-ру, мифологию, религию). К-ра – это то, что отличает человека от животного.

Осн компоненты культуры :

  • Нормы – это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего в повседневных, ситуациях. Нормы можно классифицировать по многим основаниям (н научной и хоз-ой деятельности, н, характерные для военнослужащих и т д.). Особое значение имеет деление на моральные (опираются на силу общественного мнения, чувство долга, совести, стыд) и правовые нормы (это четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется гос властью, не соблюдение – санкции, применяемые спец учреждениями). Например, обычаи и представления.

  • ^ Мораль или нравы – если это не привить, то общество деградирует. Все моральные нормы фиксируются в личностном понимании.

  • Законы – это определенные правила, которые проводятся в жизнь специальной организацией, имеющей право применять силу.

  • Ценности – это общие представления, которые дают критерии для сравнения, установления иерархии людей, предметов по достоинству, красоте и моральным качествам.

  • Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом, как эквивалент чего-то другого.

  • Язык – соц структурированная система звуковых и знаковых образов с конкретным или часто неоднозначным смыслом.

  • Мифы – универсальная структурная форма сознания. Сейчас мифы принимают другие формы (мифы рекламы).

  • Идеология – 3 значения : 1) специфические виды убеждений, 2) идея или убеждения, которые являются искаженными или ложными, 3) вся совокупность идей и убеждений, которые охватывают разные сферы и доминирует в обществе. Ид-гия в современном обществе выполняет ту же функцию, чем мифы в примитивном обществе. Ид-гия дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте человека в мире.

  1. ^ Культура и миф. Миф и идеология.

Первой собственно человеческой формой ориентации человека среди себе подобных была мифология. Легенды, былины, сказания – это памятники мифологического восприятия и объяснения мира. Миф – это яркая, чувственно насыщенная картина мира, способствующая очень ограниченному, неглубокому его пониманию, но характеризующаяся высокой эмоциональной достоверностью, правдоподобием. Мифы - универсальная структурная форма сознания. Сейчас мифы принимают другие формы (мифы рекламы).

Идеология – 3 значения : 1) специфические виды убеждений, 2) идея или убеждения, которые являются искаженными или ложными, 3) вся совокупность идей и убеждений, которые охватывают разные сферы и доминирует в обществе. Идеология в современном обществе выполняет ту же функцию, чем мифы в примитивном обществе. Идеология дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте человека в мире. Идеология интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями, таким образом она стимулирует, направляет человека как в мире, так и в конкретной системе.

Функции идеологии :

  • познавательная

  • оценочная (нормы ценностей)

  • программно - целевая (определяет цели и способы достижения)

  • футурологическая (модель будущего)

  • социально – организующая (формулирует принципы организации и управления обществом).

  1. Роль субкультур и контркультур в обществе.

Субкультура – культура группы, нормы которой заметно отличаются от доминирующей культуры, хотя и не обязательно противоречат ей. Контркультура - субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры. Самой опасной контркультурой является преступность, главным двигателем этой контркультуры является телевидение, которое внушает человеческому подсознанию возвышение культа преступности.

Субкультуры и контркультуры - необходимый элемент общества. "Монолитность" культуры, отсутствие в ней субкультур и контркультур, есть предпосылка умирания культуры и общества. Девиантное поведение неизбежно возникает в современном обществе, отдельные девиации могут формировать контркультуы.

Это не означает, что любая субкультура или контркультура есть благо для общества. Но это означает, что нельзя преследовать суб- и даже контркультуру только за то, что ее нормы отличаются от норм доминирующей культуры или даже противоречат ей. Наличие субкультур и особенно контркультур увеличивает вероятность возникновения межролевого напряжения в обществе; в обыденной жизни одни и те же люди часто подчиняются разным нормативным системам.

  1. ^ Социализация личности, ее сущность и значение.

Развитие личности всегда происходит в определенном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями, институтами. Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных системах. Социализация – достаточно широкий процесс, кот. включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства до глубокой старости. При этом социальное развитие человека нельзя изучать в отрыве от его семьи, социальной группы и культуры. Это явление не сводится к социальному обучению. Социализация – это процесс формирования социальных качеств, это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует участия самого индивида и предполагает наличии сферы деятельности. Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, кот. характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. В каждом конкретном отношении человек имеет определенный статус и играет определенную социальную роль, кот. характеризует его отношения с другими индивидами. Социальный статус здесь – показатель положения, занимаемого индивидом в обществе.

Существуют различные подходы к определению этапов социализации личности. Но все подходы связаны с определенными возрастными периодами жизни человека (детство, отрочество, юность, зрелость). Этапы социализации индивида: 1. социальная адаптация – приспособление к социально-экономическим условиям, новой социальной роли, социальным нормам общества, социальным институтам в данной среде. Первичная стадия охватывает период детства (достижение некоторой устойчивости норм, ролей; с момента рождения до 25 лет), маргинальная (промежуточная) – социализация подростка. Вторичная стадия включает в себя даже зрелый и преклонный возраст и длится очень долго. Социализация пожилого человека содержит переход его на положение третьего поколения в семье, в обществе, выход на пенсию и т.д. Социализация взрослых чаще всего связана с профессиональной деятельностью; 2. интериоризация – включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, их принятие и становление привычным в сознании.

Социализация – процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, в котором неразделимо стандартное и уникальное, социально-типичное и индивидуально неповторимое. Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации – процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.

  1. ^ Основные типы социальных коммуникаций.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

   По характеру аудитории:

  • межличностная (индивидуализированная)

  • специализированная (групповая)

  • массовая

   По источнику сообщения:

  • официальная (формальная)

  • неформальная

   По каналу передачи:

  • вербальная

  • невербальная

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:

  1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент);

  2. Средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

  3. Предмет коммуникации (какое – либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

  4. Эффекты коммуникации – последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

  1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;

  2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3. отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций

  1. ^ Личность и ее структура.

Проблемы человека и личности занимают в системе современной социологии важное место, понятия «человек» и «личность» относятся к одному объекту, но понятие «личность» подразумевает в человеке наличие некоторых индивидуальных, оригинальных, глубоко личных черт. Основные характеристики личности: самосознание; самоконтроль (т.е. способность контролировать свои поступки и нести за них ответственность); наличие определенных жизненных ценностей и вовлеченность в общественные отношения. Если определяющих качеств нет, то про такого человека говорят, что он не состоялся как личность. Существует два основных подхода к формированию личности: 1. личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, кот. играют доминирующую роль; 2. личность – это продукт в первую очередь социального типа. Для создания полной картины нужно учитывать и биологические особенности личности и ее социальный опыт. Большинство современных социологов считают, что социальные факторы формирования личности более значимы и явл. определяющими. Помимо всего, на формирование личности влияют и биологическая наследственность, и окружение, у культура, и групповой и индивидуальный опыт.

Одна из главных задач социологии – проблема структурного анализа личности. Структура личности складывается из следующих элементов:

социальная память

культура

деятельность

опыт (умения, знания, навыки, привычки)

особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и пр.)

личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы)

биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т.д.; особенности, присущие определенному полу и возрасту)

Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (личностью из предложенного обществом).

Существует шесть типов личности: 1. теоретический; 2. экономический; 3. политический; 4. социальный; 5. эстетический; 6. религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные установки, например, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия.

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы. В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный тип личности. Модальным называют усредненный тип личности, который преобладает реально в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает объективным условиям современного этапа общественного развития. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего. Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей, кем хочу стать, что ждет меня на пути? Огромную роль здесь играет трудовая деятельность.

  1. ^ Жизненный цикл и социализация (детство, подростковый возраст).

Социализация личности- процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Человек-> Индивид -> Индивидуальность-> Личность

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и подросткового возраста, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую другие периоды.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.
Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию.
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.

Социализация не заканчивается в каком-либо возрасте, а продолжается всю жизнь. В процессе социализации люди меняют роли.

Возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.
детство: игра, подражание взрослым

подростковый возраст: также идет подражание взрослым

  1. ^ Жизненный цикл и социализация (молодость, зрелость, старость).

Социализация личности- процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Человек-> Индивид -> Индивидуальность-> Личность

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и подросткового возраста, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую другие периоды.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.
Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию.
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.

Социализация не заканчивается в каком-либо возрасте, а продолжается всю жизнь. В процессе социализации люди меняют роли.

Возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. )

^ Молодость: любовь, работа
зрелость: начинается передачв знаний другим поколениям
старость : общение с внуками


  1. Социальные статусы, их виды.

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, кот. он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе. . Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

Социальный статус – характеристика социальной позиции, наличие внутренне содержательной стороны статуса означает, что СС характеризует какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу). Виды статусов: 1. приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это 2. достигаемые (приобретенные) Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса. Существуют статусы 3. статусы, связанные с системой родства, некоторые родственных статусов является приобретенными (усыновление, крещение). Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива). Кроме главного статуса, связанного с профессией, уместно сказать об обобщенном статусе, иначе наз. индексом социальной позиции – целостная оценка социальных позиций как своей, так и других в системе социальных координат.

Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность. Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, кот. срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей. Итак, основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. Статусы в обществе иерархизированы, принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, социальный престиж (уважение, признание)статусов и есть иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественном мнении. Престиж статуса разделяем обществом, любая перестройка социальных институтов связана с изменениями иерархии статусов.

  1. ^ Социальные роли, ролевой набор, ролевые конфликты и методы их разрешения.

От человека с тем или иным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определённого поведения. Социальная роль это определённые действия,которые должен совершать индивид(или группа) в соответсвии с тем или иным соц статусом. Если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник.рабочий,солдат,жена),то соц роль- выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нём нормами и часто закрепляются в различных документах (законах,правилах,инструкциях,уставах). Однако соц роль говорит лишь о том.как должен вести себя обладатель того или иного статуса,какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом иролью,между ролевыми ожиданиями и ролевым исполнением- одна из причин так называемых статусно-ролевых конфликтов. В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом ролевыми действиями общ-ву приходится применять те или иные санкции к нарушителям,а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. (напр., отчисление тсудента). Ещё одна причина статусно-ролевых конфликтов-противоречие между различными статусами-ролями. Дело в том,что многочисленные статусы и роли людей часто в жизни сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом . например, прокурор берёт взятки, у мужа есть любовница ( ха-ха). Всё это неизбежно ввергает человека в состояние разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании.

Ролевая напряженность – роль человека предъявляет противоречивые требования и это мешает ее выполнять (хирург).

  1. ^ Социальные группы, их основные признаки.

Социальные группы-группы людей, объединённых какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д. существует много взаимопересекающихся видов групп, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно классифицировать по 3 показателям: по степени устойчивости 1) кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случаным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (зрители в одном зале, пассажиры в вагоне), 2) группы средней устойчивости (трудовой коллектив, школьный класс ) и 3) устойчивые общности (нации, классы ). По размерам тоже выделяются три группы 1) Большие социальные общности- группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, соц слои) 2) средние соц общности- жители одного города или какой-то области, работники предприятий-гигантов и т.д. 3) малые соц общности или малые (первичные) группы, к которым можно отнести например семью, космический экипаж и т.д. отличительными чертами малых групп является не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы. При этом. здесь можно назвать две главные разновидности групп: а) формальные группы, которые создаются специально и действуют согласно определённому административно-правовому порядку-уставу, положению, инструкции (например, студенческая группа в целом), б) неформальные группы,естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий (например,часть студенческой группы,занимающаяся воллейболом вместе). По содержанию соц группы можно разделить на 5 групп 1) социально экономические (касты,сословия), 2) социально-этнические (роды,племена), 3) социально-демографические (молодёж,престарелые), 4) социально-профессиональные (шахтёры,учителя), 5) социально-территориальные (жители отдельных краёв). Наиболшее внимание соиологов привлекают социально-экономические группы,которые предполагают деление по таким признакам,как происхождение людей,их образование,доходы,положение в произв-ве.

Соц. Связи – отношения между людьми, которые продолжаются очень долго что бы эти люди могди реализовать стабильные цели.

  • Экспрессивные – эмоционально устойчивые

  • Инструментальные – сотрудничество для достижения цели

Класиффикация соц. Групп:

    1. Первичная группа. Два или более индивида имеют непосредственные, тесные, личные отношения дркг с другом ( преобладают экспрессивные)

    2. Вторичная группа. Два или более индивида учавствуют в безличных отношениях для достижения какой-либо цели ( преобладают инструментальные)

Лидерство – в группах некоторые личности могут иметь большое влияние, базируется на авторитете, знании, опыте, энергии и т. д.

Групповая динамика: диада, триада

Соц. Манкирование – когда люди в группе прилагают меньше усилий, чем если бы работали самостоятельно.

Соц. Дилеммы – это ситуация в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворение своих личных интнресов и повышения общественного состояния.

  1. ^ Социальные институты. Институционализация.

Социальные институты-этоустойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов с помощью которых удовлетворяют основные потребности людей и общества.. Брак, семья. моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, гос-во и мн.др.-все это институциональные формы. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в общ-ве. Тем самым обеспечиваются определённая организованность и устойчивость общ-ой жизни. Каждый соц институт охватывает ряд социокультурных элементов. Так, институт семьи, например, предполагает наличие определённых 1) духовно-идеологических элементов (любовь, желание воспитать детей) , 2) определённых материальных элементов-дом, квартира, мебель…. 3) определённых поведенческих элементов- душевность,взаимоуважение…..4) культурно-символических элементов-брачный ритуал,обруч. Кольца,празднование…5) определённых организационно-документальных элементов-семейное право,загс и т.д. соц институты вырастают постепенно как бы сами собой,из той или иной конкретной потребности людей. Институт милиии возник из потребности в охране порядка. Сам процесс утверждения в общ-ве того или иного явления в кач-ве соц-го института называют институционализацией. Институционализация состоит в упорядочении,стандартизировании.организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе,которые «предендуют» на превращение в соц-ый институт. Сущ-ет 4 основных группы со-ых институтов. Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях её эффективного развития. Политические институты связаны с установлением определённой власти и управлении общ-ом,а духовные-с развитием науки,образования,искусства,поддержанием в общ-ве моральных ценностей. Институт семьи является первичным и ключевым звеном всей соц системы. Из семьи люди приходят в общ-во. Но институты не существуют изолированно друг от друга,они тесно взаимосвязаны. Соц институты развиваются с движением общ-ва.

Институционализация – формирование в отношениях – некая общая потребность начинает осознаваться как общесоциальная для ее реализации устанавливают нормы поведения и .т д.

  1. ^ Классификация социальных групп.

Социальные связи:

  • когда человек принимает эволюционно участие в проблемах других людей и берет на себя обязательство по отношению к этим людям (любовь, дружба и т.д.)

  • Инструментальные, которые образуются в результате сотрудничества индивидов для достижения определенных целей (служебные отношения и т.д.)

В целом взаимосвязи – это определенные отношения между людьми, которые продолжаются достаточно долго для того, чтобы люди могли реализовать определенные цели.

Социальные группы делятся на:

  • Первичные (это 2 и более индивида, которые имею непосредственные личные, тесные взаимодействия друг с другом) => экспрессивные связи.

^ Особенности первичных групп: а) они играют решающую роль в социализации личности (Социализация личности – это процесс постепенного активного усвоения личностью норм, правил, ценностей общества).

б) они обеспечивают в обществе ту среду, в которой удовлетворяется бОльшая часть потребностей людей.

в) они являются мощным инструментом для социального контроля.

  • Вторичные (когда индивиды участвуют в безличной форме общения, т.е. не обязательно знакомиться или тесно общаться, для достижения какой-либо цели)=> инструментальные связи.

^ Вторичные группы бывают: а) внутренние (те, с которыми индивид себя идентифицирует и к которым он принадлежит).

б) внешние (с которыми индивид себя не идентифицирует и к которым не принадлежит).

^ Референтные группы - определенная социальная единица, на которую индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств, действий.

Относительная депривация – это неудовлетворенность, которая связана с разрывом между тем, что мы имеем, и тем, чего хотели бы иметь (положение в референтной группе).

  1. ^ Групповая динамика. Лидерство, манкирование и т.п.

Групповая динамика - процессы взаимодействия членов группы:
- образование в группе подгрупп по интересам; - появление в группе лидеров и их уход; - развитие группы; - изменение ролей членов группы; - распад группы.

^ Малая группа - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Размер малой группы может достигать несколько десятков человек. В малой группе возникают различные эмоциональные отношения, процессы групповой динамики, групповые нормы.

Свойства малой группы: - регулярность: постоянство совместного пространственно-временного бытия; - самоидентификация; и - идентификация.

Лидер - член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В социологии различают несколько типов лидеров: - в зависимости от содержания деятельности: вдохновитель и исполнитель; - в зависимости от характера деятельности: универсальный и ситуационный; - в зависимости от направленности деятельности: эмоциональный и деловой; - в зависимости от отношения к официальному руководителю: позитивный и негативный; - в зависимости от соответствия формальных полномочий и степени влияния: формальный и неформальный.

^ Групповое сознание - тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.

Дивергенция - расхождение членов малой группы по отношению к лидерам.

^ Социальная дилемма - ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия.

^ Социальное манкирование - феномен, состоящий в том, что при работе людей группами каждый из работников прилагает меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы.

  1. ^ Социальные организации, их характерные черты.

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Черты С.О.: -целевая природа; -иерархия(роли и статусы); -разделение труда и социализация; -управляющие подсистемы в этой организации формируют свои средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации; -эффект синергии- прирост дополнительной энергии, кот. превышает сумму индивидуальных усилий участников.

Черты:

  1. Елевая природа

  2. Распределяются по иерархии в соответствии ролям и статусам

  3. Специализация по функциональному признаку. Вертикальная и горизонтальная; управляющая и управляемая

  4. Управляющие продсистемы формируют свои собственные средства и механизмы за деятельностью различных организаций.

Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Наиболее распространенным типом классификации является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации.

1)В добровольные (формальные) организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. (религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам)

2)Отличит. чертой тоталитарных (принудительных) организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. (тюрьмы, армия, монастыри, армия)

3)В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

***На заметку:

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

^ По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

-экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

-политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

-институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

-институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

-институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

  1. Бюрократия. Идеальная бюрократия по М. Веберу.

Бюрократия-соц. структура основанная на иерархии должностей и ролей предписанных четкими правилами и стандартами и на разделение функций и властей.

Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Бюрократия является существование и рост слоя бюрократов — привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты. Явление Бюрократия привлекает особое внимание буржуазных учёных с начала 20 в., когда рост бюрократических организаций принял огромный размах. Основы немарксистских социологических концепций Бюрократия были заложены в работах немецкого социолога М. Вебера, который рассматривал Бюрократия как «естественную» и «необходимую» форму всякой социальной организации. Сам термин «Бюрократия» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологических работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал «идеалом» всякой организации. В капиталистических странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики «научного руководства» (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженерно-технического персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией «человеческих отношений», согласно которой эффективность работы связывается с морально-психологическим климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против «бюрократизма» выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция «человеческих отношений» не учитывает, что упорядочение и «очеловечение» отношений не уничтожает присущего буржуазной организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в Бюрократия

М. Вебер «Концепция идеальной бюрократии»

  1. Всякий пост или должность имеют ясно определенные обязанности и ответственность

  2. Всякая деятельность базируется на последов. Системе норм и правил, которая определяет ответственность различных должностных лиц и принцип взаимоотношений между ними

  3. Все должности размещены на конкретном уровне иерархии власти, имещий форму пирамиды. Ответственность не только за свои решения, но и за подчиненных

  4. Все должностные посты предполагают наличие должностных навыков

  5. Должностные лица не являются владельцами своих постов. Должность – собственность организации

  6. Работа равна карьере, продвижение основано на старшинстве и заслугах перед организацией, испытательный срок – должность

  7. Приказы, правила, процедуры, полномочия фиксируются письменно и постоянно хранятся.

  1. ^ Социальное управление. Управление в организации.

Социальное управление- сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе познания и использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций в интересах упорядочения ее организации, достижения оптимального функционирования и развития, осуществления поставленной цели. Качество и эффективность С. у. зависят: 1) от уровня познания закономерностей функционирования и развития социальных систем; 2) от адекватности инструментов и средств (социальных технологий) управления. В конечном счете, С. у. - это всегда воздействие на поведение и деятельность людей для достижения социально значимых целей. Поэтому С. у. - это такой вид управления, который предполагает также воздействие и на развитие культуры людей - культуры общения, культуры производства, быта и обслуживания и др. Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.
  1   2   3



Скачать файл (344 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru