Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Контроллинг - файл 1.doc


Лекции - Контроллинг
скачать (6578.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc6579kb.16.11.2011 05:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство науки и образования Украины

пРИАЗОВСКИЙ государственный технический университет

кафедра «Учет и аудит»


Е.А. Куровская


Конспект лекций

по Курсу «контроллинг»

для студентов дневного и заочного отделений

специальности «менеджмент»


Утверждено:

на заседании кафедры

протокол № 7 от 28.12.2006


Мариуполь, 2006


содержание


Тема 1: СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЛИНГА, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ

Тема 2: КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Тема 3: ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ В УПРАВЛЕНИИ МИКРОЭКОНОМИКОЙ

^ ТЕМА 4: КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЛИНГА

ТЕМА 5: КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ МИКРОЭКОНОМИКОЙ

Тема 6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА КОНТРОЛЛИНГ

^ ТЕМА 7: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЛИНГА

ТЕМА 8: СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

ТЕМА 9. Управленческий учет в информационном обеспечении контроллинга

^ ТЕМА 10: ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОНТРОЛЛИНГА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ТЕМА 11: Методические процедуры внедрения контроллинга в управлении предприятием

ТЕМА 12: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЛИНГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ ЗАТРАТ НА СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ И ЧИСТОЙ ВЫРУЧКИ НА ВЕЛИЧИНУ АЛГОРИТМА «ЗАТРАТЫ - ПРИБЫЛЬ»

Тема 13: Методы ценообразования и факторы, влияющие на ценовые решения

Тема 14: СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА

^ ТЕМА 15: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА

ТЕМА 16: МЕТОДИКА АНАЛИЗА «ЦЕПОЧКИ ЦЕННОСТИ»

ТЕМА 17: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Тема 1: СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЛИНГА, ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ


^ Исследование любых процессов и явлений должно начинаться с изучения истоков их появления.

Знание исторических аспектов помогает проникнуть в суть изучаемых понятий. Определить предпосылки их появления и развития, обосновать правильность трактовок.


Учебные цели:

Изучив материал, вы должны знать:

  • Предпосылки формирования и развития контроллинга;

  • Причины появления контроллинга на современных предприятиях;

  • Определение контроллинга, его цель, задачи и функции, выделять специфическую (комментирующую) функцию контроллинга;

  • Виды информации для управления.

Изучив материал, вы должны уметь:

  • Разбираться в проблемах терминологии;

  • Анализировать определения контроллинга, данные различными авторами;

  • Обосновывать концепцию контроллинга;

  • Различать цели задачи оперативного и стратегического контроллинга.


1.1. Предпосылки формирования и развития

контроллинга

Исторические сведения и доказательства возникновения и существования контроллинга свидетельствуют о его зарождении при королевских дворах Англии и Франции. Затем некоторые функции управления обособились, что привело к образованию от­дельных систем в сфере управления предприятием, таких как сис­темы планирования, системы внутреннего контроля, а в ней как главная составляющая часть - внутренний аудит. Работа этих сис­тем в большинстве развитых европейских стран удовлетворяет ин­тересы и потребности менеджеров в управлении предприятием и контроллинг как таковой не имеет там первостепенного значения. Напротив, в США и Германии значимость его все возрастает, что связано с историческими особенностями развития учетных систем, а также экономическими трудностями и проблемами в налогооб­ложении этих стран.

Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор Соколов Я.В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалте­ра контрольной функцией (1895г.), позволило ему «... быть судьей лиц как принимающих управленческие решения, так и вы­полняющих их. Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной» [36,с.124]. Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг.

Длительное время бухгалтерский учет был лишь средством регистрации хозяйственных операций методом двойной записи и составления финансовой отчетности. Однако, уже в начале два­дцатого века стало ясно, что традиционный учет не в полной мере удовлетворяет потребности управления в условиях обострения конкуренции, усложнения технологии и организации производства. Отмечая недостатки бухгалтерского учета, ученые [8,34,48] по-разному трактовали его роль в управлении и, в частности, в управ­лении затратами и результатами. Однако, едины были в том, что бухгалтерский учет не может одновременно с информационной функцией обладать еще свойствами аналитического и контрольно­го характера [8, с. 1 5].

Одной из фундаментальных работ, отражающих стремление к выработке вышеупомянутой концепции явилось исследование Стукова С.А. "Система производственного учета и контроля " [38], в котором автор обобщает передовой опыт (отечественный и зару­бежный) организации производственного учета и контроля за ра­циональным использованием ресурсов.

В определении производственного учета, сформулирован­ном Стуковым С.А., прослеживаются основные элементы форми­руемой концепции информации и управления, ибо автор подчер­кивает следующее: "В дополнение к бухгалтерскому учету, кото­рый главным образом удовлетворяет нужды внешних органов и органов общегосударственной статистики... появляется качест­венно новый вид учета - производственный учет, который в ос­новном на базе бухгалтерского учета должен синтезировать эле­менты всех видов хозяйственного учета, а также элементы эконо­мического анализа, что обеспечит возможность активного наблю­дения за величиной, направлением, целесообразностью и эффек­тивностью расходования производственных ресурсов" и далее "...производственный учет - это качественно новое явление, ре­зультат синтеза ресурсоконтролирующей части бухгалтерского учета (при сохранении ведущей его роли), оперативно-технического, статистического учета и элементов экономического анализа и даже прогнозирование будущих хозяйственных собы­тий" [38. с.32].

Следующий этап развития контроллинга связан прежде всего с разработкой механизмов калькулирования переменных затрат и учета по центрам ответственности. В результате этого в системе бухгалтерского учета была сформирована отдельная подсистема, которая использовала не только денежные измерения и была ори­ентирована не на потребности калькулирования продукции, а на принятие текущих управленческих решений.

В связи с быстрыми изменениями в окружающей среде и необходимостью предвидения будущего происходит усиление ро­ли стратегического управления. Если до' этого контроллинг был ориентирован только на оперативное управление производством, то теперь он реализует и стратегические цели предприятия.

По мере развития контроллинга происходит его научное обоснование. Выходят статьи, книги о контроллинге. В США в 1931 г. был учрежден Институт Контроллеров Америки.


^ 1.2. Контроллинг: проблемы терминологии

Интерес к контроллингу - как к одному из новых направле­ний информационно-экономического развития предприятия обу­славливается в связи с появлением многочисленной переводной литературы по вопросам финансов, учета, ценообразования и др. При этом существует неоднозначность трактовок, характеризую­щих внутреннее содержание этого понятия, например: "управлен­ческий учет", "контроллинг", "внутрихозяйственный учет". Одни авторы и переводчики считаю! приведенные понятия и стоящие за ними объективные явления хозяйственной практики западных предприятий равнозначными по содержанию, другие - наоборот.

Очевидным является то, что нельзя отрывать понятия и тер­мины от национальной почвы. Несмотря на происхождение слова "контроллинг" от английского «tо соntгоl» - контролировать, управлять, в англоязычных странах используется термин "управ­ленческий учет", хотя работников, в чьи обязанности входит фор­мирование информации для управления называют контроллерами. В теории и практике управления немецкими предприятиями от­сутствует понятие "управленческий учет". Бухгалтерия четко под­разделяется на финансовую и производственную, поэтому немцы позаимствовали из английского языка термин «controlling» и обо­значили им качественно новое явление в управлении предприяти­ем.

Следует отметить, что особенностью развития западного учета в современных условиях является его модификация в слож­ные системы управления предприятием. Вне зависимости от того, как будут называться эти системы они будут объективно сущест­вовать и развиваться под воздействием реальных факторов.

Если признать, что "внутрихозяйственный учет" отражает процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нор­мирования, планирования и контроля в единую систему получе­ния, обработки и обобщения информации для принятия на ее ос­нове управленческих решений, то данная система управляет пред­приятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных целей в виде получении прибыли того или иного размера, но и глобальные стратегические цели (выживание предприятия, сохранение рабочих мест, проведение антикризисной политики и т.д.).

Система контроллинга - это принципиально новая концеп­ция информации и управления, которую можно определить как учетно-аналитическую систему, реализующую синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, обеспечивающую как оперативное, так и стратегическое управление процессом дости­жения целей и результатов деятельности предприятия. Однако ес­ли обратиться к теории и практике немецких предприятий [21,22], то можно отметить, что важнейшей составной частью контроллин­га является управленческий учет.

Исходя из этого, следует отмстить, что система внутрихозяйственного учета отражает все признаки учетно-аналитической системы и может идентифицироваться как система контроллинга.

Особый импульс к переосмыслению проблем разработки концепции информации и управления был сделан с принятием Указа о необходимости реформирования системы учета и статистики в Украине [2]. А появление такого термина как «управленческий учет» послужило началом дискуссии о пра­вомерности перенесения данной идеи на нашу национальную почву. И периодической печати появляется ряд статей, в которых на­ряду с рассмотрением проблем возможности реализации идеи сис­темы "контроллинга", дискутируются вопросы относительно правомерности деления бухгалтерского учета на "управленческий" и "финансовый".

В отношении подобных проблем необходимо отметить, что для деления бухгалтерского учета на финансовый и управленче­ский достаточных оснований нет. Во-первых, вряд ли можно управлять без наличия финансовой информации, а во-вторых, ко­гда речь идет об информационном обеспечении всего "поля управленческих решений", то возможности бухгалтерского учета, даже необходимым образом реконструированного в целях управ­ления, ограничены из-за отсутствия как должного методологиче­ского обеспечения, так и аналитико-математического аппарата на стыке с другими функциями управления (планирование, анализ, контроль). Поэтому, когда речь идет о формировании управленче­ской информации, то подразумевается финансовая информация, обработанная соответствующим образом для целей управления и дополненная данными нефинансового характера.

Исходя из вышесказанного, очевидным является тот факт, что более правомерным следует признать не деление бухгалтер­ского учета на "управленческий" и "финансовый", а изменение ак­центов, когда в контурах традиционной системы накопления учетно-финансовой информации, часть ее, необходимым образом де­тализированная в целях управления, будет информационным бло­ком учетно-аналитической системы управления.


^ 1.3. Анализ определений контроллинга, данных различными авторами

Результаты изучения направлений эволюции отечественной учетно-экономической мысли указывают на отсутствие четких представлений о системе контроллинга. Однако следует подчерк­нуть, что и в странах, где имеются давние рыночные традиции, это понятие еще далеко от логической завершенности и окончательно­го осмысления как вида комплексно сформированной сферы зна­ний и экономической теории и практике. Специалисты по учету и управлению излагают субъективные, в определенной степени, взгляды на сущность, содержание и функции контроллинга. Срав­нивая и анализируя содержание определений, приведенных в табл.1.1., со всей очевидностью можно утверждать, что контрол­линг является важнейшим средством успешного функционирова­ния предприятия, так как:

  • обеспечивает необходимой информацией для принятия управленческих решений путем интеграции процессов сбора, обра­ботки, подготовки, анализа, интерпретации информации;

  • предоставляет информацию для управления трудовыми и финансовыми ресурсами;

  • обеспечивает выживаемость предприятия на уровнях стратегического и тактического управления;

  • способствует оптимизации зависимости "выручка - затраты - прибыль".

Следовательно, контроллинг, являясь учетно-аналитической подсистемой в информационно-аналитической системе управле­ния предприятием служит основой для его работы. При этом, кон­троллинг можно представить систематическим, развивающим ис­пользуемые им традиционные бухгалтерские, аналитические и другие приемы и способы, и проблемным, позволяющим выработать действенные управленческие решения как оперативного, так и стратегического характера. Обе эти части тесно связаны между собой,

Причины, обусловившие появление новой концепции информации и управления состоят в необходимости гарантированного существования предприятия и приспособление его к развитию рынков и внешней среды. Решение этих проблем связано со своевременным получением информации, которая сигнализирует об изменениях и развитии.


^ Таблица 1.1.Трактовка содержания определений системы контроллинга


Источник сведений

Суть определения

1. Майер Э. Контрол­линг как система мышления и управления.-

М.: Финансы и статистика, 1993.- с.88.


... контроллинг представляет собой в широком смысле систему обеспечения выживаемости предприятия в двух аспектах: краткосрочном - оптимизация прибыли, и в долгосрочном - со­хранение и поддержание гармоничных отно­шений и взаимосвязей данного предприятия с окружающими его сферами: природой, соци­альной, хозяйственной.


2. То же. С.9

Под контроллингом следует понимать руково­дящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного суще­ствования.


3. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления.

– М.: Финансы и статистика. 1993.- С.88

Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений на Западе в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.


4. Немецкое издание "Лексикон экономики предприятия"

.. .Концепция информации и управления.

5. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих.-

М.: Фи­нансы и статистика, 1992,-с.8.

…Систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы... как систему управления прибылью предприятия.


6. Тоже с. 21.

Контроллинг - это система регулирования за­трат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия, позволяю­щая избежать неожиданностей и своевременно включить красный свет, когда экономике пред­приятия угрожает опасность, требующая при­нятие мер по противодействию.

7. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой /Общ. Ред. Градова А.П.: - СПб.: Специальная литература, 1996. – С.217.

Контроллинг - новейшая концепция эффектив­ного управления фирмой для обеспечения ее долгосрочного существования на рынке. Контроллинг представляет собой... систему обеспечения выживаемости предприятия на этапах стратегического и тактического управ­ления.


8. Анташов В.А. Уваро­ва Г.В. Экономиче­ский советник ме­неджера.: Минск.: Финансы, учет, аудит, 1996.- с.93.

Контроллинг рассматривается... как опреде­ленная концепция руководства предприятием, ориентированная на его долговременное и эф­фективное функционирование в постоянно ме­няющихся хозяйственных условиях.


9. Контроллинг как ин­струмент управления предприятием. Общ. ред. Данилочкиной Н.Г.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998, с.6

Контроллинг - это функционально обособлен­ное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финан­сово-экономической комментирующей функ­ции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.



На современном этапе развития экономики для обеспечения жизнедеятельности предприятий необходимым условием является способность к преобразованиям. Поэтому сейчас акцент в управ­лении перемещается с задач контрольного характера на задачи анализа, оценки деятельности, разработки стратегии развития его реализации, моделирования хозяйственной деятельности, марке­тинга.


^ 1.4. Концепция контроллинга

Современное состояние рынка предполагает постоянное усложнение ориентации предприятия, что ведет не просто к возрастанию роли управления им, а к качественным изменениям во всей структуре и методах управления. В этих жестких условиях перед руководителями все чаще встает задача недопущения банкротства и предотвращения кризисной ситуации. При этом контроллинг представляет собой систему обеспечения выживаемости предприятия на этапах оперативного и стратегического управления. Функционирование данной системы обеспечивается путем последовательной реализации ее концепции, которая представлена на рис. 1.1.




Рис. 1.1 Модель концепции информации и управления – контроллинг.


^ 1.5. Причины появления контроллинга на современных предприятиях

Учитывая вышеизложенное, выделим основные причины появления на современных предприятиях такого нового направле­ния учетно-экономической работы как контроллинг.

  1. Нестабильность как внешних (интернационализация экономической жизни, обострение конкуренции на внутренних и мировых рынках и т.д.), так и внутренних (объемы производства, задолженности по зарплате, поиск надежных партнеров и поставщиков) фактором выдвигают дополнительные требования к системе управления предприятием.

  2. Необходимость поиска все более новых и совершенных
    систем управления, обеспечивающих гибкость и надежность функционирования предприятия. А это в свою очередь, предполагает выработку механизмов координации внутри системы управления.

3.Существенные изменения в организации и методологи системы информационного обеспечения.

4.Отсутствие комментариев различных вариантов управленческих решений.

Таким образом, функционирование системы контроллинга КВК концепции информации и управления требует уточнения ее формулировки, определения цели и функций данной системы.


^ 1.6. Определение контроллинга (авторское)

В сферу задач контроллинга входит постановка целей предприятия, сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, осуществление определенных процедур контрольно-аналитического характера, а также, что наиболее важно, реализация вышеперечисленного способствует выработке рекомендаций для принятия управленческих решений. Исходя из этого, дадим определение системе контроллинга:

Система контроллинга представляет собой синтез эле­ментов учета, анализа, контроля, планирования, реализация кото­рых обеспечивает выработку альтернативных подходов при осу­ществлении оперативного и стратегического управления процес­сом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия.


^ 1.7. Цель и задачи контроллинга

Отдельной задачей контроллинга является правильная ор­ганизация движения информационных потоков на предприятии с целью их оптимизации, т.е. получения только той информации, ко­торая может быть полезной в принятии управленческих решений.

Следует учесть, что деятельность системы контроллинга эффективна и целесообразна там, где функции управления делеги­рованы отдельным подразделениям и службам. Именно на это об­ращают внимание Манн. Р., Майер. Э., указывая на отличительные особенности контроллинга: "...контроль и управление со стороны, уступают место самоконтролю и самоуправлению, главной задачей которых, является повышение ответственности каждого отдельного работника"[21, с. 15].

Следовательно, координируя, интегрируя и направляя дея­тельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию "управле­ния управлением", т.е. является механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управле­ния.

Учитывая вышесказанное, обозначим цель функциониро­вания данной системы. Она заключается в обеспечении прибыльности и ликвидности предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затрат, а также принятие мер по регули­рованию возникших отклонений и оптимизации соотношения "за­траты - прибыль".


^ 1.8. Функции контроллинга

Цель системы контроллинга определяет основные ее функ­ции. Среди специалистов, занимающихся проблемами контроллин­га нет четкого и единого мнения по данному вопросу. Так, напри­мер, Штрайт Б., Петрик Е. придерживаются той точки зрения, что Контроллингу присущи функции планирования, контроля, регули­рования и информационная функция. Проф. Ивашкевич В.Б., оста­навливается лишь на трех основных, по его мнению, функциях кон­троллинга: информационной, контрольной, функции управления.

Ни с одной, ни с другой точкой зрения, на наш взгляд, нельзя согласиться в полной мере, поскольку главным аргументом при выделении комплекса функций системы контроллинга является суть концепции и цель системы. Исходя из определения системы Контроллинга, сутью которого является интеграция отдельных эле­ментов функций управления (учета, анализа, контроля, планирова­нии), следует, что данной системе присущи функции:

  • информационная, которая проявляется в выработке контроллинговой информации для управления, посредством трансформации данных (информационных потоков), поступающих в отдел контроллинга;

  • учетно-контрольная, которая используется при сопоставлении плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели, установления допустимых границ отклонений от заданных параметров, интерпретации причин отклонений и выработке предложений для их уменьшения;

  • аналитическая, суть которой проявляется в выработке основных подконтрольных показателей, позволяющих оценить эффективность работы предприятия, в определении степени влияния наличных факторов на величину конечного результата, в выработке мероприятий по устранению и предотвращению имеющих место (изменений в будущем, в расчете доходности и целесообразности коммерческой сделки;

  • функция планирования, цель которой - координация от­дельных производственных планов по отношению к общему плану в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования, составлению бюджета, выработке плановой и целевой информации.


^ 1.9. Специфическая (комментирующая) функция контроллинга

Нельзя согласиться с тем, что отдельные специалисты [21,22] наделяют систему контроллинга еще и управленческой фу­нкцией, аргументируя это тем, что управление предприятием явля­ется сферой задач менеджмента и без контроллинга говорить о реа­льном управлении предприятием невозможно. Следствием подо­бных утверждений является то, что понятия "менеджмент" и "контроллинг"- равнозначны или близки к тому. Однако, далее они приходят к утверждению, что контроллинг не принимает непосред­ственного участия в управлении предприятием. В связи с этим воз­никает вопрос: в чем же проявляется управленческая функция кон­троллинга?

Критический анализ различных точек зрения по этому по­воду приводит нас к мысли о том, что контроллинг реализует не управленческую, а скорее комментирующую функцию менеджмен­та. Вырабатывая альтернативные варианты в принятии управленче­ских решений, контроллинг подготавливает широкий спектр воз­можных путей реализации намеченных целей с обоснованиями и комментариями каждого.

Он представляет информацию, важную для:

  • определения стратегии и планирования будущих процессов и результатов деятельности предприятия;

  • контроля за текущей деятельностью;

  • оптимизации затрат;

  • оценки эффективности деятельности;

  • снижения субъективности в процессе принятия управленческих
    решений.

При этом, право выбора того или иного предлагаемого варианта остается все же за руководителем предприятия.

Следовательно, специфическая функция контроллинга, проявляется именно в том, что не участвуя в самом процессе управления, он оказывает большую помощь руководству в самом принятии эффективных управленческих решений. Выражаясь об­разно, управляет, не участвуя в управлении. Логика рассуждений привела к тому, что наряду с перечисленными функциями, кон­троллингу еще присуща комментирующая функция, являющаяся специфической функцией данной системы.

Определение приоритетности той или иной функции, так­же, на наш взгляд, не носит конкретного характера. Рассмотрение аналитической функции, как приоритетной объясняется тем, что анализ показателей, выявление причинно-следственных связей, является основой функционирования системы контроллинга. Други­ми словами, сердцем контроллинга является анализ, однако без по­ступления кислорода в организм, то есть необходимой информа­ции, весь механизм стоит. Поэтому информационная функция, обеспечивающая весь процесс движения и развития, системы кон­троллинга носит изначальный характер. Но следует помнить, что независимо от того, существует ли контроллинг на предприятии (это может быть просто группа сотрудников, занимающихся анали­тической работой) или нет - насущные финансовые и хозяйствен­ные проблемы предприятия диктуют необходимость "делать кон­троллинг'". Поэтому, все функции контроллинга имеют первостепенное значение.

Однако функции контроллинга необходимо рассматривать с позиции функционального управления. В этом случае прослеживается зависимость полезности функций управления и причастность контроллинга к реализации каждой функции.


^ 1.10. Оперативный и стратегический контроллинг

Исходя из вышесказанного, необходимо признать, что кон­троллинг является одним из основных элементов, формирующих систему управления предприятием. При этом, современный ме­неджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). А значит, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта (подсистемы): стратегический и оперативный. Сравнитель­ная характеристика данных видов контроллинга представлена в табл. 1.2.


^ Таблица 1.2. Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга

Признак

Оперативный

Стратегический

Ориентация

В основном внутренняя

среда предприятия

Внешняя и внутренняя среда

предприятия

Цель

Обеспечение прибыль­ности и ликвидности

предприятия путем вы­явления причинно-

следственных связей

при сопоставлении вы-

ручки от реализации и

затрат

Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики, недопущение воз­никновения банкротства. Направленность на потенциал

успеха.

Задачи


* Руководство при пла­нировании и разработки бюджетов (текущее и оперативное планирова­ние);

* Определение "узких" и поиск "слабых" мест для тактического управления;

* Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установ­ленными текущими це­лями;

*Сравнение плановых и фактических показате­лей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления при­чин, виновников и по­следствий отклонений;

*Анализ влияния отклонений на выполне­ние текущих планов;

*Мотивация и создание
систем информации для
принятия текущих управленческих реше­ний.

* Участие в установлении ко­личественных и качественных целей предприятия;

* Ответственность за страте­гическое планирование;

* Разработка альтернативных стратегий;

* Определение критериев внешних и внутренних усло­вий, лежащих в основе стратегических планов;

*Определение "узких" и по­иск "слабых" мест;

*Определение основных под­контрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;

*Сравнение плановых и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновни­ков и последствий данных отклонений;

*Анализ влияния отклонений на выполнение стратегических планов;

*Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).


Сущность оперативного контроллинга заключается в фор­мировании средств и методов эффективного управления текущими целями предприятия, которые могут быть" определены как при­быльность и ликвидность.

Сущность стратегического контроллинга заключается в обеспечении выживаемости предприятия, его ориентации на потенциал успеха, который может быть охарактеризован как шансы и риски. На практике существует тесная взаимосвязь между опера­тивным и стратегическим контроллингом. При стратегической постановке вопроса доминирует всегда вопрос оперативной осущест­вимости или наоборот - оперативные проблемы доходности могут быть не увиденными при пренебрежении стратегической постановкой вопроса. Эта взаимосвязь всегда носит фундаментальный характер.

Итак, основное назначение контроллинга заключается в ориентации системы управления предприятием на достижение поставленных целей. Контроллинг, при этом, является сложной конструкцией, объединяющей в себе различные элементы функций управления и использующий их в решении задач оперативного и стратегического характера. Вследствие этого, контроллинг обеспе­чивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предпри­ятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к вы­явлению и решению встающих перед предприятием проблем.


^ Практическое занятие на тему: «Сущность контроллинга, исторические аспекты его становления и развития в управлении экономикой».

  1. В чем заключается сущностная характеристика термина кон­троллинг?

  2. Определите причины, вызвавшие интерес к контроллингу.

  3. Каковы предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы?

  4. Правомерно ли отождествление понятий «управленческий учет», «контроллинг», «внутрихозяйственный учет»?

  5. Какова суть трансформации задач бухгалтерского учета?

  6. Выскажите собственное видение на проблему деления бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

  7. В чем сходство и различие информации финансового и управленческого характера в системе бухгалтерского учета?

  8. В чем проявляется трансформация задач управления?

  9. Раскрыть суть понятия «концепция контроллинга», перечислить основные ее элементы.

  10. Каково значения контроллинга в управлении бизнесом?

  11. Дать определеннее контроллинга, раскрыть его цель и задачи
    функционирования.

  12. Перечислить функции контроллинга. В чем проявляется специ­фическая (комментирующая) функция контроллинга?

  13. Дать сравнительную характеристику оперативного и стратеги­ческого контроллинга.


УПРАЖНЕНИЕ 1.1

Дайте определение следующим понятиям:

  • Управление предприятием;

  • Контроллинг, оперативный контроллинг, стратегический контроллинг;

  • Финансовый учет;

  • Управленческий учет;

  • Пользователи информации;

  • Поставщики информации.


Упражнение 1.2

Ситуации и мнения:

  • Какую работу должен, по-вашему, выполнять отдел контрол­линга на предприятии?

  • Какой вид учета важнее для предприятия: финансовый или управленческий? Кому, по вашему мнению, нужно платить более высокую зарплату - руководителю финансовой или
    управленческой бухгалтерии (отдел контроллинга)? Ответ ар­гументировать.

  • В разных странах контроллинг называют по-разному. Какое название Вы считаете более правильным и почему?



Упражнение 1.3

Объясните содержание следующих понятий:

  • Продукция;

  • Услуги (товарные, нетоварные);

  • Приход средств (выручка, поступление), оприходование средств;

  • Расход средств (издержки, затраты, производственные и ком­мерческие расходы);

  • Себестоимость (полная, производственная, цеховая, сметная, плановая, нормативная, фактическая)


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (6578.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru