Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Учебная программа - История русской литературы 18 века - файл 1.doc


Учебная программа - История русской литературы 18 века
скачать (172.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc173kb.16.11.2011 05:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Е.В.СЕМЕНОВА


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Истории русской литературы ХVШ века» начинает изучение истории русской литературы «нового» времени. В программе курса отражены наиболее значительные явления литературной жизни эпохи с учетом тенденций современного литературоведения, предлагающего осмысление словесности ХVШ века с позиций различных аксиологических систем, в том числе правослано-державной модели.

Программа предполагает рассмотрение основных историко-литературных фактов периода, наиболее продуктивных жанрово-стилевых моделей.

Курс «История русской литературы ХVШ века» ставит цель выявить уникальность и самобытность русской литературы ХVШ века; определить колоссальное влияние словесного искусства ХVШ века последующие эпохи; помочь студентам открыть красоту трудных для восприятия современного читателя текстов ХVШ столетия. Уметь самостоятельно анализировать художественные тексты с учетом требований современного литературоведения.

Курс русской литературы ХVШ века изучается на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов и завершается экзаменом.

Программа адресована студентам, обучающимся по специальности 021700 – Филология, является частью блока ОПД федерального компонента государственного образовательного стандарта по специальности 021700 – Филология.


ПРОГРАММА


Своеобразие национальной концепции литературы XVIII в.


Рационалистический тип эстетического сознания как основа философской картины мира. Своеобразие национальной концепции литературы. Периодизация русской литературы XVIII века, ее основные принципы и подходы. Специфика литературы новой нации. “Начало начал” русской литературы: рождение идейных и художественных принципов русской литературы, создание первых продуктивных жанровых моделей светской литературы, формирование литературных направлений, изменение роли и статуса писателя и книги в философской, социальной и эстетической мысли России. Сложность литературного процесса: принцип противоречий как основа развития литературы XVIII века, реформы в области языка, стиля, стихосложения. История изучения русской литературы XVIII века: нерешенные и спорные вопросы, актуальные проблемы научного исследования. Периодизация русской литературы XVIIIв.


^ Литература первой трети XVIII века в процессе создания словесной культуры общеевропейского типа

Процесс перехода от традиций русской средневековой книжности к словесной культуре нового, общеевропейского образца. “Европеизация” России и ее отражение в литературе. Журналистика и публицистика, их роль в политической жизни страны. Первая печатная газета “Ведомости”. Программа поведения человека в обществе (“Юности честное зерцало”). Господство “панегирического” стиля. Расцвет ораторского искусства: жанры проповеди, слова. Ораторская деятельность С.Яворского, Ф.Прокоповича. Поэтика ораторской прозы. Рукописные повести эпохи, отражение в них реалий и противоречий петровской эпохи. “История о российском матросе Василии Кориотском”: традиционное и новое в поэтике, связь с произведениями устного народного творчества, бытовой повестью XVIII в. Осмысление национальной судьбы в “Истории об Александре, российском дворянине”, “Повести о Фроле Скобееве”. Стихотворство: песни и канты, торжественные панегирические стихи, школьные вирши, любовная лирика. Театр и драматургия петровской эпохи.


^ Эстетика и жанровая система классицизма

Характеристика послепетровской эпохи. “Ученая дружина” в борьбе за идеалы Петра I. Культура и искусство. Создание постоянного русского театра. Движение литературы к упорядоченности и стабильности как основа формирования классицизма. Картина мира и концепция личности в литературе классицизма. Своеобразие русского классицизма: реформы стиля и стихосложения, регламентация жанров. Формирование жанровой системы русского классицизма. Оформление “старших” жанров - сатиры и оды - в творчестве А.Д.Кантемира и М.В.Ломоносова. Образцы художественной прозы, стихотворного эпоса и лирики в творчестве В.К.Тредиаковского. Трагедии и комедии А.П.Сумарокова как канонические жанры. А.П.Сумароков - теоретик русского классицизма. “Две эпистолы”, их структура, проблематика, роль в полемике о путях развития русского литературного языка.


^ Жанр стихотворной сатиры в литературе XVIII в.

История жанра сатиры. Расцвет сатиры в творчестве А.Д.Кантемира. Жанровые разновидности сатир Кантемира. Поэтика жанра: ораторская направленность, особенности словоупотребления, афористический стиль речи, драматическая организация литературного текста, особая организация стиха. Сатирический мирообраз: основные способы создания художественной образности, особенности “вещного мира” сатир. Начало формирования принципов классицизма в сатирах Кантемира. В.Г.Белинский о Кантемире. Л.В.Пумпянский о сатирах Кантемира. Эволюция жанра стихотворной сатиры в творчестве М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова. “Вздорные оды” А.П.Сумарокова, “Лисица - казнодей”, “Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке” Д.И.Фонвизина. Расширение тематики, изменения в области поэтики (жанре, стихотворной форме, стиле).


^ Ода в системе жанров русского классицизма

Причины расцвета оды в русской поэзии XVIII в. Л.В.Пумпянский о судьбе оды как ведущего жанра русского классицизма. М.В.Ломоносов - создатель одического канона и “отец русской поэзии”. Литературная позиция и эстетические манифесты М.В.Ломоносова (“Письмо о пользе стекла”, “Разговор с Анакреоном”).

Жанровые разновидности оды в творчестве М.В.Ломоносова: торжественные, духовные, анакреонтические. Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Особенности одического словоупотребления, типология художественной образности. Поэтика и жанровые разновидности духовной оды М.В.Ломоносова (ода, стихотворное переложение псалма, стихотворение). Сложный путь познания Бога и мира, решение “мятежных вопросов” в духовной поэзии Ломоносова (“Утреннее размышление о Божием величестве”, “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”, “Переложение псалма 103”, “Ода, выбранная из Иова”, “Я долго размышлял...”. Традиции М.В.Ломоносова в русской духовной поэзии XVIII- XIX вв.

Анакреонтическая поэзия М.В.Ломоносова ( “Ночною темнотою...”, “Кузнечик”).


^ Поэтика классицистической трагедии

Эталонные жанровые модели трагедии в европейской литературной традиции. А.П.Сумароков - “Северный Расин”. “Европейское” и “национальное” в трагедиях А.П.Сумарокова. Поэтика жанра трагедии А.П.Сумарокова: одический мирообраз, жанровое своеобразие, особенности художественной образности. Философская и социальная проблематика трагедии А.П.Сумарокова “Димитрий Самозванец” как “трагедии-завещания” автора. Поэтика трагедии (особенности сюжета, композиции, хронотопа).

Кризис жанра классицистической трагедии во II половине XVIII в.: Н.П.Николев “Сорена и Замир”, Я.Б.Княжнин “Вадим Новогородский”, М.М.Херасков “Венецианская монахиня”.


^ Кризис иерархической жанровой системы во второй половине XVIII в.

Особенности развития русской литературы в данный период, связанные с изменением общественной и философской мысли России. Первая эпоха гласности в русской истории нового времени. Попытка создания русской конституции (“Наказ” Екатерины II) и первый опыт парламента (Комиссия для сочинения проекта Нового уложения). Расцвет сатирической журналистики 1769-1777 гг.: богатство тематики, жанровые искания (“письмо”, “путешествие”, “сатирический портрет”, “рецепт”), работа над литературным языком. Журналы Н.И.Новикова в журнальной полемике с Екатериной II.

Проблема авторства одной из самых ярких публикаций эпохи - “Отрывка путешествия в *** И *** Т***” в современном литературоведении. Тема крепостной деревни.

Масонская литература как свидетельство кризиса классицистической системы жанров: поиск литераторами-масонами новых жанров, использование тайнописи и символики в языке (М.М.Херасков “Бахариана, или Неизвестный”, “Бог”, “Коль славен наш Господь...”, “Стихи на Страшный суд”, В.И.Майков “Ода ищущим мудрости”, М.М.Щербатов “О повреждении нравов в России”, А.Н.Радищев “Беседа о том, что есть сын Отечества”).

Проза как центральный фактор литературного процесса 1760-1770-х гг. Жанровые модели русской прозы XVIII в.: роман-путешествие и сентиментальный роман воспитания чувств Ф.А.Эмина (“Похождение Мирамонда”, “Письма Ернеста и Доравры”), авантюрно-бытовой и психологический роман М.Д.Чулкова “Пригожая повариха”, сказочная повесть В.А.Левшина “Русские сказки”. Поэтика романного начала в этих произведениях.

Изменение эстетических критериев литературы классицизма в лирике - творчество “поэта по призванию” (В.Г.Белинский) Г.Р.Державина. Уникальность поэзии Г.Р.Державина - уничтожение дистанции между значимостью факта жизни государства и человеческой жизнью. Концепция личности как основа поэтики Державина. “Забавный жанр” и “забавный русский слог” в поэзии Державина: соединение элементов различных жанров в одном произведении, отказ от стилевой иерархии, создание особого, одо-сатирического мирообраза (“Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока”, “Фелица”). Утрата одой жанрового потенциала. Особенности выражения категории личности в лирике поэта. Жанры “домашней поэзии” (“Кружка”, “К первому соседу”, “Желание зимы”, “Прогулка в Сарском селе”, “Приглашение к обеду”). “Тайна национальности” в лирике Державина (“Приглашение к обеду”, “Похвала сельской жизни”, “Русские девушки”, “Снигирь”).

Разнообразие жанров русской духовной поэзии в лирике Державина: духовные оды (“Бог”, “Водопад”, “Христос” и др.); переложения псалмов, духовные послания (“Евгению. Жизнь Званская”). Образ “лестницы” в художественной структуре духовной лирики поэта.

Преодоление ломоносовской традиции в патриотической лирике (“На взятие Измаила”, “На переход Альпийских гор”, “Снигирь”).


^ Эволюция комедии в русской литературе XVIII в.

Комедия в творчестве А.П.Сумарокова: басня как жанр “малой комедии”, комедия-пародия “Тресотиниус”, бытовая комедия “Рогоносец по воображению”.

Основа смешного в комедиях А.П.Сумарокова - “игра со стилями”.

“Комедия нравов” В.И.Лукина: эстетика “прелагательного направления”.

Рождение комической оперы в процессе эволюции русской драматургии. Соединение в произведениях различных видов искусств. Интерес к фольклору, многообразие решений крестьянской тематики (“Анюта” М.И.Попова, “Розана и Любим” Н.П.Николева, “Несчастье от кареты” Я.Б.Княжнина).

Драматургия Д.И.Фонвизина - новый этап в развитии русской драматургии. Поэтика “Бригадира” - говорение как основа действия. Поэтика комедии “Недоросль”: жанровая неоднозначность, особенности словоупотребления, принципы создания образов, роль “внесюжетных” сцен и “внесценических” персонажей. Современное понимание проблематики пьесы. Модель русской жизни в пьесе.

Стихотворная высокая комедия в русской литературе XVIII в.: “Ябеда” В.В.Капниста. Функции каламбурного слова в комедии.


^ Жанр поэмы в русской литературе XVIII в.

Проблемы истории жанра: эпическая поэма В.К.Тредиаковского “Телемахида”, незавершенная героическая поэма М.В.Ломоносова “Петр Великий”.

Воплощение и разрушение мечты классицистов в творчестве М.М.Хераскова: создание национально-исторической поэмы-эпопеи “Россиада”, а затем - предромантической поэмы “Бахариана”.

Жанр ирои-комической поэмы. Изменение статуса категории “смешного”. Поэтика ирои-комической поэмы В.И.Майкова “Елисей, или раздраженный Вакх” и ирои-комической поэмы И.Ф.Богдановича “Душенька”: формы выражения авторского присутствия, смысл использования мифа и фольклора, эстетизация быта, взаимоотношения автора и читателя, опрощение высокого и поэтизация низкого. Поэма И.Ф.Богдановича “Душенька” и развитие “легкой поэзии”.


^ Картина мира в русской литературе последней четверти XVIII в.

Сложность литературной жизни эпохи: кризис классицизма, расцвет сентиментализма, зарождение предромантической и реалистической концепции литературы.

Пародийные жанры в творчестве И.А.Крылова. Традиционное и новаторское в журнале “Почта духов”. Пародийные жанры в творчестве И.А.Крылова: “ложный панегирик” (“Речь, говоренная повесою в собрании дураков”, “Похвальная речь науке убивать время”), “восточная повесть (“Каиб”), шутотрагедия (“Подщипа”).

Картина мира и своеобразие русского сентиментализма. Особенности повествовательной стратегии в “Путешествии из Петербурга в Москву”. Особенности композиции, сюжетосложения и жанровое своеобразие произведения. Современное прочтение проблематики. Проблема художественного метода.

Эстетика и поэтика прозы Н.М.Карамзина. Особенности повествования в “Письмах русского путешественника”. Поэтика и эстетика сентиментализма в повести “Бедная Лиза”. В.Н.Топоров об особенностях повествовательной манеры “Бедной Лизы”. Эволюция жанра исторической повести в творчестве Н.М.Карамзина: от “Натальи, боярской дочери” к “Марфе-посаднице”. Выражение поэтики предромантизма в “Острове Борнгольм”.


ЛИТЕРАТУРА


ТЕКСТЫ:

  1. “Юности честное зерцало”.

  2. “Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли”.

  3. “Буря море раздымает...”.

  4. “Уж как пал туман на сине море...”.

  5. “Фортуна злая, что так учиняешь...”.

  6. Прокопович Феофан. “О поэтическом искусстве”, “Владимир”, “Слово на погребение Петра Великого”.

  7. Кантемир А.Д. “Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских”. “Сатира I. На хулящих учения. К уму своему”, “Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений”.

  8. Тредиаковский В.К. “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, “Стихи похвальные России”, “Басенка VIII. Ворон и Лисица”, “Телемахида”.

  9. Ломоносов М.В. “Письмо о правилах российского стихотворства”, “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке”, “Разговор с Анакреоном”, “Ода на взятие Хотина 1739 года”, “Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года”, “Вечернее размышление о Божием величестве”, “Утреннее размышление о Божием величестве”, “Гимн бороде”, “Случилось вместе два астронома в пиру...”, переложение псалма 103, “Я долго размышлял...”.

  10. Сумароков А.П. “Эпистола о стихотворстве”, “о стопосложении”, “Синав и Трувор”, “Димитрий Самозванец”, “Тресотиниус”, “Рогоносец по воображению”, “О благородстве”, “Оды вздорные”, “Терпи, моя душа, терпи различны муки...”, “Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой...”, “Коловратность”, “Ось и Бык”, “Ворона и Лиса”, “Шалунья”, “Посол Осел”, “Жуки и Пчелы”.

  11. Аблесимов А.О. “Мельник - колдун, обманщик и сват”.

  12. Лукин В.И. “Мот, любовью исправленный”.

  13. Княжнин Я.Б. “Вадим Новгородский”, “Несчастие от кареты”.

  14. Херасков М.М. “Знатная порода”, “Время”, “Сила любви”, “К своей лире”, “Чесмесский бой”, “Венецианская монахиня”, “Бог”, “Бохариана”, “Коль славен наш Господь...”, “Россиада”.

  15. Чулков М.Д. “Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины”, “Драгоценная щука”, “Ставленник”, “Горькая участь”.

  16. Майков В.И. “Елисей, или Раздраженный Вакх”.

  17. Екатерина II. “О время!”.

  18. Щербатов М.М. “О повреждении нравов в России”.

  19. Левшин В.А. “Русские сказки”.

  20. Барков И.С. “Девичья игрушка”.

  21. Богданович И.Ф. “Душенька”.

  22. Новиков Н.И. Журналы “Трутень”, “Живописец”.

  23. Фонвизин Д.И. “Лисица-казнодей”, “Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке”, “Бригадир”, “Недоросль”.

  24. Эмин Ф.А. “Письма Эрнеста и Доравры”.

  25. Капнист В.В. “Сатира 1”, “Ода на рабство”, “На смерть Юлии”, “Мотылек”, “Ябеда”.

  26. Хемницер И.И. “Стрекоза”, “Паук и Мухи”, “Дележ львиный”, “Обоз”, “Волчье рассуждение”.

  27. Львов Н.А. “Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго”, “Добрыня”, “Богатырская песнь”, “Ночь в чухонской избе на пустыре”.

  28. Муравьев “Ночь”, “Желание зимы”, “Неверность”, “К музе”, “Сила гения”, “Размышление”.

  29. Державин Г.Р. “На смерть князя Мещерского”, “К первому соседу”, “На рождение в Севере порфирородного отрока”, “Властителям и судиям”, “Фелица”, “Бог”, “Водопад”, “Ласточка”, “Вельможа”, “Русские девушки”, “Цыганская пляска”, “Снигирь”, “Евгению. Жизнь Званская”, “Признание”.

  30. Крылов И.А. “Каиб. Восточная повесть”, “Трумф, или Подщипа. Шутотрагедия”, “Почта духов”.

  31. Радищев А.Н. “Дневник одной недели”, “Письмо к другу, жительствующему в Тобольске”, “Житие Федора Васильевича Ушакова”, “Вольность”, “Путешествие из Петербурга в Москву”, “Ты хочешь знать: кто я? что я?..”, “О человеке, его смертности и бессмертии”, “Осьмнадцатое столетие”.

  32. Дмитриев И.И. “Чужой толк”, “Послание Н.М.Карамзину”, “Стонет сизый голубочек...”, “Ах! Когда б я прежде знала...”, “Други! Время скоротечно...”, “Дуб и Трость”, “Два голубя”, “Суп из костей”.

  33. Карамзин Н.М. “Осень”, “Кладбище”, “К соловью”, “Послание к Дмитриеву”, “Послание к А.А.Плещееву”, “Меланхолия”, “Веселый час”, “Раиса”, “Граф Гваринос”, “Письма русского путешественника”, “Бедная Лиза”, “Наталья, боярская дочь”, “Марфа Посадница, или Покорение Новгорода”, “Остров Борнгольм”.


^ УЧЕБНИКИ И ХРЕСТОМАТИИ

  1. Благой Д.Д. История русской литературы XVIII в. М., 1960.

  2. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. Л., 1939: М., 1999.

  3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2000.

  4. Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. М., 1991.

  5. Федоров В.И. История русской литературы XVIII в. М., 2003.

  6. Русская литература XVIII в. Сост. Г.П.Макагоненко. Л., 1970.

  7. Русская литература XVIII в. Хрестоматия / Сост В.А.Западов. М., 1979.

  8. Русская литература последней четверти XVIII в. Хрестоматия / Сост. В.А.Западов. М., 1985.

  9. Русская литература. Век XVIII. Лирика. М., 1990.

  10. Русская литература. Век XVIII. Трагедия. М., 1991.



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Антиох Кантемир и русская литература. М., 1999.

  2. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XIX века. М., 1977.

  3. Бабкин Д.С. А.Н.Радищев: Литературно-общественная деятельность. М., 1966.

  4. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980. Смоленск, 1994.

  5. Бакунина Т.А. Новиков // Знаменитые русские масоны. М., 1991.

  6. Бегунов Ю.К. “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н.Радищева. М., 1983.

  7. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М.; Л., 1952.

  8. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

  9. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы. Л., 1981.

  10. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988.

  11. Бронников К.Г. Поэт осьмнадцатого столетия: Творческий путь Е.И.Кострова. М., 1996.

  12. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М., 1999.

  13. Буранок О.М. Драматургия Феофана Прокоповича и историко-литературный процесс в России первой трети XVIII века: Учебное пособие. Самара, 1992.

  14. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.

  15. Вишневская И. .Аплодисменты в прошлое: А.П.Сумароков и его трагедии. М., 1996.

  16. XVIII век: Сборники 1-20. М.; Л., 1935-1996 (издание продолжается).

  17. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В.Ломоносова и теория трех стилей. М., 1970.

  18. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII в. М., 1957.

  19. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. М., 1960.

  20. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин - драматург. М., 1960.

  21. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе XVIII - начала XIX в. Волгоград, 1976.

  22. Грот Я.К. Жизнь Державина. М., 1997.

  23. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1999.

  24. Демин А.С. Русская литература второй половины XVII начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

  25. Десницкий А.В. Молодой Крылов. Л., 1975.

  26. Доброва Г.Р. Русская стихотворная пародия и ее роль в общественно-литературной борьбе XVIII начала XIX века. Л., 1985.

  27. Добролюбов Н.А. Русская сатира екатерининского времени // Добролюбов Н.А. Собр. Соч.: В 3 т. М., 1987. Т. 2.

  28. Елеонская А.С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М., 1990.

  29. Ершов А.А. Русская стихотворная сатира: от Кантемира до Пушкина. М., 1985.

  30. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

  31. Западов А.В. Гаврила Романович Державин. М., 1958.

  32. Западов А.В. И.А.Крылов. М.; Л., 1951.

  33. Западов А.В. Новиков. М., 1968.

  34. Западов А.В. Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова. М., 1961.

  35. Западов А.В. Поэты XVIII века: А.Кантемир, А.Сумароков, В.Майков, М.Херасков. М., 1984.

  36. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.

  37. Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. Л., 1983.

  38. Иванов В.М. Повесть об Антиохе Кантемире. Л., 1983.

  39. Исследования и материалы по древнерусской литературе: Новые черты в русской литературе и искусстве: XVII -начало XVIII в. М., 1976.

  40. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1988. Т. 5.

  41. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т. 1. От истоков до конца XVIII века.

  42. История русского романа: В 2-х т. М.; Л., 1962. Т. 1.

  43. История русской драматургии: XVII - первая половина XIX века. Л., 1982.

  44. История русской журналистики XVIII-XIX вв. М., 1973.

  45. История русской литературы: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3.

  46. История русской литературы: В 3 т. М.; Л., 1958. Т. 1.

  47. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1.

  48. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.

  49. Калашникова О.Л. Русский роман 1760-1770-х годов. Днепропетровск, 1991.

  50. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

  51. Канунова Ф.З. Из истории русской повести: Историко-литературное значение повестей Н.М.Карамзина. Томск, 1967.

  52. Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Запретная мысль обретает свободу. М., 1966.

  53. Коваленская Л.И. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

  54. Коровин В.И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М., 1996.

  55. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. Л., 1994.

  56. Кузнецов Г.Б. Творческий путь Ломоносова. М., 1961.

  57. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.; Л., 1966.

  58. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

  59. Кулакова Л.И. Я.Б.Княжнин. М., 1961.

  60. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н.Радищев. “Путешествие из Петербурга в Москву”: Комментарий. Л., 1974.

  61. Курилов А.С. Литературоведение в России XVIII века. М., 1981.

  62. Левицкий А. Оды “Бог” Хераскова и Державина // Гаврила Державин. 1743-1816. Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. IV. Вермонт, 1995.

  63. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

  64. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: В 2 -х т. М., 1952-1953.

  65. Литературное творчество М.В.Ломоносова. М.; Л., 1962.

  66. Ломоносов и русская литература. Сб. науч. трудов под ред. А.С.Курилова. М., 1987.

  67. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII - начало XIX века. СПб., 1994.

  68. Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997.

  69. Лотман Ю.М. Ломоносов, Радищев, Карамзин // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

  70. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1998.

  71. Лотман Ю.М. Статьи по истории русской литературы XVIII - первой половины XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2.

  72. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII в. М., 1951.

  73. Макогоненко Г.П. А.Н.Радищев. М.; Л., 1965.

  74. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961.

  75. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980.

  76. Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.; Л., 1965.

  77. Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

  78. Морозов А.А. Ломоносов. М., 1965.

  79. Морозов П.О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880.

  80. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

  81. Н.И.Новиков и общественно-литературные движения его времени. Л., 1976.

  82. Николаев С.И. Литературная культура Петровской эпохи. СПб., 1996.

  83. Ничик В.М. Феофан Прокопович. М., 1977.

  84. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М.,Ю 1978.

  85. Орлов В.Н. Радищев и русская литература. Л., 1952.

  86. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

  87. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

  88. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина. М., 1985.

  89. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994.

  90. Павлова Г.Е., Федорова А.С. М.В.Ломоносов. М., 1980.

  91. Павлович С.Е. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.

  92. Панченко А.М. Истоки русской поэзии // Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. Л., 1970.

  93. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.

  94. Песков А.М. Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986.

  95. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М., 1966.

  96. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

  97. Погодин М.П. Н.М.Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников: В 2 т. М., 1966.

  98. Проблемы изучения русской литературы XVIII в. / Науч. ред. В.А.Западов. Вып. 1-8. Л., 1974-1990 (издание продолжается).

  99. Радищев в русской критике. М., 1952.

  100. Радищев и литература его времени. Л., 1977.

  101. Радищев: Материалы и исследования. М.; Л., 1936.

  102. А.Н.Радищев: Статьи и материалы. Л., 1950.

  103. Развитие барокко и зарождение классицизма в России: XVII - начало XVIII в. М., 1989.

  104. Разумовская М.В. “Почта духов” И.А.Крылова и романы маркиза д,Аржана // Русская литература. 1978. № 1.

  105. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

  106. Рассадин С. Сатиры смелый властелин. М., 1984.

  107. Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л., 1966.

  108. Романов Б.Н. Духовные стихотворения Державина // Державин Г.Р. Духовные оды. М., 1993.

  109. Россия в период реформ Петра I. М., 1973.

  110. Русская литература на рубеже двух эпох: XVII -начало XVIII в.: Сб. ст. М., 1971.

  111. Рыцарева М.Г. Русская музыка XVIII века. М., 1987.

  112. Светлов Л.Б. А.Н.Радищев. М., 1958.

  113. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966.

  114. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия, драма, сатира. Л., 1973.

  115. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

  116. Смирнов В.Г. Феофан Прокопович. М., 1994.

  117. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. М., 1955.

  118. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981.

  119. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

  120. Степанов Н.Л. И.А.Крылов. М., 1969.

  121. Тарановский К. Из истории русского стиха XVIII в. Одическая строфа в поэзии Ломоносова // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000.

  122. Татаринцев А.Г. Сын Отечества. М., 1981.

  123. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в. М., 1991.

  124. Топоров В.Н. “Бедная Лиза” Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

  125. Травников С.Н. Писатели Петровского времени: Литературно-эстетические взгляды. Путевые заметки. М., 1989.

  126. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

  127. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX века: Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М., 1985.

  128. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе. М., 1979.

  129. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

  130. Фонвизин в русской критике. М., 1958.

  131. Форш О.Л. Радищев. Л., 1986.

  132. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра: русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М., 1973.

  133. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

  134. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992.

  135. Шторм Г. Потаенный Радищев. М., 1974.

  136. Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

  137. Эткинд Е. Две дилогии Державина // Гаврила Державин. 1743-18116. Норвичские симпозиумы по русской литературе и культуре. Т. IV. Вермонт, 1995.


^ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Знаменитые россияне XVIII-XIX веков: Биографии и портреты Сост. Е.Ф.Петинова. СПб., 1996.

  2. История русской литературы XVIII в.: Библиографический указатель / Сост. В.П.Степанов, Ю.В.Стенник; Под ред. П.Н.Беркова. Л., 1968.

  3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.

  4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

  5. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1987.

  6. Ольшевская Л.А., Травников С.Н., Федоров В.И. Русская литература XVIII в. // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 - Филология. М., 2000.

  7. Освобождение от догм // История русской литературы: состояние и пути изучения. В 2-х т. М., 1997.

  8. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

  9. Рогов Е.Н. Атлас истории культуры России. М., 1993.

  10. Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / под ред. В.И.Федорова. М., 1997.

  11. Русская философия: Словарь. М., 19995.

  12. Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь / Под ред. Н.Н.Скатова. М., 1995.

  13. Русские писатели: Библиографический словарь. М., 1971.

  14. Словарь античности. М., 1993.

  15. Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1. Л., 1988.

  16. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.

  17. Философский словарь. М., 1981.

  18. Энциклопедия литературных героев. М., 1997.

  19. Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XIX века: Рекомендательно-библиографический справочник. М., 1988.




Е.В.СЕМЕНОВА


^ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «История русской литературы второй трети XIX века» является связующим звеном в системе изучения истории русской литературы XIX века. Предметом его изучения является картина мира русской литературы 40 - 60-х гг. XIX века. Настоящая программа курса сохраняет блок базовых знаний по специальности и также учитывает тенденции современного литературоведения в отношении ряда понятий, стереотипов и схем историко-литературного процесса второй трети XIX века.

Методология изучения литературного процесса в данной программе учитывает «глубинные течения» культуры, к числу которых, в первую очередь, относится эволюция религиозно-философского мышления русской литературы. Поэтому внимание при характеристике произведений уделено вопросам поэтики текстов: возникновению, эволюции и взаимодействию продуктивных жанровых моделей и жанровых систем в литературе, рождению и развитию новых индивидуально-творческих стилей, поиску интересных повествовательных стратегий. Терминологический аппарат курса расширен новыми понятиями и определениями историко-литературной науки («православная картина мира», традиция «артистического эмпиризма» и др.) и предполагает уменьшение терминологических и стилистических клише в оценке тех или иных явлений литературной жизни.

В курсе обеспечена преемственность с древнерусской литературой, литературой XVIII и первой трети XIX вв.

ЦЕЛЬ КУРСА: формирование у студентов представления о русской литературе второй трети XIX века как многоликой динамичной художественной системе; обучение грамотной методологии интерпретации произведений, составивших «золотой фонд» не только русской, но и мировой словесности; воспитание чувства сопричастности уникальному духовному опыту, который отражен в произведениях русской классики.


^ Задачи курса:

- овладение историко-литературной терминологией, позволяющей адекватно анализировать произведения;

- осмысление произведений второй трети XIX века в русле основной тенденции современной филологической науки, тяготеющей в основном своем развитии к культурологическому знанию и методологии исторической поэтики;

- формирование представлений о закономерностях и особенностях развития литературы второй трети XIX века, об эволюции наиболее продуктивных жанровых систем и творческих стилей.

Курс русской литературы второй трети Х1Х века изучается на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов и завершается экзаменом.


Программа адресована студентам, обучающимся по специальности 021700 - Филология, является частью блока ОПД федерального компонента государственного образовательного стандарта по специальности 021700 - Филология.

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ
^

Современная концепция изучения курса.


Формирование новой концепции историко-литературного процесса: связь творчества писателей, поэтики произведений с проблемой религиозного преображения национальной жизни (В.А. Воропаев, С.А. Гончаров, И.А. Есаулов, В.А. Котельников и др.); принцип «картинного», «воссоздающего описания» (В.М. Маркович); эволюция жанрового и стилевого мышления литературы (В.С. Баевский, О.Б. Лебедева и др.); эволюция психо-исторического содержания (И.П. Смирнов). Концепции литературного развития Ю.И. Айхенвальда, А.Н. Веселов­ского, М.М. Бахтина. Проблемы терминологического аппарата историко-литературной науки: необходимость переоценки и принципиальных дополнений.

^

1. Проблемы периодизации историко-литературного процесса второй трети XIX века. Картина мира русской литературы второй трети XIX века.


Принципы периодизации: персональный, исторический, хронологи­ческий, стилистический и др. Продуктивность «модели-синтеза» в оценке развития историко-литературных событий эпохи. Литературное движение 1842-1848 гг. «Зимнее» царствование Николая I. Эпоха цензурного «террора» в России. Создание секретного комитета по делам печати. В.Г. Белинский – лидер запад­нического направления мысли. Эстетика западничества. «Натуральная школа»: круг идей и эстетика. Сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» - манифесты нового направления. Поэтика сборников. Борьба с романтической эстетикой в романах «натуральной школы»: «Кто виноват?» А.И. Герцена и «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова.

Роль журнала «Современник» в общественно-литературной борьбе эпохи. Развитие идей утопического социализма в России. Этика и эстетика «христианского социализма» в прозе и поэзии (Д.В. Григорович «Деревня», «Антон-Горемыка», Ф.М. Достоевский «Бедные люди», поэзия А.Н. Плещеева).

Борьба с романтической картиной мира в главных романах «натуральной школы» - «Кто виноват?» А.И. Герцена и «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова.

Славянофильство: эстетика, концепция русской и европейской истории, поэтика. Образ величественной и униженной родины в стихотворениях А.С. Хомякова и К.С. Аксакова. Журнал «Москвитянин» и его роль в распространении славянофильской системы ценностей. Эстетические взгляды и поэзия С. Шевырева. Поэтика лирики А.А. Григорьева и Н.П. Огарева

Эволюция жанрово-стилевого мышления русской литературы: создание жанров физиологического очерка, социальной повести, совершенствование законов «медитативной» лирики в творчестве А.А. Григорьева.

Эпоха «мрачного семилетия» (1848-1855 г.г.)

Смерть В.Г. Белинского и кризис русского западничества. Революция во Франции и усиление цензурного «террора» в России. Разгром кружка Петрашевского. Идея официальной народности. Журнал «Москвитянин» в споре славянофилов и западников. Доктрина «чистого искусства» и развитие пушкинской традиции артистического эмпиризма (А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.Н. Майков). Формирование школы «эстетической критики» (А.В. Дружинин, В.П. Боткин, П.В. Анненков). Рождение русского («почвеннического») национального театра (А.Н. Островский).

Повести И.С. Тургенева 50-х годов и рождение стиля «высокотомной эротики» (Р. Якобсон). Повести Л.Н. Толстого 50-х годов (в качестве иллюстрации основных особенностей развития литературы в данный период). Литературно-критическая деятельность А.А. Григорьева как главы «молодой редакции» журнала «Москвитянин» в первой половине 50-х годов. Идея русской почвы в «органической критике» А.А. Григорьева. «Почвенный» реализм в раннем творчестве А.Ф. Писемского, драмах А.А. Потехина и мемуарной дилогии С.А. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова - внука».

Эволюция жанрово-стилевого мышления русской литературы: создание образных рядов в поэзии артистического эмпиризма, лирическое экспериментирование Фета, создание стиля «диалектики души» Л.Н. Толстого; стиля «высокотомной эротики» И.С. Тургенева; жанровые открытия И.С. Тургенева; жанровая революция в драматургии А.Н. Островского. Литература 1855-1862 г.г. – эпохи «оттепели».

Курс Александра II на либерализацию, гуманизацию, европеизацию страны. Отмена предварительной цензуры. Либеральные реформы. Первые войны за освобождение славян. Оживление журнальной жизни («Современник», «Отечественные записки». «Русское слово», «Время», «Эпоха» и др.). Журнал «Современник» - средоточие лучших литературных сил эпохи. «Личность» и поэзия Козьмы Пруткова. Борьба разночинной и дворянской партии в «Современнике» как отражение общей поляризации общественного сознания накануне реформы 1861 года. Доктрина «почвенничества» в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха».

Ф.И. Тютчев: поэт, патриот, дипломат. Концепция России, Бога и человека в лирике поэта. Художественные открытия Ф.И. Тютчева: новая жизнь одической поэтики XVIII века, циклизация как метод художественности, метафизика лиризма, эволюция поэтического мышления русской лирики в жанре поэтического фрагмента.

Формирование мышления писателей-«шестидесятников». Особая роль знаковых «60-х…» в истории России XVIII, XIX, XX вв. Появление литературы «оттепели»: «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, «Губернские очерки Салтыкова-Щедрина, «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского. Формирование романного жанра. «Смотры поколений» в историко-культурных романах И.С. Тургенева. Модель национальной жизни в романе И.А. Гончарова «Обломов». Пушкинская и гоголевская традиция в романе «Обломов» как основа нового стиля «фламандской живописи».

Особое место А.К. Толстого в литературно-общественном движении. Жанровое многообразие его творчества (лирика, роман, драматическая трилогия, баллада, поэма). Философская, сатирическая, любовная, пейзажная лирика.

Эволюция жанрово-стилевого мышления русской литературы: создание жанра социально-политического романа И.С Тургенева, романного стиля «фламандской живописи» И.А. Гончарова. Совершенствование формы социально-психологического романа, создание жанра поэтического фрагмента в творчестве Ф.И. Тютчева.

Литературное движение 1862-1868 гг. в эпоху «паузы».

Изменение общественно-политической ситуации в стране. Активизация революционного террора. Отклонение от правительственного курса либеральных реформ. Покушение на Александра II. Деятельность террористической группы С. Нечаева.

Совершенствование романной жанровой системы. Антинигилистические романы Н.С. Лескова («Некуда»), И.С. Тургенева «Дым».

Атмосфера 60-х годов в романах: психологическом детективе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Дилогия Н.Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов» - полемическое переосмысление жанра тургеневской повести.

«Очерки гоголевского периода русской литературы» и «Эстетические отношения искусства к действительности». Н.Г. Чернышевского как теоретическая основа формирующейся демократической литературы. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как «семиотическое окно» в эпоху 60-х годов.

Личность и судьба Н.А. Некрасова. Трагические противоречия как основа литературной биографии и творчества. Художественные открытия Некрасова. Новаторское решение тем любви, поэта и поэзии, Родины и др. в лирике поэта.

Эволюция жанрово-стилевого мышления русской литературы: создание жанра социально-психологического детективного романа, поэмы-эпопеи, романа-эпопеи, антинигилистического романа. Рождение концепции романного «полифонизма» и стиля «диалектики мысли» («корчащегося слова») Достоевского.

Эволюция русской лирики в творчестве Н.А. Некрасова: создание системы прозаической лирики, принцип «поэтического многоголосья», совершенствование форм лирического субъекта, обогащение поэтического словаря.
^

2. Художественный мир А.И. Герцена


А.И. Герцен и общественная борьба в России в 40-е – 50-е годы. Идеологическая эволюция Герцена. Герцен как радикальный западник. Французская революция 1848 года и духовный кризис А.И. Герцена. Тема «гибнущей Европы» и идея русского Востока. Политическая позиция Герцена на рубеже 1850-1860 гг. Роман «Кто виноват?»: проблематика и поэтика. «Былое и думы»: широкая панорама русской действительности. Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в книге. «Вечные темы» в творчестве Герцена. Особенности «биографического метода» писателя.

^

3. Эволюция пушкинской традиции артистического эмпиризма в русской поэзии второй трети XIX века.


Доктрина «чистого искусства». Концепция школы «эстетической критики» и ее влияние на поэзию: образ поэта-полубога, эстетизация реальной жизни, концепция любви как наслаждения. Два «лика» природы в поэзии А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Н.Ф. Щербины.

Личность и судьба А.А. Фета. «Литературная биография» поэта-помещика. Художественные открытия лирики Фета: суггестивность, импрессионизм, сверхчувствительность к звуковому составу стиха. Влияние философии А. Шопенгауэра на творчество А. Фета. «Эстетическая» (В. Боткин) и «реальная» (Д. Писарев, В. Зайцев и др.) критика о лирике Фета.
^

4. А.Н. Островский – создатель нового национального театра.


Островский и Гоголь. Молодая редакция журнала «Москвитянин» и отражение ее идей в пьесах первой половины 50-х годов («Не в свои сани не садись»). Эволюция творческого пути Островского – создание национального театрального репертуара и расширение жанрового диапазона русской драматургии. Ранний этап творчества: исследование социальной группы купечества; формирование эстетических принципов нового театра как театра текста; создание пьесы «досказанности». Жанровые искания: синтез очерковой нравоописательности и народной сказки («Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся» и др.).

Второй этап творчества – вторая половина 50-х годов. Кризис патриархальной идиллии «страны Замоскворечья». Формирование принципов «народной комедии» («В чужом пиру похмелье») и драмы с «тревожным началом» («Гроза»). Поэтика драмы. Современное прочтение пьесы. Добролюбов, Писарев и Григорьев о драме «Гроза».

Островский в 1860 годы. Цикл пьес «Из жизни захолустья». Обновление художественной системы: усиление интриги, смешение драматического и комического начал. Концепция русской истории в исторических пьесах Островского. Островский в 1870 – 1880 годы. Поэтика комедий Островского. Жанр сказки-феерии в творчестве Островского. «Театр» Островского сегодня.
^

5. Лирика Ф.И. Тютчева как «духовная биография».


Личность и судьба поэта: жизнь, сотканная из противоречий. Тютчев – поэт, мыслитель, дипломат, гражданин России и мира. Участие в кружке С.В. Раича. Поэтика немецкого романтизма в лирике Тютчева. Шеллинг и Шопенгауэр в поэтике Тютчева. Философская картина мира в лирике. Пантеистический взгляд на природу. Концепция вселенского катаклизма в лирике. Новаторство Тютчева в создании природных образов: космизм и конкретно-реалистическая эмпирическая детализация. «Русскость» как категория пейзажной лирики. «Денисьевский цикл»: поэтика. Концепция любви как иррациональной силы и «рокового поединка». Цикл христианской лирики поэта. «Эти бедные селенья…» - формула русской жизни. Политическая лирика Тютчева. Византия и Россия – диалог сознаний. Тютчев как идеолог «славянского единства»

Поэтика лирики Тютчева. Рождение нового жанра - «фрагмента». Маски «лирического субъекта». Традиции поэзии XVIII века в лирике поэта. Циклизация как основной поэтический метод поэта. Концептосфера. Л.В. Пумпянский, Ю.Н. Тынянов и Ю.М. Лютман об особенностях поэтики Тютчева.
^

6. Эволюция творчества И.А. Гончарова.


«Литературная биография» писателя. Первые литературные жанровые опыты: романтическая лирика и антиромантический «физиологический очерк» «Иван Савич Поджабрин». Роман «Обыкновенная история». Конфликт романтического и практического мировоззрений. Романтические «маски» Александра Адуева в столкновении с реальной действительностью. Предметные ряды «реальной жизни» (вещные, гастрономические и т.п.) и их роль в разоблачении романтического «комплекса». Поэтика «контрастов» в книге очерков «Фрегат Паллада».

Роман «Обломов» - новый этап творчества и освоение картины мира русской жизни. Обломовка как модель национальной жизни. Обломов как национальный и универсально-человеческий тип. Штольц как гончаровский вариант типа «нового» человека – деятеля. Философия любви и брака в творчестве Гончарова. Развитие художественного мастерства писателя: создание стиля «фламандской живописи» в прозе; эстетизация гоголевской «вещности», развитие традиции «вечного», «образцового» романа. «Реальная» (Добролюбов, Д. Писарев), «эстетическая» (А. Дружинин) и «органическая» (А. Григорьев) критика о романе.

Роман «Обрыв». Поэтика и проблематика. Расширение романного жанрового содержания: включение традиции «усадебного» и любовно-психологического романов. Романы И.А. Гончарова как единое целое и «романная энциклопедия».
^

7. Художественный мир И.С. Тургенева.


«Литературная биография» И.С. Тургенева. Образ Тургенева в творчестве поэтов и писателей (И. Северянин, Б. Зайцев и др.). Культурно-идеологическая и политическая позиция И.С. Тургенева в 60-е годы XIX века. Эстетика «натуральной школы» в раннем творчестве. «Записка охотника»: национальная эпопея о русской природе и русском человеке. Мастерство писателя в области повествовательной стратегии. Рождение «этнографического» стиля в русской литературе.

Жанровое богатство повестей И.С. Тургенева. Поэтика любовной повести – элегии: «высокотомная эротика» (Р. Якобсон) стиля, непрерывный энциклопедический историко-культурный аккомпанемент, «мистика» романтических сигналов. Концепция любви как иррациональной стихии, влекущей к гибели («Ася», «Фауст», «Первая любовь», «Поездка в Полесье» и др.). Поэтика «таинственной повести» И.С. Тургенева: иррациональная и оккультная символика в повестях «Собака», «Сон», «Песнь торжествующей любви» и др.

Романное творчество писателя. Романы писателя как «смотры поколений» в России 30-60-х годов XIX века. Символика смерти героя – идеолога в романах Тургенева. Ю.М. Лотман об иерархии уровней тургеневских романов. Поэтика тургеневских романов: связь с пушкинско-лермонтовской традицией «дворянского романа», психологизм, элегическо-сатирический подтекст.

Роман «Рудин». Социальная приуроченность романа. «Вечные» образы в романе. Шопенгауэровская символика. Поэтика: ретроспективность повествовательной оценки, многоголосье, эффект незавершенности, лермонтовский моноцентризм и др.

Роман «Дворянское гнездо». Самый «почвеннический» роман убежденного западника. Образные ряды: герои «почвы» и «европейского духа». Символика иррациональной силы в романе и ее «реалистические» репрезентации. Поэтика романа: поэтизация «усадебного» хронотопа, элегическая линия, совершенствование романной повествовательной стратегии, «сиюминутность ретроспектизма», поэтика экзистенциализма.

Роман «Накануне». Проблема истории и человека. Идея гражданского мира во имя спасения России. Образы главных героев. Поэтика: соединение модели тенденциозного политического романа с любовным, мастерство политической и религиозной символики; формирование принципов прямого психологического анализа; поэтика параллелизма. Н.А. Добролюбов о романе.

Роман «Отцы и дети». «Самый блистательный роман» И.С. Тургенева (В. Набоков). Тема России и русских путей в романе. Русские люди в романе. Автор и его герои. Поэтика романа: публицистическое, острозлободневное начало, формирование художественного принципа «тайной психологии»; концептуальность сюжетно-композиционных повторов. Роман «Отцы и дети» в отечественной критике и литературоведении.

Роман «Дым». Новый рассказ о России. Политический портрет эпохи. Любовь как иррациональная стихия. Концепция трагического хода мировой истории, пессимистический смысл названия романа. Роман «Новь». Смысл названия и эпиграфа. Образы аристократов и революционных народников в романе. Культурная и идеологическая программа героев.

«Стихотворения в прозе»: многообразие тематики. Особенности поэтики (жанровый статус, композиционное своеобразие, лиризм, элегизм, «поэтика сновидения», символизм). Тургенев как «блистательный стилист эпохи».

8. Н.А.Некрасов

«Литературная биография» Н.А. Некрасова: трагизм противоречий. Биографический портрет Н.А. Некрасова в творчестве русских писателей и поэтов. «Поэт и палач» (К. Чуковский).


Сборник «Мечты и звуки». Разрыв с романтизмом и переход на эстетические позиции реалистической эстетики. Поэтика «натуральной школы» в творчестве Некрасова. Принципиальное новаторство поэта в осмыслении традиционных тем: Петербурга; поэта и поэзии; любви. Концепция «бытовой» любви. Тематическая, «персонажная» и языковая прозаизация лирики, усиление сюжетности. Тема социальной трагедии в «городской» и «крестьянской» лирике. Образ русского народа и размышления о его прошлом и будущем («Размышления у парадного подъезда», «Школьник», «Железная дорога» и др.). Евангельские образные ряды в лирике Некрасова. Их роль и значение. «Покаянная» лирика Некрасова: трагизм судьбы лирического «субъекта». Тема смерти и описания физических страданий как предмет поэзии.

Художественные открытия лирики Некрасова: расширение жанрового диапазона русской лирики («общественные» элегии, пародийный романс и др.); прозаизация поэтического слова, принцип «поэтического многоголосья», интонационная мозаика, «неуклюжесть» стиха как поэтический прием.

Поэма «Саша»: проблематика и поэтика. Поэмы «Коробейники» и «Мороз, Красный Нос»: проблематика и поэтика. Героизация декабризма и поэтизация мотива христианской жертвенности в поэмах «Русские женщины» и «Дедушка».

«Кому на Руси жить хорошо». Тема России и судьбы русского народа в поэме. «Проклятые» русские вопросы. Образная система. Поэтика: жанровое своеобразие, загадки композиции, особенности повествовательной стратегии, полифункциональность слова, способы художественной репрезентации фольклоризма, роль религиозной символики, «полимелодичность».
^

9. Н.Г. Чернышевский.


Личность и судьба писателя. Эстетическая и политическая программа. Чернышевский как литературный критик. Принципы «реальной» критики Чернышевского. Роман «Что делать?» как «семиотическое» окно в эпоху 60-х годов: теории, образы, идеалы, концепции. Поэтика романа: жанровое своеобразие, синтез теоретико-публицистического, художественного, авантюрного начал, особенности повествовательной стратегии автора, разновидности и функции символики. Роман «Пролог»: основной круг проблем и особенности поэтики.
^

10. Художественные открытия русской литературы второй трети XIX века.


Развитие лучших традиций русской литературы первой трети XIX века: в создании самой человечной, «святой» (Т. Манн) литературы в мире, в которой «одним из главных действующих лиц является «душа» (В. Вулф). Поиски новых способов изображения души, освоение новых аспектов национальной картины мира. Развитие художественных традиций «артистического эмпиризма», гоголевской «вещности» и др. Художественные открытия: новые концепции личности, новые «герои времени», новые продуктивные жанровые модели, новые индивидуально-творческие стили, новые принципы повествовательной стратегии.

^

ЛИТЕРАТУРА




ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ


  1. Герцен А.И. Кто виноват? Доктор Крупов. Сорока-воровка. С того берега. Былое и думы. О развитии революционных идей в России.

  2. Григорьев А.А. Стихотворения.

  3. Огарев Н.П. Стихотворения.

  4. Григорович Д.В. Деревня. Антон-горемыка.

  5. Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

  6. Майков А.Н. Стихотворения.

  7. Мей Л.А. Стихотворения.

  8. Некрасов Н.А. Стихотворения. Коробейники. Мороз, Красный нос. Кому на Руси жить хорошо. Саша. В.Г. Белинский. Дедушка. Русские женщины.

  9. Островский Н.А. Свои люди – сочтемся! Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Лес. Снегурочка. Волки и овцы. Бесприданница. Без вины виноватые.

  10. Писемский А.Ф. Тысяча душ. Горькая судьбина. Русские лгуны.

  11. Тургенев А.С. Параша. Разговор. Помещик. Петушков. Записки охотника. Месяц в деревне. Дневник лишнего человека. Ася. Фауст. Первая любовь. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения в прозе.

  12. Толстой А.К. Стихотворения. Царь Федор Иоаннович.

  13. Тютчев Ф.И. Стихотворения.

  14. Фет А.А. Стихотворения.

  15. Щербина Н.Ф. Стихотворения.



^

ЛИТЕРАТУРНО – КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ



1. Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета.

  1. Григорьев А.А. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо»; После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу. П.1, п.2; Стихотворения Н. Некрасова; Граф Лев Толстой и его сочинения. Ст.2. Литературная деятельность графа Льва Толстого.

  2. Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы. Что такое обломовщина? Темное царство. Когда же придет настоящий день? Черты для характеристики русского простонародья. Луч света в темном царстве. Забитые люди. «Губернские очерки» Щедрина.

  3. Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения. Стихотворения Н. Некрасова. Обломов. Роман И.А. Гончарова. Сочинения А. Островского. 2 тома. «Военные рассказы» гр. Л.Н. Толстого – «Губернские очерки» Н. Щедрина.

  4. Мережковский Д.С. Достоевский. Гончаров. Памяти Тургенева. Две России. Две тайны русской поэзии. Майков.

  5. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты.

  6. Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. Роман кисейной барышни. Мыслящий пролетариат. Погибшие и погибающие. Борьба за жизнь. Мотивы русской драмы. «Обломов». Роман И.А. Гончарова. Писемский. Тургенев и Гончаров. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова. «Дворянское гнездо». Роман И.С. Тургенева. Промахи незрелой мысли. Старое барство.

  7. Плеханов И.В. Добролюбов и Островский. Г.И. Успенский.

  8. Салтыков-Щедрин М.Е. Стихотворения А. Фета.

  9. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот. Несколько слов и стихотворениях Ф.И. Тютчева.

  10. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Очерки гоголевского периода русской литературы. Русский человек на rendez-vous. Статьи о Л. Толстом. Не начало ли перемены? «Губернские очерки» Щедрина.



^

УЧЕБНИКИ И ХРЕСТОМАТИИ





  1. Баевский В.С. История русской поэзии. – Смоленск, 1994.

  2. История русской литературы: В 4 т. –Л., 198-1983. –Т.2-4.

  3. История Русской литературы. XIX в. 40-6-е годы /Под ред. В.Н. Аношкиной и Л.Д. Громовой. –М., 1998.

  4. Роговер Е.С.Русская литература второй половины Х1Х века. СПб.,М.2004.

  5. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX в. 1840-1860-е годы. –М., 1981.

  6. Русские писатели XIX в. Библиографический словарь. В 2 ч. /Под ред. П.Н. Николаева. –М., 1996.

  7. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. –М., 1997.

  8. Энциклопедия русской жизни: Рекомендательный библиограф. справочник. Роман и повесть в России второй половины XVIII – начала XX века. –М., 1988.

  9. Энциклопедия литературных героев. –М., 1997.



^

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. –М., 1998.

  2. Аникин В.П. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». –М., 1969.

  3. Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А.. Словарь к пьесам А.Н. Островского. –М., 1993.

  4. Барт Р. Избранные работы. –М., 1889.

  5. Батюто А.И. Тургенев – романист. –Л., 1972.

  6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. –М., 1975.

  7. Белый А. Символизм как миропонимание. –М., 1994.

  8. Бердяев Н.А. О русских классиках. –М., 1993.

  9. Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. –М., 1983.

  10. Бухарский П.Е. Православная церковь и русская литература в XVIII-XIX вв. Проблемы культурного диалога. –С-Пб., 1996.

  11. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерк жизни и творчества. –Л., 1990.

  12. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX века в свете исторической поэтики. –М., 1997.

  13. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы.

  14. Гиппиус В. Некрасов в истории поэзии XIX в. //Литературное наследство. Т.т.49-50. –М., 1946.

  15. Достоевский Ф.М. О русской литературе. –М., 1987.

  16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. –М., 1991.

  17. Журавлева А.И., Макеев М.С. А.Н. Островский. –М., 1998.

  18. Журавлева А.И. А.Н. Островский – комедиограф. – М., 1982.

  19. ЖЗЛ. Достоевский. Островский. Салтыков-Щедрин. Лев Толстой. Библиографическая библиотека Ф. Павленкова. –СПб., 1996.

  20. Из истории русской культуры. (XIX век). –М., 1996. –Т.5.

  21. Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. – М., 1998.

  22. История русского романа. В 2-х т. –М.; -Л., 1964.

  23. Зайцев Б.В. Жуковский. Тургенев. Чехов. –М., 1984.

  24. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. –М., 1989.

  25. Киреевский И.В. Критика и эстетика. –М., 1976.

  26. Кожинов В.В. Тютчев. –М., 1988.

  27. Кожинов В.В. Пророк в своем Отечестве. М., 2002.

  28. Кожинов В.В. О главном наследии славянофилов //Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. –М., 1991. с.209-239.

  29. Котельников О.А.иИван Александрович Гончаров. М., 1993.

  30. Корман Б.О. Лирика Некрасова. –Ижевск, 1978.

  31. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А.Гончаров. СПб., 1997.

  32. Кулешов В.И. «Натуральная школа» в русской литературе XIX века.

  33. Линков В.Я. История русской литературы Х1Х века в идеях. М., 2002.

  34. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. –СПб., 1994.

  35. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. –СПб., 1996.

  36. Лошиц Ю.М. Гончаров. –М., 1996.

  37. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия Х1Х века и роман И.А.Гончарова «Обломов» СПб., 1996.

  38. Макеев М.С. Спор о человеке в русской литературе 60-70-х годов XIX века. –М., 1999.

  39. Макеев М.С. «Мороз, Красный Нос» Некрасова //От Крылова до Чехова. –М., 1995.

  40. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. –М., 1975.

  41. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. –Л., 1982.

  42. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы //Известия АН. Серия литературы и языка. Т.52. №3. 1993. С.26-33.

  43. Мережковский Д.С. В тихом омуте. –М., 1991.

  44. Мережковский Д.С. Акрополь. Избранные литературно-критический статьи. –М., 1991.

  45. Набоков В. Лекции по русской литературе. –М., 1998.

  46. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. –М., 1997.

  47. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. –М., 1996.

  48. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. –М., 1992.

  49. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2-х т. –М., 1989.

  50. Одиноков В.Г. Литературный процесс и духовная культура в России: Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Тургенев. –Новосибирск, 1995.

  51. Освобождение от догм. История русской литературы. Состояние и пути изучения. –М., 1997.

  52. Осповат А.Л. «Как слово наше отзовется». –М.. 1980.

  53. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. –М., 1996.

  54. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский. Художественное творчество. –М., 1984.

  55. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. –СПб., 2002.

  56. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова – романиста. –М., -Л., 1962.

  57. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. –М., 2000.

  58. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарии. –М., 1001.

  59. Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. –М., 1973.

  60. Ратников К.В. Религиозно-философская концепция позднего творчества С.П. Шевырева (на материале поэмы «Болезнь», 1862) //Вестник МГУ. Серия У. Филология. 2003. №2. с.84-90.

  61. Розанов В.В. О писательстве и писателях. –М., 1985.

  62. Россия под скипетром Романовых. 1613 – 1913. –М., 1990.

  63. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. –М., 2002.

  64. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. –М., 1991.

  65. Русская литература XIX века и христианство. –М., 1997.

  66. Русская новелла: Сб.ст. –СПб., 1993.

  67. Сапожков С.В. Русские поэты «безвременья» в зеркале критики 1880-1890-х годов. –М., 1996.

  68. Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему. –М., 1985.

  69. Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели. –М., 1986.

  70. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских писателях. –М., 1972.

  71. Сохряков Ю.И. «Посол русского романа» (Об И.С. Тургеневе) //Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей. –М., 1990. с.23-33.

  72. Соловьев В.С. Литературная критика. –М., 1990.

  73. Старосельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв». –М., 1990.

  74. Труайя А. Иван Тургенев. М., 2003.

  75. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. –М., 1977.

  76. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве //Литературная эволюция. –М., 2002. с.280-300.

  77. Тынянов Ю.Н. Стиховые формы Некрасова //Литературная эволюция. –М., 2002. с.340-354.

  78. Тургенев И.С. Воспоминания современников: В 2-х т. –М., 1969.

  79. Фет А. Воспоминания. –М., 1983.

  80. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. М., 1950.

  81. Чагин Г.В. Ф.И. Тютчев. –М., 1990.

  82. Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. –М., 1982.

  83. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. –М., 1971.

  84. Шопенгауэр А. Избранные произведения. –Ростов-на-Дону, 1997.

  85. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. –Л., 1963.

  86. Якобсон Р. Работы по поэтике. –М., 1987.



Скачать файл (172.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru