Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по медико-социальной реабилитации - файл 1.doc


Лекции по медико-социальной реабилитации
скачать (786 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc786kb.30.11.2011 00:06скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...

ВВЕДЕНИЕ


На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди­намика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в настоящий момент составляет около 10 млн. человек. Стремительный рост числа забо­леваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистой системы, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления и др.), является основной причиной высокой смертности, временной утраты трудоспособности, инвалидизации населения, в том числе в трудоспособном возрасте.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка спе­циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, спосо­бами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, ме­тодами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, об­щественной, профессиональной деятельности, навыками форми­рования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Эти вопросы включает дисциплина «Медико-социальная реабилитация», которая является одной из основных в подготовке студентов по специальности «Социальная работа».

Целью дисциплины является теоретическая подготовка будущего специалиста по социальной работе в области содержания, форм и методов медико-социальной реабилитации больных и инвалидов в учреждениях разного типа. В соответствии с целью, основными задачами дисциплины являются:

  • ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами медико-социальной реабилитации;

  • овладение студентами формами и методами медико-социальной реабилитации больных и инвалидов;

  • овладение студентами содержанием и методикой медико-социальной реабилитации в учреждениях разного типа.

Учебный курс тесно связан с другими дисциплинами специальности и опирается на знания студентов, полученные при изучении дисциплины «Основы социальной медицины».
^

Формой промежуточного контроля является написание контрольных работ, проведение УИРС. Форма итогового контроля – зачет.


Цель курса лекций – сформировать представление о комплексном подходе к реабилитации, дать систему знаний об особенностях медико-социальной реабилитации, нуждающихся в ней различных категорий населения

ЛЕКЦИЯ 1

История формирования медицинской

и социальной помощи больным и инвалидам

Общая характеристика и содержание

понятия «реабилитация»


  • Помощь больным в античный период

  • Монастырско-церковные формы призрения на Руси

  • Развитие благотворительности в России

  • Государственная поддержка больных и инвалидов в советский период


Помощь больным в античный период. На всех этапах своего развития общество не могло оставаться без­различным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Но на протяжении тысячелетий эти взаимоотноше­ния в большей своей части складывались в форме преследования или пренебрежения к людям с физическими и умственными де­фектами. Только несколько последних столетий начало происхо­дить изменение в сторону сострадания, оказания помощи и при­нятия обществом.

С античных времен отношение к слабым и беспомощным лю­дям определялось страхом и невежественностью, мифологическо-религиозными защитными механизмами и стремлением обез­опасить свое сообщество. Несмотря на формирование элементар­ных медицинских знаний, и приемов оказания помощи больным и раненым уже у первобытных людей, в суровом мире первобыт­но-общинного строя и древних цивилизаций выживали только сильнейшие - те, кто мог обеспечить себе пропитание, без­опасность и элементарно заботиться о сохранении собственного потомства; остальные погибали или их умерщвляли. Спартанцы избавлялись от уродливых и больных младенцев, сбрасывая их с высокой скалы в море. Умерщвление детей с дефектами разви­тия в Древних Риме и Греции считалось необходимым для обще­го блага.

Позже развитие христианства, которое проповедовало любовь к ближнему, переориентировало общество на сочувствие и оказа­ние помощи тем, кто был слабее других, калекам и слабоумным. Такое явление, как по­дача милостыни нищим, увечным, слабоумным, развилось на благоприятной почве древней народной традиции милосердия к ближнему, сострадания к чужой беде, что особенно было свой­ственно славянским народам. Многие брали в семьи на воспита­ние умственно отсталых детей, давали приют раненым воинам, принимали на постой нищенствующих странников - калек и ду­шевно больных. Такой вид помощи был своеобразной обществен­ной повинностью.

^ Монастырско-церковные формы призрения на Руси. На Руси, начиная с X в. основные виды помощи страждущим были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь киевский Владимир Креститель Уставом 996 г. вменил в обя­занность духовенству заниматься общественным призрением, оп­ределив десятину на содержание монастырей, богаделен и боль­ниц. Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII в. в Киеве боль­ничный монастырь.

Большое значение в становлении общественной (в современ­ном понятии - социальной) и медицинской помощи сыграли монастырско-церковные формы призрения. Монастыри оказывали приют и помощь жертвам войны (раненым, увечным) и больным. Так, в 1612 г. на территории Троице-Сергиевой лавры был открыт первый временный госпиталь для раненых воинов. Условно можно сказать, что монастыр­ские приюты были первыми реабилитационными учреждениями. Больные и увечные люди не только получали там кров и пропита­ние, но и посильно трудились, выполняя подсобные и хозяй­ственные работы.

Первые формы государственных служб по уходу за немощны­ми в России появились лишь в период правления Иоанна Грозно­го (1551). Петр I стремился сосредоточить в своих руках и свет­скую, и духовную власть. Он разработал основы государственной политики в области призрения и государственного управления де­ятельностью монастырями. В 1701-1724 гг. был издан целый ряд указов, в которых Петр I пытался систематизировать нуждающихся по причинам их нужды и опре­делять помощь в соответствии с этой нуждой. Однако основные обязанности по обеспечению призрения по-прежнему сохранялись за общественными форма­ми попечительства вплоть до конца XVIII в.

^ Развитие благотворительности в России. Учрежденные в 1775 г. Екатериной Великой приказы Обще­ственного призрения (прообразы комитетов соцзащиты) просу­ществовали более 100 лет. Приказы были образованы в каждой губернии, в их состав входили дома умалишенных, трудовые и исправительные колонии. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр I основал Император­ское человеколюбивое общество. В этот период поощряются благотворительность дворянского сословия, меценатство, устройство благотворительных и лечеб­ных заведений частными лицами.

Основы частной благотворительности были заложены еще в XVII в. Например, в 1656 г. была открыта «больница Федора Ртищева» для приюта неизлечимых больных, слепых, стариков, которые содержались на добровольные пожертвования населения. В 1810 г. графом Шереметьевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского). В нем бесплатная помощь оказывалась не только в период госпитализации, но и при выписке - бедные люди снабжались деньгами на проезд домой, одеждой, костыля­ми, бандажами и прочимыми необходимыми средствами.

Наиболее активное развитие медицинской и социальной помо­щи наблюдалось в период земства. Открывались новые лечебные заве­дения, специализированные больницы - дома для умалишенных, для инфекционных больных. Начала оформляться и организацион­ная структура общественного призрения: создавались богадельни, инвалидные дома, ночные и дневные приюты для инвалидов, дома для неизлечимых больных, организовывались патронажные формы обслуживания душевно или малоимущих больных, бесплатные сто­ловые для обездоленных, трудовые мастерские.

С 1861 по 1899 г. происходил резкий подъем благотворительно­го движения. К концу XIX в. в России насчитыва­лось 3555 благотворительных обществ, попечительств, учрежде­ний (причем три четверти из них были частными).

В 1871 г. открыт институт для слепых девочек, а через 10 лет учреждено Мариинское попечительство для призрения сле­пых. К концу века в Ведомстве учреждений императрицы Марии существовало 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях) для детей обоих полов, лишенных зрения. В них воспитывались, обу­чались грамоте и ремеслам свыше 700 детей. Кроме того, имелось 6 заведений для взрослых слепых. В специальном училище по при­зрению глухонемых воспитывалось до 200 детей интернами и до 50 - экстернами. Благода­ря усовершенствованным способам обучения до 60 % учащихся начинали говорить.

В 1885 г. в типографии для слепых, которую устроила помещица Анна Адлер, была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу XX в. в России уже существовало не­сколько десятков школ для слепых, тогда же появился журнал «Слепец».

В 1913 г. благодаря издателю П. Пезаровиусу начала выходить газета «Русский инвалид» (с 1916 г. - ежедневно), уделявшая внимание, прежде всего, ветеранам и издававшаяся вплоть до Ок­тябрьской революции.

В Крымскую, Русско-турецкую и Русско-японскую войны стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них – Крестовоздвиженской, где готовили сестер милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя - стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург И. Пирогов. Впослед­ствии этот опыт был распространен, многие из их функций перешли к обществу Крас­ного Креста. В период Первой мировой войны раненые солдаты направлялись в военные инвалидные дома и богадельни, которые находились в ведении Комитета Импера­торского человеколюбивого общества.

^ Государственная поддержка больных и инвалидов в советский период. С установлением советской власти главным и определяющим субъектом в разработке государственной политики и оказании со­циальной помощи нуждающимся становится государство. В 1918 г. произошло закрытие всех благотворительных учреждений и обществ, ломка всех систем благотворительности, в том числе был полно­стью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности. Но­вая государственная политика, прежде всего, была направлена на предоставление инвалидам материального обеспечения в виде пен­сий и разнообразных пособий, сначала - увечным воинам, а поз­же - при всех видах потери трудоспособности, при наступлении инвалидности. Были утрачены многие виды социальной поддержки нуждающихся, оказавшихся в тяже­лом положении людей, возникшие на почве благотворительности и меценатства.

В 1930-е гг. начали создаваться кассы общественной взаимопо­мощи колхозников. На кассы возлагались функции оказания раз­личной помощи лицам, утратившим трудоспособность. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в организованных ими мастерских 40 тыс. инва­лидов.

В этот период начала создаваться сеть домов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, развивалась сис­тема специализированных образовательных учреждений для лиц с нарушениями здоровья, росло количество учебно-производствен­ных мастерских и производственных предприятий органов социального обеспечения, обществ взаимопомощи слепых и глухих. Создавалась протезная промышленность.

Важным направлением социально-медицинской работы периода Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реа­билитация раненых, возвращение к производственной деятельно­сти инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов. Понятия социальной работы в то время не существовало. Отдель­ными функциями патронажа, оказанием помощи на дому инва­лидам занимались работники здравоохранения, органов социаль­ного обеспечения, общества Красного Креста и Красного Полу­месяца.

Характерными чертами социального обеспечения советского периода являлись его всеобщность, равное право на его получе­ние, бесплатное медицинское обслуживание, больничное и сана­торно-курортное лечение; снабжение протезными изделиями; про­фессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК); предоставление места в домах для престарелых и инвали­дов.

Но проблема развития социально-медицинской помощи лю­дям с инвалидностью со временем все больше обострялась. Если в начале прошлого века речь шла в основном о врожденных урод­ствах, ярко выраженных проявлениях душевных болезней, то по­степенно круг лиц, нуждающихся в помощи общества, значи­тельно расширился. Благодаря медицинским знаниям и технологиям повысилась выживаемость детей с врожденными уродствами и болезнями и лиц, перенесших тяжелые травмы, инфаркты, инсульты и сложные хирургические вмешательства. Постепенно увеличивалась продолжительность жизни человека, что приводило к росту в общей численности населения доли по­жилых людей, страдающих заболеваниями, свойственными их возрасту.

И, наконец, войны, следствием которых было большое коли­чество раненых и увечных людей, вынужденных как-либо адап­тироваться к послевоенной жизни. На войне преимущественно стра­дали наиболее молодые, активные, трудоспособные члены обще­ства. Вернувшись после лечения в госпиталях, эти люди с ограни­ченными возможностями, лишенные работы и средств к суще­ствованию, представляли собой большую проблему для общества. Все это привело к необходимости развития медико-социальной реабилитации и методов восстановления полноценной социаль­ной жизни.

Эволюция идей реабилитации прошла несколько этапов и в обозримом прошлом была связана с благотворительной деятельностью. Только в XX столетии концепция, постулировавшая постоянную заботу об инвалиде, ус­тупила место идеям о необходимости такой помощи, которая давала бы ему возможность заботиться и заниматься собой самому, а затем и принципам реабилитационных программ: инвалид способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями (А. Гулак).

ЛЕКЦИЯ 2

Общая характеристика и содержание

понятия «реабилитация»


  • Реабилитация как наука

  • Сущность, содержание и принципы реабилитации


Реабилитация как наука. Медицинская наука давно занимается изучением и устранением струк­турных и функциональных нарушений в организме человека, возникающих под воздействием того или иного патологического процесса. Под влиянием различных теоретических течений возникла и еще более стала привлекать к себе внимание концепция "личность и болезнь", которая позволила по иному взглянуть на эти понятия. Под болезнью понимают про­цессы дезорганизации организма, сопровождающиеся нарушением биологи­ческих и социальных свойств личности. Чисто биологическая модель болез­ни заменена так называемой смешанной моделью, предполагающей взаимо­действие и взаимодополнение биологического и психосоциального. Биоло­гическое в человеке всегда опосредуется социальным, а личность человека как целостное интегральное понятие непосредственно образует связь между биологическим и социальным. Благодаря так называемой биологической ориентации современных общественных и естественных наук, в том числе медицины, стиль мышления изменяется в сторону более широкого эволюционно-популяционного понятия, где организм рассматривается в живой связи с окружающей средой.

Сама цель лечения сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма человека от разрушающего действия патологического процесса, к предотвращению летального исхода, восстановлению функций или продол­жению жизни при заранее известном фатальном исходе. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человеческое достоинство, а не просто существовать. Восстановлением статуса личности с философской точки зрения занимается реабилитация.

Вторая половина 20 века ознаменовалась широким внедрением реаби­литации в практику работы врачей различных специальностей и разработкой теоретических основ и многообразных частных методик реабилитации. Рост интереса к реабилитации обусловлен многими факторами, среди которых ве­дущее значение имеют:

  • интенсификация темпов научно-технического прогресса, сопровождающе­гося дифференциацией трудовых процессов, возможностью выполнения части из них ограниченным приложением человеческих усилий;

  • большая ценность квалифицированных кадров из-за длительности и дороговизны подготовки их;

  • изменения в демографической структуре общества (рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста);

  • изменения в состоянии здоровья населения (рост хронических заболеваний с длительным ограничением жизнедеятельности и дееспособности);

  • изменения условий жизни (урбанизация, частые поездки на транспорте, большая занятость в сфере производства, малочисленные семьи и др.), предъявляющие высокие требования к уровню само - и взаимообслужива­ния.

В научной разработке проблемы реабилитации приняли участие пред­ставители различных отраслей (врачи, биологи, социологи, педагоги, юри­сты, психологи и др.), что способствовало формированию представления о реабилитации, как о межотраслевой проблеме. В то же время это обусловило существование многих идей, принципов и методов, которые органично не слились в единую науку с четким методологическим обоснованием, кон­кретными принципами и методиками, общепринятым понятийным аппара­том и терминологией. Поэтому в отношении термина реабилитация были предложены десятки различных определений, которые в основе своей верны, но фрагментарны и не вскрывают всего многообразия реабилитации, как системы научной и практической деятельности. Следовательно, примени­тельно к реабилитации необходим системный подход.

По мне­нию большинства исследователей, системный подход представляет собой научную методологию и развивается под воздействием определенных по­требностей научного мышления. Одним из основных положений системного подхода является принцип целостности. Методическим приемом, обеспечи­вающим соблюдение принципа целостности, является ориентация на конеч­ную цель. Таким образом, сущность системного подхода заключается в том, что любая структура, любой процесс рассматриваются в качестве целостной системы, все компоненты которой находятся в сложной динамической связи и генетической взаимообусловленности, а функции их подчинены одной за­даче - нахождению более рационального способа достижения конечной це­ли.

Следовательно, любая практическая задача, относящаяся к человеку, может быть решена только в том случае, если учитывается многообразие со­матических, нервно-физиологических, психологических и социальных усло­вий в их взаимосвязи.

С позиции системного подхода, реабилитация - это система на­учной и практической деятельности, которая направлена на частичное и полное восстановление (сохранение) личностного и социального статуса че­ловека путем комплексного воздействия на личность медицинских, социаль­ных, психологических, педагогических, правовых и др. факторов.

В системе реабилитации следует различать под­системы с их основными элементами:

  • клинико-биологическая подсис­тема (включает в качестве основных элементов составляющие - гомеостаз, адаптация, компенсация);

  • социально-психологическая подсистема (взаимоотношения больных с окружающей социальной средой).

^ Современные представления о реабилитации: сущность, содержание, принципы. Реабилитация больных и инвалидов привлекает все большее внимание исследователей и практических врачей в связи с возрастающей социальной значимостью проблемы восстановления трудоспособности и предупрежде­ния инвалидности (И.М. Гринвальд, О.Н. Щепетова, 1986). В литературе можно встретить многочисленные определения понятия "реабилитация" (Маккавейский П.А., 1972; Юмашев Г.С., Ренкер К., 1973; Каптели А.Ф., Ласская Л.А., 1979 и др.).

Определение понятия "реабилитация" впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903). По отношению к лицам с физическими уродствами термин "реабилитация" был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Кре­ста для инвалидов (В .П. Белов).

В Большой медицинской энциклопедии сказано: «Реабилитация... (вос­становление) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) на­рушенных функций организма больных и инвалидов». На протяжении ряда лет термин «реабилитация» широко использовался в правовом отношении. Только в 1963 г. термин «реабилитация» получает дополнительное медицин­ское толкование, согласно которому «реабилитация» - восстановление здоро­вья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. С точки зрения медицины реабилитация - завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса больного. Правильное, рациональное сочетание физических и психических мето­дов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических забо­леваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособ­ности. Реабилитация основана на партнерстве врача и пациента, разноплано­вости усилий и воздействий, направленных на разные сферы жизнедеятель­ности, единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействий.

По определению, данному на IX совещании министров здравоохране­ния социалистических стран, состоявшемся в Праге в 1967 г. реабилитация в обществе - это система государственных, социально-экономических, меди­цинских, профессиональных, педагогических и др. мероприятий, направлен­ных на предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных, инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.

Под реабилитацией понимается система медицинских, социальных, профессиональных, педагогических, юридических и др. мероприятий, на­правленных на максимально полную и раннюю реинтеграцию (или интегра­цию) больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, привлечение их к общественно полезной деятельности, формирование у них устойчивого по­ложительного отношения к жизни, труду, обучению, обществу, семье.

На международном симпозиуме социалистических стран по реабили­тации (г. Галле, октябрь, 1964 г.) было решено под реабилитацией пони­мать деятельность коллектива медработников, педагогов, экономистов, ру­ководителей общественных организаций, направленных на восстановление здоровья (в физическом, психическом и социальном смыслах) и трудоспо­собности инвалидов.

По определению международной организации труда (МОТ, 1978), под реабилитацией следует понимать восстановление здоровья лиц с ограничен­ными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимального их развития с физической, психической, социальной точек зрения.

На заседании экспертов по реабилитации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указывалось, что реабилитация - это процесс, целью которого является профилактика по предупреждению инвалидности в пери­од лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной фи­зической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны в рамках соответствующего заболевания. Это комбинируемое и координируемое использование меди­цинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переучивания инвалидов для достижения ими, по возможно­сти, наиболее высокого уровня функциональных возможностей. Динамиче­ская система взаимосвязанных аспектов реабилитации (клинического, физи­ческого, психологического, трудового) направлена на достижение конечной цели - восстановление статуса личности.

Таким образом, реабилитация - это общественно необходимое функ­циональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, осуществляемое комплексным применением государственных, обществен­ных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и др. мероприятий.

Следует рассматривать реабилитацию и как многоэтапный процесс, целью которого является предупреждение (по индивидуальной программе) инвалидности в период лечения, восстановление здоровья (личного и соци­ального статуса) до возможного оптимума и максимума в физическом, пси­хическом (духовном), социальном, профессиональном отношении. Таким образом, реабилитацию, на основании вышесказанного можно представить как:

  • комплекс мероприятий;

  • систему мероприятий (всех возможных);

  • профессиональную адаптацию, реадаптацию, переквалификацию (специальную, общую, неспецифическую);

  • область деятельности различных специалистов (взаимосвязь,
    взаимодействие);

  • многоэтапный процесс взаимодействия индивидуума (реабилити­руемого) и участников реабилитации (реабилитирующих и созда­ющих условия для нее).

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зави­симости от этапа. Если на первом этапе (восстановительное лечение) задача состоит в профилактике дефекта, инвалидности, то на следующих этапах она заключается в приспособлении индивидуума к жизни и труду, в рациональ­ном бытовом и трудовом устройстве, в создании благоприятной микросреды (Кабанов М.М., 1978).

Общие правила проведения реабилитационных мероприятий (По Юмашеву Г.С, Ренкеру К.):

  • раннее начало

  • непрерывность и комплексный характер

  • индивидуальный подход

  • осуществление в коллективе

  • возвращение нетрудоспособных к активному общественно-
    полезному труду.

В настоящее время существуют специальные программы реабилита­ции, разработанные под контролем ООН и реализуемые ВОЗ, Международ­ной организацией труда, ЮНЕСКО и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, бюро ООН по социальным вопросам осуществляет наблюдение за всеми конкретными мероприятиями по реабилитации. При Международной организации социального обеспечения создана комиссия по реабилитации. В 1960 г. было организовано Международное общество по реабилитации инвалидов (ИСРД), которое занимается вопроса­ми реабилитации во всех странах мира и работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным Рабочим Бюро (МРБ). Каждые три года ИСРД проводит международные конгрессы. Между конгрессами работает Совет ИСРД и Исполнительный Комитет Совета. В ИСРД входят комиссии, кото­рые занимаются отдельными вопросами реабилитации. При ИСРД имеется информационный центр, который дает информацию по всем вопросам реа­билитации.


ЛЕКЦИЯ 3

Инвалид и общество


  • Причины и динамика инвалидности

  • Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность»

  • Социальные ограничения людей с ограниченными возможностями


Причины и динамика инвалидности. Социальные условия определяют развитие, форми­рование и функционирование человека как личности, могут спо­собствовать сохранению физического и психического здоровья или оказывать патогенное воздействие на него.

К наиболее значимым социальным факторам, существенно влияющим на здоровье, относятся:

  • экономические (жизненный уровень населения, переход от одной экономической структуры к другой);

  • политические (приоритеты государственной политики, из­менения в структуре системы управления, международные отно­шения);

  • демографические (изменение численности народонаселения, вероятной продолжительности жизни, превалирование в населе­нии региона представителей определенных возрастных, половых и национальных групп);

  • научно-технические (изменения в степени сложности и про­дуктивности производственных процессов, связанные с этим пе­ремены в уровне профессиональной подготовки кадров, в харак­тере коммуникативных процессов, в уровне безработицы и т.д.);

  • образовательные (изменение объемов и сроков обучения и т.д.) и др.

В последние время здоровье все более связывают с качеством жизни. Под качеством жизни понимается удовлетворение индивидом важнейших сторон жизнедеятельности и потребностей и наличие условий, позволяющих вести активную в биологическом и соци­альном плане жизнь. Это определение подчеркивает субъективность понятия качества жизни, включает как позитивные, так и негативные аспекты жизни и является многомерным. Основными параметрами качества жиз­ни служат:

  • физическое и психическое функционирование, материаль­ная жизнь (доход, жилье и т.д.);

  • социальные отношения, духовная жизнь (ориентация на бу­дущее, религиозность, индивидуальные убеждения и т.д.);

  • уровень независимости, окружающая среда.

Факторы образа и условий жизни, понижающие качество жизни, оказывают непосредственное биологическое или стрессогенное воздействие. Сила стресса наиболее велика в ситуациях, в которых у индивида мало возможностей самому оп­ределять свою судьбу или эти возможности в силу каких-либо причин ограничены: потеря близких людей; физическое или пси­хическое насилие; собственное тяжелое, инвалидизирующее за­болевание или угрожающее жизни заболевание близких; угроза потери работы и собственно безработица; производственные и семейные конфликты; природные и техногенные катастрофы.

К биологическим факторам риска для здо­ровья человека относят избыточную массу тела, гиподинамию, нерациональное питание, психическое или физическое перена­пряжение, злоупотребление алкоголем, курение и т.д. К группам повышенного риска для здоровья относятся следующие социальные категории населения:

  • лица, пережившие смерть близкого человека, разрушение семьи;

  • дети из неблагополучных семей, отверженные родителями;

  • жертвы физического, психического или сексуального наси­лия;

  • родственники людей, имеющих тяжелое хроническое сома­тическое или психическое заболевание;

  • бездомные, безработные, очень бедные;

  • лица, находящиеся в учреждениях закрытого типа (интерна­тах, тюрьмах и т.д.).

Для оценки здоровья нации пользуются понятием «обществен­ное здоровье». ^ Общественное здоровье характеризуется уровнем здоровья популяции, распространенностью в ней заболеваний, особенно социальных (инфекционных, психических, алкоголиз­ма и наркомании, умственной неполноценности), суицидов.

Здоровье населения относится к наиболее значимым соци­альным ценностям, как для отдельного индивида, так и для всего общества и государства. Среди основных показателей отношения государства к здоровью нации - экологическая обстановка, соблюдение международных стандар­тов по обеспечению безопасности жизнедеятельности на произ­водстве, соблюдение законодательства в отношении здоровья граж­дан, доступность и качество медицинской и социально-реабили­тационной помощи.

Изучением состояния здоровья населения занимается наука эпи­демиология. Эпидемиология пользуется понятиями, определяющи­ми количественные критерии здоровья или, вернее, нездоровья. Основные из них - заболеваемость, болезненность и инвалидность. Количественные показатели состояния и динамики здоровья населе­ния изучаются и отражаются медицинской статистикой. Заболеваемость отражает число новых случаев болезни, воз­никающих в определенной социальной группе или у населения в целом за единицу времени, чаще всего - за год. Уровень заболеваемости и ее структура различны в разных возрастно-половых, профессиональ­ных и других группах населения. Болезненность, или распространенность заболевания, - это чис­ло больных с изучаемым заболеванием, которое имеется в опре­деленной популяции в данное время. Один из важных показателей состояния здоровья населения - инвалидность. При оценке инвалидности пользуются статистиче­скими данными об общем числе инвалидов среди населения и числе больных с впервые в данном году установленной инвалид­ностью (первичной инвалидностью).

Масштаб инвалидности зависит от множества факторов:

  • состояния здоровья нации (в том числе состояния генофонда);

  • повышенного травматизма (бытового, транспортного, производственного) и неадекватного выхода из последствий травм;

  • несвоевременного биологического постарения населения;

  • развития системы здравоохранения;

  • социально-экономического развития, влияющего на качество жизни;

  • состояния экологии, исторического фона;

  • роста социальной агрессивности общества, политических при­чин, в частности участия страны в войнах и военных конфликтах.

Статистический показатель инвалидности зависит не только от здоровья нации и многих социальных факторов, но и от методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности. Несмотря на неизбежные погрешности в статисти­ческой отчетности, эпидемиологические и статистические дан­ные могут служить основой для определения государственной по­литики в развитии системы охраны здоровья, которая должна включать не только компоненты медицинской службы, но и все виды социальной помощи.

На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди­намика состояния здоровья населения: только за 1998 - 2002 гг. общая заболеваемость возросла на 15,1%, число инвалидов уве­личилось в 3 раза. О том, что ситуация близка к национальной катастрофе, гово­рит и соотношение рождаемости и смертности: в 2001 г. в России рождалось 8,4, а умирало 14,7 человека из расчета на тысячу.

Рост числа заболеваний регистрируется по большинству клас­сов болезней. Особое беспокойство вызывает стремительный рост числа забо­леваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления, психические и наркологические заболевания, заболевания, передающиеся половым путем и др.), которые являются основной причиной смертности, временной утраты трудоспособности и инвалидизации, в том числе в трудоспособном возрасте.

По официаль­ной статистике за 10-летний период (с 1990г.) на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в численность инвалидов превысила 10 млн. человек и продолжает расти (рис. 1).

Среди впервые признанных инвалидами лица трудоспособного возраста составляют 51,3 %, и на протяжении 1998 - 2002 гг. инва­лидность «молодела». Увеличивается число инвалидов не только среди лиц трудоспособного возраста, но и среди детей. Количе­ство инвалидов в возрасте 16 - 49 лет возросло почти на 50%, детей - на 80%.

В 2001 г. было зарегистрировано 617096 детей-инвалидов, из них 14,4% в возрасте 16-18 лет. В структуре заболеваний, обусловивших возникновение инвалидности у детей, первое мес­то занимают инфекционные и соматические заболевания, на ко­торые приходится 23 %. На втором месте стоят заболевания нерв­ной системы и органов чувств (в основном детский церебральный паралич) - 20,8 %. На третьем - психические расстройства и ум­ственная отсталость - 20,3 %. Среди детской инвалидности с уве­личением возраста отмечается заметный рост числа психических заболеваний: от 9,5 в возрасте 0 - 4 года до 45,0 на 10 тыс. детей соответствующего возраста. Врожденные аномалии занимают чет­вертое ранговое место - на них приходится 18 %.






^ Рис. 1. Динамика первичной инвалидности (на 10 тыс. населения)
Установлено, что детская инвалидность в 70 % случаев обус­ловлена причинами врожденного или наследственного характера, а также связана с вредностями в преднатальном, натальном и постнатальном периодах. В целом по России беременные с нарушением здоровья составляют 91,3%. Современные роды стали представлять серьезные испытания для женщин, плода и новорожденных. Только 35,7 % из всех родов можно отнести к нормальным. Число здоровых новорожденных сократилось до 15,1%. Рост детской инвалидности также связан с прогрессирующим увеличением заболеваемости детей. Отрицатель­но сказываются на здоровье детей заболевания их родителей. В се­мьях, где есть больные родители, заболеваемость детей увеличи­вается в 4 -5 раз. Заболевае­мость детей в неполных семьях в 1,5 - 2 раза выше, чем у тех, кто имеет обоих родителей.

После войны в Афгани­стане инвалидами стали 30 тыс. человек, после Чеченских собы­тий - 12 тыс. человек.

Сложившиеся тенденции и долгосрочные прогнозы свидетель­ствуют о депопуляции и кризисном состоянии здоровья населе­ния России.

^ Сущность понятия «инвалид» и «инвалидность». Для того чтобы проанализировать положение в обществе лиц с ограниченными воз­можностями необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономичес­кими, поведенческими, эмоциональными последствиями оборачиваются те или иные патологии здоровья.

Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (valid"действенный, полноценный, могущий") и в буквальном пе­реводе может означать "непригодный", "неполноценный". В российском словоупотреблении начиная со времен Пет­ра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспо­собны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штат­ских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более под­вергали мирное население всем опасностям военных конф­ликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле об­щего движения по формулированию и защите прав чело­века в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия "инвалид", относяще­гося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодняшняя государственная политика в отношении инвали­дов - результат ее развития в течение 200 лет. Во многом она отражает историю развития и культуру общества, общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» от 20 января 1995 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниче­нию жизнедеятельности и вызывающими необходимость его со­циальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориенти­роваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Представленные подходы к пониманию инвалидности нельзя считать удовлетворительными, так как в них в большей степени отражена медицинская сторона проблемы. В медицинской модели инвалидности все внимание концент­рируется на физической или психической патологии, и, следова­тельно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспо­соблении к жизни в обществе.

Социальная модель, авторами которой являются сами люди с инвалидностью, или, как часто говорят, с ограниченными воз­можностями, рассматривает проблему инвалидности не с точки зрения патологии и физических недостатков, а во взаимосвязи от­дельного человека с окружающей его средой и обществом. С этой точки зрения ограниченные возможности не вызваны недугом, а обусловлены дискриминацией и неготовностью психологически принять инвалидов как полноправных членов, а также барьерами, существующими в окружающей среде.

В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом абсолютного и относительного числа инвалидов, так и с изменением отношения к данной проблеме общества и, что особенно важно, самих инвалидов. Активные движения инвалидов за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям, как со стороны обще­ства, так и со стороны государственных структур.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оцен­ки последствий болезни (World Health Organization, Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages, 1989), суть которой заключается в нижеследующем.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям функционирования органов и систем. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. Знание о болезни или изме­нившееся поведение индивида, или ограничение его деятельнос­ти могут поставить конкретного человека в невыгодное положе­ние по отношению к окружающим, таким образом болезнь при­обретает социальный характер. Это проявление отражает соци­альную недостаточность, вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида и проявляется во взаимоотноше­ниях индивида с обществом. Все вышесказанное может быть графически представлено схемой (рис. 2):
Болезнь, травма, дефект




Функциональные нарушения
Ограничения жизнедеятельности




Социальная недостаточность
Рис. 2. Схема социализации болезни
Таким образом, нарушение или недостаток (impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами - специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) - это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage)- это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, это определение вытекает из современной кон­цепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инва­лидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

^ Социальные барьеры людей с ограниченными возможностями. Мысль о том, что инвали­дам должны предоставляться равные возможности со здоровыми, что они не должны подвергаться сегрегации и дискриминации, еще не овладела ни на­шим обществом в целом, ни даже теми его членами, которые непосредственно причастны к судьбам инвалидов. Отношение покровительства, доми­нирования, подчинения власти со стороны здоровых - это то, с чем чаще все­го сталкиваются инвалиды.

Для того чтобы процесса реаби­литации был эффективным, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность.

В первую очередь можно говорить о физическом огра­ничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самосто­ятельно передвигаться и(или) ориентироваться в простран­стве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усу­губить либо, наоборот, компенсировать влияние этих недостатков. Принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограни­чение требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспе­чивающих возможность трудовой адаптации.

Второй барьер — это трудовая сегрегация, или изоля­ция: из-за своей патологии индивид с ограничен­ными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже са­мой простой. Однако в других ситуациях инвалидам пред­ставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не­столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым ха­рактером рынка труда для лиц с особыми нуждами. Однако необходимо отметить, что барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и за­рубежных экспертов, трудовая деятельность доступна при­близительно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специ­альных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда.

Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ, которая явля­ется следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть дос­таточным для обеспечения достойного уровня жизни инди­вида).

Труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения, сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит спе­циальных информационных средств, извещающих о пара­метрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ори­ентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.

Важное препятствие представляет информационный барьер, который име­ет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получе­нии информации как общего плана, так и имеющей непос­редственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государствен­ной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их под­держки). Это вызвано и экономическими причинами (напри­мер, невозможность купить радиоприемник или выписать газету), и дефици­том специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в на­шей стране. С другой стороны, существует информационный барь­ер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презенто­вать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных международных правовых документов, в том числе в Стан­дартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воп­лощается в практике реабилитационных служб ряда зару­бежных стран в качестве программы "Shape your life" — "Формируй свою жизнь". В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государ­ственными или муниципальными органами для их реабили­тации. Зарубежные исследовате­ли практики социальной работы признают, что сами инва­лиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов. Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограни­ченными возможностями, который заключается в их мак­симальном развитии и использовании способностей к само­обслуживанию, самопомощи и самообеспечению.

Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хотя пер­вые шаги в этой сфере предпринимаются.


ЛЕКЦИЯ 4

Нормативно-правовые основы

медико-социальной реабилитации


  • Международные правовые документы по проблемам людей с ограниченными возможностями

  • Обеспечение равных возможностей для людей с ограниченными возможностями на государственном уровне

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (786 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru