Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы для итогового контроля по курсу организция пс - файл 1.doc


Вопросы для итогового контроля по курсу организция пс
скачать (244 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc244kb.30.11.2011 00:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Понятие о психологических службах, функции и виды ПС,

цели и задачи.

 Психологическая служба — система психологической сопровождения деятельности различных социальных институтов (производство, медицина, образование, культура, спорт, правоохранительные органы).

Виды:

  1. телефон доверия (семинар).

  2. психологическая служба как структурное подразделение (школа, дет.сад, поликлиника)

  3. самостоятельная служба (психологический центр, консультирование….)

Функции и задачи.

    1. Проведение психологического отбора:

Дети в школу

Кадры, замещающие вакантные должности

Профессиональная ориентация.

    1. Работа по оценки аттестации персонала:

Аттестационная комиссия

Мониторинг

Проведение психологической профилактики по «профессиональному выгоранию», профессиональной дезорганизации.

    1. Участие в расстановки кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работы.

    2. Обучение персонала основам психологических знаний:

Приемы эффективного общения.

Выходы из конфликтных ситуаций.

Обучение начальников определенных структур.

Обучение персонала приемам саморегуляции.

    1. Временная расчасовка неделя в образовании.

        1. 40 часов – 8 часов по 45 минут

        2. 7 часов – консультирование

        3. 11 часов – профилактическая, диагностическая, консультационная работы – тренинги.




  1. Современное состояние ПС за рубежом.

Достижения современной психотерапии являются интеллектуальным западным продуктом. Различные её школы и течения родились на свет и получили своё развитие в США и странах западной Европы. Многие выдающиеся учёные-психологи, основатели различных психотерапевтических направлений, были выходцами из Германии.

В Германии, вообще в Европе и в Америке, в крупных городах существуют бесплатные, бюджетные, муниципально-общественные, социально-реабилитационные психологические центры, прежде всего для социально неблагополучных подростков, главным образом, из семей репатриантов, а также для людей социально дезадаптированных, обездоленных и незащищённых. Для алкоголиков, наркоманов, переселенцев, безработных, женщин, занимающихся проституцией. Для людей выбитых или выброшенных из жизни, из социума, или людей с низким уровнем доходов.

В них же могут бесплатно или за небольшую плату консультировать социально неблагополучные семьи по соответствующим вопросам. Работают там в основном социальные психологи или консультанты по вопросам семьи. Главным же образом, проходят практику студенты-психологи.

Определённое число клинических психологов работают в муниципальных, или в частных психиатрических клиниках, в неврологических отделениях больниц, в военных госпиталях. Кроме того, существуют государственные психологические службы по оказанию экстренной первичной психологической помощи людям, пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств: стихийных бедствий, терактов, техногенных катастроф.

Коммерческие психологические центры предназначены, главным образом, для проведения коллективных или корпоративных тренингов или для занятий групповой психотерапией.

Большинство косметологических клиник, где проводятся операции пластической хирургии имеют в штате как минимум одного профессионального психолога, специализирующегося именно по проблемам послеоперационной психологической реабилитации и адаптации, которые могут возникать у людей после пластических операций.

Люди на Западе, сталкиваясь с личными проблемами, обусловленные индивидуальной психикой (страхи, навязчивые мысли) хорошо понимают, что это, как правило, не психическая болезнь. Это стресс жизни, который провоцирует страхи, тревожные и навязчивые состояния. Это реакция индивидуальной психики на давление жизненных обстоятельств. С этим надо просто бороться, с этим надо работать, это надо преодолевать. Это жизнь. Выбирай. Либо ты её, либо - она тебя.

В Европе, а чуть позже и в США, с такими проблемами работают методами практического психоанализа и клинической психотерапии уже более 100 лет. Если даже человек с нервным срывом обращается к врачу-психиатру, тот обычно назна­чает ему курс мягких седативных лекарств сроком не более чем на 3-4 недели и рекомендует обратиться к психологу, психотерапевту или к психоаналитику. Кроме того в Европе и Штатах многие психиатры явля­ются одновременно и психологами или психоаналитиками. Так же как и многие священники католической и протестантских христианских церквей.

Подавляющее большинство психологов, психотерапевтов, психоаналитиков работает в Европе и США в условиях частной психологической практики. Различные психологические состояния человека это его личные, частные состояния его психики, его души и лучше всего они прорабатываются не в формальной обстановке муниципального или общественного центра, не в условиях медицинской клиники, а в условиях индивидуальной психологической практики.

Фрейд не принимал в психологическом центре. Он и все его последователи, все крупные и известные психологи современности работали и работают в собственных частных кабинетах. Большинство современных психологов принимает своих пациентов и работают над устранением их эмоциональных и психологических проблем в условиях частной практики. Так было 100 лет тому назад. Так обстоит сейчас. Так будет ещё через 100 лет. Если, конечно, не придумают какую-нибудь единую универсальную прививку от всех психологических проблем, которую будут делать младенцам в клиниках при рождении на всю жизнь.

Специфика индивидуальной психологической работы с индивидуальной психологической личностью конкретного отдельного человека, с проблемами его внутреннего мира, с его индивидуальными психическими процессами такова, что успешная работа в этом направлении требует особенных, даже специфичес­ких условий. Специалист, работающий в этой области не может принимать "поток" посетителей, как врач в муниципальной поликлинике, быстренько выписывая каждому единую, однотипную таблетку от всех болезней, универсальный, типовой рецепт излечения от всех проблем.

Ещё 2 десятилетия тому назад в коммунистическом Китае не было вообще никакой частной психотера­певтической практики. Сегодня она есть во многих крупных городах Китая. А в процветающем Гонконге, 95% населения которого составляют китайцы - тысячи частных психотерапевтических практик.

В коммунистической северной Корее на сегодня нет ни одной частной психотерапевтической практики. Там вообще нет буржуазно-капиталистической "лженауки" психологии. Вместо неё есть коммунистическая идеология (великие идеи "чуч-хе") и много-много всяких разных коммунистических центров. В крупных же городах другой Кореи - буржуазно-капиталистической, южной (той самой, где проиводят LG, Samsung, Daewoo, Hyundai, Kia и многое другое) насчитываются сотни частных психологических практик, естественно со своей спецификой.


  1. ^ ПС в странах пост советского пространства.

Таким образом, можно сказать, что психологическая служба системы народного образования в социалистических странах наудится на весьма высоком уровне развития и имеет большое значение в деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей. В нашей стране первые попытки практического использования психологии и в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX—XX вв. и связаны с так называемой педологией, которую И. А. Арямов (3) определяет как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности, и в которой М. Я. Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека» Огульная и резкая критика педологии в постановлении ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.) повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано советскими учеными, так или иначе связанными с педологией. Ряд исследований П. П. Блонского, работы Л. С. Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современного научного знания о психическом развитии ребенка. Тенденциозное толкование постановления о педологии, недостаточно дифференцированный подход ко всем исследованиям, называвшимся «педологическими» (многие из них по своим принципиальным установкам таковыми не были), причинили значительный ущерб развитию детской психологии, на многие годы затормозили развитие таких ее разделов, как психодиагностика, практическая психология, закономерности возрастного развития и др.

И только с конца 1960»-х годов у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы.

Впервые в нашей стране школьная психологическая служба начала создаваться в Эстонии (руководители — X. И, Лийметс [11] и Ю. Л. Сыэрд). Подобная работа ведется и в других регионах страны, однако она не получила еще своего организационного оформления, противоречива в определении задач, целей, методов и форм своей деятельности (

Научный анализ проблем и способов организации школьной психологической службы за рубежом и в нашей стране, обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно-методическим обеспечением, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе в системе народного образования.


  1. ^ Основные направления деятельности практического психолога в системе ПС. Характеристика психодиагностической и консультативной деятельности.

Основные направления деятельности психолога только познание психологической реальности (она у всех своя) и психологической поддержке личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, преодолевающие последствия социальных и природных аномалий и катастроф, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации и снятию напряжения и следствие пережитых травмирующих ситуаций, преодолению посттравматических стрессовых нарушений.

Реальным продуктом профессиональной деятельности сотрудникам психологической службы является обсуждаемые и совместно с клиентом выработанные системы социального взаимодействия и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности и нейтрализации негативных последствий пережитых жизненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными возможностями и индивидуально-личностными особенностями.

Среди разнообразных направлений деятельности выделяют 3 основных:

- психодиагностика

- консультирование

- психопрофилактика

- коррекционно – развивающая

- психотерапия.

^ Психодиагностическая работ

Задачи: постановка психодиагноза. Базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих осуществлять применение современного статистического аппарата, обеспечивающих надежность и достоверность полученных данных.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3-и этапа:

  1. сбор данных

  2. переработка и интерпретация их

  3. вынесения решения (диагноз, прогноз)

Диагноз как основная цель психодиагностики устанавливается на разных уровнях:

  1. симптоматический ­– когда диагноз ограничивается констатацией симптомов или особенностей.

  2. этиологический – учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновения.

  3. высший – типологического диагноза, заключается в определении места и значения выделенных характеристик в общей картине психической жизни человека.

В своей работе психолог чаще применяет 1-ый уровень.

Психодиагностическая работа в рамках психослужбы предусматривает выбор метода или конкретные методики исследования, которое максимально бы отвечала целям и задачам исследований.

Психоконсультирование

Важным направлением в деятельности психослужбы является различные виды консультирования:

  • индивидуальное

  • групповое

  • семейное

  • возрастное

  • бизнес консультирование

  • профессиональное консультирование.

Содержанием психоконсультирования является работа с конкретным запросом идущим от отдельного клиента или от группы или организации в целом. Алешин указывал, что психоконсультирование можно определить как непосредственную работу с людьми направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей межличностных отношений, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Психологический смысл консультирование заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в межличностных семейных и профессиональных контактов.

^ Задача психоконсультирования – помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны и изменить психологические установки на свои трудности и на отношения с другими людьми.


  1. ^ Коррекция и профилактика в деятельности практического психолога.

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения - расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности - важнейшая основа для психологического просвещения.

^ Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа - это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от психологической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекционную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы становятся обычно трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях взрослого человека.

Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой. Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекцион-но-развивающей.

Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать усилия на их решении.


  1. Основные организационно-методические принципы ПС.




  1. Морально-этический кодекс работы практического психолога, анализ кодексов составленных разными авторами. Права и обязанности психолога.

^ Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Выделяют следующие принципы профессиональной этики психолога:

  1. ^ Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

  2. ^ Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

  3. ^ Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.

  4. ^ Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

  5. ^ Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом

Права.

    • Имеет право запрашивать у должностных лиц документацию в рамках компетенции службы.

    • Пользоваться услугами вычислительных центров, библиотекой, других структур предприятия. Для осуществления профессиональной деятельности должен быть выделен кабинет (желательно оборудованный).

    • Проводить обследования и давать соответствующие рекомендации.

    • Вносить предложения о совершенствовании деятельности.

    • Участвовать в составлении должностных инструкций.

    • Вносить предложения о поощрениях и взысканиях с работников.

    • Вносить предложения по подборки и расстановки кадров.

    • Организовывать и проводить оперативные совещания по психологическим службам.

    • Участвовать в научных семинарах и конференциях по психологической тематики.

    • Обращаться к другим специалистам за консультацией.


Ответственность.

    • За несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач.

    • За несвоевременное и некачественное предоставление информации по решаемому вопросу.

    • За необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий службы.

    • За нарушение правил труда и техник безопасности (профессиональное сгорание).

    • За некорректное обращение с психологической информацией (информация предоставляется только начальнику или самому человеку, информацию необходимо кодировать и хранить в сейфе).




  1. Психологическая информация, способы получения и передачи.




  1. Положения об ПС, их анализ. Статус и функции психолога (нормативные акты, расчет времени затрачиваемого психологом).

Включает в себя следующие составляющие:

  1. Общая часть – определяющая кому подчиняется психологическая служба.

    • Руководитель психологической службы должен иметь обязательное высшее образование и опыт работы. На должность психолога могут быть любые люди с высшим образованием.

    • В своей деятельности психологическая служба руководствуется нормативно правовыми документами РМ.

    • Основной целью деятельности психослужбы является оказание психологической помощи и обеспечение реализации кадровой политики предприятия.

  2. Функции и задачи.

    • Проведение психологического отбора:

      1. Дети в школу

      2. Кадры, замещающие вакантные должности

      3. Профессиональная ориентация.

    • Работа по оценки аттестации персонала:

      1. Аттестационная комиссия

      2. Мониторинг

      3. Проведение психологической профилактики по «профессиональному выгоранию», профессиональной дезорганизации.

    • Участие в расстановки кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работы.

    • Обучение персонала основам психологических знаний:

      1. Приемы эффективного общения.

      2. Выходы из конфликтных ситуаций.

      3. Обучение начальников определенных структур.

      4. Обучение персонала приемам саморегуляции.

    • Временная расчасовка неделя в образовании.

        • 40 часов – 8 часов по 45 минут

        • 7 часов – консультирование

        • 11 часов – профилактическая, диагностическая, консультационная работы – тренинги.




  1. Организация ПС в детском саду, специфика направлений деятельности.

Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

^ Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем.

Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психопрофилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

^ Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.

Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми.

Родители часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».

В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает диагностика.

^ Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям.

Каждый практический психолог системы образования имеет двойное подчинение. По административной линии он подчиняется заведующему детским садом, по профессиональной - психологическому Центру, где работают специалисты-психологи.

Психологи Центра не только контролируют деятельность психолога в детском саду, но и оказывают ему методическую, организационную помощь. На деле, к сожалению, иногда этого не происходит, и психолог фактически оказывается предоставленным самому себе. У него - свободный график работы, он сам составляет свой план работы, соотнося его с планом работы воспитателей.

Рабочий день психолога длится 6 часов и может, например, чередоваться через день - работа с 8.00 до 14.00 или с 13.00 до 19.00 часов. Психолог проводит как групповые, так и индивидуальные занятия и консультации. Это может быть работа с подготовительной группой детского сада, либо группой детей младших. Как отмечают опытные психологи, начинающему специалисту не следует сразу браться за все возможные направления работы, лучше начинать с проблемных детей, ситуаций, с проблематики, которая лучше освоена психологом, где он более компетентен, постепенно наращивая свой методический арсенал. У психолога в детском саду обязательно должен быть свой кабинет, это важное условие организации психологической службы.

Успешно работающего детского психолога отличают такие профессиональные качества как: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей компетентности.

Работа психолога в детском саду требует квалификации специалиста с высшим психологическим образованием, специализировавшегося в области психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии.


  1.   1   2   3



    Скачать файл (244 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru