Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Возможные пути индивидуального подхода в процессе обучения студентов - файл 1.doc


Реферат - Возможные пути индивидуального подхода в процессе обучения студентов
скачать (86.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc87kb.30.11.2011 00:15скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Криворожский государственный педагогический университет


Кафедра психологии

Реферат
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Выполнила: аспирантка I курса

кафедры психологии и

педагогических технологий

Томилина А.А.

Кривой Рог

2009

ПЛАН


Введение…………………………………………………………………….3
1. Проблема индивидуально-психологических особенностей личности…..4
2. Суть индивидуального подхода при профессионально-педагогической подготовке студентов………………………………………………………….5
3. Возможные пути индивидуального подхода в процессе обучения студентов……………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..12
Список используемой литературы………………………………………13
Введение

Формирование у студентов индивидуального стиля познавательной деятельности, индивидуально-своеобразных способов действий предполагает индивидуализацию учебной деятельности. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности студента, чтобы и в профессиональной деятельности его труд стал действительно творческим.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого студента есть своя мера трудности в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Отсюда может быть установлена лишь нижняя граница трудности, нижний её предел, который каждый студент должен в силу своих всё повышающихся возможностей стремиться перейти. Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности.

Сегодня существуют различные точки зрения на организацию профессиональной подготовки учителя, в том числе и концепции индивидуально-творческого подхода к обучению студентов (О.С. Гребенюк, В.А. Кан-Калик), предполагающие, что процесс обучения будет строиться на основе индивидуальных программ и приобретет для студентов личностное значение, станет мотивированным, будет носить во многом коррекционный характер. В результате этого будет осуществляться более избирательное и адекватное влияние учебного процесса как на личность студента в целом, так и на развитие его индивидуальных особенностей. "Если высшая школа будет иметь действительно научную методику, отражающую самый современный уровень знания, учитывающую индивидуальность каждого обучающегося, - можно быть уверенным в высоком качестве подготовки практически всех выпускников... В наше время это насущная необходимость" [1]. В связи с переходом на многоуровневую систему обучения возрастает значение индивидуализации обучения при создании образовательных программ как индивидуальных маршрутов обучения каждого студента.

^ 1. Проблема индивидуально-психологических особенностей личности

Проблема индивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных в психологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психология непосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностям относятся особенности эмоциональной мыслительной личности, тип нервной деятельности или темперамент, характер и другое, т.е. все то, чем множество участников коллектива отличаются друг от друга. Сочетание всех компонентов сторон личности и индивидуальности всегда настолько своеобразны, что ни один из участников не похож на другого, каждый уникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найти подход, всех надо воспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности их развития как личности.

В личности выделяется несколько сфер: 1). потребностно-мотивационная; 2).познавательная; 3). эмоционально-волевая.

Потребностно-мотивационная представляет ядро личности. Потребности – источники всякой активности личности. Изучение и учет индивидуальных особенностей личности следует начинать с выявления наличествующих у него потребностей. Отсутствие у участников определенных потребностей подчас делает совершенно нерезультативным педагогическое воздействие и обучение. Познавательные потребности по мере осознания превращаются в мотивы. Мотивы – это побуждение к деятельности. Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения. [9]

Необходимо помочь студентам развить у себя познавательные потребности в учебе и профессиональном труде, а потом опираться на них в процессе личностного воспитания и обучения других.

Стремления, познавательная потребность – это важнейшие мотивы. Однако существуют еще и внешние (это требования, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы). Действие их на студентов следует обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.

Практика показывает, что наблюдательный и опытный преподаватель может определить типологические особенности студентов, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности обучаемых, то есть должен обладать качествами отличного психолога.

При определении психологических особенностей студентов важно соблюдать некоторые правила, например: не принимать реакции мимики и жестов на внешние физические раздражители за проявление внутренних психических состояний, не делать выводов на основании одной детали, не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации, не рассматривать внешнюю компенсацию физических недостатков за показатель настоящего состояния (так прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрительностью).
^ 2. Суть индивидуального подхода при профессионально-педагогической подготовке студентов

Благоприятные условия для учета и развития индивидуальных качеств студента, его внутреннего потенциала создает индивидуализация профессионально-педагогической подготовки. Под индивидуализацией профессионально-педагогической подготовки понимается организация процесса сообщения студентам соответствующих специальных знаний и формирования умений с учетом их индивидуальных особенностей, создающую оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки не позволяет нивелировать различия между обучающимися, способствует развитию каждым студентом своих уникальных способностей, нацеливает на высококвалифицированную подготовку к профессиональной деятельности.

Главными целями, результатами и критериями индивидуализации профессионально-педагогической подготовки являются:

  • повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки, создание системы образования, обеспечивающей каждому максимальное развитие его возможностей, способностей;

  • демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия в обучении, предоставление студентам свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

  • создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития студентов;

  • формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности.

В связи с вышесказанным индивидуализация профессионально-педагогической подготовки означает: создание условий для развития всех субъектов образовательного процесса; создание действительных стимулов профессионального развития субъектов образовательного процесса; внедрение в профессионально-образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития индивидуальности; обеспечение мониторинга профессионального развития всех субъектов образования, т. е. регулярная и оперативная диагностика, которая входит в систему обратной связи в процессе развития индивидуальности; развитие вариативного образования, направленного на расширение профессионального самоопределения и на саморазвитие личности студента; коррекция социального и профессионального самоопределения личности, а также профессионально важных характеристик будущего специалиста [4].

Таким образом, индивидуализация профессионально-педагогической подготовки может осуществиться на различных уровнях: частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном. Различные педагогические условия могут способствовать реализации индивидуализации профессионально-педагогической подготовки.
^ 3. Возможные пути индивидуального подхода в процессе обучения студентов.

Основу индивидуализированного процесса обучения должна составлять диагностика индивидуального развития учащихся. Поскольку она предполагает постоянное наблюдение за процессом индивидуального развития учащихся с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [11. – С.392], возможно говорить об осуществлении мониторинга индивидуального развития учащихся. Понятие мониторинга (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) означает планомерное диагностическое отслеживание процесса индивидуального развития учащихся. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики индивидуального развития обучаемых, внесение корректив в процесс профессионально-педагогической подготовки, то есть мониторинг включает диагностику, прогнозирование и анализ индивидуального развития личности в процессе профессионально-педагогической подготовки. Осуществление мониторинга возможно в трех формах: стартовая, текущая и итоговая диагностика.

Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию развития индивидуальных качеств личности, профессионально-педагогической подготовки и взаимодействия обучаемых и педагогов.

На основе информационных измерений разрабатывается группировка студентов. Самым простым видом уровневого ранжирования внутри групп является выделение трех основных характеристик учащихся:

  1. имеющих высокие стартовые психологические характеристики;

  2. имеющих средние стартовые психологические характеристики;

  3. имеющих низкие стартовые психологические характеристики.

Это необходимо для того, чтобы видеть динамику продвижения и достижений каждого студента в учебном процессе, исходя из его стартовых возможностей.

Соотнесение стартовых характеристик студентов и их достижений в учебном процессе включает прогнозирование и анализ текущей ситуации. На этапе прогнозирования мы предполагаем, что для нормального протекания учебного процесса необходимой становится не только реализация стартового потенциала учащегося, но и создание условий для его развития. Как писал Л.С. Выготский, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития [5. – С.15]. Подобный подход представляет собой прогнозирование поэтапного перевода учебных достижений учащихся на ближайший уровень их развития (схема 1).

Схема 1



Следующий этап мониторинга индивидуального развития учащихся - анализ текущей ситуации. Сопоставление уровня текущих (итоговых) достижений учащихся с уровнем стартового потенциала необходимо проводить конкретно для каждого студента.

Исходя из особенностей развития познавательной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности человека, основу индивидуализации профессионально-педагогической подготовки студентов должен составить принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов.

Вариативный подход в обучении означает, с одной стороны, многообразие, разноуровневость, дифференцированность упражнений и заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой стороны, право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами, т.е. вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории [2. – С.145]. Этот выбор, с одной стороны, опосредован индивидуальными возможностями, интересами и потребностями студента, особенностями учащихся и коллектива, а с другой – предполагает выполнение учебной программы и приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков.

Эффективность использования вариативного подхода при осуществлении индивидуализации профессионально-педагогической подготовки студентов зависит от реализации следующих принципов: право каждого обучающегося двигаться по своей образовательной траектории и своим темпом; развитие обучающихся как субъектов учебной деятельности, субъектов взаимодействия с другими людьми и субъектов собственного профессионального развития [7. – С.146].

Принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов на аудиторных занятиях и в период педпрактики предполагает следующее: выбор варианта практических заданий с учетом интересов и возможностей студента; выбор студентами базы педагогической практики, образовательного учреждения, класса; выбор социальных и профессиональных функций, выполняемых студентом в период практики; выбор формы отчетности по результатам практики.

Разный уровень решаемых задач предполагает вариативность объема и содержания учебного материала, темпа его освоения, характера заданий и степени самостоятельности их выполнения. В то же время "преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы" [3. – С.301].

Для достижения вариативности обучения возможны различные пути, в том числе достаточно традиционные: индивидуальные дополнительные задания, дифференцированная по характеру самостоятельная работа, задания разной степени трудности, индивидуальные графики выполнения учебного плана, лабораторно-практические занятия по "свободному" расписанию без ограничения времени работы студентов, учебно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса.

Для осуществления индивидуализации профессионально-педагогической подготовки студентов на основе принципа вариативности используются следующие средства, выполняющие соответствующие задачи (табл.1):

Средства

Задачи

1. Индивидуализированные вариативные задания

1. Сохранение единого образовательного компонента, обеспечение гарантированного уровня подготовки.

2. Обучение каждого в соответствии с его индивидуальными особенностями.

3. Предоставление учащимся максимальных возможностей для выбора, удовлетворения их интересов и развития способностей.

2. Индивидуальные графики выполнения учебного плана

1. Осуществление обучения в индивидуальном темпе.

2. Реализация развивающего или компенсирующего обучения.

3. Предоставление учащимся возможности выбора.

4. Развитие способности к самоанализу.

3. Индивидуальный дневник педагогической практики

1. Реализация развивающего или компенсирующего обучения.

2. Развитие способности к самоанализу.

3. Развитие самостоятельности.

4. Элементы проблемного обучения (проблемные задания, проблемные ситуации)

1. Достижение учащимися высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию [10. – С.245].

2. Формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся [8. – С.260].

3. Развитие познавательных интересов.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы

1. Осуществление учета индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся.

2. Изучение материала с различной полнотой и глубиной.

3. Осуществление обучения в различном темпе.

6. Элементы дифференцированного обучения

1. Осуществление учета индивидуальных особенностей каждого учащегося.

2. Предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса.

Необходимо подчеркнуть, что указанные выше педагогические условия индивидуализации профессионально-педагогической подготовки не являются единственными, но они оптимально сочетаются и дают образовательный эффект.

Заключение

Итак, подведём итоги рассмотрения данного вопроса. Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого обучаемого. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности студента. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности студентов. В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития личности. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с индивидуальными особенностями.

Современное состояние профессионально-педагогической подготовки студентов настоятельно требует разработки заданий, которые были бы неразрывно связаны с типологией учащихся. Это позволило бы перейти от общедидактических указаний индивидуализации обучения к конкретным рекомендациям о том, как организовать индивидуализированную работу со студентом того или иного уровня обучаемости, учебной мотивации и специальных (профессиональных) способностей.


Список используемой литературы

  1. Берг А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение // Вестник высшей школы. – 1971. – № 3. – С. 16-17.

  2. Бережная С.К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы: дис. ... кандидат пед. наук: 01.07.00 / Бережная Светлана Константиновна. – Ярославль, 2000. – 211с.

  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Л.П. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 345с.

  4. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 392с.

  5. Концепция и программа педагогической практики студентов Ярославского педагогического университета. – Ярославль, 1996. – Вып.1 – 102с.

  6. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М.: Педагогика, 1975. – 303с.

  7. Кусков М.Н. Культурное возрождение, как перелом. – М., 2001. – 238с.

  8. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко: под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 329с.

  9. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

  10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 189с.

  11. Райгородский Д.Я. Психология и самоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. – Самара: Изд. дом ‘Бахрах’,1997. – 538с.



Скачать файл (86.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru