Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Экономическое развитие России в СМИ - файл 1.doc


Лекции - Экономическое развитие России в СМИ
скачать (107.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc108kb.30.11.2011 00:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспекты лекций (за 2010 год)

«Экономическое развитие России в СМИ»

(Преподаватель: Важинская О.В.)

УРАО (череповецкий филиал) 5 курс фак-та журналистики, 10 семестр
ТЕМА 1
Типологическая палитра СМИ
Деловые новости - это новости, от которых зависит наше личное благосостояние

и благосостояние в общем (строительство дорог, повышение пенсий и затрат,

дополнительные финансы в казну, повышение уровня доходов).
В 2004 году по результатам исследования прессы,

самым качественным изданием эксперты назвали:

Газеты – 1. «коммерсантъ»

– 2. «ведомости»

3. «известия»
Журналы – 1. «Эксперт»

– 2. «Коммерсант-власть» и

«Коммерсант-деньги» (большее предпочтение)
«Коммерсант»: Более актуален и широко представлены мнения, более информативен.

«Эксперт»: более объективен и более достоверен.

«К.-Деньги»: говорится о конкретном частном, нацеленность на личный успех,

управление личностными средствами.
Меняется типология СМИ. Причины:

  1. перемены в социальной структуре российского общества.

  2. новые технологические моменты (во всем мире и в России в частности)


** у СССР был свой путь развития прессы, нежели у остального мира. Ушла в прошлое КПСС.

Вместе с ней исчезло большинство партийных изданий. На их месте возникли другие.

Распалась административно-командная система управления. Именно она определяла развитие СМИ.

Получает развитие горизонтальная структура, а не вертикальная (село -> город).

90-е гг:

«комсомольская правда»,

«известия»,

«труд»

- - становятся независимыми

(но тиражи при этом

упали в несколько раз)


От прокремлевской прессы мы пришли к той прессе, где интересна тема читателю, ЧТО интересно читателю.

Народу захотелось правды, скандалов, разоблачения  тенденция развития.

Тогда СМИ давали зрелищ.

Появляется новая прослойка людей – коммерсанты – (т.н. «новые русские»)

(в 90-е гг. )

^ Как следствие – появление деловой прессы (т.к. их интересам тоже надо было отвечать).

ФАКТЫ и АНАЛИТИКА – главное в деловой прессе.

Конечно, появлялась и бульварная пресса, и совмещенная с деловыми новостями.

Эти процессы не соответствовали тому, что происходило на западе. А там:

-Увеличивается число качественных изданий, рассчитанные на более образованные круги населения.
Массовых газет на Западе становится меньше. Причины:

1 – изменение социального статуса многих групп в обществе

(развитие системы менеджмента, люди образованные, предпочитающие качественную прессу).

2 – происходит изменение качественной прессы

(расширение круга интересов и диапазона проблем, поддерживаются интересы

эрудированных людей в деловой прессе)

^ Бульварная пресса маргинализируется везде, за исключением Англии и Германии,

уходит в прошлое. На смену бульварной прессе пришли глянцевые журналы в Европе и США.

** В то же время наблюдается рост тиража газет, рассчитанных на экспертов. В России это происходит позднее.

Сейчас в России много таких газет и по уровню они приближаются к европейским.

** Нишу попыталась занять газета «Коммерсантъ». Но она объединила вокруг себя

не только экономистов и финансистов, но и людей, интересующихся финансовыми проблеами.

** Пожелтение газет и ТВ-программ тоже происходит.

^ Особое место занимают издания, соединяющие в себе несколько типов:

- политические материалы, так и разделы, которые граничат с бульварщиной.

Типология печати в России

Качественные газеты Массовые газеты Бульварные издания

(нет как таковых) АиФ, МК и др СПИДинфо, Мегаполис-Экспресс

ТЕМА 2
Тенденции развития СМИ в Вологодской области
- Красный север,

- Сельская новь,

- Речь,

- Курьер ,

- Голос Череповца
Сетевые радио
^ Радио «Трансмит» (областное радио, радио с собственным программированием,

18 часов в сутки, со своей информационной службой)

Телеканалы: ВГТРК – Вологодская область

12 канал Череповец (с собственным программированием)

^ Еженедельник «Бизнес и власть» ( областной деловой журнал)
На ТВ и радио пока нет экономических программ.
-----------

Радио федерального значения:

«Бизнес FM» - нет музыки, в основном новости ,каждые 15 минут новости рынка и др.

«Финам FM» - много программ (музык.-информ.)

ТЕМА 3
Экономическая зависимость СМИ от государственных и безнес-структур
^ Уильям Данкерли – амер.эксперт в области медиабизнеса: «Российские СМИ могли бы обеспечить экономический рост.

Но они не взяли на себя эту роль, которая выполняется обычно в западных странах. Они фактически вступают как негативная сила, препятствующая росту.»

Препятствует:

  1. бульваризация прессы

  2. низкая профессиональная подготовка

  3. зависимость прессы




наши СМИ, принадлежащие государству:

- ВГТРК

- Красный Север

- Городской сайт Череповца

- Вологодская неделя

- Радио России - Радио Череповца
Наши СМИ, принадлежащие холдингу «Северсталь»

- Русское радио, Трансмит

- 12 канал, Провинция

- Голос Череповца, Речь, Курьер


^ В 2004 году Всемирный Банк выпустил книгу «Право говорить – роль СМИ в экономическом развитии» - посвящена косвенному влиянию на развитие экономики. Редактор книги Румин Ислам сказала: «Независимость СМИ могут поддержать экономическое развитие, способствуя хорошему управлению и расширяя права граждан. СМИ будучи важными поставщиками информации тем больше способствуют экономической деятельности, чем лучше отвечают трем условиям: 1) СМИ независимы, 2) представляют информацию хорошего качества, 3) имеют хорошее распространение.»
^ Исследования зависимости СМИ в 2002 г, проведенные МГУ и независимым фондом, союзом журналистов и 2-мя университетами из Канады по теме «Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций». Опросили 100 человек . Максимальная шкала = 10 баллов



Период

Зависимость

Уровень проф.подготовки журналистов

^ Уровень доверия общества к СМИ

дополнительно

1) СМИ в тоталитарный период – до 1825 г.

Полностью зависима

Высокий

=7,9%

Существенное =6,4%

Наличие развитых механизмов этического регулирования СМИ =5,7%

2) СМИ в период максимальной свободы – начало 1990-х гг.




Средний

=5,1%

Выше среднего

=6,5%

Вседозволенность и безнаказанность

=2,7%

3) СМИ в период управляемой демократии – начало 2000-х гг.

Зависимость от местных властей превышает позволительный уровень в 2,5 раза

Низкий

=4,8%

Ниже среднего

=4,5%

=3,6%

4) Некая идеальная модель СМИ




Высокий

=7,9%

Полное доверие

=7,5%

Высокий уровень

=7,5%



СМИ теряют почетный статус 4-й власти, а в ряде случаев остаются подразделением власти иной.

СМИ пользуются доверием общества, когда говорят голосом и на языке общества.

Если начинают говорить на языке заказчика, плохо – тексты надо писать понятные и доступные.

^ Главный инструмент – оболванивание масс (манипулирование общественным сознанием)
У. Липпман «Общественное мнение» (1922 г.)

- автор обращая внимание на избирательный процесс утверждал, что СМИ всесильны в формировании пристрастия граждан.
Зависимость СМИ характеризуется по след. пунктам:

- замалчивание новостей

- «выпячивание» новостей

- повестка дня
^ Эффект формирования ПОВЕСТКИ ДНЯ



Человеческая Медиа-повестка

(как разделяет Игорь Яковлев)




Обсуждается СМИ Определяется политической элитой
^ ЧЕМ МАСШТАБНЕЕ НОВОСТЬ - ТЕМ ОНА ГЛАВНЕЕ!
Сергей Мурза выделяет следующие приемы манипулирования массовым сознанием:

*офабрикация фактов (прямая ложь) – искажение реальности достигается через процесс кумуляции мелких отклонений

*замаячивание ненужной информации – создание т.о. виртуальной реальности, «виртуализация новостей»

*принцип демократии шума – потомление сообщения, которое невозможно избежать в хаотическом потоке бессмысленной информации.

*большие психозы – говорит вся страна, например: поражение на олимпиаде, финансовый кризис

*манипулятивная семантика – изменение смысла слов и понятий. Карл Маркс: «Мы – рабы слов»

*конструирование из обрывков высказывания – изменение контекста речи путем склеивания обрывка фраз

*стереотипизация.
ТЕМА 4
СМИ и финансовый кризис 2008 года
^ ТВ-центр «Деловая Москва» - они робко начинают говорить о кризисе, но все же первыми. Обнаружили первыми залпы приближающегося кризиса

Окт,2008 Медведев: Мы найдем решение всех проблем.
Кризис и экономика Вологодской области.
Областной бюджет формируется из:

  1. налог на прибыль

  2. налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

  3. акцизы (вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги. Акцизами облагаются следующие товары (продукция): этиловый спирт из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть (включая газовый конденсат), автомобильный бензин, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением), а также отдельные виды минерального сырья)


полностью зависит от Северсталь (СС)
первые 8 месяцев СС работала просто волшебно.

Осенью 2008 СС сообщила о первых сокращениях (на 25% , «оптимизация»)

Сейчас объем производства докризисный, но цены на продукцию ниже, чем 2 года назад.
В 2009 г. объем производства

-> Металлургическая отрасль -> снизился на 12% (по ср.с 2008г.)

-> Химическая отрасль +6%

-> Пищевая промышленность -2%

-> Обработка древесины -8%

-> Машиностроение -32%
^ Средняя зарплата в 2009 году по Вологодской области составила 16,380 р.

Это меньше на 3% по сравн. с 2008 г.

Фактор влияния – безработица.
На май 2009 г – 29,200 человек безработные

На 31 дек.2009 – 24,200 человек безработные
Уровень безработицы в 2009 г по Вологодской области составил 3,67% от экономически активного населения.
ТЕМА 5
Деловая журналистика
^ Экономическая журналистика – это поиск, анализ и изложение информации об экономике,

что позволяет принять любому человеку верное решение для защиты своих материальных интересов.
^ Деловая пресса – пресса, целевой аудиторией которой являются представители бизнеса,

делового сообщества, важнейшая функция которой заключается в снабжении своей аудитории информацией, необходимой для успешного развития бизнеса.
Специфика деловой прессы обусловлена тремя факторами:

  1. объектно-предметное дополнение (тематика; тот круг тем, которые предполагают развитие экономики)

  2. методом, журналистской призмой (форма передачи материала)

  3. характером аудитории, с которой она реализует коммуникативные отношения.


^ Функциональная специфика ДП обусловлена хар-ром аудитории и хар-ром информации

(с определенным уровнем развития и запросами, качественная пресса.)

^ ГЛАВНАЯ ФУКЦИЯ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ: быть надежным источником информации

о наиболее важных процессах в общественном производстве и социальной жизни.
- качество среды прямо влияет на качество принимаемых решений

- жизнеспособность ДП определяется качеством инф-ии, которую она предлагает аудитории

=> ДП по определению является качественной прессой.


^ ТИПОЛОГИЯ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ

по объему тематики:

- универсальная (Эксперт, Коммерсант, Таймс файнейшнл, Форбс и тд)

- специализированная (Финансовая газета, Торговая газета и тд)

- узко-специализированная (финансы и кредит, бухучет и тд)

- профессиональная (Финансист, главбух и тд)

- точечная (узкоспециализированный бюллетень)
Источники информации при работе с деловыми новостями:

1 – пресс-служба предприятий

2 – ПР-служба органов законодательной и исполнительной власти + торгово-промышленная палата

3 – клуб деловых людей

4 – союзы предпринимателей

5 – ассоциации ТСЖ и др

6 – банки

7 – биржи

8 – Инвестиционные компании

9 – Гос.структуры (ФАС, ОЮЭП)

10 – конференции, выставки, семинары

11 – независимые эксперты и консультативные фирмы.
Как правильно писать и говорить об экономике
2 типа установок восприятия:

=1 этап= Поиск информации в соответствии с ценностями и стремлениями индивида.

Внимание – произвольное и непроизвольное(эксплуатируется сми)

Анонсы!

=2 этап= Собственно восприятие.

Действует несколько принципов:

- принцип настороженности (предупредительная)

- принцип резонанса (должен соответствовать запроса и взглядам потребителя)

- принцип защиты (если информация противоречит жизненным принципам, она плохо запоминается)
^ Главный принцип новостей – (инф-х сообщений) – актуальность и резонанс
Монтаж – это средство организации тхт, выступющий в виде стыковки элементов

с точки зрения их последовательности.

Правила монтажа журналистского текста (по Лазутиной):

1) соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.

каждый текстовый элемент – это микросущность. Чтоб она была адекватно воспринята,

ее нужно адекватно выразить (целостность и простота)

  1. необходимо контролировать как соотносятся текстовые элементы

слоя информации с элементами слоя оценочной информации.

  1. Выдерживать смысловую, стилистическую, и интонационную

цельность найденный монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности тхт.
5 признаков хорошо сделанного текста:

1 – ясность – максимально упрощать

2 – живой язык – избегать клише, модной фразы

3 – !!точность – аудитория ждет точных проверенных фактов

4 – честность – только то. В истинности чего вы уверены

5 – адекватность – соответствие стиля, тона и темпа изложения темы статьи.
РЕКОМЕНДАЦИИ:

**осторожно обращаться со словами –но, -однако, -тем не менее

**используйте цитаты для смены ритма отрезка косвенного темпа речи

**утверждение, изложенное в обрезе косвенной речью, следует потом подкрепить цитатой

**в публикациях-продолжениях не забывать излагать содержание предшествующих материалов

**в конце текста необходим вывод, логическая точка. Хорошо, если это завершение будет связано со светлым будущим.
Роль заголовков в печатном журналистском тексте

Основная функция: дать представление о сути текста.
^ Три типа заголовков (по Лазутиной):

=1= Прямое отражение темы («Петербург празднует день рождения Шаляпина»)

=2= Прямое отражение идеи («Карабах требует особого отношения»)

=3= Опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ

(«Дырявая плотина на бюджетной реке», «Город - СПИД», «Черный бюджет»)
ТЕМА 6
Требования к журналистам ДП:

- высококвалифицированные специалисты

- многие из них должны иметь экономическое или финансовое образование

- не только разбираться в основах экономической теории, но и знать многие другие аспекты

(биографии акул бизнеса, истории создания корпораций и тд)

Работа осуществляется в редакции по отделам:

- региональная промышленность

- финансовый отдел и тд тд тд

В каждом работают специалисты своего сектора: нефть, легкая промышленность и тп.
Особенность московских изданий: не продаются (информация должна быть объективной)

Разместить платный материал в «Коммерсанте» или «Ведомостях» практически невозможно.
«ВЕДОМОСТИ» – исповедуют западный подход к освещению российской действительности,

много критических материалов по фактам и явлениям современной действительности,

критика органов власти (основано на иностранном инвестиционном материале).
«КОММЕРСАНТЪ» - старейшая деловая газета Москвы (основана в 1889г). Прозападная модель.

Красивый слог. В из.дом «Коммерсантъ» входят» К.-Власть», «К. – Деньги».

«ЭКСПЕРТ» - еженедельник деловой. Особенность: имеет региональные представительства.

Сам.популярные - Эксперт-Урал и Эксперт-СевероЗапад (выходит в СПб, информационное поле: весь СЗ России).

В состав группы Эксперт входит «рейтинговое агентство Эксперт» (+ сайт в интеренте).

Сам.попул: 200 самых крупнейших компаний России
«ПРОФИЛЬ» - деловой еженедельник, чуть отстает от перечисленных. Хорошая информация банковских и инвестиционных тематик. Интересуется регионами – сеть своих корреспондентов.
«КОМПАНИЯ» - одн из ведущих журналов страны. Отличается некоторой скандальностью.
^ Чаще работают журналисты ДП в аналитических и информационных жанрах.

ЖАНРЫ:

1 – информационные 2 – аналитические 3 – художественно-публицистические

- интервью - статья - интервью

- заметки - обзор - эссе

- отчет - интервью - очерк

- зарисовка - комментарий

- репортаж - обозрение

- брифинги - реплика

- корреспонденция - репортаж

Новостные жанры ТВ:

-- устная новость в кадре

-- устно + видеоряд

--новость + комментарий

-- новость + интервью

-- сюжет: информационный

-- сюжет: информационный

-- гость в студии

-- опрос
^ РАДИОЭФИРНЫЕ ТЕКСТЫ

** если мы кого-то цитируем, обязательно говорить перед словами:

«далее цитата», «собственно цитата», «конец цитаты»

** убираем причастия и деепричастия

** большие названия заменяем

**короткие предложения составляем.
ТЕМА 7
Деловые новости на радио
«Бизнес FM» - первая деловая станция России. Вещание 24/сут.

Освещает глобальные тенденции экономического развития.

Здесь новости фондовых рынков, фонды валют, личные финансы предприятий.

В редакции более 150 жуналистов, а также опытные аналитики и эксперты.

Радиостанция входит в холдинг «Объединенные медиа»,

главой которого является Аркадий Гайдамак,

глав.ред: Евгений Ревзин.
Аудитория: влиятельные, деловые люди, формирующие экономическое развитие страны.

Доходы у них средние или выше среднего, нацелены эти доходы преумножить.
Программная сетка: строится по принципу получасового новостного вещания. Каждые 30 минут блок пополняется новыми подробностями уже известных событий.

Чаще: устная новость, интервью, новость с комментариями, корреспонденция.

Помимо экономических новостей в эфире еще идут каждые 15 минут федеральные новости.
Еще Новостные жанры Радио:

-- устная новость

-- новость + интервью

-- прямой эфир

-- репортаж (корреспонденция)

-- новость + интервью + интервью









Скачать файл (107.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru