Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы к экзамену и ответы на них по археологии - файл 01).doc


Вопросы к экзамену и ответы на них по археологии
скачать (351.8 kb.)

Доступные файлы (55):

01).doc40kb.31.12.2007 20:21скачать
02).doc23kb.31.12.2007 20:21скачать
03).doc20kb.21.01.2006 03:03скачать
06).doc27kb.21.01.2006 03:03скачать
07).doc36kb.21.01.2006 03:03скачать
08).doc37kb.21.01.2006 03:03скачать
09).doc40kb.21.01.2006 03:03скачать
10).doc26kb.21.01.2006 03:03скачать
11-12).doc29kb.21.01.2006 03:04скачать
13).doc25kb.21.01.2006 03:04скачать
14).doc27kb.21.01.2006 03:04скачать
15).doc33kb.21.01.2006 03:04скачать
16).doc29kb.21.01.2006 03:04скачать
17).doc42kb.21.01.2006 03:04скачать
18-19).doc35kb.21.01.2006 03:04скачать
20).doc32kb.21.01.2006 03:04скачать
21).doc35kb.21.01.2006 03:04скачать
22).doc30kb.21.01.2006 03:05скачать
23).doc35kb.21.01.2006 03:05скачать
24).doc32kb.21.01.2006 03:05скачать
25).doc27kb.21.01.2006 03:05скачать
26).doc38kb.21.01.2006 03:05скачать
27).doc38kb.21.01.2006 03:05скачать
28).doc37kb.21.01.2006 03:05скачать
29).doc47kb.21.01.2006 03:05скачать
30).doc49kb.21.01.2006 03:05скачать
31).doc38kb.21.01.2006 03:05скачать
32).doc42kb.21.01.2006 03:06скачать
33).doc39kb.21.01.2006 03:06скачать
34).doc29kb.21.01.2006 03:06скачать
35).doc33kb.21.01.2006 03:06скачать
37).doc28kb.21.01.2006 03:06скачать
38).doc43kb.21.01.2006 03:06скачать
39).doc34kb.21.01.2006 03:06скачать
40).doc49kb.21.01.2006 03:06скачать
41).doc64kb.21.01.2006 03:06скачать
42).doc41kb.21.01.2006 03:07скачать
43).doc45kb.21.01.2006 03:07скачать
44).doc33kb.21.01.2006 03:07скачать
45).doc36kb.21.01.2006 03:07скачать
46).doc35kb.21.01.2006 03:07скачать
47).doc28kb.21.01.2006 03:07скачать
48).doc31kb.21.01.2006 03:07скачать
49).doc44kb.21.01.2006 03:07скачать
50).doc32kb.21.01.2006 03:07скачать
51).doc28kb.21.01.2006 03:07скачать
52).doc39kb.21.01.2006 03:07скачать
54).doc29kb.21.01.2006 03:08скачать
55).doc26kb.21.01.2006 03:08скачать
56).doc45kb.21.01.2006 03:08скачать
57).doc30kb.21.01.2006 03:08скачать
58).doc41kb.21.01.2006 03:08скачать
59).doc32kb.21.01.2006 03:08скачать
60).doc46kb.21.01.2006 03:08скачать
Экзамен о Археологии.doc9kb.15.11.2006 00:50скачать

Загрузка...

01).doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 1

Предмет и задачи археологии как учебной дисциплины

Археология изучает историю человечества путем исследования омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, своего рода «немых» свидетелей истории. Археология последовательно занята поисками определенных археологических па­мятников, их исследованием (раскопками) и извлечением из получен­ных источников информации с помощью специфических приемов, процедуры лабораторных методов исследований. Конечный результат исследования в археологии — это реконструкция в той или иной мере исторических процессов, объектов и фактов. Объекты же изучения и процедура их исследования весьма специфичны, что делает археологию самостоятельной наукой. В археологии определенно выявляются два последовательных уровня познания прошлого: источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников, и интерпретационный, осмысление полученных источников и истори­ческие реконструкции на основе полученных данных.

В археологии различают предмет и объект исследования. Под предметом современной археологии обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовно­го, бытового, этногенетического, социального. Объекты же исследова­ния — это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. Иначе говоря, археология — это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по вещественным источникам.

В современной археологии существенны представления о хроноло­гических рамках науки. Начало археологического интереса определя­ется появлением первых артефактов деятельности человека, примерно 2,5 млн. лет назад. Сложнее с конечной датой научного интереса. При этом общая тенденция ясна: чем глубже в историю проникает наш интерес, тем весомее, а в большинстве случаев просто ничем не заменима роль археологии. Многие археологии доводят науку до начала книгопечатания, когда сузились возможности вещественных источни­ков. Однако в ряде стран сложилась так называемая «индустриальная археология», изучающая объекты XIX и XX вв., современный «куль­турный слой».

Ясно, что без данных археологии невозможно понять мировую историю. Только представим на минуту, как бы выглядели наши знания по истории, не будь археологии. Мы ничего бы не знали о начальной

4

поре человеческой истории, о палеолите. Мы ничего бы не знали о послеледниковой эпохе мезолита и о неолите, о важных для человече­ства изобретениях тех далеких от нас эпох. Археология фиксирует крупные исторические события общечеловеческого масштаба, напри­мер, заселение в палеолите Американского континента и начало осво­ения Северной Америки и Японских островов; только археологические раскопки раскрыли принципиальное значение для человечества той колоссальной по своим последствиям революции в хозяйстве, которая началась на рубеже мезолита и неолита, привела к началу земледелия и скотоводства и плодами которой мы пользуемся до сих пор. Архео­логические материалы имеют большое значение для изучения ранних стадий развития производящего хозяйства на Переднем Востоке, юге Средней Азии и в Закавказье. Это дает представление о зонах перво­начального земледелия и скотоводства, позволяет проследить процессы урбанизации, возникновения городской культуры и цивилизации.

В эпоху бронзы Восточная Европа и Северная Азия были важной частью мировой истории. Здесь возникли металлургические центры, сформировались историко-культурные общности, имевшие прочные связи с Балканами, Передним Востоком, Западной Европой, Цент­ральной Азией. Ничего бы этого мы не узнали, не будь археологии.

А как бы выглядели наши знания по истории Древнего Востока и ранних цивилизаций Средиземноморья, древнегреческой и древнерим­ской истории без данных археологии? Ведь мы располагаем только отрывочными свидетельствами письменных источников, да еще со значительным налетом мифологии! История такой бы и была: мифо­логизированной, отрывочной и малопонятной для нас.

Своеобразный культурно-исторический мир раннего железного века открыли археологи в степях Евразии и примыкающих к ним с юга горных долинах. Здесь возникла своеобразная цивилизация скотово­дов — скифов, савроматов, саков и других древних народов евразий­ского степного пояса, сыгравших большую роль в мировой истории.

С территорией Восточной Европы и Северной Азии связаны собы­тия Великого переселения народов, а также, частично или полностью, этногенетические процессы сложения и культурогенеза протоэтносов и крупных этносов древности и средневековья: урало-алтайцев и палеоазиатов, индоевропейцев и индоиранцев, финно-угров и тунгу-со-маньчжуров, славян, тюрок и других народов. Решение вопросов этногенеза также невозможно представить без археологии.

Когда речь идет о древности и даже средневековье, то письменных источников почти всегда недостаточно, и во многих случаях по ним вообще бывает трудно восстановить ход событий. Так без археологи­ческих материалов просто невозможно было бы представить историю славян, России и ее соседей в средневековье. Значительные территории России, например, Сибирь, принадлежат к зонам бесписьменной истории. Археологические, этнографические, лингвистические и прочие материалы являются для этих территорий основными в изучении и реконструкции далекого прошлого.

Археология России имеет свои традиции, свою специфику, которая не всегда и не во всем соответствует содержанию археологии в других странах. В русской и особенно советской археологии давно стало традицией выделение комплекса археологических материалов и при­знаков, характеризующих определенную археологическую культуру от древнекаменного века до средневековья. В ходе накопления материалов катастрофически возрастает и количество археологических культур. В настоящее время их число столь велико, что это становится опреде­ленным препятствием в изучении археологии. При этом надо учиты­вать, что понятие «археологическая культура» неодинаково для различных эпох. Так, для древнекаменного века археологическая куль­тура — это определенный способ обработки каменных орудий труда, а для эпохи бронзы или раннего железа —это целый комплекс при­знаков, включающий особенности погребальных сооружений, обряда погребения, поселений и инвентаря. Для средневековья археологиче­ская культура может быть связана даже с понятием этноса.

Вместе с тем, господство в советской археологии культурологиче­ского взгляда, ставшего основным и единственным, не допускало развития других школ и направлений в науке, что имело негативные последствия. Односторонняя увлеченность выявлением археологиче­ских культур, вещеведением, привела к известному схематизму, потере интереса к исследованию крупных исторических событий, закономер­ностей исторического процесса в Евразии и отдельных макроприрод-ных зонах. Увлечение вещеведческими процедурами, анализом артефактов приводило зачастую к недооценке влияния геосреды на исторические процессы в макро- и микрозонах, к известной потере представления о том, что исторический процесс в археологии —это история взаимоотношений человеческих популяций с геосредой.

Настоящая книга—учебник. Поэтому, приступая к изучению материала, полезно знать не только особенности, но и некоторые наиболее характерные недостатки отечественной археологии как части мировой науки. Приходится констатировлать характерный для отече­ственной археологии низкий уровень технического обеспечения экс­педиций и лабораторий, отставание в уровне извлечения информации из археологических материалов.

Следует отметить своеобразие научных публикаций по археологии, в которых значительное место занимают описания раскопок, публи­кация источников, а не результаты работы над ними. Отечественные археологи по сравнению с их зарубежными коллегами мало работали за рубежом. Интеграция науки стала характерным явлением нашего времени, к сожалению, она мало коснулась отечественной науки, что было прямо связано с закрытостью общества и недостаточностью ассигнований на археологию. 6

Нельзя не отметить и еще одного существенного недостатка отече­ственной археологии. Это низкий уровень общественной значимости науки и роли ученых. Советские археологи работали по схеме: открыл памятники, провел раскопки, опубликовал полученные материалы. При этом формировалось характерное для тоталитарного идеологизи­рованного общества безразличное отношение к самим памятникам археологии, которые в большинстве своем являются общечеловеческим культурно-историческим наследием. Хозяйственно-промышленный детерминизм привел к уничтожению большого количества ценнейших памятников. Археологические памятники в бывшем СССР плохо охранялись и использовались только в узконаучных целях. В результате в России практически нет музеефицированных археологических па­мятников, нет охраняемых археологических ландшафтов. Эти задачи предстоит решать нынешнему поколению студентов исторических факультетов.

Учебник написан по материалам археологии России, государств Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, а также Украины, Беларусии и Молдовы. Читатель скажет: ведь это же территории бывшего СССР! Совершенно верно. Но какое это имеет значение для археологического прошлого, когда не было ни СССР, ни стран, которые выделились из него. При этом следует обратить внимание на весьма важные обстоя­тельства. Во-первых, в географическом отношении — это Восточная Европа и Северная Азия, т. е. значительная часть Евразийского кон­тинента. В то же время эта территория состоит из нескольких макрозон: степная Евразия, лесная зона, своеобразные историко-географические зоны Средней Азии, Прибалтики или, скажем, Дальнего Востока, Кавказа. По ним можно было бы написать отдельные учебники археологии, но их, к сожалению, почти нет. Есть учебник по археологии Украины, Азербайджана, учебное пособие по археологии Дальнего Востока, Западной Сибири. Всю эту территорию можно охарактеризо­вать как зону русской археологии, имея в виду как дореволюционную, так и советскую науку. Это подразумевает и ведущую роль русских научных центров, оказавших влияние на создание собственных науч­ных школ в регионах, и связь последних с русскими научными центрами, и то, что подавляющее большинство научных публикаций выходило на русском языке. Однако археологию Восточной Европы и Северной Азии невозможно рассматривать, замкнувшись даже в этих обширных границах. Это часть мировой археологии и истории, и поэтому по каждой археологической эпохе мы обращаемся к материлам зарубежной Азии, Европы, а иногда Африки и Америки. Такой подход позволяет глубже понять происходившие здесь исторические процессы.


Скачать файл (351.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru