Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Управление качеством - файл Управление качеством лекции.doc


Лекции - Управление качеством
скачать (144.7 kb.)

Доступные файлы (1):

Управление качеством лекции.doc754kb.16.08.2010 16:09скачать

содержание
Загрузка...

Управление качеством лекции.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание


Введение

  1. Качество продукции как экономическая категория

  2. Методы оценки качества продукции

  3. Статистические методы в управлении качеством продукции

  4. Контроль качества продукции и технологических процессов

  5. Сертификация продукции и услуг

  6. Основы стандартизации

  7. Системы управления качеством продукции

  8. Основы технических измерений

  9. Экономическое обоснование управленческих решений по повышению качества продукции

  10. Защита прав потребителей товаров и услуг

Литература


Введение


Проблемы, связанные с обеспечением качества, становятся особенно актуальными в условиях переходной экономики, характеризующихся обострением конкурентной борьбы между предпринимателями. Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производства, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно носить всеобщий, комплексный характер, а это, в свою очередь, требует профессиональной подготовки менеджеров любого уровня управления. Значительная часть практиков и специалистов должна осознавать, что выход из кризисной ситуации возможен на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения нормативных параметров выпускаемых изделий.

Управление качеством получило развитие как один из элементов наук об управлении и призвало решать комплексные задачи по повышению эффективности функционирования предприятия на основе обеспечения и поддержания высокого качества производимых товаров и оказываемых услуг.

Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством определяет качество жизни человека, сохранение окружающей среды и, в конечном счете, содержание качества социально-экономического развития. Овладение методами управления качеством является одним из главных условий выхода промышленных и торговых предприятий на рынок с конкурентоспособной продукцией, а значит, и коммерческого успеха.

Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов шире использовать методы стандартизации, метрологии и управления качеством в своей практической деятельности. Управление качеством является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Цель данного курса лекций – оказание помощи студентам в процессе освоения теоретических знаний в области управления качеством.

Для освоения курса необходимо ознакомиться с действующими законодательными актами, нормативными документами, связанными с вопросами обеспечения качества товаров и услуг, усвоить количественные методы оценки качества, познакомиться с международным опытом, понять механизм принятия решений в процессе управления качеством товаров.

Курс «Управление качеством» ориентирован на подготовку экономистов и менеджеров с использованием современных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО).

Курс лекций разработан в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования специальностей 060800 и 061100 и может быть рекомендован не только студентам вузов и иных учебных заведений, но и всем желающим получить знания и практические навыки в области обеспечения качества.



  1. ^ Качество продукции как экономическая категория


Задачи повышения качества:

  1. Повышение качества – важное и эффективное средство подъеме экономики страны, повышения материального уровня жизни населения.

  2. Рост качества равноценен увеличению объема выпуска продукции. Например, повышение срока службы электроламп на 100 час. (стандартный ресурс горения равен 1000 час.) равносильно выпуску 200 млн. ламп; повышение срока службы обуви (выпускается 150 млн. пар в год) на 1% равнозначно дополнительному выпуску 1,5 млн. пар.

  3. Повышение качества способствует рациональному использованию сырья, материалов, техники и трудовых ресурсов.

  4. Возрастание качества способствует оборачиваемости продукции в народном хозяйстве.

  5. Качество – путь к внешнему рынку (отклонения от уровня качества ведущих фирм на 20% вынуждает продавать продукцию в 2 раза ниже конкурирующих фирм.

  6. Увеличение качества способствует сокращению морального ущерба, наносимого низким качеством продукции.

Качество продукции – это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Свойство продукции – это особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства бывают простые и сложные. Например, простые свойства ткани – устойчивость к истиранию, устойчивость окраски, белизна, колористическое оформление, структура. Сложные – долговечность (первые три свойства), эстетические (последние три).

У непродовольственных товаров различают следующие сложные (комплексные) свойства:

  1. Функциональные – способность выполнять основные функции, для которых предназначена продукция в заданных условиях.

  2. Надежность – способность выполнять основные функции с заданной эффективностью в заданном интервале времени.

  3. Эргонометрические – согласованность конструкции изделия с особенностями человеческого организма.

  4. Безопасность эксплуатации – электро- и пожаробезопасность, безвредность, то есть отсутствие выделения вредных для здоровья веществ.

  5. Экологические – отсутствие воздействия на окружающую среду.

  6. Эстетические – способность выражать художественный образ в чувственно воспринимаемым человеком признаках формы (характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенность исполнения и стабильность товарного вида изделия).

  7. Экономические – экономичность в расходе товара в виде материала, экономичность машин и приборов в расходе топлива и энергии.

  8. Показатели унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

  9. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

  10. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Для разных видов и групп товаров применяются общие и специфические показатели качества. Общие:

    • распределение продукции по градациям качества (например, по сортам);

    • соответствие продукции техническим условиям и стандартам;

    • количество рекламаций со стороны потребителей.

Специфические – дифференцированы по видам товаров.

  1. Средства труда: материалоемкость, ремонтопригодность, вес, габариты, устойчивость к температуре и активной среде, межремонтный период.




  1. ^ Методы оценки качества продукции


Многообразие видов промышленной продукции, разнообразный характер ее свойств приводят к необходимости применения самых различных характеристик и показателей качества. Их выбор тесно связан с особенностями технологии производства, свойств и назначения продукции. Свойства продукции могут быть охарактеризованы качественно и количественно. Качественные характеристики – цвет, форма, дизайн и т.п. Количественные – это показатели качества.

^ Показатели качества продукции – это количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество. Они количественно характеризуют пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности. Для разных видов продукции один и тот же показатель может являться или не являться показателем качества (например, жаропрочность эмалевого покрытия).

Показатели качества могут быть безразмерными или иметь различные единицы измерения.

По отношению к характеризуемым свойствам показатели качества могут быть единичными и комплексными.

^ Единичный показатель качества товара относится только к одному из его свойств, например, стойкости запаха духов или любого химиката. К единичным показателям можно отнести также наработку телевизора на отказ, калорийность пищи и др.

^ Комплексный показатель характеризует совокупность свойств, составляющих качество продукции. Разновидностью комплексного показателя является интегральный показатель качества


(2.1)


где ^ Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации (например, пробег автомобиля за срок службы до капитального ремонта);

З – суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции (автомобиля и т.п.).

В сравнительной оценке качества товара используются базовые показатели, характеризующие качество продукции, принятой за эталон. При чем за базовые показатели могут быть приняты показатели качества лучших образцов отечественного или зарубежного производства либо показатели перспективных образцов, определенных опытным путем.

Отношение показателей качества к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара. Однако сопоставление качества товара с потребностями на этот товар не всегда представляется возможным, так как потребности общества постоянно растут. Поэтому наиболее правильно оценивать не качество товара как таковое, а его уровень.

^ Уровень качества продукции представляет собой относительную величину, характеризующую качество продукции, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Оценка уровня качества необходима для планирования качества и установления цен, проводится приемочными комиссиями при оценке продукции.

Показатель качества оцениваемого изделия определяют измерительными, органолептическими и другими методами в лабораториях промышленных предприятий и НИИ, в испытательных центрах. Результаты измерений показателей свойств фиксируют в протоколе испытаний и заносят в карту технического уровня и качества продукции. В ней указывают также базовые показатели. Располагая числовыми значениями показателей качества и базовыми показателями, можно определить уровень качества.

Уровень качества устанавливается с помощью дифференциальных, комплексных и смешанных методов.

^ Дифференциальный метод – достаточно прост и состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемого изделия с одноименными базовыми показателями.

Об уровне качества судят по величине единичных относительных показателей. Имеются показатели качества оцениваемой продукции Х1, Х2. ХР и соответствующие показатели качества базового образца Х, Х… ХРб. Для сопоставления показателей дифференциальным методом вычисляют значения относительных показателей качества продукции по формулам:


, (2.2)

, (2.3)


где Xi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Хiб – значение i-го базового показателя

р – количество рассматриваемых показателей качества продукции.

В зависимости от характера показателя качества выбирают ту или иную из этих формул. Для «позитивных» показателей, с увеличением значений которых качество повышается, выбирают формулу (2.2), а для «негативных» показателей, с увеличением значений которых качество продукции снижается, выбирают формулу (2.3). Вместо применения формулы (2.3) можно i-ый негативный показатель заменить соответствующим позитивным.

В тех случаях, когда значение qi > 1, то по данному i-му показателю оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если qi == 1, то она соответствует базовому образцу, а если qi < 1, то уступает ему.

При использовании дифференциального метода можно не вычислять значения относительных показателей q. Достаточно фиксировать результат сопоставления по каждому i-му показателю в качественной форме: продукция по i-му показателю превосходит базовый образец, соответствует или уступает ему.

В результате сопоставления показателей дифференциальным методом, могут быть сформулированы следующие результаты оценивания в качественной форме:

– уровень качества оцениваемой продукции выше уровня базового образца, если все значения qi >1, Причем хотя бы одно значение qi > 1 (т.е. продукция по всем показателям не уступает базовому образцу и хотя бы по одному превосходит);

– уровень качества оцениваемой продукции равен уровню базового образца, если все значения qi = 1 (т.е. продукция по всем показателям соответствует базовому образцу);

– уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения qi < 1, причем хотя бы одно значение строго меньше единицы qi < 1 (т.е. продукция по всем показателям не превосходит базовый образец и хотя бы по одному показателю уступает ему).

В случаях, когда часть значений относительных показателей качества qi > 1, а часть qi <1, (то есть продукция по одним показателям превосходит базовый образец, а по другим уступает ему), дифференциальный метод не дает результата.

В этом случае можно применить комплексный метод.

Если все они больше или равны единице, то уровень качества превышает базовый или соответствует ему. В случае, когда относительные показатели или большая их часть меньше единицы, уровень качества изделия – ниже базового образца.

Относительные показатели качества рассчитывают по формуле:


, i = 1,2,3…n, (2.4)


где Pi, Piб – значения i-того показателя качества соответственно оцениваемого и базового образцов

n – число показателей продукции.

Комплексный метод – характеризуется несколькими свойствами. Он основан на сравнении комплексных показателей оцениваемого изделия с комплексными базовыми показателями. Однако значимость этих свойств в составе качества не одинакова.

Смешанный метод оценки уровня качества сочетает дифференциальный и комплексный методы. Наиболее важные свойства оценивают дифференциальным методом, другие свойства объединяют в группы и оценивают комплексным методом. Смешанный метод применяют обычно при аттестации продукции.

Для сводной оценки уровня качества продукции (изделия) пользуются методикой В.А. Трапезникова. При этом рассчитывают «коэффициент качества», равный произведению частных показателей качества (коэффициентов), характеризующих отклонение фактического значения каждого контролируемого параметра от значений, установленных стандартами или принятых за эталон. Сводный коэффициент св.) находят как


, (2.5)

где Кi – частные показатели качества,

П – знак произведения.

В свою очередь частные показатели определяют как


, (2.6)


где Кф – фактический уровень качества,

Кэ – уровень лучшего образца (эталона).

При комплексной оценке качества продукции может быть также использован средний взвешенный арифметический показатель, когда усредняемые исходные относительные показатели Кi сравнительно мало отличаются друг от друга:


, (2.7)


где Кi – частный относительный показатель качества;

Wi – коэффициенты весомости показателей (определяются экспертно).

Если величина сводного показателя качества будет больше единицы, то можно сделать вывод, что рассматриваемый образец продукции лучше по качеству базового образца.

Гораздо чаще для оценки уровня качества пользуются методом относительных линейных оценок. При этом интегральная оценка уровня качества находится по формуле:


, (2.8)


где Кфi – фактический уровень качества,

Кэi – эталонный (нормативный) уровень.

Формула (2.6) может быть использована также для оценки нестабильности технологического процесса, при этом формула для расчета сводного показателя нестабильности (Кн) принимает следующий вид:


, (2.9)


где Кнi – фактические параметры процесса,

Рнi – нормативные (заданные технологическим регламентом) параметры;

i – число параметров;

n – число замеров.

Рассмотренные подходы могут быть использованы и в задачах, когда необходимо дать сводную оценку качества работы предприятия с учетом многих показателей. Для их применения необходимым условием является наличие нормативных (эталонных) значений, с которыми можно сравнивать фактические уровни показателей.

Пример 1. По методике обобщенной оценки качества Госстандарта России проверить соответствие качества электроламп эталону. Средняя продолжительность горения электроламп определенной мощности, изготовленных предприятием 420 часов. Эталонное значение срока службы 450 часов. Коэффициент полезного действия имеет эталонное значение 20 лм / Вт, а фактический коэффициент 19 лм / Вт.

Решение:



Фактический уровень качества производимых электроламп на 11,3% ниже эталонного.


Пример 2. Имеются данные об уровнях качества однотипных автоматических стиральных машин, изготовленных фирмами «Веста» («Вятка-Алёнка») и «Аристон» по паспортным данным. Дать сравнительную оценку уровней качества станков, если определенные экспертным путем коэффициенты весомости каждого фактора составляют соответственно 0,31, 0,29, 0,03, 0,07, 0,3.


Таблица
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (144.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru