Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ прибыли и рентабельности предприятия - файл 1.doc


Анализ прибыли и рентабельности предприятия
скачать (396.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc397kb.30.11.2011 00:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Оглавление


Оглавление 1

Введение 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4

1.1. Прибыль и рентабельность как объекты экономической науки 4

1.2. Состав и принципы формирования прибыли и рентабельности 9

1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 17

22

2. ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «УРАЛЬСКИЙ КАРАВАЙ» 23

2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “Уральский каравай” 23

2.2. Анализ распределения и использования прибыли 34

Заключение 39

Список использованной литературы 42

Глоссарий 43


Введение


Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”, предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.

Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли.

Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Объектом исследования является ОАО ”Уральский каравай”.

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности данного предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

  2. определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

  3. выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ОАО ”Уральский каравай”;

В теоретической части курсовой работы раскрыто содержание прибыли и рентабельности предприятия как экономических категорий.

В практической части рассчитываются: показатели прибыли предприятия, поскольку он является самым емким информативным показателем; показатели рентабельности предприятия, отражающие степень доходности предприятия, которые можно объединить в следующие группы:

  • показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;

  • показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

  • показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

В курсовой работе использованы работы российских экономистов на данную тему, бухгалтерская отчетность предприятия за 2004 и 2005 г.г.
^

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Прибыль и рентабельность как объекты экономической науки




Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Прибыль – денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности (14, с.37).

Прибыль (англ. profit) – разница между доходами, полученными от реализации продукции и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществления других видов деятельности. Прибыль это ключевой индикатор, характеризующий финансовые результаты деятельности предприятия. Максимизация прибыли достигается, когда разница между общими доходами от продаж и общими издержками на производство в области между двумя точками безубыточности максимальна (дальнейшее увеличение производства и реализации продукции может привести к обратному эффекту).

Как экономическая категория прибыль выражает сложные экономические отношения между предприятиями и работниками по поводу оплаты труда; между самими предприятиями по поводу товарообменных операций; между предприятиями и государством по поводу взаимоотношений с бюджетом и государственными централизованными фондами; между предприятиями и инвестиционными институтами. Эти отношения носят ярко выраженный расчетный характер и множество форм. Прибыль как источник денежных средств опосредует, таким образом, все стадии процесса воспроизводства – от стадии производства до стадии потребления.

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль вы­полняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников (3, с. 13).

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями (14 с. 44).

Многоканальное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропро­изводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель пред­принимательства, но и удовлетворение общественных потреб­ностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста сто­имости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и про­счеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыли или убыточности ее производства.

Рентабельность (нем. Rentabilitat; англ. profitability от лат. Profectus – прибыль) – один из основных синтетических качественных показателей эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Различают рентабельность: общую, балансовую, по товарной продукции, по реализованной продукции, по отдельным видам или группам изделий. Рентабельность активов один из обобщающих показателей эффективности производства, рассчитываемый как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия.

Рентабельность – это относительный показатель прибыли на единицу какого-либо ресурса, актива, результата. (13, с.76)

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. (10, с.16)

Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий.

Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (396.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации