Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по предмету психология стимулирования - файл 1.doc


Лекции по предмету психология стимулирования
скачать (676.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc677kb.30.11.2011 14:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Понятие об организации

  1. Организация как социальная общность в совместной деятельности людей.

  2. Объект и субъект управления в кадровой деятельности организации


1. Организация (учреждение, предприятие, фирма) — саморегулирующаяся социальная система, создаваемая сознательно людьми для достижения общих целей. К существенным признакам организации можно отнести ее целостность, наличие автономных по своим целям функциональных составляющих (подсистем), несводимость ее свойств как целого к сумме свойств всех компонентов, взаимодействие с внешней средой, выступающей условием и ограничением ее существования.

Важнейшими функциями, выполняемыми организацией, являются целевая функция (миссия организации), социально-интегративная и управленческая функции. Первая функция связана с достижением результатов функционирования организации; смысл второй социально-интегратнвной функции заключается в том, что носителем социального действия в организации являются ее элементы — субъекты социального действия (люди, формальные и неформальные группы людей), образующие трудовой коллектив; третья управленческая функция обеспечивает сохранение целостности трудового коллектива, снятие возможной социальной напряженности и разрешение конфликтов, удовлетворение разнообразных потребностей работников (в том числе в общении, принадлежности к коллективу) и поддержание необходимости морально-психологического комфорта.

Совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация — ее главный ресурс, называют кадрами, персоналом организации. Следует здесь оговорить, что обычно термин «человеческие ресурсы» применяют в отношении потенциального состава работников организации, термин «персонал» — в отношении ее фактического состава, при этом термину «персонал» отдается предпочтение.

2. Управленческая деятельность организации — системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование организации, ее сохранение и развитие. Без управления организация не существует. В системе управления организацией в связи со специфическими функциями особо выделяется деятельность управлением персоналом.

Основной задачей управления персоналом является наиболее эффективное использование мастерства и возможностей работников в соответствии с целями организации, с учетом наиболее полного удовлетворения их своей работой, сохранения здоровья и установления конструктивного сотрудничества между собой. Важной задачей управления персоналом при этом следует считать обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками. Система управления персоналом, т.е. систематизированное и сознательное объединение людей, действующих в определенных целях, включает в себя, как всякая система управления, субъект и объект управления.

Управление персоналом: понятие, деятельность по управлению персоналом. Исходное понятие и главная цель управления персоналом.

Управление персоналом — целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии, политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации. Главная цель управления персоналом — вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.). Следует подчеркнуть, что понятие «управление персоналом» в определенной степени условно, поскольку предполагает не командование людьми, а создание условий, обеспечивающих наилучшее использование человеческого ресурса и каждого работника в отдельности.
Тема 2. Основа современной концепции в принципы управления персоналом

1. Основа концепции управления персоналом

2. Принципы управления персоналом

1. Основу концепции управления персоналом как систему теоретико-методологических взглядов, принципов и методов в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Управление персоналом в таких условиях приобретает особую значимость. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности.

2. Принципы управления персоналом — нормы, правила, требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации. Основными из них являются следующие:

  • принцип научности (объективности) управления персоналом — исходный принцип;

  • принцип системности — предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления;

  • принцип эффективности — достижение поставленных целей в короткий срок с наименьшими потерями человеческой энергии;

  • принцип основного звена, т.е. нахождение и решение среди множества задач — важнейшей;

  • принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм);

  • сочетание единоначалия и коллегиальности;

  • контроль и ответственность за исполнение решений.

Современная парадигма управления в основу концепции управления персоналом ставит деятельность человека и все факторы ее осуществления. В этой парадигме решающую роль играют такие качества поведения человека и его деятельности, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, установки и т.п. Эту парадигму можно назвать парадигмой управления человеческими ресурсами. Она на сегодня определяет всю совокупность концептуальных положений стратегического управления организацией.

Перечислим некоторые принципы данной парадигмы:

  • опора на фундаментальные основы современного менеджмента — качество, нововведения, персонал, сервис;

  • этика бизнеса;

  • честность и доверие к работникам;

  • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

  • атмосфера в организации, содействующая раскрытию способностей работающих;

  • долевое участие каждого работника в общих результатах;

  • качество личной работы и ее постоянное улучшение;

  • активный поиск менеджером обратной связи с подчиненными;

  • открытое обсуждение уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их замещения;

  • создание возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;

  • ответственность работника за собственное развитие (вместо ответственности руководителя за развитие персонала).


Тема 3. Методы управления и факторы, окидывающие воздействие на персонал

^ 1. Методы управления персоналом

2. Факторы, оказывающие воздействие на персонал организации

1. Условно все методы воздействия на персонал можно разделить на три группы: административные, экономические и социально-психологические. Условно потому, что все методы органично связаны между собой. Предпочтение в рыночных условиях отдается экономическим методам.

К административным (распорядительным) методам относятся: формирование организационных структур органов управления; утверждение административных норм и нормативов; издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций, контроль за их исполнением. Эти методы отличает прямой характер воздействия — любой регламентирующий и административный акт подлежит безусловному исполнению.

Экономические методы включают: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование и планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговую систему; утверждение экономических норм и нормативов. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных сотрудников.

В число социально-психологических методов входят: социальный анализ коллектива; социальное планирование; участие персонала в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального, психологического климата); моральное стимулирование; развитие у работников инициативы и ответственности. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов, таких как система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и др.

Экономические и социально-психологические методы имеют косвенный характер управляющего воздействия на персонал.

2. Учеными выделяются три фактора, оказывающих управляющее воздействие на персонал организации.

Первый фактор — иерархическая структура управления людьми, в которой основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, оказание давления на человека «сверху», с помощью принуждения и контроля над распределением материальных благ.

Второй фактор — то, что условно называют культурой, т. е. вырабатываемые средой, коллективом организации общие ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия отдельной личности, заставляют ее без видимого принуждения вести себя в определенных рамках.

Третий фактор — это рынок — система отношений, основанная на купле-продаже товаров и услуг, отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Характерной особенностью перехода к рынку, который переживает наша страна, является постепенный отход от жесткой иерархической системы административного воздействия на персонал организаций и предприятий к рыночным взаимосвязям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. В новых условиях необходимо осознание и переход к принципиально иным приоритетам: главная ценность в организации —ее работники (персонал), а за пределами организации — потребители продукции.

Трудовая адаптация персонала

1. Понятие трудовой адаптации

Адаптация — процесс активного взаимного приспособления принятого на работу человека и организации с целью наиболее эффективной реализации физического и творческого трудового потенциала работника.

Различают несколько аспектов адаптации работника к новой среде:

  • организационный — усвоение работником роли своего рабочего места в общей организационной структуре и особенностей механизма управления предприятием;

  • психофизиологический — приспособление к физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;

  • профессиональный — постепенное доведение трудовых показателей до необходимого уровня (навыков, дополнительных знаний и т. д.);

  • социально-психологический — приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.

Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус работника в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, признание, приемлемое вознаграждение за труд, удовлетворенность организацией труда и т.д.). Показатели низкой адаптации — это отклоняющееся поведение работника, текучесть кадров и др.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (676.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru